Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 N 124 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2



Глава 11

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК.

КООРДИНАЦИЯ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ С ДРУГИМИ

КОНТРОЛИРУЮЩИМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ



23. Плановой выездной проверкой является проверка, включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области (г.Минске) (далее - координационный план контрольной деятельности).

Плановые выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей проводятся только после их включения в координационный план контрольной деятельности.

Инспекции МНС по районам (городам) согласовывают с инспекциями МНС по областям и г.Минску перечни субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих включению в координационный план контрольной деятельности, на предмет необходимости их проверки.

Основанием для включения плательщика в координационный план контрольной деятельности являются:

результаты анализа налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган и связанных с налогообложением;

результаты анализа информационных ресурсов, включая компьютерные базы данных, а также сведений о дате проведения последней выездной налоговой проверки;

материалы рейдовых проверок;

извещения (с указанием срока проведения проверки) налогового органа, на учете в котором состоит плательщик, уплачивающий налоги в централизованном порядке, поступившего в налоговый орган по месту постановки на учет его структурного подразделения (филиала);

поручения контролирующих, правоохранительных, судебных органов, руководителей вышестоящих налоговых органов;

установленная периодичность проведения выездных налоговых проверок;

иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами в установленном порядке.

Кроме того, в координационный план контрольной деятельности включаются подлежащие ликвидации субъекты предпринимательской деятельности.

При этом включение проверок в соответствующий координационный план контрольной деятельности осуществляется только при условии указания налоговым органом конкретных темы проверки, субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего проверке, и срока проведения такой проверки.

24. Периодичность проведения плановых комплексных выездных проверок устанавливается:

24.1. один раз в год для плательщиков (иных обязанных лиц), у которых размер уплаченных налогов, сборов (пошлин) в республиканский и местные бюджеты по итогам предыдущего года составляет в суммарном выражении не менее 50% от общей суммы уплаченных налогов, сборов (пошлин) организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в соответствующем налоговом органе и (или) которым были зачтены (возвращены) из бюджета суммы превышения налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации, превышающие 20% от общей суммы зачтенных (возвращенных) сумм НДС по заявлениям плательщиков, состоящих на учете в соответствующем налоговом органе;

24.2. не реже одного раза в два года для организаций и индивидуальных предпринимателей, сумма налогов которых значительно уменьшилась (с учетом индекса - дефлятора ВВП) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при незначительном изменении полученной выручки, а также для индивидуальных предпринимателей, у которых затратная часть составляет 90 и более процентов от полученной выручки;

24.3. не реже одного раза в 5 лет:

24.3.1. для плательщиков (иных обязанных лиц), обеспечивших выполнение следующих условий:

отсутствие задолженности по налогам;

отсутствие нарушений по результатам проверок ведомственной контрольно-ревизионной службы либо наличие ежегодных положительных аудиторских заключений о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности для субъектов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат обязательному аудиту;

применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями;

24.3.2. для некоммерческих организаций, своевременно представляющих налоговые декларации (расчеты) при исполнении налоговых обязательств в установленный законодательством срок или представлении информации в налоговый орган по месту постановки на учет о неосуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

24.3.3. для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, ежемесячно уплачивающих единый налог (за исключением индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары), при отсутствии у них задолженности по налогам и нарушений законодательства при проведении рейдовых проверок;

24.4. не реже одного раза в три года для организаций и индивидуальных предпринимателей, не указанных выше;

24.5. в течение года со дня государственной регистрации или постановки на учет для вновь созданных организаций (их филиалов, представительств) частной формы собственности (в целях упреждения лжепредпринимательской деятельности).

25. При планировании проверок субъектов предпринимательской деятельности, имеющих ведомственную подчиненность, учитываются годовые планы проверок ведомственной контрольно-ревизионной службы. Не допускается планирование проведения в первом полугодии проверок субъектов, запланированных ведомственными контрольно-ревизионными службами к проведению во втором полугодии.

26. Плановые выездные проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) могут проводиться не более одного раза в течение календарного года (если иное не установлено законодательством), за исключением случаев, когда плательщик (иное обязанное лицо) принял решение о ликвидации (прекращении деятельности), либо перед подачей в суд заявления о банкротстве (экономической несостоятельности) плательщика (иного обязанного лица).

27. На основании утвержденных Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь полугодовых координационных планов контрольной деятельности составляются квартальные графики выездных проверок.

Квартальные графики выездных проверок доводятся до сведения плательщиков (иных обязанных лиц) путем их размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях налоговых органов.

В целях координации контрольной деятельности графики выездных проверок предоставляются по запросам государственных органов, уполномоченных проводить проверки плательщиков (иных обязанных лиц).

При обращении плательщика (иного обязанного лица) или его представителей и при наличии у плательщика (иного обязанного лица) уважительных причин (отсутствие по болезни или нахождение в очередном отпуске (в командировке) ответственного должностного лица, проведение аудита и др.) плановая проверка по согласованию с соисполнителями и Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь может быть перенесена на более поздний период.

28. Перенос и (или) продление сроков проведения плановых выездных проверок производится руководителем налогового органа на основании служебных записок проверяющих и (или) начальников отделов. Перенос и (или) продление сроков проверок плательщиков (иных обязанных лиц), включенных в координационный план контрольной деятельности, допускается по согласованию с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (советами по координации контрольной деятельности в областях, г.Минске).

Изменения в координационный план контрольной деятельности по отмене либо изменению сроков проведения проверки вносятся только по согласованию с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (советами по координации контрольной деятельности в областях, г.Минске) с учетом мнения органов вневедомственного финансового контроля (соисполнителей).

29. По поручению руководителя налогового органа в обязательном порядке проводятся внеплановые тематические выездные налоговые проверки при обстоятельствах, указанных в пункте 5-2 статьи 69 Кодекса.

30. Внеплановая проверка по основаниям, не указанным в пункте 29 настоящей Инструкции, проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей и их заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь или областях (г.Минске), Министра по налогам и сборам и его заместителей, руководителей инспекций МНС Республики Беларусь по областям и г.Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов.

О проведении указанных внеплановых проверок информируется Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области или г.Минске).

Внеплановая выездная проверка, как правило, проводится без предварительного уведомления плательщика (иного обязанного лица).

31. Внеплановая выездная проверка по поручению правоохранительных, судебных, контролирующих и иных уполномоченных на то государственных органов (должностных лиц) проводится на основании таких поручений, направляемых, как правило, в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь или инспекции МНС Республики Беларусь по областям и г.Минску.

32. Обоснованность назначения внеплановой выездной проверки, за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь или областях (г.Минске), может быть обжалована в вышестоящий налоговый орган либо в соответствующий Совет по координации контрольной деятельности в области (г.Минске) или в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Подача жалобы не приостанавливает проведения внеплановой выездной проверки.



Глава 12

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ

НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК



33. Выездная проверка (кроме встречной выездной проверки либо выездной проверки, проводимой по назначению вышестоящего налогового органа или по постановлению правоохранительных и судебных органов) проводится проверяющими налогового органа, на учете в котором состоит плательщик (иное обязанное лицо), и (или) должностными лицами Министерства по налогам и сборам, инспекций МНС по областям (г.Минску).

34. Проведению проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой проверяющие обязаны:

34.1. с использованием компьютерной программы проанализировать представленные в инспекцию МНС плательщиком (иным обязанным лицом) налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерские балансы (отчеты) с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогообложения, а также основными показателями финансово-хозяйственной деятельности плательщика (иного обязанного лица) (в том числе в динамике по отчетным периодам);

34.2. проверить обоснованность применения льгот по налогам и отсутствие арифметических ошибок в представленных плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых декларациях (расчетах);

34.3. проанализировать материалы рейдовых проверок, предыдущие акты выездных налоговых проверок в целях ознакомления с характером установленных ранее нарушений налогового законодательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком (иным обязанным лицом) требований налоговых органов по устранению выявленных ранее нарушений;

34.4. изучить нормативные правовые акты по организации хозяйственной деятельности и бухгалтерского и (или) налогового учета, определению налоговой базы и исчислению налогов, связанных с конкретной деятельностью проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной сфере деятельности;

34.5. изучить в налоговом органе ответы и разъяснения, направленные в адрес плательщика (иного обязанного лица) в связи с поступавшими от него запросами;

34.6. изучить информацию о регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов);

34.7. произвести выборку сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе об операциях плательщика (иного обязанного лица), подлежащего проверке;

34.8. выяснить по данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) сведения об организациях, учредителем (собственником) имущества которых выступают подлежащий проверке плательщик (иное обязанное лицо) или учредители (собственники) имущества плательщика (иного обязанного лица) - организации;

34.9. изучить представленные справки (сведения) о доходах физических лиц;

34.10. информировать плательщика (иного обязанного лица) (его представителей) письменно либо по телефону о дате начала назначенной плановой выездной проверки и сообщить ему, что он имеет право до начала проверки представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями.

Вопросы, возникшие у проверяющего при выполнении требований настоящего пункта, подлежат включению в программу проверки и выяснению в ходе проверки плательщика (иного обязанного лица).

35. На основании анализа вышеуказанных источников проверяющим разрабатывается программа проверки, предусматривающая дополнительный (к указанному в пунктах 46, 47 настоящей Инструкции) перечень вопросов, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке, который утверждается лицом, назначившим проверку. Программа проверки не разрабатывается:

для проверки правильности удержания и перечисления в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц по доходам, полученным по месту основной работы (службы, учебы);

для встречных проверок;

в других случаях, не требующих детального уточнения действий проверяющих.

При направлении на проверку группы проверяющих (более 2 человек) руководитель группы на основании программы проверки распределяет между проверяющими конкретные вопросы и (или) периоды проверки. Кроме того, программа может являться календарным планом проверки по конкретным вопросам для организации работы проверяющих.

В случаях, когда проверка проводится по постановлению органа уголовного преследования или по определению (постановлению) суда либо иных правоохранительных или контролирующих органов, конкретный перечень подлежащих проверке вопросов согласовывается органом, назначившим (инициировавшим) проверку.

При этом необходимо иметь в виду, что пунктом 3 статьи 82 Кодекса запрещено привлечение налоговых органов для выполнения обязанностей, не возложенных на них законодательными актами.

36. В период подготовки проверяющим в установленном порядке оформляется предписание на проведение проверки, подписываемое руководителем или уполномоченным заместителем налогового органа.

В предписании на проведение выездных проверок в обязательном порядке должно быть указано:

наименование контролирующего органа, проводящего проверку;

наименование субъекта предпринимательской деятельности (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица), в отношении которого проводится проверка;

фамилия и инициалы проверяющего (проверяющих), его (их) должность (должности);

тема проверки;

срок проведения проверки.

В случае проведения рейдовых проверок при невозможности определить наименование юридического лица либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя в предписании указывается место (территория) ее проведения.

При необходимости на основании указанных предписаний могут проводиться встречные проверки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого согласно предписанию проводится проверка.

В случае необходимости проведения проверок нескольких субъектов предпринимательской деятельности по отдельным вопросам предписание выдается на проведение проверок нескольких субъектов, занимающихся определенным видом деятельности.

Выездные комплексные, тематические и встречные проверки проводятся на основании предписания согласно приложению 3 к настоящей Инструкции, а рейдовые проверки - согласно приложению 4 к настоящей Инструкции, выдаваемого проверяющим и действительного при предъявлении проверяющими служебных удостоверений. Порядок учета выданных предписаний на проведение проверок, а также образец книги учета предписаний на проверку (ревизию) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

При направлении вышестоящим налоговым органом (Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, инспекцией МНС по области (по г.Минску), инспекцией МНС по городу) проверяющих на административные территории, не обслуживаемые данной инспекцией МНС, предписание выдается вышестоящим налоговым органом или по его поручению инспекцией МНС по месту работы проверяющих.



Глава 13

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ



37. Доступ на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) проверяющих, непосредственно проводящих проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания налогового органа о проведении выездной проверки.

Доступ на территорию плательщика (иного обязанного лица) для проведения встречной проверки его взаимоотношений с проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом) осуществляется при предъявлении служебного удостоверения и предписания налогового органа плательщику (иному обязанному лицу), в отношении которого проводится выездная проверка.

38. Должностные лица налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения допускаются в соответствии с законодательством.

Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) плательщика (иного обязанного лица) влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

39. Перед началом проведения выездной проверки проверяющие обязаны:

представиться руководителю, главному бухгалтеру организации (обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю, а при их отсутствии - их уполномоченным заместителям или иным уполномоченным представителям;

информировать указанных лиц о начале выездной проверки;

предъявить указанным лицам служебные удостоверения и предписание на проведение проверки для ознакомления с ним под подпись;

внести необходимые сведения в книгу учета проверок и скрепить их подписью.

Одновременно проверяющие согласовывают порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.

В случаях отсутствия руководителя организации, уполномоченного представителя организации в связи с неназначением на должность или увольнением, отсутствием возможности установить месторасположение организации, место жительства индивидуального предпринимателя в предписании на проведение проверки делается соответствующая запись и проверяющие приступают к проверке. Одновременно копия предписания направляется руководителю организации (иным уполномоченным представителям) плательщика (иному обязанному лицу) по месту жительства согласно данным, имеющимся у налоговых органов, заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае отсутствия иностранной организации (зарегистрированного в установленном порядке структурного подразделения, ее уполномоченных представителей) на территории Республики Беларусь предписание на проведение выездной проверки составляется в двух экземплярах, один из которых высылается по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по месту нахождения иностранной организации согласно сведениям, имеющимся у налоговых органов. На втором экземпляре проставляется отметка о направлении первого экземпляра в адрес иностранной организации.

Плательщиком (иным обязанным лицом) (его представителями) на предписании делается отметка об ознакомлении. По просьбе представителей плательщика (иного обязанного лица) им предоставляется возможность скопировать предписание, выданное проверяющим на проведение проверки.

Дата вручения плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) предписания на проведение выездной проверки для ознакомления либо дата направления его по почте является датой начала проверки.

При необходимости плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) разъясняются его права и обязанности.

40. Проверяющие на начальной стадии проверки знакомятся с организационной структурой, уточняют наличие обособленных подразделений, условия работы, виды осуществляемой деятельности, организацию производства, учетную политику, результаты аудита и проверок, проведенных другими контролирующими органами, местонахождение средств производства, складов и других помещений, выданные лицензии, систему установленного первичного и бухгалтерского и (или) налогового учетов, документооборот плательщика (иного обязанного лица) и при необходимости вносят по согласованию с руководителем налогового органа изменения в программу проведения проверки, а также уточняют сроки проведения проверки.

41. Проверяющие вправе истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), государственных органов, иных организаций и физических лиц необходимые для проверки информацию и (или) документы, касающиеся деятельности и (или) имущества проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного запроса направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанные информацию и (или) документы, или сообщить об отсутствии у него затребованных информации и (или) документов.

Документы представляются в виде копии, заверенной плательщиком (иным обязанным лицом), государственным органом, иной организацией, если иной порядок заверения копии не установлен законодательством, а при невозможности представления копий представляются подлинники документов.

Представляемые для проверки документы на иностранном языке должны иметь перевод на русский язык, заверенный нотариально. В случае представления таких документов физическими лицами перевод должен быть выполнен и заверен лицом, имеющим право на осуществление такой деятельности.

Отказ плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных налоговым органом при проведении проверки информации и (или) документов либо непредставление их в установленный срок влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

42. При отказе плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных при проведении проверки информации и (или) документов налоговый орган вправе произвести их изъятие в порядке, установленном главой 33 настоящей Инструкции.

43. Выездная проверка, как правило, проводится в рабочие дни, в рабочее время и по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (рейдовая проверка может проводиться в любой день). В случае несовпадения режима работы плательщика (иного обязанного лица) с режимом работы налогового органа или отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) помещений и (или) условий для размещения проверяющих, а также по усмотрению проверяющих проверка может осуществляться в помещении по месту нахождения налогового органа.

В случае проведения выездной проверки в служебном помещении налогового органа прием и возврат документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) для проверки, осуществляется проверяющими только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам. Факт приема документов на проверку оформляется путем составления акта приема-возврата документов по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции, в котором указываются: кем и от кого приняты документы, название принятых папок с документами с указанием количества листов документов, содержащихся в каждой папке.

Возврат документов плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) проводится только после проверки им сохранности документов. Плательщик (иное обязанное лицо) (его представитель) собственноручной записью на первом экземпляре акта приема-возврата документов свидетельствует о наличии (отсутствии) претензий по сохранности представленных для проверки документов. Акт приема-возврата документов скрепляется подписями плательщика (иного обязанного лица) (его представителя) и проверяющего.

Акты приема-возврата документов на проверку приобщаются к акту проверки в качестве приложения.

Акт приема-возврата документов, связанных с уплатой налогов, не составляется в случае, если проверка представленных в инспекцию МНС документов производится в присутствии представителя плательщика (иного обязанного лица) и завершается в течение одного рабочего дня.

44. Налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, представленные плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган в период проверки, не принимаются во внимание при составлении акта проверки.

При этом проверяющими не принимаются во внимание и не учитываются при выведении результатов проверки представленные плательщиком в день начала проверки или во время ее проведения документы, подтверждающие право на льготы, которыми плательщик (иное обязанное лицо) в проверяемом периоде не воспользовался, за исключением случаев, когда льготы не были учтены иным обязанным лицом (налоговым агентом) при исчислении им подоходного налога с физических лиц, и при условии, что документы, подтверждающие право на эти льготы за проверяемый период, представлены плательщиком в период, предшествующий дню начала проверки.

Вместе с тем, если в ходе проверки корректируется размер налоговой базы, что повлечет за собой увеличение суммы налоговой льготы, частично использованной плательщиком (иным обязанным лицом), проверяющие обязаны предоставить льготу в полном объеме, при условии, что плательщик (иное обязанное лицо) уже воспользовался указанной льготой и все необходимые сведения и документы, подтверждающие право на эту льготу, уже были представлены.

В случае приостановления проверки для восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского и (или) налогового учета сданные за период восстановления учета налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями не принимаются во внимание при выведении результатов проверки. Проверяемый период может быть увеличен до даты, установленной законодательством для представления налоговых деклараций (расчетов) перед датой возобновления проверки.

В случае ведения плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского учета с помощью компьютерного программного обеспечения проверяющие в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" вправе потребовать от представителей плательщика (иного обязанного лица) представить копии документов бухгалтерского учета на бумажных носителях, заверенные подписью главного бухгалтера (бухгалтера) организации или индивидуального предпринимателя. Такие копии документов при их изъятии также заверяются подписью проверяющего (в том числе и с использованием факсимиле проверяющего).

С согласия проверяющих проверка ими бухгалтерских записей плательщика (иного обязанного лица) может проводиться и по компьютерным базам данных плательщика (иного обязанного лица) при условии, что представители плательщика (иного обязанного лица) за свой счет и своими силами ознакомят проверяющих с инструкциями по использованию автоматизированной информационной системы (далее - АИС), а также с особенностями ведения бухгалтерского и (или) налогового учета в эксплуатируемой плательщиком (иным обязанным лицом) АИС.

45. При проведении комплексной выездной проверки, за исключением случаев составления промежуточного акта проверки, независимо от вопросов, включенных в программу проверки, подлежат проверке следующие вопросы.

46. Вопросы налоговой проверки:

46.1. имеются ли у проверяемого юридического лица филиалы, представительства или другие обособленные подразделения с целью организации работы по их одновременной проверке наряду с проверкой юридического лица;

46.2. определена ли учетная политика (методика ведения бухгалтерского учета), соответствует ли Закону Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" и соблюдается ли она плательщиком (иным обязанным лицом);

46.3. в каком банке открыты текущие счета (расчетный, валютный и др.). В случае необходимости в обслуживающий банк направляется предписание согласно приложению 6 к настоящей Инструкции о наличии денежных средств и совершенных операциях;

46.4. соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета данным главной книги, баланса и приложений к нему, расчетам по налогам, декларациям;

46.5. соответствуют ли данные регистров налогового учета данным бухгалтерского учета;

46.6. надлежащим ли образом оформляются первичные бухгалтерские документы; причины вносимых в них исправлений;

46.7. не отражаются ли в регистрах бухгалтерского и (или) налогового учета записи, не подтвержденные первичными документами; не имеется ли не проведенных по регистрам первичных документов;

46.8. правильно ли определена себестоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг);

46.9. правильно ли определена выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

46.10. правильность отражения операций по внереализационным доходам и расходам;

46.11. состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличия и списания дебиторской и кредиторской задолженности;

46.12. правильно ли приходуются основные средства, нематериальные активы, материальные ценности, начисляется ли износ и производится ли их переоценка в соответствии с действующим законодательством;

46.13. правильность и полнота исчисления, удержания и перечисления налогов в бюджет;

46.14. обоснованность применения плательщиком налоговых льгот;

46.15. при проверке индивидуального предпринимателя в обязательном порядке проверяются все декларации и сведения, представленные индивидуальным предпринимателем в налоговый орган за отчетный период.

47. При проверке соблюдения плательщиком законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную и иную деятельность, контроль за которым отнесен к компетенции налоговых органов, проверяющие должны установить:

47.1. когда и в каком государственном органе плательщик (иное обязанное лицо) прошел государственную регистрацию; соблюдаются ли плательщиком (иным обязанным лицом) требования по своевременному сообщению налоговому органу об изменении сведений, указанных в заявлении о постановке на учет в налоговом органе (для лиц, постановка которых на учет в налоговом органе осуществляется по заявлению), иных сведений, предусмотренных законодательством;

47.2. своевременность и полноту формирования в соответствии с законодательством уставного фонда, соответствие стоимости чистых активов плательщиков (иных обязанных лиц), для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, минимальному размеру уставного фонда, определенному законодательством;

47.3. исключен. - Постановление МНС от 03.03.2009 N 18;

47.4. осуществляются ли виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с действующим законодательством, с получением плательщиком соответствующего разрешения (лицензии);

47.5. соблюдаются ли требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения кассовых операций, а также регулирующих порядок приема наличных денежных средств от покупателей (клиентов) и расчетов с использованием наличных денежных средств;

47.6. соблюдение правил использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем при реализации товаров, использования предусмотренных законодательством документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, и т.п.;

47.7. порядок учета и использования бланков строгой отчетности;

47.8. соблюдается ли порядок валютного регулирования на территории Республики Беларусь по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции налоговых органов;

47.9. соблюдение законодательства, регулирующего порядок получения и целевого использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи, международной технической помощи, предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;

47.10. соблюдение требований законодательства, устанавливающего особый порядок ввоза и оборота на территории Республики Беларусь отдельных групп товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) (мука, крупа, рыба и морепродукты, нефтяное жидкое топливо, товары, происходящие и ввозимые из третьих стран, и др.);

47.11. соблюдение порядка осуществления внешнеторговых операций;

47.12. соблюдение законодательства, регулирующего производство, оборот и рекламу алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий;

47.13. соблюдение установленного порядка исчисления и перечисления платежей в государственные целевые бюджетные фонды в соответствии с законодательством;

47.14. соблюдение плательщиком иного законодательства, контроль за которым отнесен к компетенции налоговых органов.

48. При проведении проверки проверяющие обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.



Глава 14

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ



49. Сроки проведения выездных проверок, проверяемый период, численность проверяющих устанавливаются руководителем налогового органа с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемых плательщиков (иных обязанных лиц).

50. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в течение 30 рабочих дней, срок проведения проверки может быть продлен руководителем налогового органа на основании служебной записки проверяющего. О продлении срока проверки делается отметка в предписании, с которой знакомится проверяемый плательщик (иное обязанное лицо). В 30 рабочих дней не входит срок, необходимый проверяющим для проведения подготовительной работы в соответствии с пунктом 34 настоящей Инструкции, а также для написания акта проверки. Если проверяющий по уважительной причине не может продолжать начатую проверку (предоставление срока плательщику (иному обязанному лицу) для восстановления учета, болезнь проверяющего, направление проверяющего на другую проверку и др.), руководителем налогового органа проверка приостанавливается, о чем делается соответствующая запись в ранее выданном предписании с ознакомлением представителей плательщика (иного обязанного лица) под подпись.

В случае, если проверка проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, о продлении сроков проверки сообщается органу, назначившему ее проведение, с указанием причин продления и планируемых сроков окончания проверки.



Глава 15

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК



51. Встречная выездная проверка проводится на основании предписания налогового органа, в том числе и на основании предписаний, выданных на проведение выездных налоговых проверок иных плательщиков (иных обязанных лиц). Результаты встречной проверки оформляются справкой произвольной формы с приложением к ней заверенных плательщиком (иным обязанным лицом) копий документов бухгалтерского учета, касающихся осуществления проверявшихся хозяйственных операций.

Запрос о проведении встречной выездной проверки, как правило, направляется в инспекцию МНС, на учете в которой состоит плательщик (иное обязанное лицо), взаимоотношения с которым необходимо проверить. При этом запрос о проведении встречной проверки может не направляться по финансово-хозяйственным операциям, связанным с осуществлением расходов, относимых на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в случае, если сумма отдельно взятой операции, осуществлявшейся с резидентами Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, а с нерезидентами Республики Беларусь - 500 базовых величин, установленных законодательством на дату проведения проверки.

При наличии в пределах одного города нескольких районных (городской и районной) инспекций МНС или инспекции МНС по области встречные выездные проверки проводятся проверяющими той инспекции МНС, у которой возникла необходимость уточнения фактов либо которая оформляет материалы по выявленному в ходе рейдовой проверки нарушению.

Направление запросов налоговым органам других государств для проведения встречных проверок осуществляется инспекциями МНС по районам (городам), областям и городу Минску путем направления соответствующего письма (с приложением копий документов, подлежащих проверке, либо реестра документов, подлежащих проверке, в случае их большой объемности) Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь для обращения в установленном порядке в администрации налоговых органов соответствующих государств.

Выезд в другие государства для проведения встречных выездных налоговых проверок осуществляется только с разрешения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которое согласовывает подобные контрольные действия проверяющих с налоговыми администрациями других государств.

В случае установления нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве плательщиком (иным обязанным лицом), у которого проводится встречная выездная проверка, налоговый орган, проводивший эту проверку, обязан в течение 5 рабочих дней с даты завершения проверки направить сообщение о выявленных фактах инспекции МНС, на учете в которой состоит плательщик (иное обязанное лицо).

В целях снижения количества проводимых встречных проверок в качестве критериев для их назначения необходимо использовать:

наличие информации о нарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве как проверяемым плательщиком, так и контрагентом по сделке;

заключение и (или) исполнение сделок, нетипичных для деятельности проверяемого плательщика, либо для плательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности;

исполнение убыточных сделок либо сделок, не предусматривающих получение дохода (прибыли) либо получение минимального дохода (прибыли);

нарушение требований законодательства по оформлению сделки, в том числе использование недействительных (поддельных) первичных учетных документов;

наличие задолженности по расчетам с контрагентами в течение длительного периода времени (более одного года);

наличие признаков бестоварной сделки.

52. В случае, если проведенной встречной выездной проверкой будет установлено, что плательщиком (иным обязанным лицом) в подтверждение расходов на приобретение ТМЦ предъявлены документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и др.) плательщиков (иных обязанных лиц), существование которых в ходе проведения встречных проверок не подтверждается, либо при проведении встречных проверок плательщик (иное обязанное лицо) (его представитель) на основании записей бухгалтерского учета отрицает факт отпуска ТМЦ или подтверждает его на меньшие количество и стоимость, чем отражено в учете проверяемого плательщика (иного обязанного лица), либо в ходе проверки установлены факты неоприходования по учету проверяемого плательщика (иного обязанного лица) ТМЦ, отпущенных в его адрес другими плательщиками (иными обязанными лицами), проверяющий обязан истребовать объяснения у плательщиков (иных обязанных лиц) (его представителей) о причинах выявленных расхождений.

В случае признания (в письменной форме) плательщиками (иными обязанными лицами) (его представителями) факта использования документов, содержащих недостоверные сведения, результаты проверки выводятся с учетом результатов встречной выездной проверки.

При установленных расхождениях с данными бухгалтерского и (или) налогового учета плательщика (иного обязанного лица) в ходе проведенной встречной проверки проверяющий обязан сообщить руководителю налогового органа о выявленных расхождениях с целью дальнейшего информирования правоохранительных органов.



Глава 16

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕЙДОВЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК





53. В районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т.д.), проверяющие вправе при соблюдении требований, предъявляемых к проведению рейдовых проверок, проверять деятельность плательщиков (иных обязанных лиц) независимо от места постановки их на учет в налоговом органе.

54. При рейдовой проверке с учетом особенностей осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом), физическим лицом предпринимательской деятельности проверяются вопросы:

54.1. соблюдения установленного порядка:

приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.