|
|
Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 4 Динамика экспорта мяса и мясопродуктов и яиц *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 2.12 Среди продукции пищевой промышленности положительное сальдо было достигнуто по кондитерским изделиям (24,9 млн.дол.), пиву (15,4 млн.дол.) и пищевому спирту и водке (15,6 млн.дол.). По продукции растениеводства отрицательное сальдо составило 142 млн.дол. вследствие значительного превышения импорта над экспортом. 2.10. Экспорт услуг Социально-экономический, кадровый потенциал и географическое положение Республики Беларусь являются серьезными предпосылками для интенсификации развития экспорта услуг. Структура и динамика экспорта услуг представлена в таблице 2.2. Таблица 2.2 Структура и динамика экспорта услуг Республики Беларусь, млн.дол. -------------------------------------------+-------+-------+-------¬ ¦ Показатели ¦ 1997 ¦ 1998 ¦1998 к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1997, %¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Общий объем экспорта услуг ¦ 918,8¦ 940,7¦ 102,4¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Транспортные услуги, всего ¦ 495,9¦ 495¦ 99,8¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦из них перевозки грузов ¦ 451 ¦ 450,7¦ 99,9¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦железнодорожным транспортом ¦ 186,8¦ 170,4¦ 91,2¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦воздушным транспортом ¦ 11,7¦ 3,2¦ 27,4¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦автомобильным транспортом ¦ 123,4¦ 129,1¦ 104,6¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦трубопроводным транспортом ¦ 129,1¦ 148¦ 114,6¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Туристические услуги ¦ 25,1¦ 22,4¦ 89,2¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Услуги связи ¦ 29,4¦ 42,7¦ 145,2¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Строительные услуги ¦ 103,7¦ 69,3¦ 66,8¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Аренда ¦ 0,8¦ 14,1¦ 1762,5¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Полиграфические услуги ¦ 1,2¦ 1,9¦ 158,3¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Деловые, профессиональные услуги ¦ 255,8¦ 269 ¦ 105,2¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦в том числе: переработка нефти ¦ 127,3¦ 55,5¦ 43,6¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Экспорт и страны СНГ ¦ 370,4¦ 366,6¦ 98,9¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦в том числе: в Россию ¦ 310,6¦ 334,5¦ 107,7¦ +------------------------------------------+-------+-------+-------+ ¦Экспорт в страны дальнего зарубежья ¦ 548,4¦ 574,1¦ 104,7¦ ¦------------------------------------------+-------+-------+-------- *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 2.13 Сфера услуг очень динамично реагирует на изменения в ее регулировании, что обуславливает изменения как структуры (см. рис. 2.13), так и объема их экспорта. Таблица 2.3 Баланс торговли услугами Республики Беларусь, млн.дол. --------+--------------------+--------------------+-------------------¬ ¦Пара- ¦1997 ¦1998 ¦1998 в % к 1997 ¦ ¦метры +------+------+------+------+------+------+------+------+-----+ ¦ ¦Страны¦Страны¦Всего ¦Страны¦Страны¦Всего ¦Страны¦Страны¦Всего¦ ¦ ¦СНГ ¦даль- ¦ ¦СНГ ¦даль- ¦ ¦СНГ ¦даль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦него ¦ ¦ ¦него ¦ ¦ ¦него ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зару- ¦ ¦ ¦зару- ¦ ¦ ¦зару- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бежья ¦ ¦ ¦бежья ¦ ¦ ¦бежья ¦ ¦ +-------+------+------+------+------+------+------+------+------+-----+ ¦Оборот ¦ 456,2¦ 855,8¦1312 ¦ 494,4¦ 789,2¦1283,6¦ 92,3¦ 108,4¦102,2¦ +-------+------+------+------+------+------+------+------+------+-----+ ¦Экспорт¦ 301,8¦ 574,1¦ 875,9¦ 370,4¦ 548,4¦ 918,8¦ 81,5¦ 104,7¦ 95,3¦ +-------+------+------+------+------+------+------+------+------+-----+ ¦Импорт ¦ 154,4¦ 281,7¦ 436,1¦ 124 ¦ 240,8¦ 364,8¦ 124,5¦ 117 ¦119,5¦ ¦-------+------+------+------+------+------+------+------+------+------ Основными видами услуг явились транспортные услуги (положительное сальдо в размере 361,8 млн.дол.), услуги по переработке нефти (55,5 млн.дол.) и строительные услуги (55,1 млн.дол.). Туристические услуги пока имеют отрицательное сальдо 101,6 млн. долларов. Региональная структура экспорта услуг в 1998 году характеризуется следующими показателями: доля стран СНГ составляет 39% всего экспорта услуг, страны дальнего зарубежья - 61% (в 1997 году соответственно 40,3% и 59,7%). Экспорт услуг в страны СНГ снизился на 1,3% за счет роста в страны дальнего зарубежья (см. рис. 2.14). Географическая структура экспорта услуг Республики Беларусь в 1998 году *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 2.14 2.10.1. Экспорт транспортных услуг Экспорт транспортных услуг составляет наибольший удельный вес в экспорте услуг (52,6% в общем объеме экспорта услуг), в том числе железнодорожный транспорт - 170,4 млн.дол., или 18%, трубопроводный транспорт - 148 млн.дол., или 15,7%, автомобильный транспорт - 129,1 млн.дол., или 12,9%, и воздушный транспорт - 3,2 млн.дол., или 0,3%. Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и развитой транспортной инфраструктурой. В 1998 году Республика Беларусь от международных автоперевозок получила 129 млн.дол. против 23 млн.дол. в 1993 году. Доходы белорусских перевозчиков в 1997 году составили 450 млн.дол., в 1998 году - 480 млн.дол. (в Республике Беларусь на международных перевозках задействовано более 6000 автотранспортных средств). В 1997 году средний доход белорусских перевозчиков (с учетом поездок в Польшу, Литву, Украину) составил за одну международную поездку 3,75 тыс.дол. За год выполнено около 115 тыс. поездок в зарубежные страны. Белорусским перевозчикам удалось закрепиться на европейском рынке транспортных услуг и обеспечивать основные перевозки экспортно-импортных грузов в Республику Беларусь, а также значительную долю перевозок между странами Западной Европы и Россией. Высокая рентабельность международных перевозок и благоприятный инвестиционный климат в этой сфере деятельности способствовали развитию в Республике Беларусь этого сектора услуг (в 1992 году лицензии на выполнение международных грузовых перевозок имели 447 физических и юридических лиц, к концу 1998 года - 6753 лицензий). 2.10.2. Экспорт строительных услуг Экспорт строительных услуг составляет 7,4% в общем объеме экспорта услуг. Экспорт строительных услуг взаимосвязан с экспортом стройматериалов, в частности в рамках реализуемых проектов, строящихся на тендерной основе. Резервами роста экспорта строительных услуг являются высокое качество и относительно низкая цена белорусских стройматериалов и услуг, высокая квалификация белорусских строителей, высокий уровень технической оснащенности. Значительная часть экспорта услуг представлена строительством объектов в Российской Федерации и Украине, в том числе в рамках долгосрочных договоров с организациями РАО "Газпром" на возведение объектов в счет компенсации задолженности за поставляемый в Республику Беларусь природный газ. Девальвация российского рубля в 1998 году уменьшила фактор ценовой конкурентоспособности белорусских стройматериалов в регионах Российской Федерации и отразилась на темпах роста экспорта строительных услуг. Так, если в 1997 году было оказано строительных услуг на 81,2 млн.дол., то в 1998 году - на 55,1 млн.дол. (на 36,8% меньше). 2.10.3. Экспорт услуг связи Доминирующее положение на рынке услуг связи в Республике Беларусь занимает республиканское объединение "Белтелеком", экспорт услуг которого составляет более 90% от объема экспорта услуг связи. Его величина зависит от входящих в Республику Беларусь и проходящих транзитом трафиков (телефонного, телеграфного и телексного), количества каналов, сдаваемых в аренду иностранным операторам. За период 1993 - 1998 годов рост экспорта услуг связи увеличился в 1,7 раза. В последнее время наблюдается тенденция сокращения объемов экспорта услуг связи, особенно в области электросвязи. К основным факторам сокращения объема экспорта услуг следует отнести сокращение объемов входящих в Республику Беларусь международных телефонных разговоров, телеграфного трафика и передачи данных, аренды транзитных каналов связи российскими операторами электросвязи, сокращение платежей российских телерадиокомпаний за вещание на территории республики. 2.10.4. Экспорт туристических услуг Сфера туризма является одной из наиболее интенсивно развивающихся и доходных отраслей мировой экономики. Доля международного туризма и деловых поездок составляет около трети мирового экспорта услуг. В Республике Беларусь аналогичный показатель в 1998 году составил всего 2,5%. Интенсивное развитие туризма в Республике Беларусь может стать одним из элементов роста экспорта услуг. *** Таким образом, основное бремя оплаты необходимого для поддержания макроэкономической и социальной стабильности критического импорта (энергоносители, зерно, медикаменты и др.) сегодня несут транспортное машиностроение, металлообработка, нефтехимическая промышленность, экспортеры транзитных транспортных и коммуникационных услуг. Ведущие отрасли белорусской промышленности - машиностроение, металлообработка, химическая промышленность, еще являющиеся сегодня чистыми экспортерами, без коренной модернизации и без мощного притока инвестиций на эти цели могут полностью утратить свои конкурентные позиции и вместе с ними свои традиционные рынки. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА 3.1. Цели и основные принципы национальной экспортной политики Повышение жизненного уровня населения, увеличение возможностей развития человека и оздоровление нации, провозглашенное в Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, может быть обеспечено лишь в условиях перехода к устойчивому экономическому росту. На 2000 - 2005 годы планируется обеспечить прирост ВВП на 20 - 25%, что при сохраняющейся высокой импортоемкости производства требует, во-первых, адекватного роста валютных поступлений для оплаты критического импорта. Второе, необходимое условие роста ВВП - сохранение и укрепление конкурентных позиций, что потребует замены и модернизации существующих технологий. Для технологической модернизации в период с 2000 по 2005 годы инвестиционный импорт <5> должен ежегодно составлять не менее 2 млрд.дол. Обеспечить такой прирост только за счет прямых иностранных инвестиций и продажи части госсобственности нереально. Необходим опережающий прирост стоимостного объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление на инвестиционный импорт до трети экспортной выручки. Исходя из этого, была определена главная цель Программы: обеспечить прирост экспорта не менее чем на 5,6% в год, т.е. на 30 - 32% за период с 2000 по 2005 годы в первом варианте, и на 9,6% в год, т.е. на 74 - 75% во втором варианте. ------------------------------ <5> Инвестиционный импорт в Республике Беларусь составлял в 1996 году 1342 млрд.дол., в 1997 году - 1883 млрд.дол., в 1998 году - 2118 млрд.дол., в 1999 году - 1310 млн.дол. (оценка). Высокий рост инвестиционного импорта, увязанный с приростом экспорта, позволит также получить выгоды от участия в международном разделении труда, облегчит выход на новые рынки, даст экономию от роста масштабов производства. Расширение экспорта, причем экспорта промышленного, для Республики Беларусь - цель, требующая колоссальных усилий всех субъектов хозяйствования и внешнеторговых организаций. Достичь ее возможно только путем реализации широкомасштабных, охватывающих всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и внешнеэкономических действий государства. Изложенные в Программе государственные мероприятия направлены на решение четырех важнейших проблем: создание макроэкономической среды (включая валютно-финансовую и денежно-кредитную системы), благоприятствующей развитию экспорта; создание на уровне предприятий микроэкономических условий по укреплению конкурентоспособности продукции; создание развитой системы экспортного кредитования, в том числе зарубежных покупателей белорусской продукции и страхования связанных с этим рисков; создание системы быстрой адаптации экспортеров к изменениям на международных рынках. Внешнеэкономические мероприятия Программы направлены на решение главной задачи - создание благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки (политико-дипломатическая поддержка, интеграция в международные торговые союзы, создание товаропроводящих и рекламно-маркетинговых сетей, платежных систем). Обеспечение ежегодного опережающего по сравнению с ВВП прироста экспорта требует активизации внешнеэкономической политики государства, частью которой является экспортная политика, представляющая собой комплекс политических, экономических и организационных мер с целью повышения международной конкурентоспособности. Стратегическими принципами национальной экспортной политики, положенной в основу Программы, являются: суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику; многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном развитии интеграционных процессов в Союзном государстве Беларуси и России, а также в рамках СНГ; выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках; перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой; защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке для государственных и частных экспортеров; преобладание экономических методов и механизмов над административными в области внешнеторгового регулирования; сохранение и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых); увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения; повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров; совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала; повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами различных государств. Программа базируется на условии, что увеличение в 2000 - 2005 годах экспорта будет стимулировать экономический рост благодаря инвестированию прироста валютной выручки в модернизацию технологий. В краткосрочной перспективе (ближайшие 2 года) экспортная политика направлена на оптимизацию экспортных цен и потоков на основе эффективного использования имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания базы для наращивания экспорта в последующие годы. Не должны допускаться методы количественного ограничения экспортных процессов органами государственной власти, которые могут вводиться только в исключительных случаях при обеспечении национальной экономической безопасности Республики Беларусь и выполнении международных обязательств. Повышение валютной эффективности экспорта должно обеспечиваться: стабилизацией валютного рынка (за счет введения единого курса валюты, отмены ограничений в оплате экспорта и импорта в белорусских рублях и т.д.); стимулирующей экспортеров налоговой и тарифной политикой, обеспечивающей свободный доступ к импортным ресурсам, материалам и комплектующим по минимально возможным ценам; присоединением (в тандеме с Россией) к ВТО и снижением тарифных пошлин и нетарифных барьеров; за счет международной сертификации и внедрения систем технического, фармакологического, санитарного, ветеринарного, экологического, фитосанитарного контроля экспортной продукции на основе международных стандартов, правил и обычаев. 3.2. Создание макроэкономических условий развития экспорта Повышение эффективности и увеличение объемов экспорта белорусских товаров требует проведения государством стимулирующей макроэкономической и валютной политики. Основные мероприятия в области макроэкономической и валютной политики должны быть направлены на: снижение инфляции на первом этапе (2000 г.) и финансовую стабилизацию на втором этапе (2001 - 2005 гг.); стабилизацию реального курса белорусского рубля с ограниченным использованием скользящей девальвации национальной валюты (скользящая фиксация) как инструмента экономической политики стимулирования экспорта; обеспечение текущей конвертируемости белорусского рубля при едином курсе, формируемом на основе спроса и предложения со сглаживанием необоснованных спекулятивных колебаний; повышение нормы внутренних сбережений и создание механизмов их перетока в инвестиционный капитал экспортоориентированных предприятий; переход в расчетах со странами СНГ на национальные валюты, в первую очередь - замещение российскими рублями долларов из расчетов с российскими партнерами; структурную перестройку и перепрофилирование неэффективных предприятий; создание равных условий хозяйствования предприятиям путем уменьшения числа индивидуальных льгот и перекрестного субсидирования; развитие кооперации и концентрации финансово-промышленного капитала путем создания крупных концернов (ТНК, ФПГ, СП), объединяющих весь технологический цикл с организацией зарубежных производств и крупных дилерских сетей; расширение инвестиций в развитие наукоемких производств и услуг; использование эффективных механизмов стимулирования развития экспорта. Перечисленные задачи в значительной части нашли свое решение в ранее принятых программных документах, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности реального сектора экономики. Настоящая Программа будет осуществляться с учетом план-графиков их реализации. При формировании цен на экспортную продукцию необходимо обеспечить: устранение внутренних ценовых диспропорций в Беларуси и России; совершенствование системы и механизмов рыночного формирования внутренних и экспортных цен на всех уровнях дилерской сети, в том числе в рамках постоянного мониторинга конъюнктуры цен (справочных, биржевых, реальных) мировых товарных рынков; совершенствование структуры материальных (и приравненных к ним) затрат, вносимых на себестоимость товаров и услуг; формирование экспортной стратегии, основывающейся на сбалансированном соотношении внутреннего и внешнего спроса; системную непротиворечивость реализуемых мер макроэкономической политики. 3.3. Привлечение инвестиций в экспортоориентированные производства Одним из наиболее важных направлений развития экспорта является активизация инвестиционного процесса, концентрация инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортные производства. Основными причинами определенной осторожности в деятельности как отечественных, так и зарубежных инвесторов на белорусском рынке являются: нестабильность белорусского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу, высокая степень вмешательства государства в деятельность частного бизнеса (ценообразование, введение дополнительных налогов и сборов, отсутствие гарантий репатриации доходов и т.д.); низкий инвестиционный рейтинг Республики Беларусь, отсутствие реального кредитного сотрудничества с Международным валютным фондом, Всемирным банком и ЕБРР; множественность курсов, в связи с чем обязательная продажа части экспортной валютной выручки приводит к низкой рентабельности экспортоориентированных предприятий. Для обеспечения коренного перелома в сфере инвестиций и повышения их влияния на развитие экспортного потенциала необходимо провозгласить важнейшим приоритетом белорусского государства политику создания благоприятных условий инвестирования в реальный сектор. Для реализации данного приоритета целесообразно разработать государственную политику стимулирования и управления инвестиционным процессом. В частности, целесообразно: объединить все преференции инвесторам (включая отечественных) в Закон о промышленной модернизации <6>, сделав в нем акцент на особые льготы прямым инвесторам в приоритетные сферы народного хозяйства (с учетом объемов капвложений, количества создаваемых рабочих мест, экспортной ориентации, внедрения новых и высоких технологий, ресурсо- и энергосбережения); ------------------------------ <6> Аналог известного Закона о промышленной модернизации (SIU) Тайваня. повысить роль региональных органов власти в прямом привлечении инвесторов на свои территории, в том числе обеспечить поддержку инвестициям в сектор малого предпринимательства; привести действующие нормативно-правовые акты в соответствие с содержанием Закона об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь и не допускать издания нормативно-правовых актов, усложняющих порядок создания, регистрации и деятельности предприятий с иностранными инвестициями, а также не препятствовать переводу прибылей за рубеж; предусмотреть в законодательстве особый налоговый режим для предприятий со значительными инвестициями в технологии, освобождающий их от налоговых платежей, кроме социальных, до полной окупаемости инвестиционных проектов; обеспечить, как правило, освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин технологическое оборудование и другие инвестиционные товары, ввозимые для целей промышленной модернизации; расширить формы государственной поддержки прямых инвестиций (предоставление государственных гарантий инвесторам особо важных для национальной экономики проектов, содействие страхованию иностранных инвестиций, создание системы эффективного урегулирования инвестиционных споров на принципах международного арбитража и третейского суда, исключение двойного налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями); разработать и реализовать комплекс мероприятий по инициированию совместных инвестиционных проектов с соседними странами (Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия) путем создания совместных комитетов (советов), стратегических альянсов по инвестиционному сотрудничеству; добиваться выделения новых долгосрочных кредитных линий (с учетом возможностей вновь открывающихся посольств в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки), а также проработать возможности получения несвязанных финансовых и товарных кредитов зарубежных компаний, банков и фондов, в том числе без государственных гарантий; устранить или снизить до приемлемого уровня просроченную задолженность по иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь белорусскими предприятиями - заемщиками; использовать механизмы политического влияния в международных организациях с целью решения вопросов предоставления Беларуси средств внешнего финансирования; расширить формы иностранного инвестирования, в частности использовать лицензионные, субподрядные, консорциальные соглашения, международные альянсы; способствовать интернационализации отраслей, связанных с услугами (туризм, гостиничный бизнес, телекоммуникации и т.п.); повысить роль и значение, а также активизировать работу Белорусского агентства содействия иностранным инвестициям, способствовать созданию других аналогичных структур, повысить конкуренцию на инвестиционном рынке; с целью привлечения иностранного капитала в СЭЗ ввести упрощенную регистрацию иностранных банков и их филиалов в СЭЗ (уставный фонд не менее 0,5 млн. евро, отсутствие резервов по депозитам в иностранной валюте, разумные пруденциальные нормативы). Территория СЭЗ должна стать полигоном для отработки различных моделей упрощенного допуска на территорию Беларуси филиалов иностранных банков, а также филиалов и отделений иностранных фирм (финансовых, лизинговых, страховых); создать комплексную систему информационной поддержки деятельности по формированию позитивного международного инвестиционного имиджа Республики Беларусь. 3.4. Повышение конкурентоспособности экспортной продукции Наряду с совершенствованием макроэкономических условий требуют решения и вопросы, направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров. Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей должно быть обеспечено за счет: совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и ноу-хау из высокоразвитых стран; |
Партнеры
|