Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 N 124 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

87.2. сличение в предусмотренных законодательством случаях и порядке копий платежных документов, имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), с платежными документами, хранящимися в банке;

87.3. осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений плательщика (иного обязанного лица), осмотр объектов налогообложения;

87.4. проведение личного досмотра физических лиц, находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств в порядке, установленном законодательством;

87.5. контрольный обмер объемов выполненных работ;

87.6. взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;

87.7. назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);

87.8. контрольный запуск сырья и материалов в производство, контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов, сопоставления фактических и заправочных данных;

87.9. проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдение норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации товаров и материальных ценностей;

87.10. создание налоговых постов;

87.11. контрольная закупка ТМЦ, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг;

87.12. проведение мониторинга на предприятиях, занимающихся коммерческой деятельностью, с целью установления объектов налогообложения.

88. Проверяющий с учетом программы проверки, состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих у него при анализе документов бухгалтерского и (или) налогового учета проверяемого плательщика (иного обязанного лица), самостоятельно определяет методы и приемы проверки.



Глава 23

ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО

МЕТОДА ПРОВЕРКИ



89. Проверка документов может осуществляться двумя способами:

способ сплошной проверки, в ходе которой проверяется полнота определения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговой базы в проверяемом периоде путем анализа всех хозяйственных операций и документов бухгалтерского учета, которыми оформлялись эти операции;

способ выборочной проверки, в ходе которой анализируется часть документов бухгалтерского и (или) налогового учета, оформленных в подтверждение проведенных плательщиком (иным обязанным лицом) финансово-хозяйственных операций.

Кроме того, при выборочной проверке проверяющий должен применять экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны коммерческой деятельности плательщика (иного обязанного лица), с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования.

Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения налогового законодательства, то проверяющими решается вопрос о целесообразности проведения проверки сплошным методом.

90. В ходе анализа документов необходимо убедиться в достоверности и целесообразности хозяйственной операции. В этих целях отдельные записи бухгалтерского учета прослеживаются вплоть до первичного документа, выявляются необычные и неверно отраженные в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности, а также выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным лицом) правил учета отдельных хозяйственных операций. Анализ внешних признаков и внутреннего содержания документов первичного и бухгалтерского учета производится в целях проверки по существу хозяйственных операций (проверка реальности совершенной операции, выявление бестоварных операций, арифметическая проверка (таксировка) и т.д.).

91. Проверка арифметических расчетов (пересчет) в целях подтверждения их математической точности источникам документов и бухгалтерским записям осуществления сплошным или выборочным способом.

Сопоставление данных бухгалтерского и оперативного учета осуществляется в целях установления соответствия данных, отраженных в книгах кассиров, в товарных чеках, книгах складского учета и других документах первичного учета, данным, отраженным в бухгалтерском учете.



Глава 24

КОНТРОЛЬНЫЙ ЗАПУСК СЫРЬЯ В ПРОИЗВОДСТВО



92. Контрольный запуск сырья и материалов в производство назначается для установления фактического расхода сырья и материалов для изготовления единицы готовой продукции.

93. При проведении проверки и определении материальных затрат на производство продукции проверяющий обязан проверить калькуляции материальных затрат на выпускаемую организацией продукцию. В случае отсутствия в организации калькуляций на списание материалов на выпускаемую продукцию либо установления проверяющим фактов, свидетельствующих о завышении норм расходования сырья, материалов на единицу продукции, проверяющий вправе потребовать от руководителя организации провести контрольный запуск сырья и материалов в производство для установления фактического расхода их на изготовление конкретных видов продукции.

Для проведения контрольного запуска сырья и материалов в производство инспекция МНС направляет требование руководителю организации или индивидуальному предпринимателю о проведении контрольного запуска сырья в производство, в котором указываются: дата проведения контрольного запуска, фамилии проверяющих, направляемых для участия в контрольном запуске, а также должности и фамилии лиц, привлекаемых в качестве экспертов.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство производится специалистом организации в присутствии эксперта и проверяющего. После получения готовой продукции экспертом составляется и подписывается заключение о фактическом расходе сырья и материалов на изготовление одной единицы готовой продукции, с которым под подпись знакомятся проверяющий и плательщик (иное обязанное лицо). Первый экземпляр заключения передается проверяющему, а второй - плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям).

В случае, когда контрольный запуск сырья и материалов в производство по объективным причинам невозможен (выпуск данной продукции снят с производства, отсутствуют оснастка, материалы, оборудование и др.), используются калькуляции организации или индивидуального предпринимателя, которые производят аналогичную продукцию.

На основании составленного экспертом заключения о фактическом расходе сырья и материалов проверяющий делает выводы о правильности списания сырья и материалов на затраты, связанные с выпуском продукции за весь период проверки.



Глава 25

ОСМОТР ДВИЖИМОГО И НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ПОМЕЩЕНИЙ

И ТЕРРИТОРИЙ, ГДЕ МОГУТ НАХОДИТЬСЯ ОБЪЕКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ

ДОХОДА (ПРИБЫЛИ)



94. Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений плательщика (иного обязанного лица) либо осмотр объектов налогообложения может осуществляться проверяющим для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения или объектах, используемых для осуществления деятельности, документальным данным, представленным плательщиком (иным обязанным лицом). Осмотр осуществляется проверяющим в присутствии представителя организации или физического лица, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица.

В ходе осмотра осуществляется сопоставление наличия ТМЦ, фактического выполнения работ, услуг и других физических объемов с документальными данными, представляемыми плательщиком (иным обязанным лицом) налоговым органам. Объектами осмотра могут быть производственные, торговые, складские и подсобные помещения (собственные и арендованные), используемые для оказания работ (услуг), для хранения ТМЦ, кабинеты, рабочие места должностных лиц и иные территории плательщика (иного обязанного лица).

При недопущении проверяющего на указанные территории или в помещения проверяющим составляется подписываемый этим лицом и плательщиком (иным обязанным лицом) акт, на основании которого проверяющий вправе определить подлежащие уплате суммы налогов на основании имеющихся у него сведений о данном плательщике (ином обязанном лице). Это относится к тем случаям, если такое недопущение повлекло невозможность проверки должностными лицами налогового органа документов бухгалтерского и (или) налогового учета, а также иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

При отказе плательщика (иного обязанного лица) подписать акт в нем делается соответствующая запись.

95. При обнаружении признаков осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности либо выявлении иных нарушений налогового и (или) иного законодательства проверяющий составляет протокол осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли) (далее - протокол осмотра), согласно приложению 8 к настоящей Инструкции. У собственника (его представителей), а по возможности и у лиц, которые выполняли работы или оказывали услуги, при их фактическом наличии истребуются письменные объяснения, которые прилагаются к протоколу осмотра.

В случае обнаружения в обследуемом помещении ТМЦ, установления фактов выполнения работ, оказания услуг, не отраженных в бухгалтерском и (или) налоговом учете или учете доходов и расходов проверяемого плательщика (иного обязанного лица), проверяющий вправе опечатать помещение и потребовать от руководителя проверяемого плательщика (иного обязанного лица) проведения инвентаризации ТМЦ либо произвести изъятие ТМЦ и иных объектов нарушения налогового и иного законодательства.

При отказе плательщика (иного обязанного лица) (его представителей) в допуске проверяющего к осмотру помещений проверяющий составляет и вручает присутствующим представителям плательщика (иного обязанного лица) требование о содействии лицам налоговых органов по проведению проверки вопросов налогового и иного законодательства согласно приложению 7 к настоящей Инструкции. При отказе представителей плательщика (иного обязанного лица) в содействии по осмотру помещения проверяющий опечатывает помещение с составлением акта согласно приложению 17 к настоящей Инструкции.

При наличии информации, указывающей, что в опечатанном помещении могут находиться ТМЦ (иные объекты нарушений), руководителем налогового органа может быть принято решение об обращении в территориальный орган Министерства внутренних дел Республики Беларусь по вопросу выставления охраны к опечатанному помещению. При отказе представителей плательщика (иного обязанного лица) в допуске проверяющих в помещение для осмотра руководитель налогового органа вправе обратиться в территориальный орган Министерства внутренних дел Республики Беларусь с просьбой об оказании содействия в проведении осмотра помещения.

Часть исключена. - Постановление МНС от 31.01.2008 N 17.



Глава 26

ДОСМОТР ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА - НАРУШИТЕЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О НАЛОГАХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ



96. В случае получения достоверной информации о нарушении физическим лицом налогового и иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, проверяющий вправе производить личный досмотр нарушителя законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотр находящихся при нем вещей (в том числе денежных средств), документов, ТМЦ и транспортных средств.

97. Личный досмотр является исключительной формой контрольного мероприятия и проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства. До начала проведения личного досмотра проверяющие обязаны предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся у него при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и ТМЦ и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.

При производстве личного досмотра запрещается досмотр лицам противоположного пола и в присутствии понятых противоположного пола с досматриваемым. Личный досмотр производится в отдельном помещении.

Проверяющие, производящие личный досмотр, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого.

Во время личного досмотра проверяющим запрещается делать замечания относительно личности досматриваемого, оценки способов сокрытия им документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства.

Проверяющий, производящий личный досмотр, обязан принять меры, исключающие возможность со стороны досматриваемого незаметно отложить, спрятать (выбросить) сокрытые денежные средства, документы, вещи.

При проведении досмотра составляется акт личного досмотра нарушителей налогового и иного законодательства и досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств согласно приложению 18 к настоящей Инструкции.



Глава 27

ПРОВЕРКА ФАКТИЧЕСКОГО НАЛИЧИЯ ЦЕННОСТЕЙ В КАССЕ

(У ПОДОТЧЕТНЫХ ЛИЦ)



98. При проверке фактического наличия денежных средств и ценностей в кассе и (или) у подотчетных лиц производятся полный покупюрный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей, находящихся в кассе. До начала пересчета необходимо у материально ответственного и (или) у подотчетного лица истребовать письменное подтверждение о том, что все приходные документы на денежные средства и иные ценности сданы в бухгалтерию и все денежные средства (иные ценности), поступившие под его ответственность (под отчет), оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственное (подотчетное) лицо (назначенное приказом (другим документом) в присутствии проверяющих и представителей плательщика (иного обязанного лица) производит пересчет денежной наличности и проверку других ценностей, находящихся в кассе (кассовом помещении) и (или) у подотчетного лица.

При подсчете фактического наличия денег в кассе принимаются к учету денежные знаки, почтовые марки и т.д.

Расписки и другие документы на позаимствованные в кассе деньги в остаток наличности не включаются. Заявление кассира о наличии в кассе (заявление подотчетного лица о наличии у него) денежных средств и иных ценностей, не принадлежащих данному плательщику (иному обязанному лицу), во внимание не принимается.

99. Результаты проверки оформляются актом проверки наличия денежных средств и иных ценностей в кассе (кассовом помещении) и (или) у подотчетного лица по форме согласно приложению 20 к настоящей Инструкции, в котором указывается остаток денежных средств и ценностей в наличии и по данным учета на день проверки и определяется результат проверки. При этом истребуется письменное подтверждение материально ответственного (подотчетного) лица о том, что денежные средства и иные ценности, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении (в подотчете).

По выявленным проверкой отклонениям фактического наличия денежных средств и иных ценностей в кассе (у подотчетного лица) от данных бухгалтерского учета и (или) учета доходов и расходов материально ответственное (подотчетное) лицо обязано представить проверяющему письменное объяснение причин излишков или недостач.



Глава 28

НАЗНАЧЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ



100. Назначение инвентаризации позволяет получить точную информацию о наличии имущества проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и его соответствии данным бухгалтерского и (или) налогового учета (учета доходов и расходов) на одну и ту же дату. Инвентаризации подлежит имущество и обязательства плательщика (иного обязанного лица).

101. В соответствии с законодательством проверяющим предоставляется право назначать инвентаризацию имущества и обязательств плательщика (иного обязанного лица).

Инвентаризация имущества и обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского и (или) налогового учета.

Инвентаризация назначается в целях:

установления фактического наличия имущества;

выявления неучтенных и хранящихся без подтверждающих документов ТМЦ в пунктах реализации, а также в местах хранения (на складах и в других помещениях) в нарушение порядка, установленного законодательством;

определения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета и (или) учета доходов и расходов.

102. Для проведения инвентаризации налоговый орган направляет требование о назначении инвентаризации имущества и обязательств по форме согласно приложению 21 к настоящей Инструкции. Плательщик (иное обязанное лицо) (его представитель) в установленном порядке создает инвентаризационную комиссию и проводит инвентаризацию в соответствии с действующим законодательством.

При проведении рейдовой проверки инвентаризация имущества и обязательств назначается и производится по решению проверяющих.

103. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) оформляются в бухгалтерском учете в соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" (иным законодательством):

103.1. в документах, предъявленных для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (осуществляющих контроль за качеством и др.);

103.2. предложения об отражении (оформлении) в бухгалтерском учете (учете доходов и расходов) выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) вносятся проверяющими на рассмотрение плательщику (иному обязанному лицу).



Глава 29

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРУГИХ ПРИЕМОВ ФАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРОВЕРКИ



104. Контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции проводится проверяющими с привлечением экспертов для установления качества сырья и причин брака, проверки действительных расходов сырья и материалов для изготовления единицы готовой продукции и обоснованности установленных норм.

105. Контрольный обмер объемов выполненных работ осуществляется проверяющими с привлечением соответствующих специалистов в целях сопоставления фактического объема работ с объемом, отраженным в документах, послуживших основанием для оплаты этих работ.

106. Для проведения комплекса мер по осуществлению контроля за соблюдением налогового и иного законодательства налоговым органам разрешено введение налогового поста. Под налоговым постом понимается нахождение работников налогового органа на объектах (территории, здания, сооружения) плательщика (иного обязанного лица), его структурных подразделений, осуществляющих производство ТМЦ, их реализацию, а также оказание работ, услуг, в том числе и по переработке сырья, материалов (далее - производитель).

Налоговый пост вводится на объектах (на территории, в зданиях, сооружениях) плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном законодательством.

107. Должностные лица налоговых органов при осуществлении контрольных мероприятий вправе проводить в порядке, установленном законодательством, контрольные закупки ТМЦ и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций.

Контрольной закупкой признаются искусственно созданные должностными лицами налоговых органов ситуации - контрольные приобретения ТМЦ, оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться с использованием как белорусских рублей, так и иностранной валюты.

Контрольная закупка осуществляется с целью проверки соблюдения налогового и иного законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций.



Раздел VI

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ОТДЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК



Глава 30

ВЫЗОВ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ



108. Налоговый орган при проведении проверки, а также во время ее приостановления вправе вызвать любое физическое (в том числе должностное) лицо, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо в отношении другого плательщика (иного обязанного лица), необходимой информацией о котором это физическое лицо обладает в силу участия в совершении операций. Опрос физических (в том числе должностных) лиц производится налоговым органом до проведения проверки в случае поступления информации о нарушении законодательства от иных контролирующих либо правоохранительных органов либо во время проверки для сбора доказательной базы и определения налогового обязательства. Такими лицами могут быть: покупатели или пользователи товаров (услуг); лица, выполняющие работы по трудовому или гражданско-правовому договору; водители сторонних организаций, выполнявшие транспортировки грузов для проверяемого плательщика (иного обязанного лица); бухгалтеры, менеджеры и другой персонал проверяемого плательщика (иного обязанного лица), работавшие в периоде, за который проводится проверка, и т.д.

Проверяющие вправе требовать письменные объяснения от плательщика (иного обязанного лица) или его представителей, других должностных лиц проверяемого плательщика (иного обязанного лица) или физических лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо иного плательщика (иного обязанного лица), о котором это лицо обладает или может обладать необходимой информацией без вызова в налоговый орган.

Целью вызова физического лица является получение от него объяснений, позволяющих проверить факты возможного совершения налоговых и иных нарушений, установить обстоятельства, способы, методы совершенных проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом) нарушений.

109. Вызываемому физическому лицу заблаговременно направляется уведомление по форме согласно приложению 22 к настоящей Инструкции.

Уведомление вручается вызываемому физическому лицу под расписку либо другим способом, обеспечивающим его получение вызываемым лицом.

При отказе физического лица явиться по вызову налогового органа либо при уклонении от явки налоговый орган обращается в письменной форме в органы финансовых расследований или органы внутренних дел с просьбой оказать содействие для обеспечения явки физического лица, в том числе о принудительном приводе.

110. Физическое лицо, в отношении которого проводится проверка, вызванное в налоговый орган, вправе потребовать участия своего представителя или адвоката, а также разрешения на магнитофонную запись. Налоговый орган не вправе отказать в указанных требованиях.

111. У физического лица следует выяснить все известные ему сведения о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица) (дату совершения операции проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом), ее количественные и стоимостные характеристики, способ отправки (получения) и стоимость ТМЦ, выполнения работ, оказания услуг и т.п.). В случае подтверждения физическим лицом отношения к участию в проведении операций, выполнявшихся проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом), следует уточнить, не осталось ли у данного физического лица документов, имеющих отношение к совершению указанных операций.

Указанные документы истребуются у физического лица в установленном законодательством порядке и их копии вместе с результатами опроса приобщаются к материалам проверки.

112. По результатам опроса проверяющим составляется протокол опроса согласно приложению 23 к настоящей Инструкции.

113. В случае несоответствия сведений, полученных в виде протоколов опросов (письменных объяснений) физических лиц, первичным документам учета проверяемого плательщика (иного обязанного лица) проверяющий обязан установить причины несоответствия данных учета с отражением в акте проверки выявленных причин.

При установлении следующих фактов:

несоответствия данных учета проверяемого плательщика (иного обязанного лица) полученным сведениям;

недокументирования и (или) непредъявления к бухгалтерскому учету (учету доходов и расходов) документов, подтверждающих факт реализации продукции, товаров (работ, услуг);

несдачи в кассу (подотчетному лицу) плательщика (иного обязанного лица) наличных денег и иных ценностей и неподтверждения первичными документами полученной от покупателей оплаты за реализованные товары, выполненные работы (услуги);

внесения в первичные документы учета сведений, не соответствующих фактическому содержанию хозяйственных операций;

искажения налоговой базы, неправильного применения налоговых ставок и (или) налоговых льгот -

проверяющий обязан истребовать письменные объяснения от руководителя организации, индивидуального предпринимателя, других лиц, работающих у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) по трудовому (гражданско-правовому) договору, о причинах допущенного искажения данных учета.

При необходимости проверяющий обязан провести встречную проверку других плательщиков (иных обязанных лиц), имевших отношение к совершению хозяйственных операций с проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом), а также внести предложения руководителю налогового органа о привлечении к проверке эксперта или специалиста.

114. Протоколы опросов (письменные объяснения) физических лиц, акты встречных проверок, первичные документы, представленные физическими лицами, материалы других проверочных действий являются для проверяющих основанием для изменения размеров налогового обязательства проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и отражаются проверяющим в акте проверки.



Глава 31

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ПРОВЕРКЕ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ПОДВЕДЕНИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ



115. В целях получения заключения о соблюдении плательщиком законодательства по вопросам (отдельным хозяйственным операциям), выходящим за пределы компетенции налоговых органов, налоговый орган в целях оказания содействия в проводимой проверке может привлечь эксперта или специалиста, обладающего специальными знаниями по данному вопросу.

Налоговые органы имеют право привлекать специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении проверок, например при:

выявлении отклонений в процессе сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

выявлении отклонений экономических показателей проверяемой организации с организациями аналогичных отраслей;

отсутствии в проверяемой организации разработанных в соответствии с законодательством норм расхода сырья и материалов.

116. Порядок привлечения к проверке эксперта устанавливается статьей 72 Кодекса.

При направлении обращения в компетентный орган о направлении эксперта налоговый орган в обращении указывает основания для назначения экспертизы, а также вопросы, по которым необходимо получить заключение эксперта. К обращению налогового органа могут быть приложены материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта.

При назначении проведения экспертизы налоговые органы могут поставить перед экспертом следующие вопросы:

установление подлинности документов учета, а также отношение должностных лиц проверяемого плательщика (иного обязанного лица) к их оформлению (заполнению регистров);

определение количественных показателей использования материальных ценностей и рабочей силы в процессе производства (материалоемкость, трудоемкость, производительность труда и т.д.);

определение количественных показателей и материально-вещественных признаков движения товаров (название, качество, ассортимент, страна происхождения и т.д.);

установление уровня цен продажи на рынке Республики Беларусь и (или) других государств товаров (продукции, работ, услуг);

установление соответствия изделий требованиям государственного стандарта;

проведение контрольного обмера объемов выполненных работ, взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;

проведение контрольного запуска сырья и материалов в производство;

проведение контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции (в целях установления фактического расхода сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов, сопоставления фактических и заправочных данных);

другие вопросы, касающиеся исследования хозяйственной деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Налоговые органы не вправе ставить перед экспертом вопросы, которые обязаны разрешать проверяющие в силу возложенных на них функциональных обязанностей.

117. В случае, если плательщик (иное обязанное лицо) заявил отвод эксперту (специалисту) либо попросил назначить эксперта (специалиста) из числа иных лиц, налоговый орган обязан рассмотреть мотивы заявления плательщика и принять соответствующее решение. При этом привлекаемые эксперт или специалист не должны быть заинтересованы в результатах проверки.

Порядок проведения экспертизы, права и обязанности эксперта, порядок оформления результатов экспертизы, вопросы проведения повторной или дополнительной экспертизы регламентируются статьей 72 Кодекса.

118. Налоговые органы для участия в конкретных действиях при проведении налоговых проверок имеют право привлекать на договорной основе специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками в порядке, установленном статьей 73 Кодекса.

Специалисты привлекаются налоговыми органами, в частности, в случаях:

особенностей ведения бухгалтерского учета проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

назначения налоговым органом проведения инвентаризации;

консультации по вопросам технологии производственного процесса;

необходимости перевода документов учета проверяемого плательщика (иного обязанного лица) на русский или белорусский язык;

перевода запросов налоговых органов налоговым администрациям других стран и (или) иным компетентным организациям других стран для проведения встречных проверок совершавшихся проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом) хозяйственных операций;

расчета фактических выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

установления соответствия первичных документов проверяемого плательщика (иного обязанного лица) фактическому содержанию хозяйственных операций.

119. Экспертиза проводится на основании договора между инспекцией МНС и органом и (или) организацией, выполняющими экспертизу, в котором должны быть предусмотрены:

сроки выполнения экспертизы;

виды и характер проводимой экспертизы;

вопросы, поставленные на разрешение эксперту или специалисту;

стоимость экспертизы и порядок возмещения расходов, связанных с ее проведением;

фамилия, имя, отчество специалистов, проводящих экспертизу.

По результатам выполненной экспертизы специалистами, проводившими экспертизу, составляется заключение. Заключение со всеми материалами направляется в налоговый орган, проводящий проверку, для приобщения к акту проверки. С учетом экспертного заключения выводится сумма расходов, неправомерно отнесенных на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, сумма сокрытой (заниженной) налоговой базы либо указывается об отсутствии нарушений. К акту проверки прилагаются заключение и все производимые на основании экспертного заключения расчеты, протоколы опросов (письменные объяснения) должностных и материально ответственных (подотчетных) лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушения налогового и иного законодательства.

Оплата за проведение экспертизы или за услуги специалиста осуществляется налоговыми органами за счет средств проверяемого плательщика (иного обязанного лица) или за счет средств бюджета, если вина этого плательщика (иного обязанного лица) не будет установлена.



Глава 32

ОПЕЧАТЫВАНИЕ КАСС, ПОМЕЩЕНИЙ, МЕСТ ХРАНЕНИЯ

ДОКУМЕНТОВ И ИМУЩЕСТВА



120. Опечатывание кассы, складов, магазинов и иных помещений, мест хранения документов и имущества (далее - опечатывание объектов) имеет своей целью пресечь совершаемые плательщиком (иным обязанным лицом) нарушения налогового и иного законодательства, предотвратить уничтожение документов, связанных с допущенными нарушениями налогового и иного законодательства, сокрытие товарно-материальных ценностей, являющихся доказательством совершенного правонарушения. Опечатывание объектов осуществляется также в целях обеспечения и проведения инвентаризации, снятия остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Опечатывание объектов производится в присутствии собственника и (или) плательщика (иного обязанного лица) (их представителей) с отражением данного факта в акте по форме согласно приложению 17 к настоящей Инструкции либо в произвольной форме с обязательным указанием:

должности и фамилии, имени, отчества проверяющего, произведшего опечатывание помещения;

фамилии, имени, отчества собственника и (или) плательщика (иного обязанного лица) (их представителей), присутствовавших при этом;

основания для опечатывания;

описания способа опечатывания;

расписки собственника или плательщика (иного обязанного лица) (их представителей) о принятии под охрану опечатанного помещения и ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие помещения.

О факте опечатывания незамедлительно ставится в известность руководитель налогового органа.

121. Если собственник, плательщик (иное обязанное лицо) (их представитель) препятствует опечатыванию объектов, опечатывание проводится с привлечением органов финансовых расследований или внутренних дел.

В случае, если в опечатанном помещении находятся ТМЦ на значительные суммы и (или) имеются предположения о несанкционированном вскрытии данного помещения, руководителем налогового органа принимаются меры по обеспечению выставления охраны из числа сотрудников отдела внутренних дел, на территории которого находится опечатанное помещение.

122. Хранилище и другие помещения рекомендуется опечатывать мастичными печатями, нанесенными на полоску белой бумаги, либо рельефной металлической печатью, нанесенной на пластилин (не рекомендуется использовать при отрицательных температурах на открытом воздухе), с указанием номера и надписи печати в акте опечатывания. Второй экземпляр акта вручается собственнику или плательщику (иному обязанному лицу) (их представителю).



Глава 33

ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ДОКУМЕНТОВ



123. В тех случаях, когда для проведения проверки недостаточно копий документов плательщиков (иных обязанных лиц) или у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, а также при выявлении фактов совершения подлога документов, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы.

124. Должностное лицо налогового органа, осуществляющее выездную проверку, выносит постановление об изъятии документов по форме согласно приложению 24 к настоящей Инструкции. Указанное постановление составляется в двух экземплярах, подлежит утверждению руководителем налогового органа с последующей передачей второго экземпляра лицу, у которого эти документы были изъяты.

125. Изъятие документов производится в присутствии лиц, у которых эти документы изымаются, а в случае их отсутствия - в присутствии понятых.

126. Изъятию подлежат только те документы, которые имеют отношение к предмету проверки. Объем изымаемых документов должен быть достаточным для обоснования позиции налогового органа при доказывании факта выявленного нарушения. При этом количество изымаемых документов должно быть минимальным.

В первую очередь подлежат изъятию практически невосстанавливаемые и трудно восстанавливаемые документы.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.