Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 24.07.2006 N 122/87 "Об утверждении Инструкции по планированию, учету затрат, калькулированию себестоимости пива, солода и безалкогольной продукции и формированию финансовых результатов в организациях, производящих указанную продукцию"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 7

по вновь вводимым объектам - на дату их постановки на учет;

по объектам, применительно к которым изменялись условия и порядок начисления амортизации, - на дату каждого изменения.

В графе "Отчетный год" проставляется цифровое обозначение отчетного года (например, 2005). В графе "Период начисления амортизации без изменения условий" указывается (карандашом) промежуток времени, в течение которого не планируется изменений первоначально (на начало отчетного года) установленного порядка начисления амортизации по объекту (например, 01.01 - 31.12). Далее заполняется графа "Дополнительные исходные данные для начисления амортизации". Особенности ее заполнения зависят от того, числился ли объект в учете на дату открытия ведомости или ведомость открывается на объект, вновь введенный в эксплуатацию. Если объект числился в учете по состоянию на дату открытия ведомости, соответствующие данные вносятся в графы "Амортизируемая (недоамортизированная) стоимость", "Нормативный срок службы (остаточный нормативный срок службы)", "Срок полезного использования (остаточный срок полезного использования)" (по объектам, участвующим в предпринимательской деятельности), "Способ (метод) начисления амортизации", "Поправочный(е) коэффициент(ы)" (при его (их) применении), "Коэффициент ускорения" (при принятии нелинейного способа начисления амортизации). В качестве документа-основания указывается протокол заседания комиссии по проведению амортизационной политики, которым для данного объекта были установлены остаточный срок полезного использования, способ и метод начисления амортизации, применяемые коэффициенты. При открытии ведомости на вновь вводимый объект - графы "Остаточный нормативный срок службы", "Остаточный срок полезного использования" (по объектам, участвующим в предпринимательской деятельности).

При выборе для объекта (как числящегося по состоянию на дату открытия ведомости, так и вновь введенного) производительного способа начисления амортизации графы "Остаточный нормативный срок службы", "Остаточный срок полезного использования", "Поправочный(е) коэффициент(ы)", "Коэффициент ускорения" не заполняются.

Исходя из внесенной информации о принятых нормативных сроках службы или сроках полезного использования рассчитывается норма амортизационных отчислений - годовая и месячная (значение годовой нормы делится на 12). Исходя из местонахождения объекта и особенностей его функционирования вписывается код счета (субсчета) для отнесения амортизационных отчислений. Рассчитывается (линейным и нелинейным способами) сумма амортизационных отчислений, подлежащая начислению за месяц, при выборе производительного способа определяется величина амортизационных отчислений на единицу использования ресурса, значения названных показателей вносятся в соответствующие графы ведомости. Если в течение отчетного года условия начисления амортизации не изменялись, по его окончании рассчитывается фактически начисленная сумма амортизационных отчислений за год и нарастающим итогом с начала эксплуатации объекта. При ее определении принимается в расчет и переоценка амортизационных отчислений, данные о проведении которой также вносятся в ведомость (в отдельной строке, относящейся к отчетному году). Информация о периодах, в течение которых амортизация не начисляется: нахождение объекта на консервации сроком до 1 года; от начала до завершения модернизации; реконструкция; частичная ликвидация; дооборудование; достройка; техническое диагностирование и соответствующее освидетельствование, оформленные в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, - вносится в ведомость отдельной строкой. При этом в графе "Сумма амортизационных отчислений, подлежащая начислению за месяц отчетного года" ставится прочерк. Любое изменение в течение отчетного года значений показателей, применяемых для начисления и отражения в учете амортизации:

амортизируемой (недоамортизированной) стоимости;

нормативных сроков службы или сроков полезного использования (пересмотр оформляется протоколом заседания комиссии по проведению амортизационной политики);

ресурса объекта;

значений поправочных коэффициентов (оформляется протоколом заседания комиссии по проведению амортизационной политики);

кода счета (субсчета) для отнесения амортизационных отчислений -

приводит к изменению нормы и суммы амортизационных отчислений и должно быть отражено в нижеследующих строках ведомости, относящихся к тому же отчетному году.

Если один объект основных средств одновременно (в разных своих частях) используется и не используется в предпринимательской деятельности, сведения, касающиеся разных частей объекта, изначально отражаются в отдельных строках ведомости в установленном порядке.

Исходя из данных ведомостей рекомендуется ведение разработочных таблиц (далее - таблица) "Расчет амортизации основных средств за месяц" и "Расчет амортизации нематериальных активов за месяц", каждая таблица состоит из четырех разделов.

Заполнение раздела 1 таблицы "Расчет амортизационных отчислений линейным и нелинейным способами по объектам, поступившим и выбывшим в прошлом месяце" имеет следующие особенности:

основным признаком группировки поступивших и выбывших объектов является место их нахождения (подразделение организации);

при поступлении в одно подразделение объектов одного наименования, имеющих одинаковую стоимость, применительно к которым установлены идентичные условия и порядок начисления амортизации, информацию об этих объектах допускается объединять и отражать в одной строке раздела 1;

для заполнения раздела 1 под амортизируемой стоимостью понимается: по объектам, введенным в эксплуатацию в 2003 году и позже, - первоначальная, восстановительная или недоамортизированная стоимость; по объектам, введенным в эксплуатацию до перехода на новую амортизационную политику и выбывающим в 2005 и последующих годах, по которым с даты перехода до момента выбытия условия и порядок начисления амортизации не изменялись, - недоамортизированная стоимость по состоянию на дату перехода на новую амортизационную политику с учетом проведенных переоценок; по объектам (вне зависимости от даты ввода в эксплуатацию), применительно к которым после перехода на новую амортизационную политику меняются условия и порядок начисления амортизации, - недоамортизированная стоимость на дату последнего изменения с учетом проведенных переоценок.

Рассчитанные суммы амортизационных отчислений от стоимости поступивших в подразделение и выбывших из него в прошлом месяце объектов разносятся в дебет соответствующего счета со знаком "плюс (+)" по поступившим объектам или со знаком "минус (-)" по выбывшим объектам. После завершения разноски подсчитываются итоги в разрезе счетов, в дебет которых относятся амортизационные отчисления, по подразделению и в целом по организации. Раздел 2 таблицы "Расчет амортизационных отчислений линейным и нелинейным способами по объектам, применительно к которым в предыдущем месяце изменились условия начисления амортизации и порядок отражения амортизационных отчислений" предназначен для обособленного отражения проведенного организацией пересмотра способов и методов начисления амортизации, нормативных сроков службы и срока полезного использования, соответствующих коэффициентов и других условий, в том числе находящих выражение в изменении кода счета, в дебет которого относят амортизационные отчисления. В разделе 2 таблицы все изменения, отражающие особенности начисления амортизации, показываются дважды:

как условное выбытие объекта, которому были присущи прежний порядок условия начисления амортизации (со знаком "минус (-)"), и как условное оприходование (со знаком "плюс (+)") того же объекта с теми же неизменными характеристиками (реквизитами), которому присущи уже новые условия и порядок начисления амортизации. Если изменения в условиях и порядке начисления амортизации приводят к тому, что после уточнения амортизационные отчисления рассчитываются исходя из иной амортизируемой стоимости или иной нормы амортизационных отчислений или относятся в дебет другого счета, в одной строке отражаются амортизируемая стоимость, норма амортизационных отчислений, код счета, применяемые до изменения, и ранее начисляемая за месяц сумма амортизационных отчислений со знаком "минус (-)", а в другой строке - те же реквизиты, установленные после изменения, и сумма амортизационных отчислений, рассчитанная исходя из нового порядка, со знаком "плюс (+)". Особенностью заполнения раздела 3 таблицы "Расчет амортизационных отчислений по объектам, применительно к которым принят производительный способ начисления амортизации" является то, что амортизационные отчисления рассчитываются по каждому из объектов, к которому применяется производительный способ начисления амортизации (объекты не объединяются).

В случае применения производительного способа амортизационные отчисления по поступающим и выбывающим объектам отражаются в месяце их поступления и выбытия в пределах фактически использованного ресурса. Раздел 4 таблицы "Сводный расчет амортизационных отчислений за отчетный месяц" является обобщающим и дает возможность рассчитать сумму начисленной амортизации в целом по организации в разрезе корреспондирующих счетов. При автоматизированном учете основных средств и нематериальных активов по форме таблиц должны быть составлены выходные машинограммы.

В соответствии с главой 7 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств нематериальных активов организации вправе предусмотреть в своей учетной политике индексацию амортизационных отчислений, рассчитываемых линейным способом от стоимости объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности. Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств нематериальных активов установлен различный порядок индексации амортизационных отчислений применительно к объектам основных средств:

числящимся на балансе организации по состоянию на 1 января отчетного года;

введенным в эксплуатацию в отчетном году.

Амортизационные отчисления от стоимости объектов, числящихся на балансе организации по состоянию на 1 января отчетного года, индексируются ежемесячно.

Составляется следующий расчет: начисленная за месяц сумма амортизации объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, умножается на индекс изменения цен на продукцию производственно-технического назначения за отчетный месяц по отношению к декабрю предыдущего года, публикуемый Министерством статистики и анализа Республики Беларусь в месяце, следующем за отчетным (вне зависимости от уровня потребительских цен). Изложенный порядок применяется ко всем числящимся на балансе организации по состоянию на 1 января отчетного года объектам основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, амортизация по которым начисляется линейным способом, в том числе к тем объектам, амортизируемая стоимость которых в течение отчетного года изменялась по причинам проведения их модернизации; реконструкции; частичной ликвидации; дооборудования; достройки; технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ. Индексация амортизационных отчислений от стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию в отчетном году, производится также ежемесячно. Сумма амортизационных отчислений от стоимости объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, введенных в эксплуатацию в отчетном году, умножается на индекс изменения цен на продукцию производственно-технического назначения за отчетный месяц по отношению к месяцу ввода в эксплуатацию этих объектов. В бухгалтерском учете сумма индексации отражается по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (субсчет учета коммерческой деятельности), 44 "Расходы на реализацию" в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный фонд" (субсчет "Индексация амортизационных отчислений"). Сумма начисленной индексации принимается в расчет при определении величины амортизационного фонда воспроизводства основных средств. При проведении переоценки на сумму индексации делается запись по дебету субсчета "Индексация амортизационных отчислений" счета 83 "Добавочный фонд" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств". При превышении начисленной за год суммы амортизационных отчислений с учетом их ежемесячной индексации над суммой амортизации, полученной по результатам переоценки основных средств, на величину превышения делается сторнировочная запись по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (субсчет учета коммерческой деятельности), 44 "Расходы на реализацию" в корреспонденции с кредитом субсчета "Индексация амортизационных отчислений" счета 83 "Добавочный фонд". Одновременно производятся пересчет и корректировка суммы начисленного за год амортизационного фонда сторнировочной записью по дебету забалансового счета "Амортизационный фонд воспроизводства основных средств". В случае, если сумма амортизации, исчисленная по результатам переоценки, превышает сумму фактически произведенных амортизационных отчислений с учетом индексации, размер амортизационного фонда не пересматривается. Если по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, основные средства не подлежали переоценке, начисленная в отчетном году сумма индексации амортизационных отчислений не исключается из состава издержек производства или расходов на реализацию. Размер сформированного амортизационного фонда при этом также не пересматривается. В течение года, следующего за отчетным, индексация амортизационных отчислений производится в установленном порядке исходя из индекса изменения цен на продукцию производственно-технического назначения, рассчитанного по отношению к декабрю года, предшествующего дате последней переоценки. Не производится индексация амортизационных отчислений от стоимости объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, если амортизация по этим объектам начисляется нелинейным или производительным способами.



Глава 30

УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ОБРАЗОВАНИЕ

РЕМОНТНОГО ФОНДА



134. В себестоимость продукции включаются затраты на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта основных средств, а затраты на проведение модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции, достройки и другого относятся на увеличения восстановительной стоимости объектов основных средств после окончания работ.

Произведенные в процессе восстановления объектов основных средств затраты отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся, на основании оформленных в установленном порядке актов выполненных работ, оказанных услуг.

135. Порядок учета фактических затрат по ремонту основных средств зависит от его объема, равномерности проведения на протяжении года и способа выполнения.

При хозяйственном способе ремонтные работы выполняются либо силами своих рабочих по месту эксплуатации основных средств, либо силами ремонтных служб предприятия.

При проведении ремонта своими ремонтными цехами все затраты учитываются на балансовом счете 23 "Вспомогательные производства".

В этом случае составляется бухгалтерская проводка:

Д-т 23 "Вспомогательные производства"

К-т 10 - на стоимость израсходованных материалов;

К-т 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";

К-т 70 - на сумму начисленной заработной платы;

К-т 69 - на сумму отчислений в Фонд социальной защиты населения;

К-т 25 - на долю общепроизводственных расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

К-т 26 - на долю общехозяйственных расходов.

В конце месяца расходы по ремонту основных средств, собранные в дебете счета 23, списываются по направлениям затрат записью по кредиту счета 23 с дебетом счетов: 23, 25, 26, 29 и др.

При проведении ремонта основных средств силами основных цехов все расходы по ремонту отражаются по дебету счетов: 23, 25, 26, 29 и кредиту счетов: 10, 16, 69, 70.

Если ремонт основных средств осуществляет подрядная организация, то на сумму проведенного ремонта составляются бухгалтерские записи:

Д-т 23, 25, 26, 29 и другие - К-т 60, 76.

Затраты на проведение ремонта основных средств могут относиться непосредственно на себестоимость продукции, а также отражаться с помощью формируемых фондов.

Ремонтный фонд создается с целью равномерного отнесения затрат по проведению ремонта на себестоимость продукции.

Образование ремонтного фонда необходимо предусмотреть в учетной политике предприятия. Размер годового ремонтного фонда определяется исходя из утвержденного графика проведения ремонта и годовой плановой сметы.

Создание фонда путем ежемесячного начисления 1/12 части его сметной годовой суммы, указанной в приказе по учетной политике, отражается в бухгалтерском учете записью:

Д-т 23, 25, 26, 29 - К-т 96 субсчет "Ремонтный фонд".

В дальнейшем все затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного ремонтного фонда. При этом составляются бухгалтерские проводки:

Д-т 96 - К-т 23, 60, 76.

Правильность образования и использования сумм ремонтного фонда проверяется по фактическим данным смет, расчетов.

В конце года необходимо провести их инвентаризацию.

При превышении начисленного резерва предстоящих затрат над фактическими затратами на проведение ремонта начисленная в течение года сумма уменьшается проводкой: Д-т 23, 25, 26 и другие - К-т 96.

Если суммы начисленного ремонтного фонда недостаточно, то в конце года производится доначисление фонда бухгалтерской проводкой: Д-т 23, 25, 26 и другие - К-т 96.

Сумма превышения фактических затрат по ремонту над величиной созданного ремонтного фонда может быть отнесена в дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" с кредита счетов расходов (10, 16, 69, 70, 76 и др.). Затем эта разница списывается со счета 97 на себестоимость продукции в течение периода, установленного учетной политикой предприятия, записью: Д-т 23, 25, 26, 29 и другие - К-т 97.

Ремонтный фонд на предприятии может и не создаваться.

В целях равномерного включения в себестоимость продукции затрат по проведению ремонта основных фондов предприятие может собирать затраты на счете 97. Сумма, собранная на счете 97, в течение отчетного периода списывается равными долями из определенного организацией количества месяцев проводкой: Д-т 23, 25, 26 и другие - К-т 97.

Аналогичный порядок проведения и отражения в бухгалтерском учете применяется и для ремонта основных средств, сданных в аренду.



Глава 31

УЧЕТ ЗАТРАТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ



136. Вспомогательными являются производства, предназначенные для обеспечения основных цехов предприятий и объединений энергией, инструментом, спецоснасткой, моделями, пресс-формами, приспособлениями, тарой, а также для выполнения работ по ремонту и модернизации основных фондов, перемещению грузов, очистке сточных вод и выбросов в атмосферу и хозяйственному обслуживанию заводских подразделений. Продукция и услуги этих производств преимущественно потребляются внутри предприятия и лишь в незначительной мере могут быть реализованы на сторону.

137. На предприятиях по производству пива, солода и безалкогольной продукции относятся к вспомогательным производствам:

паросиловое хозяйство (котельные);

электростанции (подстанции);

компрессорные участки, вырабатывающие холод и охлажденный воздух;

водоснабжение;

ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские;

транспортное хозяйство;

цех производства тары;

полиграфический цех;

производственно-бытовое обслуживание и санитарная обработка (раздевалки, прачечные, душевые, ремонтные и пошивочные мастерские спецодежды).

Производство в ремонтно-механических и ремонтно-строительных мастерских (изготовление инструментов, приспособлений, нестандартного оборудования; строительство и ремонт зданий и сооружений, ремонт и модернизация основных фондов) является, как правило, индивидуальным и мелкосерийным.

В тарных, энергетических и транспортных цехах и хозяйствах преобладает массовое производство, поскольку в них постоянно вырабатываются одинаковая продукция или оказываются однотипные услуги.

В зависимости от характера технологического процесса и однородности вырабатываемой продукции и оказываемых услуг вспомогательные производства подразделяются на простые и сложные. Простыми являются энергетические и транспортные производства. Они выпускают в массовых масштабах несложную и однородную продукцию в условиях кратковременного технологического процесса и отсутствия полуфабрикатов, а также отсутствия или незначительности и стабильности незавершенного производства. В состав сложных входят производства, вырабатывающие разнородную продукцию с более продолжительным технологическим циклом, имеющие полуфабрикаты и незавершенное производство. К ним относятся ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские, ремонтные и тарные цехи, участки по пошиву спецодежды и другие производства.

138. Объем продукции (работ, услуг) каждого из вспомогательных производств определяется на основе расчетов потребности в них для выполнения производственной программы предприятия, осуществления мероприятий по повышению технического уровня производства, поддержания средств труда в работоспособном состоянии. Для формирования производственной программы вспомогательных цехов подразделениями-заказчиками (основными цехами, административно-хозяйственным отделом, непромышленными хозяйствами и др.) оформляются заказы. При необходимости к заказам прилагаются чертежи, схемы, сметы, расчеты и другие требующиеся для выполнения заказов данные. Заказы визируются главным бухгалтером, а также руководителями соответствующих отделов и служб предприятия в зависимости от содержания заказов (главного механика, главного энергетика, главного технолога и др.) и после принятия решения об их выполнении передаются в соответствующий вспомогательный цех для исполнения.

Каждый заказ, поступивший во вспомогательный цех, регистрируется в журнале с целью последующего контроля за его исполнением.

В планировании и учете затраты вспомогательных производств группируются по местам их возникновения (производствам, цехам, участкам), видам вырабатываемой продукции и оказываемых услуг, элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

139. Отпуск материальных ценностей на производственные нужды в пределах норм оформляется лимитно-заборными картами типовых форм. Лимиты для каждого вспомогательного цеха (производства, участка) устанавливают отдел материально-технического снабжения, экономический отдел или отделы главного механика, энергетика, технолога и другие в зависимости от конкретных условий производства. При установлении лимита учитываются: производственная программа, действующие нормы расхода материальных ресурсов, а также переходящие остатки неизрасходованных цехом материалов. Материалы, потребность в которых возникает периодически, могут отпускаться в производство по накладным-требованиям типовой формы. Сверхлимитный отпуск материалов и топлива (при перевыполнении цехом производственной программы, на покрытие перерасхода и т.п.), а также их замена оформляются актами-требованиями типовых форм. Причем отпуск сверх лимита или замена материалов допускается только по письменному разрешению директора, его заместителей, главного инженера или главных специалистов предприятия (технолога, начальника ОМТС, энергетика и др.).

Для контроля за сохранностью ценностей во вспомогательных цехах ведется сортовой учет движения материалов и топлива. Наравне с предварительным контролем за соблюдением лимитов при отпуске материалов на производственные нужды во вспомогательных цехах необходим и последующий контроль за использованием материальных ресурсов в производстве, сущность которого состоит в сравнении фактического расхода материалов, топлива, энергии с расходом их по нормам на фактический выпуск продукции.

Контроль за использованием материалов в производстве осуществляется методами документального оформления отклонений от норм, учета раскроя по партиям и инвентаризации (инвентарным). Метод документального оформления отклонений от норм применяется главным образом в тех вспомогательных производствах, где отпуск материалов и топлива в производство совпадает с фактическим их потреблением в производственном процессе (производство энергии, химическая очистка воды и т.п.), а фактический объем выпуска продукции или услуг соответствует плану. При этом в энергетических производствах, где отклонения от норм возникают в результате структурных сдвигов в составе видов топлива, отклонения от норм документируют способом расчетов. В результате определяется расход по нормам на фактический выпуск продукции при плановой структуре топливного баланса, который сравнивается с фактическим расходом, и выявляются отклонения. Метод учета раскроя по партиям используется преимущественно в ремонтных мастерских и тарных производствах для выявления отклонений от норм расхода металла, лесных, полимерных и других дефицитных и дорогостоящих материалов.

Инвентарный метод контроля применяется по тем материалам и топливу, по которым использование других методов контроля невозможно или нецелесообразно (реагенты, детали, твердое топливо и др.).

В целях более эффективного использования учетной информации в первичных документах (накладных-требованиях, раскройных листах и т.п.) указывается не только размер отклонений от норм, но и их причины, виновники или инициаторы. Коды причин и виновников отклонений от действующих норм затрат материалов разрабатываются самими предприятиями.

В конце месяца начальники цехов или старшие мастера участков сдают в бухгалтерию отчеты об использовании материалов в производстве. В этих отчетах отражается расход материальных ресурсов на соответствующие виды продукции и работ, а также расход их по нормам.

Объем фактически произведенных продукции и работ определяется по накладным на сдачу изготовленной оснастки, тары, запасных частей и других изделий на склад или цехам-заказчикам, актам приемки выполненных ремонтных и строительно-монтажных работ, товарно-транспортным накладным и путевым листам на перевозки, показаниям измерительных приборов или расчетам распределения отпуска энергии потребителям.

Показатели расхода материальных ценностей по нормам в учете проставляются исходя из фактического выпуска продукции (оказания услуг) и действующих норм затрат на единицу продукции (работ, услуг). Фактический расход материалов в отчете указывается на основании лимитно-заборных карт, накладных-требований, актов инвентаризации остатков материалов, не начатых обработкой в цехе на конец месяца, и других первичных документов. При наличии перерасхода материалов начальник цеха (мастер участка) дает объяснение его причин. Отчет утверждается заместителем директора по производству или главным инженером предприятия, а на крупных предприятиях и в объединениях - начальником отдела (главным механиком, энергетиком и технологом капитального строительства и т.п.), в подчинении которого находится соответствующий вспомогательный цех (участок). При небольшой номенклатуре объектов учета затрат на производство отчет об использовании материалов можно объединить с отчетом о движении материалов путем дополнения последнего графами о нормативном и фактическом расходе материалов по каждому объекту учета.

Учет расхода топлива на производство электрической, тепловой энергии и другой продукции ведется в натуральных измерителях и в пересчете на условное топливо, поскольку расходные нормы утверждаются в единицах условного топлива, а текущий учет ведется в натуральном выражении. Причем специфика технологического процесса, состоящая в совпадении времени производства энергии на электроцентралях и в котельных со временем ее потребления, позволяет выявлять отклонения от норм расхода топлива на фактически выработанную продукцию.

При составлении расчетов отклонений от норм расхода топлива в производстве используются данные о выработке энергии и другой продукции, нормы расхода топлива, калорийные коэффициенты, лимитно-заборные карты и накладные-требования на отпуск топлива в производство. Расчет составляют и представляют в бухгалтерию в установленные сроки. Если на предприятии потребляется несколько видов топлива, расчет расхода по нормам и отклонений от норм в отчете производится исходя из удельного веса топлива каждого вида в плановой структуре топливного баланса и калорийного коэффициента соответствующего топливно-энергетического ресурса.

Отпуск бензина, дизельного топлива, смазочных и других материалов для работы транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов производится по заправочным ведомостям с записью в путевые листы количества выданного топлива.

Экономия или перерасход топлива определяются в путевых листах, где наряду с фактическим расходом и расходом по нормам указываются размер, причины и виновники отклонений от норм. Они подтверждаются расписками в путевом листе водителя и дежурного механика (диспетчера), а в необходимых случаях - представителя заказчика транспортных средств.

На основании заправочных ведомостей, путевых листов и актов инвентаризации остатков топлива в баках в конце месяца транспортный цех представляет в бухгалтерию отчет о расходе горюче-смазочных материалов на работу транспортных средств и погрузо-разгрузочных механизмов.

Расход материальных ценностей на производственные нужды согласно отчетам вспомогательных цехов и первичным документам группируется бухгалтерией по направлениям затрат в ведомости распределения материалов (разработочных таблицах). Наряду с этим, по данным измерительных приборов, а при их отсутствии на основе специальных расчетов служба главного энергетика составляет и представляет в бухгалтерию отчеты о распределении энергии (ведомость распределения) по потребителям.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и общепроизводственные расходы каждого вспомогательного цеха относятся на себестоимость только тех видов продукции (работ, услуг), которые вырабатываются или оказываются в данном цехе. В связи с примерно одинаковой трудоемкостью производства продукции (работ, услуг) соответствующих вспомогательных цехов допускается распределение данных расходов между отдельными заказами, видами продукции и работ пропорционально оплате труда рабочих.

В себестоимость работ (услуг) для собственного капитального строительства и непромышленных производств и хозяйств включаются общехозяйственные расходы в той их части, которые связаны с производством указанных работ.

При этом в себестоимость работ (услуг) для собственного капитального строительства и непромышленных хозяйств общехозяйственные расходы включаются исходя из планового процента этих расходов к оплате труда производственного персонала, исчисленного после исключения из плановой сметы общехозяйственных расходов затрат, не связанных с производством строительно-монтажных работ и изготовлением продукции (работ, услуг) для непромышленных производств и хозяйств. Состав затрат, исключаемых из плановой сметы общехозяйственных расходов, определяется самими предприятиями и оговаривается в их учетной политике.

Брак в ремонтных мастерских, тарных цехах и других вспомогательных производствах оформляется ОТК и производственными мастерами актами о браке и учитывается на счете 28 "Брак в производстве". По дебету отражаются затраты на исправление брака и стоимость неисправимого брака, а по кредиту - стоимость окончательно забракованной продукции по цене возможного использования и удержания с виновников брака. Разница между дебетовым и кредитовым оборотом счета 28, то есть потери от брака, списываются на счет 23 "Вспомогательные производства". Потери от брака прямо относятся на себестоимость заказов и работ, по которым выявлен брак.

В учете расходы, связанные с выпуском продукции и выполнением работ вспомогательными цехами для основных цехов-потребителей, включаются в затраты основных цехов-потребителей по фактической цеховой себестоимости, а для вспомогательных цехов-потребителей - по плановой цеховой себестоимости. Разница между плановой и фактической себестоимостью этих услуг включается в себестоимость работ, выполняемых для основных производственных цехов.

140. В зависимости от особенностей технологии и организации соответствующих вспомогательных производств, номенклатуры и сложности их продукции и услуг на каждом предприятии разрабатывается перечень объектов учета затрат. При этом целесообразно выделить в учете затраты на следующие виды продукции, работ и услуг:

капитальный ремонт оборудования и транспортных средств;

капитальный ремонт зданий и сооружений;

модернизация основных фондов;

изготовление запасных частей;

текущий ремонт оборудования и транспортных средств;

текущий ремонт зданий и сооружений;

изготовление нестандартного оборудования;

монтаж оборудования и линий передачи энергии;

восстановление запасных частей;

выполнение заказов других предприятий;

изготовление тары;

ремонт и подготовка тары;

производство или распределение энергии соответствующего вида;

сбор промышленных отходов и утилизация вторичных энергоресурсов;

выполнение грузовых перевозок;

эксплуатация легкового или специального транспорта;

эксплуатация автобусов;

выполнение погрузочно-разгрузочных работ;

озеленение, благоустройство и художественное оформление территории и помещений предприятия;

пошив, ремонт или стирка специальной одежды;

прочие работы.

Внутри указанных видов продукции и услуг целесообразно детализировать объекты учета:

по заказам или группам: тары, запасных частей, специальной одежды, имеющим одинаковое назначение и примерно равную трудоемкость изготовления;

по заказам на капитальный ремонт, модернизацию основных фондов и изготовление нестандартного оборудования;

по объектам строительства и монтажа;

по видам и типам эксплуатируемых средств;

по разновидностям утилизируемых промышленных отходов или вторичных энергоресурсов.

141. Аналитический учет затрат вспомогательных производств ведется по объектам учета в карточках или ведомостях сводного учета затрат на производство. Данные о затратах подразделений, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства, учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства". На счете 23 "Вспомогательные производства" могут учитываться затраты подразделений, обеспечивающих основное производство электроэнергией, паром, газом и другими видами энергии, осуществляющих транспортное обслуживание, ремонт основных средств, изготовление инструментов, штампов, запасных частей, возведение временных (нетитульных) сооружений и т.д.

К счету 23 "Вспомогательные производства" могут открываться следующие субсчета:

23-1 "Обслуживание различными видами энергии";

23-2 "Внутризаводское транспортное обслуживание";

23-3 "Ремонт основных средств";

23-4 "Изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей и конструкций";

23-5 "Эксплуатация мелких транспортных хозяйств";

23-6 "Возведение временных (нетитульных) сооружений";

23-7 "Добыча нерудных материалов";

23-8 "Лесозаготовки и лесопиление";

23-9 "Переработка сельскохозяйственной продукции" и др.

На субсчете 23-1 "Обслуживание различными видами энергии" отражаются затраты автономных энерго- и паросиловых хозяйств, в состав которых входят стационарные и передвижные электростанции, распределительные и трансформаторные подстанции, паровые, теплофикационные, водяные и воздушные сети, парокотельные, бойлерные, кислородные, насосные, компрессорные и другие установки, устройства диспетчерской связи и специальной сигнализации, радиоустановки и другие энергетические объекты.

На субсчете 23-2 "Внутризаводское транспортное обслуживание" учитываются затраты заводского транспорта. На данном субсчете отражаются затраты железнодорожного, водного, автомобильного, напольного безрельсового, однорельсового, конвейерного, канатно-подвесного, пневматического и гидравлического внутризаводского транспорта.

На субсчете 23-3 "Ремонт основных средств" учитываются затраты ремонтных подразделений организаций. К ремонтным подразделениям относятся ремонтно-механические и энергоремонтные цеха, специализированные ремонтные площадки и участки, а также подразделения, созданные для осуществления работ по текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений.

На субсчете 23-4 "Изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей и конструкций" учитываются затраты на изготовление по индивидуальным заказам единичных объектов инструментальной оснастки, нестандартного оборудования, приспособлений, пресс-форм, моделей и т.д.

На субсчете 23-5 "Эксплуатация мелких транспортных хозяйств" учитываются затраты по содержанию автомобильного и гужевого транспорта организаций промышленности, строительства, торговли, сельского хозяйства и других отраслей экономики, оказывающих услуги по доставке сырья, материалов и других грузов из-за пределов территории организации, а также готовой продукции и товаров сторонним организациям.

На субсчете 23-6 "Возведение временных (нетитульных) сооружений" учитываются затраты, связанные с возведением временных нетитульных сооружений, приспособлений и устройств на строительных площадках. К таким объектам учета относятся приобъектные кладовые, конторы производителей работ, навесы, разводки паро-, воздухо- и энергоснабжения в пределах рабочих зон и т.п.

На субсчете 23-7 "Добыча нерудных материалов" строительными, дорожно-ремонтными и другими организациями учитываются затраты по добыче камня, гравия, песка и иных нерудных материалов, необходимых для изготовления строительных материалов и осуществления строительных и ремонтных работ.

На субсчете 23-8 "Лесозаготовки и лесопиление" учитываются затраты строительных, деревообрабатывающих и других организаций по заготовке древесины и изготовлению пиломатериалов.

На субсчете 23-9 "Переработка сельскохозяйственной продукции" сельскохозяйственные, заготовительные, торговые и другие организации отражают затраты по засолке, сушке и консервированию сельскохозяйственных продуктов.

По дебету счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются:

прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств;

потери от брака.

Прямые затраты учитываются непосредственно на счете 23 "Вспомогательные производства", а косвенные предварительно собираются на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а затем после распределения списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" и включаются в себестоимость соответствующих видов продукции, заказов, работ и услуг. Во вспомогательных производствах, изготавливающих один вид продукции, счет 25 "Общепроизводственные расходы" может не использоваться, поэтому все затраты относятся на счет 23 "Вспомогательные производства".

По кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг, которые списываются в дебет счетов:

07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" и других - на сумму затрат по доставке имущества собственным транспортом;

20 "Основное производство" - при отпуске продукции, работ, услуг основному производству;

29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - при отпуске продукции, работ, услуг обслуживающим производствам и хозяйствам;

40 "Выпуск продукции, работ, услуг" - при использовании этого счета для учета затрат на производство;

43 "Готовая продукция" - при оприходовании готовой продукции, изготовленной вспомогательными производствами;

90 "Реализация" - при выполнении работ и оказании услуг для сторонних организаций и физических лиц;

92 "Внереализационные доходы и расходы" - при выполнении работ и оказании услуг для других организаций и физических лиц безвозмездно и других.

Затраты по вспомогательным производствам с незначительным объемом работ и услуг, не производящим продукцию, подлежащую складскому учету, могут не накапливаться на счете 23 "Вспомогательные производства". Такие затраты допускается списывать сразу на счета учета затрат по обслуживанию производства и управлению. При этом должен быть обеспечен надлежащий контроль за указанными затратами.

Цеха вспомогательных производств могут оказывать друг другу взаимные услуги, которые оцениваются, как правило, по плановой себестоимости или по фактической себестоимости прошлого месяца. По мере определения фактической себестоимости продукции, работ и услуг образовавшаяся разница относится на соответствующие счета пропорционально количеству отпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Затраты, относящиеся к не законченной производством продукции, незавершенным работам и услугам, остаются на счете 23 "Вспомогательные производства" как незавершенное производство. В себестоимость продукции, работ и услуг вспомогательных производств, отпускаемых сторонним организациям, включается соответствующая доля расходов организации по управлению и обслуживанию производства.

Работы и услуги, выполненные для сторонних организаций, отражаются в учете в порядке реализации на счете 90 "Реализация".

Аналитический учет по счету 23 "Вспомогательные производства" ведется по видам производств в порядке, установленном инструкциями министерств и ведомств по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Организация аналитического учета должна обеспечить возможность получения информации о себестоимости выпускаемой продукции, выполнении работ и оказании услуг, необходимой для управления и составления бухгалтерской отчетности. Для аналитического учета затрат сложных вспомогательных производств могут использоваться карточки, которые ведутся в разрезе заказов на изготовление инструментов, ремонт оборудования и др.



Глава 32

УЧЕТ ПОТЕРЬ ОТ БРАКА



142. Определение брака, а также его классификация производится в соответствии с пунктом 34 настоящей Инструкции.

143. На обнаруженный в производстве окончательный или исправимый брак отделом технического контроля составляется акт (извещение о браке). Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, забракованные в процессе производства по вине поставщика, оформляются помимо акта специальным документом для предъявления претензий к поставщикам.

Акт о браке составляется при участии сменного мастера и непосредственных виновников брака в трех экземплярах. Один экземпляр акта остается в цехе, другой - передается в ОТК, третий - в бухгалтерию. В бухгалтерию направляется экземпляр акта с решением руководства предприятия об удержании стоимости потерь с виновников брака в размере и порядке, установленных действующим законодательством. Кроме того, выявленный брак фиксируется работником ОТК в документах по учету выработки рабочих (ведомостях выработки, нарядах и т.п.) с подразделением на оплачиваемый и не подлежащий оплате.

Бухгалтерский учет и определение потерь от брака осуществляются бухгалтерией предприятия, а оперативно-технический учет - отделом технического контроля.

144. Себестоимость внутреннего окончательного брака состоит из основных затрат на изготовление забракованной продукции, включая расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.

Себестоимость внутреннего окончательного брака определяется, как правило, исходя из фактических затрат. В производствах с большой номенклатурой изделий и полуфабрикатов (деталей) допускается оценка брака исходя из плановой или нормативной себестоимости.

Себестоимость внутреннего исправимого брака складывается из стоимости материалов и полуфабрикатов, израсходованных на исправление дефектной продукции, из заработной платы, начисленной за операции по исправлению брака, и соответствующей доли дополнительной заработной платы, отчислений соцстраху, расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховых расходов.

Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости продукции, окончательно забракованной потребителями, возмещения покупателю затрат, понесенных им в связи с приобретением этой продукции, расходов на демонтаж забракованных изделий, а также транспортных расходов, вызываемых заменой забракованной продукции.

По внешнему исправимому браку стоимость складывается из расходов, связанных с исправлением забракованной продукции у потребителя.

Учет затрат для определения суммы потерь от брака ведется на счете 28 "Брак в производстве", предназначенном для обобщения информации о потерях от брака в производстве.

По дебету счета 28 "Брак в производстве" собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку, а по кредиту - суммы, относимые на уменьшение потерь от брака, а также суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака. На уменьшение потерь от брака относятся стоимость забракованной продукции по цене возможного использования, суммы, подлежащие удержанию с виновников брака, суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак, и т.п. Потери от брака списываются ежемесячно на затраты соответствующего вида производства.

Аналитический учет по счету 28 "Брак в производстве" ведется по отдельным подразделениям организации, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

Со счета 28 "Брак в производстве" списываются суммы, относимые в уменьшение потерь от брака:

стоимость забракованной продукции по цене ее возможного использования или реализации, но не выше себестоимости окончательного брака;

суммы, фактически удержанные с виновников брака;

суммы претензий, признанные поставщиками или взысканные арбитражем с поставщиков за недоброкачественные материалы или полуфабрикаты, явившиеся причиной брака или расходов по его исправлению.

Разница между суммами, отнесенными на дебет счета 28 "Брак в производстве" и списанными с него, составляет фактические потери от брака за отчетный месяц. Эти суммы ежемесячно списываются на счет производства и включаются в себестоимость тех изделий и работ, по которым допущен брак по статье "Потери от брака".

Таким образом, сальдо по счету "Брак в производстве" на конец месяца не должно иметь место. Строго запрещается включать потери от брака в другие статьи калькуляции.

Оставление потерь от брака продукции в стоимости незавершенного производства, как правило, не допускается. Исключение может быть допущено только в случае отсутствия выпуска изделий, к которым потери от брака непосредственно относятся.

Потери от внутреннего брака продукции независимо от характера, причин и места его обнаружения относятся, как правило, на цехи-виновники.



Глава 33

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ



145. Номенклатура затрат на обслуживание производственного процесса и затрат, связанных с управлением производством на предприятиях по производству пива, солода и безалкогольной продукции, определяется согласно приложениям 4, 5.

146. Учет затрат на обслуживание производства и управление ведется на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

На счете 25 "Общепроизводственные расходы" отражаются расходы:

по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

по страхованию указанного имущества;

на отопление, освещение и содержание помещений;

плата за арендуемые помещения, машины, оборудование и другие основные средства, используемые в производстве;

оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;

другие аналогичные по назначению.

Этим счетом пользуются предприятия по производству пива, солода и безалкогольной продукции с цеховой структурой управления. Организации с бесцеховой структурой управления производством могут учитывать названные расходы на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

К счету 25 "Общепроизводственные расходы" могут открываться следующие субсчета:

25-1 "Содержание и эксплуатация оборудования";

25-2 "Общецеховые расходы".

Субсчет 25-1 "Содержание и эксплуатация оборудования" предназначен для учета и контроля за выполнением сметы расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования в основных и вспомогательных цехах промышленного производства.

Субсчет 25-2 "Общецеховые расходы" предназначен для учета расходов по обслуживанию производства и управлению цехами и другими подобными им структурными подразделениями основного и вспомогательного производств, а также простоев по внутренним причинам.

Расходы, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы", списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Расходы, учтенные на счете 25, распределяются в соответствии с пунктом 33 настоящей Инструкции.

Счет 25 "Общепроизводственные расходы" переходящего остатка не имеет и в балансе не отражается.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.