Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2000 N 1892 "О Национальном плане действий по гигиене окружающей среды Беларуси на 2001 - 2005 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

¦                                                                  ¦
+-----------------------+--------------+----------------+----------+
¦Итого                  ¦     1616     ¦       814      ¦   802    ¦
¦-----------------------+--------------+----------------+-----------


В связи с тем, что вещества, входящие в состав этих отходов, как правило, являются химически агрессивными, тара, в которой они содержатся, зачастую находится уже на грани саморазрушения, возможно нерегламентированное попадание пестицидов в окружающую среду. Некоторые из них относятся к 1 - 2 классу опасности либо обладают свойствами стойких загрязнителей почвы и воды. Ряд препаратов под воздействием атмосферного воздуха, влаги и контакта с веществами определенных химических групп могут разлагаться или образовывать такие опасные соединения, как фосфофтористый водород (фосфин), фосген, цианистый водород, сероуглерод.

Учитывая сложившуюся ситуацию, принципы устойчивого развития для Беларуси приоритетными программными областями являются сокращение объемов образования отходов, повышение уровня их переработки (утилизация, рекупирация, обезвреживание) и экологобезопасное размещение. Последняя проблема имеет очень важное значение с точки зрения загрязнения почв, подземных вод и гигиены окружающей среды в целом. Контроль за влиянием складируемых коммунальных отходов на грунтовые воды повсеместно не ведется из-за отсутствия средств на строительство и оборудование контрольных скважин, предусмотренных санитарными правилами. Проведенная оценка экологического состояния и эксплуатационных возможностей объектов по размещению отходов (полигонов), с учетом гидрогеологических условий и соответствия их нормативным требованиям, например, в Могилевской области показала, что только 6 полигонов размещения коммунальных отходов из 23-х по основным показателям находятся в удовлетворительном состоянии.

Во исполнение Законов Республики Беларусь "Об охране окружающей среды", "Об отходах" Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 1998 г. N 1313 и от 1 сентября 1998 г. N 1368 одобрены программы "Комплекс неотложных мер по использованию отходов производства и потребления", "Республиканская программа обращения с коммунальными отходами" и утверждена 15 октября 1996 г. N 667 "Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на 1996 - 2000 гг.", в основу которых положен принцип сокращения объемов образования отходов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья и обеспечение эколого-безопасного размещения отходов.

Проблема сбора, утилизации, обезвреживания и захоронения коммунальных и промышленных отходов является чрезвычайно значимой для республики. В Беларуси до сих пор нет действующих полигонов для утилизации опасных отходов. Из-за их отсутствия опасные отходы накапливаются в больших количествах на территориях предприятий, что не исключает чрезвычайных ситуаций загрязнения окружающей среды. Так, в Витебской области специальные полигоны для хранения промышленных токсичных отходов имеются только для промпредприятий г.Новополоцка и г.Полоцка. Образующиеся промышленные отходы ПО "Беларуськалий" для вторичной переработки не используются, хотя в свое время были проведены соответствующие научные обоснования.

В 1999 году было продолжено строительство первой очереди комплекса по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов в Чечерском районе, однако, по причине недостаточного финансирования нормативные сроки строительства не выдерживаются.

Вследствие неудовлетворительной организации сбора и удаления отходов, загрязнения окружающей среды промышленностью и автотранспортом (по данным лаборатории санэпидслужбы до 9,7% проб почвы населенных мест в зоне влияния промышленных предприятий и транспортных магистралей и 5,4% проб в селитебной зоне) содержат повышенные концентрации солей тяжелых металлов, а в городах Минск и Брестской области превышение ПДК указанных загрязнений на территории жилой застройки достигает 4,7 - 8,4%. Около 4,4% исследованных проб почвы в селитебной зоне содержат гельминты, 7,8% проб имеют повышенное микробное загрязнение.

Загрязнению почвы способствуют неудовлетворительная санитарная очистка, низкая степень благоустройства дворовых территорий неканализованной части городов и сельских населенных пунктов. По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства обеспеченность транспортом для вывоза твердых бытовых отходов в городах республики составляет не более 50 - 60%.

Приоритетные проблемы:

- Внедрение малоотходных и безотходных технологий производств.

- Максимальная промышленная утилизация и депонирование отходов производства и потребления.

Задачи:

- Разработать законодательные и нормативно-методические документы в области охраны почв, обращения с отходами. Предусмотреть в системе законодательства меры по стимулированию перехода предприятий на ресурсосберегающие, малоотходные и безотходные технологии, соответствующие требованиям международных стандартов серии ISO-14000.

- Организовать в городах республики системы раздельного (селективного) сбора отходов.

- Обеспечить строительство необходимых мощностей по использованию, обезвреживанию, депонированию коммунальных отходов, экологобезопасных установок для сжигания опасных веществ и токсичных отходов.

- Идентифицировать зараженные полигоны для захоронения отходов, провести их оценку как источников вторичного загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. Определить риск, который они могут представлять для здоровья населения.

- Принять меры к укомплектованию коммунальных служб соответствующими специалистами, специальным транспортом по уборке территорий, вывозу коммунальных отходов, по строительству промышленных и полупромышленных комплексов по сортировке, использованию и обезвреживанию отходов.

Предлагаемые действия:

- Разработка и внедрение экологически чистых технологий получения химических веществ, полимерных композиций, готовых изделий на основе использования отходов (Концерн "Белресурсы", Минпром, НАН Беларуси, Минжилкомхоз, Минздрав и другие заинтересованные, 2001 - 2002 гг.).

- Разработка и внедрение технологий использования древесных отходов в качестве сырья для гидролизного производства и топлива (НАН Беларуси, Концерн "Белресурсы", Министерство лесного хозяйства, Госкомэнергосбережение, Минздрав, Минжилкомхоз и другие заинтересованные, 2001 - 2003 гг.).

- Провести работы в рамках межгосударственного пилотного проекта по утилизации пестицидов в цементных печах (Минприроды, Минсельхозпрод, Минстройархитектуры, Минжилкомхоз, концерн "Белресурсы", 2001 - 2003 гг.).

- Разработать нормативные документы, регулирующие порядок перемещения отходов через таможенную границу Республики Беларусь и обращения с ними (Минприроды, 2001 - 2003 гг.).

- Разработать методические подходы по ускоренному гигиеническому регламентированию химических веществ в почве (Минздрав, 2001 - 2002 гг.).

- Разработать методические указания по определению класса опасности промышленных отходов (Минздрав, Минприроды, 2001 - 2002 гг.)

- Разработать гигиенический классификатор опасных отходов для Республики Беларусь (Минздрав, Минприроды, 2001 - 2003 гг.).

- Разработать гигиенические регламенты предельно допустимых уровней нефтепродуктов в почве (Минздрав, 2001 - 2004 гг.).

- Разработать и внедрить в практику методики дифференциации тарифов, поставщиков (производителей) отходов, подчиненных финансово-экономическому принципу "загрязнитель платит" (Минжилкомхоз, Минприроды, Минэкономики, 2001 - 2002 гг.).

- Завершить строительство комплекса по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов в Чечерском районе (Гомельский облисполком, Минприроды, концерн "Белресурсы", 2001 - 2005 гг.).

- Обеспечить выполнение природоохранных мероприятий при проектировании, строительстве и эксплуатации полигонов размещения отходов и при захоронении отходов (облисполкомы, Минский горисполком, Минжилкомхоз, Минприроды, Минздрав - постоянно).



4.5. Физические факторы (ионизирующее излучение)



"- Выявлять такие жилые и производственные здания, в которых концентрации радона превышают нормативы ВОЗ, требующие принятия конкретных действий и проведения соответствующих коррегирующих мероприятий, при этой порядок приоритетности соответствующих мер будет определяться концентрацией радона.

- Решать вопросы безопасного хранения и удаления высокорадиоактивных ядерных отходов и не допускать несанкционированного доступа к радиоактивным материалам.

- Сводить до минимума не являющуюся необходимой экспозицию к радиации и обеспечивать должную радиационную защиту на производстве.

- Способствовать изменению моделей поведения тех групп европейского населения, в которых привычка к принятию солнечных ванн приводит к увеличению риска развития рака кожи.

- Поощрять участие информированного населения в принятии решений по вопросам гигиены окружающей среды, относящимся к опасности радиационного облучения." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 211)



В Республике Беларусь регулирование радиационной безопасности и защита населения от воздействия ионизирующих излучений регламентируется Законами:

- "О санитарно-эпидемическом благополучии населения".

- "О радиационной безопасности населения".

- "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС".

- "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения, методы обеспечения основных дозовых пределов и некоторые производные нормативы (мощности эквивалентной дозы, допустимые уровни поверхностного загрязнения, допустимые удельные активности радионуклидов в различных средах) изложены в Нормах радиационной безопасности (НРБ 2000) и Основных санитарных правилах работы с источниками ионизирующих излучений (ОСП 72/87). В настоящее время взамен ОСП 72/87 Минздравом Республики Беларусь готовятся новые документы.

Отдельные вопросы обеспечения радиационной безопасности при транспортировании радиоактивных веществ, обращении с радиоактивными отходами, при использовании ионизирующих излучений в отраслях производства, науки и медицины регламентированы несколькими десятками санитарно-гигиенических правил, норм и гигиенических нормативов.

Радиационная обстановка на территории Республики Беларусь обусловлена аварийными, техногенными и естественными источниками ионизирующего излучения.

Основными источниками искусственных радионуклидов в приземном слое атмосферного воздуха на территории Республики Беларусь являются выбросы АЭС, а также ветровой подъем радиоактивных веществ с поверхности почв, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Средние значения суммарной бета-активности радиоактивных выпадений из атмосферы составляют:

Браслав - 0,9 Бк/кв.м сутки;

Мозырь - 0,7 Бк/кв.м сутки;

Чечерск - 1,0 Бк/кв.м сутки.

В Беларуси радиоактивному загрязнению цезием-137 с содержанием в почве более 37 кБк/кв.м подверглась территория, площадь которой составляет 46,45 тысяч квадратных километров. Загрязнение территории республики стронцием-90 носит более локальный характер. Уровни содержания его в почве выше 5,5 кБк/кв.м обнаружены на площади 21,1 тысяч кв.км, что составляет 10% от территории республики. Загрязнение почвы изотопами плутония-238, -239, -240 более 0,37 кБк/кв.м охватывает около 4,0 тысяч кв.км или почти 2% площади республики. Эти территории преимущественно находятся в Гомельской области.

Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности остается выше фоновых значений в районах, загрязненных в результате Чернобыльской аварии, а также в местах антропогенного радиоактивного загрязнения нечернобыльского происхождения.

Случаи превышения допустимого содержания радионуклидов в продуктах питания местного производства отмечаются в основном в частном производстве, в молочных продуктах (5,1%), а также продукции леса (грибы - 9,7%, лесные ягоды - 13,8%). В 1999 г. в шести областях Беларуси зарегистрирован 376 населенный пункт, где содержание цезия-137 в молоке личных подсобных хозяйств превышает допустимые уровни.



Количество населенных пунктов с превышением допустимых

уровней по содержанию цезия-137 в молоке личных

подсобных хозяйств



------------------------+--------------+----------------+----------¬
¦         Область       ¦    1996 г.   ¦     1997 г.    ¦  1998 г. ¦
+-----------------------+--------------+----------------+----------+
¦Гомельская             ¦      379     ¦       371      ¦    299   ¦
+-----------------------+--------------+----------------+----------+
¦Брестская              ¦      118     ¦        94      ¦     80   ¦
+-----------------------+--------------+----------------+----------+
¦Могилевская            ¦       93     ¦        88      ¦     63   ¦
+-----------------------+--------------+----------------+----------+
¦Минская                ¦      14      ¦         7      ¦      7   ¦
+-----------------------+--------------+----------------+----------+
¦Гродненская            ¦       -      ¦         7      ¦      2   ¦
+-----------------------+--------------+----------------+----------+
¦Республика Беларусь    ¦      604     ¦       567      ¦    451   ¦
¦-----------------------+--------------+----------------+-----------


Особенность более высокого внутреннего облучения населения за счет потребления продуктов на территории Республики Беларусь в ряде районов обусловлена спецификой Белорусского Полесья.

Отмечается некоторое увеличение содержания цезия-137 в организме людей в ряде населенных пунктов, а следовательно, и рост внутреннего облучения, что объясняется изменением качества питания населения, связанного с резким увеличением потребления населением грибов и лесных ягод, а также молока из личных подсобных хозяйств.

В Гомельской области постоянно регистрируются населенные пункты, где имеется превышение допустимых уровней по содержанию стронция-90. Наибольшее число таких населенных пунктов зарегистрировано в южных районах области (Брагинский, Хойникский, Наровлянский) - 23 населенных пункта.

В послеаварийный период у пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы населения имеет более значимый по сравнению с республиканскими показателями, рост заболеваемости практически по всем классам болезней и в первую очередь пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, мочеполовой систем как среди взрослых, так и среди детей.

Причины изменения состояния здоровья базируются на сочетании воздействия на здоровье факторов радиационной и нерадиационной природы, включая ухудшающуюся экономическую ситуацию, неблагоприятные экологические воздействия, длительный психоэмоциональный стресс, изменения в структуре питания, связанные с потреблением продуктов местного (на загрязненных территориях) производства и даров леса (грибы, ягоды).

В республике регистрируется значительный рост заболеваемости раком щитовидной железы. Если в доаварийные годы в Беларуси регистрировались единичные случаи рака щитовидной железы у детей, то в 1986 - 1997 гг. заболело 574 ребенка в возрасте до 14 лет. Это обусловлено дозовыми нагрузками за счет радионуклидов йода в начальный аварийный период, зобной эндемией, неправильно проведенной йодной профилактикой.

Наряду с этим, преимущественно в Гомельской области, наблюдается выраженное увеличение заболеваемости онкологическими заболеваниями, особенно в районах с высоким уровнем загрязнения территории радионуклидами. Это в первую очередь касается увеличения заболеваемости раком легких, молочной железы, мочевого пузыря, почки и др.

Радон. Природные источники ионизирующего изучения.

В Беларуси в настоящее время система радиационно-гигиенического мониторинга в эксплуатируемых и строящихся зданиях находится в стадии становления.

Систематическая информация об уровнях облучения населения природными источниками ионизирующего излучения отсутствует. Однако разрозненные измерения, выполненные в различных районах, свидетельствуют о том, что эта проблема для ряда районов крайне актуальна. Имеющиеся данные геологических исследований свидетельствуют, что около 40% территории республики может быть отнесено к категории радоноопасной. Наиболее высокие уровни облучения жителей могут быть отмечены в Гродненской области, что определяется сложившимися там геологическими условиями.

Медицинское облучение.

Одним из наиболее существенных по вкладу в суммарную дозу облучения населения является применение источников ионизирующей радиации в медицинских целях, среди которых главным дозообразуюшим фактором была и остается рентгенодиагностика.

Более 50% рентгеновских аппаратов эксплуатируются более нормативного срока службы аппаратов, который составляет 10 лет. По выполненным оценкам эффективные дозы при флюорографии составляют от 0,7 до 6,5 мЗв на одно обследование при рекомендуемом нормативе 1 мЗв.

В республике отмечается недостаточное количество проявочных машин. Оптимальное осуществление процесса проявки рассматривается как одна из важных составляющих в комплексе мер по снижению медицинского облучения населения.

Оценить и проанализировать дозы облучения населения по субъектам республики в целом позволит радиационно-гигиеническая паспортизация, проведение которой начато в соответствии с постановлением Правительства Республики Беларусь с мая 1999 года.

Радиоактивные отходы.

В республике имеется более 90 пунктов захоронения радиоактивных отходов чернобыльского происхождения. Большая часть из них находится в законсервированном состоянии, в то же время по многим из них не выполнена оценка безопасности. Процедура оценки безопасности требует гармонизации с общепризнанной международной практикой. Не решена проблема обезвреживания отходов с удельным содержанием цезия-137 более 96 кБк/кг.

Приоритетные проблемы:

- ограничение медицинского облучения населения;

- необходимость дальнейших эффективных мер по минимизации последствий чернобыльской катастрофы;

- ограничение облучения населения от природных источников ионизирующего излучения.

Задачи:

- Продолжить системное изучение проблем, связанных с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, с выработкой необходимых рекомендаций по воздействию на процессы взаимодействия человека и радиоактивно загрязненной среды обитания, приводящие к увеличению доз облучения.

- Эффективное регулирование медицинского облучения населения в целях достижения оправданности и эффективности рентгенорадиологических процедур.

- Обеспечить разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на ограничение облучения населения от природных радионуклидов.

Действия:

- Осуществить переработку санитарных норм и правил, гигиенических нормативов в области радиационной безопасности, соответствующих методических документов в обеспечение выполнения этих документов (Минздрав, 2001 - 2003 гг.).

- Разработать Закон Республики Беларусь "Об использовании атомной энергии" (Проматомнадзор, 2001 - 2002 гг.).

- Разработать Правила радиационной безопасности при работе с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений (Проматомнадзор, 2001 - 2002 гг.).

- Завершить реконструкцию спецпредприятия по захоронению радиоактивных отходов ГП "Экорес" (Мингорисполком, Минжилкомхоз, Минприроды, 2001 - 2005 гг.).

- Выявлять на основе скрининговых программ жилые и производственные здания, где концентрация радона превышает нормативы и рекомендовать для них мероприятия по снижению неблагоприятного воздействия радона (Минздрав, 2001 - 2005 гг.).

- Выявить радоноопасные территории населенных пунктов республики для исключения размещения на них проектируемых объектов гражданского строительства, особенно жилого фонда (НАНБ Минприроды, 2001 - 2005 гг.).

В целях реализации Закона Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения" предусмотреть:

- разработку программы "Ограничение медицинского облучения" (Минздрав, 2001 - 2002 гг.);

- защиту населения в чрезвычайных ситуациях при радиационных авариях (МЧС, Минздрав, НАН Беларуси, 2001 - 2005 гг.);

- создание и функционирование единых государственных систем учета и контроля доз облучения, учета и контроля источников ионизирующего излучения (Минздрав, МЧС, 2001 - 2002 гг.);

- информировать граждан через средства массовой информации по вопросам проживания и режима территорий радиоактивного загрязнения в целях их непосредственного участия в выработке собственных моделей поведения, направленных на снижение риска воздействия ионизирующего излучения (Минздрав, Госкомгидромет, МЧС, 2001 - 2005 гг.);

- подготовить перечень изделий, материалов, сырья подлежащих обязательной гигиенической оценке с целью обеспечения радиационной безопасности населения при обращении их на территории Республики Беларусь (Минздрав, Госстандарт, Минсельхозпрод, Минстройархитектуры, Минпром, 2001 - 2002 гг.);

- обеспечить пересмотр Положения "О контроле радиоактивного загрязнения от Чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь" с учетом действующих систем гигиенической регистрации и сертификации продукции, принципов освобождения от радиационного контроля (МЧС, Минздрав, Госстандарт, 2001 г.);

- обеспечить проведение радиационно-гигиенической паспортизации пользователей источников ионизирующего излучения и территорий с анализом и выработкой мер, направленных на снижение воздействия радиационного фактора (Минздрав, 2001 - 2002 гг.);

- обеспечить проведение радиационно-гигиенического контроля в рамках мероприятий, направленных на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Минздрав, МЧС, Госкомгидромет, Минсельхозпрод, Минлесхоз, 2001 - 2005 гг.).



4.6. Физические (неионизирующие) факторы



"В Европейском плане указано, что шум становится все большей проблемой в большинстве городских районов из-за уличного движения и близости аэропортов. Бытовой шум может стать причиной серьезного стресса для людей, на которых он постоянно действует." ("Европейский план действий по гигиене окружающей среды", параграф 234)



Физические факторы окружающей среды неблагоприятно влияют на здоровье населения.

Наиболее распространенным фактором, вызывающим большое количество жалоб населения, является городской шум. В результате исследований установлено, что преобладающим источником городского шума является транспорт. Жалобы на транспортный шум составляют от 60 до 80% жалоб на городские шумы. Транспортный шум преобладает на примагистральной территории над остальными источниками шума в течение 15 - 18 часов. По данным исследований Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института (БелНИСГИ) эквивалентные уровни звука на улицах городов республики составляют 65 - 78 дБА, а в Минске достигают 84 дБА (при норме не более 55 дБА) для дневного времени суток. Установлено, что в акустически дискомфортных условиях проживают:

- в г.Бресте около 37 тыс.чел. (19% населения города);

- в г.Витебске около 57 тыс.чел. (17% населения города);

- в г.Могилеве около 61 тыс.чел. (18% населения города);

- в г.Бобруйске около 85 тыс.чел. (37% населения города).

Существенное влияние на здоровье населения оказывает также повышенная вибрация в помещениях жилых зданий, генерируемая метрополитеном мелкого заложения, трамваем, железнодорожным транспортом и промпредприятиями. Изучение воздействия вибрации в отдельных городах республики (Минск, Мозырь, Брест) показало, что она вызывает значительное раздражение и беспокойство у 45% жителей, проживающих вблизи трасс метрополитена, железной дороги, трамвайных путей и у промышленных предприятий. Проживание людей в зоне воздействия вибрации, уровни которой превышают допустимые величины, приводит к нарушению самочувствия, неблагоприятному влиянию на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, увеличению уровня заболеваемости.

Для снижения вредного воздействия вибрации и шума исполнительным комитетам, проектным организациям и ведомствам необходимо разработать и внедрить мероприятия, направленные на снижение уровней этих воздействий в источниках их образования (машины, механизмы, инженерное оборудование зданий, бытовая техника). Устранение негативного влияния вибрационных и акустических факторов возможно также за счет планировочных решений в проектах застройки населенных пунктов (при размещении жилой застройки, улиц и дорог, коммунальной и промышленных зон), создания санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг промышленных предприятий и транспортных магистралей, улучшения качества проектирования, строительства и эксплуатации жилых зданий, лифтов и другого инженерно-технического оборудования зданий.

Широкое распространение в окружающей среде в последние годы радиотелевизионных и радиолокационных станций, различных систем связи, линий электропередач и других установок высокого и сверхвысокого напряжения, создающих высокий уровень электромагнитного излучения на прилегающей территории привело к значительному увеличению их неблагоприятного влияния на людей. Зона неблагоприятного влияния СВЧ излучений может колебаться от 1 до 30 и более километров в зависимости от типа и мощности установки (г.Мозырь - 30 км, г.Минск - 3 км). Зона неблагоприятного влияния линий электропередач высокого и сверхвысокого напряжения колеблется в пределах от 50 до 200 и более метров. Выполненными исследованиями установлено, что у детей, длительно проживающих в районах с повышенным уровнем электромагнитного поля, отмечается ухудшение показателей в сравнении со здоровьем детей контрольных районов: повышенной на 18,2% распространенностью хронических заболеваний, уменьшением в 2,8 раза индекса здоровья, в 2,5 раза - количества здоровых детей.

Внедрение системы государственной гигиенической регламентации и регистрации товаров народного потребления, являющихся источниками физических факторов, позволило значительно уменьшить неблагоприятное влияние этих объектов на здоровье людей. Анализ данных исследований показал, что в 1999 году 28% всех проверенных товаров не соответствовало требованиям санитарных норм. Это в равной мере относится как к продукции импортного, так и отечественного производства. К наиболее опасным для здоровья относятся следующие товары:

- радиостанции, радиотелефоны - 85% которых не соответствовало требованиям безопасности по уровням электромагнитного излучения;

- радиоэлектронная аппаратура - 58%;

- товары санитарно-гигиенического назначения (фены, электробритвы и др.) - 40%.

Результаты проведенных исследований показали необходимость введения в республике обязательной гигиенической регламентации и регистрации изделий медицинской техники, которая является источником высокоинтенсивных электромагнитных и электростатических полей, лазерного, рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного излучения и может оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье персонала и пациентов.

Приоритетные проблемы:

- Обеспечение снижения уровней воздействия факторов физической (неионизирующей) природы на население.

Предлагаемые действия:

- Разработать и реализовать программу по пересмотру карт физических факторов (шум, вибрация, ЭМП, инфразвук) населенных мест как основы корректных планировочных решений (2001 - 2002 гг., Минздрав, Минстройархитектуры).

- Разработать гигиенические, регламенты предельно допустимых уровней физических факторов (2001 - 2003 гг., Минздрав).

- Разработать гигиенические научные и методические основы ведения мониторинга физических факторов (ЭМП, инфразвук) в окружающей среде с учетом влияния их на здоровье населения (2001 - 2005 гг., Минздрав).

- Выполнить оценку степени риска воздействий физических факторов на здоровье человека (2001 - 2004 гг., Минздрав).

- Осуществлять надзор за соблюдением нормативов воздействий физических факторов (шум, вибрация, ЭМП, инфразвук) на человека (2001 - 2005 гг., Минздрав).



4.7. Стихийные бедствия и катастрофы



Количество опасных природных явлений, характерных для Республики Беларусь, находится в пределах 50 в год и отмечается устойчивая тенденция роста количества чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) за счет паводков, ураганных ветров, лесных и торфяных пожаров. Обеспечение защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера является одной из важнейших задач государственной политики Республики Беларусь.

Опасные природные явления. Защита населения Республики Беларусь от ЧС осуществляется на основе:

- Закона Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

- Закона Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения".

Государственное управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также функционирование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В соответствии с Законом Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям, другие республиканские органы государственного управления, организации независимо от их организационно-правовых форм, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Паводки. В период весеннего половодья в республике происходит подтопление около 20% территорий, создавая угрозу почти 40 районам, более чем 200 населенным пунктам и 200 тыс.га сельхозугодий. Наибольший ущерб паводок приносит Брестской и Гомельской областям. В результате паводка происходит повреждение мостов, дорог, линий связи и электропередач, затопляются сельхозугодья.

Ураганы. В последние годы республика неоднократно подвергалась воздействию ураганов, шквалистых ветров и ливневых дождей. В результате урагана 23 июня 1997 г. погибло 7 человек и было ранено 51, разрушено и повреждено более 9 тыс. жилых домов, 3,5 тыс. производственных помещений, 291 км линий электропередач, более 3,5 тыс. трансформаторных подстанций и более 6 тыс.га лесных угодий.

Лесные и торфяные пожары. В период устойчивой жаркой погоды в республике происходит резкий рост числа пожаров в лесах и на торфяниках. С наступлением пожароопасного периода в республике в среднем происходит около 2,8 тыс. пожаров в лесах (на площади более 4300 га) и более 2,5 тыс. на торфяниках (более 1,5 тыс.га). За последнее десятилетие в республике ежегодно происходит от 800 до 7,5 тыс. пожаров в лесах на площади от 700 до 22 тыс.га (в 1992 г.).

Наиболее слабыми звеньями в системе противодействия природным ЧС являются:

- работа сети наблюдения и прогнозирования опасных природных явлений;

- система связи и оповещения, особенно в сельской местности;

- несогласованность в решении проблем с сопредельными государствами;

- организация инженерной защиты территорий, включая строительство дамб, минерализованных полос, мелиоративных сетей, полос отвода вдоль ж/д и автодорог, линий связи и электропередач, магистральных газо-, нефтепродуктопроводов.

Промышленные аварии. Безопасность в промышленности контролируется Проматомнадзором. В республике в среднем ежегодно происходит около 200 ЧС, связанных в первую очередь с пожарами на объектах хозяйствования более 70%, розливом сильнодействующих ядовитых веществ (далее - СДЯВ) - более 15%,, авариями на железной дороге - около 10% и на газо-, нефтепродуктопроводах - 5%. Наибольшую опасность представляют ЧС, происходящие на объектах народного хозяйства, использующих в производстве СДЯВ и взрывоопасные веществ.

Основными причинами ЧС техногенного характера в Республике Беларусь являются:

- неритмичность работы предприятий;

- физический и моральный износ оборудования;

- повышение сложности производства и рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ;

- низкий профессионализм персонала промышленных предприятий;

- необеспеченность опасных производств современными системами управления;

- снижение требовательности руководителей.

В республике насчитывается 544 химически опасных объекта (далее - ХОО), в зоны возможного загрязнения от которых в случае ЧС попадает около 5 млн. человек, в том числе, свыше 200 тыс. человек работающей смены химически опасных производств. Более 70% ХОО имеют запасы аммиака (26 тыс.т), 25% - хлора (300 тыс.т), 5% - различные кислоты (5 тыс.т).

Кроме того, на территории республики располагается более 530 объектов имеющих запасы взрывопожароопасных веществ, в т.ч. 59 объектов Минобороны, хранящих боеприпасы и взрывчатые вещества с зоной рассеивания осколков при ЧС от 1,5 км до 20 км.

Аварийность на объектах хозяйствования, использующих СДЯВ по-прежнему остается высокой (15 - 20 ЧС в год). Основными причинами этого являются:

- старение и износ оборудования, низкая производственная дисциплина.

На предприятиях концернов Белнефтехим, Белтрансгаз и Белтопгаз наблюдается незначительное снижение количества ЧС, что явилось результатом проводимой большой профилактической работы, основанной на современной методике проведения диагностики. Имеющие место ЧС в этих отраслях в основном вызываются попытками несанкционированной врезки в трубопроводы, а также производством земляных работ без соответствующего согласования.

При перевозке опасных грузов по железной дороге наиболее распространенным видом ЧС является разгерметизация емкостей со СДЯВ. Главными причинами этого являются:

- нарушение правил составления поездов;

- изношенность подвижного состава;

- низкий контроль за постановкой подвижного состава под погрузку опасных грузов.

На объектах жилищно-коммунального хозяйства продолжают иметь место ЧС, связанные с авариями в системах тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, в результате которых принимались самые незамедлительные и оперативные меры по восстановлению систем жизнеобеспечения пострадавшего населения. Главными причинами ЧС по-прежнему являются ветхость сетей и оборудования.

За последние 3 года в республике имело место более 14 тыс. ЧС различного характера, в результате которых пострадало более 4,5 тыс.чел., в том числе погиб 471 человек.

Ядерные аварии. Законодательными и нормативными актами в этой области являются:

- Закон Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения";

- Закон Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Государственная программа по минимизации и преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС на 1996 - 2000 гг.

На территории Республики Беларусь объектов с атомными энергетическими установками нет, вместе с тем, в непосредственной близости от границ республики расположены 4 атомные станции: Игналинская, Чернобыльская, Ровенская и Смоленская. В 30 и 100 км зонах проживает более 800 тыс. взрослых и детей.

Приоритетные проблемы:

- Создание единой республиканской системы подготовки аварийно-спасательных сил.

- Организация в республике производства по выпуску аварийно-спасательного оборудования, защитных средств, приборов разведки и контроля.

Задачи:

- Обеспечить аварийно-спасательные подразделения минимальным перечнем аварийно-спасательного оборудования и защитными средствами.

Действия:

- Представить на рассмотрение в Правительство Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь "Об аварийно-спасательных службах, формированиях и статусе спасателя" (МЧС, 2001 г.).

- Представить на рассмотрение в Правительство Республики Беларусь проект Постановления Совета Министров Республики Беларусь "О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" порядок Государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности (МЧС, 2001 г.).

- Представить на рассмотрение в Правительство Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь "О перевозке опасных грузов" (МЧС, 2001 - 2003 гг.).

- Представить на рассмотрение в Правительство Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь "Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь" (МЧС, 2001 г.).



5. СРЕДА ПРОЖИВАНИЯ И РАБОТЫ



5.1. Гигиена и безопасность труда



"Задача 25. Здоровье работающего населения. Здоровье работающего населения во всех государствах-членах должно быть улучшено путем оздоровления рабочей среды, снижения показателей заболеваемости и травматизма, а также путем повышения благосостояния работающего населения." ("Европейская стратегия ВОЗ по достижению здоровья для всех")



"- Обеспечить постепенное, но значительное снижение частоты и тяжести производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также сократить различия между странами и между категориями работников, подвергающихся высокому или, соответственно, низкому риску путем более широкого принятия мер, уже доказавших свою эффективность на образцовых предприятиях.

- Создавать и развивать высококачественные и экономически эффективные службы гигиены труда как неотъемлемый и основной элемент комплексной стратегии охраны здоровья работающего населения в Европейском регионе.

- Во всех странах обеспечить в перспективе доступ к комплексным службам гигиены труда, с должным учетом риска, которому подвергаются трудящиеся, уделяя при этом первоочередное внимание тем работникам, которые подвержены наибольшему риску заболеваний и травм, связанных с профессиональной деятельностью." ("Европейский План действий по гигиене окружающей среды", параграф 254)



Проблемы обеспечения безопасных условий труда работающих в последние годы обострились и не находят должного решения в новых производственных отношениях.

На 21,1% предприятий республики условия труда работающих оцениваются как неудовлетворительные. Наибольшее количество таких предприятий в Могилевской (44,5%), Витебской (27,6%), Брестской (23,7%), и Гродненской областях (26%).

Несмотря на сокращение объемов промышленного производства, численность работающих, занятых в неблагоприятных условиях труда, не снижается. В условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов занято 28% от всей численности работающих, в том числе в промышленности - 32,7%, на транспорте - 19,6%, в строительстве - 18,9%. На ряде предприятий машиностроения, энергетики, деревообрабатывающей, химической промышленности используется более половины устаревших технологий, износ механизмов и оборудования достигает до 85%, санитарно-технические устройства и вентиляционные системы работают неэффективно, в результате чего на рабочих местах запыленность, загазованность, шум, вибрация во много раз превышают допустимые концентрации и уровни.

Так, в г.Минске удельный вес рабочих мест, не отвечающих требованиям санитарных правил и норм по шуму составляет 60,6% из числа обследованных. Медленно решаются вопросы по снижению уровней шума на большинстве предприятий машиностроения, станкостроения, легкой и деревообрабатывающей промышленности, строительства и промстройматериалов. Износ оборудования на этих предприятиях составляет 40 - 85%. Увеличился удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим требованиям по вибрации на предприятиях г.Минска, относящихся к легкой промышленности - на 10%, промстройматериалов - на 14,4%; по запыленности на предприятиях строительной отрасли - на 9,5%, легкой промышленности - на 6,8%, полиграфии - на 24%; по загазованности на предприятиях машиностроения - на 4,4%.

В целом по республике в 1999 году на промышленных предприятиях по результатам лабораторных и инструментальных исследований не отвечали требованиям санитарных правил и норм: по загазованности - 13,8%, запыленности - 31,2%, шуму - 52,3%, вибрации - 16,1%, микроклимату - 17,6% обследованных рабочих мест.

Сохраняется тенденция ухудшения условий труда и быта работников сельскохозяйственного производства. Из-за недостаточного финансирования строительство и реконструкция производственных баз колхозов и совхозов осуществляется крайне медленно. Так, в Могилевской области из 29 строящихся объектов сельского хозяйства, в 1998 года введено в эксплуатацию только 3, заморожено строительство новых помещений мастерских в Гомельской области, здания мастерских ряда хозяйств требуют проведения ремонта (Брагинский, Ветковский, Наровлянский, Гомельский районы и др.), за последние 10 лет практически не проводятся капитальные ремонты помещений ремонтно-механических мастерских в Витебской области (большинство хозяйств Бешенковичского, Глубокского, Сенненского, Лиозненского районов).

Парк сельскохозяйственных машин в большинстве колхозов и совхозов требует замены, пополнение составляет в среднем 1 - 2 единицы в год, недостаточно поступление тракторов и комбайнов с герметизированными кабинами для хозяйств Гомельской и Могилевской областей. В результате условия труда 30 - 40% сельскохозяйственных рабочих относятся к вредным и опасным по содержанию в воздухе рабочей зоны химических веществ, пыли, микроклимату и освещенности.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.