|
|
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 01.11.2004 N 60 "О порядке допуска к эксплуатации аэродромов государственной авиации Республики Беларусь"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 12 ноября 2004 г. N 8/11683 На основании Воздушного кодекса Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 972 "О некоторых мерах по реализации Воздушного кодекса Республики Беларусь" Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить прилагаемые: Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации Республики Беларусь; Инструкцию о порядке допуска к эксплуатации аэродромов государственной авиации Республики Беларусь. Министр генерал-полковник Л.С.МАЛЬЦЕВ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Министр Председатель по чрезвычайным ситуациям Государственного комитета Республики Беларусь пограничных войск генерал-лейтенант Республики Беларусь внутренней службы генерал-лейтенант В.П.Астапов А.А.Павловский 19.10.2004 21.10.2004 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Государственного Председатель центрального военно-промышленного комитета совета республиканского Республики Беларусь государственно-общественного Н.И.Азаматов объединения "Добровольное 18.10.2004 общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" генерал-майор В.И.Пацков 18.10.2004 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства обороны Республики Беларусь 01.11.2004 N 60 НОРМЫ ГОДНОСТИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДРОМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящие Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации Республики Беларусь (далее - Нормы) разработаны на основании Воздушного кодекса Республики Беларусь и устанавливают требования, предъявляемые к элементам приаэродромной территории, летного поля и оборудованию аэродромов государственной авиации Республики Беларусь (далее - аэродромы). 2. Для целей настоящих Норм применяются следующие основные термины и их определения: авиационная часть - организация или воинская часть, подчиненные республиканскому органу государственного управления или республиканскому государственно-общественному объединению "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" (далее - ДОСААФ), имеющие государственное воздушное судно (воздушные суда) на законном основании и использующие его (их) для полетов; аэродром государственной авиации - аэродром, находящийся во владении республиканских органов государственного управления или ДОСААФ и зарегистрированный в Государственном реестре; аэродромная одежда - многослойная конструкция, устраиваемая, как правило, на грунте и воспринимающая нагрузки и воздействия воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов, включающая в себя покрытие и искусственное основание; аэродромное покрытие - верхний слой аэродромной одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки и воздействие от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов; боковая полоса безопасности - часть летной полосы, примыкающая к боковой стороне взлетно-посадочной полосы и предназначенная для повышения уровня безопасности при возможном выкатывании воздушного судна за ее пределы; видимость (дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты; видимость на взлетно-посадочной полосе - максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии взлетно-посадочной полосы, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры; взлетно-посадочная полоса - часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушного судна. Взлетно-посадочная полоса может быть с искусственным аэродромным покрытием или грунтовой; влажность воздуха относительная - отношение фактической абсолютной влажности к абсолютной влажности для состояния насыщения при той же температуре (выражается в процентах); высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков; высота принятия решения - высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения не обеспечивают безопасность посадки; давление на аэродроме - атмосферное давление на уровне рабочего порога взлетно-посадочной полосы; давление атмосферное стандартное - установленное значение давления 1013,25 гектопаскаля (760 миллиметров ртутного столба или 1013,25 миллибара); зона взлета и посадки - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой воздушное судно выполняет маневрирование при взлете и заходе на посадку; зона действия радиомаяка - область воздушного пространства, в которой радиомаяк обеспечивает работу соответствующего бортового приемника; интенсивность воздушного движения - количество взлетов и посадок, выполненных с взлетно-посадочной полосы аэродрома в единицу времени; искривление линии курса радиомаячной системы - угловое или линейное отклонение любой точки линии курса относительно средней линии; искривление линии глиссады радиомаячной системы - угловое или линейное отклонение любой точки линии глиссады относительно ее средней линии; категория надежности энергоснабжения - характеристика системы энергоснабжения, определяющая количество независимых источников питания и требования к их подключению; контрольная точка аэродрома - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат; концевая полоса безопасности - часть летной полосы, примыкающая к концам взлетно-посадочной полосы и боковым полосам безопасности, предназначенная для повышения уровня безопасности при возможном выкатывании воздушного судна за ее пределы; критическая зона курсового радиомаяка (глиссадного радиомаяка) - пространство вокруг курсового или глиссадного радиомаяка, в котором стоянка или движение транспортных средств, включая воздушные суда, вызывает недопустимое изменение параметров радиомаяка; летное поле - часть площади аэродрома, на которой располагаются взлетно-посадочная полоса с боковыми и концевыми полосами безопасности, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов, площадки для посадки вертолетов, технические позиции и площадки для подготовки воздушных судов к вылету; летная полоса - участок летного поля, предназначенный для обеспечения взлета и посадки воздушного судна и включающий в себя одну или несколько взлетно-посадочных полос, боковые и концевые полосы безопасности; линия глиссады - геометрическое место точек в вертикальной плоскости, проходящей через ось взлетно-посадочной полосы, в которых коэффициент разнослышимости равен нулю, и составляющее из всех таких геометрических мест точек наименьший угол с горизонтальной плоскостью; линия курса - геометрическое место точек, ближайших к оси взлетно-посадочной полосы в любой заданной горизонтальной плоскости, в которых коэффициент разнослышимости равен нулю; магистральная рулежная дорожка - рулежная дорожка, расположенная вдоль взлетно-посадочной полосы и обеспечивающая руление воздушного судна от одного конца взлетно-посадочной полосы к другому по кратчайшему расстоянию; максимальная скорость ветра (порывы) - наибольшее значение мгновенной скорости ветра за истекшие 10 мин; места стоянки воздушных судов - подготовленные площадки для размещения и обслуживания воздушных судов: индивидуальные - для одного воздушного судна, групповые - для двух и более воздушных судов; метеорологическая информация - сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от органов метеорологической службы и экипажей воздушных судов; метеорологическая дальность видимости - наибольшее расстояние, с которого можно различить или обнаружить на фоне неба вблизи горизонта (на фоне дымки) черный объект с угловым размером более 15 град.; метеорологические величины - общее название для ряда характеристик состояния воздуха и некоторых атмосферных процессов; минимум аэродрома - минимально допустимые значения видимости на взлетно-посадочной полосе и высоты нижней границы облаков, при которых на данном аэродроме разрешается выполнять взлет и посадку воздушных судов; направление ветра (метеорологическое) - направление воздушного потока, определяемое углом между северным географическим меридианом и направлением на точку горизонта ("откуда дует") и выраженное в градусах с округлением до десятков; направление ветра магнитное - направление ветра (метеорологическое), исправленное на величину магнитного склонения; независимый источник питания электроэнергией - источник питания, который в установленных пределах (в том числе и для послеаварийного режима) сохраняет параметры электроэнергии при нарушении их на других источниках; непреднамеренная радиопомеха - радиопомеха, создаваемая источником искусственного происхождения и не предназначенная для нарушения функционирования радиоэлектронных средств; номинальное положение линии курса - положение средней линии курса, при котором она совпадает с продолжением осевой линии взлетно-посадочной полосы; номинальное положение угла глиссады - положение средней линии угла глиссады, совпадающее с углом (расчетным), принятым для данного направления захода на посадку; опорная точка радиомаячных систем посадки - точка, проекция которой расположена на пересечении оси взлетно-посадочной полосы и начала взлетно-посадочной полосы и через которую проходит спрямленная часть средней линии глиссады; обочина аэродромных покрытий - полоса с искусственным покрытием, устраиваемая вдоль кромки аэродромного покрытия для его сопряжения с грунтовой поверхностью; опасные для авиации метеорологические условия - атмосферные явления, которые делают невозможным безопасное выполнение полетов и перелетов в зоне их расположения (влияния) или создают угрозу сохранности авиационной техники на аэродроме; отказ электропитания объектов аэродрома - отключение электропитания на время, большее установленного для перехода на резервный источник электропитания; первичный измерительный преобразователь метеовеличины - измерительный преобразователь метеовеличины, стоящий первым в измерительной цепи; измерительный преобразователь метеовеличины - средство измерения метеовеличины, предназначенное для выработки сигнала измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и (или) хранения, но не поддающееся непосредственному восприятию метеонаблюдателем; переходный участок - участок концевой полосы безопасности, примыкающий к торцу взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, в пределах которого производится укрепление грунта или устраивается простейшее аэродромное покрытие для повышения уровня безопасности при приземлении воздушного судна на грунт перед торцом взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием или при его выкатывании за ее пределы во время пробега; полоса воздушных подходов - воздушное пространство над участком приаэродромной территории, примыкающее к концу взлетно-посадочной полосы, в пределах которого производится набор высоты после отрыва при взлете и снижение при заходе на посадку; порог взлетно-посадочной полосы - начало участка взлетно-посадочной полосы, который может быть использован для приземления воздушного судна; препятствие - все неподвижные и подвижные объекты или части их, которые размещены в зоне, предназначенной для движения воздушного судна по поверхности, или которые возвышаются над определенной поверхностью, предназначенной для обеспечения безопасности воздушного судна в полете; приаэродромная территория - прилегающая к аэродрому местность определенных размеров, над которой воздушные суда маневрируют при взлете и заходе на посадку и в пределах которой с помощью условных поверхностей регламентируются высоты естественных и искусственных препятствий; приемник электрической энергии - аппарат (агрегат, механизм), предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии; радиомаячная система - система инструментального захода на посадку, обеспечивающая данные для управления воздушного судна от границ зоны действия радиомаячных систем до точки пересечения линий курса с линией глиссады; разность глубины модуляции - процент глубины модуляции наибольшего сигнала минус процент глубины модуляции наименьшего сигнала; репрезентативность метеорологических наблюдений - наблюдения, определяемые (измеряемые) на аэродроме, в максимальной степени свободные от местных влияний и характеризующие состояние атмосферы; рулежная дорожка - подготовленный на летном поле аэродрома путь для руления и буксировки воздушного судна; соединительная рулежная дорожка - рулежная дорожка, соединяющая взлетно-посадочную полосу с магистральной рулежной дорожкой; система огней высокой интенсивности - система аэродромных огней, в которой посадочные огни имеют силу света не менее 10000 кд; система огней малой интенсивности - система аэродромных огней, в которой посадочные огни имеют силу света менее 10000 кд; система светосигнального оборудования аэродрома - совокупность огней, размещенных на аэродроме по определенной схеме и предназначенных для обеспечения взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушного судна; скорость ветра - скорость движения воздуха относительно земной поверхности; средняя скорость ветра - усредненные значения измеренной мгновенной скорости ветра за 2 мин; смещенный порог взлетно-посадочной полосы - порог взлетно-посадочной полосы, не совпадающий с ее началом; сектор (полусектор) курса радиомаячной системы дециметрового (метрового) диапазона - сектор в заданной горизонтальной плоскости в градусах, содержащий линию курса и ограниченный геометрическими местами точек, ближайших к линии курса, в которых коэффициент разнослышимости (разность глубины модуляции) равен 33% - сектор, 16,5% - полусектор (0,175 - сектор, 0,0875 - полусектор); сектор (полусектор) глиссады радиомаячной системы дециметрового (метрового) диапазона - сектор в заданной вертикальной плоскости в градусах, содержащий линию глиссады и ограниченный геометрическими местами точек, ближайших к линии глиссады, в которых коэффициент разнослышимости (разность глубины модуляции) равен 33% - сектор, 16,5% - полусектор (0,175 - сектор, 0,0875 - полусектор); сигнал "Постоянная фаза" - составляющая поля излучения радиомаяка, полученная в результате амплитудной модуляции несущей частоты, частотно-модулированной сигналом с частотой 60 Гц; сигнал "Переменная фаза" - составляющая поля излучения радиомаяка, полученная в результате амплитудной модуляции несущей частоты сигналом с частотой 60 Гц; угол наклона глиссады - угол между спрямленной частью средней линии глиссады и горизонтальной плоскостью; угол установки огня в вертикальной плоскости - угол между оптической осью огня и горизонтальной плоскостью; угол установки огня в горизонтальной плоскости - угол между проекцией оптической оси на горизонтальную плоскость и осевой линией взлетно-посадочной полосы; уширение взлетно-посадочной полосы - часть взлетно-посадочной полосы, предназначенная для обеспечения разворота воздушного судна; фактическая погода - совокупность значений метеорологических величин и явлений в момент наблюдений; централизованное электроснабжение - электроснабжение потребителей от энергетической системы или центральной, постоянно действующей стационарной электростанции аэродрома, которое предусматривается при отсутствии вводов от внешних источников электроэнергии; щит гарантированного питания электроэнергии - распределительное устройство, на котором после отказа одного источника питания электроэнергией напряжение восстанавливается от другого источника через гарантированное время; штормовое оповещение - сообщение о начале и интенсивности опасного метеорологического, гидрометеорологического, аномального атмосферного или космического явления; штормовое предупреждение - прогноз о начале, сохранении, месторасположении, интенсивности и продолжительности опасного метеорологического, гидрометеорологического, аномального атмосферного или космического явления; электромагнитная совместимость - способность радиоэлектронных средств одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них непреднамеренных радиопомех и не создавать недопустимых радиопомех другим радиоэлектронным средствам; электроснабжение аэродрома - подача электроэнергии от источников электроснабжения до центрального распределительного пункта или трансформаторных подстанций аэродрома; электропитание объектов аэродрома - подача электроэнергии от центрального распределительного пункта и трансформаторных подстанций аэродрома к объектам аэродрома. 3. В настоящих Нормах приняты следующие основные сокращения: АПМ - аэродромный прожекторный маяк; АРП - автоматический радиопеленгатор; АТУ - аварийная тормозная установка; ВК - внеклассовый; БПБ - боковая полоса безопасности; БПРМ - ближний приводной радиомаркерный пункт; ВНГО - высота нижней границы облаков; ВПП - взлетно-посадочная полоса; ВС - воздушное судно; ГВПП - грунтовая взлетно-посадочная полоса; ГГС - громкоговорящая связь; ГРМ - глиссадный радиомаяк; ГРП - группа руководства полетами; ДПРМ - дальний приводной радиомаркерный пункт; ДРЛ - диспетчерский радиолокатор; ИВПП - взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием; КВ - короткие волны; КДП - командно-диспетчерский пункт; КНС - кодовый неоновый светомаяк; КП - командный пункт; КПБ - концевая полоса безопасности; КРМ - курсовой радиомаяк; КРС - коэффициент разнослышимости; КТА - контрольная точка аэродрома; ЛП - летная полоса; МДВ - метеорологическая дальность видимости; МКП - магнитный курс посадки; МРД - магистральная рулежная дорожка; МРЛ - метеорологический радиолокатор; МРМ - маркерный радиомаяк; МС - место стоянки; ОВД - обслуживание воздушного движения; ОСП - оборудование системы посадки; ПАР - приводная аэродромная радиостанция; ПВП - полосы воздушных подходов; ПРЛ - посадочный радиолокатор; ПРМГ - посадочная радиомаячная группа; ПРП - помощник руководителя полетов; ПТ - приаэродромная территория; РБЗ - руководитель ближней зоны; РГМ - разность глубин модуляции; РД - рулежная дорожка; РДЗ - руководитель дальней зоны; РЗП - руководитель зоны посадки; РЛС - радиолокационная станция; РМС - радиомаячная система; РП - руководитель полетов; РСБН - радиотехническая система ближней навигации; РСП - радиолокационная система посадки; РТО - радиотехническое обеспечение; РТС - радиотехнические средства; СКП - стартовый командный пункт; ССО - светосигнальное оборудование; УНГ - угол наклона глиссады; УКВ - ультракороткие волны; ЭД - эксплуатационная документация. Глава 2 КЛАССИФИКАЦИЯ АЭРОДРОМОВ 4. Аэродромы классифицируются в зависимости от длины ВПП в стандартных условиях в соответствии со значениями согласно приложению 1. 5. Пересчет длин ВПП и характеристик ПВП применительно к местным условиям проводится по методике согласно приложению 2. 6. Физические характеристики элементов летного поля и ПВП для аэродромов IV класса принимаются исходя из технических характеристик ВС, базирующихся на аэродроме. Раздел II ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОДРОМОВ Глава 3 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ РАЗМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТНОГО ПОЛЯ 7. В зависимости от фактических длин ИВПП и КПБ на аэродроме для каждого направления взлета и посадки устанавливаются следующие располагаемые дистанции: разбега, взлета, посадочная. 8. Значения геометрических размеров элементов летного поля приведены согласно приложению 3. 9. Ширина ИВПП должна быть не менее значений, приведенных в таблице 1 согласно приложению 3. 10. При отсутствии МРД на концевых участках ИВПП необходимо предусматривать уширения. Ширина ИВПП в местах уширения должна быть не менее значений, приведенных в таблице 2 согласно приложению 3. 11. Продольный профиль ИВПП должен обеспечивать взаимную видимость двух точек, находящихся на высоте 3 м от поверхности ИВПП и на расстоянии не менее половины ее длины. 12. Продольные и поперечные уклоны ИВПП должны быть не более значений, приведенных в таблице 3 согласно приложению 3. |
Партнеры
|