Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 29 февраля 2000 г. N 1/1049



В целях создания в Республике Беларусь условий для развития экспорта, повышения конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на зарубежных рынках ПОСТАНОВЛЯЮ:

Одобрить Национальную программу развития экспорта на 2000 - 2005 годы.

Совету Министров Республики Беларусь принять меры по обеспечению реализации указанной программы.



Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО







                                                 ОДОБРЕНО
                                                 Указ Президента
                                                 Республики Беларусь
                                                 28.02.2000 N 93


НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА

НА 2000 - 2005 ГОДЫ



ВВЕДЕНИЕ



Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2000 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с ежегодным посланием (апрель, 1999 год) Президента Республики Беларусь Национальному собранию, в котором подтверждена приоритетность экспорта в качестве одного из главных факторов социально-экономического развития страны.

Цель Программы - обеспечение повышения эффективности и увеличение объема экспорта товаров и услуг до уровня 9,3 млрд.дол. <*> по первому варианту и 11,7 млрд.дол. по второму варианту в 2005 году (см. табл. 0.1).

------------------------------

<*> Здесь и далее по тексту - доллары США.



Таблица 0.1



Прогнозные показатели роста экспорта товаров и услуг

Республики Беларусь на период 2000 - 2005 годы, млрд.дол.



-------------+------+------+--------------------------------+------¬
¦ Показатели ¦Отчет ¦Оценка¦            Прогноз             ¦2005 к¦
¦            +------+------+----+----T----+----T------+-----+1999 в¦
¦            ¦ 1998 ¦ 1999 ¦2000¦2001¦2002¦2003¦ 2004 ¦2005 ¦   %  ¦
+------------+------+------+----+----+----+----+------+-----+------+
¦Всего по    ¦ 8,0  ¦ 6,7  ¦7,0 ¦7,4 ¦7,8 ¦8,2 ¦ 8,7  ¦ 9,3 ¦ 138,8¦
¦республике  ¦      ¦      ¦----¦----¦--- ¦--- ¦ ---- ¦---- ¦ -----¦
¦            ¦      ¦      ¦7,3 ¦8,1 ¦9,0 ¦9,9 ¦ 10,8 ¦11,7 ¦ 174,6¦
+------------+------+------+----+----+----+----+------+-----+------+
¦товары      ¦ 7,0  ¦ 5,9  ¦6,3 ¦6,6 ¦6,9 ¦7,3 ¦ 7,7  ¦ 8,2 ¦ 138,9¦
¦            ¦      ¦      ¦--- ¦--- ¦--- ¦--- ¦ ---  ¦---- ¦ -----¦
¦            ¦      ¦      ¦6,5 ¦7,3 ¦8,2 ¦9,1 ¦  10  ¦10,6 ¦ 179,7¦
+------------+------+------+----+----+----+----+------+-----+------+
¦услуги      ¦ 0,9  ¦ 0,8  ¦0,7 ¦0,8 ¦0,9 ¦1,0 ¦ 1,0  ¦ 1,1 ¦ 144,6¦
+------------+------+------+----+----+----+----+------+-----+------+
¦Прогнозируемый среднегодовой темп роста экспорта товаров и услуг  ¦
¦по республике: 5,6%                                               ¦
¦               ----                                               ¦
¦               9,6%                                               ¦
+------------------------------------------------------------------+
¦Прогнозируемый среднегодовой темп роста ВВП по республике: 4 - 5% ¦
+------------------------------------------------------------------+
¦Показатели в числителе (первый вариант) определены на основе      ¦
¦традиционного (экспорт сырья) сценария развития России, показатели¦
¦в знаменателе (второй вариант) отвечают комплексному социально-   ¦
¦экономическому развитию Союзного государства                      ¦
¦(см. подробнее раздел 5.2)                                        ¦
¦-------------------------------------------------------------------


Главные задачи Программы:

создать макроэкономические, включая валютно-финансовые, условия наращивания экспортного потенциала, повышения конкурентоспособности белорусских товаров, привлечения иностранных инвестиций;

создать адекватный реальности политико-экономический рейтинг Республики Беларусь и обеспечить внешнеполитическую поддержку развитию внешнеторговых отношений, в том числе путем расширения делового сотрудничества с международными экономическими союзами и торговыми организациями, добиться существенного улучшения условий торговли для Республики Беларусь;

реализовать в рамках Союза Беларуси и России эффективную для взаимного товарооборота интеграционную модель, в том числе создать единые эффективные механизмы тарифного и нетарифного регулирования;

расширить и диверсифицировать товаропроводящую инфраструктуру, включающую современные системы информационно-маркетингового обеспечения внешнеторговой деятельности и международные системы электронной торговли;

начать формирование системы кредитования и страхования экспортных сделок;

сохранить и укрепить конкурентные позиции Республики Беларусь на традиционных рынках России, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Центральной и Восточной Европы, а также расширить участие Республики Беларусь на рынках других стран мира;

разработать эффективные механизмы реализации торговых соглашений с регионами России.

Предусмотренные в Программе параметры и механизмы развития экспорта на период до 2005 года представляют собой целостный подход и базируются на анализе и прогнозе:

тенденций развития мировой торговли;

конкурентных позиций Республики Беларусь на различных товарных рынках мира с учетом их конъюнктуры;

потребностей в оплате критического и инвестиционного импорта;

возможностей производственного, научно-технологического и экспортного потенциалов Республики Беларусь, ее специализации в международном разделении труда и торгово-экономических связей.

Параметры экспорта товаров и услуг на 2000 - 2005 годы определены на основе прогнозных расчетов и предложений министерств, концернов, основных предприятий-экспортеров, программных документов: "Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года", "Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 годы", "Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь", "Концепция комплексного прогноза НТП Республики Беларусь на 2001 - 2020 годы", "Государственная программа импортозамещения", "Государственная программа реформирования АПК Республики Беларусь", "Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь"; республиканских программ: "Сахар", "Лен", "Масло растительное", "Развитие комплексов по производству свинины на 1996 - 2000 годы", "Развитие отрасли картофелеводства на 1996 - 2000 годы", "Развитие плодоводства на 1997 - 2000 годы", "Развитие птицеводства на 1998 - 2000 годы", "Создание сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции на 1998 - 2000 годы", "Программа действий по развитию товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом на 1999 - 2000 годы", "Межгосударственная программа работ в области обеспечения конкурентоспособности и качества экспортной продукции"; Договора о создании Союзного государства Беларуси и России.

Программа разработана Министерством иностранных дел Республики Беларусь при участии Института экономики Национальной Академии наук Беларуси, Министерства экономики, Национального банка Республики Беларусь, Белорусского государственного университета, министерств, концернов, предприятий-экспортеров.



Таблица 0.2



Прогнозные показатели роста экспорта товаров и услуг по

основным отраслям на период 2000 - 2005 годы, млрд.дол. <2>



------------------------------

<2> По второму варианту прогнозные показатели отраслей и концернов могут быть в среднем выше на 30% за счет наращивания экспорта в Россию с тем же темпом, что и в дальнее зарубежье.



---------------+-----T------+-------------------------------+------¬
¦  Показатели  ¦Отчет¦Оценка¦            Прогноз            ¦2005 к¦
¦              +-----+------+----+----T----+----T----+------+ 1999 ¦
¦              ¦1998 ¦ 1999 ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦ 2005 ¦  в % ¦
+--------------+-----+------+----+----+----+----+----+------+------+
¦Минпром       ¦ 1,4 ¦ 1,3  ¦1,3 ¦1,4 ¦1,5 ¦1,6 ¦1,8 ¦ 1,9  ¦ 143,6¦
+--------------+-----+------+----+----+----+----+----+------+------+
¦Белнефтехим   ¦ 0,2 ¦ 1,5  ¦1,5 ¦1,5 ¦1,6 ¦1,6 ¦1,7 ¦ 1,8  ¦ 120  ¦
+--------------+-----+------+----+----+----+----+----+------+------+
¦Беллегпром    ¦ 0,4 ¦ 0,4  ¦0,4 ¦0,4 ¦0,4 ¦0,5 ¦0,5 ¦ 0,5  ¦ 130,5¦
+--------------+-----+------+----+----+----+----+----+------+------+
¦Минсельхозпрод¦ 0,3 ¦ 0,2  ¦0,2 ¦0,2 ¦0,2 ¦0,2 ¦0,3 ¦ 0,3  ¦ 136,8¦
+--------------+-----+------+----+----+----+----+----+------+------+
¦Беллесбумпром ¦ 0,2 ¦ 0,1  ¦0,2 ¦0,2 ¦0,2 ¦0,2 ¦0,2 ¦ 0,2  ¦ 122,5¦
+--------------+-----+------+----+----+----+----+----+------+------+
¦Минстройархи- ¦ 0,1 ¦ 0,08 ¦0,08¦0,08¦0,09¦0,09¦0,09¦ 0,1  ¦ 124  ¦
¦тектуры       ¦     ¦      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦      ¦      ¦
+--------------+-----+------+----+----+----+----+----+------+------+
¦Белместпром   ¦0,01 ¦ 0,01 ¦0,01¦0,01¦0,01¦0,01¦0,02¦ 0,02 ¦ 125  ¦
¦--------------+-----+------+----+----+----+----+----+------+-------


При разработке Программы учитывались положения внешнеторговой политики России, Украины, других стран, общие рекомендации международных организаций, в частности Концепция комплексного развития, разработанная Всемирным банком. При определении тенденций развития использовались результаты исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН и Центра международных исследований РАН.

Программа имеет следующую структуру: в первом разделе на фоне мировых тенденций анализируется роль и место Республики Беларусь в мировом разделении труда, во втором - приведены сведения о конкурентных позициях Республики Беларусь на товарных рынках по основным группам экспорта, в третьем - излагаются основные принципы, задачи и механизмы экспортной политики Республики Беларусь на 2000 - 2005 годы, в четвертом - устанавливаются прогнозные параметры экспорта товаров и услуг в целом по республике и по основным отраслям (см. табл. 0.2) с учетом значимых позиций товарной номенклатуры, в пятом - даются прогнозные оценки географии экспорта. В приложении приводится план мероприятий по созданию условий развития экспорта Республики Беларусь на 2000 год.



1. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО РЫНКА



1.1. Основные тенденции развития мирового рынка

товаров и услуг



Углубляющееся международное разделение труда ведет к повышению роли внешней среды в современной экономике, ключевую роль в которой играет мировой рынок товаров и услуг. Динамика развития мирового рынка и степень участия в нем каждого государства определяется системой взаимосвязанных тенденций и закономерностей. Определяющими из них являются следующие.



1.1.1. Опережающий производство рост экспорта



Рост международной торговли является одной из движущих сил экономического роста за счет эффекта масштаба производства и специализации. В течение последних четырех десятилетий темпы роста мирового экспорта (в среднем 6% в год) превышают темпы роста (около 4% в год) валового мирового продукта (ВМП), причем эта тенденция особенно характерна для развивающихся стран (см. рис. 1.1).



Среднегодовые темпы прироста мирового экспорта



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Источник: ВТО



Рис. 1.1



Объем мирового производства за последние 40 лет возрос в 6 раз, тогда как объем торговли увеличился в 15 раз. Соотношение между темпами роста экспорта и производства (эластичность экспортной квоты) достигло 1.96, причем эта тенденция сохраняется: на период до 2015 года средние годовые темпы прироста международной торговли составят 7%, а прирост мирового производства стабилизируется на среднегодовом уровне 4%. Экспортная квота с 10,9% в 1970 году поднялась до 17,4% ВМП в 1995 году. Мировой объем экспорта товаров к 2005 году прогнозируется на уровне 20 трлн.дол., к 2015 году - 40 трлн.дол.

Интенсивное развитие международной торговли приводит, с одной стороны, к углублению международного разделения и специализации труда, а с другой - к горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и других видов деятельности компаний, что ведет к интернационализации национальных экономик. Устойчивый рост товарных и финансовых потоков между национальными хозяйствами разных стран повышает экономическую эффективность, но в то же время их растущая взаимосвязь и взаимозависимость, хозяйственная целостность мира уменьшают возможности национальных хозяйств по регулированию экономических процессов.



1.1.2. Транснационализация мирового экспорта



Международные экономические отношения становятся все более корпоративными, что приводит к усилению тенденций формирования транснациональных, международных и многонациональных компаний (ТНК, ММК, ФПГ и др.). Корпоративная транснационализация охватывает как гигантские компании, так и небольшие фирмы. Сегодня на ТНК приходится более половины мирового производства и мировой торговли. Примерно 80% интеллектуального капитала сосредоточено в ТНК, что позволяет обеспечивать инновации и доминировать в конкурентной борьбе. О значимости внутрикорпорационных связей можно судить по данным американских ТНК: если в 1977 году доля внутрикорпорационных поставок в объеме экспорта их зарубежных филиалов составляла 37%, то в 1998 году - 60%.

По экономической мощи крупные ТНК превосходят по своим масштабам отдельные государства, например, годовой объем продаж ТНК "Форд Мотор" в 2 - 3 раза больше белорусского ВВП.

ТНК становятся основными элементами мировой экономики, определяют ее надстрановую глобализацию и стратегию развития. В то же время цели национального развития стран, особенно стран с переходной экономикой, и стремления ТНК к получению прибыли могут противоречить друг другу. Тем не менее опыт национального контроля за деятельностью ТНК показал, что можно нивелировать отрицательные последствия их деятельности. На 19-й сессии ООН (апрель 1994 г.) принята резолюция, рассматривающая деятельность ТНК в целом положительно.

ТНК промышленных стран являются основными экспортерами капитала и технологий. На долю ТНК США, Японии, Британии, Германии, Франции приходится свыше 70% прямых инвестиций. Для Беларуси проблема привлечения транснационального капитала и создания действенных механизмов взаимодействия государства и ТНК чрезвычайно актуальна.



1.1.3. Конвергенция плановости и рыночности



Стратегия ТНК ориентирована на результат корпорации в целом, а не каждого отдельного звена. Внутри ТНК создается, с одной стороны, плановая целостность, а с другой - формируются условия для быстрой реакции ТНК на воздействия внешней рыночной среды. В результате обеспечивается взаимосвязь процессов интеграции и специализации на базе слияния интеллектуального, финансового, промышленного, торгового капиталов при доминирующей роли интеллектуального. Наглядно эта тенденция проявилась при формировании высокотехнологичных информационно-компьютерных ТНК типа IBM или Microsoft.



1.1.4. Финансовая интеграция



Важный фактор глобализации экономических процессов - интернационализация рынков капитала, которой способствует либерализация правил перемещения капитала. Среднегодовые темпы прироста объектов иностранных инвестиций в 1991 - 1998 годы в 3 раза превысили аналогичные темпы ВМП. Фактически сформировалась мировая кредитно-финансовая система, включающая потоки облигационных (338,3 млрд.дол., или 43,5%) и банковских (123,8 млрд.дол., или 15,9%) займов, портфельных (23,7 млрд.дол., или 3,0%) и прямых (177,6 млрд.дол., или 22,8%) инвестиций, а также международную экономическую помощь.

Высокой мобильности капитала способствует интернационализация банковских систем, например, иностранные организации контролируют 40% банковской системы в Таиланде, Южной Корее, Индонезии, около половины банковских активов - в Польше, 90% - в Венгрии, 80% - в Эстонии и т.д. (данные журнала Economist).

Высокая мобильность капитала влечет спекулятивную капитализацию глобального фондового рынка: с 1990 года мировая стоимость корпоративных акций выросла с 9,3 трлн.дол. до примерно 25 трлн.дол. в 1999 году. Финансовые кризисы и падение акций на одних рынках и рост на других ведет к перераспределению долей: США за десять лет увеличили свою долю с 30% до 50%, доля Японии сократилась с 40% до почти 11%, доля развивающихся стран уменьшилась до 8% (среднегодовые данные за 1990 - 1993 годы, по данным ЮНКТАД). Сегодня объем американского рынка корпоративных бумаг составляет 12 трлн.дол., европейского - 8 трлн.дол. Рынки государственных обязательств США и Европы примерно равновелики: совокупный госдолг стран ЕС - 5,9 трлн.дол., госдолг США - 5,4 трлн.дол.

В 1999 году в качестве цены контракта использовались в основном четыре валюты: доллар США - 48%, немецкая марка - 16%, французский франк - 6% (все валюты ЕС - 34%), японская йена - 4% (данные Комиссии ЕС). Тенденция снижения доли доллара в международных расчетах (с 1980 по 1990 годы она снизилась на 8%) после полномасштабного введения евро будет продолжена <1>. Возможное вытеснение российским рублем доллара США из расчетов между странами СНГ также может снизить на пару процентов долларизацию мирового торгового оборота.

------------------------------

<1> Евро функционирует с 1999 года параллельно с национальными валютами 11 стран - членов Валютного союза. Клиринговые расчеты в евро осуществляются в режиме реального времени через систему "Таргет". С 1 января 2002 года начнется постепенное замещение национальных денежных единиц на евро, и с 1 июля 2002 года евро превратится из общей валюты в единую валюту. Проведение единой кредитной и валютной политики осуществляется через наднациональный Европейский центральный банк (ЕЦБ). Взаимоотношения между "зоной евро" и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС (после консультаций с Европарламентом и ЕЦБ) на основе единогласия. Страны "зоны евро" сохраняют индивидуальное членство в МВФ, однако они намерены выступать как единый блок, связанный коллективной дисциплиной.



В структуре валютных рынков доминирует доллар. Его доля равна примерно 80% (в начале 80-х годов она составляла 90%), доля европейских валют - 70% (из них немецкой марки - 37,2%), японской йены - 23,6% <2>.

------------------------------

<2> Итог не соответствует 100%, так как в сделке участвуют две валюты.



1.1.5. Региональная интеграция



Тенденция к экономическому объединению на региональной основе реализует себя в создании межгосударственных интеграционных объединений типа ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР. Распространено также хозяйственное взаимодействие на микроуровне (пограничные регионы, города-побратимы).

На региональных экономических пространствах не только снимаются торговые барьеры и обеспечивается согласованная таможенная политика, но и координируются другие направления региональной экономической политики (структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая). Формирование регионального преференциального режима для экономических субъектов, входящих в группировку стран, создает некоторые препятствия экономическим отношениям с остальным миром, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений. В 1993 году доля внутрирегиональной торговли составляла в ЕС 67,2%, в НАФТА - 45,4%, в АСЕАН - 7,5%, в МЕРКОСУР - 17,5% (данные ЮНКТАД).



1.1.6. Либерализация и протекционизм



Либерализация внешней торговли (в середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30 - 40%, в 70-х годах она уменьшилась до 7 - 10%, а в настоящее время находится в пределах 3 - 5%) сочетается с расширением использования разнообразных мер защиты отечественных производителей. Протекционизм проявляется при введении всевозможных "оговорок", позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения ущерба национальной промышленности. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного регулирования (количественные ограничения, торговые барьеры, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д.).

Модификацией государственного протекционизма выступают скрытые формы стимулирования экспорта отдельных видов продукции. В частности, экспорт наукоемких товаров поощряется косвенным образом путем бюджетного финансирования НИОКР, повышения процента амортизационных отчислений на оборудование, используемое для производства экспортного товара.

При экспорте крупных материалоемких товаров, обладающих большой стоимостью, используются прямые субсидии. Величина субсидий колеблется от 10% до 30 - 40% стоимости товара. Система прямого субсидирования экспорта распространена также на сельскохозяйственные товары (около 200 млрд.дол. в развитых странах). Суммарные субсидии фермерам ЕС ежегодно достигают 50 млрд.дол., что составляет примерно 18 тыс.дол. на одного фермера. Примерно таковы же субсидии фермерам США, в Норвегии они достигают 34 тыс.дол. Наименьшие субсидии в Канаде и в Австралии - соответственно 7 тыс.дол. и 3 тыс.дол.

Государства многих стран за счет бюджета организуют зарубежные выставки и оказывают информационно-маркетинговую поддержку внешней торговле. Например, Великобритания ежегодно проводит 300 - 400 зарубежных выставок, большая часть расходов на их организацию покрывается за счет государства. Аналогичную рекламную помощь своим экспортерам оказывают Япония, Франция, Германия и другие развитые страны.



1.1.7. Универсализация норм и правил международной торговли



Вхождение стран в систему мирового рынка товаров и услуг в качестве члена международных организаций (ВТО, МВФ и других) наряду с гарантией соблюдения их интересов другими странами предполагает выполнение установленных этими организациями норм и правил.

Развитые страны, на которые приходится примерно 80% мирового экспорта готовых изделий, так формируют международные нормы и правила обмена продукцией и сырьем в рамках многосторонних соглашений, что развивающиеся страны вынуждены снимать барьеры на пути промышленного импорта и импорта услуг из развитых стран, а сами сталкиваются с высокими тарифными и нетарифными ограничениями на свою продукцию, в первую очередь - на текстиль и сельскохозяйственную продукцию.

Прошедшая в Сиэтле в декабре 1999 года третья конференция ВТО показала, что, даже при отсутствии опыта отстаивания своих интересов в международных организациях, развивающиеся страны начинают все активнее требовать действительно равноправного режима международной торговли и справедливых основ глобального экономического порядка.



1.1.8. Дифференциация мировых рынков



Мировой товарный рынок подразделяют на три основные группы: рынок базовых товаров (сельскохозяйственная продукция и продукция добывающей промышленности); рынок средне- и низкотехнологичных, в основном трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов; рынок высокотехнологичной продукции. Первая группа (базовые товары), доля которой непрерывно уменьшается (см. рис. 1.2), является рынком сбыта продукции развивающихся стран и части стран с переходной экономикой. Поскольку качество базовых товаров более или менее одинаково, здесь основной формой соперничества выступает ценовая конкуренция, а формой противодействия ей - картельные соглашения (типа ОПЕК), субсидии сельскому хозяйству.

Доля двух последних групп в международном обмене имеет стабильный рост. Так, если доля экспорта готовых изделий в 1950 году составляла 38,9% от общего его объема, то в 1995 году - 76,7%.

В группе среднетехнологичных готовых изделий конкурируют преимущественно развивающиеся страны, точнее, группа так называемых "догоняющих стран". Конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер из-за активного выхода на эти рынки стран с переходной экономикой, типичный представитель которых Республика Беларусь.

Рынок высокотехнологичной продукции представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между развитыми странами, вовлеченными в гонку научно-технических инноваций и не заинтересованными в появлении на мировом рынке новых конкурентов.

В 1995 году в мировом экспорте развитым странам принадлежало 63,5%, развивающимся - 29,6% и странам с переходной экономикой - всего 4%, в экспорте обрабатывающей промышленности доля развитых стран существенно больше - 77,8%, развивающихся - 18,6% и стран с переходной экономикой - 3,6% (данные ООН за 1994 год).

Существующее разделение государств мирового сообщества на государства - поставщики сырья и государства - собственники финансовых и интеллектуальных ресурсов ведет к увеличению разрыва в душевых показателях ВВП между развитыми и развивающимися странами.



Динамика структуры мирового экспорта товаров в % к итогу



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Источник: Институт мировой экономики и международных отношений РАН



Рис. 1.2



1.1.9. Рост экспорта услуг



Доля услуг в структуре международной торговли достигла 20%. Для двукратного роста экспорта услуг потребовалось всего лишь 7 - 8 лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения экспорта товаров (см. рис. 1.3). Особенно быстро растет доля экспорта услуг, предоставляемых частными фирмами: за этот период она выросла в 2,5 раза.



Динамика мирового экспорта услуг (млрд.дол.) и структура

экспорта услуг развитых стран (в % к итогу)



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 1.3



Число видов услуг на мировом рынке превышает 600. Наибольшее значение в мировой торговле услугами сегодня имеют туризм (включая деловые поездки), транспорт, информационно-коммуникационные и страховые услуги (см. рис. 1.3). Рост доли международных страховых услуг вызван расширением страхования международных сделок. Международная практика допускает страхование от политических, военных и других рисков до 100% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль. Расширяется и доля сектора финансовых услуг, в том числе экспортного кредитования. Экспортное кредитование охватывает около 12 - 20% всего объема экспорта развитых стран.



1.1.10. Снижение экспортных цен



После 1995 года в мире прослеживается устойчивая тенденция опережения роста экспорта в физическом объеме по сравнению с ростом в стоимостном измерении (см. табл. 1.1).



Таблица 1.1



<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.