Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.02.2005 N 18 "Об утверждении Санитарных правил и норм 2.4.16-2-2005 "Гигиенические требования к устройству и содержанию детских домов"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

130. Продолжительность самоподготовки школьников должна соответствовать требованиям СанПиН 14-46-96: во втором классе - до 1,5 часов, 3 - 4 класс - до 2 часов, 5 - 6 класс - до 2,5 часов, 7 класс - до 3 часов, 8 - 12 класс - до 3,5 часов.

Порядок выполнения домашних заданий выбирается ребенком по собственному усмотрению. По завершении отдельных этапов работы, но не более чем через 30 - 40 мин, следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов.

131. Для организации внеучебной деятельности детей должны использоваться помещения общего назначения: читальный, актовый, музыкальный, спортивный залы, кружковые помещения, бассейн и др.

132. Занятия в кружках, организованных на базе детского дома, проводятся по подгруппам с общим количеством детей не более 12. Длительность занятий в кружках для младших школьников не должна превышать 45 минут, для учащихся среднего и старшего школьного возраста - 1,5 часов. Обязательно проведение физкультпауз или физкультминуток. Не рекомендуется участие одного воспитанника более чем в 2-х кружках.

133. Виды деятельности эмоционального характера (зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, репетиции, игры и т.д.) должны быть равномерно распределены на протяжении учебной недели и чередоваться с двигательно-активными мероприятиями в течение учебного дня.

134. При наличии в детском доме персональных электронно-вычислительных машин (далее - ПЭВМ) оборудование рабочих мест, организация режима труда и отдыха детей дошкольного и школьного возраста должны соответствовать требованиям Санитарных правил и норм 9-131 РБ 2000 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 10 ноября 2000 г. N 53.

135. Возрастные регламенты непрерывной работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях: для детей 5 лет - до 7 мин; для детей 6 лет - до 10 мин; для учащихся начальной школы - не более 15 мин; для учащихся средних и старших классов (имеющих навыки работы с компьютером) - не более 20 мин.

136. Используемые ПЭВМ должны иметь документы, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

137. Запрещается использовать ПЭВМ одновременно для занятий двух и более детей независимо от их возраста. Работа должна проводится в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

138. При просмотре телевизионных передач в вечернее время обязательно искусственное освещение помещения верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), находящимся вне поля зрения детей. В дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами во избежание отражения солнечных бликов на экране. Ограничивается время просмотра телепередач, диафильмов и видеофильмов до: 20 минут в день для детей 3 - 4 лет, 30 минут - 5 - 6 лет, 60 минут - 6 - 10 лет, 60 - 90 минут - 11 - 14 лет, не более 90 минут для детей 15 - 16 (18) лет. Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоту 1 - 1,3 м от пола на расстоянии не менее 4 м от глаз воспитанников.

139. Общественно-полезный труд воспитанников должен быть организован не ранее, чем через 1 час после окончания занятий. Не допускается привлечение детей к выполнению следующих видов работ: очистка осветительной арматуры; мытье окон; уборка санитарных узлов и мест общего пользования (лестничные площадки, пролеты, коридоры); ручная стирка постельного белья; очистка мусоросборников; сбрасывание снега с крыши здания; обслуживание котельных; проведение текущей дезинфекции, дезинсекции, дератизации; выполнение работ, связанных с использованием ядохимикатов. Запрещено мытье полов детям до 10 лет, привлечение детей к любым видам работ в ночное время.

140. При работе воспитанников, связанной с переносом (передвижением) тяжестей, нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет принимаются согласно приложению 13.

К выполнению работ с использованием бытовых машин и приборов (стиральные машины, пылесосы и др.) допускаются воспитанники не моложе 14 лет при условии контроля со стороны обслуживающего персонала и обязательного инструктажа по соблюдению техники безопасности.

141. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к участию в общественно-полезном труде по согласованию с медицинским работником.

142. Нагрузки на занятиях в спортивных секциях, организованных на базе детского дома, необходимо дифференцировать с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности воспитанников.

143. Условия проведения занятий должны соответствовать требованиям СанПиН 14-31-95, СанПиН 14-46-96.

144. Медицинский персонал на основе данных о состоянии здоровья и физической подготовленности распределяет воспитанников на группы для занятий физической культурой и спортом.

145. Работа по физическому воспитанию должна осуществляться воспитателями групп и специалистами по физическому воспитанию при систематическом (не реже 1 раза в месяц) контроле медицинским работником. При организации медико-педагогического контроля следует руководствоваться Методическими рекомендациями "Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста" N 11-14-2-2001, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 28 апреля 2001 г. и Методическими указаниями "Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников" N 122-0010, утвержденными Главным государственным санитарным врачом 13 октября 2000 г.

146. Закаливающие процедуры должны быть дифференцированы с учетом возраста детей, состояния их здоровья, подготовленности персонала и материальной базы детского дома. Закаливание проводится под контролем медицинских работников.

147. Массовые мероприятия эмоционального и подвижного характера проводятся до ужина. Перед сном необходимо предусмотреть спокойные тихие игры или занятия без чрезмерной двигательной активности.

148. Мероприятия воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с детьми при благоприятных метеорологических условиях следует проводить на открытом воздухе.



Глава 10

ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ СОСТОЯНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ



149. В период санитарно-эпидемического благополучия в детском доме при открытых окнах или фрамугах ежедневно проводится влажная уборка всех помещений (генеральная уборка - один раз в месяц) с использованием моющих средств, разрешенных Минздравом Республики Беларусь.

150. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневной дезинфекции по бактерицидному режиму независимо от эпидемической ситуации. Используются дезинфицирующие средства, разрешенные Минздравом Республики Беларусь.

151. Уборку жилых комнат воспитанников проводят утром после подъема детей, кухни-столовой - после каждого приема пищи (режим мытья посуды и столов - см. п.п. 200, 201, 202 настоящих санитарных правил), общей комнаты и прихожей-раздевальной - по мере необходимости, но не реже 2-х раз в день, комнаты воспитателя - один раз в день. В объем уборки входит: мытье пола, вытирание мест скопления пыли, дверных ручек, шкафов для хранения одежды и обуви и т.д. Окна и оконные проемы моют с наружной стороны 3 - 4 раза в год, изнутри - ежемесячно.

152. Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ ("пол", "поверхности выше пола"), использоваться по назначению и храниться раздельно.

Для каждой жилой ячейки должен быть предусмотрен индивидуальный уборочный инвентарь.

153. Инвентарь и ветошь для уборки туалетных помещений должны иметь сигнальную маркировку (красную или оранжевую), храниться отдельно в туалетной в специальном шкафу. Емкости и ветошь после использования дезинфицируются, промываются, прополаскиваются и просушиваются.

154. Ковры и мягкая мебель ежедневно очищаются влажной щеткой или пылесосом, при генеральной уборке ковры выколачиваются на территории хозяйственной зоны. При использовании съемных чехлов для мягкой мебели смена их производится по мере загрязнения.

155. Вновь приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных и пенолатексных ворсованных) перед поступлением в жилую ячейку должны мыться щеткой с мылом проточной водой (температура не ниже 37 град. C), ополаскиваться, просушиваться.

В период использования игрушки моют 1 раз в день горячей водой, щеткой, мылом в промаркированных тазах, затем ополаскивают проточной водой (температура не ниже 37 град. C) в посудомоечных ваннах и просушивают. Емкость для мытья игрушек хранят в кухне-столовой или в общей комнате. Кукольную одежду и т.п. стирают и проглаживают по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Мягконабивные игрушки ежедневно в конце дня обеззараживают в течение 30 минут бактерицидными лампами, установленными на расстоянии 25 см от игрушек. Пенолатексные игрушки подвергаются обработке согласно инструкции предприятия-изготовителя.

156. Игрушки, используемые детьми на участке, моют в специальных промаркированных емкостях, сливая воду в унитаз. В теплое время года для мытья выносных игрушек можно использовать поливочные краны на участке.

157. Воспитанники должны иметь индивидуальные предметы личной гигиены, а также другие предметы первой необходимости в соответствии с нормами, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь "Об обеспечении бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N 1603 от 10 октября 2003 года (далее - постановление Совета Министров Республики Беларусь N 1603) согласно приложению 14.

158. Мочалки после использования обеззараживаются кипячением или (при наличии автоклава) автоклавированием, просушиваются и хранятся упорядоченно (в промаркированной емкости или промаркированном мешке).

159. Резиновые коврики, используемые в санитарных узлах - постирочных, душевых, бассейнах, ежедневно дезинфицируются методом орошения или замачивания в дезинфицирующем растворе по бактерицидному режиму.

160. Банные дни проводятся не реже 1 раза в неделю. Смена постельного белья, полотенец для рук и ног проводится не реже 1 раза в неделю и по мере загрязнения.

161. Постельное белье должно быть промаркировано. Чистое постельное белье хранится в шкафах в жилых ячейках или на стеллажах в специальном помещении, предназначенном для хранения чистого белья. Необходимо иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец (для лица и ног) на каждого воспитанника. Матрацы должны быть снабжены наматрацниками, смена которых проводится по мере необходимости.

162. Нормы обеспечения одеждой, обувью и иными предметами первой необходимости принимаются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь N 1603 согласно приложению 15.

163. Полученную по гуманитарной помощи обувь, куртки, комбинезоны, пальто, плащи (3-й слой одежды) перед использованием следует тщательно выветрить; платья, костюмы, нательное белье (1-й и 2-й слои одежды) - выстирать.

164. Во время осложнения санитарно-эпидемической обстановки в детском доме объем противоэпидемических мероприятий определяется врачом-эпидемиологом территориального учреждения госсаннадзора в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Минздрава Республики Беларусь.

165. В медицинском блоке дезинфекционно-стерилизационные мероприятия должны проводиться в соответствии с требованиями приказа Минздрава Республики Беларусь "О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения" от 25 ноября 2002 г. N 1645.

166. Для предотвращения появления в детском доме грызунов, мух и других насекомых следует выполнять мероприятия в соответствии с требованиями СанПиН 14-31-95.

167. Содержание пищеблока должно соответствовать требованиям Санитарных правил и норм "Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое" N 42-123-5777-91, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19 марта 1991 г. (далее - СанПиН 42-123-5777-91).

168. Металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов должны регулярно, при заполнении не более 2/3 объема, очищаться от мусора. В летний период года для предупреждения выплода мух целесообразно использование водных эмульсий ларвицидов (0,2% тролена, 1% карбофоса, 0,5% диметилдихлорфенилфосфата, дифосодикрезила и других из числа средств, разрешенных Минздравом Республики Беларусь) из расчета 2 - 5 л на 1 кв.м при толщине мусора свыше 0,5 м. Кратность обработки 1 раз в 5 - 10 дней.

Для сбора пищевых отходов на контейнерных площадках должны быть выделены отдельные специальные емкости с крышками, которые должны заполняться не более чем на 2/3 объема, после освобождения очищаться, промываться с применением моющих средств, разрешенных Минздравом Республики Беларусь, ополаскиваться горячей водой и просушиваться. Вывоз пищевых отходов должен осуществляться ежедневно.

169. Оборудование участка (игровое, физкультурное, столы, скамейки в зоне отдыха и т.п.) должно содержаться в чистоте.

170. При наличии песочниц смена песка производится не реже 1 раза в месяц. Оценка безопасности песка в песочницах проводится в соответствии с требованиями Руководства 11-14-2-2003. На ночь песочницы должны закрываться крышкой.

171. В зимний период дорожки и игровые площадки должны расчищаться.

172. На территории детского дома не должно быть безнадзорных животных.

173. Содержание территории должно соответствовать требованиям Санитарных правил и норм N 10-7-2003 "Санитарные правила содержания территорий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 05 июня 2003 г. N 60; СанПиН 14-31-95; СанПиН 14-46-96.

174. Периодический контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в детском доме осуществляет территориальное учреждение госсаннадзора в соответствии с требованиями Руководства 11-14-2-2003.



Глава 11

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ



175. Питание детей должно удовлетворять физиологическую потребность организма в пищевых веществах и энергии в соответствии с возрастом, полом, характером деятельности. Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для детей и подростков принимаются согласно приложениям 16 - 18. Нормы питания для содержащихся в детских домах и школах-интернатах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведены в приложении 19.

176. Питание воспитанников детского дома должно быть организовано в соответствии с Руководством РБ N 11-14-2-2002 "Организация рационального питания детей в интернатных учреждениях", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 25 февраля 2002 г. (далее - Руководство 11-14-2-2002).

177. При организации питания следует учитывать, что количественное соотношение между белками, жирами и углеводами в суточном рационе детей старше 1 года должно составлять 1:1:4, при этом в общей энергетической ценности рациона около 14% калорий должно обеспечиваться за счет белков, около 31% - за счет жиров, около 55% - за счет углеводов.

178. Питание детей должно осуществляться на основе примерного 14-дневного меню, разработанного диетсестрой (диетврачом), технологом, согласованного с территориальным учреждением госсаннадзора и утвержденного руководителем детского дома.

Меню должно быть составлено для 4 возрастных групп детей: 3 - 6, 7 - 10, 11 - 13, 14 - 17 лет.

Объемы отдельных блюд для детей дошкольного и школьного возраста принимаются согласно приложению 20.

179. Питание должно быть четырех- или пятиразовым. Оптимальный режим питания для детей предполагает длительность перерывов между приемами пищи 3,5 - 4 часа (но не более 4,5 часов): завтрак - 8.00 - 8.30, обед - 12.30 - 13.00, полдник - 16.30 - 17.00, ужин - 19.30 - 20.00. Для воспитанников, обучающихся вне детского дома: завтрак - 7.30 - 8.00, второй завтрак - 11.30 - 12.00, обед - 15.00 - 15.30, ужин - 19.00 - 19.30.

Распределение суточной калорийности по приемам пищи: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник (или второй завтрак) - 10 - 15%, ужин - 20 - 25%. За 1 час до сна рекомендуется дать стакан молока или кисломолочного продукта (5%).

180. Завтрак должен включать: мясные или рыбные блюда с овощами или крупяным гарниром, творожные или яичные блюда, разнообразные молочные каши, чай, кофе злаковый с молоком, хлеб с маслом, бутерброд с сыром или колбасой. В обед следует включать овощные салаты, разнообразные первые блюда, мясные или рыбные блюда с гарнирами, компоты, кисели, овощные или фруктовые соки. Полдник (либо второй завтрак) должен включать: молоко, кисломолочные продукты, готовые фасованные десерты (йогурты, пудинги, желе), хлебобулочные изделия (булочки, пироги, печенье), фрукты, соки. На ужин предлагается: овощной салат, творожное, яичное или крупяное блюдо, молоко, чай, кефир, бутерброд.

181. Ежедневный рацион должен включать суточную норму (допустимые отклонения +/-10%) молока, масла (животного и растительного), хлеба, сахара. Крупы, мясо, рыба, яйца (диетические), творог, сыр, сметана, овощи, фрукты должны быть использованы в течение 14 дней в полном объеме возрастной потребности ребенка.

182. Замена одних продуктов другими разрешается согласно приложению 21. В зимне-весенний период возможна частичная замена сахара медом, свежих овощей и фруктов - квашеными, сушеными, консервированными.

183. В питание детей не должны включаться продукты с острым вкусом (горчица, хрен, острый перец, уксус, натуральный кофе). В рецептурах уксус заменяется лимонной кислотой. Вместо острых приправ используются вкусовые приправы (петрушка, сельдерей, укроп, корица, ванилин), а также продукты, богатые фитонцидами (лук, чеснок). Готовые соусы, кетчупы, горчица, хрен, аджика могут быть использованы воспитанниками подросткового возраста (15 - 18 лет) на уроках домоводства с целью ознакомления.

184. При приготовлении первых и вторых блюд должна быть использована только йодированная соль.

185. В выходные и праздничные дни разрешается включать в питание детей среднего школьного и подросткового возраста красную рыбу, черную и красную икру, деликатесные сорта колбас, ветчины, также жареный картофель, пиццу.

186. Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона питания воспитанников детского дома в походах и путешествиях, приведены в приложении 22.

187. В зимне-весенний период необходимо проводить C-витаминизацию первых или третьих блюд обеда (предпочтительнее - третьих блюд). Согласно "Инструкции по проведению C-витаминизации пищи" N 978-72, утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР 06 июня 1972 г., аскорбиновая кислота вводится из расчета суточной потребности ребенка в витамине C: 40 мг для детей в возрасте от 1 года до 6 лет; 50 мг для детей в возрасте 6 - 12 лет, 70 мг - для детей и подростков 12 - 17 лет. Витаминизация готовых блюд проводится непосредственно перед их раздачей (при витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку). Подогрев витаминизированных блюд не допускается.

Целесообразно проведение поливитаминизации с использованием витаминных и витаминно-минеральных комплексов в соответствии с Методическими рекомендациями "Применение витаминных и витаминно-минеральных препаратов для коррекции рационов питания детей в учебно-воспитательных учреждениях" N 109-9711 и постановлением Первого заместителя Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь "О профилактической поливитаминизации рационов питания" от 17 сентября 1998 г. N 28.

Витаминизацию проводит и регистрирует медицинский работник.

При проведении витаминизации с использованием поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов C-витаминизация блюд не проводится.

188. Для детей, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, аллергическими и другими заболеваниями, должно быть организовано диетическое питание в соответствии со спецификой заболевания.

Списки детей, нуждающихся в диетическом питании, должны быть доведены медицинским работником до сведения воспитателей и поваров.

189. Планировка пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, прием и хранение пищевых продуктов, кулинарная обработка, раздача пищи, транспортировка пищевых продуктов, личная гигиена персонала должны соответствовать требованиям СанПиН 42-123-5777-91, СанПиН 14-31-95, СанПиН 14-46-96 и настоящих санитарных правил.

190. Набор помещений пищеблока и их площади должны предусматривать работу на сырье как оптимальном варианте организации питания воспитанников детского дома. При наличии комбината школьного питания по согласованию с территориальным учреждением госсаннадзора допускается проектирование пищеблока, рассчитанного на работу с полуфабрикатами.

Размещение цехов и оборудования должно обеспечивать соблюдение последовательности технологического процесса, отсутствие встречных и перекрещивающихся потоков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды. Расположение оборудования должно предусматривать свободный доступ к нему и отсутствие труднодоступных для уборки мест.

191. Условия транспортирования и хранения пищевых продуктов должны обеспечивать их качество и безопасность в течение срока годности.

Транспортировка пищевых продуктов производится в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь "Об утверждении единых требований к транспортировке продовольственного сырья и пищевых продуктов" от 01 марта 2004 г. N 30.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим санитарный паспорт.

В теплое время года продукты должны доставляться охлаждаемым или изотермическим транспортом в течение не более 1 часа.

Транспортирование пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предотвращающих загрязнение, при строгом соблюдении товарного соседства сырой и готовой продукции. Транспортирование овощей должно проводиться изолированно от других продуктов. Транспортирование скоропортящейся продукции проводится в промышленной либо специально выделенной закрытой маркированной таре. Тара должна использоваться строго по назначению, после использования промываться водой с 2% раствором кальцинированной соды, ошпариваться кипятком, высушиваться и храниться в местах, недоступных загрязнению.

При погрузке и выгрузке продуктов следует использовать санитарную одежду (халат, колпак, рукавицы).

192. Поступающие на пищеблок пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной документации, иметь качественные удостоверения предприятий-изготовителей с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, пищевой ценности. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукции. В товарно-транспортных накладных должны быть сведения о содержании в продуктах радионуклидов, а в овощах и фруктах - и о содержании нитратов, пестицидов (в случае их применения).

193. На продукты, полученные по гуманитарной помощи, должно быть удостоверение о государственной гигиенической регистрации.

Не допускается принимать пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком годности (хранения), с признаками порчи.

194. Не принимаются к употреблению: мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; сельскохозяйственная птица и яйца без ветеринарного свидетельства, а также из неблагополучных по сальмонеллезу хозяйств; утиные и гусиные яйца, консервы с нарушением герметичности, без этикеток, бомбажем; крупа, мука, сухофрукты, другие продукты, зараженные амбарными вредителями; овощи и плоды с признаками гниения; грибы; особо скоропортящиеся продукты с истекшими сроками реализации; продукция растениеводства без удостоверения о качестве.

195. Продукты следует хранить в соответствии с требуемыми для них условиями хранения с соблюдением принципов товарного соседства. Сроки годности и условия хранения скоропортящихся продуктов, сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов должны соответствовать Санитарным правилам и нормам "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов" N 42-123-4117-86, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 20 июня 1986 г., ГОСТам и инструкции согласно приложениям 23 - 24.

Сырые продукты и продукты, используемые в питании без термической обработки, должны храниться раздельно при строгом соблюдении правил товарного соседства.

Хранение скоропортящихся продуктов без холода запрещается. В холодильных камерах должны строго соблюдаться правила товарного соседства и температурный режим.

Сырые скоропортящиеся и готовые продукты должны храниться в отдельных холодильных камерах. На пищеблоках небольшой мощности, имеющих одну холодильную камеру, допускается совместное их хранение с соответствующим разграничением.

Холодильные камеры для хранения сырой продукции (мясо, рыба) должны быть оборудованы стеллажами с гигиеническим покрытием, легко поддающимся мойке. В холодильных камерах для готовой продукции (колбаса, молоко и кисломолочные продукты) должны быть крючья для подвешивания колбас.

Масло сливочное должно храниться на полках в таре или брусками, завернутыми в пергамент; сыры крупнобрусковые - на чистых деревянных стеллажах без тары, мелкобрусковые - на полках в таре или на чистых деревянных настилах. При укладывании кругов сыра один на другой между ними должны быть прокладки из картона или фанеры.

Молоко, сметана, творог должны храниться в холодильной камере в той же таре, в которой они поступили.

Сильно пахнущие продукты (сельдь, специи) должны храниться отдельно от остальных продуктов.

Яйца нельзя хранить рядом с готовой продукцией. Обработка яиц, используемых для приготовления блюд, осуществляется в мясо-рыбном цехе в специальных промаркированных емкостях в следующей последовательности: теплым 1 - 2% раствором кальцинированной или питьевой соды, 0,5% раствором хлорамина, после чего ополаскивают холодной водой. После промывки яйца выкладывают на лотки или в другую чистую посуду. Заносить и хранить в производственных помещениях необработанные яйца в кассетах запрещается.

Свежие овощи и фрукты, квашеные овощи должны храниться в сухом, темном вентилируемом помещении (овощехранилище) при температуре от +1 до +10 град. C. Закладывать картофель и овощи в овощехранилище следует слоем не более 1,5 м. Свежую капусту, зелень следует хранить на стеллажах, квашеные овощи - в бочках. В соответствии с санитарно-ветеринарными правилами "Состояние здоровья населения в связи с влиянием фактора среды обитания человека. Иерсиниозы", утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 31 декабря 2002 г. N 150/35, постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь "Об усилении мер профилактики иерсиниозной инфекции" от 28 июня 2004 г. N 61, необходимо обеспечить раздельное хранение загрязненных землей овощей (корнеплодов и огурцов свежих) от остальной группы овощей, фруктов, ягод и других продуктов; провести перед загрузкой очистку, ремонт и мероприятия по обеспечению грызунонепроницаемости помещений.

При отсутствии должных условий для хранения овощей картофель, корнеплоды и свежая капуста хранятся не более 3 - 5 дней. Зелень хранят в очищенном виде разложенной на стеллажах в холодильной камере для готовой продукции.

Сыпучие продукты необходимо хранить в сухом помещении в чистых ларях с плотно закрывающимися крышками или в мешочной таре, картонных коробках на подтоварниках либо стеллажах на расстоянии не менее 15 см от пола и 20 см от стены.

Хлеб черный и белый должен храниться раздельно на полках или в шкафах; расстояние от нижней полки до пола должно быть не менее 35 см. Дверцы в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции. При уборке мест хранения хлеба крошки следует сметать специальными щетками и не реже 1 раза в неделю тщательно протирать полки 1% раствором столового уксуса.

Не допускается совместное хранение сырых продуктов или полуфабрикатов с готовыми изделиями; хранение испорченных и подозрительных по качеству продуктов с доброкачественными, а также хранение в помещениях вместе с пищевыми продуктами тары, хозяйственных материалов и непищевых товаров.

Обязательно ведение журнала по контролю за качеством скоропортящихся продуктов, поступающих на пищеблок, согласно приложению 25.

196. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими из нержавеющей стали или дюралюминия. Для обработки сырого мяса и рыбы допускается использование столов, покрытых оцинкованным железом с закругленными углами. Поверхность столов для разделки теста должна быть деревянной, гладко выструганной, без трещин.

Для разделки сырых и готовых продуктов должны использоваться разделочные доски из деревьев твердых пород (дуб, бук, ясень, береза), без щелей и зазоров, гладко выструганные.

Доски и ножи должны быть промаркированы и использоваться строго по назначению: "СМ" - сырое мясо, "ВМ" - вареное мясо, "СР" - сырая рыба, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "СО" - сырые овощи, "КО" - квашеные овощи, "X" - хлеб, "МГ" - мясная гастрономия, "РГ" - рыбная гастрономия, "Сельдь", "Зелень".

Необходимо иметь не менее двух комплектов ножей и разделочных досок.

Разделочные доски моют с использованием разрешенных Минздравом Республики Беларусь моющих средств, ополаскивают и ошпаривают кипятком. Доски хранят поставленными на ребро непосредственно на рабочих местах в металлических кассетницах либо в подвешенном состоянии.

Вся кухонная посуда должна храниться на специальных полках и стеллажах, мелкий инвентарь - в шкафах.

Технологическое оборудование для обработки сырых и готовых продуктов должно иметь соответствующую маркировку, по окончании работ тщательно промываться с добавлением разрешенных Минздравом Республики Беларусь моющих средств.

197. Для приготовления пищи используется посуда из нержавеющей стали, алюминиевая, эмалированная, чугунная (сковороды, горшки), железная нелуженая (противни). Столовая посуда должна быть фаянсовая, из нержавеющей стали, чайная - фаянсовая, фарфоровая, стеклянная, столовые приборы - из нержавеющей стали. Не рекомендуется употреблять алюминиевую посуду. Не допускается использование посуды с трещинами, сколами, дефектами эмали, деформированной.

Допускается применение кухонной, столовой и чайной посуды из полимерных материалов, разрешенных Минздравом Республики Беларусь для использования в детских организованных коллективах.

На пищеблоке должен быть запас одноразовой посуды из полимерных материалов, разрешенных к применению в установленном порядке, на период карантинных мероприятий, для организации питания при чрезвычайных обстоятельствах.

198. Пища должна готовиться на каждый прием и реализовываться в течение 2 - 3 часов с момента приготовления.

199. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо выполнять требования, предъявляемые к рецептурам и технологии приготовления блюд и кулинарных изделий, а также санитарно-гигиенические требования.

Обработка сырых и вареных продуктов должна проводиться на разных столах с использованием соответствующих разделочных досок и ножей.

Измельчение сырых и вареных продуктов необходимо проводить на двух разных электроприводах или использовать разные насадки (с соответствующей маркировкой).

Овощи, предназначенные для винегретов и салатов, варятся в неочищенном виде. Очистка вареных овощей проводится в варочном цехе. Запрещается использование овощей, сваренных накануне.

Свежие овощи, используемые в питании в натуральном виде (целиком или в салатах), после тщательной очистки должны хорошо промываться проточной водой и бланшироваться, зелень - повторно промываться охлажденной кипяченой водой. Кочаны капусты перед бланшировкой разрезают на 2 - 4 части.

Заправка винегретов и салатов растительным маслом или сметаной производится только перед их выдачей.

Не допускается проводить очистку сырых овощей на ночь, держать очищенные овощи в воде более 1,5 часов.

Картофель после чистки сразу же погружают в холодную подсоленную воду, но не более чем на 2 - 3 часа.

Овощи и картофель следует нарезать непосредственно перед варкой, закладывать в кипящую воду и варить в закрытой крышкой посуде.

Свежую зелень необходимо закладывать в готовые блюда во время раздачи.

Котлеты, биточки из мясного и рыбного фарша, рыба кусками должны обжариваться на сковороде или противне с обеих сторон в течение 3 - 5 минут, затем доготавливаться в духовом или жарочном шкафу при температуре 250 - 280 град. C в течение 5 - 7 минут; или допускается жарка полуфабрикатов в жарочном шкафу без предварительного обжаривания на плите при температуре 250 - 270 град. C в течение 20 - 25 минут.

При изготовлении вторых блюд из отварного мяса (кур) или при отпуске его с первым блюдом измельченное или порционное мясо заливают небольшим количеством бульона, доводят до кипения и хранят при температуре 50 - 60 град. С в закрытой посуде или обжаривают в жарочном шкафу в течение 8 - 10 минут при температуре 220 - 250 град. C.

Омлеты готовят слоем 2,5 - 3 см в жарочном шкафу при температуре 180 - 200 С в течение 8 - 10 минут. Для приготовления омлета меланж не используется.

Творожные запеканки готовят слоем 3 - 4 см в жарочном шкафу при температуре 180 - 200 град. C в течение 20 - 30 минут. Сырники из творога после обжаривания подлежат повторной 3 - 5-минутной термической обработке в жарочном шкафу.

Сосиски, вареные колбасы очищают от полимерной оболочки и отваривают в течение 5 минут с момента закипания; яйца варят в кипящей подсоленной воде в течение 10 минут.

Фляжное молоко кипятят 2 - 3 минуты, для чего заполняют 2/3 объема пищеварочного котла. После кипячения молоко охлаждают на специальных стеллажах либо в ванне.

Запрещается:

использование остатков пищи от предыдущего приема, а также пищи, приготовленной накануне;

изготовление простокваши-самокваса, творога или других кисломолочных продуктов; блинчиков с сырым мясом, макарон с мясным фаршем "по-флотски"; кондитерских изделий с кремом; кваса, напитков, морсов собственного приготовления; студней, зельцев, заливных блюд (мясных, рыбных), форшмака из сельди; изделий во фритюре, паштетов, первых блюд на костном бульоне (приготовление блюд из мяса птицы с костью не запрещается); приготовление грибов;

употребление консервированных продуктов домашнего приготовления, консервов в томатном соусе;

использование кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающей птицы; яичницы-глазуньи;

использование фляжного творога из непастеризованного молока; использование фляжного молока без кипячения, фляжного творога и сметаны без дополнительной термической обработки;

переливание кисломолочных напитков (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин) из потребительской тары в емкости (их порционируют непосредственно из бутылок, пакетов в стаканы перед раздачей пищи).

Не требуют дополнительной термической обработки сметана и творог, выработанные молокоперерабатывающими предприятиями в мелкой фасовке (не более 0,5 кг).

200. Разрешение на выдачу готовой пищи с оценкой качества каждого блюда осуществляется бракеражной комиссией (шеф-повар, медицинский работник, представитель администрации учреждения или дежурный воспитатель) по органолептическим показателям до поступления готовой пищи на раздачу.

Выполнение меню, правильность кулинарной обработки, готовность блюда и разрешение на выдачу необходимо отмечать в бракеражном журнале согласно приложению 26. При выявлении нарушений блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков, о чем производится соответствующая запись в бракеражном журнале.

При неблагополучной санитарно-эпидемической обстановке в детском доме, районе, области (или ее ухудшении) производится отбор суточных проб в соответствии с требованиями, изложенными в Руководстве 11-14-2-2002.

201. Мытье столовой и кухонной посуды производится механическими моечными машинами или ручным способом с применением разрешенных Минздравом Республики Беларусь моющих средств.

При мытье ручным способом должны быть оборудованы: трехгнездные ванны - для столовой посуды; двухгнездные ванны - для мытья стаканов, чашек, кухонной посуды и инвентаря.

Ванны, предназначенные для ополаскивания, должны иметь специальные решетки и гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания вымытой посуды.

В местах присоединения ванн к канализации предусматриваются воздушные разрывы не менее 20 мм от верхней приемной воронки.

Режим мытья столовой посуды при ручном способе:

механическое удаление остатков пищи;

в первом гнезде ванны - мытье посуды в воде, имеющей температуру не менее 40 град. C с добавлением моющих средств;

во втором гнезде ванны - мытье посуды горячей водой при температуре не менее 40 град. C с добавлением моющих средств в концентрации в два раза меньшей, чем в первой моечной ванне;

в третьем гнезде ванны - ополаскивание посуды горячей проточной водой, температура которой не менее 65 град. C;

просушивание посуды в сушильных шкафах, на специальных полках или решетках.

Режим мытья стеклянной посуды:

механическая очистка;

мытье водой при температуре не менее 40 град. C с применением моющих средств;

ополаскивание посуды во втором гнезде ванны горячей проточной водой (температура не ниже 65 град. C);

просушивание посуды на специальных полках или решетках.

Режим мытья столовых приборов:

механическая очистка;

мытье с применением моющих средств;

ополаскивание приборов во втором гнезде ванны горячей проточной водой (температура не ниже 65 град. C);

прокаливание вымытых столовых приборов в жарочных или духовых шкафах в течение 2 - 3 минут, стерилизаторах ШСС-80.

Чистые сухие столовые приборы хранят в вертикальном положении вверх ручками в металлических кассетах, которые ежедневно должны промываться. Запрещается хранение приборов россыпью на подносах и тарелках.

Режим мытья кухонной посуды:

механическая очистка;

мытье с помощью щеток с ручками в горячей воде при температуре 45 - 50 град. C с добавлением моющих средств;

ополаскивание горячей проточной водой (температура не ниже 65 град. C);

просушивание на специальных стеллажах.

202. Уборка обеденных столов должна производиться после каждого приема пищи. Столы моют горячей водой с применением разрешенных Минздравом Республики Беларусь моющих средств, специально выделенной для этого ветошью из промаркированной тары.

203. В моечных вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирки столов по окончании уборки промывают с мылом под проточной водой, затем кипятят 15 минут, сушат и хранят в специально выделенной промаркированной емкости для чистой ветоши.

Весь уборочный инвентарь должен быть промаркирован.

204. Персонал пищеблока должен проходить медицинские осмотры при приеме на работу и далее периодически согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь "О Порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников" от 08 августа 2000 г. N 33 (далее - постановление Минздрава Республики Беларусь N 33), других действующих приказов Минздрава Республики Беларусь.

205. Персонал пищеблока проходит гигиеническое обучение в соответствии с требованиями Инструкции 1.1.11-11-17-2003 "Порядок проведения гигиенического обучения и аттестации должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, питьевой воды и пестицидов, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и для инженерно-технических работников, организаций и предприятий различных форм собственности", утвержденной постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 15 августа 2003 г. N 90 (далее - Инструкция 1.1.11-11-17-2003).

206. Работники пищеблока должны строго соблюдать правила личной гигиены, приходить на работу в чистой одежде и обуви. Перед началом работы необходимо сменить обувь, тщательно вымыть руки, надеть чистую санитарную одежду (далее - санодежда), подобрать волосы под косынку или колпак. Ногти на руках должны быть коротко острижены. Смена санодежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в 2 дня. При посещении туалета персонал пищеблока обязан снимать санодежду в специально отведенном месте, после посещения - тщательно мыть руки с мылом. Перед выходом из учреждения санодежда должна быть убрана в шкаф.

Необходимо обеспечить раздельное хранение санодежды и личной одежды персонала.

207. Все работники пищеблока до начала работы должны ежедневно регистрировать данные о состоянии своего здоровья в специальном журнале "Здоровье" согласно приложению 27. Больные или лица с подозрением на заболевание не допускаются или немедленно отстраняются от работы.

208. Воспитанники среднего и старшего школьного возраста без признаков заболевания могут быть допущены медицинским работником или воспитателем к приготовлению пищи на этапах очистки сырых овощей перед их термической обработкой, к сервировке столов для своей группы (расстановка посуды, хлебниц, столовых приборов, салфеток), к раздаче на столы порционированных на пищеблоке блюд (кроме горячих 1-х и 3-х блюд учащимися дошкольного, младшего и среднего школьного возраста), к уборке со столов посуды после приема пищи. Дети не допускаются к розливу (порционированию) готовой пищи на пищеблоке.

209. Медицинский персонал учреждения обязан осуществлять постоянный контроль за работой пищеблока. В обязанности медицинского работника входит:

составление совместно с шеф-поваром ежедневной меню-раскладки, 2-недельного примерного меню;

проверка условий транспортировки, качества поступающих продуктов с записью в журнале по контролю за качеством скоропортящихся продуктов, поступающих на пищеблок; контроль за соблюдением условий хранения продуктов и сроков их реализации;

контроль за наличием запаса продуктов в буфетной карантинного отделения, их качеством, соблюдением сроков реализации;

контроль с гигиенических позиций технологии приготовления блюд, контроль за правильностью закладки продуктов и бракераж готовой пищи (выполнение меню, вкусовые качества, готовность) с регистрацией в журнале;

контроль за отпуском, порционированием блюд, сервировкой обеденных столов;

контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке;

контроль за своевременным проведением профилактических медицинских осмотров работников пищеблока, соблюдением ими правил личной гигиены, заполнением журнала "Здоровье";

осмотр сотрудников пищеблока и детей, дежурных по столовой, на наличие гнойничковых заболеваний и порезов;

контроль за выполнением директивных документов по питанию детей;

проведение C-витаминизации или поливитаминизации рационов питания, отбор суточных проб (по распоряжению территориальных учреждений госсаннадзора при ухудшении санитарно-эпидемической обстановки);

индивидуализация питания детей с отклонениями в здоровье и после перенесенных заболеваний;

анализ соответствия питания детей физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии: каждые 14 дней контроль за выполнением утвержденных норм продуктов питания; один раз в месяц подсчет количества пищевых веществ (белки, жиры, углеводы) и калорийности рациона (среднее за месяц на одного ребенка в день);

гигиеническое обучение персонала, а также гигиеническое обучение и воспитание детей по вопросам правильного питания.

210. Организация питания детей детского социального приюта, размещенного на базе детского учреждения, осуществляется на договорной основе. В случае приготовления блюд по единым с детским учреждением рецептурам выделение отдельной посуды для приготовления блюд воспитанникам социальных приютов не требуется.

211. Лабораторный контроль качества питания в детском доме осуществляет территориальное учреждение госсаннадзора в соответствии с Руководством 11-14-2-2003.



Глава 12

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ



212. Педагогический и медицинский персонал должен систематически осуществлять работу по гигиеническому обучению и воспитанию на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском доме. К работе привлекаются специалисты территориальных учреждений госсаннадзора, ЛПО, врачи-валеологи, психологи и др.

Основная задача гигиенического обучения и воспитания - формирование у детей правильного гигиенического поведения и навыков здорового образа жизни.

213. Система гигиенического воспитания и обучения должна включать:

систематическое информирование воспитанников по вопросам гигиены с учетом возрастно-половых особенностей детей, их психического развития и санитарно-эпидемической обстановки в населенном пункте;

развитие инициативы и самодеятельности воспитанников в охране и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;

повседневный контроль выполнения детьми гигиенических правил.

214. Гигиеническое обучение и воспитание в детском доме должно включать обязательные элементы содержания согласно приложению 28:

гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха, профилактика инфекционных заболеваний);

питание и здоровье;

основы личной безопасности и профилактика травматизма, вызов службы спасения (01), милиции (02), скорой медицинской помощи (03);

культура потребления медицинских услуг;

предупреждение алкогольной, токсической и другой зависимости.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.