|
|
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2008 N 79 "Об утверждении Правил охраны труда в локомотивном хозяйстве на Белорусской железной дороге"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 14 июля 2008 г. N 8/19120 На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. N 905 "О Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы", Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Правила охраны труда в локомотивном хозяйстве на Белорусской железной дороге. 2. Настоящее постановление вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. Министр В.Г.СОСНОВСКИЙ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Министр Министр труда здравоохранения и социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь В.И.Жарко В.Н.Потупчик 11.01.2008 11.01.2008 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 01.07.2008 N 79 ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЛОКОМОТИВНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Правила по охране труда в локомотивном хозяйстве на Белорусской железной дороге (далее - Правила) устанавливают основные требования безопасности к эксплуатации, техническому обслуживанию (далее - ТО), текущему ремонту (далее - ТР) и экипировке локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава (далее - МВПС). Действие настоящих Правил распространяется на все виды работ при обслуживании, ремонте и эксплуатации тягового подвижного состава (далее - ТПС), оборудования, зданий и сооружений локомотивных и мотор-вагонных депо, эксплуатирующих и обслуживающих ТПС. 2. Требования, содержащиеся в настоящих Правилах, устанавливают минимально допустимый уровень охраны труда и являются обязательными для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, при эксплуатации ТПС, оборудования и установок. 3. Проектирование, строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение локомотивных депо, изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, эксплуатация, ремонт и обслуживание ТПС, проведение подготовки и аттестации работников должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также в соответствии с техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь. 4. На основании настоящих Правил, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, технологических процессов, с учетом конкретных условий организации и производства работ в локомотивных депо нанимателем принимаются и приводятся в соответствии с ними инструкции по охране труда и другие локальные нормативные правовые акты. 5. При эксплуатации, обслуживании и экипировке ТПС, выполнении работ по ТО и ТР на объектах локомотивного хозяйства на работников в зависимости от вида выполняемых работ могут действовать следующие опасные и вредные производственные факторы: движущийся подвижной состав и другие транспортные средства; подвижные части оборудования, передвигающиеся предметы труда; перемещаемые изделия, заготовки и материалы; недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте; повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей металлических частей подвижного состава, оборудования и инструментов; расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли (пола); повышенный уровень ионизирующих излучений при работах в зоне радиационного загрязнения; физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную; нервно-психические перегрузки при выполнении работ в условиях повышенной опасности на железнодорожных путях, во время движения поездов, при производстве поездной и маневровой работы; повышенный уровень статического электричества; электромагнитные излучения; пожароопасная и взрывоопасная концентрация паров нефтепродуктов и газов. В аварийных ситуациях на работников могут воздействовать опасные факторы взрыва и пожара. При выполнении работ, связанных с применением видеотерминалов, электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ), печатающих устройств на работников могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы: повышенные уровни электромагнитного излучения; напряжение зрения, внимания; повышенные уровни шума; специфические нагрузки на костно-мышечную систему. При эксплуатации, экипировке, ТО и ТР ТПС, выполнении других работ на объектах локомотивного хозяйства должны быть предусмотрены меры защиты работающих и окружающей среды от воздействия опасных и вредных производственных факторов. 6. На объектах локомотивного хозяйства должен осуществляться периодический контроль за состоянием производственной среды на рабочих местах. Периодичность контроля неблагоприятных факторов производственной среды устанавливается в зависимости от особенностей условий труда в соответствии с действующими правилами и нормами по согласованию с органами государственного санитарного надзора. 7. Эксплуатация электроустановок осуществляется в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов Республики Беларусь по организации безопасной эксплуатации и обслуживанию электроустановок. 8. На территории, в помещениях производственных и складских зданий, на сооружениях, на подвижном составе, в местах производства работ, на рабочих местах и оборудовании должны быть установлены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности" (далее - ГОСТ 12.4.026). Нанимателем должен быть разработан перечень устанавливаемых знаков безопасности с указанием мест и способов их установки, а также перечень сооружений и устройств, которые должны иметь предупреждающую окраску. 9. Расположение знаков безопасности труда на территориях локомотивного хозяйства, в зоне железнодорожных путей должно исключать возможность их восприятия в качестве сигналов, относящихся к организации движения поездов и маневровой работе, и не ухудшать видимость сигнальных приборов, указателей и знаков. Наниматель обязан обеспечить постоянный контроль за наличием, состоянием и правильностью установки знаков безопасности на территории, а также на сооружениях и устройствах, которые должны иметь предупреждающую окраску. 10. Движение транспортных средств и людей по территории локомотивных и мотор-вагонных депо, других объектов локомотивного хозяйства должно быть организовано по схеме, утвержденной руководителем, с установкой соответствующих дорожных знаков по стандарту Республики Беларусь СТБ 1140-99 "Знаки дорожные. Общие технические условия", утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. N 30 (далее - СТБ 1140-99), в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961). Эксплуатация, ремонт и ТО автотранспортных средств должны осуществляться в соответствии с действующими правилами по охране труда на автомобильном транспорте. 11. Молниезащита объектов должна соответствовать требованиям действующих норм по устройству молниезащиты зданий и сооружений. 12. На территории объектов локомотивного хозяйства, в местах производства работ должны выполняться требования по охране окружающей среды. Выбросы воздуха, удаляемого вентиляцией, не должны превышать предельно допустимых концентраций. Системы вентиляции, кондиционирования и очистные сооружения должны содержаться в исправном состоянии. 13. Сточные воды, образующиеся при обмывке подвижного состава и других технологических процессах на объектах локомотивного хозяйства, должны подвергаться очистке. Очистные сооружения должны обеспечивать очистку сточных вод до установленных норм. 14. Технологические процессы, связанные с эксплуатацией, ТО и ТР ТПС, должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены труда, промышленной санитарии, изложенным в настоящих Правилах, технических нормативных правовых актах по охране труда. 15. Работники, связанные с эксплуатацией, ТО и ТР ТПС, зданий и сооружений, эксплуатацией устройств энергоснабжения, СЦБ, связи и автоматизированного управления, должны соблюдать требования настоящих Правил, технических нормативных правовых актов по охране труда, а также правил поведения на территории станций, других железнодорожных объектов, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях. Глава 2 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ 16. Термины и определения, применяемые в настоящих Правилах: аварийная ситуация - ситуация, которая может привести к поломке деталей, элементов оборудования, станков, машин и травмированию работника; автосцепка - сцепное устройство, служащее для автоматического сцепления железнодорожного подвижного состава, передачи и смягчения продольных усилий и амортизации ударных нагрузок при движении, остановках, а также при маневрах; вредное вещество - вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами, как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений; ВВК - помещение в кузове локомотива, где расположено электрооборудование с открытыми токоведущими частями; вытяжной путь - станционный путь, являющийся продолжением группы сортировочных, погрузочно-выгрузочных или иных путей станции и предназначенный для выполнения маневровой работы; габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств; главный путь - железнодорожный путь на перегоне, станции, предназначенный для движения организованных поездов; депо - подразделение железнодорожного транспорта, предназначенное для обеспечения эксплуатации, ремонта подвижного состава: локомотивов (тепловозы, электровозы, паровозы, газотурбовозы), МВПС (дизель-поезда, электропоезда), моторно-рельсового транспорта (дрезины, мотовозы, автомотрисы, грузоподъемные краны на железнодорожном ходу); деповские пути - железнодорожные пути на территории депо, на которых производятся техническое обслуживание локомотивов и МВПС, экипировка, отстой в ожидании ремонта или работы, смена локомотивных бригад; железнодорожный переезд - пересечение автомобильной дороги с железнодорожными путями в одном уровне; железнодорожная станция - подразделение железнодорожного транспорта, осуществляющее технологические операции с поездами и другими транспортными средствами (прием и отправление, маневровая работа), а также операции по приему и выдаче грузов и багажа и обслуживанию пассажиров; КР - ремонт с целью восстановления эксплуатационных характеристик, исправности и полного ресурса всех агрегатов, узлов и деталей ТПС, включая базовые, для полной замены проводов и кабелей, а также модернизации конструкции; контактная сеть - комплекс устройств для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к ЭПС через токоприемники; контроль за охраной труда - проверка представителями специально уполномоченных органов, общественных организаций соблюдения нормативных правовых актов по охране труда; локомотивная бригада - специально сформированная группа обученных работников, назначенных для обслуживания и эксплуатации поездных и маневровых локомотивов, а также МВПС. Локомотивная бригада состоит из машиниста и одного или двух помощников машиниста, а на паровозе, работающем на твердом топливе, - кочегара; маневровый локомотив - локомотив, предназначенный для маневровых работ на станциях и подъездных путях; междупутье - пространство между осями двух соседних железнодорожных путей; МВПС - моторные вагоны и прицепные вагоны, из которых формируются мотор-вагонные поезда (электропоезда и дизель-поезда), а также автомотрисы; оборотное депо - подразделение железнодорожного транспорта, располагающееся на железнодорожных станциях, находящееся на границах или зонах обращения локомотивов, обеспечивающее их техническое обслуживание и экипировку. На таких станциях производятся смена локомотивов и локомотивных бригад, отдых локомотивных бригад; опасная ситуация - ситуация, которая может вызвать воздействие на работающего опасных и вредных факторов; опасность - источник или ситуация с потенциальной возможностью нанесения вреда здоровью работника, повреждения имущества организации, нарушения окружающей обстановки на рабочем месте или их сочетания; основное депо - подразделение железнодорожного транспорта, имеющее приписной парк локомотивов и МВПС, необходимую производственную базу для их ТО и ТР, штат машинистов и помощников машиниста, обслуживающих определенный участок или несколько участков, образующих зону обращения локомотивов; поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, оборудованный для безопасного движения; пункт оборота локомотивов - железнодорожная станция на участке обращения локомотивов, где все прибывающие с поездами локомотивы отправляются только во встречном направлении. Исключение составляют локомотивы, которые пересылаются на другие участки обращения или в ремонт; рабочее место - место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности; ремонт подвижного состава - мероприятия, осуществляемые с целью поддержания и восстановления исправности или работоспособности подвижного состава, которые нарушаются в процессе эксплуатации под воздействием рабочих нагрузок и внешних факторов; средство защиты работающего (средство защиты) - средство, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего опасных и (или) вредных производственных факторов; стрелочный перевод - устройство, обеспечивающее разветвление рельсовых путей при их соединении и пересечении; станционные пути - железнодорожные пути, расположенные в границах раздельных пунктов с путевым развитием; ТР - ремонт для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности локомотивов (при ремонте проводятся ревизии, ремонт и замена отдельных деталей, узлов и агрегатов, регулировка и испытания, а также частичная модернизация) выполняется в локомотивных депо, оснащенных смотровыми и опускными канавами, подъемно-транспортным оборудованием, моечными машинами, станками для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под локомотива, кантователями, стойлами для реостатных испытаний тепловозов; ТО подвижного состава - организационные и технические мероприятия, предназначенные для поддержания подвижного состава в исправном состоянии в период эксплуатации между плановыми видами ТР; тепловоз - автономный локомотив, первичным источником энергии которого является двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель; токоприемник - электрический аппарат для создания контакта электрического оборудования ЭПС с контактной сетью; тормозной башмак - приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов), других видов подвижного состава и для закрепления подвижного состава на станционных и подъездных путях; тракционные (тяговые) пути - пути на территории депо, по которым производятся маневровые передвижения локомотивов и МВПС; чрезвычайная ситуация - обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; экипировка локомотива - подготовка локомотива к очередной поездке, включающая очередной осмотр, снабжение топливом, смазочными маслами, песком, водой, обтирочными материалами; эксплуатация локомотивов - мероприятия, связанные с использованием и обслуживанием локомотивов на линии и с системой ремонта и подготовки их к поездке; электрическая централизация стрелок и сигналов - централизация стрелок и сигналов на станциях, осуществляемая устройствами, действующими при помощи электрической энергии; электровоз - неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контрактную сеть. Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА 17. Организация работы по охране труда в локомотивном хозяйстве должна осуществляться в соответствии с Концепцией государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. N 904 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 129, 5/16410). 18. Общее руководство работой по охране труда в локомотивном депо возлагается на руководителя, а в цехах, сменах, колоннах - на их руководителей. Для организации работы и осуществления контроля по охране труда на объектах локомотивного хозяйства при численности работающих свыше 100 человек вводятся должности специалистов (инженеров) по охране труда, имеющих соответствующую подготовку, в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. N 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 89, 8/8286). При отсутствии в организации специалиста по охране труда соответствующие обязанности возлагаются на руководителя или другое должностное лицо, имеющее соответствующую подготовку. 19. В целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников должны разрабатываться и реализовываться планы мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. N 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 113, 8/4357). 20. В подразделениях локомотивного хозяйства при численности работающих 100 человек и более должны быть оборудованы кабинеты охраны труда, а в производственных и служебно-технических помещениях созданы уголки по охране труда. При численности работающих до 300 человек кабинет охраны труда может быть совмещен с кабинетом для учебных занятий (техническим кабинетом). При численности до 100 человек в организации должны быть созданы уголки по охране труда. Организация работы кабинетов охраны труда и их оснащение должны соответствовать Типовому положению о кабинете охраны труда, утвержденному постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. N 144 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 7, 8/1528). 21. Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляются в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. N 30 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 8, 5/13691). Раздел II ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ТЕРРИТОРИЯМ, ПЛОЩАДКАМ, ЗДАНИЯМ, ПОМЕЩЕНИЯМ, УСТРОЙСТВАМ И СООРУЖЕНИЯМ ОБЪЕКТОВ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА Глава 4 ТЕРРИТОРИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЛОЩАДКИ 22. Планировка, застройка и благоустройство территорий объектов локомотивного хозяйства должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов в области охраны труда и производственной санитарии. 23. Территории объектов локомотивного хозяйства, проходы и проезды должны содержаться в исправном состоянии и чистоте, быть благоустроенными и соответствовать требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.2.1.13-5-2006 "Гигиенические требования к проектированию, содержанию и эксплуатации производственных предприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 3 апреля 2006 г. N 40 (далее - СанПиН 2.2.1.13-5-2006), СанПиН 10-5 РБ 2002 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 9 сентября 2002 г. N 68 (далее - СанПиН 10-5 РБ 2002). 24. Сооружения и устройства, расположенные на территориях объектов локомотивного хозяйства и примыкающие к ним, должны размещаться с учетом требований габарита приближения строений согласно ГОСТ 9238-83 "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм" (далее - ГОСТ 9238-83). 25. Негабаритные места на территориях объектов локомотивного хозяйства должны иметь нанесенные с обеих сторон предупреждающие знаки "Осторожно! Негабаритное место" и предупреждающую окраску в соответствии с ГОСТ 12.4.026. Зеленые насаждения на территории объектов локомотивного хозяйства не должны нарушать видимость сигналов при движении железнодорожного подвижного состава и других транспортных средств. 26. Сооружения и устройства, которые могут быть источниками опасности для работников, находящихся или перемещающихся в зоне железнодорожных путей и других опасных зонах, должны иметь предупреждающую окраску. 27. Основным цветом предупреждающей окраски является желтый, а вспомогательным - черный. Типовой является окраска в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины. Ширина полос может быть от 30 до 200 мм в зависимости от размеров объекта. Полосы располагаются под углом 45 градусов к горизонту. 28. В зависимости от размеров и места расположения объектов предупреждающая окраска может быть нанесена на всю их поверхность или на ее отдельные части. Устройства, имеющие небольшие размеры, могут быть окрашены только в желтый цвет. 29. В зимнее время деповские пути, проезды и проходы на территории депо, а также фермы и котлованы поворотных кругов должны своевременно очищаться от снега и наледи. При необходимости места прохода людей и проезда транспорта должны посыпаться песком или другими противоскользящими материалами. 30. Дороги, предназначенные для движения автомобильного транспорта по территории депо, должны иметь твердое покрытие, быть пригодными для проезда в любое время года и при любой погоде. 31. В местах пересечения дорог с железнодорожными путями устраиваются переезды в соответствии с требованиями строительных норм Республики Беларусь СНБ 3.03.01-98 "Железные дороги колеи 1520 мм", утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 апреля 1998 г. N 141, оборудованные в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, знаками безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026 и дорожными знаками в соответствии со стандартом Республики Беларусь СТБ 1140-99. 32. Скорость движения по территории депо устанавливается в зависимости от вида транспортных средств, протяженности территории, интенсивности движения и других условий, обеспечивающих безопасность движения транспортных средств и пешеходов. 33. Маршруты движения транспорта и людей по территории депо должны быть изолированы друг от друга и обозначены знаками в соответствии со стандартом Республики Беларусь СТБ 1140-99. Транспортные дорожки должны быть обозначены габаритными линиями. Ширина проезда транспортных средств должна быть не менее 3,5 м, а для прохода людей - не менее 1,5 м. 34. На территории объектов локомотивного хозяйства должны быть установлены маршруты служебных проходов работников к месту работ и обратно, схемы служебных проходов приведены в инструкциях по охране труда. Схемы маршрутов служебных проходов утверждаются руководителем и должны быть вывешены в служебно-технических помещениях, на рабочих местах и на территории. 35. Маршруты служебных проходов устанавливаются с учетом минимального пересечения железнодорожных путей перпендикулярно оси пути в наиболее безопасных местах и прохода вдоль путей по уширенным обочинам и широким междупутьям. Проходы должны иметь ширину не менее 1 м и обозначаться знаками "Служебный проход". 36. Места пересечений дорог и проездов для транспортных средств, служебных проходов с железнодорожными путями должны иметь твердое покрытие или настилы на уровне головки рельсов шириной: не менее 3,0 м - для транспортных средств, не менее 2,0 м - для прохода работников с грузом, не менее 1,5 м - для прохода работников без груза. 37. Проходы и проезды не должны загромождаться и использоваться для хранения материалов, оборудования, инструментов и других предметов, должны содержаться в исправном состоянии, своевременно очищаться. Для хранения материалов на территории депо должны быть предусмотрены специально оборудованные площадки. 38. Водоотводные сооружения на территориях объектов локомотивного хозяйства должны обеспечивать полный отвод ливневых и паводковых вод и содержаться в исправном состоянии. Места экипировки, обмывки подвижного состава должны быть оборудованы устройствами для отвода воды в канализацию. 39. Железнодорожные пути на территории объектов локомотивного хозяйства должны быть оборудованы сигналами, сигнальными указателями и знаками в соответствии с инструкцией по сигнализации на Белорусской железной дороге и содержаться в соответствии со стандартом организации СТП 09150.56.010-2005 "Текущее содержание железнодорожного пути. Технические требования и организация работ", утвержденным приказом Начальника Белорусской железной дороги от 29 июня 2006 г. N 221Н. 40. Крановые пути козловых и мостовых кранов должны содержаться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. N 45 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 6, 8/11889). 41. Территория депо должна быть ограждена и освещена в темное время суток. 42. При расположении на территории депо площадок реостатных испытаний тепловозов, открытых позиций для ТО и экипировки ТПС, взвешивающих устройств размеры санитарно-защитной зоны могут быть увеличены. При этом уровень шума в районе жилой застройки не должен превышать установленных уровней. Глава 5 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ 43. Производственные здания и сооружения должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм СанПиН 8-16 РБ 2002 "Основные санитарные правила и нормы при проектировании, строительстве, реконструкции и вводе объектов в эксплуатацию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 26 февраля 2002 г. N 144 (далее - СанПиН 8-16 РБ 2002), СанПиН 2.2.1.13-5-2006 "Гигиенические требования к проектированию, содержанию и эксплуатации производственных предприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 3 апреля 2006 г. N 40 (далее - СанПиН 2.2.1.13-5-2006), других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, определяющих требования охраны труда. Для каждого цеха, отделения и производственного помещения должны быть установлены порядок уборки помещений и график осмотра перекрытий, а также очистки от пыли и загрязнений оконных проемов и фонарей. 44. Прием объектов локомотивного хозяйства в эксплуатацию после строительства, реконструкции и технического перевооружения осуществляется в соответствии с требованиями строительных норм Республики Беларусь СНБ 1.03.04-2000 "Строительные нормы Республики Беларусь. Приемка законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 октября 2000 г. N 596. 45. На всех объектах локомотивного хозяйства должны проводиться плановые комиссионные осмотры зданий, помещений, сооружений и устройств с привлечением специалистов, непосредственно связанных с их эксплуатацией, в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.04-14-2005 "Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения", утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. N 262. Порядок и сроки осмотров устанавливаются Белорусской железной дорогой. Результаты всех видов осмотров должны оформляться актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты и меры по их устранению с указанием сроков выполнения работ. 46. Подходы к зданиям и сооружениям должны располагаться в безопасных местах с минимальным числом пересечений железнодорожных путей. 47. Склады, кладовые общего назначения должны располагаться в специально отведенных помещениях и соответствовать требованиям действующих норм, устанавливающих порядок хранения материалов, запасных частей, оборудования, химических веществ. 48. Служебные здания, расположенные в междупутье, должны иметь двери для входа и выхода, направленные вдоль пути. Для предотвращения внезапного выхода из здания на пути около двери параллельно пути должен быть установлен предохранительный барьер длиной 3 - 5 м и высотой 1 - 1,2 м. Аналогичный барьер должен быть установлен около помещения, расположенного на расстоянии от 3 до 5 м от железнодорожного пути. Перед выходом из зданий, находящихся на расстоянии от 3 до 8 м от оси пути, имеющих прямой выход в сторону рельсовой колеи, должны быть установлены барьеры длиной 3 - 5 м и высотой 1 м. 49. Места выхода работников в зону движения железнодорожного и автомобильного транспорта должны быть оборудованы предохранительными ограждениями, сигнализацией о приближении подвижного состава или иметь предупредительные сигналы и знаки безопасности. 50. Здания и сооружения, расположенные в междупутьях, должны иметь предупреждающую окраску в соответствии с ГОСТ 12.4.026. 51. Эстакады, переходы, пешеходные мосты, а также ограждения должны содержаться в исправном состоянии и своевременно очищаться. 52. Крыши, карнизы зданий и сооружений, устройства для отвода атмосферных и талых вод должны содержаться в исправном состоянии и систематически очищаться от различных загрязнений, снега и льда. При очистке кровли не допускается применять ударные инструменты, вызывающие порчу кровельных материалов. 53. Металлические конструкции сооружений, на которых смонтированы элементы контактной сети и воздушные линии электропередачи, а также отдельно стоящие металлические конструкции, расположенные на расстоянии менее 5 метров от элементов контактной сети, все металлические сооружения и устройства, расположенные в зоне электрического влияния сетей переменного тока, должны быть заземлены. 54. Полы производственных помещений должны иметь твердое ровное покрытие, обеспечивающее установленные нагрузки и безопасную работу машин и механизмов. Они должны быть несгораемыми, нескользкими, водонепроницаемыми, стойкими против износа и образования неровностей и обеспечивать удобную их очистку. Для отведения пролитых жидкостей должен быть предусмотрен уклон пола в сторону сливных устройств. 55. Ворота и их калитки в стойловой части депо, ПТОЛ должны быть утеплены и плотно закрываться. Открытие (подъем) и закрытие (опускание) ворот должны быть механизированы. Механизм открытия ворот стойловой части должен быть сблокирован с устройствами включения воздушно-тепловых завес. 56. Смотровые канавы должны быть оборудованы устройствами низковольтного освещения и иметь гладкие, легко моющиеся стены, отопление, а дно канав - уклон к сборным колодцам. Смотровые канавы и участки канав при отсутствии на них подвижного состава должны ограждаться съемными ограждениями. На полу канавы должны укладываться прочные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования. Ниши, устраиваемые для размещения светильников и технологических нужд, должны быть защищены от загрязнений. Вход в смотровые канавы, находящиеся на электрифицированных железнодорожных путях, для ремонта или осмотра ТПС допускается только при снятом напряжении с контактного провода. Для перехода через смотровые канавы должны устанавливаться переходные мостики шириной не менее 800 мм. Для предотвращения скольжения при переходе поверхность металлических мостиков должна быть рифленой или выполнена с насечкой. 57. Канавы для одиночной выкатки колесных пар и колесно-моторных блоков, а также станки для обточки колесных пар без выкатки из-под локомотива должны быть обозначены предупреждающими знаками, закрыты съемными или сдвижными щитами-настилами с рифленой поверхностью и иметь перильное ограждение высотой не менее 1,2 м с горизонтальными элементами или сеткой, установленное в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-83. 58. В стойловой части депо должны быть технологические боковые платформы и пониженные полы относительно уровня основного пола. Верхние площадки технологических платформ для выхода на крышу ТПС должны быть на высоте 4,2 м от уровня головки рельса, а нижние для входа в кузов (вагон) - на высоте 1,9 м от уровня головки рельса. На этом же уровне должны размещаться откидные торцовые площадки. По наружным краям площадок должны быть перила высотой 1,2 м, нижняя часть перил на высоту 0,15 м должна выполняться сплошной. Внутренние края технологических (повышенных площадок) должны иметь перильные ограждения с размещением съемных лееров в проемах ограждений для входа в локомотив. Ограждение должно иметь не менее одного промежуточного горизонтального элемента или сетку, расстояние между горизонтальными элементами - 0,45 м. На позициях ремонта тепловозов со снятием дизеля допускается устройство технологических платформ без верхних площадок. 59. В ремонтных стойлах депо, оборудованных контактным проводом, повышенные на уровне крыши электровоза или электропоезда боковые технологические площадки должны иметь запирающиеся калитки для выхода на них, запирающиеся устройства которых должны быть сблокированы с секционным разъединителем. На лестнице для подъема на площадку или на самой площадке должна быть установлена сигнализация о наличии или отсутствии напряжения в контактной сети. Под технологическими площадками должны быть предусмотрены светильники в закрытом исполнении, обеспечивающие освещение рабочих мест слесарей. 60. Секции стойловой части депо, помещения ремонтно-комплектовочных и заготовительных отделений и служебно-бытовые помещения соединяются между собой теплыми переходами. |
Партнеры
|