![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2000 N 1892 "О Национальном плане действий по гигиене окружающей среды Беларуси на 2001 - 2005 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 3 Исполнители: Минжилкомхоз, Минприроды. 4. КОМПОНЕНТЫ И ФАКТОРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ 4.1. Вода "Задача 20. Качество воды. Все люди должны иметь доступ к адекватным системам питьевого водоснабжения, а загрязнение грунтовых вод, рек, озер и морей не должно более представлять угрозу для здоровья человека." ("Европейская стратегия ВОЗ по достижению здоровья для всех") "- Обеспечить защиту водных источников и поставляемой населению воды от биологического и химического загрязнения. - Обеспечить на устойчивой основе непрерывную подачу воды для населения, причем качество этой воды должно, по крайней мере, соответствовать нормативам ВОЗ. - Снизить частоту инфекционных заболеваний, передаваемых через воду. - Снизить воздействие на население питьевой воды, загрязненной токсичными химическими веществами." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 158) Обеспечение надежного доступа к питьевой воде хорошего качества и в достаточном количестве является важнейшей сферой деятельности санитарно-эпидемиологической службы Минздрава, как эффективный способ профилактики заболеваний. Водоснабжение городского населения осуществляется в основном из подземных водоисточников. Полностью из поверхностных водоисточников снабжаются только жители г.Полоцка и частично городов Гродно, Минска, Гомеля. Качество вод поверхностных водозаборов ниже в гигиеническом отношении в связи с повышенным содержанием загрязняющих веществ в результате сброса недоочищенных и неочищенных сточных вод населенных пунктов и отдельных предприятий, несовершенством технологии водоподготовки. Качество подземных вод до 80% основных эксплуатационных водоносных горизонтов и комплексов не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по содержанию железа (1 - 10 мг/л), марганца (0,3 - 1,0 мг/л), солей аммония и др. Вода многих месторождений обладает высокой коррозийной активностью, способствует возникновению вторичного загрязнения воды в металлических емкостях и трубах. В 1998 году удельный вес результатов анализов проб воды, не отвечающих гигиеническим стандартам, из подземных водоисточников по бактериологическим показателям составлял 4,5%, из поверхностных - 32,5%. На многих территориях водоохранные мероприятия выполняются недостаточно, в связи с чем значительное количество водозаборных скважин (14%) не обеспечены зонами строгого режима. Около 80% коммунальных водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных (главным образом, обезжелезивающих и обеззараживающих) сооружений. Не лучше ситуация и на ведомственных водопроводах, где эти показатели примерно такие же. Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводов отражается на качестве воды в водопроводной сети. Так, по данным лабораторий санэпидслужбы в 1998 г. не отвечали требованиям стандарта "Вода питьевая" по бактериологическим показателям - 4,3% исследованных проб, по химическим показателям - 27,9%, в том числе из коммунальных водопроводов, владельцами которых является жилищно-коммунальная служба исполкомов. Таблица 4.1.1 Удельный вес проб воды из систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающих гигиеническим требованиям за 1996 - 1998 годы --------------------------+----------------------------------------¬ ¦ Принадлежность ¦ Удельный вес проб воды, не отвечающих ¦ ¦ водопроводов ¦ гигиеническим требованиям, в % ¦ ¦ +--------------------+-------------------+ ¦ ¦ по ¦ по ¦ ¦ ¦санитарно-химическим¦ микробиологическим¦ ¦ ¦ показателям ¦ показателям ¦ ¦ +-----+------+-------+-----+-----T-------+ ¦ ¦1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦1996 ¦1997 ¦ 1998 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Коммунальные ¦22,1 ¦ 24,1 ¦ 27,9 ¦ 5,4 ¦ 4,8 ¦ 4,3 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Ведомственные ¦29,0 ¦ 45,0 ¦ 24,9 ¦ 9,7 ¦ 8,6 ¦ 7,3 ¦ ¦-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------- Как видно из табл. 4.1.1 за последние 3 года существенных изменений микробиологических показателей качества водопроводной воды не произошло. Результаты исследований воды из ведомственных водопроводов свидетельствуют о том, что их санитарное состояние хуже коммунальных. Несоответствие гигиеническим нормативам качества воды по санитарно-химическим показателям обусловлено, главным образом, повышенным содержанием железа в воде подземных водоисточников и связанным с этим повышенными мутностью и цветностью воды. Однако, вместе с этим регистрируются факты нарастания концентрации в воде других химических веществ, в том числе нитратов, аммиака. Так, по данным Государственного водного кадастра на отдельных водозаборных скважинах, расположенных в пределах городских застроек городов Витебск, Минск, Гомель, Барановичи и др. наблюдается увеличение минерализации, содержания нитратов, хлоридов, сульфатов, аммиака, марганца. Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние систем централизованного водоснабжения в связи с плохой их эксплуатацией отмечается во многих сельских населенных пунктах республики, что в любой момент может привести к осложнению эпидемической ситуации. Планово-предупредительная система ремонта и технического обслуживания сооружений водоснабжения в большинстве сельских населенных пунктов не внедрена. Повсеместно, за исключением отдельных районов, отсутствуют специализированные службы по обслуживанию водопроводов, снабжающих водой сельское население, лаборатории по контролю качества воды. В результате в настоящее время свыше 36,9% сельских водопроводов не соответствуют санитарным требованиям, в том числе из-за отсутствия зоны санитарной охраны - 35,0%, установок по обезжелезиванию воды - 28,7%, и, как следствие, 7,9% проб воды из этих водопроводов не отвечают требованиям стандарта "Вода питьевая" по микробиологическим показателям. Значительны масштабы загрязнения вод, которые использует большинство сельского населения и значительная часть населения в городских поселках (около 3,3 млн. человек) с помощью шахтных и неглубоких индивидуальных скважин на подворьях (400 тысяч). Качество грунтовых вод и по химическим, и по микробиологическим показателям не отвечает нормативным требованиям и во многих случаях является опасным для здоровья. В 1998 году качество колодезной воды в 32,4% случаев по бактериологическим и в 49,7% случаев по санитарно-химическим показателям не соответствовало требованиям санитарных правил. Таблица 4.1.2 Удельный вес проб воды из источников децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (шахтных колодцев), не отвечающих гигиеническим требованиям за 1996 - 1998 годы --------------------------+----------------------------------------¬ ¦ Принадлежность ¦ Удельный вес проб воды, не отвечающих ¦ ¦ водопроводов ¦ гигиеническим требованиям, в % ¦ ¦ +--------------------+-------------------+ ¦ ¦ по ¦ по ¦ ¦ ¦санитарно-химическим¦ микробиологическим¦ ¦ ¦ показателям ¦ показателям ¦ ¦ +-----+------+-------+-----+-----T-------+ ¦ ¦1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦1996 ¦1997 ¦ 1998 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦г.Минск ¦ 8,3 ¦ - ¦ - ¦12,5 ¦ - ¦ - ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Брестская обл. ¦68,7 ¦ 68,3 ¦ 61,4 ¦44,6 ¦46,1 ¦ 41,0 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Витебская обл. ¦35,0 ¦ 38,6 ¦ 36,3 ¦29,5 ¦32,2 ¦ 28,6 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Гомельская обл. ¦51,1 ¦ 53,4 ¦ 53,2 ¦36,4 ¦35,1 ¦ 34,4 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Гродненская обл. ¦52,7 ¦ 55,2 ¦ 53,8 ¦45,0 ¦58,5 ¦ 49,8 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Минская обл. ¦54,5 ¦ 61,9 ¦ 57,0 ¦46,0 ¦40,8 ¦ 41,3 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Могилевская обл. ¦27,6 ¦ 29,4 ¦ 32,3 ¦27,8 ¦25,7 ¦ 19,8 ¦ +-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------+ ¦Итого по республике ¦46,2 ¦ 49,8 ¦ 49,7 ¦35,0 ¦42,8 ¦ 32,4 ¦ ¦-------------------------+-----+------+-------+-----+-----+-------- Как показывает таблица 4.1.2 в целом по республике значительных положительных сдвигов в качестве воды колодцев не наблюдается. В сельскохозяйственных районах загрязнение подземных грунтовых вод происходит на неканализованных территориях населенных пунктов, в районах животноводческих ферм, складов минеральных удобрений, полей фильтрации, сельхозугодий. Немаловажными причинами повышенного загрязнения воды колодцев являются также отсутствие необходимого благоустройства прилегающей территории, близкое расположение выгребов и сараев для скота, отсутствие глиняных замков и отмосток. Проблема водоснабжения населения в ряде мест обостряется также и тем обстоятельством, что система водораспределения пришла в результате износа и коррозии труб в такую ветхость, что вода стала подвергаться опасности вторичного загрязнения. Серьезную опасность для здоровья населения представляет неудовлетворительное качество воды водоемов в рекреационных зонах. Так, в 1998 году удельный вес результатов анализов воды из этих мест, не отвечающих санитарным требованиям, составил 25,7% по санитарно-химическим и 13,6% по микробиологическим показателям. Из числа последних в 10,4% проб выделялись возбудители инфекционных заболеваний. Основные причины загрязнения воды - отсутствие очистки сточных вод и неудовлетворительная работа очистных сооружений канализации. Очистные сооружения ряда городов республики работают с перегрузкой: Минск, Речица, Береза, Лепель, Старые Дороги и т.д. По данным литературы ряд идентифицированных в питьевой воде соединений обладает экспериментально установленной канцерогенной и мутагенной активностью. К ним относятся продукты хлорирования воды, содержащей органические соединения. Этим могут быть обусловлены мутагенные свойства питьевой воды, подаваемой населению коммунальными водопроводами. Выявлено наличие мутагенной активности воды некоторых шахтных колодцев южных районов республики. Полученные данные свидетельствуют о потенциальной мутагенной и канцерогенной опасности для населения питьевых вод и требует проведения более широких дополнительных исследований. Однако угрозу здоровью населения представляет не только химическое и бактериальное загрязнение питьевой воды. Весьма опасным является контаминация питьевой воды патогенными вирусами, более устойчивыми, по сравнению с бактериями, к воздействию физических и химических факторов окружающей среды, а также к обеззараживающим реагентам, применяемым на водопроводных станциях. До последнего времени фактор вирусного загрязнения водных объектов не учитывался ни при контроле качества вод, ни при выборе способов ее обработки и обеззараживания. Приоритетные проблемы: - Обеспечение населения республики качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения. - Охрана подземных и поверхностных вод от загрязнений и истощения. Задачи: - Гарантировать обеспечение населения республики качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения. - Усовершенствовать систему управления использованием подземных и поверхностных вод как источников питьевого водоснабжения. - Создать высокоэффективные системы и технологические процессы для очистки природных и сточных вод на основе новейших физических, химических, биологических и комбинированных методов с использованием современных материалов. - Определить связь между реальной химической и биологической нагрузкой на организм за счет потребляемой питьевой воды и здоровьем населения. - Контроль качества поверхностных и подземных вод (в том числе грунтовых) вблизи потенциальных источников загрязнения. - Контроль качества питьевой воды при централизованном и децентрализованном водоснабжении. - Контроль качества очистки и обеззараживания сточных вод. Предлагаемые действия: - Провести паспортизацию объектов водосбнажения с установлением границ зон санитарной охраны (облисполкомы, Минжилкомхоз, Минздрав, Мингорисполком и другие заинтересованные, 2001 - 2003 гг.). - Обеспечить перенос с территории ЗСО объектов, потенциально влияющих на загрязнение подземных водоносных горизонтов и поверхностных водоисточников и оборудование их комплексом природоохранных защитных устройств (склады минеральных удобрений, ядохимикатов, нефтепродуктов, навозохранилищ и др.) (облисполкомы, Минсельхозпрод, Минприроды, Минжилкомхоз, Минздрав, 2001 - 2002 гг.). - Создать специализированные службы по обслуживанию водопроводов в сельских населенных пунктах (облисполкомы, Минжилкомхоз, Минсельхозпрод, 2001 - 2002 гг.). - Реорганизовать (создать) систему лабораторного контроля за качеством воды водоисточников и распределительной сети хозяйственно-питьевых водопроводов сельских населенных пунктов (облисполкомы, Минжилкомхоз, Мингорисполком, Минздрав, 2001 - 2002 гг.). - Изучить химическую, микробиологическую и мутагенную безопасность вод республики, используемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении (Минздрав, Минжилкомхоз, 2001 - 2002 гг.). - Провести разработку (пересмотр) нормативных документов в области нормирования требований к качеству подземных и поверхностных вод и документов определяющих методики контроля этих требований (Минздрав, Минжилкомхоз, Госстандарт, Минархитектуры 2001 - 2003 гг.). - Разработать и внедрить систему мониторинга вирусологической безопасности вод (Минздрав, Минжилкомхоз, 2001 - 2002 гг.). 4.2. Воздух "Задача 21. Качество воздуха. Качество атмосферного воздуха во всех странах должно быть улучшено до такой степени, когда известные загрязнители воздуха не представляют более угрозу для здоровья населения." ("Европейская стратегия ВОЗ по достижению здоровья для всех) "- Предоставлять информацию об уровнях загрязнения воздуха как внутри, так и вне помещений во всей Европе, особенно в городах. - Принимать меры, необходимые для того, чтобы к определенному сроку, установленному на национальном уровне, снизить загрязнение воздуха ниже значений, указанных в рекомендациях ВОЗ по качеству атмосферного воздуха." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 168) 4.2.1. Атмосферный воздух В результате спада промышленного производства, объем выбросов в атмосферу в последние годы снизился. Однако, антропогенная нагрузка на окружающую среду по оценкам специалистов существенно не уменьшилась. По данным Госкомгидромета и санэпидслужбы в 1998 - 1999 гг. по суммарному индексу самым загрязненным был воздушный бассейн г.Могилева. Высокий уровень загрязнения обусловлен большим содержанием диоксида азота и специфических вредных веществ. Средние за год концентрации сероуглерода, фенола, аммиака и формальдегида во всех контролируемых районах превышали гигиенические регламенты. Максимальные из разовых концентраций аммиака, сероуглерода и диоксида азота нередко достигали 5 - 7 ПДК, а формальдегида - в отдельные дни регистрировались на уровне 15 - 20 ПДК. Высокий индекс загрязнения воздушного бассейна отмечен по данным регулярных наблюдений в 1998 г. и в г.Витебске. Здесь средний уровень загрязнения фенолом и формальдегидом был в 1,2 и 3,2 раза соответственно выше стандарта качества. В отдельные кварталы степень загрязнения воздуха вредными веществами (диоксидом серы, оксидом углерода, диоксидом азота и фенолом), обладающими эффектом суммации воздействия, превышала санитарно-гигиеническую норму в 2 - 3 раза. Ухудшилась экологическая ситуация в г.Мозыре. Для воздушного бассейна города на протяжении многих лет характерна повышенная запыленность и высокое содержание формальдегида. В летние месяцы запыленность воздуха в 1,5 - 2 раза превышала гигиенический регламент. Средняя за год концентрация формальдегида составляла 4 ПДК. Снижение за последние годы средних концентраций большинства контролируемых вредных веществ не может свидетельствовать о полном отсутствии проблемы загрязнения воздушного бассейна г.Минска: в отдельных районах города сохраняется обстановка экологической нестабильности, отмечен рост загрязненности воздуха специфическими вредными веществами. Максимальные из разовых концентраций оксида углерода, диоксида азота составляли 2 - 3 ПДК, а аммиака и формальдегида часто превышали предельно допустимые нормы в 4 - 7 раз. Характерной особенностью загрязнения воздуха во всех городах республики являются высокие уровни концентраций формальдегида. Средние за 1998 год концентрации в городах Пинске, Орше, Минске находились в пределах 1 - 1,3 ПДК; Гомеле, Гродно, Бресте, Бобруйске, Светлогорске, Полоцке, Новополоцке и Речице 2 - 3 ПДК, а в Могилеве, Витебске и Мозыре более, чем в 3 раза превышали установленный норматив. Следует отметить, что десятки тысяч людей в городах проживают в пределах санитарно-защитных зон промышленных предприятий, подвергаясь непосредственному воздействию выбросов от заводов. Только в Минске в таких условиях проживает свыше 40000 человек, в Брестской области - 19300 человек. Не имеют санитарно-защитной зоны 41 предприятие Витебской, 31 - Гродненской, 47 - Минской областей. Оценивая ситуацию с загрязнением воздуха в целом необходимо обратить внимание на проблему контроля загрязнений. Сложившаяся система мониторинга не в полной мере отвечает современной ситуации и требованиям. Хромато-масс-спектрометрические исследования состава атмосферных загрязнений в Могилеве, Новополоцке, Гродно позволили обнаружить около 200 разнообразных органических химических соединений, которые относятся к следующим классам: алканы, ароматические углеводороды - производные бензола, циклоалканы, алкены, спирты, кетоны, альдегиды, кислоты, хлорпроизводные алканов, нитропарафины, эфиры, хлорпроизводные непредельных углеводородов, терпены, ароматические углеводороды с конденсированными кольцами, фенолы. Как по количеству, так и по величинам концентраций преобладали алканы и ароматические углеводороды (производные бензола). В один из сезонов было обнаружено 9 веществ, содержание которых превышали предельно допустимые максимально разовые концентрации: гексаналь - до 6 раз, этилбензол - до 3-х раз, гептаналь - до 3-х раз, ацетофенон - до 6,7 раз, стирол - в 1,2 раза, уксусная кислота - в 1,7 раз, нонаналь - до 10 раз, деканаль - до 4-х раз, 1, 2, 4-триметилбензол - в 1,2 раза. Вероятность того, что фактическая степень загрязнения атмосферного воздуха в городах и промузлах может быть выше, чем официально регистрируемая, если принять во внимание фотохимическое загрязнение атмосферы, когда окислы азота, летучие органические соединения, углеводороды, кислород воздуха при воздействии солнечного света вступают в фотохимические реакции, в результате чего образуются новые загрязнители - озон, альдегиды, пероксиацилнитраты (ПАН), являющиеся окислителями. Стандарт качества атмосферы на содержание фотохимических загрязнителей не установлен, фактически измеряют только содержание озона, и то не систематически, которое эквивалентно еще более высокому содержанию окислителей. Тем очевиднее необходимость и сложность оценки степени опасности загрязнений атмосферы для самочувствия, работоспособности и здоровья человека. Продукты трансформации не контролируются и их значимость в формировании реальной химической нагрузки на население и влияние на здоровье не учитываются. Более того, до 60% этих веществ не имеют гигиенических регламентов. Используя показатели загрязнения атмосферного воздуха и заболеваемости населения в качестве интегральных индикаторов экологической ситуации в Гродно установлена зависимость между заболеваемостью детей хроническим фарингитом и комплексным показателем загрязнения атмосферного воздуха "Р". В Могилеве обнаружена достоверная связь между заболеваемостью взрослого населения хроническими болезнями миндалин и аденоидов, пневмониями, астмой бронхиальной и содержанием пыли в атмосфере. Повышенное содержание фенола и формальдегида в атмосферном воздухе г.Гомеля оказало существенное влияние на формирование заболеваемости взрослого населения пневмонией. Наряду с этими обстоятельствами следует учесть мнение ряда специалистов считающих целесообразным пересмотреть схему размещения постов Госкомгидромета, перечень определяемых ими соединений и применяемые методики. Так, например, при определении взвешенных веществ не проводится измерение фракции пыли менее 10 мк (РМ 10), которую считают наиболее значимой при формировании патологии бронхо-легочных путей. Существующая система стандартов качества атмосферного воздуха устарела и нуждается в пересмотре с учетом требований национального природоохранного законодательства. Перечень ориентировочно безопасных уровней воздействия химических веществ не пересматривался более 10 лет. Вещества, входящие в данный перечень, не имеют классов опасности, что ведет к дисбалансу в налогообложении за выбросы. 4.2.2. Воздух жилых помещений В то время как основные проблемы связаны с загрязнением атмосферного воздуха (в определенной степени из-за того, что объем информации по уровням загрязнений в атмосфере больше, чем по их уровням внутри помещений), большинство населения проводит значительную часть своей жизни в помещениях, где загрязнение воздуха может усугубляться такими факторами как приготовление пиши, плохая вентиляция, курение, а также низкое качество строительных и отделочных материалов. Насыщенность современной жилищной среды полимерными материалами (ПМ), при отсутствии системного научного подхода к эколого-гигиеническому контролю за их применением, может стать фактором риска для здоровья человека. Последнее обстоятельство имеет особую значимость для республики в соответствии с программой жилищного строительства. В последние годы произошло существенное развитие химии полимеров с модификацией существующих и появлением новых групп материалов, нашли применение в их производстве новые добавки и наполнители, расширилась сфера их использования. Кроме того, углубляющаяся тенденция интеграции республики в мировую экономику как в технологическом, так и в торговом отношении привела к появлению материалов и изделий из полимеров не встречавшихся ранее в отечественной практике. Документы, позволяющие контролировать воздух жилых помещений, устарели как в правовом, так и в научно-методическом отношении, т.к. их подготовка осуществлялась на базе 20-ти летней давности развития технологии полимеров, токсиколого-гигиенических и санитарно-химических подходов к их оценке. Кроме того, некоторые документы или противоречат друг другу, или имеют противоречия в своем содержании. Приоритетные проблемы: - Снижение уровней выбросов от стационарных и передвижных источников. - Пересмотр системы стандартов качества атмосферного воздуха. Задачи: - Обеспечить предоставление достоверных и репрезентативных данных об уровнях загрязнений воздуха. - Принять меры к снижению уровней загрязнения воздуха до величин не превышающих предельно допустимые концентрации. Предлагаемые действия: - Пересмотреть систему мониторинга Госкомгидромета и санэпидслужбы, внести согласованные коррективы в схемы размещения постов наблюдения, перечень контролируемых соединений (Минприроды, Госкомгидромет, Минздрав, 2001 - 2002 гг.). - Провести разработку (пересмотр) нормативных документов в области нормирования требований к качеству атмосферного воздуха и документов определяющих методики контроля этих требований (Минздрав, Минприроды, Госстандарт, 2001 - 2003 гг.). - Подготовить руководство по организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий (Минздрав, 2001 - 2002 гг.). - Обеспечить поэтапное внедрение энергоресурсосберегающих технологий в промышленности и энергетике (Госкомэнергосбережение, Минпром, концерн "Белэнерго", 2001 - 2005 гг.). - Разработать программу снижения содержания серы в мазуте и дизельном топливе (концерн "Белнефтехим", Минтранс, 2001 - 2003 гг.). 4.3. Продукты питания "Задача 22. Качество и безопасность продуктов питания. Во всех государствах-членах должна быть значительно снижена та опасность для здоровья людей, которую представляют микробиологическое (в виде микроорганизмов и их токсинов), химическое и радиационное загрязнение пищевых продуктов." ("Европейская стратегия ВОЗ по достижению здоровья для всех") "- Сократить или, если это возможно, ликвидировать заболеваемость, связанную с загрязненными продуктами питания. - Обеспечивать, чтобы безопасность пищевых продуктов ставилась на первое место в каждом процессе и на каждом участке цепочки производителя и сбыта продуктов питания - от исходного производителя до потребителя. - Улучшить знания населения по вопросам безопасности и гигиены пищевых продуктов." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 185) Одним из ведущих факторов, определяющим здоровье населения и являющимся важным элементом профилактики многих хронических заболеваний, является питание, его количественная и качественная стороны. Социально-экономические преобразования в республике затронули все области переработки и производства продовольственного сырья и пищевых продуктов. Сокращение объемов производства и ассортимента продуктов первой необходимости, прекращение выпуска витаминизированных и диетических продуктов, в ряде случаев снижение их качества и удорожание на фоне снижения доходов значительной части населения явились основными причинами изменения структуры питания населения. В последние годы по данным Министерства статистики отмечено снижение потребления населением основных групп продовольствия: мясных и молочных продуктов, яиц, рыбы, фруктов, овощей, что в ряде случаев приводит к частичной недостаточности в питании населения белков, витаминов, минеральных элементов, пищевых волокон и других важных для жизнедеятельности организма пищевых веществ. Это вызывает нарушение обмена веществ, снижение антиоксидантного и иммунного потенциала взрослого и детского организма, уменьшает их адаптационные возможности, повышает риск развития острых и хронических заболеваний и создает определенные предпосылки к формированию групп с признаками белковой и витаминной недостаточности среди социально незащищенных слоев населения. Изменения, произошедшие в структуре питания всех групп населения, диктуют необходимость осуществления постоянного контроля и слежения за питанием, создания межведомственного мониторинга состояния питания населения для принятия государственных мер по его оптимизации. В республике продолжает оставаться не полностью решенной проблема обеспечения продуктами питания детей раннего возраста. Промышленностью республики полностью удовлетворяется потребность детского населения лишь в сухих молочных смесях. Производство на промышленной основе жидких и пастообразных молочных продуктов, готовых к употреблению, находится на уровне 1% от потребности в них и осуществляется только на 2-х предприятиях: Гомельском и Мозырском гормолзаводах. В 1997 году в республике принята государственная программа "Дети Беларуси на 1997 - 2000", утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 1998 г. N 3. Программа призвана улучшить существующую структуру детского питания. Планируется техническое перевооружение и реконструкция предприятий по производству детского питания, создание сырьевой базы для производства экологически чистой продукции. Сложная экономическая ситуация в стране, применение ресурсосберегающих технологий и пищевых добавок не снимают проблемы безопасности продуктов питания и ставят серьезные вопросы, в первую очередь, к организации и совершенствованию производственного, в том числе и лабораторного контроля за качеством и безопасностью производимых продовольственных товаров. Это находит подтверждение в результатах лабораторного контроля, проводимого санэпидслужбой республики. За последние 4 года частота загрязнения многих видов продукции чужеродными веществами снизилась, однако остается еще на достаточно высоком уровне. Удельный вес проб исследованной продукции с превышением содержания нитратов в 1999 г. составил 2,3% (1996 - 5,1%), пестицидов - 0,07% (1996 - 0,2%). Не соответствовало требованиям гигиенических нормативов содержание антибиотиков в продуктах животноводства - 0,4% (1996 - 0,6%). Удельный вес проб с превышением токсичных элементов составил 0,4% (1996 - 0,4%), афлатоксинов - 0,03% (1996 - 0,05%). В 1999 году отмечена положительная динамика в повышении эпидемической надежности некоторых групп предприятий (молокоперерабатывающие, мясоперерабатывающие, предприятия общественного питания, торговли) в Брестской, Минской, Гродненской областях и г.Минске и улучшение качества вырабатываемых в республике продуктов питания по микробиологическим показателям. Процент исследованных проб продуктов, не соответствующих требованиям нормативной документации по микробиологическим показателям, составил в 1999 году - 2,0% (1996 - 2,6%), в том числе по молоку и молочным продуктам - 2,1% (1996 - 2,3%). Остается высоким процент нестандартных проб кондитерских изделий (4,8%), рыбных продуктов (3,3%) и напитков (1,8%). В 1996 г. соответственно 5,4%; 4,1%; 3%. Снижение объемов переработки сырья и выпуска продуктов питания на большинстве предприятий пищевой промышленности косвенно способствовало улучшению условий их производства и хранения. Это прежде всего относится к молокоперерабатывающим предприятиям, ранее работающим с перегрузкой, часто в условиях дефицита технологического и холодильного оборудования, пара и воды. Однако, потенциальная опасность и риск возникновения инфекционных желудочно-кишечных заболеваний остается высоким. Санитарно-техническое состояние многих предприятий остается неудовлетворительным. Ежегодно в республике регистрируются вспышки острых кишечных инфекционных заболеваний, связанных с употреблением молочных продуктов промышленного производства. Остается проблема качества и безопасности продуктов питания, поступающих в страну по импорту. Давая оценку импортным продуктам питания, следует отметить, что практически все они содержат пищевые добавки: консерванты, красители, ароматизаторы, эмульгаторы и др., которые представляют определенную потенциальную опасность для здоровья определенных категорий населения. Приоритетные проблемы: - снижение вероятности попадания в пищу населения продуктов, представляющих угрозу для здоровья человека по микробиологическим (включая токсины), химическим, радиологическим показателям. Задачи: - снизить соматическую заболеваемость и заболеваемость острыми кишечными инфекционными заболеваниями, связанную с продуктами питания; - совершенствование нормативно-правовой базы, усиливающей ответственность производителя за качество и безопасность выпускаемой продукции. Предлагаемые действия: - разработать Государственную программу "Национальная политика в области питания" (Минздрав, 2001 - 2003 гг.); - представить в Правительство Республики Беларусь Закон Республики Беларусь "О пище" (Минздрав, 2001 г.). 4.4. Отходы и загрязнение почвы "Задача 23. Удаление отходов и борьба с загрязнением почвы. Во всех государствах-членах должно быть обеспечено эффективное устранение факторов риска для здоровья людей, обусловленных твердыми и опасными отходами и загрязнением почв." ("Европейская стратегия ВОЗ по достижению здоровья для всех") "- Обеспечить безопасное и не причиняющее людям неудобства удаление коммунальных (как в городах, так и в сельской местности), а также промышленных отходов в целях адекватной защиты здоровья трудящихся и населения в целом в процессе их сбора, транспортировки, переработки и окончательного удаления. - Обеспечить максимальную безотходность различных производств и содействовать реутилизации и повторному использованию отходов, а также с целью выработки энергии. - Идентифицировать загрязненные полигоны для захоронения отходов, провести оценку риска для здоровья населения и окружающей среды, а также уменьшить или устранить те опасности, которые представляются неприемлемыми." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 200) Образование и накопление отходов производства и потребления ведет к нарушению экологического равновесия природной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения. В настоящее время ежегодно накапливается около 2 млн.куб.м коммунальных отходов. Около 20 млн. тонн промышленных отходов. Из последних только 16% используется как вторичное сырье. Остальные, как правило, накапливаются на ведомственных полигонах и шламонакопителях (78,0%), вывозятся на полигоны размещения отходов (около 500 тыс. тонн), сливаются в канализацию, водоемы, вывозятся на несанкционированные места (около 400 тонн), остаются на территории предприятий (более 260 тыс. тонн). В результате ежегодного пополнения этих объемов количество накопленных отходов достигло в 1997 году порядка 700 млн. тонн. Для санкционированного или несанкционированного размещения отходов из хозяйственного обращения изымаются сотни гектаров земли. Сконцентрированные в необустроенных местах, они являются источниками загрязнения почвы, поверхностных и подземных вод, воздушной среды. К отходам потребления относятся и неистребованные пестициды, находящиеся в остатках на складах хозяйств и объединений "Сельхозхимия", пришедших в негодность по истечению сроков их использования, хранения и пришедших в негодность из-за нарушения тары. В хозяйствах республики и на складах бывшего объединения "Сельхозхимия" накопилось пестицидов около 1600 т (табл. 4.1.1). Таблица 4.4.1 Накопление неиспользованных пестицидов в Республике Беларусь (тонн) ------------------------+--------------+----------------+----------¬ ¦ Области ¦ Всего ¦ Склады ¦ Склады ¦ ¦ ¦ ¦ "Сельхозхимии" ¦ хозяйств ¦ +-----------------------+--------------+----------------+----------+ ¦Брестская ¦ 41 ¦ 38 ¦ 3 ¦ +-----------------------+--------------+----------------+----------+ ¦Витебская ¦ 235 ¦ 165 ¦ 70 ¦ +-----------------------+--------------+----------------+----------+ ¦Гомельская ¦ 123 ¦ 20 ¦ 103 ¦ +-----------------------+--------------+----------------+----------+ ¦Гродненская ¦ 288 ¦ 146 ¦ 141 ¦ +-----------------------+--------------+----------------+----------+ ¦Минская ¦ 839 ¦ 437 ¦ 402 ¦ +-----------------------+--------------+----------------+----------+ ¦Могилевская ¦ 90 ¦ 8 ¦ 83 ¦ +-----------------------+--------------+----------------+----------+ ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |