|
|
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.12.2000 N 52 "Об утверждении Правил эксплуатации автомобильных шин"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 3 марта 2001 г. N 8/5171 В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 1994 г. N 97 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1994 г., N 6, ст. 81; Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 5, ст. 129; N 21, ст. 520; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., N 11, ст. 403) Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Правила эксплуатации автомобильных шин. 2. Считать утратившим силу приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 марта 1998 г. N 55-Ц "О введении в действие Правил эксплуатации автомобильных шин". Министр А.В.ЛУКАШОВ УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 21.12.2000 N 52 ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИНАХ 1. Пневматическая шина - упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением. Покрышка пневматической шины - торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации. Пневматические шины относятся к основным элементам ходовой части транспортного средства (далее - ТС), работающим в чрезвычайно сложных условиях. Они воспринимают нормальную, тангенциальную и боковую нагрузки, возникающие при эксплуатации ТС в результате его контакта с проезжей частью дороги. Кроме того, шины обеспечивают смягчение возникающих при движении ТС тяговых и тормозных сил, сцепление колес с дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения, заданную грузоподъемность, динамические характеристики и плавность хода, проходимость в различных дорожных условиях, влияют на расход топлива и внешний шум транспортного средства. Поэтому шины должны обладать большой эластичностью, прочностью и износостойкостью, хорошо сопротивляться истиранию протектора и многократным сложным деформациям. Автомобильные шины делятся по назначению, способу герметизации, конструкции, форме профиля, рисунку протектора, габаритам. 2. По назначению автомобильные шины различают: - шины пневматические для легковых автомобилей (ГОСТ 4754), которые применяются на легковых автомобилях, легких грузовых автомобилях, автобусах особо малой вместимости и прицепах к ним согласно приложению 1; - шины пневматические для грузовых автомобилей (ГОСТ 5513), которые применяются на грузовых автомобилях, автобусах, троллейбусах, прицепах и полуприцепах согласно приложению 1; - шины для грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха (ГОСТ 13298), которые используются на грузовых полноприводных автомобилях, работающих на мягких грунтах, в условиях бездорожья согласно приложению 2. 3. По способу герметизации шины делятся на: - камерные шины, в которых воздушная полость образуется герметизирующей камерой; - бескамерные шины, в которых воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса. Герметизация воздушной полости достигается за счет герметизирующего слоя резины, обладающего повышенной газонепроницаемостью, нанесенной на внутреннюю поверхность покрышки. По сравнению с камерными шинами бескамерные шины имеют следующие основные преимущества: - повышенную безопасность в результате отсутствия мгновенной разгерметизации воздушной полости; - меньшее время простоя автомобиля в пути при ремонте шин из-за их проколов; - более низкий нагрев шин во время движения; - пониженное сопротивление качению; - меньшую массу шины. Камерная шина для грузового автомобиля состоит из покрышки, ездовой камеры с вентилем и ободной ленты, а камерная шина для легкового автомобиля - из покрышки и ездовой камеры с вентилем согласно приложению 3. В комплект бескамерной шины для грузового или легкового автомобиля входят покрышка и вентиль, вставленный в обод согласно приложению 3. 4. По конструкции шины делятся на: - диагональные; - радиальные. В диагональных шинах согласно приложению 4 нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере составляет 45 - 60 градусов. В радиальных шинах согласно приложению 4 нити корда во всех слоях каркаса по средней части беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т.е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом. Такое расположение нитей корда называется меридиональным или радиальным, оно придает каркасу эластичность. Покрышки имеют следующие основные части согласно приложению 4: - каркас - основа покрышки с одним или несколькими слоями обрезиненного корда из тонких стальных проволок (металлокорда) или волокон из натуральных или синтетических материалов; - брекер - внутренняя деталь покрышки, состоящая из слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер расположен между каркасом и протектором и предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении транспортного средства по дороге; - протектор - наружная резиновая беговая часть покрышки с рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений; - борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса; - боковая стенка - наружная резиновая часть покрышки по боковой поверхности (от протектора до бортовой части), предохраняющая каркас от боковых наружных повреждений. В брекере радиальных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом, а также с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. они расположены диагонально под углом не менее 65 градусов. Кроме того, эти шины в отличие от диагональных имеют каркас с меньшим числом слоев корда (включая металлический), мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора в контакте с дорожным покрытием. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую допустимую нагрузку, скорость. Радиальные шины выпускаются трех типов: с металлокордом в каркасе и брекере, с нейлоновым или вискозным кордом в каркасе и металлокордом в брекере и с вискозным кордом в каркасе и брекере. Корд представляет собой прорезиненную ткань, состоящую из толстых нитей в основе и тонких редких нитей по утку. Корд является основной тканью, из которой изготавливают каркас и брекер. Все большее применение в производстве шин занимает металлокорд, применяемый не только для изготовления каркаса и брекера, но и для других деталей шины. Металлокорд представляет собой тонкий трос, состоящий из стальных латунированных проволок диаметром 0,15 - 0,25 мм. Металлокорд отличается высокой прочностью и малым удлинением по сравнению с текстильным, обладает высокой стойкостью к тепловому старению и обеспечивает повышенную износостойкость протектора. 5. По форме профиля поперечного сечения шины (в зависимости от отношения высоты профиля Н к его ширине В) шины делятся на: - обычного профиля - с отношением Н/В более 0,89; - широкопрофильные - Н/В = 0,6 - 0,9; - низкопрофильные - Н/В = 0,7 - 0,88; - сверхнизкопрофильные - Н/В менее 0,7; - арочные - Н/В = 0,39 - 0,5; - пневмокатки - Н/В = 0,25 - 0,39. Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей, троллейбусов и автобусов. Они имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля. Широкопрофильные шины применяются на автомобилях большой грузоподъемности, полноприводных автомобилях и прицепах. Их применение позволяет повысить проходимость автомобиля, сократить расход материалов, так как они часто применяются по одной шине взамен сдвоенных. Арочные шины выпускаются бескамерными. Они устанавливаются на заднюю ось грузовых автомобилей по одной вместо двух обычных. Протектор арочной шины имеет редко расположенные грунтозацепы. Использование этих шин резко повышает проходимость автомобилей по мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение их на дорогах с твердым покрытием ограничено. Промышленность выпускает небольшие партии этих шин по специальным заказам. 6. В зависимости от эксплуатационного назначения шины имеют следующие типы рисунков протектора согласно приложению 5: - дорожный рисунок - шашки или ребра, разделенные канавками. Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием; - универсальный рисунок - шашки или ребра в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по ее краям. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием; - рисунок повышенной проходимости - высокие грунтозацепы, разделенные выемками. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах; - зимний рисунок - это рисунок, где выступы имеют острые кромки. Шины с зимним рисунком предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения; - направленный рисунок - не симметричен относительно радиальной плоскости колеса. Шины с направленным рисунком применяются для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах; - всесезонный рисунок. 7. По габаритам шины разделяют на: - крупногабаритные - с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более независимо от посадочного диаметра; - среднегабаритные - с шириной профиля от 200 до 350 мм (от 7 до 14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов); - малогабаритные - с шириной профиля менее 200 мм (менее 7 дюймов). Глава 2. МАРКИРОВКА И ОБОЗНАЧЕНИЕ ШИН, КАМЕР, ОБОДНЫХ ЛЕНТ 8. Маркировка шин. Маркировка шины должна соответствовать требованиям нормативного документа, по которому изготовлена шина. Как правило, на каждую шину при изготовлении наносится следующая маркировка согласно приложению 6: - обозначение шины - условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса. Шины, выпускаемые по ГОСТ 4754, могут иметь миллиметровое, дюймовое или смешанное обозначение, а шины, выпускаемые по ГОСТ 5513, должны иметь дюймовое обозначение. Для шин радиальной конструкции ставится буквенный индекс - R, для шин диагональной конструкции буквенный индекс не ставится; - индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес - условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку на шину согласно приложению 7, ранее обозначалась норма слойности "НС" или "PR" для шин грузовых автомобилей, а для легковых - индекс грузоподъемности; - индекс категории скорости - условное обозначение максимально допустимой скорости согласно приложению 8; - индекс давления "PSI" - указание испытательного давления только для шин, предназначенных для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости с индексом "С" в обозначении, а также для шин грузовых автомобилей согласно приложению 9; - знак официального утверждения "Е" с номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам N 30 и N 54 ЕЭК ООН; - страна-изготовитель на английском языке; - товарный знак и (или) наименование фирмы - изготовителя шины согласно приложению 10; - торговая марка (модель шины) - условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки, вариант разработки; - обозначение стандарта (без года утверждения); - порядковый номер шины; - дата изготовления, состоящая из трех цифр, из которых две первые указывают неделю, последняя - последнюю цифру года изготовления; - штамп технического контроля; - надпись "Radial" для радиальных шин; - знак направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора; - надпись "Tubeless" - для бескамерных шин; - надпись "Steel" - для шин с металлокордом в брекере; - надпись "All steel" - для цельнометаллокордных шин; - надпись "Regroovable" - для шин, на которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой; - надпись "Reinforced" - для усиленных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754; - надпись "Север" - для морозостойких шин; - буква "Т" на шинах радиальной конструкции с текстильным брекером и каркасом; - знак "M + S" или "M x S" - для шин с зимним рисунком протектора; - надпись "All seasons" - для всесезонных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754; - балансировочная метка только для шин, выпускаемых по ГОСТ 4754 (кроме шин 6.50-16С и 215/90-15С), обозначающая самое легкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5 - 10 мм над закраиной обода, с которой должен совмещаться вентиль; - буквы "TWI" или другой символ, указывающий место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора; - национальный знак соответствия при сертификации шины; - буква "С" - после обозначения основных размеров и конструкции каркаса только для шин легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. 9. Расшифровка обозначения шины: - для шин легковых автомобилей: 165/80R13 МИ-16-1 Steel Radial S 82 Tubeless ГОСТ 4754 106 051072 Made in Belarus, где: 165/80R13 - обозначение (размер) шины, где 165 - обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах, 80 - серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине в процентах), R - буквенный индекс радиальной шины, 13 - обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах; МИ-16-1 - торговая марка (модель шины), где МИ - условное обозначение разработчика шины, 16-1 - порядковый номер разработки; Steel - металлокорд в брекере; Radial - радиальная шина; S - индекс категории скорости согласно приложению 8; 82 - индекс несущей способности нагрузки согласно приложению 7; Tubeless - бескамерная шина; ГОСТ 4754 - обозначение стандарта, по которому производится шина; 106 - дата изготовления (10 - порядковый номер недели с начала года, 6 - последняя цифра года изготовления - 1996 г.); 051072 - порядковый номер шины; Made in Belarus - страна-изготовитель. Кроме того, на боковине шины имеется товарный знак предприятия-изготовителя согласно приложению 10, в данном случае Белорусский шинный комбинат "Белшина". Ранее выпускаемые шины с порядковым номером 051072 могли иметь следующие условные обозначения заводского номера шины: MX89051072, где М - индекс фирмы - изготовителя шины, X - месяц изготовления шины, 89 - год изготовления шины; 106М051072, где 10 - порядковый номер недели с начала года, 6 - последняя цифра года изготовления - 1986 г., М - индекс фирмы - изготовителя шины; - для шин грузовых автомобилей постоянного давления: 10,00R20 Бел-25 146/143J 115PSI ГОСТ 5513 106 80576 Made in Belarus, где: 10,00R20 - условное обозначение шины, где 10,00 - обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах, 20 - обозначение номинального диаметра обода в дюймах, ранее выпускаемые шины имели двойное обозначение 10,00R20 (280R508), где параметры шины 280 и 508 даны в миллиметрах; R - буквенный индекс радиальной шины; Бел-25 - торговая марка (модель шины), где Бел - условное обозначение разработчика шины, 25 - порядковый номер разработки; 146/143 - индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес согласно приложению 7; J - индекс категории скорости согласно приложению 8; 115PSI - индекс давления согласно приложению 9; ГОСТ 5513 - обозначение стандарта, по которому выпускается шина; 106 - дата изготовления (10 - порядковый номер недели с начала года, 6 - последняя цифра года изготовления - 1996 г.); 80576 - порядковый номер шины; Made in Belarus - страна-изготовитель. Шины с регулируемым давлением имеют маркировку в соответствии с ГОСТ 13298. Пример маркировки для широкопрофильных шин с регулируемым давлением: 1300 x 530 - 533 Бел-66 НС-16 ГОСТ 13298 1196В051457 Made in Belarus, где: 1300 - условный наружный диаметр шин в миллиметрах; 530 - условная ширина профиля шины в миллиметрах; 533 - условный диаметр обода в миллиметрах; Бел-66 - модель шины, где Бел - условное обозначение разработчиков шины, 66 - порядковый номер разработки; НС-16 - норма слойности; ГОСТ 13298 - обозначение стандарта, по которому выпускается шина; 1196В051457, где 1196 - дата изготовления, 11 - неделя года, 96 - две последние цифры года изготовления - 1996 г., В - буквенный индекс предприятия, 051457 - порядковый номер шины; Made in Belarus - страна-изготовитель. 10. Маркировка камер и ободных лент. Камера - герметичная торообразная эластичная трубка пневматической шины, заполняемая газом или воздухом. Ободная лента - профилированное эластичное кольцо, располагаемое в пневматической шине между бортами покрышки, камерой и ободом колеса. Камера и ободная лента имеют следующую маркировку: - товарный знак предприятия-изготовителя; - обозначение размера; - дата (месяц и год) изготовления; - штамп отдела технического контроля (ОТК); - "БК" - на камере, изготовленной из бутилкаучука. Допускаются дополнительные надписи. 11. Обозначения камер автомобильных шин. Камеры автомобильных шин имеют различное обозначение. Например, унифицированные камеры обозначаются УК-13-01; УК-13М; УК-14-02, где У - унифицированная; К - камера; 13, 14 и так далее - посадочный диаметр в дюймах; 01, 02 и так далее - обозначение серии, М - индекс завода-изготовителя (здесь - Московский шинный завод). Обычные камеры имеют маркировку 6,15-13; 6,40-13; 7,35-14, где первое число - ширина профиля в дюймах, второе число - посадочный диаметр в дюймах. На некоторых камерах ширина профиля указывается в миллиметрах, например 185-16. 12. Маркировка вентилей. Вентиль - обратный воздушный клапан ездовой камеры, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине. Вентили для автомобильных шин изготавливаются следующих типов. Для камерных шин легковых автомобилей - ЛК, бескамерных - ЛБ. Для камерных шин грузовых автомобилей - ГК, бескамерных - АБ, камерных с регулируемым давлением - РК, бескамерных с регулируемым давлением - РБ. 13. Требования к маркировке восстановленных покрышек и бескамерных шин. На восстановленных покрышках и бескамерных шинах должна быть сохранена или восстановлена первоначальная маркировка. Кроме того, на боковине или плечевой зоне должны быть обозначены: - наименование или товарный знак предприятия, производившего восстановление; - класс восстановления; - дата восстановления (месяц и год); - штамп отдела технического контроля; - заводской номер шины; - балансировочная метка (у шин, проходивших балансировку). Глава 3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЕСАХ И ОБОДЬЯХ 14. Определения. Колесо - вращающийся элемент автомобиля, передающий крутящий момент и воспринимающий нагрузку от массы автомобиля, колесо расположено между шиной и ступицей и обычно состоит из обода и диска. Обод - часть колеса, на которую монтируется и опирается шина. Диск - часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом. Одинарное колесо - колесо, установленное на ступице и несущее одну шину. Сдвоенное колесо - колесо, состоящее из двух одинарных колес, установленных на одной ступице. 15. Классификация колес. Колеса для автомобилей классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин. Колеса с неразборными глубокими ободьями и коническими полками для камерных и бескамерных шин постоянного давления предназначены для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, грузовых автомобилей малой грузоподъемности и прицепов к ним. Колеса дисковые и бездисковые с разборными ободьями и коническими полками для камерных шин постоянного давления предназначены для грузовых автомобилей, автобусов, автомобильных прицепов и полуприцепов (ГОСТ 10409). Колеса дисковые и бездисковые с разборными ободьями и распорными кольцами предназначены для шин с регулируемым давлением. 16. Обозначение колес. Колеса обозначают основными размерами ободьев - шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах). Примеры обозначения колес: а) выпускаемых по ОСТ 37.001.429-86 для легковых автомобилей: 127J x 330 или 5J x 13; 114К x 355 или 41/2К x 14; 152L x 380 или 6L x 15; 114В x 305 или 4,5В x 12; б) выпускаемых по ГОСТ 10409 для грузовых автомобилей: 140-508 или 5,5-20; 152-508 или 6,0-20; 178-508 или 7,0-20; 206-508 или 8,0-20; в) выпускаемых по ОСТ 37.001.478-88 для бескамерных автомобильных шин: 8,25 x 22,5; 9,00 x 22,5, где: |
Партнеры
|