Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 N 124 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3

ведения кассовых операций;

использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров;

ведения книги учета проверок (ревизий), книги замечаний и предложений;

отражения в учете получаемых плательщиками (иными обязанными лицами) доходов от реализации товаров (работ, услуг);

проведения валютно-обменных операций;

осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма;

перевозок пассажиров водителями автомобилей-такси;

проезда пассажиров и провоза багажа на транспорте общего пользования (проезд пассажира без билета или провоз багажа без квитанции);

54.2. соблюдения законодательства:

о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без государственной регистрации, без специального разрешения (лицензии), запрещенной деятельности;

о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

о государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий;

об обороте на территории Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива;

о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;

об установке платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек;

54.3. наличия документов и правильности их оформления:

о приобретении (поступлении) товарно-материальных ценностей - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

о приобретении товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуске товаров в места реализации - в местах реализации;

об уплате единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме, сбора за осуществление ремесленной деятельности;

подтверждающих качество товаров.

55. В ходе рейдовой проверки проверяющие осуществляют:

55.1. установление личности представителей плательщика (иного обязанного лица), физических лиц, осуществляющих деятельность в местах проверки, установление факта государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности;

55.2. проверку наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и иных разрешений, предусмотренных законодательством;

55.3. снятие остатков товара на момент проверки для сверки с данными товарно-транспортной накладной, иных документов и суммы денежных средств, принятых с использованием кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы, билетопечатающей машины, таксометра либо отрывных талонов, приходных кассовых ордеров, других первичных учетных документов;

55.4. проверку наличия документов, подтверждающих уплату налогов индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг);

55.5. другие действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений.

56. Рейдовая проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих одному плательщику (иному обязанному лицу), в том числе расположенных на территориях разных административных районов.

Рейдовая проверка может проводиться на территории одного административного района в группе торговых объектов и иных местах независимо от специализации торговой или иной деятельности либо в торговых объектах и иных местах, специализирующихся на одном виде торговой или иной деятельности (продажа плодоовощной продукции, продажа цветочной продукции и так далее).

57. Проведение рейдовых проверок осуществляется на основании предписаний и при условии предъявления служебных удостоверений.

В случае, если проверка начинается с проведения контрольной закупки ТМЦ либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), служебное удостоверение и предписание предъявляются плательщику (иному обязанному лицу), а при его отсутствии - представителям плательщика (иного обязанного лица), индивидуальному предпринимателю и физическому лицу после завершения проведения контрольной закупки ТМЦ либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Сведения о проведении рейдовой проверки, в том числе с использованием метода контрольной закупки ТМЦ либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний.

58. В целях повышения оперативности для пресечения нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве наиболее опытным работникам, имеющим стаж работы в налоговых органах не менее трех лет, допускается выдача предписаний сроком до одного месяца на проведение рейдовых проверок в пределах конкретного административного района, города (области). Начальникам (заместителям начальников) рейдовых отделов (управлений), а также работникам Министерства по налогам и сборам, непосредственно участвующим в проведении рейдовых проверок, допускается выдача предписаний сроком до шести месяцев.

59. При отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) (его представителя) документов, удостоверяющих его личность, и установлении нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве плательщик (его представитель) должен быть приглашен в помещение ближайшего налогового органа или органа внутренних дел для установления личности и составления акта проверки.

В случае отказа проследовать в помещение налогового органа или органа внутренних дел для препровождения нарушителя привлекаются работники Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь или органов внутренних дел.

60. Проверяющие вправе требовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) представление документов, подтверждающих приобретение (поступление) перевозимых, находящихся в местах реализации или хранения ТМЦ. Если плательщику (иному обязанному лицу) необходимо время для представления истребуемых документов, проверяющие оформляют письменное требование о представлении документов по примерной форме согласно приложению 7 к настоящей Инструкции, которое адресуется (вручается) должностному лицу либо иному представителю плательщика (иного обязанного лица), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Срок предъявления запрашиваемых документов, подтверждающих факт приобретения (поступления, отпуска в места реализации) ТМЦ, которые в соответствии с законодательством должны находиться в местах их реализации (хранения), согласуется должностным лицом налогового органа, производящим проверку, с лицом, которому адресовано требование, о чем делается соответствующая запись в требовании. Срок предъявления запрашиваемых документов должен быть максимально коротким и способствовать завершению проверки в течение этого же календарного дня.

61. Если в ходе проверки проверяемое лицо отказывается открыть сейф и (или) подсобное помещение, сейф и (или) помещение опечатываются проверяющими в соответствии с порядком, определенным главой 32 настоящей Инструкции, для проведения дальнейшей проверки, а при необходимости - назначения инвентаризации.

Арест (изъятие) имущества, денежных средств, ТМЦ, ввозимых, транспортируемых и хранившихся в местах реализации (на складах и в других помещениях) с нарушением установленных требований и подлежащих аресту (изъятию), проводится в соответствии с порядком, установленным главой 35 настоящей Инструкции.

62. В случае установления нарушений плательщиком (иным обязанным лицом) требований налогового и иного законодательства проверяющие обязаны составить акт рейдовой проверки по форме согласно приложению 9 к настоящей Инструкции с отражением выявленных фактов допущенных нарушений и указанием лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве.

По результатам проверок плательщиков, в ходе которых не установлено нарушений требований налогового и иного законодательства проверяющими составляется справка рейдовой проверки по форме согласно приложению 9 к настоящей Инструкции либо сводная справка рейдовых проверок по форме согласно приложению 10 к настоящей Инструкции. Выписка из сводной справки проверок направляется инспекции МНС по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) для использования в работе в 5-дневный срок с даты проведения проверки.

Акт (справка) рейдовой проверки по форме согласно приложению 9 к настоящей Инструкции составляется в двух экземплярах, подписывается проверяющими и представителями плательщика (иного обязанного лица), после чего первый экземпляр остается у проверяющих, второй - передается плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям). Представителем плательщика (иного обязанного лица) может являться продавец (при осуществлении розничной торговли), другой работник (при выполнении работ, оказании услуг), работник, выполняющий функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера (при его наличии).

63. В случае выявления в ходе рейдовой проверки бесхозяйного имущества проверяющие с привлечением свидетелей составляют акт обнаружения бесхозяйного имущества согласно приложению 13 к настоящей Инструкции с описью имущества, денежных средств, других ценностей. Бланк акта обнаружения бесхозяйного имущества является бланком строгой отчетности. Акт обнаружения бесхозяйного имущества составляется в трех экземплярах.

В доход государства выявленное бесхозяйное имущество обращается в порядке, установленном законодательством.



Раздел IV

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ



Глава 17

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ИХ РЕОРГАНИЗАЦИИ

(ЛИКВИДАЦИИ), ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СЛУЧАЕ

ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



64. При реорганизации организации (слиянии, разделении, присоединении) выездная проверка лиц, подлежащих ликвидации, производится инспекцией МНС, на учете в которой находятся эти лица.

В случае реорганизации организации без ликвидации реорганизуемой организации (в виде выделения и преобразования) проверка производится инспекцией МНС, на учете в которой находится реорганизуемая организация.

Проверки организаций-правопреемников, в том числе в части деятельности реорганизованных организаций, производятся в плановом порядке. Акт проверки составляется и вручается руководителю организации-правопреемника. Вынесение решения по акту проверки, его вручение и взыскание сумм налогов производятся в соответствии с настоящей Инструкцией и другими актами законодательства, регулирующими вопросы взыскания платежей в бюджет.

Часть исключена. - Постановление МНС от 24.04.2007 N 69.

65. При принятии собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором), индивидуальным предпринимателем, либо хозяйственным судом, либо регистрирующим органом решения о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а также в случае возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица, индивидуального предпринимателя инспекция МНС по месту постановки их на учет обязана провести проверку юридического лица, индивидуального предпринимателя. При возбуждении дела о банкротстве юридического лица или индивидуального предпринимателя инспекция МНС по месту постановки их на учет в течение 5 рабочих дней со дня получения определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве информирует инспекцию МНС по месту расположения (нахождения) объектов налогообложения должника для предъявления в установленном порядке требований кредитора.

Акт проверки и решение по акту проверки вручаются (направляются) одному из учредителей (участников, собственников имущества) юридического лица, а также председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору), индивидуальному предпринимателю либо временному (антикризисному) управляющему. В сопроводительном письме на имя председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), индивидуального предпринимателя либо временного (антикризисного) управляющего заявляется требование об уплате налогов, пеней по акту проверки, а также задолженности, образовавшейся ранее и числящейся по лицевому счету.

Решение по акту проверки и требование об уплате налогов, пеней налоговый орган обязан вручить до истечения срока, установленного законодательством для заявления кредиторами требований к ликвидируемому юридическому лицу (лицу, в отношении которого вынесено решение об открытии ликвидационного производства).

66. Проведение проверки плательщика (иного обязанного лица) в случае изменения плательщиком (иным обязанным лицом) места нахождения или места жительства осуществляется инспекцией МНС по новому месту нахождения или месту жительства плательщика (иного обязанного лица).

67. В случае поступления в налоговый орган информации о получении дохода в период осуществления предпринимательской деятельности физическим лицом, утратившим статус индивидуального предпринимателя вследствие прекращения деятельности, при выявлении нарушений составляется акт проверки физического лица в отношении его прекращенной деятельности и выносится по нему решение.



Глава 18

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЛИЦ, ЗАКЛЮЧИВШИХ ДОГОВОР ПРОСТОГО

ТОВАРИЩЕСТВА, ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУПП, А ТАКЖЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

УПЛАЧИВАЮЩИХ НАЛОГИ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ПОРЯДКЕ



68. Проверка обособленного подразделения юридического лица (далее - филиал) проводится инспекцией МНС, на учете в которой числится филиал, представляющий расчеты по налогам. При этом предписание выдается на проверку юридического лица в части уплаты налогов по деятельности филиала. Акт или справка проверки составляется в 3 экземплярах, подписывается проверяющим, руководителем и бухгалтером филиала и вручается проверяющим руководителю филиала, а также в течение 2 рабочих дней направляется руководителю юридического лица, образовавшего филиал.

Возражения по акту проверки принимаются от юридического лица, образовавшего филиал, либо от руководителя филиала юридического лица при наличии соответствующих полномочий. Решение по акту проверки принимается в отношении юридического лица в части деятельности филиала и вручается под роспись представителю юридического лица, а также руководителю филиала юридического лица при наличии соответствующих полномочий.

Порядок регистрации актов проверок, рассмотрения возражений и принятие решений при проверке филиалов применяются в соответствии с разделом VIII настоящей Инструкции. В инспекцию МНС по месту нахождения на учете юридического лица, образовавшего филиал, инспекцией МНС, проводившей проверку филиала, в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения по акту проверки направляется сообщение о проверке филиала с приложением копии акта (справки) проверки, копии возражений юридического лица по акту проверки, а также копии решения по акту проверки.

Взыскание доначисленных налогов осуществляется инспекцией МНС, проводившей проверку филиала и принявшей решение по результатам проверки, в установленном законодательством порядке. После погашения сумм налогов, доначисленных по акту проверки филиала юридического лица, и исчисленной пени в течение 5 рабочих дней с даты погашения указанных сумм инспекцией МНС, проводившей проверку, направляется информационное письмо инспекции МНС по месту нахождения на учете юридического лица, образовавшего филиал, о размерах взысканных сумм. Инспекция МНС по месту нахождения на учете юридического лица полученные документы по акту проверки филиала юридического лица приобщает в дело проверок юридического лица. Информация о выявленных нарушениях при проведении проверки юридического лица, расходы по содержанию которого включаются в состав затрат его филиалов, направляется в инспекцию МНС по месту постановки на учет филиала.

Правильность уплаты налогов по результатам деятельности филиалов, не наделенных правом уплаты налогов, проверяется инспекцией МНС по месту нахождения на учете юридического лица в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

69. Проверка правильности исчисления и перечисления налогов по договорам простого товарищества осуществляется налоговым органом, на учете в котором состоит участник, которому поручены ведение бухгалтерского и (или) налогового учета и расчеты с бюджетом по совместной деятельности или получающий выручку от такой деятельности.

Проверка правильности исчисления и перечисления налогов по деятельности хозяйственных групп осуществляется налоговым органом, в котором на учете состоит головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы.

Акт (справка) проверки и решение по акту проверки вручаются лицу, на которое возложено ведение дел по совместной деятельности или которое получает выручку от этой деятельности до ее распределения, либо представителю головной организации (центральной компании), на которого в соответствии с законодательством или договором возложены полномочия по ведению дел этой группы.

70. В случае установления централизованного порядка уплаты налогов одним юридическим лицом за других юридических лиц (далее - плательщик (иное обязанное лицо) налогов в централизованном порядке) инспекции МНС по месту постановки на учет этих юридических лиц в актах проверок выделяют отдельный раздел, в котором указываются вносимые по акту проверки изменения налоговой базы по налогам, уплачиваемым в централизованном порядке. В течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения по акту проверки копия акта проверки высылается инспекции МНС по месту нахождения на учете плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке.

Инспекция МНС при проверке плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке на основании поступивших актов проверок от других инспекций МНС определяет занижения (завышения) сумм централизованно уплаченных налогов.

Для проверки юридических лиц, за которые уплачивались налоги в централизованном порядке и которые не проверены к началу проверки плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке, инспекциям МНС по месту нахождения их на учете направляется письмо о проведении выездных комплексных проверок. Комплексная проверка указанных юридических лиц должна производиться безотлагательно для направления акта проверки инспекции МНС по месту нахождения на учете плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке в течение 30 календарных дней с даты получения письма.

Акт (справка) проверки плательщика (иного обязанного лица) налогов в централизованном порядке, решение по акту проверки вручаются руководителю (его уполномоченному заместителю) юридического лица, осуществлявшего уплату налогов в централизованном порядке.



Глава 19

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, А ТАКЖЕ ИМЕЮЩЕЙ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, НО НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



71. Организация проверки иностранной организации (далее - ИО) зависит от характера и форм работы ИО на территории Республики Беларусь.

Проверка начинается с изучения находящихся в деле плательщика (иного обязанного лица) регистрационных документов ИО, положения о представительстве (при его наличии), правильности оформления доверенности и апостилизации или легализации указанных документов, выявления всех счетов, имеющихся в банках Республики Беларусь.

При наличии у ИО официально аккредитованного в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь структурного подразделения - представительства, занимающегося предпринимательской деятельностью в соответствии с положением о представительстве и доверенностью на главу (иного работника) представительства, проверке подвергаются все операции, проходящие через данное структурное подразделение, как на территории республики, так и при осуществлении деятельности через структурное подразделение за пределами Республики Беларусь.

Все операции, относящиеся к структурному подразделению ИО, должны быть отражены в бухгалтерском и (или) налоговом учете и налоговой отчетности. Первичные учетные документы, связанные с операциями, относящимися к деятельности через постоянное представительство, должны храниться в Республике Беларусь.

В случае отсутствия на момент проверки первичных учетных документов налоговый орган, осуществляющий проверку, вручает предписание о предоставлении необходимых документов с указанием конкретных сроков.

При отсутствии документов и (или) их непредставлении в назначенный налоговым органом срок расчет налогов осуществляется в порядке, изложенном в разделе VII настоящей Инструкции.

При наличии копий первичных учетных документов, подтверждающих затраты ИО, произведенные за рубежом для деятельности структурного подразделения, налоговый орган при необходимости может потребовать представление подлинных документов. Документы на иностранном языке, относящиеся к деятельности структурного подразделения, должны быть сопровождены письменным переводом на русский (белорусский) язык.

При проверке затрат, понесенных за рубежом, которые подтверждены заключением аудиторской организации по месту регистрации ИО в государстве постоянного местопребывания для включения их в декларацию о доходах, полученных в Республике Беларусь, они принимаются во внимание проверяющими при условии их соответствия законодательству Республики Беларусь, регулирующему вопросы определения состава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении. В случае, когда понесенные за рубежом затраты, включая управленческие и общеадминистративные, распределены между ИО и ее структурным подразделением по удельному весу к полученной выручке или поделены по иному признаку, следует запросить (при отсутствии упоминания об этом в заключении иностранной аудиторской организации) у ИО сведения о принципе, по которому распределялись затраты, в целях проверки обоснованности затрат, отнесенных к деятельности структурного подразделения.

Указанные в части третьей настоящего пункта требования распространяются и на порядок проверки ИО, осуществляющей предпринимательскую деятельность через иную организацию или физическое лицо, которые рассматриваются в налоговых целях как постоянное представительство ИО, а также имеющей структурное подразделение (официально аккредитованное в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь представительство) на территории Республики Беларусь, не занимающееся предпринимательской деятельностью.

При проверке предпринимательской деятельности ИО, осуществляемой на территории Республики Беларусь через иную организацию или физическое лицо, следует учитывать, что аккредитация представительства в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь в ряде случаев необязательна. Перед началом проверки необходимо исследовать договоры, на основании которых организация или физическое лицо рассматриваются в качестве постоянного представительства ИО.

При проверке ИО, имеющей структурное подразделение на территории Республики Беларусь (аккредитованное в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь представительство), не занимающейся предпринимательской деятельностью, проверке подлежит правильность исчисления налогов, обязательства по которым возникают у ИО с учетом норм налогового законодательства Республики Беларусь и заключенных международных соглашений.

При проведении проверки ИО, имеющей в собственности недвижимое имущество на территории Республики Беларусь, следует проводить встречные проверки лиц, с которыми у ИО имелись договорные отношения по отчуждению недвижимого имущества, сдаче его в аренду, переходу прав на недвижимое имущество, а также с которыми совершены иные сделки, включая сделки с другими ИО. С этой целью перед началом проверки в обязательном порядке необходимо запросить информацию о проверяемой ИО о наличии у нее в собственности недвижимого имущества, обо всех имеющихся сделках, переходе прав на недвижимое имущество в республиканской и территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

72. Акты (справки) налоговых проверок составляются на ИО. Независимо от характера деятельности ИО на территории Республики Беларусь (рассматривается ли такая деятельность как постоянное представительство или нет) акты (справки) должны содержать раздел, описывающий фактическую деятельность ИО в том виде, в котором она представлена на территории Республики Беларусь (деятельность структурного подразделения, представителя, организации или физического лица, выступающих в качестве постоянного представительства, в случае выявления незарегистрированной деятельности описывается установленная налоговыми органами предпринимательская деятельность, осуществляемая иностранной организацией на территории Республики Беларусь).

Акты (справки) налоговых проверок, а также решение по акту проверки ИО вручается представителям ИО на территории Республики Беларусь.

В случае отсутствия иностранной организации (зарегистрированного в установленном порядке представительства, ее уполномоченных представителей) на территории Республики Беларусь акт (справка), решение по акту проверки направляется (направляются) плательщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, имеющемуся у налоговых органов (установлен по договорам, доверенностям и иным документам).

Возражения по акту проверки, а также жалоба на решение по акту проверки за подписью уполномоченного представителя ИО принимается к рассмотрению только при наличии соответствующе оформленной доверенности ИО.

Взыскание сумм доначисленных налогов и исчисленной пени производится с ИО в общеустановленном порядке.



Глава 20

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



73. Налоговые органы осуществляют проверку полноты и своевременности уплаты налогов физическими лицами, достоверности сведений, отражаемых физическими лицами в декларациях о доходах, полученных в течение года, декларациях о совокупном годовом доходе, представляемых в соответствии с Законом Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц", декларациях о доходах и имуществе, представляемых в соответствии с Законом Республики Беларусь "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств".

74. Проверка полноты и своевременности уплаты налогов физическими лицами, достоверности сведений, отраженных физическими лицами в названных в пункте 73 настоящей Инструкции декларациях, является камеральной налоговой проверкой и проводится проверяющими в помещении налогового органа на основе сведений о доходах физических лиц, поступающих от организаций и индивидуальных предпринимателей, компетентных служб иностранных государств, полученных налоговыми органами путем проведения проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, в результате опроса физических лиц, и другой информации, имеющейся у налогового органа.

Если в ходе проверки не выявлены нарушения законодательства, то ее результаты документально не оформляются. На первом листе декларации учиняется запись: "Проверено" и заверяется датой и подписью должностного лица, производившего проверку.

В случае выявления нарушений законодательства, за исключением случаев установления сумм превышения расходов над доходами физических лиц в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств", составляется акт проверки по примерной форме согласно приложению 14 к настоящей Инструкции.

Проверка соответствия сумм сделок и (или) стоимости приобретенного имущества (расходов) суммам, заявленным физическим лицом в декларации (доходам), и оформление ее результатов осуществляются в порядке, установленном постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 ноября 2003 г. N 103 "Об утверждении Инструкции о порядке организации деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов и имущества" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 136, 8/10270).

75. В случае выявления занижения подлежащих уплате физическим лицом сумм налога на недвижимость и земельного налога по причине фальсификации документов, свидетельствующих о праве на льготу, пользования участком большего размера по сравнению с отведенным в пользование в соответствии с действующим законодательством либо возведения строений без регистрации их в организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что повлекло за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства, составляется акт проверки по примерной форме согласно приложению 15 к настоящей Инструкции.

76. Акты (справки), указанные в пунктах 74 и 75 настоящей Инструкции, составляются в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом, проводившим проверку, и плательщиком (физическим лицом, представившим декларацию). Первый экземпляр остается в налоговом органе для рассмотрения, второй - передается проверяемому физическому лицу под подпись.

Регистрация актов (справок) проверок осуществляется в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящей Инструкции.

В случае несогласия с актом проверки физические лица в течение 5 рабочих дней имеют право представить в налоговый орган возражения.

По истечении 5 рабочих дней со дня вручения акта проверки плательщику - физическому лицу при отсутствии его письменных возражений, а при наличии возражений - на следующий рабочий день после составления по ним заключения руководителем (заместителем) налогового органа принимается решение по акту проверки.

Решение состоит из двух частей: в первой части указывается о доначислении налогов и пеней, во второй - о необходимости направления заявления в суд для взыскания налогов и пеней в судебном порядке либо о принятии к сведению добровольного внесения причитающихся к уплате сумм налогов и пеней.

77. Жалобы физического лица на решение налогового органа, действия (бездействия) его должностного лица рассматриваются в порядке, определенном статьями 85 - 89 Кодекса.

78. В случае неуплаты налогов и пеней в добровольном порядке налоговый орган на основании решения руководителя (заместителя) инспекции МНС передает заявление о взыскании налогов и пеней за счет имущества физического лица в суд.



Глава 21

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОРГАНИЗАТОРОВ АУКЦИОНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

РЕАЛИЗАЦИЮ ИЛИ ИНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА, ОБРАЩЕННОГО

В ДОХОД ГОСУДАРСТВА ИЛИ ВЗЫСКАНИЕ НА КОТОРОЕ ОБРАЩЕНО

В СЧЕТ НЕИСПОЛНЕННОГО НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА,

НЕУПЛАЧЕННЫХ ПЕНЕЙ



79. В целях осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, полученных от реализации имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней (далее - имущество), а также подлежащих перечислению в бюджет за полученное для иного использования имущество, не внесенных в установленные сроки в доход республиканского и (или) местных бюджетов, инспекции МНС по месту нахождения организаций, индивидуальных предпринимателей, организаторов аукционов, получивших имущество для реализации, и организаций, получивших данное имущество для иного использования (далее, если не установлено иное, - реализующие организации, индивидуальные предприниматели), проводят проверки реализующих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Для проведения проверки структурных подразделений реализующей организации, расположенных в другом районе, городе, направляется запрос на проведение проверки в инспекцию МНС по месту их нахождения с приложением копии лицевого счета или выписки из него. Инспекциями МНС проводятся данные проверки по поручениям руководителей инспекций МНС по областям и г.Минску и их заместителей.

80. Проведению проверки по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет денежных средств от реализации и иного использования имущества предшествует подготовительная работа, в процессе которой проверяющие обязаны:

изучить нормативные документы по организации проверок;

проанализировать материалы предыдущих проверок в целях ознакомления с характером установленных ранее нарушений;

проанализировать имеющиеся документы, а также представленные в инспекцию МНС сведения о реализованном и использованном на иные цели имуществе.

81. Проверке подлежат следующие вопросы:

81.1. выполнение реализующей организацией, индивидуальным предпринимателем предложений по устранению выявленных ранее нарушений;

81.2. полнота оприходования реализующей организацией, индивидуальным предпринимателем имущества;

81.3. фактическое наличие имущества и его представление в торговом зале, его выкладка, порядок заполнения товарных ярлыков на реализуемое имущество;

81.4. маркировка в соответствии с установленным порядком алкогольной продукции и табачных изделий, обращенных в доход государства либо взыскание на которые обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, специальными марками;

81.5. прием наличных денежных средств, полученных от реализации имущества, наличие раздельного учета поступающих средств в соответствии с актами передачи имущества для реализации или иного использования;

81.6. полнота и своевременность перечисления денежных средств, полученных от реализации и иного использования имущества, правильность оформления платежных документов;

81.7. соблюдение порядка переоценки имущества;

81.8. полнота и своевременность представления реализующей организацией, индивидуальным предпринимателем инспекции Министерства по налогам и сборам по месту своего нахождения (жительства) сведений о реализованном имуществе;

81.9. наличие раздельного учета имущества, полученного для использования на иные цели, и готовой продукции, выработанной из такого имущества.

82. Проверка фактического наличия имущества осуществляется путем снятия остатков имущества, при этом оформляется опись остатков имущества произвольной формы, в которой указываются наименование, количество и стоимость имущества. Результаты снятия остатков сравниваются с учетными данными.

Полнота и своевременность перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации и иного использования имущества, устанавливаются путем сверки дат и сумм платежных поручений, по которым в бюджет перечислены денежные средства, полученные от реализации имущества или готовой продукции, выработанной из имущества, полученного для иного использования, с датами реализации этого имущества или готовой продукции и суммами, поступившими от их реализации, а также сроками расчетов с бюджетом, установленными нормативными правовыми актами.

83. Результаты проверки оформляются актом (справкой) проверки по форме согласно приложению 16 к настоящей Инструкции. Регистрация актов (справок) проверок осуществляется в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящей Инструкции.

84. В случае выявления фактов нарушения сроков перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации или передачи для собственного либо иного использования имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, установленного порядка реализации (иного использования) такого имущества, представление недостоверных сведений о реализованном имуществе уполномоченные должностные лица инспекций МНС применяют меры ответственности, предусмотренные законодательством.

По акту проверки руководителем налогового органа (его заместителем) в случае неперечисления или несвоевременного перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации или иного использования имущества, выносится решение в соответствии с законодательством.

Рассмотрение возражений и принятие решений при проверке реализующих организаций, индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с разделом IX настоящей Инструкции.

При выявлении фактов неоднократного нарушения порядка реализации имущества соответствующая информация направляется в комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства.



Раздел V

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ



Глава 22

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ



85. В ходе выездной проверки могут использоваться метод документальной проверки и метод фактической проверки.

86. При использовании метода документальной проверки проверяющие применяют следующие приемы проверки:

86.1. изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

86.2. проверка документов в целях установления соблюдения требований законодательства по произведенным хозяйственным и финансовым операциям;

86.3. анализ первичных документов бухгалтерского учета с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;

86.4. сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

86.5. сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

86.6. сличение в необходимых случаях имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, для сопоставления их с копиями;

86.7. соответствие заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.

87. При использовании метода фактической проверки проверяющие применяют следующие приемы проверки (формы налогового контроля):

87.1. проведение встречных проверок, то есть сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) записей, документов с документальными данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), а также сличение данных документа, предъявленного плательщиком, с данными, отраженными в других экземплярах предъявленного плательщиком документа, находящихся в разных подразделениях проверяемого плательщика или у других плательщиков;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.