|
|
Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 7 +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Сальдо ¦ 52,3¦ 63,2¦ 70,6¦ 79,4¦ 88,8¦ 98,8¦109,3¦120,6¦190,8¦170,8¦ ¦-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------ Приоритетом экспортных поставок легкой промышленности Республики Беларусь является готовая продукция (одежда из текстиля и трикотажа, льняные ткани, ковры и ковровые изделия). Политика концерна - переход к экспорту товаров с большей степенью переработки, в частности предусмотрено от экспорта льноволокна перейти к экспорту льняных тканей и изделий из них (см. рис. 4.13). Производство, экспорт и география льняных тканей предприятиями концерна "Беллегпром", тыс.п.м. *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.13 Одной из важнейших задач отрасли является техническое перевооружение предприятий за счет приобретения современного импортного оборудования, обеспечивающего расширение ассортимента, повышение качества изделий и конкурентоспособности белорусских товаров на зарубежных рынках. 4.6. Параметры экспорта предприятий концерна "Беллесбумпром" Экспорт продукции предприятиями концерна "Беллесбумпром" в 1998 году составил 164 млн.дол., удельный вес в общем объеме экспорта товаров - 2,3%. В 2000 году экспорт товаров предприятиями концерна прогнозируется в размере 146 млн.дол., что на 17,5% ниже достигнутого в 1998 году объема. В 2005 году предусматривается обеспечить прирост экспорта предприятиями концерна на 19,2%, объем в стоимостном выражении составит 174 млн.дол., удельный вес в общем объеме экспорта товаров - 2,1% (см. табл. 4.3). Таблица 4.3 Основные показатели внешней торговли на период 2000 - 2005 годов концерна "Беллесбумпром", млн.дол. --------+-----T------+---------------------------------+-----T-----¬ ¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005 ¦ ¦тели +-----+------+----+-----T-----+-----T-----+----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005¦1999 ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Объем ¦ 265¦ 212 ¦ 239¦ 245¦ 253¦ 261¦ 269¦ 277¦130,7¦115,9¦ ¦внешней¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦торгов-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ли, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Экспорт¦ 164¦ 121¦ 146¦ 150¦ 156¦ 162¦ 168¦ 174¦143,8¦119,2¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Импорт ¦ 101¦ 91¦ 93¦ 95¦ 97¦ 99¦ 101¦ 103¦113,2¦110,8¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Сальдо ¦ 63¦ 30¦ 53¦ 55¦ 59¦ 63¦ 67¦ 71¦236,7¦134 ¦ ¦-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+------ Регионально-страновая ориентация экспорта продукции концерна "Беллесбумпром" на 2005 год *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.14 Внешнеторговый оборот концерна в 1998 - 2005 годах претерпевает серьезное сокращение. Основная причина связана с девальвацией в России, повлекшей снижение цен (в долларовом исчислении) на продукцию деревообработки. По отдельным позициям ассортимента это снижение настолько значительное, что белорусские предприятия не в состоянии выдерживать конкуренцию, что сказалось на объемах экспорта. В частности, объем экспорта фанеры - одной из основных позиций ассортимента - по странам ближнего зарубежья составил 34% к 1998 году. Усиление конкуренции со стороны российских производителей по продукции деревообработки (фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, целлюлозно-бумажная продукция) сказывается не только на российском рынке, но и на рынках дальнего зарубежья. В последнее время в России активно начала развиваться мебельная промышленность, чему способствуют значительные как российские, так и зарубежные инвестиции в эту отрасль. Россия располагает собственными производствами для выпуска большинства материалов для мебельной промышленности, в том числе лакокрасочной продукции, высококачественных мебельных тканей и др. Учитывая, что мебель является основной экспортной позицией концерна, усиление конкуренции со стороны российских производителей мебели ограничивает возможности в прогнозируемом периоде существенного изменения сложившейся тенденции. Принятые концерном меры по увеличению экспорта отдельных видов продукции (обоев, картонной тары, пиломатериалов, спичек) позволили приостановить падение темпов экспорта и несколько нарастить его. Однако восстановление экспорта в объемах 1998 года требует проведения широкомасштабной реконструкции отрасли. 4.7. Параметры экспорта предприятий концерна "Белместпром" Объем внешнеторгового оборота концерна невелик и составляет 20 - 25 млн.дол. в год при некотором превышении экспорта над импортом. Экспорт в 1998 году составил 14 млн.дол., удельный вес в общем объеме экспорта товаров - 0,2%. В 2000 году прогнозируется сокращение объема экспорта по предприятиям концерна до 12,8 млн.дол. с последующим ростом до 2005 года до 15,5 млн.дол. Прирост составит 21,1% к уровню 2000 года, удельный вес экспорта товаров предприятиями концерна в общем объеме экспорта товаров практически не изменится (табл. 4.4). Таблица 4.4 Основные показатели внешней торговли на период 2000 - 2005 годов концерна "Белместпром", млн.дол. --------+-----T------+---------------------------------+-----T-----¬ ¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005 ¦ ¦тели +-----+------+----+-----T-----+-----T-----+----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005¦1999 ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Объем ¦ 25,5¦ 22,6¦23,1¦ 23,6¦ 24,1¦ 24,6¦ 25,4¦26,3¦116,4¦113,8¦ ¦внешней¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦торгов-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ли, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Экспорт¦ 14,3¦ 12,4¦12,8¦ 13,2¦ 13,6¦ 14 ¦14,7 ¦15,5¦125 ¦121,1¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Импорт ¦ 11,2¦ 10,2¦10,3¦ 10,4¦ 10,5¦ 10,6¦ 10,7¦10,8¦105 ¦105 ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Сальдо ¦ 3,1¦ 2,2¦ 2,5¦ 2,8¦ 3,1¦ 3,4¦ 4 ¦ 4,7¦213 ¦188 ¦ ¦-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+------ *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.15 Чтобы нарастить экспорт товаров и услуг концерну потребуется коренным образом реконструировать предприятия и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. География экспорта представлена на рис. 4.15. 4.8. Параметры экспорта предприятий Минсельхозпрода Объем экспорта предприятий Минсельхозпрода составляет в общем объеме экспорта товаров 3,5%. В 2005 году он прогнозируется в размере 260 млн.дол., что составит 130% к уровню 2000 года. Удельный вес в 2005 году экспорта предприятий отрасли составит 3,2%. Основные параметры экспорта приведены в таблице 4.5. Таблица 4.5 Основные показатели внешней торговли на период 2000 - 2005 годов Минсельхозпрода, млн.дол. --------+-----T------+---------------------------------+-----T-----¬ ¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005 ¦ ¦тели +-----+------+----+-----T-----+-----T-----+----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005¦1999 ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Объем ¦ 711¦ 585¦ 605¦ 617¦ 624¦ 631¦ 638¦ 645¦110 ¦106,6¦ ¦внешней¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦торгов-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ли, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Экспорт¦ 249¦ 190¦ 200¦ 212¦ 224¦ 236¦ 248¦ 260¦136 ¦130 ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Импорт ¦ 462¦ 395¦ 405¦ 405¦ 400¦ 395¦ 390¦ 385¦ 98 ¦ 95 ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Сальдо ¦ -213¦ -205¦-205¦ -193¦ -176¦ -159¦ -142¦-125¦ 60,9¦ 60,9¦ ¦-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+------ Основной экспортной продукцией аграрно-промышленного комплекса (АПК) являются мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия, масло, ликероводочные изделия и др. В 1998 - 1999 годы экспорт продукции АПК резко сократился. Ожидается, что в 1999 году экспорт по Минсельхозпроду составил 190 млн.дол., что на 25% ниже уровня 1998 года. Соотношение производства и экспорта отдельных видов товаров АПК приведены на рисунках 4.16 - 4.18. Производство и экспорт масла сливочного и мяса, тыс.т *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.16 Производство и экспорт сыров жирных и водочных изделий *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.17 Производство и экспорт картофеля и льноволокна *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.18 Беларусь - один из крупнейших производителей картофеля в мире - около 1000 кг на душу населения, в то время как в мире производится на душу примерно 50 - 60 кг. Экспортные возможности отрасли огромны и зависят в значительной степени от организации промышленной переработки картофеля (сухое пюре, чипсы, крахмал и т.п.) и восстановления экспорта семенного картофеля. Перспективные рынки для такой продукции - Россия, Казахстан, Средняя Азия. Расширению экспорта картофеля будет способствовать создание товаропроводящей сети от личных подсобных хозяйств, в которых сегодня производится более 80% картофеля, до экспортеров. В историческом плане лен - важнейшая экспортная культура Беларуси. Валовые сборы с 1970 по 1985 годы в среднем составляли 96,6 тыс. тонн. В последнее десятилетие валовые сборы сократились вдвое из-за сокращения площадей, хотя Европа с примерно такой же площади собирает в 2,4 раза больше льноволокна. Основные покупатели - Россия и Литва. Поставки белорусского льноволокна в Европу резко сокращены. В прогнозируемом периоде экспорт льноволокна будет снижен (см. рис. 4.18), что обусловлено переориентацией на экспорт изделий из льна. 4.9. Параметры экспорта предприятий Министерства строительства и архитектуры Предприятия строительной отрасли осуществляют экспорт как товаров, так и услуг. Объем экспорта товаров в общем объеме экспорта составляет 1,6%. В 1999 году ожидается снижение экспорта на треть по сравнению с 1998 годом. При этом среднегодовые темпы прироста экспорта планируются на уровне 4%, и в 2005 объем экспорта товаров составит 96,7 млн.дол. Динамика параметров экспорта представлена в таблице 4.6. Основными экспортными позициями строительной отрасли являются цемент, мягкие кровельные материалы. Показатели производства и экспорта цемента приведены на рисунке 4.20. Начиная с 1995 года наблюдается устойчивый рост производства и экспорта цемента. При этом экспорт за период 1997 - 1998 годов увеличился с 0,1 тыс. тонн до 10,2 тыс. тонн. Таблица 4.6 Основные показатели внешней торговли на период 2000 - 2005 годов Министерства архитектуры и строительства, млн.дол. --------+-----T------+-----------------------------------+-----T-----¬ ¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005 ¦ ¦тели +-----+------+-----+-----T-----+-----T-----+-----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Объем ¦193 ¦ 128 ¦131,3¦134,7¦139,2¦143,2¦147,8¦153,7¦120 ¦117 ¦ ¦внешней¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦торгов-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ли, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Экспорт¦114,7¦ 78¦ 80,3¦ 82,7¦ 85,2¦ 88,2¦ 91,8¦ 96,7¦124 ¦120,4¦ +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Импорт ¦ 78,3¦ 50¦ 51 ¦ 52 ¦ 54 ¦ 55 ¦ 56 ¦ 57 ¦114 ¦111,7¦ +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Сальдо ¦ 36,4¦ 28¦ 29,3¦ 30,7¦ 31,2¦ 33,2¦ 35,8¦39,7 ¦141,8¦135,5¦ ¦-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------ Регионально-страновая структура экспорта продукции Минстройархитектуры *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.19 Производство и экспорт цемента и кровельных материалов *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.20 Производство и экспорт мягкой кровли растет. Экспорт увеличивался в среднем на 15 - 25% ежегодно на протяжении рассматриваемого периода. Экспорт пропорционально возрастает как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. Запасы поддерживаются на уровне 10% от объемов производства. 4.10. Параметры экспорта услуг Экспорт услуг в 1998 году составил 11,7% всего объема экспорта Республики Беларусь и в стоимостном выражении достиг 941 млн.дол. Прогнозными параметрами предусматривается в 2005 году увеличение объема экспорта услуг до 1,1 млрд.дол., что составит 141% к уровню 2000 года. Удельный вес экспорта услуг в 2005 году составит 11,9%. Динамика параметров экспорта услуг приведена на рисунке 4.21. Основными экспортерами услуг являются предприятия Минтранса, концерна "Белнефтехим", Минстройархитектуры, Минсвязи, Минспорта, которые в совокупности обеспечивают около половины экспорта услуг. Другая половина приходится в основном на частные фирмы и компании. Прогнозные параметры экспорта услуг, млн.дол. --------+-----T------+----------------------------------+-----T----¬ ¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005¦ ¦тели +-----+------+----+-----T-----+-----T-----+-----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+ ¦Услуги,¦941 ¦729 ¦780 ¦830 ¦885 ¦950 ¦1020 ¦1100 ¦150,9¦141 ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----- *****Диаграмма на бумажном носителе Рис. 4.21 4.10.1. Параметры экспорта транспортных услуг предприятиями Минтранса |
Партнеры
|