Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 4

Динамика экспорта мяса и мясопродуктов и яиц



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.12



Среди продукции пищевой промышленности положительное сальдо было достигнуто по кондитерским изделиям (24,9 млн.дол.), пиву (15,4 млн.дол.) и пищевому спирту и водке (15,6 млн.дол.).

По продукции растениеводства отрицательное сальдо составило 142 млн.дол. вследствие значительного превышения импорта над экспортом.



2.10. Экспорт услуг



Социально-экономический, кадровый потенциал и географическое положение Республики Беларусь являются серьезными предпосылками для интенсификации развития экспорта услуг.

Структура и динамика экспорта услуг представлена в таблице 2.2.



Таблица 2.2



Структура и динамика экспорта услуг

Республики Беларусь, млн.дол.



-------------------------------------------+-------+-------+-------¬
¦                 Показатели               ¦ 1997  ¦ 1998  ¦1998 к ¦
¦                                          ¦       ¦       ¦1997, %¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Общий объем экспорта услуг                ¦  918,8¦  940,7¦  102,4¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Транспортные услуги, всего                ¦  495,9¦    495¦   99,8¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦из них перевозки грузов                   ¦  451  ¦  450,7¦   99,9¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦железнодорожным транспортом               ¦  186,8¦  170,4¦   91,2¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦воздушным транспортом                     ¦   11,7¦    3,2¦   27,4¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦автомобильным транспортом                 ¦  123,4¦  129,1¦  104,6¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦трубопроводным транспортом                ¦  129,1¦    148¦  114,6¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Туристические услуги                      ¦   25,1¦   22,4¦   89,2¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Услуги связи                              ¦   29,4¦   42,7¦  145,2¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Строительные услуги                       ¦  103,7¦   69,3¦   66,8¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Аренда                                    ¦    0,8¦   14,1¦ 1762,5¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Полиграфические услуги                    ¦    1,2¦    1,9¦  158,3¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Деловые, профессиональные услуги          ¦  255,8¦  269  ¦  105,2¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦в том числе: переработка нефти            ¦  127,3¦   55,5¦   43,6¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Экспорт и страны СНГ                      ¦  370,4¦  366,6¦   98,9¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦в том числе: в Россию                     ¦  310,6¦  334,5¦  107,7¦
+------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Экспорт в страны дальнего зарубежья       ¦  548,4¦  574,1¦  104,7¦
¦------------------------------------------+-------+-------+--------


*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.13



Сфера услуг очень динамично реагирует на изменения в ее регулировании, что обуславливает изменения как структуры (см. рис. 2.13), так и объема их экспорта.



Таблица 2.3



Баланс торговли услугами Республики Беларусь, млн.дол.



--------+--------------------+--------------------+-------------------¬
¦Пара-  ¦1997                ¦1998                ¦1998 в % к 1997    ¦
¦метры  +------+------+------+------+------+------+------+------+-----+
¦       ¦Страны¦Страны¦Всего ¦Страны¦Страны¦Всего ¦Страны¦Страны¦Всего¦
¦       ¦СНГ   ¦даль- ¦      ¦СНГ   ¦даль- ¦      ¦СНГ   ¦даль- ¦     ¦
¦       ¦      ¦него  ¦      ¦      ¦него  ¦      ¦      ¦него  ¦     ¦
¦       ¦      ¦зару- ¦      ¦      ¦зару- ¦      ¦      ¦зару- ¦     ¦
¦       ¦      ¦бежья ¦      ¦      ¦бежья ¦      ¦      ¦бежья ¦     ¦
+-------+------+------+------+------+------+------+------+------+-----+
¦Оборот ¦ 456,2¦ 855,8¦1312  ¦ 494,4¦ 789,2¦1283,6¦  92,3¦ 108,4¦102,2¦
+-------+------+------+------+------+------+------+------+------+-----+
¦Экспорт¦ 301,8¦ 574,1¦ 875,9¦ 370,4¦ 548,4¦ 918,8¦  81,5¦ 104,7¦ 95,3¦
+-------+------+------+------+------+------+------+------+------+-----+
¦Импорт ¦ 154,4¦ 281,7¦ 436,1¦ 124  ¦ 240,8¦ 364,8¦ 124,5¦ 117  ¦119,5¦
¦-------+------+------+------+------+------+------+------+------+------


Основными видами услуг явились транспортные услуги (положительное сальдо в размере 361,8 млн.дол.), услуги по переработке нефти (55,5 млн.дол.) и строительные услуги (55,1 млн.дол.). Туристические услуги пока имеют отрицательное сальдо 101,6 млн. долларов.

Региональная структура экспорта услуг в 1998 году характеризуется следующими показателями: доля стран СНГ составляет 39% всего экспорта услуг, страны дальнего зарубежья - 61% (в 1997 году соответственно 40,3% и 59,7%). Экспорт услуг в страны СНГ снизился на 1,3% за счет роста в страны дальнего зарубежья (см. рис. 2.14).



Географическая структура экспорта услуг

Республики Беларусь в 1998 году



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.14



2.10.1. Экспорт транспортных услуг



Экспорт транспортных услуг составляет наибольший удельный вес в экспорте услуг (52,6% в общем объеме экспорта услуг), в том числе железнодорожный транспорт - 170,4 млн.дол., или 18%, трубопроводный транспорт - 148 млн.дол., или 15,7%, автомобильный транспорт - 129,1 млн.дол., или 12,9%, и воздушный транспорт - 3,2 млн.дол., или 0,3%.

Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и развитой транспортной инфраструктурой. В 1998 году Республика Беларусь от международных автоперевозок получила 129 млн.дол. против 23 млн.дол. в 1993 году. Доходы белорусских перевозчиков в 1997 году составили 450 млн.дол., в 1998 году - 480 млн.дол. (в Республике Беларусь на международных перевозках задействовано более 6000 автотранспортных средств). В 1997 году средний доход белорусских перевозчиков (с учетом поездок в Польшу, Литву, Украину) составил за одну международную поездку 3,75 тыс.дол. За год выполнено около 115 тыс. поездок в зарубежные страны.

Белорусским перевозчикам удалось закрепиться на европейском рынке транспортных услуг и обеспечивать основные перевозки экспортно-импортных грузов в Республику Беларусь, а также значительную долю перевозок между странами Западной Европы и Россией.

Высокая рентабельность международных перевозок и благоприятный инвестиционный климат в этой сфере деятельности способствовали развитию в Республике Беларусь этого сектора услуг (в 1992 году лицензии на выполнение международных грузовых перевозок имели 447 физических и юридических лиц, к концу 1998 года - 6753 лицензий).



2.10.2. Экспорт строительных услуг



Экспорт строительных услуг составляет 7,4% в общем объеме экспорта услуг.

Экспорт строительных услуг взаимосвязан с экспортом стройматериалов, в частности в рамках реализуемых проектов, строящихся на тендерной основе.

Резервами роста экспорта строительных услуг являются высокое качество и относительно низкая цена белорусских стройматериалов и услуг, высокая квалификация белорусских строителей, высокий уровень технической оснащенности.

Значительная часть экспорта услуг представлена строительством объектов в Российской Федерации и Украине, в том числе в рамках долгосрочных договоров с организациями РАО "Газпром" на возведение объектов в счет компенсации задолженности за поставляемый в Республику Беларусь природный газ.

Девальвация российского рубля в 1998 году уменьшила фактор ценовой конкурентоспособности белорусских стройматериалов в регионах Российской Федерации и отразилась на темпах роста экспорта строительных услуг. Так, если в 1997 году было оказано строительных услуг на 81,2 млн.дол., то в 1998 году - на 55,1 млн.дол. (на 36,8% меньше).



2.10.3. Экспорт услуг связи



Доминирующее положение на рынке услуг связи в Республике Беларусь занимает республиканское объединение "Белтелеком", экспорт услуг которого составляет более 90% от объема экспорта услуг связи. Его величина зависит от входящих в Республику Беларусь и проходящих транзитом трафиков (телефонного, телеграфного и телексного), количества каналов, сдаваемых в аренду иностранным операторам.

За период 1993 - 1998 годов рост экспорта услуг связи увеличился в 1,7 раза. В последнее время наблюдается тенденция сокращения объемов экспорта услуг связи, особенно в области электросвязи. К основным факторам сокращения объема экспорта услуг следует отнести сокращение объемов входящих в Республику Беларусь международных телефонных разговоров, телеграфного трафика и передачи данных, аренды транзитных каналов связи российскими операторами электросвязи, сокращение платежей российских телерадиокомпаний за вещание на территории республики.



2.10.4. Экспорт туристических услуг



Сфера туризма является одной из наиболее интенсивно развивающихся и доходных отраслей мировой экономики. Доля международного туризма и деловых поездок составляет около трети мирового экспорта услуг. В Республике Беларусь аналогичный показатель в 1998 году составил всего 2,5%. Интенсивное развитие туризма в Республике Беларусь может стать одним из элементов роста экспорта услуг.



***



Таким образом, основное бремя оплаты необходимого для поддержания макроэкономической и социальной стабильности критического импорта (энергоносители, зерно, медикаменты и др.) сегодня несут транспортное машиностроение, металлообработка, нефтехимическая промышленность, экспортеры транзитных транспортных и коммуникационных услуг.

Ведущие отрасли белорусской промышленности - машиностроение, металлообработка, химическая промышленность, еще являющиеся сегодня чистыми экспортерами, без коренной модернизации и без мощного притока инвестиций на эти цели могут полностью утратить свои конкурентные позиции и вместе с ними свои традиционные рынки.



3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА



3.1. Цели и основные принципы национальной

экспортной политики



Повышение жизненного уровня населения, увеличение возможностей развития человека и оздоровление нации, провозглашенное в Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, может быть обеспечено лишь в условиях перехода к устойчивому экономическому росту. На 2000 - 2005 годы планируется обеспечить прирост ВВП на 20 - 25%, что при сохраняющейся высокой импортоемкости производства требует, во-первых, адекватного роста валютных поступлений для оплаты критического импорта. Второе, необходимое условие роста ВВП - сохранение и укрепление конкурентных позиций, что потребует замены и модернизации существующих технологий. Для технологической модернизации в период с 2000 по 2005 годы инвестиционный импорт <5> должен ежегодно составлять не менее 2 млрд.дол. Обеспечить такой прирост только за счет прямых иностранных инвестиций и продажи части госсобственности нереально. Необходим опережающий прирост стоимостного объема экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом ВВП и направление на инвестиционный импорт до трети экспортной выручки. Исходя из этого, была определена главная цель Программы: обеспечить прирост экспорта не менее чем на 5,6% в год, т.е. на 30 - 32% за период с 2000 по 2005 годы в первом варианте, и на 9,6% в год, т.е. на 74 - 75% во втором варианте.

------------------------------

<5> Инвестиционный импорт в Республике Беларусь составлял в 1996 году 1342 млрд.дол., в 1997 году - 1883 млрд.дол., в 1998 году - 2118 млрд.дол., в 1999 году - 1310 млн.дол. (оценка).



Высокий рост инвестиционного импорта, увязанный с приростом экспорта, позволит также получить выгоды от участия в международном разделении труда, облегчит выход на новые рынки, даст экономию от роста масштабов производства.

Расширение экспорта, причем экспорта промышленного, для Республики Беларусь - цель, требующая колоссальных усилий всех субъектов хозяйствования и внешнеторговых организаций. Достичь ее возможно только путем реализации широкомасштабных, охватывающих всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и внешнеэкономических действий государства. Изложенные в Программе государственные мероприятия направлены на решение четырех важнейших проблем:

создание макроэкономической среды (включая валютно-финансовую и денежно-кредитную системы), благоприятствующей развитию экспорта;

создание на уровне предприятий микроэкономических условий по укреплению конкурентоспособности продукции;

создание развитой системы экспортного кредитования, в том числе зарубежных покупателей белорусской продукции и страхования связанных с этим рисков;

создание системы быстрой адаптации экспортеров к изменениям на международных рынках.

Внешнеэкономические мероприятия Программы направлены на решение главной задачи - создание благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки (политико-дипломатическая поддержка, интеграция в международные торговые союзы, создание товаропроводящих и рекламно-маркетинговых сетей, платежных систем).

Обеспечение ежегодного опережающего по сравнению с ВВП прироста экспорта требует активизации внешнеэкономической политики государства, частью которой является экспортная политика, представляющая собой комплекс политических, экономических и организационных мер с целью повышения международной конкурентоспособности.

Стратегическими принципами национальной экспортной политики, положенной в основу Программы, являются:

суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику;

многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном развитии интеграционных процессов в Союзном государстве Беларуси и России, а также в рамках СНГ;

выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;

перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке для государственных и частных экспортеров;

преобладание экономических методов и механизмов над административными в области внешнеторгового регулирования;

сохранение и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых);

увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения;

повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров;

совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала;

повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами различных государств.

Программа базируется на условии, что увеличение в 2000 - 2005 годах экспорта будет стимулировать экономический рост благодаря инвестированию прироста валютной выручки в модернизацию технологий.

В краткосрочной перспективе (ближайшие 2 года) экспортная политика направлена на оптимизацию экспортных цен и потоков на основе эффективного использования имеющихся возможностей с учетом мировой конъюнктуры и постепенного создания базы для наращивания экспорта в последующие годы. Не должны допускаться методы количественного ограничения экспортных процессов органами государственной власти, которые могут вводиться только в исключительных случаях при обеспечении национальной экономической безопасности Республики Беларусь и выполнении международных обязательств.

Повышение валютной эффективности экспорта должно обеспечиваться:

стабилизацией валютного рынка (за счет введения единого курса валюты, отмены ограничений в оплате экспорта и импорта в белорусских рублях и т.д.);

стимулирующей экспортеров налоговой и тарифной политикой, обеспечивающей свободный доступ к импортным ресурсам, материалам и комплектующим по минимально возможным ценам;

присоединением (в тандеме с Россией) к ВТО и снижением тарифных пошлин и нетарифных барьеров;

за счет международной сертификации и внедрения систем технического, фармакологического, санитарного, ветеринарного, экологического, фитосанитарного контроля экспортной продукции на основе международных стандартов, правил и обычаев.



3.2. Создание макроэкономических условий развития экспорта



Повышение эффективности и увеличение объемов экспорта белорусских товаров требует проведения государством стимулирующей макроэкономической и валютной политики.

Основные мероприятия в области макроэкономической и валютной политики должны быть направлены на:

снижение инфляции на первом этапе (2000 г.) и финансовую стабилизацию на втором этапе (2001 - 2005 гг.);

стабилизацию реального курса белорусского рубля с ограниченным использованием скользящей девальвации национальной валюты (скользящая фиксация) как инструмента экономической политики стимулирования экспорта;

обеспечение текущей конвертируемости белорусского рубля при едином курсе, формируемом на основе спроса и предложения со сглаживанием необоснованных спекулятивных колебаний;

повышение нормы внутренних сбережений и создание механизмов их перетока в инвестиционный капитал экспортоориентированных предприятий;

переход в расчетах со странами СНГ на национальные валюты, в первую очередь - замещение российскими рублями долларов из расчетов с российскими партнерами;

структурную перестройку и перепрофилирование неэффективных предприятий;

создание равных условий хозяйствования предприятиям путем уменьшения числа индивидуальных льгот и перекрестного субсидирования;

развитие кооперации и концентрации финансово-промышленного капитала путем создания крупных концернов (ТНК, ФПГ, СП), объединяющих весь технологический цикл с организацией зарубежных производств и крупных дилерских сетей;

расширение инвестиций в развитие наукоемких производств и услуг;

использование эффективных механизмов стимулирования развития экспорта.

Перечисленные задачи в значительной части нашли свое решение в ранее принятых программных документах, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности реального сектора экономики. Настоящая Программа будет осуществляться с учетом план-графиков их реализации.

При формировании цен на экспортную продукцию необходимо обеспечить:

устранение внутренних ценовых диспропорций в Беларуси и России;

совершенствование системы и механизмов рыночного формирования внутренних и экспортных цен на всех уровнях дилерской сети, в том числе в рамках постоянного мониторинга конъюнктуры цен (справочных, биржевых, реальных) мировых товарных рынков;

совершенствование структуры материальных (и приравненных к ним) затрат, вносимых на себестоимость товаров и услуг;

формирование экспортной стратегии, основывающейся на сбалансированном соотношении внутреннего и внешнего спроса;

системную непротиворечивость реализуемых мер макроэкономической политики.



3.3. Привлечение инвестиций в

экспортоориентированные производства



Одним из наиболее важных направлений развития экспорта является активизация инвестиционного процесса, концентрация инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортные производства.

Основными причинами определенной осторожности в деятельности как отечественных, так и зарубежных инвесторов на белорусском рынке являются:

нестабильность белорусского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу, высокая степень вмешательства государства в деятельность частного бизнеса (ценообразование, введение дополнительных налогов и сборов, отсутствие гарантий репатриации доходов и т.д.);

низкий инвестиционный рейтинг Республики Беларусь, отсутствие реального кредитного сотрудничества с Международным валютным фондом, Всемирным банком и ЕБРР;

множественность курсов, в связи с чем обязательная продажа части экспортной валютной выручки приводит к низкой рентабельности экспортоориентированных предприятий.

Для обеспечения коренного перелома в сфере инвестиций и повышения их влияния на развитие экспортного потенциала необходимо провозгласить важнейшим приоритетом белорусского государства политику создания благоприятных условий инвестирования в реальный сектор. Для реализации данного приоритета целесообразно разработать государственную политику стимулирования и управления инвестиционным процессом. В частности, целесообразно:

объединить все преференции инвесторам (включая отечественных) в Закон о промышленной модернизации <6>, сделав в нем акцент на особые льготы прямым инвесторам в приоритетные сферы народного хозяйства (с учетом объемов капвложений, количества создаваемых рабочих мест, экспортной ориентации, внедрения новых и высоких технологий, ресурсо- и энергосбережения);

------------------------------

<6> Аналог известного Закона о промышленной модернизации (SIU) Тайваня.



повысить роль региональных органов власти в прямом привлечении инвесторов на свои территории, в том числе обеспечить поддержку инвестициям в сектор малого предпринимательства;

привести действующие нормативно-правовые акты в соответствие с содержанием Закона об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь и не допускать издания нормативно-правовых актов, усложняющих порядок создания, регистрации и деятельности предприятий с иностранными инвестициями, а также не препятствовать переводу прибылей за рубеж;

предусмотреть в законодательстве особый налоговый режим для предприятий со значительными инвестициями в технологии, освобождающий их от налоговых платежей, кроме социальных, до полной окупаемости инвестиционных проектов;

обеспечить, как правило, освобождение от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин технологическое оборудование и другие инвестиционные товары, ввозимые для целей промышленной модернизации;

расширить формы государственной поддержки прямых инвестиций (предоставление государственных гарантий инвесторам особо важных для национальной экономики проектов, содействие страхованию иностранных инвестиций, создание системы эффективного урегулирования инвестиционных споров на принципах международного арбитража и третейского суда, исключение двойного налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями);

разработать и реализовать комплекс мероприятий по инициированию совместных инвестиционных проектов с соседними странами (Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия) путем создания совместных комитетов (советов), стратегических альянсов по инвестиционному сотрудничеству;

добиваться выделения новых долгосрочных кредитных линий (с учетом возможностей вновь открывающихся посольств в странах Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки), а также проработать возможности получения несвязанных финансовых и товарных кредитов зарубежных компаний, банков и фондов, в том числе без государственных гарантий;

устранить или снизить до приемлемого уровня просроченную задолженность по иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь белорусскими предприятиями - заемщиками;

использовать механизмы политического влияния в международных организациях с целью решения вопросов предоставления Беларуси средств внешнего финансирования;

расширить формы иностранного инвестирования, в частности использовать лицензионные, субподрядные, консорциальные соглашения, международные альянсы;

способствовать интернационализации отраслей, связанных с услугами (туризм, гостиничный бизнес, телекоммуникации и т.п.);

повысить роль и значение, а также активизировать работу Белорусского агентства содействия иностранным инвестициям, способствовать созданию других аналогичных структур, повысить конкуренцию на инвестиционном рынке;

с целью привлечения иностранного капитала в СЭЗ ввести упрощенную регистрацию иностранных банков и их филиалов в СЭЗ (уставный фонд не менее 0,5 млн. евро, отсутствие резервов по депозитам в иностранной валюте, разумные пруденциальные нормативы). Территория СЭЗ должна стать полигоном для отработки различных моделей упрощенного допуска на территорию Беларуси филиалов иностранных банков, а также филиалов и отделений иностранных фирм (финансовых, лизинговых, страховых);

создать комплексную систему информационной поддержки деятельности по формированию позитивного международного инвестиционного имиджа Республики Беларусь.



3.4. Повышение конкурентоспособности экспортной продукции



Наряду с совершенствованием макроэкономических условий требуют решения и вопросы, направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров. Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей должно быть обеспечено за счет:

совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и ноу-хау из высокоразвитых стран;

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.