Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2000 N 1892 "О Национальном плане действий по гигиене окружающей среды Беларуси на 2001 - 2005 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

- Применять меры контроля к отдельным видам деятельности на основе объективной оценки риска без ненужного ущемления кого бы то ни было." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 102)



Меры контроля и борьбы с загрязнением окружающей среды основываются на законодательных актах Республики Беларусь, санитарных правилах и нормах, гигиенических регламентах Министерства здравоохранения, стандартах и других нормативных документах. С ноября 1993 года в Республике Беларусь действует Закон "О санитарно-эпидемическом благополучии населения". Закон регулирует общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь, сохранения и укрепления здоровья, физического, духовного развития и долголетней активной жизни людей. Закон направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, осуществление социально-гигиенического мониторинга.

В Республике Беларусь действуют и другие законодательные акты, касающиеся вопросов охраны окружающей среды:

- Закон Республики Беларусь "О здравоохранении";

- Закон Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха";

- Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды";

- Закон Республики Беларусь "О питьевом водоснабжении";

- Закон Республики Беларусь "Об отходах производства и потребления";

- Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителя";

- Закон Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе";

- Водный кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь "Об охране животного мира";

- Закон Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения";

- Закон Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- Закон Республики Беларусь "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- Закон Республики Беларусь "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- Закон Республики Беларусь " Об энергосбережении";

- Закон Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В Беларуси разработана система методических и нормативно-регламентирующих документов, в т.ч. санитарные нормы и правила, методические указания и рекомендации по конкретным вопросам гигиены окружающей среды, гигиенические и экологические нормативы и стандарты.

Задача:

- Совершенствование законодательных и регламентирующих актов по контролю за безопасностью окружающей среды.

Действия:

- Организация периодического обзора имеющихся механизмов управления и контроля за вредными для здоровья факторами окружающей среды и воздействия на них.

Срок - ежегодно.

Исполнители: Минздрав, Минприроды, НАН Беларуси, Госкомгидромет, Госстандарт.

- Разработка и совершенствование законодательных актов, регламентирующих управление факторами загрязнения окружающей среды:

1. Закон Республики Беларусь "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "О здравоохранении" (Минздрав).

2. Закон Республики Беларусь "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (Минприроды).

3. Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" (Минприроды).

4. Закон Республики Беларусь "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "Об отходах производства и потребления" (Минприроды).

5. Закон Республики Беларусь "О пище" (Минздрав).

6 Закон Республики Беларусь "Об охране труда" (Минтруд).

7. Закон Республики Беларусь "Об ответственности нанимателя за нарушение законодательства о труде" (Минтруд).

8. Закон Республики Беларусь "О страховании от несчастных случаев на производстве" (Минтруд).



3.4. Службы гигиены окружающей среды



"Развивать на национальном, субнациональном и местном уровнях надлежащие службы гигиены окружающей среды, а также механизмы, необходимые для реализации стратегий, направленных на контроль, предупреждение и коррекцию неблагоприятных для здоровья факторов окружающей среды, а также, там где это целесообразно, поощрение тех факторов, которые повышают здоровье и благополучие людей." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 121)



В республике создана и действует единая централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор на каждой административной территории. Государственное управление по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, также координация деятельности министерств и других республиканских органов государственного управления по данным вопросам осуществляется Советом Министров Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

Государственный санитарный надзор заключает в себе деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений санитарного законодательства в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения регулируются Законом Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения".

Учреждениями санэпидслужбы республики разрабатываются гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, обязательные для выполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляется контроль за их выполнением, проводится государственная гигиеническая регламентация и регистрация химических биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-бытового назначения, продуктов питания. Санэпидслужба Республики Беларусь осуществляет ведение социально-гигиенического (медицинского) мониторинга.

В систему государственного санитарного надзора в Республике Беларусь входят:

- Республиканский орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарный надзор в Республике Беларусь (Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и профилактики);

- Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие госсаннадзор в областях, городах и районах;

- Государственные научно-исследовательские и научно-практические учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, осуществлявшие свою деятельность в целях обеспечения госсаннадзора.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба представлена 197 санитарно-эпидемиологическими учреждениями, в т.ч. 1 республиканским центром гигиены и эпидемиологии, 6 - областными, 144 - в городах и районных центрах и 13 - в административных районах. В учреждениях, осуществляющих государственный санитарный надзор, работает более 8000 человек, в т.ч. 1708 врачей.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Беларусь представляет собой единую централизованную систему учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения и среды обитания.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается:

- профилактикой заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической ситуацией;

- разработкой и контролем за реализацией национальных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

- государственным санитарным надзором за соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил и норм;

- организацией государственного санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания, государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ и изделий из них, а также сырья, материалов и пищевых продуктов;

- осуществлением социально-гигиенического (медицинского) мониторинга за качеством среды обитания и состоянием здоровья населения.

Под надзором санэпидслужбы в республике находится более 119511 коммунальных, промышленных, пищевых, лечебных, детских и др. объектов.

Ежегодно лабораториями центров гигиены и эпидемиологии проводится более 415210 санитарно-гигиенических и 372831 микробиологических исследований.

В Национальной системе сертификации Республики Беларусь аккредитованы 72 испытательные лаборатории центров гигиены и эпидемиологии.

В Республике Беларусь осуществляют деятельность в области гигиены окружающей среды также на то специально уполномоченные органы.

Основным государственным органом в области природопользования и охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Главными задачами Министерства являются:

- разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц;

- осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

- организация разработок мероприятий по улучшению состояния окружающей среды;

- организации разработок по управлению техногенными процессами, оказывающими воздействие на природную среду, с целью минимизации этих воздействий;

- организация НСМОС и контроль за ее реализацией;

- обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями;

- осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.

В систему Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды входят 6 областных, Минский городской комитеты и 123 горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также Производственное объединение "Белгеология", научные учреждения: Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов, Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт, Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды "Экомир", Белорусский научно-исследовательский центр "Экология". В систему Минприроды входит также Комитет рыбоохраны, в компетенции которого находятся вопросы охраны, использования и воспроизводства рыб и водных беспозвоночных.

Служба аналитического контроля системы Минприроды представлена Центральной лабораторией, 7 отделами областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, 17 территориальными экологическими лабораториями.

Основной задачей производственной деятельности службы является получение полной и объективной информации о загрязнении окружающей среды вредными химическими веществами для выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства и нормативов качества объектов окружающей среды - атмосферного воздуха, выбросов, подземных, поверхностных и сточных вод, почв, фунтов зоны аэрации, питьевой воды.

Объемы работ, выполняемых по контролю за источниками выбросов, сбросов загрязняющих веществ и загрязнением почв, с каждым годом увеличиваются. Так, в 1997 году был выполнен в общей сложности 90331 анализ, в 1998 году - 92386, в 1999 году только в 1-м полугодии - 60238. Количество контролируемых показателей увеличилось по сравнению с 1995 годом более, чем в 2 раза. Если в 1995 году службы аналитического контроля определяли в воздухе порядка 30 ингредиентов, то сейчас этот показатель превышает 70. За счет использования современных инструментальных методов анализа (газовой хроматографии, атомно-абсорбционной спектрометрии) производятся измерения концентрации ларов органических растворителей в газовых выбросах промышленных предприятий при их совместном присутствии. Определяются такие компоненты, как ацетон, бензол, толуол, ксилолы, стирол, изопропанол, 1-бутанол, этилацетат, н-бутилат, н-пентилацетат, метилэтилкетон, 1,4-диоксан. В промышленных выбросах измеряется содержание н-алканов и ароматических углеводородов, в почвах - содержание тяжелых металлов. В числе контролируемых в настоящее время показателей - нефтепродукты и тяжелые металлы, вносящие основной вклад в антропогенное загрязнение почв.

Особое место в службе аналитического контроля занимает Центральная лаборатория. Специфика деятельности лаборатории обусловлена наличием комплекса приборов и оборудования широкого профиля (спектрометр индуктивно-связанной плазмы, атомно-абсорбционный спектрофотометр, хромато-масс-спектрометр, анализатор капиллярного электрофореза и др.), что позволяет решать сложные аналитические задачи: идентифицировать примеси в многокомпонентных смесях и определять их количественное содержание.

Одним из важнейших направлений работы службы аналитического контроля Минприроды является контроль за деятельностью экологических лабораторий на предприятиях. В настоящее время систематически контролируется деятельность 257 ведомственных служб. Качество результатов анализов и измерений, выполняемый ведомственными лабораториями, оценивается путем проведения внешнего контроля со стороны служб Минприроды, включая и проведения межлабораторных сличений с параллельным отбором проб, анализов тестированных (шифрованных) проб и т.д.

Иными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды являются:

Государственный комитет по гидрометеорологии Республики Беларусь: организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод, почв, радиоактивного загрязнения;

Белорусский научно-исследовательский геолого-разведочный институт: организация мониторинга подземных вод;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь: организация мониторинга питьевой воды, подаваемой населению, качества очистки сточных вод;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь: мониторинг качества продукции растениеводства и животноводства, реализация мероприятий по транспортировке, хранению и применению минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;

Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь: организация наблюдения за качеством и безопасностью даров леса, дичью, состоянием лесов;

Министерство труда Республики Беларусь: осуществление единой государственной политики по охране труда на производстве, наблюдение и анализ за травматизмом на производстве;

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: осуществление государственного управления и координации деятельности республиканских органов государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачи:

- Повышение уровня и качества взаимодействия служб гигиены и охраны окружающей среды на основе межведомственного сотрудничества и партнерства.

- Оптимизация структуры, совершенствование кадровой политики и научного потенциала, укрепление материально-технической базы служб гигиены окружающей среды.

Действия:

- Разработать интегрированные региональные планы действий по охране окружающей среды и здоровью.

Срок: 2001 г.

Исполнители: облисполкомы, Минский горисполком, Минприроды, Минздрав.

- Централизация финансирования санэпидслужбы.

Срок: 2001 - 2002 гг.

Исполнители: Минздрав, Минфин.



3.5. Научные исследования и технологические разработки



"Создание научной базы для стратегии, направленной на выявление экологических опасностей, оценки степени риска и предупреждение или снижение воздействия на здоровье вредных факторов окружающей среды.

Предоставление соответствующей технологии и других механизмов и средств поддержки и развития такой окружающей среды, которая была бы благоприятна для здоровья и благополучия человека." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 147)



Научные исследования и технологические разработки применительно к гигиене окружающей среды проводятся многими государственными научно-исследовательскими, проектными и технологическими институтами и содержатся в научно-технических отраслевых программах министерств и ведомств. В Республике Беларусь научные исследования в области охраны окружающей среды и здоровья сконцентрированы преимущественно в государственной научно-технической программе "Природопользование и охрана окружающей среды", выполняемой под эгидой Национальной академии наук Беларуси (головная организация - Институт проблем использования природных ресурсов и экологии НАН Беларуси). К выполнению программы привлечены учреждения министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (БелНИЦ "Экология". Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования природных ресурсов), министерства здравоохранения (БелНИСГИ, БелГИУВ, БелНИИЭМ, Минский государственный медицинский институт, РНПЦ по ЭОК и БПП) и других министерств. В программе выделен крупный блок "Здоровье и окружающая среда" (головная организация - БелНИСГИ).

Работа научно-исследовательских учреждений гигиенического и эпидемиологического профиля фокусируется на:

- научно-методическом обеспечении социально-гигиенического мониторинга;

- развитии нормативно-правовой и методической базы санитарного законодательства;

- совершенствовании нормативно-методических основ гигиенического обеспечения безопасности и безвредности водопользования;

- оценке рисков.

В области охраны окружающей среды основными тенденциями научных разработок была оценка состояния элементов природного комплекса, выявление причин вызывающих обострение экологической ситуации, разработка мероприятий и технологий обеспечивающих их устранение. При этом упор делался на локальное приложение усилий, что не всегда обеспечивало возможность тиражирования разработок и их широкое применение. Но даже такие узконаправленные действия не всегда были доведены до логического завершения, прежде всего в силу экономического состояния предприятий. Не способствовало качественной проработке технологических вопросов и ограничение срока выполнения государственных научно-технических программ двумя годами. Вся дальнейшая судьба разработки полностью зависит от ведомства - потребителя продукции. Ни юридического ни экономического механизма внедрения разработок после их завершения (в рамках программы) не существует.

Переход к стратегии устойчивого развития Республики Беларусь потребовал уточнения приоритетов в экологической политике государства и перехода к новым принципам управления.

Опираясь на программные цели, заложенные в "Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь" научно-техническая политика в области природопользования и охраны окружающей среды направлена в том числе на переход к предупреждению негативного воздействия на окружающую среду, разработке мероприятий по управлению факторами техногенного воздействия и устранению существующих негативных последствий от них.

Обеспечение ближайших целей научно-технического развития предусматривается в рамках выполнения предлагаемой государственной научно-технической программы "Оценить влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, разработать прогноз ее изменения на 2010 год и комплекс мероприятий с целью обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь" ("Экологическая безопасность"). Основные цели программы:

- комплексная оценка состояния и прогноз изменения окружающей среды с использованием современных геоинформационных технологий;

- оптимизация хозяйственной деятельности с учетом эколого-безопасных и ресурсосберегающих технологий;

- оценка негативного воздействия на здоровье населения неблагоприятных факторов среды обитания человека с учетом экологических и социальных условий;

- разработка национального плана действий по охране окружающей среды для обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь на период 2005 - 2010 гг.

Приоритетная проблема:

- Создание системы мероприятий международного и национального уровня для реализации программ научных изысканий по темам, отобранным в соответствии с критериями эффективности затрат.

Задачи:

- Снижение загрязнение воздушного бассейна.

- Снижение загрязнение воздушной среды внутри помещений.

- Снижение загрязнения поверхностных и подземных вод, почв и грунтов.

- Снижение контаминации продуктов питания.

- Улучшение качества питьевой воды.

- Создание информационной системы в области охраны здоровья и окружающей среды, в том числе, построенной по географическому принципу.

- Внедрение оценки рисков.

Действия:

- Разработка ГНТП "Экологическая безопасность" на период 2001 - 2005 гг.

Срок: 2001 г.

Исполнители: Минприроды, НАН Беларуси, Минздрав.

- Совершенствование, развитие и внедрение методологии оценки риска.

Срок: 2001 - 2003 гг.

Исполнители: Минздрав, Минприроды, НАН Беларуси.

- Организация исследований по выявлению механизмов проявления эффектов, обусловленных краткосрочным и долгосрочным воздействием загрязнений воздушной среды.

Срок: 2001 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав, Минприроды, НАН Беларуси.

- Разработка методов характеристики риска инфекционных заболеваний в отношении водно-патогенных микроорганизмов.

Срок: 2001 - 2003 гг.

Исполнители: Минздрав, НАН Беларуси.

- Разработка методологии организации и ведения информационных систем в области охраны окружающей среды и здоровья.

Срок: 2001 - 2002 гг.

Исполнители: Минприроды, Минздрав, НАН Беларуси.

- Обеспечение создания и развития программ гигиенического и экологического нормирования.

Срок: 2001 - 2005 гг.

Исполнители: Минздрав, Минприроды.

- Подготовка и реализация программы экологической сертификации.

Срок: 2001 - 2003 гг.

Исполнители: Минприроды, Госстандарт, НАН Беларуси, Минздрав.



3.6. Образование в области гигиены окружающей среды



"Создать систему образования и подготовки кадров на всех уровнях для формирования руководящих кадров и бригад специалистов по гигиене окружающей среды, которые будут нести ответственность за проведение конкретных программ, направленных на улучшение санитарного состояния окружающей среды, и управление этими программами." ("Европейский План действий по гигиене окружающей среды", параграф 129)



В Республике Беларусь целенаправленная подготовка специалистов по гигиене окружающей среды осуществляется на медико-профилактическом факультете Минского государственного медицинского института, где ежегодно на 6 курсах обучения осуществляется подготовка 600 специалистов санитарно-гигиенического профиля (гигиенистов и эпидемиологов). Дальнейшая подготовка специалистов по гигиене окружающей среды осуществляется посредством одногодичной стажировки в региональных и городских центрах гигиены и эпидемиологии. Для периодической переподготовки и повышения квалификации в республике действует государственный институт усовершенствования врачей, где на санитарно-гигиеническом факультете ежегодно проходят подготовку около 400 врачей. Система подготовки кадров и повышения их квалификации требует своего совершенствования по развитию методологии обучения по оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье населения, осуществлению социально-гигиенического (медицинского) мониторинга, внедрению системы оценки риска, современных технологий информационно-аналитического обеспечения.

В республике отмечается нехватка методологической базы и курсов подготовки по оценке состояния окружающей среды и изучению вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения с помощью оценки рисков.

Экологическое образование нашло отражение и в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды", в соответствии с которым все граждане Республики Беларусь обязаны "соблюдать требования законодательства, повышать экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения".

Деятельность по охране природы предполагает не только непосредственные природоохранные мероприятия, но и организацию комплексной системы экологического воспитания и образования, целью которой является формирование современной экологической культуры. Решение этой задачи предполагает среди прочего развертывание курсов постдипломной подготовки по следующим направлениям:

- углубление собственно экологической подготовки, ее фондирование информацией о мировых достижениях социально-экологической мысли;

- раскрытие экофильного потенциала белорусской национальной культуры;

- ознакомление слушателей с организацией охраны окружающей среды и правовыми основами природопользования в республике;

- выявление и обсуждение в ходе занятий экологических аспектов специальных дисциплин, соответствующих профилю слушателей;

- обучение слушателей передовым интерактивным формам экологического образования и воспитания.

Республиканские курсы повышения квалификации экологических кадров на базе Белорусского научно-исследовательского центра "Экология" более 6 лет на практике реализуют положение Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". Обучение проводилось по трем специализациям:

- Охрана окружающей среды (по комплексному плану).

- Экономика природопользования.

- Аналитический контроль за состоянием окружающей среды.

Основу курса экологического образования составляют следующие разделы:

- система управления и законодательство в области охраны окружающей среды;

- экономика природопользования;

- современные экологические проблемы;

- охрана атмосферного воздуха;

- охрана и рациональное использование водных ресурсов;

- охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов;

- рациональное использование и охрана земельных ресурсов;

- использование и охрана растительного и животного мира;

- отходы производства и потребления как основные загрязнители окружающей среды;

- радиоактивное загрязнение и радиационная безопасность;

- человек и окружающая среда;

- образование и воспитание населения в области окружающей среды и др.

Для повышения образования в дальнейшей перспективе коллективом штатных работников курсов по организации процесса обучения разработаны типовые тематические планы повышения квалификации для специалистов технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей.

Для специалистов, работающих в области гигиены окружающей среды, требуется подготовка по вопросам управления (менеджмента), правовых и экономических механизмов.

Задача:

- Пересмотр и совершенствование системы подготовки специалистов по охране окружающей среды и здоровью.

Действия:

- Пересмотреть учебные программы ВУЗов республики по экологическому образованию и ввести в них вопросы гигиены окружающей среды.

Срок: 2001 - 2002 гг.

Исполнители: Минобразования, Минприроды, Минздрав, МЧС, Проматомнадзор.

- Подготовить ряд инвестиционных проектов по обучению специалистов в области охраны окружающей среды и здоровья за рубежом.

Срок: 2001 - 2002 гг.

Исполнители: Минприроды, Минздрав, Минобразования.

- Обеспечить непрерывное профессиональное образование в области охраны окружающей среды и здоровья.

Срок: 2001 - 2002 гг.

Исполнители: Минздрав, Минприроды, Минобразования.



3.7. Экономические и финансовые механизмы



"Улучшать финансирование рыночных механизмов и механизмов планирования в частном и государственном секторах, например путем внедрения экономических стимулов, с тем, чтобы они учитывали экологические ценности и устанавливали цены, отражающие полную стоимость для общества процесса производства и потребления, в том числе затраты, связанные с сохранением и охраной окружающей среды.

Поощрять, путем внедрения соответствующих финансовых стимулов, инвестиции в охрану окружающей среды." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 112)



Переход Республики Беларусь к рыночной экономике обусловливает переориентацию управления охраной окружающей среды от преимущественно административных методов к экономическим и административно-экономическим. В условиях развития товарно-денежных отношений в природопользовании возрастает значение экономических оценок в обосновании ценовой и налоговой политики в целях стимулирования рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и здоровья. Эффективным инструментом регулирования является система платности природопользования, объединяющая платежи за природные ресурсы, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущербов. Однако, стимулирующее значение экологических налогов (платежей) - относительно невелико и платность природопользования выполняет в основном фискальную функцию.

Задача:

- Реформировать систему платежей за выбросы (сбросы), размещение отходов производства и потребления и других загрязняющих веществ в окружающей среде.

Действия:

- Оптимизировать перечень веществ и видов воздействий, за которые должна взиматься плата.

Срок: 2001 - 2002 гг.

Исполнители: Минприроды, Минздрав.

- Провести поэтапный пересмотр ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, с учетом их влияния на здоровье населения.

Срок: 2004 - 2005 гг.

Исполнители: Минприроды, Минфин, Минздрав, Минжилкомхоз.

- Разработать методику и систему возмещения ущерба здоровью людей от деятельности предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Срок: 2003 - 2004 гг.

Исполнители: Минздрав, Минприроды, Минэкономики, Минфин.

- Подготовить предложения по развитию системы экологического страхования.

Срок: 2001 - 2002 гг.

Исполнители: Минприроды, Минфин, Минздрав.

- Разработать и внедрить в практику систему платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, подчиненные финансово-экономическому принципу "Загрязнитель платит".

Срок: 2001 - 2002 гг.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.