Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.10.2002 N 1360 "О Государственной программе развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

Рис. 5



Используемый на международных перевозках парк транспортных средств на 81 процент состоит из автобусов со сроком службы свыше 10 лет (рисунок 6).



Структура парка автомобильных транспортных средств,

используемых при выполнении международных перевозок

пассажиров (по сроку службы автобусов)



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 6



В связи с появлением большого количества небольших транспортных и туристических фирм, не обладающих значительными финансовыми средствами, сложилась ситуация, когда дефицит в автобусах для международных и туристических маршрутов стал покрываться за счет приобретения бывших 8 - 12 лет в эксплуатации автобусов известных зарубежных фирм.

Положение усугубляется высокими таможенными и налоговыми изъятиями на ввозимые автобусы туристического класса (таможенная пошлина - 30%, НДС - 20%, налог на приобретение автомобильных транспортных средств - 5%). Поэтому с целью уменьшения налогооблагаемой базы, белорусские субъекты хозяйствования приобретают автобусы с большим сроком эксплуатации и высокой степенью износа. Отсутствие до недавнего времени в Республике Беларусь производства комфортабельных автобусов в сочетании с высокими, по сравнению с сопредельными государствами, таможенными пошлинами на ввозимые автобусы привело к неблагоприятной ситуации на рынке международных перевозок пассажиров для белорусских перевозчиков. Из-за отсутствия у перевозчиков Республики Беларусь высококомфортабельных автобусов, теряются позиции на рынке международных пассажирских перевозок, а государство несет значительные финансовые потери. Некоторые белорусские туристические фирмы предпочитают пользоваться услугами литовских или польских перевозчиков, которые могут гарантировать соответствующий сервис при меньшей стоимости услуг.

В Республике Беларусь началось освоение производства междугородных автобусов. В 2000 г. РУП "МАЗ" приступил к серийному производству междугородного автобуса марки МАЗ-152 и его модификации для международных перевозок пассажиров марки МАЗ-152А.

Производство автобусов на РУП "МАЗ" соответствует системе качества "ИСО-9001". Высокий технический уровень и соответствие современным требованиям подтверждаются рядом сертификационных документов (одобрение типа транспортного средства), выданных соответствующими организациями Российской Федерации. Автобусы марки МАЗ изготавливаются по наиболее гибкой на сегодняшний день технологии (сварной несущий каркас из унифицированных стальных прямоугольных и специальных профилей с антикоррозионным заполнением полостей и облицовкой из оцинкованной и нержавеющей стали и пластика, что в сочетании с качественными лакокрасочными материалами и вклейкой бокового остекления обеспечивает высокую герметичность салона и вспомогательных отсеков и позволяет достигнуть уровня лучших современных образцов автобусов по долговечности кузова).

Последнее обстоятельство крайне важно в дорожно-климатических условиях стран СНГ, где качество дорожного покрытия не является идеальным, а дорожно-эксплуатационные службы используют для посыпки дорог зимой песчано-соляные смеси повышенной агрессивности.

Комплектация автобусов МАЗ стандартным и дополнительным оборудованием всемирно известных фирм производителей позволяет обеспечивать высокий уровень сервиса в связи с наличием у этих фирм своей широкой сети по обслуживанию и продаже запчастей. Эта сеть в соответствии с имеющимися принципиальными договоренностями с фирмами-производителями может использоваться транспортными организациями, эксплуатирующими автобусы марки МАЗ. Однако для подтверждения высоких потребительских качеств указанных марок автобусов и завоевания солидных позиций в конкурентной борьбе с ведущими европейскими производителями необходимо время и накопление опыта эксплуатации. Весьма существенным стимулом в расширении производства может стать и разумная ценовая политика, а также создание выгодных для перевозчиков условий приобретения.

Следует отметить, что ближайшие наши соседи (Литва, Польша), проводя оптимальную налоговую политику и экономически стимулируя отечественного перевозчика, заметно опередили перевозчиков Беларуси по классу автобусного парка. Это позволяет им быть востребованными белорусскими туристическими организациями и создает преимущественные условия в конкурентной борьбе, что наносит ущерб экономике Беларуси.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что в настоящее время для быстрого обновления и повышения класса автобусного парка целесообразно предоставить перевозчикам широкие возможности выбора и приобретения автомобильных транспортных средств, а органам государственного управления - провести мероприятия, способствующие сокращению фактических затрат на их приобретение и созданию условий для быстрой выплаты кредитов и лизинговых платежей.



2.1.4. Нормативная правовая база



В соответствии со сложившейся международной практикой организация международных автомобильных перевозок осуществляется на основании национального законодательства и заключенных двусторонних и многосторонних международных договоров.

До 1992 г. белорусские автомобильные перевозчики руководствовались международными договорами, заключенными СССР.

В настоящее время Республика Беларусь заключила 34 соглашения в этой сфере деятельности с 33 государствами. Подписаны, но не вступили в силу соглашения с Финляндской Республикой и Грузией. Парафированы соглашения о международном автомобильном сообщении с Великобританией, Грецией, Испанией, Италией, Люксембургом, Хорватией, Швецией. Учитывая, что эти государства являются перспективными рынками для освоения отечественными туристическими фирмами, необходимо ускорить процедуру их подписания.

Проведена определенная работа по подготовке и подписанию ряда многосторонних соглашений в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров (двух - в рамках ЕврАзЭС и одного - в рамках СНГ), а также присоединению к трем соглашениям и одной конвенции в рамках Европейской Экономической Комиссии ООН.

Республика Беларусь как член ряда международных организаций и, в частности, Организации Объединенных Наций и Европейской Конференции Министров транспорта (ЕКМТ) руководствуется также принятыми в рамках указанных организаций резолюциями, в том числе по вопросам организации международных автомобильных перевозок пассажиров.

Начиная с 1998 г., в Республике Беларусь активно начала формироваться нормативная правовая база, регламентирующая международные автомобильные перевозки пассажиров, в том числе: Правила перевозок пассажиров автобусами (утвержденные Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 января 1999 г., N 9-Ц), Положение о порядке организации регулярных маршрутов в международном сообщении (утвержденные Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 июня 2001 г., N 13), Положение о порядке организации нерегулярных перевозок в международном сообщении (утвержденные Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 июня 2001 г., N 15), Инструкция по реализации разрешительной системы на перевозки пассажиров автобусами в международном сообщении и контролю за ее исполнением в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Беларусь (утвержденные Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 июня 2001 г., N 14).

Задача совершенствования государственного регулирования доступа к рынку транспортных услуг может быть решена путем предъявления жестких, но обоснованных требований ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим международные перевозки пассажиров.

Во многих странах Европейского Союза накоплен положительный опыт в вопросах государственного регулирования, в том числе квотирования, рынка международных автомобильных перевозок. Для того, чтобы получить доступ к рынку, соискатель должен соответствовать трем основным условиям - во-первых, иметь безупречную репутацию, во-вторых, располагать профессионально подготовленными специалистами и, в-третьих, обладать достаточными финансовыми средствами. Следует отметить, что эти требования закреплены и вступившим в силу с 1 января 2002 г. Законом Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".

Правила допуска к рынку в странах Центральной и Восточной Европы отличаются от западноевропейских, хотя и в этих странах стремятся к сближению законодательных норм с нормами Европейского Союза. Этот путь предстоит пройти и Республике Беларусь.

Для поддержания конкурентоспособности белорусских перевозчиков на рынке транспортных услуг необходимо с учетом накопленного зарубежного опыта в сжатые сроки привести нормативную правовую базу, регламентирующую допуск перевозчиков на международный рынок транспортных услуг, в соответствие с Законом Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".



2.1.5. Информационно-статистическая база международных

автомобильных перевозок пассажиров



В настоящее время возможности анализа реального состояния дел в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров ограничены. Существующая система первичного учета и статистики не позволяет отслеживать основной и принципиально важный показатель деятельности организаций различных форм собственности - реальное движение финансовых потоков.

Так, например, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2001 г. убыток по транспорту общего пользования от международных перевозок в регулярном сообщении составил 8925,2 тыс. рублей (~= 6600 долл. США по среднему курсу Национального банка за год), в то время как в 2000 году прибыль составила 64535,1 тыс. рублей (~= 86046 долл. США). Рассчитанная аналитическим путем выручка на одного пассажира составила 4494 рубля (в среднем 3,32 долл. США) и 2274 рубля (в среднем 3,03 долл. США) соответственно по указанным годам. По данным официальной статистики с 1995 г. наблюдается падение объемов международных перевозок в регулярном сообщении, однако данных для более объективного анализа причин сложившейся ситуации явно недостаточно.

Учитывая то, что индивидуальным предпринимателям принадлежит 66% выданных лицензий возникает потребность развития нового направления в деятельности Министерства статистики и анализа - сбор и анализ информации о перевозках пассажиров индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки на коммерческой основе в соответствии с выданными лицензиями.

Вместе с тем, величина доходов субъекта хозяйствования от выполнения международных перевозок пассажиров зависит от многих факторов - качества транспортных средств и интенсивности их эксплуатации, организации экспедиторской деятельности, выбора маршрутов, конкуренции, конъюнктуры рынка, системы продажи билетов и объемов теневого оборота денежных средств в сфере перевозок, условий приобретения транспортных средств и т.д.

Для повышения эффективности работы на рынке международных автомобильных перевозок пассажиров необходимо разработать методические руководства по детальному анализу всех факторов, влияющих на уровень доходов, а также создать действенные механизмы экономического регулирования со стороны государства.

Одной из новых задач статистики должна стать возможность постоянного отслеживания изменения вектора пассажиропотока. Так, в начале 90-х годов он был ориентирован на Польшу, затем - на Россию. Каждое изменение вектора пассажиропотока требует перестройки работы перевозчика, а это происходит, как правило, с некоторой инерцией.

Задачей государственной важности является разработка комплекса мер по контролю за деятельностью автомобильных перевозчиков, направленного на исключение теневого оборота денежных средств.

Эффективное управление системой международных перевозок пассажиров, планирование перспективных направлений ее развития возможно при организации мониторинга состояния этого сегмента рынка. С этой целью необходимо организовать системный и постоянный сбор, анализ и обобщение информации по следующим показателям:

- параметры пассажиропотоков, т.е. количество пассажиров, которое фактически перевозится через пограничный пункт пропуска автобусами за определенное время (с указанием стран посадки и высадки пассажиров);

- характеристики используемых автобусов (марки и год их выпуска), место регистрации транспортного средства;

- вид сообщения - регулярное или нерегулярное;

- информация об автомобильном перевозчике (владельце лицензии) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, его гражданство;

- количество мест для сидения и количество перевозимых пассажиров;

- экономические показатели конкретных маршрутов (пассажиропотоки, доходы, расходы и т.д.).

Комплексный анализ материалов обследования пассажиропотоков и используемых транспортных средств позволит:

- объективно оценивать состояние международных автомобильных перевозок пассажиров, собирать информацию о деятельности зарубежных перевозчиков и сделать конкретные выводы о конкурентоспособности отечественных перевозчиков;

- отслеживать направления вектора пассажиропотоков и давать предложения о необходимости организации новых маршрутов;

- собирать сведения об ориентировочной доходности маршрутов;

- принимать решения о необходимых направлениях развития автомобильных дорог и объектов придорожного сервиса;

- принимать решения о создании новых погранпереходов и т.д.

2.1.6. Визовый режим

В настоящее время для белорусских автомобильных перевозчиков визовый въезд установлен в 25 зарубежных стран, что составляет 65,8% от общего числа стран, куда совершаются поездки. Безвизовый режим въезда для белорусских автомобильных перевозчиков сохранен только для 13 зарубежных стран (с учетом Литвы, куда белорусские перевозчики могут въезжать по разрешениям).

Для сравнения, литовским автомобильным перевозчикам, выполняющим перевозки грузов и пассажиров в регулярном сообщении, разрешен безвизовый въезд во все страны Западной и Восточной Европы (кроме Румынии), эстонским - во все страны Западной и Восточной Европы (кроме Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Румынии и Югославии), польским - разрешен безвизовый въезд в 90% государств от общего числа государств, с которыми Польша имеет международные соглашения в области автомобильных перевозок, а также взаимных поездок граждан без оформления виз.

В ближайшей перспективе страны Центральной и Восточной Европы, намеревающиеся вступить в Европейский Союз, установят полномасштабный визовый режим с Республикой Беларусь. К 2003 г. для Беларуси безвизовое пространство сохранится только в России и Украине.

Усложнение визового режима отрицательно сказывается как на пассажирах, так и на автомобильных перевозчиках, поскольку визы открываются и водителям. Большое количество виз и штампов в паспортах приводит к необходимости их частой замены.

Несмотря на неоднократные попытки Министерства иностранных дел Республики Беларусь (в рамках переговоров и консультаций) заключить соглашения о взаимных поездках граждан, упрощении визовых режимов с рядом стран Восточной Европы, позиция этих государств остается неизменной - безоговорочное выполнение требований Европейского Союза по унификации законодательства о въезде иностранцев.

Представительства иностранных государств, в частности стран Европейского Союза, рассматривают автомобильных перевозчиков в качестве лиц, занимающихся частным бизнесом, и не идут на одностороннее уменьшение стоимости виз для данной категории граждан. В настоящее время уменьшение стоимости виз или освобождение от уплаты консульского сбора производится только для граждан, выезжающих с гуманитарными целями, на оздоровление, для детей до 16 лет, спортсменов, участвующих в официальных соревнованиях, а также членов правительственных делегаций.

Министерством иностранных дел Республики Беларусь с рядом иностранных государств ведется работа по взаимному паритетному снижению консульских сборов для всех категорий граждан. С целью учета интересов автомобильных перевозчиков в практику подготовки проектов соглашений о взаимных поездках граждан введено обязательное их согласование с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В целях упрощения въезда иностранных автомобильных перевозчиков в Республику Беларусь Министерством иностранных дел Республики Беларусь с учетом предложений и замечаний, высказанных представителями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и БАМАП, разработан проект новой Инструкции о порядке выдачи виз Республики Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Согласно проекту указанной инструкции однократные визы автомобильным перевозчикам будут выдаваться на основании разрешения, выдаваемого Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и письменного подтверждения с места работы водителя о направлении его в служебную командировку без предъявления приглашений от белорусских юридических лиц, а многократные визы - на основании оригиналов заявок Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь или БАМАП после согласования с консульским управлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

2.1.7. Инфраструктура, обеспечивающая пропуск пассажирских транспортных потоков через Государственную границу Республики Беларусь

Ускорение прохождения пассажирами пограничного и таможенного контроля напрямую связано с наличием соответствующей инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, их техническим оснащением и надлежащим обустройством, что позволяет обеспечить качественную работу служб, осуществляющих функции государственного контроля в этих пунктах пропуска.

Недостаточное финансирование развития пограничной и таможенной инфраструктур, а также технического обустройства пунктов пропуска приводит к образованию очередей и, как следствие, увеличению времени пересечения Государственной границы, что особенно характерно для ее белорусско-польского участка.

В пограничных пунктах пропуска таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, осуществляется в соответствии с технологией таможенного оформления, разработанной и утвержденной для каждого пункта пропуска, согласованной с пограничной и другими контрольными службами на границе. С целью сокращения времени пересечения пассажирами таможенной границы Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь постоянно совершенствуется указанная технология и таможенная инфраструктура пунктов пропуска.

Однако в настоящее время по постоянной схеме обустроено только 6 пунктов пропуска ("Варшавский Мост", "Козловичи", "Берестовица", "Брузги", "Каменный Лог", "Новая Гута"), причем все они находятся в стадии реконструкции. Остальные пункты пропуска обустроены по временной и упрощенной схемам.

Недостаточная обустроенность и техническая оснащенность пунктов пропуска при резком росте транспортного потока за последние годы привели к тому, что пункты пропуска работают с перегрузкой в 1,5 - 2 раза. В результате существенно снижается качество пограничного и таможенного контроля. Дальнейшее сокращение времени пересечения пунктов пропуска через Государственную границу за счет технологических мер невозможно без ущерба экономическим интересам и национальной безопасности государства.

Реальное повышение пропускной способности пунктов пропуска возможно только за счет совершенствования приграничной инфраструктуры. Разработанной Государственным таможенным комитетом Комплексной программой развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь (одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 1999 г., N 515), предусмотрено развитие инфраструктуры международных автодорожных пунктов пропуска за счет средств бюджетов Республики Беларусь и Союзного государства. Однако в настоящее время ведется строительство только объектов, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства, поскольку средства на строительство объектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Беларусь, не выделялись.

Принимая во внимание, что срок действия Программы истек в 2001 г., а предусмотренные ею мероприятия в установленные сроки не выполнены, а также, учитывая необходимость завершения строительства начатых объектов, имеющих важное значение в деле обустройства внешней границы Союзного государства современными автодорожными пунктами пропуска в целях защиты его экономического пространства, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь совместно с Государственным таможенным комитетом России разработан проект новой Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002 - 2004 гг., одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 октября 2001 г.

Указанный проект согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации, одобрен Советом Министров Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации и утвержден Советом Министров Союзного государства 25 декабря 2001 г. Финансирование программы предусматривается осуществлять за счет средств бюджета Союзного государства.

Программные предложения содержат конкретные меры по завершению строительства, реконструкции и техническому оснащению 6 автомобильных пунктов пропуска, требующих первоочередного обустройства:

на белорусско-литовской границе - "Каменный Лог";

на белорусско-польской границе - "Варшавский Мост", "Брузги", "Берестовица";

на белорусско-украинской границе - "Мокраны", "Новая Рудня".

Пограничный контроль автомобильных транспортных средств и следующих в них лиц осуществляется по разработанной и согласованной с таможенными и другими контрольными органами в пунктах пропуска технологической схеме пограничного контроля, в которой предусмотрено:

раздельное проведение пограничного контроля автомобильных транспортных средств, въезжающих в Республику Беларусь и выезжающих из Республики Беларусь;

разделение въездного и выездного потока по типам и категориям автомобильных транспортных средств (автобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные транспортные средства дипломатов и официальных делегаций);

проведение пограничного контроля лиц, следующих на легковых и грузовых автомобилях, непосредственно на досмотровых площадках (полосах движения) и в контрольных павильонах;

осуществление проверки документов у лиц, следующих на автобусах, в кабинах для проверки документов, установленных в автовокзалах, или непосредственно в салонах автобусов.

2.1.8. Оценка экспортного потенциала международных автомобильных перевозок пассажиров

Развитие международной торговли товарами и услугами, являющееся движущей силой экономического роста, находит свое выражение в структуре платежного баланса. В последнее десятилетие платежный баланс Республики Беларусь характеризуется устойчивым отрицательным сальдо по текущим операциям, величина которого колеблется от 193,7 до 1016,5 млн.долл. США. Неудовлетворительная структура платежного баланса складывается преимущественно за счет отрицательного сальдо по торговле товарами. Так, его величина в 2001 г. составила 778 млн.долл. США, а в 1997 - 1998 гг. достигала 1,5 млрд.долл. США.

Как показывает мировая практика, в частности в странах с переходной экономикой, перспективным направлением развития внешнеэкономической деятельности является сфера услуг, при этом темпы прироста экспорта услуг, как правило, вдвое превышают развитие товарного экспорта.

В Республике Беларусь развитие экспорта услуг в целом оказывает благоприятное влияние на структуру платежного баланса, поскольку они наполовину перекрывают отрицательное сальдо по экспортной торговле товарами.

Международные эксперты считают, что в структуре платежного баланса экспорт должен занимать не менее 20%, однако в нашей республике этот показатель колеблется от 8,8 до 13,3%, в частности в 2001 г. составил 12,6%, т.е. налицо перспективные и реальные возможности для дальнейшего изменения структуры платежного баланса в сторону экспорта услуг.

Предпочтительными направлениями развития экспорта услуг являются транспортные и туристические услуги. Если транспортные услуги занимают более половины экспорта услуг, то развитие туризма оценивается как неудовлетворительное, что нашло свое выражение в Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь на 2001 - 2005 гг.

Следует отметить, что в отличие от международных грузовых автомобильных перевозок, где наблюдается устойчивая тенденция роста, международные автомобильные перевозки пассажиров находятся в кризисном состоянии. По данным платежного баланса только за 2001 г. объем поступлений от них снизился в 7,6 раза (по сравнению с 1998 г. - в 13 раз), в основном за счет уменьшения поступления валюты от этих перевозок в страны дальнего зарубежья.

Мировой опыт свидетельствует о том, что идет постоянный процесс перераспределения международного пассажиропотока в пользу автомобильного транспорта. Данные платежного баланса Республики Беларусь свидетельствуют об обратном (таблица 2). Учитывая то, что снижение количества поездок белорусских международных перевозчиков за 2001 г. сократилось на 22,4%, а приток валюты за этот же период уменьшился в 7,6 раза, то на лицо не только снижение эффективности перевозок и вытеснение с рынка белорусских перевозчиков иностранными, но и увеличение масштабов теневого оборота денежных средств.



Таблица 2



Динамика валютных поступлений от экспорта товаров и услуг

в Республике Беларусь (по данным платежного баланса)



------------------+------------------------------------------------¬
¦    Показатели   ¦                    Годы                        ¦
¦                 +------+------+------+------+------+------+------+
¦                 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Экспорт товаров  ¦5269,1¦6698,1¦7837,5¦7097,4¦6399,7¦7656,1¦8283,7¦
¦и услуг,         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦млн.долл. США    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Экспорт услуг,   ¦ 466,1¦ 908,0¦ 918,8¦ 925,1¦ 753,3¦1015,6¦1043,6¦
¦млн.долл. США    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Удельный вес     ¦   8,8¦  13,6¦  11,7¦  13,0¦  11,8¦  13,3¦  12,6¦
¦экспорта услуг   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦в общем объеме   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦экспорта, %      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Экспорт          ¦ 302,1¦ 477,9¦ 495,9¦ 495,0¦ 459,0¦ 583,6¦ 629,9¦
¦транспортных     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦услуг,           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦млн.долл. США    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Удельный вес     ¦  64,8¦  52,6¦  54,0¦  53,5¦  60,9¦  57,5¦  60,1¦
¦экспорта         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦транспортных     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦услуг в общем    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦объеме экспорта  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦услуг, %         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Международные    ¦   4,5¦   6,2¦  31,1¦  31,6¦  80,0¦  94,5¦  60,6¦
¦перевозки        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦пассажиров -     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦всего, млн.долл. ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦США из них:      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦в страны СНГ     ¦   2,3¦   1,3¦  5,42¦   5,9¦  47,3¦  33,8¦  34,8¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦в страны вне СНГ ¦   2,2¦   4,9¦   5,7¦  25,7¦  32,7¦  60,7¦  26,4¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Международные    ¦   1,5¦   0,5¦   2,6¦   5,0¦  47,1¦  61,4¦  35,7¦
¦перевозки        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦пассажиров       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦железнодорожным  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦транспортом -    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦всего, млн.долл. ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦США из них:      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦в страны СНГ     ¦   0,0¦   0,0¦   1,3¦   1,7¦  40,9¦  27,5¦  28,9¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦в страны вне СНГ ¦   1,5¦   0,5¦   1,3¦   3,3¦   6,2¦  33,9¦   6,8¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Международные    ¦   2,6¦   5,0¦  11,3¦  12,3¦  24,9¦  24,7¦  23,8¦
¦перевозки        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦пассажиров       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦воздушным        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦транспортом -    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦всего, млн.долл. ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦США из них:      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦в страны СНГ     ¦   2,1¦   1,2¦   3,7¦   2,2¦   5,6¦   5,7¦   4,6¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦в страны вне СНГ ¦   0,5¦   3,8¦   7,6¦  10,1¦  19,3¦  19,0¦  19,2¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Международные    ¦   0,4¦   0,7¦   1,2¦  14,3¦   8,0¦   8,4¦   1,1¦
¦перевозки        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦пассажиров       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦автомобильным    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦транспортом -    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦всего, млн.долл. ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦США из них:      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦в страны СНГ     ¦   0,2¦   0,1¦   0,4¦   2,0¦   0,8¦   0,7¦   0,7¦
+-----------------+------+------+------+------+------+------+------+
¦в страны вне СНГ ¦   0,2¦   0,6¦   0,8¦  12,3¦   7,2¦   7,7¦   0,4¦
¦-----------------+------+------+------+------+------+------+-------


2.2. Политика продвижения отечественных

автомобильных перевозчиков на рынок международных

пассажирских перевозок



Развитие международных автомобильных перевозок пассажиров для белорусских перевозчиков означает вступление в серьезные конкурентные отношения с зарубежными перевозчиками, зачастую объединенными под эгидой транснациональных корпораций, обладающих хорошо развитой структурой, эффективной маркетинговой политикой, налаженными связями. Например, известная фирма "Евролайнс" (штаб-квартира в Голландии) имеет 33 зарубежных представительства и использует на условиях подряда или субподряда более 3000 автобусов.

Располагая качественными транспортными средствами престижных марок и моделей (например, фирма "Интеркарс" - более 1100 собственных автобусов) и обученным персоналом, наши конкуренты в состоянии гарантировать высокий уровень обслуживания при относительно невысоких ценах, что создает привлекательные условия для пассажиров. Налаженный контроль над освоенными маршрутами со стабильными пассажиропотоками позволяет им интенсивно использовать транспортные средства, достигая годовых пробегов автобусов свыше 300 тыс.км. Для сравнения, средний годовой пробег белорусского автобуса, занятого на международных маршрутах в регулярном сообщении, за 2001 г. составил 92 тыс.км. Интенсивная эксплуатация автобусов позволяет иностранным перевозчикам в сжатые сроки рассчитываться по лизинговым платежам и активно обновлять автобусный парк, значительно снижая затраты на его ремонт и эксплуатацию.

Зарубежными компаниями широко используются практика взаимного признания билетов, системы скидок и преференций, организация стыковочных рейсов и гибких расписаний, представление исчерпывающей информации о своей деятельности в глобальной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ.

Очевидно, что эффективность деятельности иностранных перевозчиков на международных рынках обеспечивается высоким уровнем централизации организационной деятельности, полным контролем за поступлением выручки от продажи билетов (водители билеты не продают), существенно меньшими затратами на приобретение транспортных средств. В большинстве стран Европейского Союза при ввозе транспортных средств из-за границы не взимается ряд налогов и пошлин, имеющих место при таможенном оформлении и регистрации автобусов в Беларуси. Ввоз автомобильных транспортных средств в Литву, перевозчики которой являются одними из основных наших конкурентов, осуществляется вообще без налогов и пошлин.

Анализ сложившейся в Республике Беларусь ситуации позволяет констатировать, что международные автомобильные перевозки пассажиров осуществляются недостаточно системно, т.е. без целенаправленного государственного регулирования, преимущественно за счет функционирования мелких перевозчиков. Соответственно, в течение последних нескольких лет наблюдается неуклонное снижение объемов перевозок и утрата позиций белорусскими перевозчиками на рынке международных перевозок. Одновременно увеличивается присутствие на белорусском рынке иностранных перевозчиков.

Следует отметить, что завоевание отечественными перевозчиками серьезных позиций на этом рынке в обязательном порядке должно быть связано с вытеснением с рынка части иностранных перевозчиков, с установлением партнерских отношений с законопослушными зарубежными фирмами, функционирующими в этом сегменте рынка, с активным освоением новых маршрутов, а также с приобретением современных транспортных средств. Большие потенциальные возможности в плане повышения конкурентоспособности белорусских перевозчиков могут быть реализованы за счет использования автобусов марки МАЗ, при условии доведения их реальных потребительских качеств до уровня ведущих европейских аналогов и проведения разумной ценовой политики.

Освоение белорусскими автомобильными перевозчиками новых сегментов рынка международных пассажирских перевозок возможно при эффективной государственной поддержке в части принятия решений, позволяющих создать условия деятельности отечественных перевозчиков, не уступающие, а то и превосходящие условия деятельности зарубежных конкурентов, повышения уровня координации деятельности всех перевозчиков за счет создания и развития в Беларуси высокоорганизованной инфраструктуры, способной внести объединяющее начало в деятельность мелких разрозненных перевозчиков.

Таким образом, данная проблема представляет собой широкий круг взаимосвязанных правовых, экономических, технических и организационных вопросов.

Проблема носит комплексный характер, что выражается в необходимости ее государственного регулирования, т.е. непосредственном участии в ее решении республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, широкого круга транспортных и туристских организаций, иностранных и отечественных инвесторов, кредитно-финансовых, научных и общественных организаций.

Наиболее эффективно проблема развития международных пассажирских перевозок автомобильным транспортом может быть решена только при условии объединения усилий и тесного взаимодействия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов.



2.3. Система мероприятий по развитию международных

автомобильных перевозок пассажиров



Система мероприятий по развитию международных автомобильных перевозок пассажиров разработана по следующим основным направлениям:

- совершенствования нормативной правовой базы в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров;

- совершенствования и упорядочения организации международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении;

- создания условий для обеспечения стабильного финансового положения автомобильных перевозчиков, выполняющих международные перевозки пассажиров;

- создания системы информационно-статистического обеспечения международных автомобильных перевозок пассажиров;

- совершенствования форм и методов управления, контроля и допуска к международным автомобильным перевозкам пассажиров;

- развития материально-технической базы международных автомобильных перевозок пассажиров;

- проведения целенаправленной кадровой политики в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров;

- формирования маркетинговой политики в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров;

- совершенствования системы обеспечения международных автомобильных перевозок пассажиров.

Система мероприятий по развитию международных автомобильных перевозок пассажиров приведена в таблице 3.



Таблица 3



Система мероприятий по развитию международных

автомобильных перевозок пассажиров



-----+-----------------------+-----------------+-------------+--------------¬
¦  N ¦     Наименование      ¦Ответственный за ¦    Срок     ¦   Источник   ¦
¦ п/п¦      мероприятия      ¦   исполнение    ¦ исполнения  ¦финансирования¦
¦    ¦                       ¦                 ¦             ¦      <*>     ¦
List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.