Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 N 124 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 5

К практически невосстанавливаемым относятся документы, существующие в одном экземпляре, либо документы, без которых определить участников совершенных финансово-хозяйственных операций не представляется возможным.

К трудно восстанавливаемым относятся первичные документы, которые могут быть восстановлены путем проведения встречных проверок, проведения опроса физических лиц и тому подобных действий (договоры на выполнение работ или поставок товаров, акты выполненных работ, товарно-транспортные и товарные накладные, платежно-расчетные документы и т.п.).

Легко восстанавливаемые документы (документы синтетического учета, сводной отчетности и другие подобные документы, которые по своему содержанию могут быть восстановлены на основе имеющихся документов первичного учета) изымаются в крайних случаях.

127. Изъятые документы перечисляются и описываются в акте изъятия документов, прилагаемом к постановлению об изъятии согласно приложению 24 к настоящей Инструкции, описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов.

В акте отражается: кем, когда и по каким основаниям произведено изъятие документов, наименование изъятых документов (при необходимости дается более полная характеристика изымаемого документа - дата составления, номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению проверяющего, производящего изъятие документов, которые позволили бы в дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к финансово-хозяйственным операциям, совершавшимся плательщиком (иным обязанным лицом).

128. При изъятии документов проверяющие обязаны предоставить возможность плательщику (иному обязанному лицу) для снятия ксерокопий изымаемых документов.

129. Акт изъятия документов составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, производившим изъятие, и лицом, у которого они были изъяты. В случае отказа этого лица от подписания акта изъятия документов на нем делается соответствующая запись.

Первый экземпляр акта приобщается к акту проверки, копия акта изъятия документов вручается под подпись или высылается лицу, у которого эти документы были изъяты.

130. Проверяющие имеют право проводить сверку бухгалтерских записей, записей учета доходов и расходов в компьютерных базах данных с записями в документах бухгалтерского и (или) налогового учета, предоставленных плательщиком (иным обязанным лицом) для проверки.

В случае выявления расхождений проверяющие в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" вправе потребовать предоставить копии документов бухгалтерского учета на бумажных носителях (распечатки), заверенные подписью главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя. В случае отказа предоставить копии документов бухгалтерского учета на бумажных носителях проверяющие имеют право временно изъять системный блок компьютера и (или) сервера (далее - компьютерное оборудование) и доставить их в инспекцию МНС для последующего анализа или экспертизы. В данном случае получение копий документов бухгалтерского учета на бумажных носителях осуществляется специалистами подразделений информационной безопасности и спецработы инспекций МНС в присутствии плательщика (иного обязанного лица) либо его представителя. В случае необходимости могут привлекаться представители разработчика программного обеспечения, используемого плательщиком для ведения бухгалтерского (налогового) учета, или иные специалисты.

При установлении в ходе проверок нарушений порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, таксометров, билетопечатающих машин, если такие нарушения обусловливают возможность изменения или уничтожения накапливаемой информации о принятых наличных денежных средствах, эти устройства подлежат изъятию и отправке в уполномоченную организацию на техническое освидетельствование в порядке, установленном Положением о порядке направления кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров на техническое освидетельствование, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 февраля 2003 г. N 20 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 31, 8/9210).

Изъятие компьютерного оборудования в целях предотвращения уничтожения информации, содержащейся на нем, производится в следующем порядке:

для предотвращения несогласованного отключения электроэнергии одним из проверяющих осуществляется дежурство у распределительного щита напряжения;

исключается возможность доступа к компьютерному оборудованию лиц, находящихся в помещении;

корректно завершаются все исполняемые в данный момент программы;

завершается работа системы;

выключается компьютерное оборудование и подсоединенные к нему периферийные устройства;

отсоединяются от компьютерного оборудования все подключенные к нему кабели;

опечатывается изымаемое компьютерное оборудование.

Опечатывание компьютерного оборудования и (или) машинных носителей информации осуществляется в присутствии плательщика (иного обязанного лица) либо его представителей и оформляется актом согласно приложению 25 к настоящей Инструкции.

Хранение изъятых машинных носителей информации и компьютерного оборудования в инспекциях МНС осуществляется в помещениях, опечатываемых и сдаваемых под охрану в установленном порядке, исключающем доступ в них посторонних лиц. В случае невозможности обеспечения гарантированной сохранности изъятых компьютерного оборудования и (или) машинных носителей информации заключается договор хранения с организацией, имеющей охраняемые складские помещения.

Передача машинных носителей информации и (или) компьютерного оборудования для проведения экспертизы производится в опечатанном виде с составлением акта передачи по форме согласно приложению 26 к настоящей Инструкции. Возврат компьютерного оборудования и (или) материальных носителей информации после проведения экспертизы налоговому органу осуществляется с обязательной отметкой о возврате в акте передачи.

Возврат изъятых машинных носителей информации и (или) компьютерного оборудования плательщику (иному обязанному лицу) осуществляется с составлением акта возврата по форме согласно приложению 27 к настоящей Инструкции.



Глава 34

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПЛАТЕЛЬЩИКА (ИНОГО ОБЯЗАННОГО

ЛИЦА) ПО СЧЕТАМ В БАНКЕ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ



131. Инспекциям МНС согласно статье 53 Кодекса предоставлено право приостанавливать полностью или частично операции организаций и физических лиц по их счетам в банках.

132. Часть исключена. - Постановление МНС от 24.07.2008 N 67.

Решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принимается руководителем налогового органа в случаях:

неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней (под неисполнением плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства понимается неуплата текущих налогов, а также их неуплата, выявленная по результатам налоговых проверок);

непредставления плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам;

непредставления плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения проверки.

Решение о приостановлении операций по счетам в случае неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства принимается на основании отраженных в акте (промежуточном акте) проверки фактов нарушения, за исключением случаев, установленных частью третьей пункта 13 настоящей Инструкции.

При этом решение о приостановлении операций по счетам принимается независимо от обжалования плательщиком (иным обязанным лицом) выводов по результатам проверки.

133. Принятию решения о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) в случае непредставления плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы, проверяющему документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения проверки предшествует направление (вручение) плательщику (иному обязанному лицу) запроса инспекции МНС по форме согласно приложению 28 к настоящей Инструкции, в котором указываются: за какой период требуются документы, виды требуемых документов, подлежащих представлению для проведения проверки; дата и время их представления, а также место их представления; предупреждение о мерах ответственности за несоблюдение обязанностей плательщика (иного обязанного лица).

134. В случае отказа плательщика (иного обязанного лица) (его представителя), а также уничтожения или сокрытия им истребуемых документов проверяющие принимают меры по привлечению плательщика (иного обязанного лица) (его представителей) к ответственности в соответствии с законодательством.

135. При приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам в банке банком прекращаются все расходные операции по данному счету, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

В целях обеспечения возможности осуществления плательщиком (иным обязанным лицом) платежей в счет неотложных нужд в размере до 20 процентов средств, поступивших на текущий (расчетный) счет в белорусских рублях (за исключением сумм банковских кредитов) за предыдущий месяц, и при наличии в банке платежного поручения плательщика или платежного требования налогового органа на перечисление неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей в бюджет, действие решения о приостановлении операций по данному счету по ходатайству плательщика (иного обязанного лица) может быть приостановлено решением руководителя налогового органа на период до осуществления с указанного счета платежей в счет неотложных нужд на сумму, определяемую в решении. Решение о приостановлении действия решения о приостановлении операций не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, доводится налоговым органом до руководителя (представителя) банка, а также плательщика (иного обязанного лица).

На период рассмотрения жалобы плательщика (иного обязанного лица) на решение руководитель налогового органа вправе направить в банк предписание о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) с указанием суммы денежных средств в размере, необходимом для погашения сумм налогов, которая должна составлять постоянный ежедневный остаток на счете плательщика (иного обязанного лица). Денежные средства сверх указанных в предписании сумм используются плательщиком (иным обязанным лицом) беспрепятственно.

136. В случае представления плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган (проверяющему) документов, подтверждающих устранение им нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по счетам, руководителем налогового органа не позднее одного рабочего дня выносится решение об отмене постановления о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке, которое доводится налоговым органом до руководителя (представителя) банка, плательщика (иного обязанного лица).

137. Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке является основанием для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной законодательными актами.



Глава 35

АРЕСТ И (ИЛИ) ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА





138. В соответствии со статьей 54 Кодекса и статьей 8.7 ПИКоАП должностные лица налогового органа в случае неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней, а также в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения налагают арест на имущество.

В соответствии со статьей 8.9 ПИКоАП должностными лицами налогового органа изымаются обнаруженные при осуществлении служебных полномочий орудия или средства совершения административного правонарушения, доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация.

Предметами административного правонарушения, орудиями и средствами совершения административного правонарушения являются вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Имущество, на которое наложен арест в соответствии с частью первой настоящего пункта, может быть изъято и передано на хранение иному лицу, которое должно быть предупреждено об ответственности за порчу, израсходование, сокрытие либо отчуждение имущества, о чем берется подписка.

Должностные лица налоговых органов, проводящие проверку и установившие нарушения требований законодательства, за которые в соответствии со статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года (далее - КоАП) либо другими законодательными актами предусмотрена в качестве дополнительного административного взыскания конфискация предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, налагают арест на имущество и (или) производят его изъятие.

Арест и (или) изъятие имущества в целях обеспечения конфискации производится в случаях выявления:

нарушения установленного порядка проведения валютных операций, то есть скупки, продажи, обмена иностранной валюты, осуществляемых без специального разрешения (лицензии), иного незаконного использования ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте (часть 1 статьи 11.2 КоАП);

осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) (часть 1 статьи 12.7 КоАП);

занятия запрещенным видом деятельности (часть 2 статьи 12.7 КоАП);

осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) (часть 4 статьи 12.7 КоАП);

нарушения установленного порядка подтверждения соответствия игрового оборудования требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технического обслуживания игрового оборудования, регистрации объектов налогообложения в налоговых органах, непредъявления свидетельства (нотариально засвидетельствованной копии свидетельства) о регистрации объектов налогообложения (часть 1 статьи 12.11 КоАП);

организации и проведения запрещенных азартных игр (часть 2 статьи 12.11 КоАП);

приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, реализации товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 4 статьи 12.17 КоАП);

ввоза в Республику Беларусь, перевозки по ее территории, хранения на ней более четырехсот сигарет или более четырехсот граммов табака и иных табачных изделий, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность ввоза, приобретения, производства указанных изделий, либо с документами, содержащими недостоверные сведения (часть 1 статьи 12.23 КоАП);

ввоза в Республику Беларусь, производства и хранения на ее территории, перевозки по ней табачных изделий с поддельными акцизными марками Республики Беларусь (часть 3 статьи 12.23 КоАП);

ввоза в Республику Беларусь, перевозки по ее территории, хранения на ней табачного сырья без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца), подтверждающих легальность его ввоза или приобретения, либо с документами, содержащими недостоверные сведения (часть 5 статьи 12.23 КоАП);

неоднократного (два и более раза в течение одного года) нарушения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, порядка обязательного подтверждения соответствия табачного сырья и табачных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (часть 1 статьи 12.25 КоАП);

торговли табачным сырьем и табачными изделиями, осуществляемой без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия их качества и безопасности установленным требованиям (часть 2 статьи 12.25 КоАП);

ввоза в Республику Беларусь, перевозки по ее территории, хранения на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более двухсот сигарет либо более двухсот граммов табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего восемнадцатилетнего возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными марками, а также более тысячи сигарет либо более тысячи граммов табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения (часть 1 статьи 12.27 КоАП);

производства, переработки, хранения в Республике Беларусь, перевозки по ее территории физическими лицами табачного сырья в количестве более десяти килограммов, а равно их продажа (независимо от объема) (часть 3 статьи 12.27 КоАП);

незаконного обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь (статья 12.30 КоАП);

нарушения требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (статья 12.35 КоАП);

нарушения порядка декларирования доходов (имущества) (часть 2 статьи 23.9 КоАП);

нецелевого использования получателями иностранной безвозмездной помощи (полностью или частично), а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использования такой помощи и (или) средств на цели, запрещенные законодательством (часть 2 статьи 23.23 КоАП);

предоставления иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на цели, запрещенные законодательством (статья 23.24 КоАП);

нарушения условий и правил осуществления охранной деятельности (статья 23.57 КоАП);

указания индивидуальным предпринимателем, являющимся плательщиком единого налога, недостоверных сведений в книге учета движения товаров об их количестве и виде (части третья и четвертая пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. N 148 "О неотложных мерах по поддержке предпринимательства" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 52, 1/6336);

использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. N 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 105, 1/6586), либо предоставленной без заключения договора;

нарушения требований законодательства о производстве и обороте алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (пункт 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. N 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 142, 1/6770);

абзац исключен. - Постановление МНС от 24.04.2007 N 69;

несоблюдения требований иных законодательных актов Республики Беларусь, влекущих конфискацию.

В целях обеспечения взыскания стоимости предмета административного правонарушения производится арест имущества, если предметы, товары и (или) транспортные средства, являющиеся предметами административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, отсутствуют. Взыскание стоимости предметов административных правонарушений, протоколы за совершение которых имеют право составлять должностные лица налоговых органов, предусмотрено санкцией статьи 12.30 КоАП.

139. Арест и (или) изъятие имущества проводится в соответствии со статьей 54 Кодекса и статьями 8.7 и 8.9 ПИКоАП.

При аресте имущества в целях обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней начальником (заместителем начальника) налогового органа, а при аресте и (или) изъятии имущества в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения проверяющим выносится постановление об аресте и (или) изъятии имущества по форме согласно приложению 29 к настоящей Инструкции и составляется протокол описи арестованного и (или) изъятого имущества согласно приложению 29-1 к настоящей Инструкции, а при необходимости также приложение к протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества согласно приложению к протоколу описи. Бланки протокола описи арестованного и (или) изъятого имущества, приложения к протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества являются бланками строгой отчетности.

Постановление об аресте и (или) изъятии имущества выносится в трех экземплярах, один из которых выдается собственнику (владельцу) имущества, правонарушителю (их представителям) или лицу, у которого находится имущество, два остальных остаются в налоговом органе. Протокол описи арестованного и (или) изъятого имущества составляется в четырех экземплярах (первый, третий и четвертый - остаются в налоговом органе, второй - вручается собственнику (владельцу) имущества, правонарушителю (их представителям) или лицу, у которого находится имущество).

Протокол описи арестованного и (или) изъятого имущества подписывается должностным лицом налогового органа и собственником имущества (его представителем), лицом, у которого находится имущество, или понятыми. В случае отказа лиц, присутствующих при аресте и (или) изъятии, от подписи об этом делается отметка в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества, заверяемая подписью должностного лица налогового органа. Лицу, отказавшемуся подписать процессуальный документ, предоставляется возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в протокол описи арестованного и (или) изъятого имущества.

Арестованное и (или) изъятое имущество передается на хранение лицам, определенным налоговым органом, по акту передачи имущества на хранение с предупреждением под роспись этих лиц об ответственности за порчу, израсходование, сокрытие либо отчуждение имущества.

140. Постановление об аресте и (или) изъятии имущества отменяется судом, руководителем налогового органа, должностное лицо которого произвело арест и (или) изъятие имущества, если отпала необходимость в такой мере, в случаях, когда арест на имущество налагался в целях обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней - также по основаниям, указанным в части второй пункта 14 статьи 54 Кодекса.

Отмена руководителем налогового органа постановления об аресте и (или) изъятии имущества осуществляется путем вынесения постановления об отмене постановления об аресте и (или) изъятии имущества по форме согласно приложению 30 к настоящей Инструкции, которое выносится в трех экземплярах, один из которых вручается собственнику (владельцу) имущества, правонарушителю (их представителям) или лицу, у которого находится имущество, два остальных - остаются в налоговом органе.

Возврат изъятого имущества производится на основании акта возврата имущества по форме согласно приложению 31 к настоящей Инструкции. Акт возврата имущества составляется в трех экземплярах, один из которых вручается собственнику (его представителю), второй - хранителю, третий - остается в налоговом органе.



Глава 36

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ У ПЛАТЕЛЬЩИКА

(ИНОГО ОБЯЗАННОГО ЛИЦА) НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ЗАПИСЕЙ

БУХГАЛТЕРСКОГО И (ИЛИ) НАЛОГОВОГО УЧЕТА



141. В случае выявления у плательщика (иного обязанного лица) записей и учетных документов, не отраженных на счетах бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) и (или) в налоговом учете, либо отличающихся по своему содержанию от аналогичных записей в представленных для проверки документах бухгалтерского и (или) налогового учета (учета доходов и расходов) (далее - неофициальные записи) проверяющий должен принять меры по установлению лиц, производивших эти неофициальные записи. От указанных лиц истребуется объяснение о том, какие операции отражались в неофициальных записях, относятся ли эти операции к деятельности плательщика (иного обязанного лица), с какими плательщиками (иными обязанными лицами) они совершались.

Неофициальные записи бухгалтерского и (или) налогового учета, а также полученные объяснения проверяющими изымаются и используются для организации встречных проверок других плательщиков (иных обязанных лиц) и (или) физических лиц по вопросам взаимоотношений с проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом) и определения у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) объектов налогообложения методом косвенного определения объектов налогообложения.

142. При выявлении в ходе встречных проверок расхождений между данными в представленном для проверки бухгалтерском учете и данными, отраженными в учете другими плательщиками (иными обязанными лицами) и (или) физическими лицами, осуществлявшими эти операции с проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом), составляется промежуточный акт проверки, в котором фиксируются выявленные расхождения.

Промежуточный акт проверки, решение по промежуточному акту проверки, выявленные неофициальные записи бухгалтерского и (или) налогового учета и протоколы опросов (письменные объяснения) лиц, ведших эти записи (если таковые будут установлены), подлежат направлению в органы финансовых расследований или в органы внутренних дел для проведения дальнейшего расследования.



Глава 37

СБОР КОНТРОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ,

СОВЕРШАВШИХСЯ С ПРОВЕРЯЕМЫМ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ (ИНЫМ ОБЯЗАННЫМ

ЛИЦОМ) ДРУГИМИ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ (ИНЫМИ ОБЯЗАННЫМИ ЛИЦАМИ)



143. В целях сбора информации о хозяйственных операциях, которые могут использоваться для уклонения от уплаты налогов плательщиками (иными обязанными лицами), проверяющие при обнаружении у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) сделок, совершенных с другими плательщиками (иными обязанными лицами), на сумму сделки свыше 100 базовых величин, установленных на дату проведения проверки, при:

расчете с другими плательщиками (иными обязанными лицами) за поставленные ТМЦ, выполненные работы (оказанные услуги) встречной поставкой ТМЦ, встречным выполнением работ, оказанием услуг;

выполнении работ (услуг) по договору мены, а также договору, исполнение обязательств по которому осуществляется путем зачета взаимных требований;

исполнении условий договора, при котором права кредитора переходят к другому лицу (уступка требования);

исполнении условий договора перевода долга;

осуществлении расчетов по договору путем передачи ценных бумаг;

сдаче в аренду складских помещений другим плательщикам (иным обязанным лицам) - обязаны внести сведения об этих сделках в форму сообщения согласно приложению 32 к настоящей Инструкции.

144. Собранные в ходе проверки сведения подлежат направлению инспекциям МНС по месту нахождения на учете плательщиков (иных обязанных лиц), совершавших хозяйственные операции, подлежащие контролю, с проверенным плательщиком (иным обязанным лицом) в срок не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта проверки.



Раздел VII

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ РАЗМЕРА ПРИЧИТАЮЩИХСЯ

К УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ НАЛОГОВ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОКУМЕНТОВ



Глава 38

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПРИ ОТСУТСТВИИ

У ПЛАТЕЛЬЩИКА ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИНЫХ

ДОКУМЕНТОВ (СВЕДЕНИЙ), СВЯЗАННЫХ С НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ



145. В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 22 Кодекса плательщик обязан обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения.

146. Плательщикам (иным обязанным лицам), не обеспечившим сохранность бухгалтерских и иных связанных с налогообложением документов либо не обеспечившим ведение учета в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", налоговый орган может предложить восстановить бухгалтерский учет (учет доходов и расходов) с установлением срока для восстановления учета, но не свыше трех месяцев.

Предложение по восстановлению учета вносится в форме письменного требования налогового органа в адрес плательщика (иного обязанного лица).

При этом руководителем налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций по счетам в соответствии со статьей 53 Кодекса за непредставление в налоговый орган (проверяющему) документов бухгалтерского и (или) налогового учета и иных документов для проведения проверки и привлечении к ответственности лиц, не обеспечивших сохранность бухгалтерских документов, в соответствии с законодательством.

В случае принятия решения о вынесении требования о восстановлении бухгалтерского учета течение установленного законодательством срока для проведения проверки прерывается.

147. Восстановление бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) проводится путем получения плательщиком (иным обязанным лицом) надлежащим образом заверенных копий первичных учетных документов у лиц, с которыми производились хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других юридических лиц с последующей их систематизацией и отражением в регистрах аналитического и синтетического учета.

Налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями, представленные плательщиком (иным обязанным лицом) налоговому органу после восстановления учета, не принимаются во внимание при составлении акта проверки.

148. В случае невыполнения плательщиком (иным обязанным лицом) предложений налогового органа о восстановлении бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) и иных объектов налогообложения к установленному в требовании сроку проверка возобновляется и осуществляется с применением методов определения объектов налогообложения, указанных в главе 39 настоящей Инструкции, либо в порядке, установленном в главе 42 настоящей Инструкции.

149. В случае непредставления плательщиком (иным обязанным лицом) - физическим лицом в налоговый орган в установленном порядке налоговых деклараций (расчетов), а также других документов и сведений, необходимых для налогообложения, либо отказа их представить по требованию налогового органа размер причитающихся к уплате в бюджет налогов определяется на основании сведений о движении денежных средств по счету физического лица (иного обязанного лица) в банке и (или) сведений, полученных о плательщике от других органов, организаций и физических лиц, либо в расчетном порядке.



Глава 39

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОКУМЕНТОВ



150. При отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, и (или) отсутствии ведения учета доходов (расходов), обеспечивающих возможность исчисления налогов, налоговый орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов одним из следующих способов:

на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банке и (или) сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц;

в расчетном порядке на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности.

Способ определения размера причитающихся к уплате в бюджет налогов проверяющий выбирает самостоятельно с учетом специфики работы проверяемого плательщика (иного обязанного лица), о чем делается соответствующая запись о примененном способе в акте проверки. При этом в отношении каждого проверяемого календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) может применяться только один из способов, указанных в части первой настоящего пункта.

151. При определении причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) и (или) сведений, полученных об указанных лицах от других органов, организаций и физических лиц, используются следующие методы (как отдельно, так и в совокупности):

метод косвенного определения объектов налогообложения;

метод прямого обсчета объектов налогообложения.

При применении методов, указанных в части первой настоящего пункта, проверяющими принимаются во внимание все имевшие место факты (получения выручки, реализации товаров (работ, услуг), наличия имущества на праве собственности и другое) вне зависимости от того, были ли связаны данные факты в каждом проверяемом календарном году (его части, если проверке подлежит часть календарного года) с установленными налоговым законодательством изъятиями из объектов налогообложения (в том числе касающихся отдельных категорий плательщиков) или налоговыми льготами. Если плательщик (иное обязанное лицо) до составления акта выездной проверки представит в налоговый орган документы, подтверждающие, что конкретный факт был связан с указанными изъятиями или налоговыми льготами, такие документы принимаются во внимание при условии подтверждения в ходе проверки достоверности содержащихся в них сведений.

152. При отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) - физического лица документов, связанных с налогообложением (отказе представить), налоговый орган вправе определять размер причитающихся к уплате в бюджет налогов на основании сведений о движении денежных средств по счету физического лица в банке и (или) сведений, полученных о плательщике от других органов, организаций и физических лиц либо в расчетном порядке по видам деятельности, по которым в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц" уплачиваются фиксированные суммы подоходного налога, исходя из сведений о средних размерах дохода.



Глава 40

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КОСВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ



153. Выручка (товарооборот) с использованием метода косвенного определения выручки (товарооборота) определяется либо на основании одного из нижеприведенных источников сведений, либо с учетом нескольких нижеприведенных источников сведений при условии, что они по экономическому содержанию не являются отражением одной и той же операции:

на основании сведений банка о движении денежных средств по расчетному и другим счетам (валютным, текущему и др.);

суммированием стоимости ТМЦ, отпущенных и полученных по товарообменным операциям;

сведений таможенных органов о совокупной стоимости отгруженных за пределы республики и (или) полученных из-за пределов республики ТМЦ, но не ниже цен на товары, работы и услуги, применяемых плательщиком либо содержащихся в отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах торгующих организаций, экспертных заключениях;

сведений организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, сдающих помещения в аренду, оказывающих услуги по хранению ценностей о сроках сдачи в аренду, количестве и (или) стоимости ТМЦ, ввезенных (вывезенных) проверяемым плательщиком на (с) территорию и (или) склад, иные места хранения;

сведений транспортно-экспедиторских организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о стоимости и (или) количестве перевезенных для проверяемого плательщика (иного обязанного лица) ТМЦ и датах, в которые были осуществлены перевозки;

сведений заказчиков о стоимости выполненных проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом) работ (услуг);

сведений покупателей о стоимости и количестве приобретенных ТМЦ (продукции);

показаний руководителя, бухгалтера или иных лиц проверяемой организации, индивидуального предпринимателя о размерах полученной выручки за проверяемый период;

путем расчета выхода готовой продукции исходя из количества приобретенного сырья (одного из обязательных компонентов готовой продукции, утверждаемого в составе рецепта, технических условий, государственного стандарта изделия соответствующим государственным органом), его фактических остатков и отпускных цен на готовую продукцию, сложившихся на дату проверки;

путем расчета выхода готовой продукции исходя из энергоемкости оборудования и количества использованной электрической энергии согласно информации службы энергонадзора, количества рабочих часов и производительности оборудования в один рабочий час;

пропускной способности объектов для обслуживания клиентов (число посадочных мест в ресторанах и кафе, число посадочных мест в зрительных залах и т.д.) и результатов внеплановых проверок по установлению числа фактического заполнения мест и полученной выручки с одного клиента. Результаты внеплановых проверок используются для определения выручки за все рабочие дни (дни проведения концертно-зрелищных мероприятий) проверяемого периода;

исходя из количества пустой тары из-под ТМЦ в местах торговли, ее вместимости и цены реализации за единицу ТМЦ;

проведением дежурства в течение определенного времени на протяжении нескольких дней работы плательщика (иного обязанного лица), фиксированием полученной выручки, выведением среднедневной выручки и определением на основании полученных данных выручки за проверяемый период за все дни периода, по которым плательщик (иное обязанное лицо) не представит документы, свидетельствующие о приостанавливавшейся деятельности (справки медицинских учреждений о днях нетрудоспособности, отметки пограничной службы в паспорте о выездах за пределы Республики Беларусь и т.д.);

по кассовой книге плательщика (иного обязанного лица) и снятым показаниям контрольного счетчика кассового аппарата, активизации фискальной памяти кассового суммирующего аппарата с привлечением при необходимости специалиста центра технического обслуживания, а также по другим документам, свидетельствующим о приеме наличных денежных средств за реализованную продукцию (работы, услуги);

иных сведений о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Стоимость безвозмездно полученных (переданных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, определяется на основании:

цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, областными и Минским городским исполнительными комитетами;

цен на товары, работы и услуги, содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах торгующих организаций, экспертных заключениях;

сведений субъектов предпринимательской деятельности о стоимости безвозмездно переданных (полученных) ими проверяемому плательщику товаров, оказанных услуг, выполненных работ;

исходя из других сведений о стоимости безвозмездно полученных (переданных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

154. Валовой доход с использованием метода косвенного определения валового дохода определяется следующим образом:

для плательщиков, осуществляющих снабженческо-сбытовую и торговую деятельность, по формуле



                                 В х Х
                          ВД = ---------,
                                100 + Х


где ВД - рассчитанная сумма валового дохода;

В - выручка (товарооборот), определенная по источникам, отраженным в пункте 153 настоящей Инструкции;

X - предельный уровень оптовой (торговой) надбавки (торговой скидки), устанавливаемый в соответствии с законодательством;

для плательщиков, осуществляющих торгово-производственную деятельность, - по формуле



                                 В х Н
                          ВД = ---------,
                                100 + Н


где ВД - рассчитанная сумма валового дохода;

В - выручка (товарооборот), определенная по источникам, отраженным в пункте 153 настоящей Инструкции;

Н - размер предельной максимальной наценки на продукцию собственного производства организаций общественного питания в соответствии с присвоенной категорией объекта общественного питания, утверждаемой в соответствии с законодательством.

Предельные уровни оптовой (торговой) надбавки (торговой скидки), предельной максимальной наценки на продукцию собственного производства организаций общественного питания принимаются к расчету исходя из их максимальных значений в том периоде, за который осуществляется определение размера валового дохода с использованием косвенного метода.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.