Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.02.2005 N 18 "Об утверждении Санитарных правил и норм 2.4.16-2-2005 "Гигиенические требования к устройству и содержанию детских домов"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





В целях исполнения Закона Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" в редакции от 23 мая 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 52, 2/172) ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила и нормы 2.4.16-2-2005 "Гигиенические требования к устройству и содержанию детских домов" и ввести их в действие на территории Республики Беларусь с 20 июля 2005 года.

2. Главным государственным санитарным врачам административных территорий данное постановление довести до сведения всех заинтересованных и установить контроль за его выполнением.



Главный государственный

санитарный врач

Республики Беларусь М.И.РИМЖА







                                           УТВЕРЖДЕНО
                                           Постановление
                                           Главного государственного
                                           санитарного врача
                                           Республики Беларусь
                                           22.02.2005 N 18


САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ 2.4.16-2-2005

"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ

И СОДЕРЖАНИЮ ДЕТСКИХ ДОМОВ"



Глава 1

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ



1. Настоящие Санитарные правила и нормы 2.4.16-2-2005 "Гигиенические требования к устройству и содержанию детских домов" (далее - санитарные правила) устанавливаются с целью охраны здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Настоящие санитарные правила распространяются на детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские социальные приюты (далее - детские дома), не распространяются на учреждения для детей с особенностями психофизического развития.

2. Настоящие санитарные правила предназначены для учреждений образования, организаций здравоохранения, медицинских и педагогических университетов, специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор (далее - госсаннадзор).

3. Положения настоящих санитарных правил распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, функционирующие детские дома.



Глава 2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



4. Детские дома предназначены для проживания, воспитания, обучения, гармоничного развития, оздоровления, культурно-бытового обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 3 - 18 лет (далее - дети). При наличии необходимых условий в детский дом могут приниматься дети младше 3-х лет. Оптимальная вместимость детского дома - 25 - 30 детей, предельная - 75 детей.

Детский дом семейного типа может функционировать в форме отдельной семьи или входить в состав детской деревни (городка). На полном государственном обеспечении в семье воспитывается не менее 5 детей, общая численность детей не может превышать 10 человек с учетом родных детей родителей-воспитателей.

5. Воспитанники детских домов могут посещать учреждения дошкольного образования и учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования, наравне с детьми из семей.

6. Школа-интернат может функционировать в составе 1 - 10-х классов (базовая школа), 1 - 12-х классов (средняя школа).

7. Детские социальные приюты организуются для временного проживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в возрасте от 3 до 15 лет или от 15 до 18 лет в количестве до 35 человек.

8. В социальных приютах организовываются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом возраста (3 - 6 лет, 7 - 10 лет, 11 - 14 лет, 15 - 18 лет), формы и степени их социальной дезадаптации. Допускается пребывание в одной группе детей дошкольного и младшего школьного возраста. Допускается организация разновозрастных групп с учетом пола воспитанников.

9. Наполняемость групп в детских домах должна соответствовать "Положению о детском доме смешанного типа", "Положению о детском доме семейного типа", "Положению об общеобразовательной школе-интернате", "Примерному положению о детском социальном приюте" и другим действующим нормативным правовым актам.

10. Количество воспитанников в функционирующих детских домах не должно превышать проектную вместимость.



Глава 3

ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ



11. При организации участка детского дома для детей дошкольного возраста следует руководствоваться требованиями Санитарных правил и норм 14-31-95 "Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 05 июля 1995 г. (далее - СанПиН 14-31-95), остальных детских домов - требованиями настоящих санитарных правил.

12. Детские дома следует размещать на селитебных территориях поселений с учетом соблюдения нормативов пешеходной и транспортной доступности до общеобразовательных, детских дошкольных и внешкольных учреждений согласно Строительным нормам и правилам 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР 16 мая 1989 г. N 78 (далее - СНиП 2.08.02-89); Строительным нормам Республики Беларусь 3.01.04-02 "Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов", утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 31 декабря 2002 г. N 417; Санитарным правилам и нормам 10-25-94 "Санитарные правила и нормы по обеспечению инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 03 мая 1994 г.

13. Земельный участок детского дома должен быть удален от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха.

14. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым, иметь не меньше двух въездов (основной и хозяйственный) и удобные подъездные пути. При сложных рельефах местности участок должен иметь отвод ливневых и паводковых вод.

15. Допускается кооперирование детских домов с домами ребенка, детскими социальными приютами, общежитиями для бывших воспитанников детских домов, с учреждениями, обеспечивающими получение начального, базового и общего среднего образования.

16. Детский социальный приют должен занимать отдельный блок функционирующего детского учреждения (детское дошкольное или общеобразовательное учреждение, детский дом, школа-интернат, детский социально-педагогический центр) или размещаться в отдельном здании.

17. Уровни шума, инфразвука, электромагнитных излучений на территории застройки нормируются согласно Санитарным правилам и нормам 2.2.4./2.1.8.10-32-2002 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 31 декабря 2002 г. N 158 (далее - СанПиН 2.2.4./2.1.8.10-32-2002); Санитарным правилам и нормам 2.2.4./2.1.8.10-35-2002 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 31 декабря 2002 г. N 161 (далее - СанПиН 2.2.4./2.1.8.10-35-2002); Санитарным правилам и нормам 2.2.4./2.1.8.9-36-2002 "Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 31 декабря 2002 г. N 162 (далее - СанПиН 2.2.4./2.1.8.9-36-2002).

18. При размещении детского дома в жилой застройке запрещается транспортный и пешеходный транзит через его территорию.

19. Площадь земельного участка зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с нормативными требованиями к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов. Площадь земельных участков сельских детских домов может расширяться за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др. Изменение площади участка согласовывается с территориальными учреждениями госсаннадзора.

20. При функционально-планировочной организации участка должны быть выделены следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, зона отдыха, учебно-опытная, хозяйственная.

Состав функциональных зон участка детского дома смешанного типа принимается согласно приложению 1.

21. В зоне активного отдыха должны быть площадки, оборудованные качелями, рукоходами, стенками для отбоя мяча и т.д. В зоне тихого отдыха следует оборудовать сооружения (навесы, веранды, террасы), обеспечивающие возможность прогулок детей при различных погодных условиях. Теневые навесы должны быть закрыты с трех сторон (для защиты от ветра).

22. Физкультурно-спортивная зона должна обеспечивать проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий. Для покрытий площадок используются материалы согласно пособию П2-2000 к СНиП 2.08.02-89 "Проектирование спортивных и физкультурно-оздоровительных зданий, сооружений и помещений", утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 24 ноября 2000 г. N 531.

23. Оборудование на участке должно соответствовать росту детей, быть исправно, без выступов и шероховатостей, устойчиво закреплено. Покрытие должно быть водостойким и поддаваться очистке и дезинфекционной обработке.

24. На детских физкультурно-спортивных и игровых площадках не должно быть смотровых колодцев по обслуживанию наружных сетей водоснабжения и канализации.

25. Все зоны участка должны быть связаны пешеходными дорожками и площадками для катания на велосипедах, роликовых коньках, скейтбордах, ходьбы на лыжах. Пешеходные дорожки одновременно могут быть предназначены для изучения правил дорожного движения.

26. Озеленение участка должно выполнять функции санитарно-защитного барьера, зоны тихого отдыха, границ между зонами участка. Площадь под зелеными насаждениями и газонами должна составлять не менее 50% площади участка.

27. При озеленении участка необходимо учитывать местные условия, применять наиболее распространенные в данной местности породы деревьев, кустарников, трав и цветов. Посадка колючих или с ядовитыми плодами деревьев и кустарников не допускается.

28. Расстояние от здания детского дома до хозяйственной зоны должно быть не менее 20 м, до деревьев - не менее 10 м, до кустарников - не менее 5 м. Ширина полосы охранного озеленения на границе земельного участка принимается не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м.

29. Хозяйственная зона должна располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальт или бетон), самостоятельный въезд с улицы и ограждаться зелеными насаждениями. Хозяйственная зона включает площадку для мусоросборника, хозяйственный транспортный двор, загрузочную площадку кухни и хранилищ, автостоянку. Размеры хозяйственной зоны следует определять с учетом месторасположения детского дома в структуре поселения. При автономном размещении учреждения на территории хозяйственной зоны могут предусматриваться: котельная, гараж, прачечная, баня, складские помещения, водонапорная башня, трансформаторная подстанция и другие постройки, необходимые для его функционирования.

30. Мусоросборник устанавливается на бетонированной или асфальтированной площадке, огражденной с 3-х сторон, на расстоянии не менее 25 м от здания, игровых и физкультурных площадок. Обеспечивается плотно закрывающейся крышкой. Размеры площадки для сбора мусора должны превышать площадь основания контейнера на 1,0 м со всех сторон.

31. Подходы к зданиям, пути движения воспитанников по территории не должны пересекаться с проездами для автотранспорта.

Через территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение).

32. Въезды и входы на участок, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.

33. Подходы к зданию не менее чем за 100 м должны иметь твердое покрытие.

34. Участок детского дома должен иметь наружное электрическое освещение, исходя из нормы освещенности на поверхности земли в вечернее время - не менее 10 лк.

35. Территория земельного участка детского дома должна быть ограждена.



Глава 4

ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ



36. Этажность здания не должна превышать 3 этажей без учета мансардного и цокольного. Допускается размещение детей дошкольного и младшего школьного возраста не выше 2 этажа. Планировочное решение дошкольного детского дома должно обеспечивать принцип групповой изоляции; одним входом могут пользоваться не более 4-х групп. Наружные входы в здание оборудуются тамбурами.

37. Планировочная структура здания детского дома должна предусматривать четкое деление на основные функциональные группы помещений: жилые, общевоспитательного назначения, медицинского обслуживания и организации лечебно-оздоровительной работы, административно-хозяйственные. Помимо перечисленных, должна быть выделена группа помещений для музыкальных и физкультурных занятий, трудовой деятельности, приготовления уроков, кружковых занятий и др.

38. Размещение различных групп помещений должно обеспечивать функциональную и звуковую изоляцию жилых ячеек, их удобную взаимосвязь с остальными помещениями детского дома, выполнение санитарно-гигиенических норм.

39. Помещения, режим работы которых может причинить беспокойство проживающим (залы для музыкальных и гимнастических занятий, бойлерные, мастерские, охлаждаемые камеры с машинным отделением, вентиляционные камеры, помещения кухни и т.п.), нельзя размещать смежно с жилыми ячейками квартирного типа или групповыми ячейками (далее - жилые ячейки).

40. Уровни шума от внешних и внутренних источников в спальнях и помещениях для приготовления уроков нормируются (для времени суток с 7.00 до 23.00 часов) согласно СанПиН 2.2.4./2.1.8.10-32-2002.

41. Уровни инфразвука, вибрации, электромагнитных излучений от внешних и внутренних источников в жилых помещениях нормируются согласно Санитарным правилам и нормам 2.2.4./2.1.8.10-33-2002 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 31 декабря 2002 г. N 159, СанПиН 2.2.4./2.1.8.10-35-2002, СанПиН 2.2.4./2.1.8.9-36-2002.

42. При размещении детского дома в приспособленном здании набор помещений, их площади определяются по согласованию с территориальными учреждениями госсаннадзора в каждом конкретном случае, исходя из типа детского дома, числа и возраста детей, состояния их здоровья и прочего.

43. Функционально-планировочная организация здания должна учитывать его разделение на "закрытую" и "открытую" зоны. "Закрытая" зона включает помещения и зоны участка детского дома, предназначенные для эксплуатации только воспитанниками и персоналом учреждения. "Открытую" зону могут формировать следующие группы помещений: досуговые и общевоспитательные; часть медицинских помещений (кроме изолятора); административно-хозяйственные.

44. Жилая зона детского дома формируется на основе жилых ячеек, предназначенных для проживания группы воспитанников. Связь между жилыми ячейками и другими помещениями может осуществляться через лестницы, коридоры, холлы и рекреации или теплые переходы.

45. В условиях реконструкции при специальном обосновании допускается размещение жилых ячеек в отдельно стоящих зданиях. При этом остальные помещения должны размещаться не далее 100 м от входа в жилые здания.

46. В функционирующих детских домах либо при реконструкции зданий другого назначения допускается формирование жилой зоны по типу коридорной системы или по типу групповых ячеек в соответствии с требованиями СанПиН 14-31-95.

47. Рекомендуемый состав помещений проживания, проектируемых по коридорному типу, на группу: спальные комнаты на 3 - 4 места (площадь на I место - 5 кв.м); учебно-игровая комната для приготовления уроков (площадь на 1 место - 4,2 кв.м), в которой следует предусмотреть зону психологической разгрузки.

48. Состав и минимальные площади помещений жилой ячейки квартирного типа устанавливаются согласно приложению 2.

49. Кухня-столовая в жилой ячейке (за исключением детских домов для детей дошкольного возраста) предназначена для приема пищи и обучения воспитанников основам кулинарии и домоводства. Проектируется из расчета размещения кухонного оборудования и обеденного стола для воспитанников и воспитателя в одну посадку - 1,7 кв.м на одно посадочное место.

50. В жилых ячейках детского городка (деревни) целесообразно увеличить площадь кухни-столовой с учетом необходимости проведения полного цикла приготовления пищи, размещения кухонного оборудования, а также увеличить площади подсобных помещений и кладовых.

51. В детском доме спальни (жилые комнаты) для мальчиков и девочек старше 6 лет должны быть раздельными.

52. В жилой ячейке должна быть предусмотрена комната для воспитателя.

53. Прием пищи детьми (в том числе - дошкольного возраста) может быть организован в общей столовой по согласованию с территориальным учреждением госсаннадзора.

54. Санитарный узел - постирочная жилой ячейки квартирного типа включает следующие помещения: умывальную-шлюз, ванную комнату, душевую и туалет.

55. В жилых ячейках следует предусмотреть место для стирки мелких личных вещей (носки, гольфы, колготы и др.) детьми в возрасте от 10 лет и старше.

56. Жилая ячейка в детском социальном приюте должна иметь следующий состав помещений:

раздевальные (раздельные для мальчиков и девочек школьного возраста) площадью из расчета не менее 0,7 кв.м на одного воспитанника;

спальни (жилые помещения) площадью не менее 3 кв.м на одного воспитанника дошкольного возраста, не менее 4 кв.м на одного воспитанника школьного возраста; оптимальная вместимость - не более 4-х детей 3 - 14 лет, 3-х воспитанников 15 - 18 лет;

общее помещение для отдыха, организации учебно-воспитательного процесса (площадь - не менее 3 кв.м на одного воспитанника; общая площадь - не менее 20 кв.м);

буфетная с двухсекционной мойкой (площадь - не менее 3 кв.м);

комната воспитателя (площадь - не менее 8 кв.м);

санитарный блок (площадь - из расчета не менее 0,8 кв.м на одного воспитанника).

57. Санитарный блок в детском социальном приюте должен состоять из умывальной-шлюза, душевой и туалетной.

58. При размещении детского социального приюта на площадях действующего детского учреждения собственностью приюта должны быть следующие помещения: приемное отделение, жилые, учебные, общевоспитательного назначения, психологической коррекции и социальной реабилитации, административно-хозяйственные. Пользование помещениями общего назначения (медицинскими кабинетами, спортивным и музыкальным залами, пищеблоком, прачечной и т.п.) может быть совместным на договорной основе.

59. В здании детского дома предусматривается пищеблок, который следует размещать на первом или цокольном этажах. Набор помещений пищеблока должен обеспечивать условия для выполнения санитарно-гигиенических требований к организации питания. Состав и площади помещений пищеблока детского дома смешанного типа принимаются согласно приложению 3.

Из пищеблока следует предусматривать самостоятельный выход наружу, связанный с хозяйственной зоной участка учреждения.

60. Состав и площади помещений прачечной должны обеспечивать поточность технологического процесса обработки белья от грязного до чистого. Входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными. Прачечная должна иметь помещения для сбора грязного и хранения чистого белья, постирочную, сушильно-гладильное отделение. Состав и площади помещений прачечной детского дома смешанного типа принимаются согласно приложению 4.

61. В детском доме, обслуживаемом фабрикой-прачечной, должно быть предусмотрено помещение площадью не менее 4 кв.м (с отдельным наружным входом) для сортировки и сдачи грязного белья, а также помещение для хранения чистого белья.

62. Не допускается располагать входы в помещения пищеблока и прачечной напротив входов в помещения жилых ячеек.

63. Досуговые и общевоспитательные помещения должны иметь планировочную связь с жилыми ячейками, а также вход, обеспечивающий возможность автономной работы при обслуживании внешних посетителей. Состав и площади досуговых и общевоспитательных помещений детского дома смешанного типа принимаются согласно приложению 5.

64. Медицинский блок должен размещаться на первом этаже и включать врачебные и процедурные кабинеты, изолятор. Состав и площади помещений определяются заданием на проектирование, которое учитывает программу оздоровления воспитанников и наличие системы учреждений оздоровления и медицинского обслуживания в жилом районе, поселении. Состав и площади помещений для медицинского обслуживания воспитанников детского дома смешанного типа принимаются согласно приложению 6.

65. Изолятор должен быть рассчитан не менее чем на два вида инфекции (воздушно-капельные и кишечные), отделен от остальных помещений медицинского блока шлюзом с умывальником, и иметь отдельный выход на участок. Палаты изолятора должны быть непроходными, располагаться смежно с комнатой медсестры, между ними предусматриваются остекленные проемы. Количество коек в палатах изолятора принимается из расчета не менее 5% от общей численности детей.

В функционирующем детском доме состав и площади помещений для медицинского обслуживания воспитанников принимаются в соответствии с проектным решением.

66. В детском социальном приюте обязательно наличие приемного отделения, которое размещают на первом этаже с самостоятельным выходом на участок. Отделение предназначается для проведения первичной санитарной обработки детей, проведения медицинского осмотра и направления воспитанников (при наличии показаний) на лечение в территориальную лечебно-профилактическую организацию (далее - ЛПО), оказания первичной психологической и медицинской помощи.

67. Приемное и карантинное отделения детского социального приюта должны размещаться в одном блоке. В состав приемного отделения входят помещение для первичного осмотра ребенка и санпропускник.

68. Санпропускник должен предусматривать движение в одном направлении (раздевальная с кладовой для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют; ванна-душевая, одевальная). В одевальной должно быть предусмотрено хранение по одному чистому комплекту одежды для детей 3-х возрастных групп, запас полотенец, простыней, мыла, мочалки и емкости для их обработки.

69. Карантинное отделение должно состоять из 4-х помещений для раздельного размещения девочек и мальчиков, детей дошкольного и школьного возрастов (допускается два помещения), санитарного блока (душевая, унитаз, умывальник), буфетной.

70. При отсутствии в детском социальном приюте условий для санобработки и прохождения карантина допускается использовать для этих целей ЛПО по согласованию с территориальным учреждением госсаннадзора.

71. Состав и площади административно-хозяйственных помещений в детском доме смешанного типа принимаются согласно приложению 7.

72. Гостиную для встреч детей с родственниками целесообразно размещать на первом этаже смежно с вестибюлем и туалетом. При гостиной рекомендуется предусматривать комнату на два спальных места.

73. Размещение, ориентация и планировка здания детского дома должны обеспечивать не менее трех часов непрерывной инсоляции основных помещений (общих комнат и жилых комнат воспитанников в групповых и жилых ячейках, залов для музыкальных и гимнастических занятий), не менее 2,5 часов непрерывной инсоляции зон отдыха, физкультурно-спортивной зоны.

74. Ориентация окон общих комнат, жилых комнат воспитанников, игральных и спальных помещений в групповых ячейках может быть любая, кроме северной части горизонта (от 310 град. до 50 град.). Оптимальная ориентация рабочих помещений пищеблока, кружковых помещений - северо-запад, север, северо-восток (от 300 град. до 60 град. северной широты); общих комнат жилых ячеек, залов для музыкальных и гимнастических занятий, палат изолятора и врачебных кабинетов - юг; жилых комнат воспитанников - восток.

75. В соответствии с заданием на проектирование в детском доме может оборудоваться бассейн, устройство и эксплуатация которого регламентируется требованиями Санитарных правил и норм 2.1.2.10-39-2002 "Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды в плавательных бассейнах", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача 31 декабря 2002 г. N 167.

76. Для отделки помещений допускается применение материалов, прошедших государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию в Республике Беларусь (далее - разрешенных Минздравом Республики Беларусь).



Глава 5

ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ



77. Раздевальные, прихожие-раздевальные, кроме обычных встроенных или пристенных шкафов, должны быть оборудованы шкафами с устройством для просушки одежды и обуви детей и персонала. Допускается устройство общего помещения для сушки. Шкафы для одежды прочно закрепляют и оборудуют индивидуальными ячейками-полками для головных уборов, обуви, вешалками или крючками для верхней одежды.

78. Планировка общей комнаты в жилой ячейке должна предполагать возможность размещения мебели для отдыха и общения, проведения общих праздников, занятий и игр, хранения игрушек и предметов творчества воспитанников, организацию рабочей зоны воспитателя.

79. Каждый ребенок должен иметь индивидуальное место за детским столом. При расстановке мебели в жилой ячейке детского дома для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в СанПиН 14-31-95. Столы устанавливают у светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Для воспитанников-левшей следует устанавливать столы для индивидуальных занятий при правостороннем освещении.

80. Воспитанники школьного возраста должны быть обеспечены рабочими местами для приготовления домашних заданий (парты, столы) в соответствии с ростом.

81. Для подбора мебели соответственно росту воспитанников на видимых наружных поверхностях парт, столов, стульев наносится цветовая маркировка. Основные размеры мебели принимаются согласно приложению 8.

82. Спальни, жилые комнаты оборудуются стационарными кроватями, шкафами и тумбочками для хранения личных вещей, одежды и обуви воспитанников. Количество тумбочек и стульев должно соответствовать числу проживающих в комнате.

83. Расположение кроватей должно обеспечивать удобство подхода к ним и возможность уборки помещения. При расстановке должны соблюдаться минимальные разрывы (между изголовьями - не менее 0,3 м). Запрещается использование двухъярусных кроватей.

84. Комната воспитателя должна обеспечивать возможность его круглосуточного пребывания в жилой ячейке. Комната оборудуется местом для сна, шкафом для сменной одежды и обуви, столом для работы. Допускается смежно с комнатой воспитателя размещать кладовые для хранения чистого белья, несезонной одежды, инвентаря и оборудования.

85. Кухня-столовая в жилой ячейке должна быть оснащена холодильником и бытовой электроплитой, оборудована шкафами для хранения посуды и кухонного инвентаря, сушилками, обеденным столом, двухгнездной мойкой. При присоединении мойки к системе канализации обязательно устройство воздушных разрывов (20 мм).

86. В кухне-столовой допускается размещение стиральной машины-автомата.

87. При устройстве общей столовой для воспитанников детского дома следует предусмотреть наличие умывальников из расчета не менее 1 умывальника на 18 посадочных мест.

88. При оборудовании буфетных в детском доме для детей дошкольного возраста следует руководствоваться требованиями, изложенными в СанПиН 14-31-95.

89. В карантинном отделении детского социального приюта буфетная оборудуется двумя посудомоечными ваннами, холодильником, электроплиткой. Рекомендуется установка сухожарового шкафа.

90. Планировочное решение и оборудование санитарных узлов в функционирующем детском доме принимается согласно проектной документации.

91. Для жилой группы помещений по типу коридорной системы общие на секцию санитарные узлы для мальчиков и девочек размещаются в коридоре. На каждые 15 - 20 мест: туалеты с двумя унитазами и писсуаром для мальчиков, с двумя унитазами для девочек; кабины личной гигиены для девочек, оборудованные умывальником и биде; раздельные умывальные, в каждой из которых три умывальника и две ножные ванны; 2 - 3 душевые кабины (по одному рожку) с раздевальными. Возможно размещение совмещенного санитарного узла (душ, унитаз, умывальник) при каждой спальной на 3 - 4 места.

92. Санитарный узел жилой ячейки квартирного типа включает следующие помещения: умывальную-шлюз, ванную комнату, душевую и туалетную.

93. Умывальная-шлюз оснащается умывальными раковинами из расчета 1 на 5 дошкольников (1 на 6 школьников), навесными вешалками с индивидуальными ячейками для детских полотенец (для лица и ног), предметов личной гигиены, зеркалами, полотенцесушителем.

94. В ванной комнате следует размещать ванную 1,5 x 0,75 м, умывальную раковину, биде или поддон с гибким шлангом, стиральную машину, устройство для сушки белья и полотенец, зеркало.

95. Душевую следует размещать в отдельной закрывающейся кабине, оборудованной поручнями для детей, поддоном и гибким шлангом-душем для использования в качестве ванны для мытья ног. Поддон отделяется от места для переодевания влагостойкой шторой.

96. В функционирующем детском доме допускается оборудование общей душевой из расчета 1 душевая сетка на 20 детей.

97. В санитарном блоке детского социального приюта оборудуются душевая из расчета 1 душевая кабина на 16 детей и поддон с душевой сеткой на гибком шланге. В душевой кабине и поддоне должны быть резиновые коврики с ребристой поверхностью.

98. В туалетных в отдельных кабинах устанавливаются унитазы с гигиеническими накладками из расчета: 1 детский унитаз на 7 дошкольников, для детей школьного возраста - 1 унитаз на 8 девочек, 1 унитаз и писсуар на 12 мальчиков. Кабины для дошкольников должны быть полузакрытые, для школьников - закрытые; оснащены бумагодержателями, емкостями для использованной туалетной бумаги, щетками для мойки унитазов.

99. В жилых ячейках для восьми и менее воспитанников в детских домах смешанного типа допускается предусматривать одну кабину с детским унитазом при условии размещения в ванной комнате унитаза-биде с гибким шлангом-душем.

100. Высота установки санитарных приборов в детском доме нормируется согласно требованиям СанПиН 14-31-95, Санитарных правил и норм 14-46-96 "Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 11 декабря 1996 г., с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 20 декабря 2003 г. N 112 (далее - СанПиН 14-46-96).

101. Шкаф для хранения уборочного инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств, следует размещать в зоне санитарного узла.



Глава 6

ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОМУ РЕЖИМУ



102. Здание детского дома должно быть оборудовано системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми СНиП 2.08.02-89.

103. Система отопления должна обеспечивать равномерный прогрев воздуха помещений в течение всего отопительного периода. При использовании системы горячего водоснабжения для отопления помещений ванных комнат следует предусмотреть в качестве отопительных приборов полотенцесушители.

104. Отопительные приборы должны располагаться преимущественно под световыми проемами, быть легко доступными для уборки и, как правило, иметь регуляторы температуры. Отопительные приборы ограждаются съемными решетками.

105. В помещениях с постоянным пребыванием детей (жилые ячейки, музыкальный и гимнастический залы, досуговые помещения) должен быть обеспечен полуторократный воздухообмен в 1 час.

106. В помещениях жилых ячеек, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна соответствовать требованиям СанПиН 14-31-95.

107. Системы отопления и вентиляции, конструкция здания должны обеспечивать нормативное качество воздуха, оптимальный микроклимат во всех помещениях детского дома. Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от возраста детей и назначения помещения. Допустимые параметры микроклимата в отопительный период в жилых и досуговых помещениях: температура воздуха - +18 град. C - +22 град. C; относительная влажность - 30 - 60%; скорость движения воздуха - не более 0,25 м/с. Оптимальные параметры микроклимата детского дома принимаются согласно приложению 9.

108. Контроль температуры воздуха осуществляется с помощью бытового термометра, расположенного на внутренней стене помещения, на уровне зоны дыхания детей (для дошкольных групп - на высоте 0,8 - 1,2 м в зависимости от роста детей).

109. Во всех помещениях детского дома должны быть обеспечены условия для проветривания. Форточки и фрамуги должны функционировать в любое время года. Отношение площади форточек или фрамуг к площади пола должно составлять 1:50.

110. Помещения детского дома должны проветриваться неоднократно в течение дня. Наиболее эффективным является сквозное и угловое проветривание.

111. Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии детей: в теплое время года - непрерывно, в холодное - до снижения температуры воздуха в помещении до +18 - +19 град. C.

112. Сквозное и угловое проветривание помещений должно проводиться только в отсутствие детей. Продолжительность проветривания зависит от погодных условий (температура наружного воздуха, направление ветра), эффективности отопительной системы. Длительность его регламентируется снижением температуры воздуха в помещении в холодное время года до +14 град. C. Проветривание заканчивается за 30 минут до прихода детей. Не допускается проветривание через санитарный узел.

113. Профилактический осмотр, ремонт и испытание систем отопления и вентиляции необходимо осуществлять 1 раз в год, при необходимости - чаще, с обязательным оформлением акта приемки.



Глава 7

ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ



114. Основные помещения детского дома должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: буфетные, помещения санитарного узла жилой ячейки, снарядные при гимнастическом зале, помещения для сушки одежды и обуви, кладовые и складские помещения; приемную изолятора; туалетную персонала; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием здания; помещения для хранения дезинфицирующих средств; кинофотолабораторию, хранилище лыж.

С освещением вторым светом допускается проектировать следующие помещения: кабины с унитазами, душевую и ванную комнаты в жилой ячейке; моечную кухонной посуды; раздевальные при бассейнах и залах для гимнастических и музыкальных занятий.

В помещениях детского дома обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (далее - КЕО) в соответствии с требованиями Строительных норм Республики Беларусь 2.04.05.-98 "Естественное и искусственное освещение", введенных в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 07 апреля 1998 г. N 142 (далее - СНБ 2.04.05-98). При одностороннем естественном боковом освещении в основных помещениях КЕО должен быть не ниже 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). В основных помещениях дошкольного детского дома нормированные значения КЕО должны обеспечиваться на уровне пола.

Светопроемы в жилых, учебных, досуговых помещениях оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами, жалюзи, карнизами для тканевых штор.

Расстановка мебели в жилых, учебных, досуговых помещениях, расположение солнцезащитных устройств и декоративных растений должны способствовать максимальному использованию дневного света и равномерному освещению помещений. На окнах не должно быть высоких и широколистных цветов, снижающих уровень естественного освещения. Цветы следует размещать в простенках окон в подвесных и напольных цветочницах.

115. Искусственное освещение следует предусматривать для всех помещений.

Искусственное освещение должно осуществляться системой общего равномерного освещения. Преимущество имеет люминесцентное освещение.

В помещениях для отдыха, приготовления уроков могут использоваться светильники с лампами накаливания типа НСО-17-150, для освещения спален и палат изолятора - светильники типа НПО 13-100-801, НПО 13-2х60-801 и другие.

В общих и жилых комнатах воспитанников, комнате воспитателя, библиотеке с залом для самоподготовки воспитанников, кружковых помещениях, мастерской для ремонта одежды освещение может быть комбинированным.

Для помещений, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работы, должно предусматриваться раздельное управление освещением таких зон, либо использование выключателей, регулирующих подачу напряжения. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

В спальнях и палатах изолятора должно быть предусмотрено дежурное (ночное) освещение.

Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего и другого неблагоприятного действия на человека и внутреннюю среду помещений. Чистку осветительной арматуры светильников следует проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Не допускается хранение использованных ламп в учреждении.

В помещениях детского дома должны обеспечиваться нормированные значения уровней искусственной освещенности согласно приложению 10.



Глава 8

ТРЕБОВАНИЯ К ВОДОСНАБЖЕНИЮ И КАНАЛИЗАЦИИ



116. Здание детского дома должно оборудоваться централизованными системами хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями Строительных норм и правил 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".

117. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации способ удаления нечистот и отбросов решается с учетом местных условий и согласуется с территориальным учреждением госсаннадзора.

118. Качество питьевой воды (в любой точке водопроводной сети вне зависимости от вида водоисточника и системы обработки воды) должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды Санитарными правилами и нормами 10-124 РБ 99 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача 19 октября 1999 г. N 46.

119. Контроль качества питьевой воды осуществляется территориальным учреждением госсаннадзора в соответствии с требованиями Руководства по организации лабораторного контроля учреждениями госсаннадзора по разделу гигиены детей и подростков N 11-14-2-2003, утвержденного Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 11 марта 2003 года (далее - Руководство 11-14-2-2003).

120. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются: производственные помещения пищеблока, прачечная, душевая, жилые ячейки, комнаты для чистки и глажения одежды, санпропускник, изолятор и другие помещения медицинского блока, умывальники и водоразборочные краны для хозяйственных нужд.

121. Система горячего водоснабжения должна обеспечивать детский дом горячей водой круглогодично, независимо от отопительного сезона.



Глава 9

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ



122. Построение режима дня воспитанников должно основываться на дифференцированном подходе к детям разного возраста с учетом их соматического и психического состояния здоровья. При составлении режима дня воспитанников необходимо предусмотреть выполнение основных режимных моментов согласно приложению 11.

123. В выходные дни и каникулярное время продолжительность пребывания детей на свежем воздухе увеличивается на 1,5 - 2 часа (занятия по интересам, экскурсии, походы и т.д.).

124. Для воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и психологическом статусе, в специально отведенное время следует предусматривать лечебно-оздоровительные мероприятия и психолого-педагогическую реабилитацию.

125. В период пребывания детей в карантинном отделении детского социального приюта продолжительность прогулки, дневного и ночного сна воспитанников может быть увеличена с учетом их индивидуальных потребностей.

126. Оптимальное время начала занятий для детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, - 9 часов. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста следует проводить преимущественно в первую половину дня. В выходные дни занятия не проводят.

127. За год до поступления в школу определяется функциональная готовность воспитанников к обучению в соответствии с требованиями СанПиН 14-31-95.

128. При оценке готовности к обучению в школе следует учитывать: достижение ребенком к 1 сентября учебного года возраста 6-ти лет, функциональную готовность, биологическую зрелость, отсутствие медицинских показаний к отсрочке обучения согласно приложению 12.

129. При выявлении у ребенка отклонений в состоянии здоровья необходимо обеспечить проведение лечебных и оздоровительных мероприятий; с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения или отставание развития мелких мышц кисти рук, должна проводиться коррекционно-развивающая работа.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.