Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 7

+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Сальдо ¦ 52,3¦  63,2¦ 70,6¦ 79,4¦ 88,8¦ 98,8¦109,3¦120,6¦190,8¦170,8¦
¦-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------


Приоритетом экспортных поставок легкой промышленности Республики Беларусь является готовая продукция (одежда из текстиля и трикотажа, льняные ткани, ковры и ковровые изделия). Политика концерна - переход к экспорту товаров с большей степенью переработки, в частности предусмотрено от экспорта льноволокна перейти к экспорту льняных тканей и изделий из них (см. рис. 4.13).



Производство, экспорт и география льняных тканей

предприятиями концерна "Беллегпром", тыс.п.м.



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.13



Одной из важнейших задач отрасли является техническое перевооружение предприятий за счет приобретения современного импортного оборудования, обеспечивающего расширение ассортимента, повышение качества изделий и конкурентоспособности белорусских товаров на зарубежных рынках.



4.6. Параметры экспорта предприятий

концерна "Беллесбумпром"



Экспорт продукции предприятиями концерна "Беллесбумпром" в 1998 году составил 164 млн.дол., удельный вес в общем объеме экспорта товаров - 2,3%. В 2000 году экспорт товаров предприятиями концерна прогнозируется в размере 146 млн.дол., что на 17,5% ниже достигнутого в 1998 году объема. В 2005 году предусматривается обеспечить прирост экспорта предприятиями концерна на 19,2%, объем в стоимостном выражении составит 174 млн.дол., удельный вес в общем объеме экспорта товаров - 2,1% (см. табл. 4.3).



Таблица 4.3



Основные показатели внешней торговли на период 2000 - 2005

годов концерна "Беллесбумпром", млн.дол.



--------+-----T------+---------------------------------+-----T-----¬
¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                          ¦2005 ¦2005 ¦
¦тели   +-----+------+----+-----T-----+-----T-----+----+к    ¦к    ¦
¦       ¦1998 ¦1999  ¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005¦1999 ¦2000 ¦
¦       ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦в %  ¦в %  ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Объем  ¦  265¦  212 ¦ 239¦  245¦  253¦  261¦  269¦ 277¦130,7¦115,9¦
¦внешней¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦торгов-¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦ли,    ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦всего  ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Экспорт¦  164¦   121¦ 146¦  150¦  156¦  162¦  168¦ 174¦143,8¦119,2¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Импорт ¦  101¦    91¦  93¦   95¦   97¦   99¦  101¦ 103¦113,2¦110,8¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Сальдо ¦   63¦    30¦  53¦   55¦   59¦   63¦   67¦  71¦236,7¦134  ¦
¦-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+------


Регионально-страновая ориентация экспорта продукции

концерна "Беллесбумпром" на 2005 год



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.14



Внешнеторговый оборот концерна в 1998 - 2005 годах претерпевает серьезное сокращение. Основная причина связана с девальвацией в России, повлекшей снижение цен (в долларовом исчислении) на продукцию деревообработки. По отдельным позициям ассортимента это снижение настолько значительное, что белорусские предприятия не в состоянии выдерживать конкуренцию, что сказалось на объемах экспорта. В частности, объем экспорта фанеры - одной из основных позиций ассортимента - по странам ближнего зарубежья составил 34% к 1998 году.

Усиление конкуренции со стороны российских производителей по продукции деревообработки (фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, целлюлозно-бумажная продукция) сказывается не только на российском рынке, но и на рынках дальнего зарубежья.

В последнее время в России активно начала развиваться мебельная промышленность, чему способствуют значительные как российские, так и зарубежные инвестиции в эту отрасль. Россия располагает собственными производствами для выпуска большинства материалов для мебельной промышленности, в том числе лакокрасочной продукции, высококачественных мебельных тканей и др. Учитывая, что мебель является основной экспортной позицией концерна, усиление конкуренции со стороны российских производителей мебели ограничивает возможности в прогнозируемом периоде существенного изменения сложившейся тенденции.

Принятые концерном меры по увеличению экспорта отдельных видов продукции (обоев, картонной тары, пиломатериалов, спичек) позволили приостановить падение темпов экспорта и несколько нарастить его. Однако восстановление экспорта в объемах 1998 года требует проведения широкомасштабной реконструкции отрасли.



4.7. Параметры экспорта предприятий концерна "Белместпром"



Объем внешнеторгового оборота концерна невелик и составляет 20 - 25 млн.дол. в год при некотором превышении экспорта над импортом. Экспорт в 1998 году составил 14 млн.дол., удельный вес в общем объеме экспорта товаров - 0,2%. В 2000 году прогнозируется сокращение объема экспорта по предприятиям концерна до 12,8 млн.дол. с последующим ростом до 2005 года до 15,5 млн.дол. Прирост составит 21,1% к уровню 2000 года, удельный вес экспорта товаров предприятиями концерна в общем объеме экспорта товаров практически не изменится (табл. 4.4).



Таблица 4.4



Основные показатели внешней торговли на период 2000 - 2005

годов концерна "Белместпром", млн.дол.



--------+-----T------+---------------------------------+-----T-----¬
¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                          ¦2005 ¦2005 ¦
¦тели   +-----+------+----+-----T-----+-----T-----+----+к    ¦к    ¦
¦       ¦1998 ¦1999  ¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005¦1999 ¦2000 ¦
¦       ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦в %  ¦в %  ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Объем  ¦ 25,5¦  22,6¦23,1¦ 23,6¦ 24,1¦ 24,6¦ 25,4¦26,3¦116,4¦113,8¦
¦внешней¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦торгов-¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦ли,    ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦всего  ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Экспорт¦ 14,3¦  12,4¦12,8¦ 13,2¦ 13,6¦ 14  ¦14,7 ¦15,5¦125  ¦121,1¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Импорт ¦ 11,2¦  10,2¦10,3¦ 10,4¦ 10,5¦ 10,6¦ 10,7¦10,8¦105  ¦105  ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Сальдо ¦  3,1¦   2,2¦ 2,5¦  2,8¦  3,1¦  3,4¦  4  ¦ 4,7¦213  ¦188  ¦
¦-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+------


*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.15



Чтобы нарастить экспорт товаров и услуг концерну потребуется коренным образом реконструировать предприятия и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. География экспорта представлена на рис. 4.15.



4.8. Параметры экспорта предприятий Минсельхозпрода



Объем экспорта предприятий Минсельхозпрода составляет в общем объеме экспорта товаров 3,5%. В 2005 году он прогнозируется в размере 260 млн.дол., что составит 130% к уровню 2000 года. Удельный вес в 2005 году экспорта предприятий отрасли составит 3,2%. Основные параметры экспорта приведены в таблице 4.5.



Таблица 4.5



Основные показатели внешней торговли на период 2000 - 2005

годов Минсельхозпрода, млн.дол.



--------+-----T------+---------------------------------+-----T-----¬
¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                          ¦2005 ¦2005 ¦
¦тели   +-----+------+----+-----T-----+-----T-----+----+к    ¦к    ¦
¦       ¦1998 ¦1999  ¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005¦1999 ¦2000 ¦
¦       ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦в %  ¦в %  ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Объем  ¦  711¦   585¦ 605¦  617¦  624¦  631¦  638¦ 645¦110  ¦106,6¦
¦внешней¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦торгов-¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦ли,    ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦всего  ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Экспорт¦  249¦   190¦ 200¦  212¦  224¦  236¦  248¦ 260¦136  ¦130  ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Импорт ¦  462¦   395¦ 405¦  405¦  400¦  395¦  390¦ 385¦ 98  ¦ 95  ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Сальдо ¦ -213¦  -205¦-205¦ -193¦ -176¦ -159¦ -142¦-125¦ 60,9¦ 60,9¦
¦-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+----+-----+------


Основной экспортной продукцией аграрно-промышленного комплекса (АПК) являются мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия, масло, ликероводочные изделия и др. В 1998 - 1999 годы экспорт продукции АПК резко сократился. Ожидается, что в 1999 году экспорт по Минсельхозпроду составил 190 млн.дол., что на 25% ниже уровня 1998 года.

Соотношение производства и экспорта отдельных видов товаров АПК приведены на рисунках 4.16 - 4.18.



Производство и экспорт масла сливочного и мяса, тыс.т



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.16



Производство и экспорт сыров жирных и водочных изделий



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.17



Производство и экспорт картофеля и льноволокна



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.18



Беларусь - один из крупнейших производителей картофеля в мире - около 1000 кг на душу населения, в то время как в мире производится на душу примерно 50 - 60 кг.

Экспортные возможности отрасли огромны и зависят в значительной степени от организации промышленной переработки картофеля (сухое пюре, чипсы, крахмал и т.п.) и восстановления экспорта семенного картофеля. Перспективные рынки для такой продукции - Россия, Казахстан, Средняя Азия. Расширению экспорта картофеля будет способствовать создание товаропроводящей сети от личных подсобных хозяйств, в которых сегодня производится более 80% картофеля, до экспортеров.

В историческом плане лен - важнейшая экспортная культура Беларуси. Валовые сборы с 1970 по 1985 годы в среднем составляли 96,6 тыс. тонн. В последнее десятилетие валовые сборы сократились вдвое из-за сокращения площадей, хотя Европа с примерно такой же площади собирает в 2,4 раза больше льноволокна. Основные покупатели - Россия и Литва. Поставки белорусского льноволокна в Европу резко сокращены. В прогнозируемом периоде экспорт льноволокна будет снижен (см. рис. 4.18), что обусловлено переориентацией на экспорт изделий из льна.



4.9. Параметры экспорта предприятий Министерства

строительства и архитектуры



Предприятия строительной отрасли осуществляют экспорт как товаров, так и услуг. Объем экспорта товаров в общем объеме экспорта составляет 1,6%.

В 1999 году ожидается снижение экспорта на треть по сравнению с 1998 годом. При этом среднегодовые темпы прироста экспорта планируются на уровне 4%, и в 2005 объем экспорта товаров составит 96,7 млн.дол. Динамика параметров экспорта представлена в таблице 4.6.

Основными экспортными позициями строительной отрасли являются цемент, мягкие кровельные материалы. Показатели производства и экспорта цемента приведены на рисунке 4.20.

Начиная с 1995 года наблюдается устойчивый рост производства и экспорта цемента. При этом экспорт за период 1997 - 1998 годов увеличился с 0,1 тыс. тонн до 10,2 тыс. тонн.



Таблица 4.6



Основные показатели внешней торговли на период 2000 - 2005

годов Министерства архитектуры и строительства, млн.дол.



--------+-----T------+-----------------------------------+-----T-----¬
¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                            ¦2005 ¦2005 ¦
¦тели   +-----+------+-----+-----T-----+-----T-----+-----+к    ¦к    ¦
¦       ¦1998 ¦1999  ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000 ¦
¦       ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦в %  ¦в %  ¦
+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Объем  ¦193  ¦  128 ¦131,3¦134,7¦139,2¦143,2¦147,8¦153,7¦120  ¦117  ¦
¦внешней¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦торгов-¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦ли,    ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦всего  ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Экспорт¦114,7¦    78¦ 80,3¦ 82,7¦ 85,2¦ 88,2¦ 91,8¦ 96,7¦124  ¦120,4¦
+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Импорт ¦ 78,3¦    50¦ 51  ¦ 52  ¦ 54  ¦ 55  ¦ 56  ¦ 57  ¦114  ¦111,7¦
+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Сальдо ¦ 36,4¦    28¦ 29,3¦ 30,7¦ 31,2¦ 33,2¦ 35,8¦39,7 ¦141,8¦135,5¦
¦-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------


Регионально-страновая структура экспорта

продукции Минстройархитектуры



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.19



Производство и экспорт цемента и кровельных материалов



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.20



Производство и экспорт мягкой кровли растет. Экспорт увеличивался в среднем на 15 - 25% ежегодно на протяжении рассматриваемого периода. Экспорт пропорционально возрастает как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. Запасы поддерживаются на уровне 10% от объемов производства.



4.10. Параметры экспорта услуг



Экспорт услуг в 1998 году составил 11,7% всего объема экспорта Республики Беларусь и в стоимостном выражении достиг 941 млн.дол.

Прогнозными параметрами предусматривается в 2005 году увеличение объема экспорта услуг до 1,1 млрд.дол., что составит 141% к уровню 2000 года. Удельный вес экспорта услуг в 2005 году составит 11,9%.

Динамика параметров экспорта услуг приведена на рисунке 4.21. Основными экспортерами услуг являются предприятия Минтранса, концерна "Белнефтехим", Минстройархитектуры, Минсвязи, Минспорта, которые в совокупности обеспечивают около половины экспорта услуг. Другая половина приходится в основном на частные фирмы и компании.



Прогнозные параметры экспорта услуг, млн.дол.



--------+-----T------+----------------------------------+-----T----¬
¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                           ¦2005 ¦2005¦
¦тели   +-----+------+----+-----T-----+-----T-----+-----+к    ¦к   ¦
¦       ¦1998 ¦1999  ¦2000¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000¦
¦       ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦в %  ¦в % ¦
+-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+
¦Услуги,¦941  ¦729   ¦780 ¦830  ¦885  ¦950  ¦1020 ¦1100 ¦150,9¦141 ¦
¦всего  ¦     ¦      ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦-------+-----+------+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----


*****Диаграмма на бумажном носителе



Рис. 4.21



4.10.1. Параметры экспорта транспортных услуг

предприятиями Минтранса

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.