Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.12.2004 N 43 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 5

248. Вблизи опор кромки лыжной дорожки должны быть ограничены снежными гребнями или откосами.

249. Поперечный уклон лыжной дорожки, не превышающий 10%, допускается только для БКД с одноместными буксировочными устройствами и при интервале во времени между этими устройствами не менее 5 с. Для БКД с двухместными буксировочными устройствами поперечный уклон дорожки не допускается.

250. Контруклоны (спуски) допускаются крутизной не более 3% и только для БКД с одноместными буксировочными устройствами.

251. При транспортировке лыжников угол между вертикалью и направлением вытянутого буксировочного устройства должен быть не менее:

при одноместных буксировочных устройствах - 20 градусов;

при двухместных буксировочных устройствах - 30 градусов.

252. Высота прохождения тягового каната над рельефом местности (с учетом снегового покрова) не должна быть меньше 3,5 м, но должна быть больше длины незагруженного буксировочного устройства.

253. Расстояние между двумя ветвями тягового каната должно быть таким, чтобы при отклонении друг к другу жестких элементов каждого буксировочного устройства на угол 11 градусов 30 минут от вертикали между ними оставался зазор не менее 0,5 м.

254. Расстояния между жесткими элементами движущихся буксировочных устройств согласно пункту 236 настоящих Правил, отклоненных на угол 11 градусов 30 минут от вертикали, и неподвижным препятствием на линии и станциях должно быть не менее:

0,5 м - в местах, где невозможно присутствие людей;

1,0 м - в местах, где возможно присутствие людей.

На кривых участках эти условия должны соблюдаться с учетом действия центробежной силы.

На станциях БКД отклонения жестких элементов от вертикали допускается ограничить с помощью направляющих устройств.

255. При расчете зазоров между буксировочными устройствами, а также между буксировочными устройствами и неподвижным препятствием согласно пунктам 253 и 254 настоящих Правил должно учитываться отклонение каната под действием нормативной ветровой нагрузки в месте размещения БКД.

256. Вдоль всей лыжной дорожки, включая пространство линейных опор и других неподвижных элементов сооружений данной БКД, должен сохраняться свободный габарит для проезда лыжников высотой не менее 2,2 м и шириной не менее установленной пунктом 246 настоящих Правил.

Этот габарит должен обеспечиваться при эксплуатации БКД при всех условиях снежного покрова.

257. В случае установки двух соседних БКД расстояние между их свободными габаритами (лыжными дорожками) согласно пункту 246 настоящих Правил должно быть не менее 1 м, при этом буксировочные устройства проходящих рядом БКД не должны соприкасаться между собой даже в том случае, если жесткие элементы движущихся буксировочных устройств были одновременно наклонены друг к другу под углом до 20 градусов.



Глава 31

ОПОРЫ, СТАНЦИИ И ИХ ОБОРУДОВАНИЕ



258. Площадки (лыжные дорожки) для посадки и высадки лыжников БКД должны быть горизонтальными. Допускается площадки высадки лыжников располагать на склоне не более 6 градусов.

259. В месте посадки высота прохождения жестких элементов буксировочного устройства должна быть не менее 2 м от уровня лыжной дорожки. В плане пункт посадки должен располагаться по оси каната; допускаемое отклонение - в пределах согласно пункту 247 настоящих Правил. Если посадка производится касательно к движущимся буксировочным устройствам, то высота расположения жесткого элемента буксировочного устройства может быть уменьшена до 1 м.

260. Участок рабочей ветви тягового каната, непосредственно примыкающий к приводному или обводному шкиву, расположенный перед местом посадки лыжников, должен быть горизонтальным или иметь угол подъема не более 5 градусов. Этот участок должен быть ограничен относительно шкива отдельным роликом, блоком или роликовой батареей.

Буксировочное устройство, находящееся на этом участке, должно быть свободно от лыжников. Исключением в части угла подъема каната является нижний участок БКД с отцепляемыми на станциях буксировочными устройствами, на котором размещается накопитель. Согласно пункту 265 настоящих Правил на накопителе канат должен располагаться с наклоном, достаточным для самопроизвольного передвижения буксировочных устройств к выходу из накопителя, но не более 7 градусов.

261. На верхней станции между началом пункта отцепления лыжников и точкой вхождения каната на шкив должно быть расстояние L, достаточное для обеспечения принятия буксировочным устройством исходного положения:

при устройстве барабанного типа L >= 12 V;

при устройстве штангового типа L >= 4 V,

где V - максимальная скорость на БКД, м/с.

262. Указанные в пункте 261 настоящих Правил расстояния могут быть сокращены, если приняты технические меры, надежно обеспечивающие спокойный и безопасный проход буксировочного устройства вокруг шкива и принятие буксировочным канатом исходного положения.

263. Верхняя станция должна быть оборудована так, чтобы обеспечивался безопасный уход лыжников от трассы после отцепления буксировочного устройства.

264. Нижняя станция должна быть оборудована так, чтобы обеспечивался безопасный подъезд лыжников к месту подцепления к буксировочному устройству и было достаточно места для очереди ожидающих.

265. Нижняя станция БКД с буксировочными устройствами, снабженными размыкаемыми креплениями на тяговом канате, должна иметь устройство для удержания и накопления после прохода обводного шкива расцепленных с канатом буксировочных устройств и выпуска их по мере подхода лыжников для подъема на трассу БКД. Емкость накопителя должна быть не менее числа буксировочных устройств, установленных на БКД.

266. Станции должны быть оборудованы устройствами для автоматической остановки БКД в случаях, когда:

лыжник по прибытии не сумел своевременно отцепиться от буксировочного устройства;

буксировочное устройство, своевременно оставленное лыжником, не приняло исходное положение при подходе к предусмотренному для этого месту.

267. Допускается размещение по трассе БКД промежуточных пунктов подцепления и отцепления лыжников при условии нахождения на них обслуживающего персонала и оборудования этих пунктов средствами безопасности, аналогичными тем, что и на конечных станциях.

268. В случае, если БКД предназначена для использования и в темное время суток, то должно быть предусмотрено постоянное освещение для подъемной лыжной дорожки.

269. Разрешается устанавливать опоры на скальном основании без фундамента при наличии заключения геологических служб.



Раздел VII

ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ,

МОНТАЖ И ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ



Глава 32

ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ



270. Изготовление, реконструкция и ремонт ПКД должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящих Правил и технических нормативных правовых актов.

Для выполнения этих работ необходимо иметь систему качества, аттестованную в установленном порядке.

271. При изготовлении отдельно металлоконструкций опор, приводов, приборов и устройств безопасности, а также другого оборудования они должны быть снабжены паспортом, техническим описанием и руководством по эксплуатации с указаниями мер безопасности, утвержденными в установленном порядке. Паспорт ПКД в целом должен составляться на основании паспортов или заменяющих их документов отдельных элементов ПКД.

272. Организация, выполняющая монтаж, реконструкцию и ремонт ПКД, должна иметь технические условия на данный вид работ, в которых указаны ремонтные и сварочные материалы, способы контроля и нормы браковки сварных соединений, а также порядок приемки готовых изделий и оформления документации по реконструкции или ремонту ПКД.

273. Реконструкция, повлекшая за собой изменение конструкции отдельных элементов или паспортных характеристик ПКД, должна выполняться по согласованию с организацией-изготовителем (разработчиком проекта) или другой специализированной организацией. При этом организация, выполняющая реконструкцию ПКД, должна подготовить новый паспорт ПКД в соответствии с характером проведенной работы.



Глава 33

МОНТАЖ И ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ



274. Монтаж ПКД должен выполняться в соответствии с проектом производства работ (далее - ППР) и инструкцией по монтажу, пуску, регулировке и обкатке, разработанной заводом-изготовителем или специализированной организацией.

Допускается в качестве ППР использовать типовые схемы монтажа ПКД с привязкой их к местным условиям монтажа. В ППР должны быть отражены решения по монтажу металлоконструкций, механического и электрического оборудования, канатов, по безопасному ведению работ.

Монтаж канатной ПКД выполняется специализированной организацией.

275. Контроль качества работ по монтажу всей ПКД в целом и сборке отдельных узлов должен возлагаться на лицо, ответственное за технический контроль в организации, осуществляющей монтаж.

276. После окончания работ по монтажу ПКД на ней должны находиться следующие документы:

паспорт ПКД;

сертификат на канаты, а для канатов, подлежащих испытанию на канатно-испытательной станции, - свидетельство об испытании канатов;

акты заделки канатов в муфты;

акт на счалку каната;

акт замера провеса несущего каната;

акт на взвешивание противовеса;

акт испытания подвижного состава;

акты о закреплении металлоконструкций станций и опор на фундаментах;

акты приемки фундаментов и опорных конструкций;

акты на скрытые работы;

акты испытаний гидравлических систем;

акт испытания оборудования вхолостую;

акты электрофизических измерений.

277. По окончании монтажа до предъявления ПКД приемочной комиссии производится комплексное опробование по инструкции, разработанной специализированной проектной организацией.

278. Перед сдачей ПКД в эксплуатацию выполняется проверка готовности к эксплуатации. При этом выполняются пробный пуск, общий и функциональный контроль отдельных частей и их взаимодействия с другими деталями.

279. При комплексном опробовании ПКД испытывают по времени, при этом проверяются все виды привода на всех режимах работы ПКД.

Минимальное время обкатки при опробовании на номинальной скорости составляет:

5 ч - для БКД;

10 ч - для остальных ПКД.

280. По завершении комплексного опробования и после выполнения всех необходимых пусконаладочных работ ПКД сдается приемочной комиссии с участием инспектора или эксперта технадзора.



Раздел VIII

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КАНАТНОЙ ДОРОГИ



Глава 34

РЕГИСТРАЦИЯ



281. ПКД подлежит регистрации в технадзоре не позднее 30 дней с даты начала ее эксплуатации с занесением в государственный реестр опасных производственных объектов (далее - государственный реестр) согласно Инструкции о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11 апреля 2003 г. N 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 53, 8/9473).

282. Регистрация ПКД должна производиться по письменному заявлению организации, эксплуатирующей ПКД. Для регистрации должен быть представлен паспорт ПКД.

В заявлении должны быть указаны сведения о специалистах и обслуживающем персонале, обученных в учебных заведениях и прошедших проверку знаний в объеме настоящих Правил. При отсутствии необходимых специалистов, обслуживающих ПКД, должен быть представлен договор со специализированной организацией на проведение обслуживания.

283. При регистрации ПКД должно быть представлено разрешение технадзора на применение оборудования ПКД.

284. ПКД подлежит перерегистрации при:

реконструкции;

передаче ПКД другому владельцу.

285. При регистрации ПКД после реконструкции должен быть представлен паспорт ПКД с приложением основных материалов проекта.

286. ПКД подлежит снятию с регистрации в регистрационном органе технадзора при:

списании;

передаче другому владельцу.

Снятие с регистрации ПКД должно производиться регистрирующим органом технадзора на основании письма владельца.

К письму прилагаются:

копия документа, подтверждающего ликвидацию или вывод из эксплуатации (списание с баланса) объекта (в случае его ликвидации, вывода из эксплуатации);

карты учета исключаемого из государственного реестра объекта;

свидетельство о регистрации, подтверждающее, что этот объект включен в государственный реестр (в случае, если исключенный объект зарегистрирован в государственном реестре как единственный эксплуатируемый организацией или индивидуальным предпринимателем);

копии свидетельства о регистрации (в случае, если в государственном реестре зарегистрированы другие, кроме исключаемого, объекты, эксплуатируемые организацией или индивидуальным предпринимателем).



Глава 35

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ



287. Эксплуатация ПКД должна осуществляться на основании настоящих Правил и в соответствии с инструкцией по эксплуатации ПКД.

288. Владелец ПКД должен получить разрешение на эксплуатацию ПКД в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При наличии положительного экспертного заключения делается запись в паспорте ПКД о разрешении на эксплуатацию.

При отрицательном решении владельцу ПКД должно быть сообщено об отказе в разрешении эксплуатации в письменном виде с указанием причин отказа, со ссылками на соответствующие нормативные документы и пункты настоящих Правил.

289. Владелец ПКД должен иметь следующую документацию:

паспорт ПКД согласно приложениям 9 и 10;

план и профиль ПКД;

комплект чертежей быстроизнашивающихся деталей и узлов оборудования, монтажную электрическую схему силовых цепей и цепей управления, сигнализации и связи;

инструкцию по счалке канатов и заливке муфт;

инструкцию по эксплуатации ПКД;

правила перевозки пассажиров;

должностные и производственные инструкции;

график осмотра и ремонта оборудования и конструкций ПКД;

журнал осмотра и ремонта ПКД;

вахтенный журнал согласно приложению 11.

290. При выявлении неисправностей, а также нарушений настоящих Правил и инструкции по эксплуатации ПКД лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, должно принять меры по устранению этих неисправностей или нарушений, а в случае необходимости остановить ПКД.

Эксплуатация ПКД не допускается при:

отсутствии разрешения на эксплуатацию от органа технадзора;

истекшем сроке технического освидетельствования;

невыполнении регламентных работ;

неисправности приборов и устройств безопасности, сигнализации и связи, а также защитных сооружений;

наличии трещин в ответственных местах оборудования или металлоконструкций;

недопустимом износе канатов;

неисправности тормозов;

отсутствии персонала, прошедшего аттестацию в установленном порядке, для ее обслуживания;

невыполнении предписаний органов технадзора;

неблагоприятных погодных условиях, оговоренных в паспорте и руководстве по эксплуатации ПКД.

291. Перед началом работы ПКД должна быть опробована в холостом режиме. Осмотр и опробование ПКД должны проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации.

К перевозке пассажиров разрешается приступать только при отсутствии неисправностей и нарушений в работе ПКД.

292. Ежедневный контроль эксплуатации перед началом перевозки пассажиров должен производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

293. При остановке ПКД из-за возникновения чрезвычайных обстоятельств (буря, гроза, образование наледи, сход лавины, разряд молнии) перед возобновлением работы необходимо выполнить проверку готовности ПКД к работе и контрольный пуск согласно инструкции по эксплуатации ПКД.

Результаты проведения ежедневного контроля и контрольного пуска заносятся в вахтенный журнал.

При контрольном пуске перевозка пассажиров запрещена.

294. Работу ПКД необходимо контролировать в соответствии с инструкцией по эксплуатации ПКД.



Глава 36

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ



295. Владелец обязан обеспечить содержание ПКД в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации соответствующего обслуживания, ремонта, производственного контроля и технического освидетельствования.

296. В этих целях владелец ПКД обязан:

назначить начальника ПКД (технического директора), ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ПКД;

назначить машинистов воздушно-канатной дороги, слесарей-ремонтников, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, проводников, спасателей (если это предусмотрено проектом) и дежурных по подъемно-транспортным средствам;

организовать спасательную службу на основании договоров со специализированной организацией либо из числа обслуживающего персонала ПКД, обученного ведению спасательных работ;

установить порядок технического обслуживания и ремонта, обеспечивающий содержание ПКД в исправном состоянии;

разработать порядок проведения подготовки, аттестации и проверки знаний специалистов и персонала, обслуживающих ПКД;

разработать должностные инструкции для руководителей, специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала;

обеспечить снабжение специалистов настоящими Правилами, техническими нормативными правовыми актами и должностными инструкциями, а обслуживающего персонала - производственными инструкциями;

обеспечить выполнение специалистами и обслуживающим персоналом своих обязанностей согласно должностным, производственным инструкциям и инструкциям по охране труда по профессиям и видам работ.

При наличии у владельца нескольких ПКД для руководства ими может быть назначен один начальник (технический директор).

297. На должность начальника или заместителя начальника ПКД назначается специалист, имеющий высшее или среднее техническое образование и общий стаж работы в качестве инженерно-технического работника не менее 3 лет. При отсутствии опыта работы на ПКД специалист должен пройти стажировку на действующей ПКД в течение не менее 3 месяцев.

298. Аттестация руководителей и специалистов ПКД, а также членов аттестационной комиссии организации по вопросам охраны труда и технической безопасности производится в соответствии с требованиями Правил обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 164 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 22, 8/10510) (далее - Правила обучения), и Инструкции о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 января 2007 г. N 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 57, 8/15806).

299. Для управления и обслуживания ПКД владелец должен назначить обслуживающий персонал согласно пункту 296 настоящих Правил.

Количество лиц обслуживающего персонала определяется проектом ПКД и должно быть достаточным для обеспечения регламентных работ по обеспечению безопасной эксплуатации ПКД.

300. К обслуживанию ПКД допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к этим профессиям.

301. Подготовка и первичная аттестация обслуживающего персонала должны проводиться в организациях по подготовке, имеющих соответствующую базу для теоретического и производственного обучения и состав преподавателей. Подготовка обслуживающего персонала ПКД должна осуществляться по программам, согласованным с технадзором.

302. Результаты аттестации обслуживающего персонала оформляются протоколом. Лицам, прошедшим аттестацию, должно быть выдано соответствующее удостоверение.

303. Участие представителя органа технадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации машинистов воздушно-канатной дороги, слесарей-ремонтников обязательно. О дате проведения квалификационных экзаменов технадзор должен быть уведомлен не позднее чем за 10 дней.

304. Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (машинистов воздушно-канатной дороги, слесарей-ремонтников, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, проводников, дежурных по подъемно-транспортным средствам) должна проводиться квалификационной комиссией организации не реже одного раза в 12 месяцев. Внеочередная проверка знаний проводится:

при переходе работника на другое место работы;

по требованию начальника ПКД или государственного инспектора технадзора;

при перерыве в работе по специальности более одного года.

Необходимость участия представителя органа технадзора в повторной проверке знаний решается местным органом технадзора. О дате проведения экзаменов ответственные лица обязаны уведомить местный орган технадзора не позднее чем за 5 дней.



Глава 37

РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ



305. Регламентные работы при эксплуатации ПКД и ее элементов должны проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации, разработанной организацией-изготовителем или разработчиком проекта ПКД. При отсутствии соответствующего раздела в инструкции по эксплуатации регламентные работы должны проводиться в соответствии с настоящим разделом настоящих Правил.

306. При регламентных работах выполняются следующие виды работ:

профилактика;

ревизия, в том числе техническое освидетельствование;

ремонт;

экспертиза промышленной безопасности.

Результаты регламентных работ должны заноситься в журнал осмотров и ремонта и подписываться их исполнителями. Регламентные работы для приборов и устройств безопасности должны производиться под контролем специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию КД.

307. Профилактика включает чистку, консервацию, смазку, замену деталей и регулировку. Профилактические работы необходимо проводить согласно инструкции по эксплуатации ПКД.

Проведение профилактических работ должно заканчиваться контролем качества выполненных работ.

308. Ревизия включает в себя проведение измерений, осмотр и определение фактического состояния деталей, узлов, конструкций и в целом ПКД.

Ревизии проводятся периодически с интервалами раз в месяц, год и в несколько лет. Рекомендации по проведению ревизии даются организациями - разработчиками проекта. Результаты ревизии в письменном виде предоставляются начальнику ПКД.

Ревизии проводятся силами эксплуатирующей организации.

309. Ежемесячные ревизии включают в себя проверку:

несущих, несуще-тяговых, тяговых, натяжных канатов и канатов для проведения спасательных работ на наличие обрывов проволок или других внешних повреждений;

соединений канатов (например, сращивание) и крепления концов канатов;

положения канатов и направляющих в зоне сцепки / расцепки с подвижным составом;

состояния поверхности, положения и крепления роликов, шкивов, а также опорных башмаков несущего каната, устройства контроля положения каната;

устройств контроля на въезде и выезде со станций, на трассе;

въезда, выезда и прохождения кресел и буксировочных устройств по станциям;

тормозов и тормозных накладок;

электрических и механических тормозных систем путем замера тормозного пути и / или времени торможения с креслами и буксировочными устройствами без пассажиров, а также сопротивления при регулировке тормозного усилия;

состояния электрооборудования, работоспособности шкафов и пультов управления в объеме, рекомендуемом заводом-изготовителем или разработчиком проекта;

ручного управления захватывающим тормозом при остановке ПКД, а также работоспособности выключателя захватывающего тормоза;

движения со всеми типами приводов;

устройств безопасности (например, устройства контроля зацепления, контроля замедления, срабатывания тормозов, контроля превышения скорости);

внешнего состояния средств подвижного состава, устройства закрывания и фиксации дверей, устройств открывания-закрывания скоб, а также буксировочных устройств;

электроаккумуляторов;

режима хранения запчастей и оборудования.

310. Ревизия после длительной остановки ПКД проводится в следующих случаях:

если ПКД не эксплуатировалась более 1 месяца, то перед вводом ее в эксплуатацию необходимо провести ежемесячную ревизию согласно пункту 309 настоящих Правил;

если ПКД не эксплуатировалась более полугода, то должна быть проведена ежегодная ревизия согласно пункту 311 настоящих Правил.

311. При ежегодных ревизиях на ПКД проводятся:

визуальный контроль сооружений станций и конструкций на трассе, бетонных и стальных, а также прочих сооружений, подъемных лестниц, лестничных пролетов, ограждений и рабочих площадок;

визуальный контроль и контроль работоспособности различных двигателей и элементов главного, аварийного и вспомогательного приводов;

визуальный контроль и контроль работоспособности каждого отдельного тормоза при максимальной нагрузке с различными пусковыми устройствами и всеми типами приводов с записью результатов контроля;

контроль автоматического пуска при отключенной ПКД с измерением остаточного усилия захватывающего тормоза;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.