Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 24.07.2006 N 122/87 "Об утверждении Инструкции по планированию, учету затрат, калькулированию себестоимости пива, солода и безалкогольной продукции и формированию финансовых результатов в организациях, производящих указанную продукцию"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 5

услуги заводского транспорта, оказываемые сторонним организациям, капитальному строительству и непромышленным хозяйствам организаций, доставка готовой продукции до станции (пристани, порта) отправления и ее погрузка в вагоны, суда и другие транспортные средства;

лабораторные, проектные и испытательные работы, выполняемые для сторонних организаций;

часть затрат на освоение, подготовку освоения и производства, возмещаемая за счет специальных ассигнований;

б) учесть изменение остатков расходов будущих периодов: при увеличении остатка этих расходов сумма прироста вычитается из суммы затрат на производство, а при их уменьшении - прибавляется;

в) учесть изменение остатков предстоящих расходов: прирост остатка предстоящих расходов прибавляется к итогу затрат на производство, уменьшение - вычитается.

Сумма, полученная после внесения изменений, предусмотренных абзацами "а", "б" и "в", будет представлять собой затраты на производство валовой продукции.

98. На предприятиях по производству пива, солода и безалкогольной продукции остатки незавершенного производства на начало и конец года не имеют резких колебаний, и поэтому оно не планируется, а все затраты будут равны производственной себестоимости товарной продукции.

99. Для определения полной прогнозной себестоимости товарной продукции следует к ее производственной себестоимости прибавить расходы на реализацию.

Полная себестоимость товарной продукции, исчисленная исходя из общей суммы затрат на производство, должна быть равна плановой (полной) себестоимости товарной продукции в сводном расчете по технико-экономическим факторам, а также себестоимости, подсчитанной исходя из плановых калькуляций отдельных изделий и их товарного выпуска.

Для определения полной себестоимости реализуемой в плановом периоде продукции следует к полной себестоимости товарной продукции прибавить (вычесть) изменения себестоимости остатков нереализованной товарной продукции на конец базисного и планируемого периода.



Глава 23

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВЫХ КАЛЬКУЛЯЦИЙ



100. Плановая калькуляция представляет собой расчет плановой себестоимости единицы продукции (изделия), составленный по статьям затрат.

Плановые калькуляции являются одновременно заданием по уровню себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг.

Плановые калькуляции составляются на все виды и сорта продукции, включенные в производственный план предприятия.

В случаях, когда отдельные виды изделий изготавливаются в различных вариантах исполнения (упаковках, расфасовках), плановые калькуляции составляются, как правило, на каждый такой вариант.

101. На предприятиях по производству пива, солода и безалкогольной промышленности калькуляции составляются на следующие виды продукции:

солод (ячменный, ржаной);

пиво (по видам и сортам) бестарного, кегового и бутылочного розлива;

безалкогольные напитки:

а) квас бочкового розлива;

б) квас бутылочный;

в) квасные концентраты;

г) фруктово-ягодные напитки по видам и сортам;

д) соки, нектары, настойки, сиропы (плодовые, ягодные);

е) минеральные и искусственно минерализованные воды (по видам);

ж) сухие шипучие и нешипучие напитки;

з) прочие;

сопутствующая продукция из отходов:

а) углекислота;

б) пивные дрожжи (сухие);

в) белковый отстой.

102. Все затраты в плановой калькуляции рассчитывают на основе плановых норм, которые представляют собой прогрессивные технически обоснованные нормы расхода ресурсов в планируемом периоде с учетом обеспечения мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Калькуляционная единица продукции должна соответствовать измерителю, принятому в стандартах или технических условиях на данный вид продукции (изделие), и единице измерения, принятой в плане производства продукции в натуральном выражении. Калькуляционной единицей для пива и безалкогольных напитков каждого вида и сорта является одна тысяча декалитров, для минеральных вод - одна тысяча бутылок емкостью 0,5 литра, для солода - одна тонна.

Плановые калькуляции составляются также и на продукцию, изготовляемую цехами вспомогательных производств, за исключением случаев, когда продукция этих цехов вырабатывается в небольшом количестве и полностью потребляется внутри предприятия. Калькуляция составляется по форме, приведенной в приложении 16.

103. Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, технологическое топливо и энергию в основном производстве при составлении плановых калькуляций определяются на основе данных об объеме производства отдельных изделий и технически обоснованных норм расхода материальных ресурсов на единицу продукции или работ (норм выхода или извлечения продукции из исходного сырья), установленных для планируемого года с учетом предусмотренных в плане изменений в технике, технологии и организации производства. Эти нормы используются как при составлении сводной сметы затрат на производство, так и при разработке плановых калькуляций.

В плановых расчетах могут использоваться укрупненные натуральные нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции или групповые нормы, разрабатываемые для применения на ряде рабочих мест (участков, цехов и т.п.), имеющих одинаковые или сходные производственные условия, потребляющих однородное сырье или материалы и вырабатывающих одинаковую продукцию.

На основе натуральных расходных норм и действующих цен на потребляемое сырье, материалы и топливо и относящихся к ним транспортно-заготовительных расходов определяются расходные нормы в стоимостном выражении (с учетом исключения стоимости возвратных отходов). Расход энергии оценивается исходя из средней стоимости соответствующих видов энергии, складывающейся на предприятии из действующих тарифов на покупную энергию и плановой себестоимости энергии, вырабатываемой энергетическими цехами.

На предприятиях с широкой номенклатурой готовой продукции (пиво, фруктовые воды, сиропы, экстракты) в плановых расчетах могут использоваться сводные нормы расхода сырья, материалов, топлива и энергии на технологические нужды в стоимостном выражении на продукцию в целом. В этом случае расчет затрат на сырье, материалы, топливо и энергию составляется исходя из номенклатурного плана производства и сводных норм материальных затрат в стоимостном выражении.

Планирование затрат на основную заработную плату производится в зависимости от системы оплаты труда работников, непосредственно занятых в производстве соответствующего вида продукции, при сдельной оплате труда основой для планирования расходов на основную заработную плату являются плановые нормы затрат труда (нормы выработки) и сдельные расценки, при повременной оплате - нормативные ставки основной заработной платы, рассчитанные исходя из перечня рабочих мест, норм их обслуживания, заработной платы работников и планируемого объема производства соответствующих видов продукции.



Глава 24

ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ



104. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли или убытка. Прибыль - это конечная цель предприятия и важнейший показатель эффективности его работы. Поэтому информация, касающаяся уровня и динамики прибыли, вызывает повышенный интерес как со стороны менеджмента предприятия и его владельцев, так и у потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров. Анализ финансовых результатов позволяет дать оценку деятельности предприятия, определить влияние на прибыль внешних и внутренних факторов, выявить резервы и разработать мероприятия по увеличению прибыли. Анализ финансовых результатов используется как инструмент контроля за выполнением бюджета предприятия, проводится при составлении пояснительной записки к годовому отчету и разработке бизнес-планов.

105. Оценка показателей финансовых результатов предполагает:

проведение расчетов по определению балансовой прибыли, прибыли от реализации (продаж), финансовых результатов от операционных и внереализационных доходов и расходов, прибыли до налогообложения (прибыль отчетного года до начисления налогов, сборов и платежей, производимых из прибыли), чистой прибыли;

расчет темпов роста показателей финансовых результатов;

изучение формирования балансовой прибыли (убытка), прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли в абсолютном изменении по сравнению с базовым периодом и планом;

расчет структуры прибыли до налогообложения и ее динамики;

обоснование и количественное определение факторов изменения балансовой прибыли;

обоснование и количественное определение факторов изменения прибыли от реализации (продаж);

обоснование и количественное соизмерение факторов изменения прибыли до налогообложения: за счет факторов изменения прибыли от продаж; за счет прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов; за счет прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов;

выявление и количественное соизмерение резервов роста прибыли;

оценку факторов формирования чистой прибыли и резервов ее повышения.

Для анализа доходов и расходов, связанных с видами деятельности, указанными в уставе, а также для определения финансового результата по ним используются данные по счету 90 "Реализация". В процессе анализа факторов изменения прибыли от реализации изучаются данные по субсчетам: 90-1 "Выручка от реализации", 90-2 "Себестоимость реализации", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы", 90-5 "Прочие налоги и сборы из выручки", 90-6 "Экспортные (вывозные) пошлины", 90-9 "Прибыль / убыток от реализации" и др.

Для анализа чистой прибыли используется счет 99 "Прибыли и убытки" и счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Операционные доходы и расходы анализируются по счету 91, внереализационные доходы и расходы - по счету 92. В процессе анализа используются данные открытых к счету 92 "Внереализационные доходы и расходы" субсчетов: 92-1 "Внереализационные доходы", 92-2 "Внереализационные расходы", 92-3 "Налог на добавленную стоимость", 92-4 "Прочие налоги и сборы из внереализационных доходов", 92-9 "Сальдо внереализационных доходов и расходов" и др.

106. Исходные данные для примера анализа прибыли от реализации (продаж), прибыли отчетного года (прибыли до налогообложения), чистой прибыли использованы согласно приложению 17.

Анализ абсолютного изменения и темпов роста прибыли производится согласно приложению 18.

На основе данных согласно приложению 18 можно сделать вывод о том, что предприятие в отчетном периоде имело рост показателей финансовых результатов: прирост выручки, прибыли до налогообложения, чистой прибыли отчетного года и т.д. Чистая прибыль предприятия возросла по сравнению с предыдущим годом на 109,01%, по сравнению с планируемой - на 104,7%. Однако не выполнен план по приросту прибыли от реализации (продаж) продукции на 19,3% (145,98 - 165,28).

Анализ структуры прибыли отчетного года производится согласно приложению 19.

Как видно из данных согласно приложению 19, наибольший удельный вес в прибыли отчетного года занимает прибыль от реализации. Поэтому при оценке финансовых результатов в первую очередь необходимо рассчитать факторы (причины) изменения прибыли от реализации в количественном отношении.

Анализ факторов изменения валовой прибыли производится согласно приложению 20.

Анализ структуры факторов изменения прибыли производится согласно приложению 21.

К факторам изменения прибыли от реализации (продаж) относятся все четыре фактора изменения прибыли плюс (минус) изменения фактических коммерческих и управленческих расходов по сравнению с плановыми.

Анализ финансового результата от реализации продукции включает также изучение влияния количества и прибыльности отдельных видов реализованной продукции согласно приложению 22.

Заключительным этапом анализа прибыли от реализации является определение резервов ее роста. При анализе резервов увеличения прибыли от реализации изучаются динамика роста объема реализации, а также динамика себестоимости реализованной продукции, работ и услуг и выявляются их тенденции.

Сумма резервов снижения себестоимости (увеличения прибыли) за счет уменьшения управленческих и коммерческих (условно-постоянных) расходов определяется по формуле



                         дП   = Q x (-дС ),
                           су           п


     --------------------------------
     д - греческая буква "дельта"


где  дП    -  прирост  прибыли  за  счет  снижения  себестоимости  в
       су


результате  уменьшения  управленческих  и  коммерческих  расходов  в
себестоимости единицы изделия, тыс.руб.;
     Q  - реализация продукции в натуральном выражении, шт., м, кг и
т.д.;
     дС    -  снижение  управленческих  и  коммерческих  расходов  в
       п


себестоимости единицы продукции.


Расчет резервов роста прибыли за счет управленческих и коммерческих расходов производится согласно приложению 23.

Расчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости по переменным затратам на единицу реализуемой продукции производится согласно приложению 24.

Влияние повышения качества продукции на прибыль определяется по формуле



            +/-дП  = [(Ц      - С ) - (Ц   - С )] x Q,
                 к      пос.к    2      дк    1


     --------------------------------
     д - греческая буква "дельта"


где  +/-дП   - прирост  (снижение)  прибыли  от  повышения  качества
           к


продукции, тыс.руб.;
     Ц    -  средняя  цена  единицы  определенного вида продукции до
      дк


повышения ее качества, тыс.руб.;
     Ц       -  средняя  цена  определенного  вида  продукции  после
      пос.к


повышения ее качества, тыс.руб.;


     С ,  С   -  себестоимость  единицы  изделия до и соответственно
      1    2


после повышения качества продукции, тыс.руб.;
     Q  -  объем  реализации продукции после повышения ее качества в
натуральном выражении на планируемый период, шт.

Расчет резервов роста прибыли за счет повышения качества реализуемой продукции производится согласно приложению 25.

Обобщение резервов увеличения суммы прибыли производится согласно приложению 26.

Обобщающий анализ факторов изменения чистой прибыли производится согласно приложению 27.



Раздел III

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, ТОВАРОВ

(РАБОТ, УСЛУГ) И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНЫХ КАЛЬКУЛЯЦИЙ



Глава 25

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО



107. На предприятиях по производству пива, солода и безалкогольной продукции устанавливается попередельный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по бесполуфабрикатному варианту (за исключением полуфабрикатов солода, соков, настоев, экстракта) согласно приложению 28.

108. Позаказный метод учета затрат на производство продукции, работ, услуг может применяться во вспомогательных производствах (например, ремонтные мастерские).

При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенные количество продукции (изделий), объем работ и услуг.

Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров (кодов) заказов. Отнесение затрат на заказ осуществляется в строгом соответствии с присвоенным номером (кодом) заказа. Использование материалов и деталей, оформленных к одному заказу, для другого заказа не допускается. Контроль за затратами и правильным оформлением первичных документов ведется в соответствии с нормативно-технической документацией. В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции.

Обычно заказы открываются на количество изделий, выпуск которых предусмотрен в течение месяца. Если одинаковые изделия с длительным циклом изготовления запускаются в производство в разные периоды, то на каждое изделие следует открывать отдельный заказ.

Учет затрат по изготовлению вновь осваиваемых изделий в начальном периоде производства осуществляется позаказным методом. По мере освоения технологии производства учет этих изделий должен быть переведен на нормативный метод.

До тех пор пока конкретный заказ полностью не выполнен, все производственные расходы по нему (как отчетного периода, так и предшествующих) отражаются в незавершенном производстве. По окончании выполнения заказа все накопленные по нему затраты списываются на выпуск продукции. Фактическая себестоимость единицы изделия или работ исчисляется по окончании выполнения заказа в полном объеме путем деления суммы затрат, учтенных по статьям калькуляции, на количество изготовленных по этому заказу изделий (работ). При применении позаказного метода учета затрат на производство должны быть использованы основные элементы нормативного учета - своевременное выявление отклонений фактических расходов от текущих норм и учет изменений норм. При организации учета затрат на производство предприятие может применять бесполуфабрикатный вариант, то есть без отражения в системном учете себестоимости полуфабрикатов своего производства, или полуфабрикатный вариант - с отражением себестоимости в системе счетов бухгалтерского учета при передаче полуфабрикатов своего производства из одного подразделения в другое.

109. При полуфабрикатном варианте учета передачу полуфабрикатов собственного производства из одного подразделения предприятия в другое следует отражать в учете, как правило, по фактической себестоимости.

Допускается учитывать их в текущем порядке по расчетной себестоимости полуфабрикатов с последующим доведением до фактической себестоимости.

110. На предприятиях с цеховой структурой управления учет затрат должен обеспечивать выделение в себестоимости продукции затрат отдельных цехов. На предприятиях с бесцеховой структурой управления сводный учет затрат на производство ведется по группам изделий и заказам в целом по предприятию.

111. Учет затрат на производство осуществляется в системе бухгалтерских счетов, предусмотренных Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 89 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 104, 8/9975) (далее - Типовой план счетов).

Необходимо производить разделение затрат на прямые и косвенные. Прямые расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, и расходы вспомогательных производств, а также косвенные расходы, связанные с управлением основного производства, и потери от брака отражаются на счете 20 "Основное производство" и счете 23 "Вспомогательные производства". Прямые расходы списываются на счет 20 и счет 23 со счетов 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.

Косвенные расходы в полном объеме распределяются ежемесячно на счет 20 и 23 (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказали услуги на сторону) со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы", потери от брака - со счета 28 "Брак в производстве".

Суммы фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг переносятся со счета 20 и 23 на счета 40 "Выпуск готовой продукции, работ, услуг", 45 "Товары отгруженные" или 90 "Реализация".



Глава 26

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ



112. Задачами учета материалов (сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, топлива и запасных частей) на предприятиях по производству пива, солода и безалкогольной продукции являются:

правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;

контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;

контроль за соблюдением установленных норм запасов;

систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

своевременное выявление ненужных и излишних материалов для их реализации.

Учет материалов на складах, в производстве и в бухгалтерии организуется и ведется под руководством главного бухгалтера.

113. Критериями оценки эффективности учета материальных затрат на предприятиях по производству пива, солода и безалкогольной продукции являются:

оперативность и достоверность количественного учета на складах, который ведется материально ответственными лицами в складских карточках или других регистрах;

систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно в местах хранения за правильностью и своевременностью документирования складских операций по движению материалов, а также ведения складского учета;

осуществление бухгалтерского учета материальных ценностей в денежном выражении по учетным ценам (плановой себестоимости, планово-расчетным ценам, оптовым ценам) в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест хранения - складов и кладовых (материально ответственных лиц) и групп материалов, а также в разрезе номенклатурных номеров;

соответствие между оперативным складским и бухгалтерским учетом по показателям количественного и суммового учета.

114. Стоимость тары и упаковочных материалов (кроме возвратной тары) сверх оптовой цены сырья и материалов, принимаемых от поставщиков с материалами, а также расходы на ее ремонт также должны относиться на себестоимость приобретаемых или заготавливаемых материалов за вычетом стоимости тары по цене возможного использования.

Стоимость возвратной тары и расходы на ее ремонт не относятся на себестоимость приобретаемых сырья и материалов, а учитываются на счете "Материалы" (субсчет "Тара и тарные материалы"). По мере возврата этой тары поставщикам стоимость ее списывается на счета реализации. В тех случаях, когда стоимость тары включена в оптовую цену сырья и материалов, из общей суммы затрат на их приобретение исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом расходов на ее ремонт).

115. Бухгалтерский синтетический учет материальных ценностей осуществляется на счетах и субсчетах, установленных Типовым планом счетов с учетом требований Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. N 191/263 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 23, 8/10516).

Движение сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и тому подобных ценностей организации (в том числе находящихся в пути и на переработке) учитывают на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

В синтетическом учете материальные ценности отражаются по фактической себестоимости, под которой понимается их стоимость по ценам приобретения или заготовления, включая наценки, уплачиваемые снабженческим и сбытовым организациям, и расходы по заготовке и доставке на склады предприятия этих ценностей.

На предприятиях по производству пива, солода и безалкогольной продукции, приобретающих в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию, в фактическую ее себестоимость включаются основная закупочная (заготовительная) стоимость, а также все заготовительно-складские расходы, отражаемые на синтетическом счете того же наименования (включая расходы по заготовке и доставке, проценты по кредитам). Проценты по кредитам включаются по правилам в соответствии с пунктом 23 настоящей Инструкции.

Организации, учитывающие ценности по учетным ценам, используют счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". На данном счете отражается разница между учетной ценой и фактической себестоимостью приобретаемых материальных ресурсов.

116. К счету 10 "Материалы" могут быть открыты субсчета:

10-1 "Сырье и материалы";

10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";

10-3 "Топливо";

10-4 "Тара и тарные материалы";

10-5 "Запасные части";

10-6 "Прочие материалы";

10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";

10-8 "Строительные материалы";

10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";

10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";

10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации";

другие субсчета.

На субсчете 10-1 "Сырье и материалы" учитываются наличие и движение сырья и основных материалов (в том числе строительных - у подрядных организаций), которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки.

На субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали" отражается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат труда по их обработке или сборке. Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 "Товары".

На субсчете 10-3 "Топливо" учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива. Используемые как топливо отходы, полученные в процессе производства (древесные опилки, обрезки), также отражаются по субсчету 10-3 "Топливо". При использовании кредитных карт на нефтепродукты учет их поступления и расходования также осуществляется на данном субсчете. Кроме того, нефтепродукты должны быть учтены по местам хранения - на складах и в баках транспортных средств. В связи с этим могут быть открыты следующие аналитические счета к субсчету 10-3 "Топливо": "Топливо на складах", "Топливо по кредитным картам", "Топливо в баках транспортных средств".

На субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы" учитываются наличие и движение всех видов тары (кроме используемой организацией как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 "Сырье и материалы". Учет тары на тарных складах организуют по ее видам, исходному материалу и категориям.

117. Организации пищевой промышленности включают в себестоимость готовой продукции стоимость стеклянной тары с учетом цены новой и возвратной стеклянной тары в пределах сложившихся норм ее потребления.

Предприятиям, производящим пиво и безалкогольную продукцию, разницу от приобретения стеклянной тары по более высоким оптово-отпускным ценам, чем залоговая, разрешено включать в себестоимость продукции (письма Департамента цен при Госэкономплане Республики Беларусь от 8 февраля 1993 г. N 81-4/6-97 и Министерства финансов Республики Беларусь от 9 июня 1993 г. N 09-13/269). Тара, которая не относится к оборотной, включается в себестоимость продукции по цене приобретения по статье "Вспомогательные материалы".

На основании вышеизложенного у предприятий, производящих пиво и безалкогольную продукцию, к внереализационным расходам относятся убытки по операциям с тарой, за исключением отражения в учете разницы между ценой приобретения и залоговой ценой многооборотной стеклянной тары.

Пример отражения в учете приводится ниже.

Предприятие покупает у производителя бутылки стеклянные емкостью 0,5 л для розлива пива по цене 118 руб., в том числе НДС - 18 руб.

На такую бутылку в соответствии с прейскурантом установлена залоговая цена 93 руб. Залоговые цены включают в себя НДС. В нашем примере НДС в залоговой цене составит 14 руб. (93 / 118 x 18), а залоговая цена без НДС - 79 руб.



Отражение в учете операций со стеклянной тарой у предприятия производится бухгалтерскими записями согласно приложению 29.

Разница между стоимостью новой стеклянной тары и ее залоговой ценой учитывается на отдельном счете аналитического учета по счету 26 "Общехозяйственные расходы" и списывается на себестоимость только той продукции, которая выпущена в таре, на которую устанавливаются залоговые цены.

На субсчете 10-5 "Запасные части" учитываются готовые детали, узлы, используемые для замены изношенных при проведении ремонтов, а также шины транспортных средств в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах. Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитываются наличие и движение отходов производства; неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 "Топливо".

На субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки. Аналитический учет материалов, переданных в переработку, организуется в разрезе предприятий, перерабатывающих переданные им материалы, и должен обеспечить контроль за операциями по переработке материалов на этих предприятиях.

На субсчете 10-8 "Строительные материалы" организациями-застройщиками учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства.

На субсчете 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" учитываются наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

На субсчете 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" учитываются поступление, наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящихся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" учитываются наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" отражаются перенос стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции, работ, услуг в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат и списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета 91 "Операционные доходы и расходы".

Для учета начисленного износа к счету 10 "Материалы" открывается субсчет 10-13 "Износ предметов". Погашение стоимости предметов производится путем начисления износа с отражением по дебету затратных счетов и кредиту субсчета 10-13. Предметы учитываются на субсчетах 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" по первоначальной стоимости.

Либо предметы на счете 10 "Материалы" учитываются по остаточной стоимости, а погашение их стоимости (начисление износа) производится по дебету затратных счетов и кредиту субсчетов 10-9, 10-11.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 105, 5/9328), и постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2004 г. N 41 "Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 70, 8/10863) установлен лимит стоимости имущества, являющегося средствами труда и относящегося к отдельным предметам в составе оборотных средств (далее - предметы). Кроме того, к основным средствам не относятся предметы, определенные в подпункте 13.7 пункта 13 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. При этом для сравнения с лимитом стоимость предметов принимается без налога на добавленную стоимость (кроме предметов, приобретаемых организациями, финансируемыми из бюджета, за счет средств соответствующих бюджетов, по которым стоимость предметов определяется с учетом налога на добавленную стоимость).

Стоимость предметов, указанных в подпункте 13.7 пункта 13 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, учитывается на соответствующих субсчетах счета 10 "Материалы" и переносится на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в следующем порядке:

по специальным инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы) - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет;

стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа;

по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), - погашается ежемесячно исходя из сроков их службы (в соответствии с законодательством);

по остальным предметам - в соответствии с учетной политикой организации:

в размере 50 процентов стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 процентов стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их за непригодностью; или в размере 100 процентов - при выбытии их за непригодностью;

по предметам до одной базовой величины списывается единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию. Материально ответственными лицами учет указанных предметов осуществляется в количественном выражении.

Конкретный вариант переноса стоимости предметов определяется руководителем предприятия и оговаривается в приказе об учетной политике предприятия.

118. В зависимости от принятой в организации учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и / или 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования данных счетов.

В случае использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" на основании поступивших в организацию расчетных документов акцептуются счета поставщиков по покупной стоимости с учетом расходов по приобретению (фактическая себестоимость) и делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов. При этом запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производится независимо от того, поступили материальные ценности в организацию или находятся в пути.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" по учетным ценам. Сумма разницы между фактической стоимостью приобретения (заготовления) материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается с кредита (дебета) счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в дебет (кредит) счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.