Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.10.2002 N 1360 "О Государственной программе развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 5

Международные автомобильные перевозки грузов до распада СССР осуществлялись специализированным объединением "Совтрансавто", в которое входило более десятка крупных автопредприятий с численностью парка по 300 - 400 автомобилей большой грузоподъемности иностранного производства в каждом. "Совтрансавто" представляло собой стройную и эффективную систему международных перевозок и осуществляло, главным образом, доставку крупных партий внешнеторговых грузов. Иностранные перевозчики осуществляли незначительное количество рейсов. Соотношение количества рейсов между советскими и иностранными перевозчиками составляло 10:1.

После распада СССР в Республике Беларусь получили бурное развитие международные перевозки грузов. Этому способствовало переход на рыночные методы хозяйствования, либерализация внешней политики и свободный доступ развитых стран Европы к дешевому сырью стран СНГ для удовлетворения нужд своей промышленности.

В 2001 г. белорусскими перевозчиками было выполнено 465,6 тыс. поездок в 38 стран: 244,5 тыс. поездок (52,5%) в 26 стран Европы, 192,7 тыс. поездок (41,4%) в 9 стран СНГ и 28,3 тыс. поездок (6,1%) в 3 страны Балтии.

Однако, 87,0% всех поездок приходится на 6 стран: Россию (171,6 тыс. поездок, 36,8%), Польшу (112,7 тыс. поездок, 24,2%), Германию (64,9 тыс. поездок, 14,0%), Литву (24,5 тыс. поездок, 5,3%), Украину (17,1 тыс. поездок, 3,7%) и Нидерланды (14,0 тыс. поездок, 3,0%).

Рост количества поездок в 2001 г. по сравнению с 1996 г. составил 30,0%. В ближайшей перспективе ежегодное увеличение количества поездок может составить 2,0 - 3,0%.

Объем доходов, полученных белорусскими автомобильными перевозчиками от выполнения международных перевозок по разрешительной системе в 1997 г. составил 450 млн.долл. США, в 1998 г. - 480 млн.долл. США (по данным Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 гг.), а в 2001 г. оценивается суммой порядка 526,6 млн. евро, из которых 57,0% приходится на доходы от перевозок в двустороннем сообщении. Причем, объем доходов, полученных от перевозок в Республику Беларусь в 2,2 раза превышают объем доходов от перевозок из Республики Беларусь.

Это объясняется сложившимся (под диктатом иностранных экспортеров и экспедиторов) диспаритетом фрахтовых ставок на автомобильные перевозки из Республики Беларусь и в Республику Беларусь. Так, доставка грузов из Республики Беларусь во Францию, Германию, Бельгию, Нидерланды и другие страны Западной Европы обходится иностранному заказчику в 2,2 - 2,8 раза дешевле, чем белорусскому из вышеприведенных стран (приложение 1). За счет разницы тарифов в экспортном и импортном направлениях белорусские перевозчики теряют примерно 100,0 - 110,0 млн.долл. США.

В настоящее время международные автомобильные перевозки грузов осуществляют 14804 перевозчика различных форм собственности, располагающие 18025 седельными тягачами и 18683 грузовыми автомобилями (по данным РУП "Интеравтотранс"). Количество перевозчиков со статусом юридического лица с 1992 г. по 2002 г. включительно выросло в 18 раз, индивидуальных предпринимателей - в 495 раз.

Наибольшее количество перевозчиков зарегистрировано в Минской области (5955 или 40,2%), наименьшее - в Могилевской области - (1341 или 9,06%). В остальных областях количество перевозчиков колеблется от 11,84 до 14,4% (таблица 4).

8706 (58,8%) перевозчиков являются индивидуальными предпринимателями, 5106 (34,5%) - юридическими лицами с негосударственной формой собственности и 992 (6,7%) - юридическими лицами с государственной формой собственности (таблица 4).



Таблица 4



Распределение перевозчиков по видам собственности в

разрезе областей по состоянию на 01.01.2002 г.



-------------------+------+------+-------+--------+-------+-------+-------¬
¦Статус организации¦Брест-¦Витеб-¦Гомель-¦Гроднен-¦Минская¦Моги-  ¦Респуб-¦
¦                  ¦ская  ¦ская  ¦ская   ¦ская    ¦ обл.  ¦левская¦лика   ¦
¦                  ¦обл.  ¦обл.  ¦обл.   ¦обл.    ¦       ¦обл.   ¦Бела-  ¦
¦                  ¦      ¦      ¦       ¦        ¦       ¦       ¦русь   ¦
+------------------+------+------+-------+--------+-------+-------+-------+
¦Юридическое лицо  ¦  146 ¦  135 ¦   162 ¦    119 ¦  318  ¦   112 ¦   992 ¦
¦с государственной ¦------¦------¦ ------¦  ------¦------ ¦ ------¦ ------¦
¦собственностью    ¦ 6,8% ¦ 7,6% ¦  9,2% ¦   6,4% ¦ 5,3%  ¦  9,0% ¦   6,7 ¦
+------------------+------+------+-------+--------+-------+-------+-------+
¦Юридическое лицо с¦  585 ¦  462 ¦   449 ¦    512 ¦ 2693  ¦   405 ¦  5106 ¦
¦негосударственной ¦------¦------¦ ------¦  ------¦------ ¦ ------¦ ------¦
¦собственностью    ¦ 27,5%¦ 26,1%¦  25,6%¦   27,6%¦ 45,2% ¦  32,7%¦  34,5%¦
+------------------+------+------+-------+--------+-------+-------+-------+
¦Индивидуальные    ¦ 1395 ¦ 1173 ¦  1143 ¦   1227 ¦ 2944  ¦   824 ¦  8706 ¦
¦предприниматели   ¦------¦------¦ ------¦  ------¦------ ¦ ------¦ ------¦
¦                  ¦ 65,7%¦ 66,3%¦  65,2 ¦   66,0%¦ 49,5% ¦  58,3%¦  58,8%¦
+------------------+------+------+-------+--------+-------+-------+-------+
¦Всего             ¦ 2126 ¦ 1770 ¦  1754 ¦   1858 ¦ 5955  ¦  1341 ¦  14804¦
¦                  ¦------¦------¦ ------¦  ------¦------ ¦ ------¦ ------¦
¦                  ¦ 14,4%¦ 12,0%¦ 11,84%¦   12,5%¦ 40,2% ¦  9,06%¦ 100,0%¦
¦------------------+------+------+-------+--------+-------+-------+--------


Малая доля перевозчиков с государственной собственностью является следствием несовершенства лицензионной системы, налоговой политики и Закона Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь" от 28 мая 1991 года, а также отсутствия действенного контроля за работой индивидуальных предпринимателей.

Существующая лицензионная система, регулирующая доступ перевозчиков к рынку международных перевозок, носит чисто заявочный характер и не предусматривает требований, обеспечивающих народнохозяйственную эффективность этого вида деятельности, а также ответственность перевозчика за низкие результаты его деятельности как принято в других странах.

Наибольшее отрицательное влияние на развитие перевозчиков со статусом юридического лица оказывают налоги, которые в два раза больше, чем у индивидуальных предпринимателей.

Из-за вышеприведенных недостатков в нормативно-правовой базе автомобильные организации с государственной формой собственности, имеющие развитую производственную инфраструктуру, необходимое гаражное оборудование для восстановления подвижного состава и высококвалифицированных специалистов всех служб, постоянно находятся в тяжелом экономическом положении. Их экономическое положение усугубляется еще и тем, что они вынуждены обслуживать местную неплатежеспособную клиентуру, осуществлять помощь сельскому хозяйству, оказывать услуги населению по тарифам, утвержденным местными исполнительными и распорядительными органами и содержать объекты социального назначения.

Индивидуальные предприниматели - перевозчики в решении этих социальных и транспортных проблем практически не участвуют.

Общий объем международных перевозок грузов в Республике Беларусь в 2001 г. составил 5137,6 тыс.т: специализированными автотранспортными организациями перевезено 1787,6 тыс.т (в том числе организациями Минтранса - 1411,6 тыс.т), индивидуальными предпринимателями (по данным Минстата) - 3350,0 тыс.т. Производительность автотранспортного средства, принадлежащего индивидуальному предпринимателю в год составляет 384,8 т или 21 рейс. Малая производительность автотранспортных средств у индивидуальных предпринимателей объясняется низким уровнем организации перевозок и технической эксплуатации. В условиях дефицита отдельных видов разрешений их распределение должно производиться, в первую очередь, между наиболее эффективно работающими перевозчиками.

Объем перевозок организациями Минтранса постоянно увеличивается и в 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличился на 1,3%, а по сравнению с 1999 г. - на 43,8% (таблица 5).



Таблица 5



Показатели работы организаций Минтранса

за 1999 - 2001 гг.



-------+---------------+---------------+--------------+------------¬
¦ Годы ¦  Перевезено   ¦ Грузооборот,  ¦    Доходы,   ¦  Расходы,  ¦
¦      ¦ грузов, тыс.т ¦    млн.ткм    ¦   млн.руб.   ¦  млн.руб.  ¦
+------+---------------+---------------+--------------+------------+
¦1999  ¦     981,6     ¦    1137,9     ¦    9730,8    ¦   10098,4  ¦
+------+---------------+---------------+--------------+------------+
¦2000  ¦    1393,1     ¦    1244,1     ¦   28320,9    ¦   26890,1  ¦
+------+---------------+---------------+--------------+------------+
¦2001  ¦    1411,6     ¦     883,8     ¦   34175,0    ¦   45816,0  ¦
¦------+---------------+---------------+--------------+-------------


По данным анализа использования разрешений белорусскими перевозчиками, наибольший удельный вес (58,6%) в общем объеме перевозок за 2001 г. занимают перевозки в страны дальнего зарубежья (рисунок 7).



Удельный вес перевозок в страны СНГ и дальнего зарубежья



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 7



Как видно из рисунка 7 за последние 8 лет (с 1994 по 2001 г.) не сложилось устойчивого соотношения между объемами международных перевозок грузов в страны СНГ и в страны дальнего зарубежья, что является следствием часто меняющейся конъюнктуры рынка транспортных услуг.

Следует отметить, что 25,1% всех поездок белорусских перевозчиков выполняется по разрешениям в / из третьих стран, причем абсолютное большинство из них (100608 из 117275 поездок или 86,0%) - между европейскими странами и Российской Федерацией.

Увеличению объемов международных перевозок грузов белорусскими перевозчиками способствовали заключенные Республикой Беларусь с государствами Западной и Восточной Европы межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении, предоставляющие право осуществлять перевозки грузов без ограничения из указанных государств в третьи страны, если маршрут следования проходит через Республику Беларусь.

Большое значение для повышения эффективности деятельности белорусских автомобильных перевозчиков приобретает участие Республики Беларусь в работе Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). Членство Республики Беларусь в ЕКМТ позволило белорусским перевозчикам не только беспрепятственно осуществлять перевозки по многосторонним разрешениям в любую страну, входящую в ЕКМТ, но и одновременно открыло широкие возможности для работы на белорусском рынке транспортных услуг перевозчикам всех стран, являющихся членами ЕКМТ. Естественно, из-за этого значительно повысилась конкуренция на белорусском рынке транспортных услуг, которая вынуждает белорусских перевозчиков вести постоянный поиск новых направлений международных перевозок грузов. До 1997 г. белорусскими транспортными организациями перевозки грузов в Закавказье и республики Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан) практически не выполнялись или носили разовый характер, так как основные грузопотоки шли из Западной Европы на Российскую Федерацию. Однако, в связи с финансовым кризисом 1998 г. и из-за падения объемов перевозок грузов, направляющихся из стран Западной Европы в Россию, произошло увеличение поездок белорусских перевозчиков в страны Средней Азии, а также в Турцию.

Кроме транспортных рынков азиатских стран, белорусские перевозчики постепенно начинают осваивать транспортные рынки стран Северной и Северо-Западной Европы (Великобритания, Финляндия, Швеция), а также стран Балканского полуострова (Греция, Македония, Хорватия, Югославия).

В 2001 г. по сравнению с 2000 г. произошло увеличение числа поездок в следующие страны: Австрию (23%), Азербайджан (20%), Великобританию (87,5%), Германию (9,7%), Грузию (122,0%), Данию (18,6%), Испанию (21,6%), Италию (13,7%), Литву (16,8%), Польшу (2,8%), Португалию (121,0%), Турцию (128,6%), Украину (3,5%), Финляндию (73,7%), Францию (17%), Чехию (12,6%), Швейцарию (15,0%), Эстонию (10,0%), Югославию (60,7%), при снижении числа поездок в: Бельгию (3,7%), Болгарию (8,0%), Венгрию (13,4%), Грецию (9,5%), Кыргызстан (34,9%), Латвию (16,7%), Молдавию (7,1%), Нидерланды (3,5%), Румынию (19,5%), Словакию (61,0%), Словению (10,5%), Узбекистан (23,6%), Хорватию (8,7%), Швецию (11,9%).

На 2002 г. с большой долей вероятности можно прогнозировать увеличение общего количества поездок, о чем свидетельствует увеличение количества выданных разрешений и книжек МДП в первом полугодии 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. Так, за шесть месяцев с начала 2002 г. выдано 129469 книжек МДП, а за тот же период 2001 г. - 115340. Таким образом, в этом году объем выдачи книжек МДП вырос на 12%. Выдача разрешений на проезд по иностранной территории за этот же период увеличилась на 8,5%, а по российским разрешениям - на 11,7% (таблица 6).



Таблица 6



Количество выданных российских разрешений белорусским

перевозчикам за 6 месяцев с начала 2001 и 2002 года, ед.



----------------------------+----------+------------+--------------¬
¦      Вид разрешений       ¦  2001 г. ¦   2002 г.  ¦2002 / 2001, %¦
+---------------------------+----------+------------+--------------+
¦Без ограничений            ¦   20525  ¦    16680   ¦     81,27    ¦
+---------------------------+----------+------------+--------------+
¦С ограничением по Германии ¦   21298  ¦    20002   ¦     93,91    ¦
+---------------------------+----------+------------+--------------+
¦С ограничением по 8 странам¦   8012   ¦    18968   ¦    236,74    ¦
+---------------------------+----------+------------+--------------+
¦Всего                      ¦   49835  ¦    55650   ¦    111,67    ¦
¦---------------------------+----------+------------+---------------


Анализируя данные таблицы 6 можно отметить снижение темпов выдачи российских разрешений без ограничений и с ограничением по Германии, что вызвано, в первую очередь, ограниченным количеством бланков этих разрешений, выделяемых российской стороной. В то же время наблюдается рост темпа выдачи российских разрешений с ограничением по 8 странам, что связано с переориентацией перевозчиков на работу по данной категории разрешений.

Следует отметить, что также требуется рассмотрение вопроса о стоимости проезда по платной дороге М-1/Е-30 и принятия соответствующего решения.

Обобщая вышеизложенное следует выделить наиболее важные проблемы в сфере международных автомобильных перевозок грузов:

- несовершенство существующей системы налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- несовершенство существующей системы лицензирования международных автомобильных перевозок;

- значительная разница между фрахтовыми ставками на перевозку из Республики Беларусь в страны Европы и обратно;

- ограниченное выделение Российской Федерацией бланков российских разрешений на перевозки грузов в / из третьих стран, с целью защиты собственного рынка транспортных услуг и, в первую очередь, с ограничением по Германии;

- недостаточное выделение разрешений для белорусских автомобильных перевозчиков другими странами;

- освоение новых рынков экспорта транспортных услуг белорусскими международными автомобильными перевозчиками.

Кроме того, вышеприведенный анализ состояния международных автомобильных перевозок грузов свидетельствует, что показатели развития международных автомобильных перевозок грузов в государственной статистике практически отсутствуют (за исключением объемов перевозок грузов специализированными автотранспортными организациями и, в том числе, организациями Минтранса) и поэтому разработка предложений по совершенствованию государственной статистической отчетности в сфере международных автомобильных перевозок грузов является одной из основных задач Государственной Программы развития международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом.



3.2. Состояние внешнеэкономической деятельности и

нормативной правовой базы



С объявлением суверенитета Беларуси в республике началась активная работа по формированию соответствующей нормативной правовой базы международных автомобильных перевозок. Правительство Республики Беларусь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1992 г. N 249 "О выполнении обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам о международном автомобильном сообщении" возложило на Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь функции по обеспечению выполнения международных обязательств республики в указанной сфере деятельности. Автотранспортная отрасль республики целенаправленно приступила к формированию атрибутов международных отношений вначале с соседними государствами - Польшей, Россией, Литвой, Латвией и Украиной, а затем и с другими государствами.

В основу двусторонних договоров заложены рекомендации, принятые Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, и включающие так называемую "разрешительную систему" на выполнение перевозок.

В настоящее время Республика Беларусь заключила 38 соглашений в этой сфере деятельности с 33 государствами. Подписаны, но не вступили в силу соглашения с Финляндской Республикой и Грузией. Парафированы соглашения о международном автомобильном сообщении с Великобританией, Грецией, Испанией, Италией, Люксембургом, Хорватией, Швецией.

Республика Беларусь, как член ряда международных организаций и, в частности, Организации Объединенных Наций и Европейской Конференции Министров транспорта (ЕКМТ), руководствуется также принятыми в рамках указанных организаций резолюциями, в том числе по вопросам организации международных автомобильных перевозок грузов.

В настоящее время Республика Беларусь присоединилась к следующим международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим автомобильные перевозки грузов в международном сообщении:

Европейское соглашение о международных магистралях (СМА) от 15 ноября 1975 г. Вступило в силу для БССР 17 марта 1983 г.

Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. Вступила в силу для БССР 21 мая 1977 г.

Конвенция о дорожных знаках и сигналах (1968 г.) от 8 ноября 1968 г. Вступила в силу для БССР 25 июля 1978 г.

Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров от 2 декабря 1972 г. Вступила в силу для БССР 1 марта 1977 г.

Таможенная конвенция по безопасным контейнерам от 2 декабря 1972 г. Вступила в силу для БССР 6 сентября 1977 г.

Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств от 8 июля 1965 г. Вступила в силу для БССР 10 августа 1972 г.

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г. Вступило в силу для Республики Беларусь 2 октября 1993 г.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. Вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 г.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г. Вступила в силу для Республики Беларусь 5 октября 1993 г.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г. Вступило в силу для Республики Беларусь 5 мая 1993 г.

Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП), от 1 февраля 1991 г. Вступило в силу для Республики Беларусь 3 июня 1997 г.

Соглашение о единообразии условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств, от 20 марта 1958 г. Вступило в силу для Республики Беларусь 3 мая 1995 г.

Конвенция о грузовой марке (LOAD LIN ES 1966). Вступила в силу для Республики Беларусь 7 апреля 1994 г.

Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного воза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 6 декабря 1961 г. Вступила в силу для Республики Беларусь 7 августа 1998 г.

Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении расследовании и пресечении таможенных правонарушений (принято приложение Х "Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ" к Конвенции), от 9 июня 1977 г. Республика Беларусь присоединилась 19 июня 2000 г.

Конвенция о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям от 4 мая 1971 года. Вступила в силу для Республики Беларусь 15 июня 1999 г.

О массах и габаритах транспортных средств, осуществляющие межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников Содружества Независимых Государств. Соглашение. Совет глав правительств СНГ (Содружество (информационный вестник), 1992 г., N 2 (2).

О порядке транзита. Соглашение. Совет глав правительств СНГ (Содружество(информационный вестник), 1992 г., N 2 (2).

И это далеко не полный перечень. В общей сложности на государственном уровне регулирование рынка международных автомобильных перевозок осуществляется с помощью порядка ста нормативных правовых актов, направленных как на непосредственное регулирование автотранспортной деятельности, так и имеющих общеэкономический характер.

В результате проведенной работы по формированию нормативной правовой базы роль международного автомобильного транспорта в экспорте услуг страны постоянно растет.

Белорусским перевозчикам удалось закрепиться на европейском рынке транспортных услуг, обеспечить основные перевозки экспортно-импортных грузов в Республику Беларусь, повысить качество транспортного обслуживания, экспедиторских и других сопутствующих услуг, увеличить поступления в бюджет страны, а также обеспечить материальное благосостояние сотен тысяч граждан, занятых в этой сфере.

В 2001 г. экспорт услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, по данным Национального банка Республики Беларусь, составил 13,6% в общем объеме экспорта услуг. Автомобильные услуги вышли в 2001 г. на третье место в общем объеме поступлений валютной выручки от экспорта услуг и на второе место в общем объеме поступлений валютной выручки от экспорта транспортных услуг (после услуг трубопроводного транспорта), впервые опередив по этому показателю услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом (рисунок 8).



Удельный вес транспортных услуг в общем объеме

экспорта услуг за 2001 г.



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 8



Однако, в сфере внешнеэкономической деятельности остается ряд проблем, решение которых потребует изменения существующей нормативной правовой базы.

К их числу в первую очередь относятся:

1) проблемы открытия виз для белорусских водителей-международников.

В 2001 г. белорусские международные автомобильные перевозчики осуществляли перевозку грузов в 38 зарубежных стран, в 25 из которых установлен визовый въезд, а в 13 - безвизовый и куда белорусские водители-международники могут въезжать по разрешениям на проезд (дазволам). С 2003 г. к числу стран в которых установлен полномасштабный визовый режим для белорусских водителей-международников добавятся Литовская Республика (с 1 января 2003 г.) и Республика Польша (с 1 июля 2003 г.).

14 стран или 56% из общего числа стран, в которых в настоящее время установлен визовый въезд для белорусских водителей-международников, открывают для них годовые визы. Греция, Итальянская Республика, Словацкая Республика, Республика Словения, Чешская Республика, Эстонская Республика открывают для белорусских водителей-международников визы сроком на 6 месяцев. Республика Болгария, Республика Хорватия, Румыния и Швейцарская Конфедерация - на 3 месяца, а Исламская Республика Иран - только на 1 месяц.

Вообще за период с 1997 по 2001 г. число зарубежных стран с визовым въездом для белорусских водителей - международников увеличилось с 26 до 32, а с безвизовым въездом - сократилось с 21 до 15. И, как было отмечено выше, - это еще далеко не предел.

Поэтому для решения проблем в области открытия виз белорусским водителям-международникам необходимо:

- обратиться по каналам МИДа Республики Беларусь в МИДы зарубежных государств по вопросам принятия решения об открытии виз в Республике Беларусь, по вопросам увеличения сроков действия виз до 1 года, уменьшения консульского сбора и упрощения порядка оформления виз водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки;

- провести работу с компетентными органами иностранных государств (в первую очередь Венгерской Республики и Чешской Республики) об упрощении процедуры оформления виз водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки;

- с учетом введения полномасштабных визовых режимов Литовской Республикой и Республикой Польша провести работу по заключению двусторонних соглашений с соответствующими ведомствами этих государств об упрощенной процедуре оформления виз водителям, выполняющим международные автомобильные перевозки.

2) проблемы второго паспорта для белорусских водителей - международников.

В настоящее время на водителей, граждан Республики Беларусь, осуществляющих международную автомобильную перевозку грузов и пассажиров, распространяется общий порядок выдачи и обмена паспорта гражданина Республики Беларусь.

В паспорте гражданина Республики Беларусь имеется 32 страницы, в том числе 16 страниц предназначенных для наклейки виз и проставления отметок о пересечении границ государств.

В связи с прекращением действия с 1 января 2002 г. общегражданских загранпаспортов СССР, которые широко использовались водителями - международниками, проблема использования паспорта гражданина Республики Беларусь является очень актуальной. Большое количество открываемых виз и проставление отметок о пересечении границ государств, приводит к быстрому использованию 16 страниц паспорта, предназначенных для наклейки виз и проставления отметок о пересечении границ и, соответственно, к необходимости его обмена и оформления для выезда за границу. Так на практике, многие водители - международники все 16 страниц паспорта используют в течение одного года.

Потери времени на открытие виз, а так же на обмен паспортов и их оформление для выезда за границу белорусскими водителями-международниками, сегодня могут составлять до 10% времени осуществления перевозок.

Большие потери времени на открытие виз и обмен паспортов гражданина Республики Беларусь водителей - международников, приводят к простоям автотранспорта. Простои автотранспортных средств в связи с заменой паспорта и открытием виз могут достигать до 30 календарных дней за год. С учетом того, что парк подвижного состава, используемого на международных перевозках грузов, составляет свыше 18 тыс. единиц, суммарные потери от неуплаты налогов и сборов в бюджет республики могут достигать порядка 15 млн.долл. США в год.

В целях устранения вышеуказанных потерь требуется решение вопроса о наличии у водителей - международников двух паспортов или паспорта гражданина Республики Беларусь и заграничного паспорта гражданина Республики Беларусь (в случае его введения). Тем более, что, как свидетельствует мировой опыт, в ряде стран существует практика, когда у граждан, в том числе и у водителей - международников, имеются два и более заграничных паспорта. Для разрешения этой проблемы на законодательном уровне требуется внести соответствующие дополнения в Закон Республики Беларусь "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь".



3.3. Совершенствование системы лицензирования международных

перевозок и контроля за деятельностью международных

автомобильных перевозчиков



Известно, что международные автомобильные перевозки грузов являются одним из наиболее привлекательных видов предпринимательской деятельности.

За период с 1992 по 2001 г. число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов возросло почти в 32 раза.

Столь бурный рост объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, для деятельности в сфере международных грузовых автомобильных перевозок, в отличие от других отраслей экономики, не требуется значительных начальных капиталовложений, а также обеспечивается быстрая оборачиваемость вкладываемых средств.

Во-вторых, существующая система допуска перевозчиков к рынку международных грузовых автомобильных перевозок носит чисто регистрационный характер.

В-третьих, большим объемом перевозок грузов из России в страны Европы и обратно.

В результате, на этот сегмент рынка автотранспортных услуг сравнительно легко попадают субъекты предпринимательской деятельности, не располагающие специалистами с достаточным практическим опытом и профессиональной подготовкой, не имеющие надлежащих условий и финансовых ресурсов как для поддержания автотранспортных средств в состоянии, отвечающем требованиям безопасности дорожного движения и условиям коммерческой эксплуатации, так и для пополнения (обновления) своего парка автотранспортными средствами, соответствующими по своим техническим характеристикам международным стандартам.

Как следствие, при выполнении международных перевозок грузов зачастую используется устаревший подвижной состав, главным образом 1987 - 1993 годов выпуска (более 50% общей численности парка).

Использование устаревшего подвижного состава, особенно производства стран СНГ, помимо загрязнения окружающей среды, низкого уровня безопасности и удобства пользования, а также большой шумности, крайне нерентабельно в связи с большими затратами на эксплуатацию, в первую очередь из-за увеличенного расхода топлива.

На финансовое состояние перевозчиков также отрицательно влияет значительно обострившаяся рыночная конкуренция между перевозчиками, что вынуждает крупные автотранспортные предприятия зачастую применять малорентабельные тарифы или оказывать транспортные услуги по тарифам равным себестоимости перевозок. В этих условиях более конкурентоспособными оказались небольшие предприятия, а также индивидуальные предприниматели, искусственно занижающие налогооблагаемую базу за счет сокрытия фактически применяемых ими тарифов, числа выполненных ездок, а также выполнения перевозок за наличный расчет (что наиболее характерно для индивидуальных предпринимателей).

Несомненно, что разрешить все вышеназванные проблемы можно только за счет проведения государственной политики, направленной на стимулирование заинтересованности каждого международного автомобильного перевозчика в повышении эффективности и качества, предоставляемых услуг, а также на совершенствование системы государственного контроля за их деятельностью.

Для чего, в первую очередь, необходимо внести изменения в существующее Положение о порядке выдачи лицензий на осуществление деятельности на автомобильном и водном транспорте и контроле за этой деятельностью (утвержденное Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 февраля 1999 г.), учитывающие требования Закона Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" от 21 июля 2001 г.

С целью усиления контроля за деятельностью международных автомобильных перевозчиков важно также принять Закон Республики Беларусь "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", а также разработать автоматизированную систему управления, позволяющую оперативно получать, хранить и обрабатывать информацию по выданным лицензиям, лицензионным карточкам, грузовым автомобилям, прицепам и полуприцепам, эксплуатируемым на международных перевозках, договорам аренды автотранспортных средств, датам пересечения государственной границы Республики Беларусь, выданным и использованным разрешениям на проезд транспортных средств по территории иностранных государств и т.д.

Имея в распоряжении такую информацию инспекции Министерства по налогам и сборам смогут с более высокой степенью достоверности определять количество выполненных рейсов, а значит и реальную величину доходов, получаемых международными автомобильными перевозчиками, что в конечном итоге позволит увеличить поступления в республиканский бюджет.



3.4. Совершенствование финансовой, налоговой и

таможенной политики в сфере международных

автомобильных перевозок



Государственное регулирование деятельности международных автомобильных перевозчиков осуществляется преимущественно экономическими методами через создание условий для повышения их конкурентоспособности и оживления инвестиционной активности.

При проведении государственной налоговой политики в отношении автомобильных международных перевозчиков необходимо руководствоваться тем, что перевозчиков нельзя облагать более тяжелыми налогами, чем в сопредельных странах, так как транспортные средства в отличие от промышленных предприятий легко могут быть выведены за пределы республики. При этом республика потеряет значительные доходы, а граждане - несколько тысяч рабочих мест.

Для совершенствования финансовой, налоговой и таможенной политики необходимо разрешить следующие проблемы, содержащиеся как в нормативных правовых актах, касающихся только транспортной деятельности, так и в актах, имеющих общеэкономический характер:

1) Отсутствие равных условий налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также со сложностью налогового законодательства в целом.

Сложность налогового законодательства - это проблема не только международных перевозчиков, но и всей налоговой системы в целом. Связана она с большим количеством налогов, сложностью их исчисления, а также наличием различных схем налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные автомобильные перевозки грузов, в зависимости от их статуса, должны уплачивать налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды:

- по общей схеме налогообложения;

- по упрощенной схеме налогообложения для субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со среднемесячной численностью работников до 15 человек, у которых ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых величин;

- в виде единого налога с индивидуальных предпринимателей при реализации физическими лицами работ (услуг), установленного Декретом Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. N 12 "О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью".

Сравнительный анализ ставок налогов и платежей во внебюджетные фонды, уплачиваемых перевозчиками по различным схемам налогообложения показывает, что индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог в бюджет по твердой ставке, в отличии от юридических лиц, уплачивающих налоги по общей схеме налогообложения, не производят:

- отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также отчислений средств пользователями автодорог;

- отчислений в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также уплату целевых сборов;

- уплату чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и отчислений в фонд занятости;

- платежей за землю;

- уплату налога за пользование природными ресурсами (экологический налог);

- отчислений в инновационный фонд;

- уплату налога на недвижимость;

- уплату налога на прибыль;

- уплату транспортного сбора.

Основываясь на данных оценочных расчетов, можно утверждать, что индивидуальные предприниматели (в расчете на один кругорейс) уплачивают налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды в 2,1 раза меньше, по сравнению с предприятиями - юридическими лицами с численностью работающих более 15 чел. и в 1,4 раза меньше, по сравнению с предприятиями - юридическими лицами с численностью работающих менее 15 чел. Благодаря этому, индивидуальные предприниматели имеют значительно лучшие условия для расширенного воспроизводства, особенно по сравнению со специализированными автотранспортными предприятиями, находящимися в собственности государства, а также акционерными обществами с долей государственной собственности, которые располагают достаточно развитой производственной базой и вынуждены нести значительные расходы на ее содержание. Оправданность этих расходов, в конечном итоге, обуславливается необходимостью поддержания парка автотранспортных средств в состоянии, пригодном для его безопасной эксплуатации.

Из-за несовершенства существующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на международных автомобильных перевозках грузов бюджет несет большие потери.

Улучшить финансовое положение государственных специализированных автотранспортных предприятий можно за счет следующих мер:

- выделения льготных долгосрочных банковских кредитов на приобретение современных автотранспортных средств импортного и отечественного производства;

- предоставления таможенных преференций при приобретении автотранспортных средств импортного производства;

- установления льготных условий при приобретении автотранспортных средств отечественного производства по лизингу.

2) Расчеты за ГСМ наличными белорусскими рублями сверх сумм в 50 базовых величин.

Спецификой деятельности транспортных предприятий, занимающихся международными автомобильными перевозками, обусловлена необходимость осуществления расчетов наличными денежными средствами в пути следования по территории Республики Беларусь. В соответствии с пунктом 5.2 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359, "юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, расчеты наличными денежными средствами допускаются в размере, превышающем 50 базовых величин в месяц, только за услуги, связанные с этими перевозками". Соответственно определен и перечень услуг, к которым относятся: мойка транспортных средств, мелкий вынужденный ремонт транспортных средств, оформление перевозки опасных грузов, на которые требуется специальное разрешение, стоянка транспортных средств, телефонная и факсимильная связь, услуги терминала, конвоирование грузов.

Все эти виды услуг, оказываемые сторонними субъектами хозяйствования, относятся к затратам транспортных предприятий и организаций, занимающихся международными перевозками грузов.

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.