Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2001 N 33 "О Программе развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 17 января 2001 г. N 5/5020



Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Программу развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года (прилагается).

Министерству транспорта и коммуникаций направить указанную Программу заинтересованным министерствам, другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому.

2. Министерству транспорта и коммуникаций, Белорусской железной дороге, Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству иностранных дел, Министерству внутренних дел, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерству связи и информатизации, Министерству статистики и анализа, Государственному комитету пограничных войск, Государственному таможенному комитету, другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить выполнение Программы развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года.

Министерству транспорта и коммуникаций и Белорусской железной дороге ежегодно до 31 марта представлять Совету Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения Программы.



Премьер-министр Республики Беларусь В.ЕРМОШИН



                                                 ОДОБРЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета Министров
                                                 Республики Беларусь
                                                 11.01.2001 N 33


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ЧЕРЕЗ

ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДО 2005 ГОДА



ВВЕДЕНИЕ



Программа развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года разработана во исполнение распоряжения Президента Республики Беларусь от 1 июня 2000 г. N 169рп, а также протокола заседания Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2000 г. N 1 "Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь на 1999 год и задачах на 2000 год".

Программа предусматривает комплекс мероприятий по созданию условий, благоприятствующих увеличению транзитных перевозок грузов и пассажиров через территорию Республики Беларусь, включая развитие приграничной и дорожной инфраструктуры, обеспечивающей перемещение грузов и пассажиров; совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей систему взимания сборов с транзитных перевозчиков и таможенные процедуры; обеспечение сохранности грузов и транспортных средств, а также безопасности следующих в них грузов и пассажиров.

Особенностями Программы являются ее комплексность и целевая направленность на решение вопросов развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом. В Программе дается экономическая оценка роли транзита в экономике республики.

При разработке Программы были учтены предложения по совершенствованию транзитных перевозок грузов и пассажиров Белорусской железной дороги, Комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта и коммуникаций, Государственного таможенного комитета, Государственного комитета пограничных войск, рекомендации Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков, Организации сотрудничества железных дорог, Международного союза железных дорог, Совета по железнодорожному транспорту государств участников СНГ, а также Программа развития Белорусской железной дороги до 2010 года, Комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь, Государственная программа "Дороги Беларуси" на период 1997 - 2005 годы, Национальная программа развития экспорта на 2000 - 2005 годы.



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ



Цели Программы:

создание систем институциональных, финансовых, экономических, правовых условий для развития транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь, а также выработка предложений по взаимодействию республиканских органов государственного управления и местных органов с учетом общегосударственных интересов;

создание благоприятных условий для развития перевозок, осуществляемых национальными перевозчиками на международном рынке транспортных услуг;

разработка комплекса мероприятий, способствующих развитию транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом.

Поэтапное решение поставленных целей по стимулированию транзитных перевозок через территорию республики требует решения ряда задач, основными из которых являются:

совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей условия проезда через территорию республики, ее унификация с соответствующими нормативными правовыми актами сопредельных государств;

совершенствование приграничной инфраструктуры;

реконструкция и модернизация инфраструктуры трансъевропейских транспортных коридоров II и IX, проходящих по территории республики;

создание эффективной системы информационного обеспечения транспортных услуг и системы слежения за продвижением грузов на всем пути их следования;

создание развитой сети сервисных услуг (включая автозаправочные станции, кемпинги, станции техобслуживания и др.) вдоль основных магистралей и на пунктах пропуска через государственную границу в рамках трансъевропейских транспортных коридоров II и IX;

совершенствование систем взимания сборов и таможенного оформления (контроля);

развитие нормативной и правовой базы в области транспорта в части заключения международных договоров и межправительственных соглашений;

повышение сохранности транспортных средств и перевозимых грузов.

Решение указанных задач потребует крупных капитальных вложений на реконструкцию имеющихся и строительства новых пограничных пунктов пропуска на основных маршрутах движения транзитного транспорта, выполнения значительного объема работ по реконструкции автомобильных дорог II и IX трансъевропейских транспортных коридоров в соответствии с международными требованиями, осуществления реконструкции магистральных автомобильных дорог, приграничных железнодорожных станций, а также продолжения строительства гостиниц, автозаправочных станций, охраняемых стоянок и других объектов дорожного сервиса. Это позволит, с одной стороны, сократить время простоя вагонов и автомобилей на пограничных пунктах пропуска, увеличить скорость доставки грузов и пассажиров, повысить качество сервисного обслуживания пассажиров и водителей, а с другой - создать новые рабочие места, увеличить поступление в бюджет иностранной валюты и таким образом повысить уровень жизни населения республики.



2. СОСТОЯНИЕ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



2.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ



Белорусская железная дорога обеспечивает потребности экономики и населения Республики Беларусь в железнодорожных перевозках. Предприятия Дороги работают устойчиво. Железнодорожный транспорт в 1999 году перевыполнил основной целевой показатель по перевозкам грузов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 1999 г. N 223 "О прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 1999 год" на 1,7%. В результате проведения целенаправленной работы по реализации государственной транспортной политики Белорусская железная дорога занимает ведущие позиции в транспортном комплексе республики. Удельный вес грузооборота Дороги в 1999 году в общем грузообороте всех видов транспорта республики составил 76,5%, пассажирооборот - 63,1%. Валютные доходы от экспорта услуг достигли 241 млн. долларов США.

Объемы транзитных перевозок за 1997 год - первое полугодие 2000 г. представлены в табл. 1. В первом полугодии 2000 г. Белорусской железной дорогой перевезено 15 млн. тонн транзитных грузов, или на 22% больше, чем за аналогичный период 1999 года.



Таблица 1



ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ

ТРАНСПОРТОМ ЗА 1997 ГОД - ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2000 Г.



--------------+-----------------------+----------------------------¬
¦             ¦   Грузовые перевозки  ¦   Пассажирские перевозки   ¦
¦             +----------+------------+-----------+----------------+
¦             ¦Перевезено¦Грузооборот,¦ Перевезено¦Пассажирооборот,¦
¦             ¦ грузов,  ¦ млн. тонно-¦пассажиров,¦ млн. пассажиро-¦
¦             ¦ млн. тонн¦ километров ¦    млн.   ¦    километров  ¦
¦             ¦          ¦            ¦ пассажиров¦                ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦1997 год     ¦    28,1  ¦  12053,9   ¦    1,5    ¦     698,7      ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦% к 1996 году¦   124,3  ¦    123,1   ¦   88,2    ¦      91,8      ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦1998 год     ¦    27,5  ¦  11725,8   ¦    1,3    ¦     590,6      ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦% к 1997 году¦    97,9  ¦     97,3   ¦   86,7    ¦      84,5      ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦1999 год     ¦    26,0  ¦  10995,7   ¦    1,2    ¦     527,4      ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦% к 1998 году¦    94,5  ¦     93,8   ¦   92,3    ¦      89,3      ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦Первое       ¦    12,3  ¦   5219,7   ¦    0,5    ¦     215,9      ¦
¦полугодие    ¦          ¦            ¦           ¦                ¦
¦1999 г.      ¦          ¦            ¦           ¦                ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦Первое       ¦    15,0  ¦   6283,4   ¦    0,6    ¦     264,8      ¦
¦полугодие    ¦          ¦            ¦           ¦                ¦
¦2000 г.      ¦          ¦            ¦           ¦                ¦
+-------------+----------+------------+-----------+----------------+
¦% к первому  ¦   122,0  ¦    120,4   ¦  120,0    ¦     122,6      ¦
¦полугодию    ¦          ¦            ¦           ¦                ¦
¦1999 г.      ¦          ¦            ¦           ¦                ¦
¦-------------+----------+------------+-----------+-----------------


Основными транзитными грузами являются нефтепродукты, черные металлы, уголь, удобрения (табл. 2). Доля этих грузов в общем транзите колеблется и зависит от внешнеэкономических факторов, однако значимость их для транзита не снижается.



Таблица 2



ТРАНЗИТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО ОСНОВНОЙ

НОМЕНКЛАТУРЕ ГРУЗОВ, МЛН. ТОНН



-----------------+---------+---------+---------+---------+---------¬
¦  Наименование  ¦1997 год ¦1998 год ¦1999 год ¦ Первое  ¦ Первое  ¦
¦     грузов     ¦         ¦         ¦         ¦полугодие¦полугодие¦
¦                ¦         ¦         ¦         ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Каменный уголь  ¦   2,7   ¦   2,1   ¦   1,5   ¦    1,1  ¦    0,4  ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Нефтяные грузы  ¦   9,9   ¦   8,3   ¦   9,8   ¦    4,0  ¦    6,0  ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Руда всякая     ¦   1,4   ¦   1,6   ¦   1,4   ¦    0,7  ¦    0,6  ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Черные металлы  ¦   6,1   ¦   7,1   ¦   5,0   ¦    2,3  ¦    3,6  ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Лесные грузы    ¦   0,1   ¦   0,2   ¦   0,5   ¦    0,2  ¦    0,5  ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Строительные    ¦   0,3   ¦   0,3   ¦   0,3   ¦    0,1  ¦    0,2  ¦
¦грузы           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Химические и    ¦   1,8   ¦   2,0   ¦   2,5   ¦    1,3  ¦    1,2  ¦
¦минеральные     ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦удобрения       ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Хлебные грузы   ¦   0,6   ¦   0,6   ¦   0,4   ¦    0,1  ¦    0,3  ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Прочие          ¦   5,2   ¦   5,3   ¦   4,6   ¦    2,5  ¦    2,2  ¦
¦                ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+----------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Всего           ¦  28,1   ¦  27,5   ¦  26,0   ¦   12,3  ¦   15,0  ¦
¦----------------+---------+---------+---------+---------+----------


Основные транзитные перевозки грузов осуществляются в направлении Литвы (включая порты) - 26,3%, Латвии (включая порты) - 22,9%, Калининградcкой области (включая порты) - 14,9%, Польши - 11,8% (рис. 1).



Рис. 1. Объемы транзитных грузопотоков по направлениям,

тыс. тонн



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Для Белорусской железной дороги основная составляющая экспорта услуг - транзитные перевозки. Оказание транспортных услуг по транзиту является главным источником валютных поступлений. Размеры валютных поступлений от транзитных перевозок представлены на рис. 2.



Рис. 2. Размеры валютных поступлений от транзитных

перевозок за первое полугодие 1999 - 2000 гг.,

млн. долларов США



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Белорусская железная дорога располагает необходимой инфраструктурой, требующимся количеством подвижного состава, имеет достаточные резервы пропускной и провозной способностей железнодорожных перегонов и станций, что позволяет обеспечить весь комплекс транспортных услуг при осуществлении транзитных перевозок.

Дорога расположена на стыке разной ширины колеи. Основные перегрузочные мощности на белорусско-польской границе находятся в Брестском железнодорожном узле. Здесь имеются терминалы по переработке контейнеров, тарно-штучных, навалочных, скоропортящихся и других грузов. Перегрузочные мощности Дороги в настоящее время имеют резерв для увеличения объемов перевозок на 60 - 70%. Программой развития Белорусской железной дороги до 2010 года, Комплексной программой развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь предусмотрено решение вопросов развития технического комплекса Дороги и приграничной инфраструктуры на ближайшую перспективу.

Через территорию Республики Беларусь проходят II и IX трансъевропейские транспортные коридоры. В рамках Организации сотрудничества железных дорог, Международного союза железных дорог с участием специалистов Белорусской железной дороги разрабатываются меры, направленные на улучшение организации железнодорожных транзитных перевозок, решение эксплуатационных, технических и экологических аспектов транзитных перевозок на данных направлениях.

В рамках II и IX трансъевропейских транспортных коридоров Белорусской железной дорогой на двухсторонней и многосторонней основе созданы постоянные рабочие группы с Министерством путей сообщения России, Калининградской, Казахстанской, Латвийской и другими железными дорогами. На основе маркетинговых исследований рабочие группы решают вопросы совершенствования тарифной политики, условий перевозок и другие проблемы.

Большое внимание уделяется привлечению грузопотоков из Японии, Южной Кореи, Китая. Совместно с Казахстанскими, Российскими железными дорогами проводятся исследования грузопотоков из этих стран в Западную Европу. Основные перевозки грузов в данном направлении осуществляются морским транспортом. В целях переключения грузоперевозок на железнодорожный транспорт на первом этапе решено организовать демонстрационный контейнерный поезд из Китая в Западную Европу через пограничные переходы Дружба - Алашанькоу и Брест - Тересполь. Согласованы расписание движения поезда, условия перевозки грузов, сквозные конкурентоспособные ставки. Сокращение сроков доставки позволит железнодорожникам конкурировать с морским транспортом.

Основными условиями обеспечения конкурентоспособности транзитных перевозок являются:

стабильные и конкурентоспособные ставки провозных платежей;

соблюдение сроков доставки;

обеспечение сохранности груза;

информационное обеспечение перевозок.

Современные информационные технологии позволяют обеспечить качественное сопровождение транзитных перевозок. Инфраструктура информационных технологий Белорусской железной дороги представлена мощностями Главного вычислительного центра, его структурных подразделений в городах Бресте и Гомеле, а также комплексом автоматизированных рабочих мест технологического персонала станций и отделений Дороги. Все вычислительные мощности Дороги, обслуживающие грузовые перевозки, включены в дорожную сеть передачи данных, которая интегрируется с сетями передачи данных сопредельных государств, образуя единое информационное пространство.

Наличие единого информационного пространства позволяет обеспечить непрерывное слежение за перевозкой каждого вагона и контейнера по территориям Беларуси, сопредельных государств, а также Германии.

На базе Брестского информационно-вычислительного центра создана "Единая информационная технология работы пограничного перехода Малашевиче (ПКП) - Брест (Бел. ж.д.)", в рамках которой реализован электронный документооборот, позволяющий ускорить обработку поездов.

Белорусская железная дорога располагает всеми необходимыми средствами для обеспечения сохранности перевозимых грузов. Благодаря принятым мерам практически отсутствуют случаи не сохранности перевозимых транзитных грузов.

При определении маршрута перевозки грузовладельцами прорабатывается несколько вариантов доставки грузов. Одним из основных критериев выбора маршрута является стоимость перевозки. Белорусская железная дорога применяет гибкую тарифную политику, однако ее возможности ограничены.

По-прежнему пассажирские местные, пригородные, а также внутриреспубликанские грузовые перевозки остаются убыточными. Убытки от этих перевозок составили в 1999 году 33,7 трлн. рублей, за шесть месяцев 2000 года 37,5 млрд. рублей, в том числе от местных пассажирских - 8,3 млрд. рублей (доходы компенсируют расходы на 25,7 процента), пригородных - 11,5 млрд. рублей (доходы компенсируют расходы на 26,7 процента), грузовых внутриреспубликанских перевозок - 17,7 млрд. рублей. (доходы компенсируют расходы на 35 процентов).

Необходимо также отметить, что за шесть месяцев 2000 года при низком уровне тарифов возросли цены на дизельное топливо в 2,5 раза, а на электроэнергию на тягу поездов - на 93%. Белорусская железная дорога компенсирует возникающие дополнительные расходы за счет рентабельных международных перевозок.

В связи с сохраняющейся убыточностью всех республиканских грузовых и пассажирских перевозок ухудшились возможности Белорусской железной дороги в осуществлении перекрестного финансирования этих перевозок. Для решения данного вопроса требуется совершенствование тарифной политики. Программой развития Белорусской железной дороги до 2010 года предусмотрено в 2004 - 2005 годах ликвидировать это финансирование. Однако, создавшееся положение вызывает острую необходимость решения этого вопроса, не дожидаясь установленных сроков. В противном случае грузопотоки проследуют иными маршрутами, минуя территорию Республики Беларусь.

Положительно зарекомендовали себя на рынке транспортных услуг такие поезда, как контейнерный "Восточный Ветер", грузовой Берлин - Москва "Россия-Экспресс". Уже несколько лет в кратчайшие сроки грузы по железной дороге доставляются из Германии в г.Москву. Грузовладельцу предоставляется вся необходимая информация о следовании грузов, установлены конкурентоспособные тарифы. В 2000 году в поезд "Россия-Экспресс" включены вагоны с грузами назначением не только в г.Москву, но и в другие регионы России, а также в страны СНГ. Разработан график следования этих вагонов, установлен контроль за их продвижением.

Инфраструктура Брестского железнодорожного узла позволяет произвести в необходимые сроки перевалку транзитных грузов, следующих в направлении Запад-Восток. Однако гарантировать грузовладельцу ускоренную доставку грузов не представляется возможным по следующим причинам:

сложность таможенного оформления грузов на входных передаточных станциях;

длительные простои вагонов, отцепленных от поездов, для таможенного, карантинного и других видов досмотров. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь допускается задержка их для осмотра до 10 суток;

длительная и сложная процедура получения разрешений на транзит по территории республики отходов производства и потребления.

Необходимо отметить, что Государственным таможенным комитетом предприняты определенные меры по упрощению таможенных процедур. В целях сокращения времени стоянок организованных поездов на входных станциях Государственным таможенным комитетом и Белорусской железной дорогой утверждено Положение о совместной поддержке транзитных перевозок грузов организованными поездами. Указанное Положение в значительной мере упрощает порядок таможенного оформления грузов на пограничных передаточных станциях.

Однако, согласно информации грузовладельцев и экспедиторских фирм, одой из причин, обусловливающих снижение конкурентоспособности железнодорожных транзитных перевозок, является сложность таможенного оформления. Не обеспечено необходимое упрощение таможенного оформления транзитных грузов.

Только по станциям Брест и Молодечно за восемь месяцев 2000 года задержано для досмотра 960 вагонов и 1660 контейнеров. После проверки только из 26 контейнеров и 19 вагонов частично изъят груз, два вагона выгружены полностью. Как правило, 95% задержанных контейнеров являются транзитными.

Создание таможенной кинологической службы, обеспечение таможенных органов необходимыми техническими средствами, в том числе приобретение рентгеновского сканера и установка его на Брестском железнодорожном узле для досмотра железнодорожных составов, позволят ускорить и усовершенствовать таможенный контроль, поднять престиж Республики Беларусь в области транзитных перевозок.

Необходимо принять меры по изменению таможенного законодательства. Таможенный досмотр транзитных грузов следует проводить только в обоснованных случаях. В качестве документа для контроля за доставкой товаров необходимо использовать железнодорожную накладную, а выполнение основных таможенных процедур перенести на станцию назначения.

Большие простои вагонов возникают и из-за сложности получения разрешений на транзит отходов производства и потребления через территорию Республики Беларусь. Так, чтобы получить такое разрешение необходимо представить большое количество различных документов с официальным переводом на русский или белорусский язык.

По обращению Белорусской железной дороги Совет Министров Республики Беларусь дал поручение Государственному таможенному комитету, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству здравоохранения и Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды (от 10 февраля 1999 г. N 37/321-42) принять необходимые меры по развитию перевозок грузов, ограниченных к перемещению. В результате Министерством здравоохранения были сняты ограничения на транзит соляной и серной кислот, уксусного ангидрида и толуола, а Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды - товаров 01 - 89 позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Однако Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды наряду со снятием ограничений на указанные позиции увеличило более чем в 2 раза перечень отходов производства и потребления, на транзит которых требуется получение разрешения.

В связи с присоединением Республики Беларусь к Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением целесообразно перечень отходов производства и потребления привести в соответствие с номенклатурой данной Конвенции и упростить порядок выдачи разрешений на их транзит, а также рассмотреть вопрос распространения действия на территорию Республики Беларусь разрешений, выданных страной-импортером на ввоз.

Альтернативным транспортным коридором при перевозке транзитных грузов между странами Тихоокеанского региона и Европой становится транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия, известный под названием ТРАСЕКА. Задачей ТРАСЕКА является организация транспортного коридора из Европы вдоль Черного моря и по Черному морю через Кавказ и Каспийское море в Центральную Азию. В реализации намеченных мероприятий активно используется поддержка Европейской Комиссии ЕЭС и программы ТАСИС.

В этих же целях подписано трехстороннее Соглашение между Украиной, Азербайджаном и Грузией по созданию и функционированию Евроазиатского коридора в рамках ТРАСЕКА.

В настоящее время по коридору ТРАСЕКА осуществляются перевозки каспийской нефти, нефтепродуктов Туркменистана, узбекского хлопка, зерна и т.п. Строятся зерновой терминал мощностью 1500 тыс. тонн в год, контейнерный терминал на 200 тыс. контейнеров в год, крупные складские помещения в порту Поти.

В перспективе программа ТРАСЕКА ориентирована на соединение с железнодорожной сетью Китая в целях привлечения грузопотока, идущего из китайских морских портов, Кореи и Японии.

Конкурентоспособность Белорусской железной дороги на рынке транспортных услуг при наличии достаточно развитой инфраструктуры, пропускной и провозной способности ограничена следующими факторами:

низким престижем Республики Беларусь у иностранных грузоотправителей из-за отсутствия современных технических средств таможенного контроля в таможенных органах Республики Беларусь, что влечет за собой увеличение времени таможенного оформления;

ограниченными возможностями применения гибкой тарифной политики из-за необходимости перекрестного финансирования убыточных внутриреспубликанских грузовых, пригородных и местных пассажирских тарифов.

В настоящее время расширяются транзитные пассажирские перевозки между Российской железной дорогой и странами Европы. Белорусская железная дорога формирует три международных поезда в столицы западноевропейских государств. На Белорусской железной дороге используются также прицепные вагоны к поездам, следующим в европейские страны. Экономический эффект от использования этих вагонов составляет порядка 30 - 35 тыс. долларов в месяц. Рассматривается вопрос расширения маршрутной сети пассажирских перевозок в направлении Брест - Иркутск.



2.2. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ



Транзитные перевозки грузов автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь осуществляют перевозчики более 50 государств.



Рис 3. Динамика транзитных поездок через территорию

Республики Беларусь за 1994 - 1999 годы представлена на



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Как видно из рисунка, пик транзитных поездок приходится на 1997 год, а в каждый последующий год к предыдущему их количество снижается - в 1998 году на 42% и в 1999 году на 40%.

Наибольшее количество транзитных поездок через территорию Республики Беларусь в 1997 - 1998 годах совершали польские перевозчики (приложение 1). Однако в 1998 году по сравнению с 1997 годом их количество уменьшилось с 188380 до 89104 поездок, или в 2,1 раза.

В 1999 году наибольшее количество транзитных поездок осуществляли российские перевозчики (93838). Число транзитных поездок польских перевозчиков в 1999 году по сравнению с 1998 годом сократилось в 3,1 раза, а по сравнению с 1997 годом - в 6,6 раза.

В период с 1997 по 2000 год происходит реструктуризация транзитного потока через территорию республики. Сокращение транзитных перевозок иностранными перевозчиками вызвало рост транзитных перевозок, выполняемых белорусскими перевозчиками из России в страны Западной Европы и обратно через территорию республики. Их доля в транзите российских грузов в третьи страны составляет в результате проведенного Минтрансом России в 1999 и 2000 годах мониторинга 14,1% и за последние 2 года возросла на 5,2%.

Основные транзитные потоки иностранных автотранспортных средств проходят по II и IX трансъевропейским транспортным коридорам. В 1999 году через пограничные пункты таможенного оформления (ППТО) Козловичи и Редьки II трансъевропейского транспортного коридора Берлин - Варшава - Минск - Москва было пропущено на въезд 29,2% транзитных автомобилей от общего числа пропущенных автомобилей через таможенную границу Республики Беларусь.

Через ППТО Каменный Лог, Езерище и Новая Гута IX трансъевропейского транспортного коридора в 1999 году было пропущено на въезд 25,2% транзитных автомобилей от общего числа автомобилей, пропущенных через таможенную границу Республики Беларусь. Таким образом, через ППТО двух трансъевропейских коридоров пропускается 54,4% всего транзитного потока автотранспортных средств.

Пограничные пункты пропуска являются ограничивающими звеньями в рамках основных транспортных коридоров. В рамках II трансъевропейского транспортного коридора интенсивность движения автотранспорта находится на одном уровне и составляет 3500 - 5000 автомобилей в сутки, и только на подъездах к городам Бресту, Минску, Столбцы она достигает 7000 - 8000 автомобилей в сутки. Резерв пропускной способности автомагистрали в указанном направлении составляет 30 - 40%.

Имеется ряд факторов, повлиявших на уменьшение числа транзитных поездок иностранных перевозчиков по территории Беларуси, а именно:

несовершенство нормативной и правовой базы, отсутствие единого подхода к формированию системы взимания сборов с иностранных перевозчиков за проезд по территории Республики Беларусь.

Следствием наличия в республике множества различного рода сборов с иностранных автоперевозчиков стало введение в ряде стран Европы для белорусских перевозчиков адекватных мер, что снизило их конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг;

наличие более жестких по сравнению с сопредельными государствами ограничений осевых нагрузок для проезда по основным транзитным дорогам Республики Беларусь.

Уменьшение в соответствии с постановлением Правительства Республики Беларусь от 5 ноября 1999 N 1737 осевой нагрузки для трехосных полуприцепов с односкатными колесами при расстоянии между осями 1,3 - 1,8 метра на всю тележку полуприцепа с 24 до 21 тонны создало дополнительные трудности для перевозки партий грузов, кратных общепринятым в Европейском Сообществе нормам. Для проезда через территорию Республики Беларусь транзитом иностранные перевозчики вынуждены уменьшать общую массу перевозимого груза или платить штраф за перегруз, что вызывает определенные неудобства для иностранных грузоотправителей (грузополучателей) и вынуждает их пользоваться другими транзитными маршрутами, минуя Беларусь;

сложность таможенного оформления грузов на пограничных пунктах пропуска и отсутствие совместного таможенного контроля на приграничных терминалах Республики Беларусь ("Брестгрузавтосервис", "Совавто-Брест") и Польши ("Корощин").

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.