Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.10.2002 N 1360 "О Государственной программе развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 7 октября 2002 г. N 5/11243



Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Государственную программу развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003 - 2010 годы (прилагается).

2. Министерству транспорта и коммуникаций:

2.1. направить Государственную программу развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003 - 2010 годы заинтересованным министерствам, другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому;

2.2. ежегодно до 25 апреля представлять Совету Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения указанной программы.

3. Министерству транспорта и коммуникаций, Белорусской железной дороге, Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству иностранных дел, Министерству внутренних дел, Министерству связи и информатизации, Государственному комитету пограничных войск, Государственному таможенному комитету, другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить выполнение Государственной программы развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003 - 2010 годы.



Премьер-министр Республики Беларусь Г.НОВИЦКИЙ



                                                 ОДОБРЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета Министров
                                                 Республики Беларусь
                                                 02.10.2002 N 1360


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ НА 2003 - 2010 ГОДЫ



ВВЕДЕНИЕ



Программа развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003 - 2010 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко от 7 июня 2002 г. N 09/48 и поручения Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. N 37/102-237.

Для отражения специфических особенностей международных пассажирских и грузовых перевозок Программа представлена в виде двух разделов: раздела развития международных автомобильных перевозок пассажиров и раздела развития международных автомобильных перевозок грузов.

В каждом из разделов предусмотрен комплекс мероприятий по созданию благоприятных правовых, организационных, экономических и технических условий для развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003 - 2010 годы, повышению их качества и эффективности.

При разработке Программы были учтены положения Закона Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", предложения по совершенствованию международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства промышленности, Министерства иностранных дел, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства спорта и туризма, Государственного таможенного комитета, Государственного комитета пограничных войск, Национального банка, Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (далее - БАМАП), Республиканского общественного объединения "Белорусский союз транспортников", Республиканского унитарного предприятия "МАЗ", а также материалы Комплексной программы развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь (одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 1999 г., N 515), Государственной программы "Дороги Беларуси" на период 1997 - 2005 годы (одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, протокол от 28 октября 1997 г., N 22), Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы (одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2000 г., N 93), Программы развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь на 2005 год (одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2001 г., N 33), Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы (одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г., N 2026).

Программа носит комплексный характер и содержит перечень, характеристики и механизмы реализации мероприятий по развитию международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозок, необходимых для устойчивого роста их объемов, повышения эффективности и качества обслуживания пассажиров.



1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ



Главная цель Программы - создание благоприятных правовых организационных, экономических и технических условий для развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов в ближайшей перспективе, а также повышение их качества и эффективности.

Для достижения этой цели требуется решение следующих задач по:

- совершенствованию государственного регулирования и управления международными автомобильными перевозками пассажиров и грузов;

- расширению и углублению международного сотрудничества с европейскими странами, странами СНГ и Балтии по осуществлению международных автомобильных сообщений на основе гармонизации отечественной нормативной правовой базы с международными конвенциями и соглашениями;

- созданию условий для повышения конкурентоспособности белорусских перевозчиков на европейском рынке автотранспортных услуг;

- созданию условий для обеспечения стабильного финансового положения автомобильных перевозчиков, выполняющих международные перевозки пассажиров и грузов;

- совершенствованию государственной системы лицензирования международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов;

- совершенствованию контроля на автомобильных дорогах за соблюдением перевозчиками требований, установленных международными конвенциями и соглашениями (законодательством Республики Беларусь) и определению мер ответственности за их нарушение;

- созданию системы информационно-статистического обеспечения международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов;

- проведению целенаправленной кадровой политики в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов;

- формированию маркетинговой политики в сфере международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов;

- совершенствованию и упорядочению организации международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении;

- совершенствованию транспортно-экспедиционного обслуживания и технологий перевозок;

- обеспечению белорусских международных автомобильных перевозчиков современными автобусами и грузовыми автотранспортными средствами;

- развитию сети автомобильных дорог, используемых для международных перевозок, и обустройству их объектами дорожного сервиса;

- обеспечению безопасности движения на магистральных автомобильных дорогах Республики Беларусь;

- повышению эффективности международных автомобильных перевозок и увеличению валютных поступлений в Республику Беларусь.

Решение вышеназванных задач будет способствовать:

- последовательной интеграции автомобильного транспорта Республики Беларусь в европейскую и мировую транспортную систему;

- укреплению конкурентных позиций отечественных автомобильных перевозчиков на международном рынке транспортных услуг;

- увеличению экспорта автомобильных транспортных услуг, налоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты, а также притока валютных средств в Республику Беларусь;

- улучшению качества предоставляемых услуг;

- повышению безопасности дорожного движения;

- сокращению простоев автотранспортных средств на автодорожных пограничных пунктах пропуска;

- снижению себестоимости международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов;

- повышению производительности автотранспортных средств.



2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ



2.1. Анализ состояния сферы международных автомобильных

перевозок пассажиров



2.1.1. Предпосылки развития международных автомобильных

перевозок пассажиров



Республика Беларусь, находясь в центре Европы, граничит с пятью государствами: Польшей на западе, Украиной на юге, Россией на востоке, Литвой и Латвией на севере. Через ее территорию проходят два международных Критских транспортных коридора (II, Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород и IX, связывающий Южную и Северную Европу).

Географическое расположение Беларуси создает объективные предпосылки для развития международных автомобильных перевозок пассажиров.

В транспортной системе Республики Беларусь автомобильный транспорт имеет с точки зрения транспортного обслуживания пассажиров неоспоримые преимущества, обусловленные его мобильностью, надежностью и гибкостью, невысокой стоимостью услуг. Экономическим преимуществом автомобильного транспорта является и быстрая окупаемость инвестиций, вкладываемых в транспортные средства.

Развитие международных автомобильных перевозок пассажиров, имея существенное значение в части обеспечения транспортных потребностей населения, может стать катализатором роста объемов туристических поездок, источником валютных и бюджетных поступлений, способно стимулировать развитие сопутствующих сфер деятельности.



2.1.2. Рынок и маршрутная сеть международных автомобильных

перевозок пассажиров



Несмотря на стратегически выгодное географическое положение, Республика Беларусь в последние годы теряет свои позиции на рынке международных автомобильных перевозок пассажиров. С 1997 г. происходит сокращение количества поездок белорусских международных перевозчиков в зарубежные страны. Если в 1997 г. было совершено 51660 поездок, то в 2001 г. их количество уменьшилось до 23932. Такая же ситуация сложилась в отношении поездок иностранных перевозчиков по территории Республики Беларусь. Так, по сравнению с 1997 г. количество поездок белорусских перевозчиков за границу уменьшилось на 53,7%, а количество поездок иностранных перевозчиков по территории Республики Беларусь - на 55,6% (рисунок 1).

Основные международные автобусные пассажиропотоки через Государственную границу Республики Беларусь распределяются по пяти главным направлениям.

Российское направление. Количество поездок белорусских перевозчиков в Российскую Федерацию в течение последних пяти лет остается практически на одном и том же уровне, что объясняется издавна сложившимися прочными культурными и экономическими связями между нашими государствами. Более того, доля поездок в Российскую Федерацию в общем количестве зарубежных поездок белорусских перевозчиков за последние пять лет возросла с 27,1% в 1997 г. до 42,1% в 2001 г., что, в первую очередь, связано с переориентацией потока так называемых деловых туристов со стран Восточной Европы и Турции на российский рынок.

На двусторонней основе между Россией и Беларусью организовано 33 автобусных маршрута в регулярном сообщении, большинство из которых функционирует ежедневно.



Динамика поездок белорусских и иностранных международных

автомобильных перевозчиков пассажиров



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 1



В последнее время белорусскими перевозчиками осваивается такой вид международных перевозок в нерегулярном сообщении, как перевозка пассажиров из Российской Федерации в третьи страны. В этом направлении активно прорабатывается северный регион России, откуда туристические группы вывозятся белорусскими перевозчиками в страны Скандинавии и Прибалтики.

Количество поездок российских перевозчиков по территории Беларуси в 2001 г. по сравнению с 1998 г. сократилось в 2,4 раза.

Прибалтийское направление. В настоящее время между Республикой Беларусь и странами Балтии организовано 38 международных автобусных маршрутов в регулярном сообщении. Поездки по этим маршрутам составляют более 80% от общего количества поездок белорусских перевозчиков в прибалтийском направлении.

Количество поездок белорусских перевозчиков в страны Балтии с 1997 г. по 2001 г. уменьшилось на 13,3%.

Количество поездок перевозчиков из Литвы и Латвии по территории Беларуси в 2001 г. по сравнению с 1997 г. уменьшилось на 68,5%. Тем не менее, именно литовские перевозчики составляют основную конкуренцию белорусским перевозчикам в сфере организации перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении из Республики Беларусь в страны Западной Европы.

Польское направление. Количество поездок белорусских перевозчиков в данном направлении с 1997 г. по 2001 г. уменьшилось в 8 раз. Такое падение пассажиропотока явилось основной причиной уменьшения общего количества поездок белорусских автомобильных перевозчиков по территории иностранных государств.

Отрицательно повлияло на снижение уровня перевозок то, что для белорусских перевозчиков на территории Польши был установлен выравнивающий сбор, введенный в ответ на местные сборы, установленные на территории Беларуси. В результате переговоров с Министерством транспорта и морского хозяйства Польши 28 июля 2001 г. этот сбор с белорусских пассажирских перевозчиков был снят, однако пока увеличения пассажиропотока не произошло.

На снижение пассажиропотока в этом направлении повлияло также изменение таможенного законодательства Республики Беларусь и введение таможенных пошлин и налогов на товары, ввозимые из-за границы.

Количество поездок польских перевозчиков по территории Республики Беларусь за аналогичный период уменьшилось в 6,1 раза.

Между Республикой Беларусь и Польшей на двухсторонней основе в регулярном сообщении организовано 36 маршрутов.

Украинское направление. За период с 1997 г. по 2001 г. количество поездок белорусских перевозчиков в двухстороннем сообщении уменьшилось на 46,5%, а украинских - на 40%. Несмотря на наметившуюся в последние пять лет тенденцию снижения количества поездок, в данном направлении активно работают перевозчики, выполняющие автобусные перевозки как в регулярном, так нерегулярном сообщении, в основном в летний период (на оздоровление и отдых).

С целью упорядочения деятельности перевозчиков на данном направлении с 15 апреля 2002 г. автобусные перевозки выполняются только по разрешениям компетентных органов обоих государств.

На двусторонней основе в регулярном сообщении между Украиной и Беларусью организовано 36 автобусных маршрутов.

Германское направление. В этом направлении только в регулярном сообщении выполняются перевозки пассажиров по 10 маршрутам. Кроме того, белорусские перевозчики на паритетной основе работают на 21 маршруте, проходящем транзитом из Российской Федерации через территорию Беларуси в Германию.

Общее количество поездок белорусских перевозчиков в Германию в 2001 г. по сравнению с 1997 г. снизилось в 3,7 раза, а немецких перевозчиков в Республику Беларусь - в 1,7 раза.

Количество поездок белорусских перевозчиков в указанных пяти направлениях составляет 95,5% от общего количества поездок по территории иностранных государств.

Таким образом, в настоящее время между Республикой Беларусь и одиннадцатью иностранными государствами на двухсторонней основе организовано 160 автобусных маршрутов в регулярном сообщении (таблица 1).

Поездки по 141 маршруту в регулярном сообщении выполняются в сопредельные государства, 19 маршрутов связывают нашу страну со странами Западной Европы и Азии.

Кроме того, через территорию Республики Беларусь проходят 60 транзитных автобусных маршрутов, выполняемых в регулярном сообщении, большинство из которых связывают Российскую Федерацию со странами Западной Европы. Белорусские международные перевозчики на условиях паритета работают на 25 транзитных маршрутах.



Таблица 1



Характеристика международных автобусных маршрутов в

регулярном сообщении



-------------+------------+------------+-------------+-------------¬
¦   Страна   ¦    Всего   ¦Организовано¦Организовано ¦Организовано ¦
¦            ¦ маршрутов в¦     на     ¦   только    ¦   только    ¦
¦            ¦ регулярном ¦ паритетной ¦белорусскими ¦иностранными ¦
¦            ¦  сообщении ¦   основе   ¦перевозчиками¦перевозчиками¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Германия    ¦     10     ¦     10     ¦      -      ¦      -      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Италия      ¦      1     ¦      1     ¦      -      ¦      -      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Казахстан   ¦      3     ¦      3     ¦      -      ¦      -      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Латвия      ¦     11     ¦      7     ¦      2      ¦      2      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Литва       ¦     26     ¦     11     ¦      4      ¦     11      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Польша      ¦     36     ¦     36     ¦      -      ¦      -      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Россия      ¦     33     ¦     33     ¦      -      ¦      -      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Украина     ¦     35     ¦     21     ¦      5      ¦      9      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Франция     ¦      2     ¦      2     ¦      -      ¦      -      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Чехия       ¦      2     ¦      2     ¦      -      ¦      -      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦Эстония     ¦      1     ¦      1     ¦      -      ¦      -      ¦
+------------+------------+------------+-------------+-------------+
¦ИТОГО:      ¦    160     ¦    127     ¦     11      ¦     22      ¦
¦------------+------------+------------+-------------+--------------


Если общее количество поездок белорусских перевозчиков по территории иностранных государств за последние пять лет сократилось на 53,7%, то количество поездок по маршрутам в регулярном сообщении уменьшилось на 42,1% (рисунок 2).



Динамика поездок белорусских и иностранных перевозчиков по

международным автобусным маршрутам в регулярном сообщении



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2



С принятием новых нормативных правовых актов в области международных автомобильных перевозок пассажиров меняются подходы к организации перевозок в регулярном сообщении. Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь разрешения на международные маршруты в регулярном сообщении выдаются строго на паритете. Даже в тех случаях, когда маршрут проходит транзитом через Республику Беларусь, но имеет остановку на нашей территории, разрешение иностранному перевозчику выдается только при условии, что к обслуживанию этого маршрута будет привлечен белорусский перевозчик. Это позволяет защитить отечественного перевозчика и не дает

возможности иностранным перевозчикам внедриться на белорусский рынок без участия транспортных организаций Республики Беларусь.

Тем не менее, применить паритет на отдельных международных автобусных маршрутах в регулярном сообщении не всегда представляется возможным, поскольку они организованы исключительно под сложившиеся на протяжении длительного времени пассажиропотоки. Это, как правило, маршруты, существующие между Республикой Беларусь и странами бывшего СССР. Так, например, между Республикой Беларусь и Литвой организовано 26 маршрутов, из которых 11 обслуживаются совместно, 11 - литовскими перевозчиками и 4 - белорусскими. Отсутствие паритета связано с тем, что большинство из этих маршрутов связывает литовские города с небольшими приграничными населенными пунктами Беларуси (Лынтупы, Юратишки, Мядель, Свирь, Гиры и др.), в которых отсутствует необходимая производственная база для выполнения международных пассажирских перевозок, а введение запрета для литовских перевозчиков нанесет ущерб прежде всего белорусским пассажирам.

Наряду с международными автомобильными перевозками пассажиров в регулярном сообщении, следует отметить тенденции в развитии перевозок в нерегулярном сообщении. Эти виды перевозок взаимно дополняют друг друга, поскольку как отдельные туристы, так и целые группы туристов все чаще используют для своих перемещений в ходе туристических поездок международные автобусные маршруты в регулярном сообщении.

Количество поездок белорусских автомобильных перевозчиков пассажиров в нерегулярном сообщении по сравнению с 1997 г. уменьшилось на 62% (рисунок 3).

Кроме специализированных автобусных транспортных организаций на рынке международных перевозок в нерегулярном сообщении успешно работают туристические фирмы, которые, как правило, содержат собственный парк транспортных средств. Поэтому указанные перевозки нередко называют туристическими.



Динамика поездок белорусских и иностранных перевозчиков

по международным автобусным маршрутам

в нерегулярном сообщении



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 3



Перевозки пассажиров автобусами в нерегулярном сообщении в большей степени, чем в регулярном, имеют сезонный характер. Рост этих перевозок совпадает с сезоном летних отпусков, продолжительными праздниками, студенческими и школьными каникулами.

Уменьшение количества международных поездок в нерегулярном сообщении связано также со значительным сокращением участников рынка туристических услуг, т.е. уменьшением как въездного, так и выездного потока туристов.

Сфера туризма, как отмечается в Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь, не занимает должного положения в экономике государства, как это происходит в развитых зарубежных странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, Республика Беларусь занимает весьма скромное место на туристском рынке и существенно отстает даже от сопредельных государств.

В Программе развития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года (утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11 января 2001 г., N 33), обращено внимание на низкий уровень сервисных услуг на основных автомагистралях и в пунктах пропуска на границе. Длительное ожидание в очередях на подъездных дорогах к пунктам пропуска создает неудобства для водителей. Необходимость перемещения автобуса по очереди лишает водителя возможности отдыха и создает дискомфорт у пассажиров.

В указанной программе обеспеченность магистральных автомобильных дорог местами временного проживания (гостиницы, мотели, кемпинги) оценивается на уровне 12,7%, автозаправочными станциями - 34%, станциями технического обслуживания - 26%, пунктами питания - 52,6% и площадками для отдыха - 83%. В настоящее время в стадии строительства находится порядка 50 объектов сервисных услуг, на 233 таких объектах идет подготовка проектной документации. Недостаточный уровень развития сервисных услуг и обустройства рекреационных зон вдоль белорусских автомагистралей отрицательно сказывается как на развитии въездного и выездного туризма, так и на развитии международных автобусных перевозок, выполняемых отечественными и иностранными перевозчиками.

Основными факторами, определяющими уровень развития международных перевозок пассажиров белорусскими перевозчиками, являются:

- состояние парка автомобильных транспортных средств;

- нормативное правовое обеспечение;

- информационно-статистическое обеспечение;

- визовый режим;

- состояние таможенных и пограничных инфраструктур, технического обустройства пунктов пропуска.



2.1.3. Парк автомобильных транспортных средств и

возможности его обновления



Ухудшение показателей работы белорусских перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок пассажиров во многом объясняется старением автобусного парка и проблемами его обновления.

С начала 90-х годов резко увеличилось число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся автомобильными перевозками пассажиров, в том числе международными. Если в 1992 г. среди них индивидуальные предприниматели составляли 35%, организации с негосударственной формой собственности - 39% и 26% - с государственной, то в настоящее время индивидуальные предприниматели составляют 66%, организации с негосударственной формой собственности - 28% и только 6% - государственные организации.

За последние 10 лет выдана 2581 лицензия на выполнение международных автомобильных пассажирских перевозок (рисунок 4), из них настоящее время действует 1665.

Для выполнения международных перевозок пассажиров используется 2217 автобусов. В структуре автобусного парка преобладают автобусы марки "Икарус" и ввезенные из-за границы бывшие в эксплуатации автобусы европейских производителей (рисунок 5).

Старение парка транспортных средств обуславливает неуклонное снижение конкурентоспособности белорусских перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок пассажиров.



Количество выданных лицензий на международные

автомобильные перевозки пассажиров



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4



Структура парка автомобильных транспортных средств,

используемых при выполнении международных перевозок

пассажиров (по маркам автобусов)



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.