Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 3

¦за инвалюту                                ¦      ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦за белорусские рубли                       ¦ 774,3¦  485,8¦  383,9¦
¦-------------------------------------------+------+-------+--------


Динамика экспортных цен особенно со странами СНГ имеет тенденцию к снижению. Перечень товаров, на которые цены существенно снизились, имеет достаточно широкий диапазон и включает шины (-20%), станки (-35%), плиты древесно-стружечные (-36%), полиэтилен (-29%), топливо реактивное (-88%), холодильники и морозильники (-22%), подшипники (-33%), грузовые автомобили (-40%) и т.д. Потери от снижения цен - главная причина уменьшения экспорта товаров в 1999 году на 1 млрд.дол. Другими словами, поставляя все больше товаров на экспорт, Беларусь получает все меньший объем экспортной выручки от их реализации. Перечень товаров, цены на которые за 1998 и 1999 годы возросли, значительно короче (примерно одна пятая), а общий положительный результат от повышения цен дали только калийные удобрения (на 4% в 1998 году и еще на 4,7% в 1999 году).

Приведенные тенденции обусловили ситуацию, когда рост экспорта в физическом объеме не сопровождается аналогичным ростом в стоимостном измерении (в долларовом исчислении), что отрицательно сказалось на эффективности внешней торговли.

Анализ динамики поступлений выручки от экспорта показывает увеличение доли оплаты в белорусских рублях с 2,3% в 1996 году до 20,8% в 1998 году (подробнее см. таблицу 1.3), в 1999 году доля оплаты в белорусских рублях стала незначительной.



1.3. Факторы, сдерживающие рост белорусского экспорта



Экспорт Республики Беларусь в 1998 - 1999 годах осуществляется в условиях действия ряда неблагоприятных внутренних и внешних факторов. Основными из них являются следующие:

слабо стимулирующая экспортную деятельность финансово-кредитная, валютная и налоговая политика;

недостаточная конкурентоспособность на мировом рынке ряда товаров и услуг (машинотехнических изделий и других готовых изделий), в том числе и по причине значительных затрат предприятий-экспортеров на содержание социальной сферы путем перекрестного финансирования;

уменьшение емкости товарных рынков у основного внешнеторгового партнера - России, а также ужесточение конкуренции на нем;

потеря отдельных традиционных рынков сбыта товаров белорусского экспорта в странах Центральной и Восточной Европы, странах СНГ;

низкий международный рейтинг Республики Беларусь для кредитов и инвестиций, затрудняющий привлечение средств нерезидентов для расширения белорусского экспорта;

сохранение элементов дискриминации белорусских экспортеров за рубежом, в том числе высокими торговыми барьерами на рынках развитых государств <4>;

------------------------------

<4> Не являясь членом ВТО, Беларусь подпадает под действие нетарифных барьеров по текстилю, химической продукции, калийным удобрениям, металлам - важнейшим своим экспортным товарам.



недостаточно развитая товаропроводящая инфраструктура за рубежом;

невысокая доля изделий имеет признанные за рубежом сертификаты качества, что иногда соответствует недостаточным потребительским, экологическим характеристикам и безопасности товаров;

низкая обеспеченность высококвалифицированными кадрами в области внешнеторговой деятельности.



2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ



2.1. Товарная структура белорусского экспорта



Республика Беларусь осуществляет экспорт товаров по 19 основным товарным группам (см. рис. 2.1).



Товарная структура белорусского экспорта (1998 год)



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.1



Последние четыре года товарная структура экспорта остается стабильной. Сложившаяся структура белорусского экспорта с преобладанием высокой доли промышленной продукции приближена к структуре мирового экспорта (сравн. рис. 2.1 и рис. 1.2) и близка к структуре экспорта развитых стран.

Доля машиностроения (группа "Машины, оборудование" и группа "Транспортные средства") стабильно сохраняется на уровне 30% и составляет чуть более 2 млрд.дол. (1998 год). Несколько уменьшается доля третьей по важности для белорусского экспорта группы "Химическая продукция" - за счет роста доли текстильной группы (четвертая по важности группа). В совокупности эти четыре группы традиционно обеспечивают почти 60% общего объема экспорта.



2.2. Экспорт транспортных средств



Транспортные средства (грузовые автомобили, тракторы, мотоциклы и велосипеды) в экспорте республики занимают ведущее место и составили в 1998 году 16,2% в общем объеме экспорта, что составило почти 1,2 млрд.дол.

Наибольшая доля в экспорте транспортных средств приходится на грузовые автомобили (40%). Отметим, что в 1997 году их экспорт превысил 0,5 млрд.дол. Основным потребителем данной продукции являются страны СНГ (95% от общего экспорта грузовых автомобилей), из них 80% поставок приходится на Россию. Незначительные поставки автомобилей осуществляются в страны Центральной и Восточной Европы (2%) и Азию (2%) (см. рис. 2.2).



Динамика цен и стоимостного объема

(в разрезе стран) экспорта грузовых автомобилей



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.2



Цены на грузовые автомобили с 1997 года имеют тенденцию к снижению (см. рис. 2.2). Из-за девальвации в России средняя долларовая цена поставляемых на экспорт автомобилей в 1999 году снизилась с 40,7 тыс. до 27,2 тыс.дол. В итоге при росте поставок на 6% в 1999 году произошло сокращение стоимостного объема экспорта автомобилей примерно на 130 млн.дол. Снижение цен может говорить не только об изменении конъюнктуры, но и об изменении ассортимента, а также об использовании условных цен в бартерных сделках.

Значительную долю в экспорте транспортных средств составляют тракторы (20%), что дает республике последние четыре года стабильно 170 - 200 млн.дол. экспортной выручки. Большая часть этой продукции экспортируется также в страны СНГ (более 65% от общего экспорта тракторов), в том числе 40% в Россию, Украину (15%), Молдову (1,5%) и Казахстан (1,5%).

Значительная часть тракторов ранее поставлялась в страны дальнего зарубежья, в том числе в страны Центральной и Восточной Европы (20%). За последние годы доля экспорта тракторов в европейские страны снизилась почти в 4 раза и составила в 1998 году всего 3,85% (см. рис. 2.3).



Динамика цен и стоимостного объема (в разрезе континентов)

экспорта тракторов



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.3



Также в 2 раза сократился экспорт тракторов на азиатский континент (доля - 6%). Более чем в 7 раз уменьшились поставки тракторов в страны Северной Америки. Африканские страны импортируют около 2% тракторов от общего их экспорта.

В 1999 году (I - III квартал) поставки тракторов в дальнее зарубежье частично восстановлены (прирост на 1310 шт., или 19%). Однако это достигнуто за счет снижения средней экспортной цены на 13%.

Средние экспортные цены на трактора после значительного повышения в 1996 году стабилизировались (см. рис. 2.3). Это связано как с выходом на новые рынки сбыта и реализацией белорусских тракторов в среднем ценовом диапазоне, так и с вытеснением неофициальных посредников, торгующих по демпинговым ценам.

Более 17% экспорта в данной товарной группе занимают запасные части и принадлежности для автомобилей и тракторов. Более 90% запчастей вывозится в страны СНГ и, в первую очередь, в Россию. Из стран дальнего зарубежья наибольшие объемы поставок запчастей приходятся на Польшу (17,4% от общего экспорта запчастей в дальнее зарубежье), Китай (13,8%), Литву (13,4%).

В общем объеме экспорта транспортных средств прицепы и полуприцепы для транспортных средств занимают 5,1%, в том числе из них 95,8% поставляется на рынки стран СНГ (Россию и Украину).



2.3. Экспорт машин, оборудования и механизмов



Удельный вес данной товарной группы в общем объеме экспорта составляет 12 - 14,5%, что в 1998 году составило почти 900 млн.дол. Основными экспортными товарами являются холодильники и морозильники, двигатели внутреннего сгорания, подшипники, телевизоры, электронные интегральные схемы, металлообрабатывающие станки.

Первые позиции занимают холодильники и морозильники, доля которых в объеме экспорта данного раздела составляет более 10%. Эта продукция практически полностью поставляется на рынки стран СНГ (около 99%), в том числе в Россию (87%), Украину (7%), Казахстан (более 2%), Молдову (около 2%). Политика экспортных цен на холодильники направлена на сближение цен при экспорте в страны дальнего зарубежья и СНГ. При этом с 1996 года цены в страны СНГ имеют динамику снижения (см. рис. 2.4).



Динамика стоимостного объема (в разрезе стран) экспорта

металлообрабатывающих станков



Динамика цен на экспортируемые холодильники



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.4



Такая же доля (более 10%) экспорта данной товарной группы приходится на двигатели внутреннего сгорания и части к ним, из которых 90% поставляется в страны СНГ. Этот регион является также основным потребителем по электрооборудованию для пуска двигателей внутреннего сгорания (4,6% и 98% соответственно), дорожно-строительной технике (4,2% и 89,9%) машинам и оборудованию для сельского хозяйства (3,9% и 93,3%), жидкостным насосам (2,6% и 91,6%), подъемному оборудованию (2,5% и 98,4%), автопогрузчикам (1,9% и 98,7%), двигателям и генераторам электрическим (1,7% и 91,4%), электрическим трансформаторам (3,5% и 94,7%), изолированным проводникам (2,5% и 94,4%), телефонным аппаратам (1,3% и 99,4%) и ряду другой продукции.

Экспорт подшипников составляет 7% экспорта данного товарного раздела и осуществляется также преимущественно в страны СНГ (85%), из них в Россию - 66%, Украину - 19%. Незначительная часть экспортируется в страны Центральной и Восточной Европы (около 8%), в том числе Литву (3,7%), Польшу (2,6%), азиатские страны (3%), в том числе в Объединенные Арабские Эмираты (2,3%).

На телевизоры приходится 4% экспорта данного товарного раздела. Основным потребителем данной продукции являются страны СНГ (более 99%), в том числе Россия 98%. Экспорт в Украину и остальные страны СНГ практически прекратился.

Экспорт электронных интегральных схем и микросборок составляет 2,7%, основным рынком которых являются государства дальнего зарубежья (около 73%), прежде всего Сянган (Гонконг) - 58,4% от экспорта в государства дальнего зарубежья. В значительных объемах данная продукция экспортируется в Латвию, Турцию, Южную Корею. На Российскую Федерацию приходится около 25% экспортных поставок.

На экспорт металлообрабатывающих станков приходится 2,6% экспорта товаров данной группы. Более 50% из них поставляется в страны СНГ, из них в Россию - порядка 70%, в Азию - более 11%, в том числе в Китай, Индию, Израиль, Турцию. В страны Западной Европы экспортируется порядка 7%, из них в страны Центральной и Восточной Европы - 3%, в страны Северной Америки - 3% (см. рис. 2.4).



2.4. Экспорт продукции химической промышленности



Третье место в экспорте занимают товары группы "Продукция химической промышленности" с удельным весом 9 - 12,5%. В 1998 году данная группа обеспечила экспорт на 875,6 млн.дол.

Значительную долю данной группы (45%, что более 400 млн.дол.) составляют калийные удобрения, экспорт которых осуществляется в основном в страны дальнего зарубежья, из них в азиатские страны 30% (в Китай - 18%, в Индию - 8%, в Малайзию - около 3%), на американский континент - 27% (в Бразилию - 14%, в США - 18%), в страны Центральной и Восточной Европы - 17% (в Польшу - 10%, в Хорватию - 3%), в страны Западной Европы - 8% (в Норвегию - 3,5%, в Испанию - 1,5%, в Бельгию - 1%), в африканские страны - 9% (в ЮАР - 2%) (см. рис. 2.5). Менее 10% от общего экспорта калийных удобрений поставляется в страны СНГ, в том числе в Россию - 8,5%. Динамика экспорта калийных удобрений сопровождается ростом цен, причем для стран дальнего зарубежья они несколько выше (см. рис. 2.5).



Динамика цен и стоимостного объема экспорта

калийных удобрений



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.5



Около 10% экспорта по этой товарной группе составляют азотные удобрения. В отличие от экспорта калийных удобрений динамика поставок азотных удобрений характеризуется определенными колебаниями в зависимости от мировой конъюнктуры, в том числе за счет расширения производства данной продукции в других странах (Китай).

Региональная структура их экспорта также претерпела в последние годы существенные изменения. Если в 1995 году большинство азотных удобрений поставлялось в страны дальнего зарубежья (в европейские страны шло 64% от общего экспорта, в страны Америки 15,2%), то в 1998 году азотные удобрения отгружались в основном в Россию - 76,7% (см. рис. 2.6).



Динамика цен и стоимостного объема экспорта

азотных удобрений



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.6



В динамике цен на азотные удобрения прослеживаются две тенденции. Первая - высокая ценовая эластичность (предложения по ценам), вторая - постепенное сглаживание и выравнивание цен для потребителей из ближнего и дальнего зарубежья.

В товарной структуре экспорта химической продукции почти 10% занимает фармацевтическая продукция, ее поставки осуществляются в основном в страны СНГ (93,6% общего объема экспорта) и, прежде всего, в Российскую Федерацию.

Гетероциклические соединения (преимущественно капролактам) занимают 6,9% экспорта данного товарного раздела, причем более 75% всей экспортируемой продукции приходится на государства дальнего зарубежья. Основными покупателями капролактама являются европейские государства - Нидерланды (более 48% экспорта в дальнее зарубежье), Польша (13,3%), Латвия (12,3%), Германия (6,5%), Италия (5,9%) и США (5,3%).

Ориентирован на рынки государств дальнего зарубежья и экспорт поликарбоновых кислот (почти 2% экспорта раздела), соединений, содержащих функциональную нитрильную группу (1,5%) и аммиак (1%). Данная продукция поставляется преимущественно в страны Центральной и Восточной Европы (Польшу, Латвию, Литву, Румынию и Словакию).



2.5. Экспорт текстиля и текстильных изделий



Четвертое место занимает раздел "Текстиль и текстильные изделия", доля которого составляет 11,6%, или 803,4 млн.дол.(данные 1998 года). Основными экспортными товарами являются одежда текстильная и трикотажная, корсетные изделия, химические волокна и нити.

На экспорт готовой одежды приходится более 35% экспорта данной товарной группы, из них поставки одежды из текстиля - 24,5%, из трикотажа - 11,5% (см. рис. 2.7).



Производство и экспорт трикотажных изделий, тыс.усл.шт.



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.7



Порядка 80% поставок одежды из текстиля осуществляется в государства дальнего зарубежья. Основными покупателями являются Германия (22,4% от экспорта в дальнее зарубежье), США (21,1%), Великобритания (16,4%), Нидерланды (16,2%). Из стран СНГ текстильная одежда поставляется преимущественно в Российскую Федерацию.

Более 50% экспортных поставок одежды трикотажной осуществляется в страны дальнего зарубежья, в том числе в Италию (65,1% экспорта в страны вне СНГ), Германию (13,3%), Нидерланды (4,7%), США (2,9%).

Около 10% экспорта данного раздела приходится на поставки комплексных синтетических нитей. Более половины экспорта этой продукции экспортируется в государства СНГ (см. рис. 2.8), основным покупателем среди которых традиционно является Российская Федерация (62,8%). Более 16% поставляется в страны Центральной и Восточной Европы, где основными покупателями являются Польша (8,1%), Словакия и прибалтийские государства. На страны Западной Европы приходится более 11% экспорта синтетических комплексных нитей. Среди покупателей продукции в данном регионе мира - Германия (7,6%), Нидерланды (1,7%) и Великобритания (1,5%). Сокращается удельный вес экспорта в страны Азии. Так, если в 1997 году в данный регион экспортировалось более 17% продукции, то в 1998 году - только 2,5%. Поставки осуществлялись только в Иран и Турцию. Динамика цен на синтетические комплексные нити имеет тенденцию снижения, что обусловлено конъюнктурой мирового рынка (см. рис. 2.8).



Динамика цен и стоимостного объема экспорта синтетических

комплексных нитей



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.8



Штапельные синтетические волокна составляют 5,8% экспорта данной товарной группы. Основным покупателями являются азиатские страны (см. рис. 2.9), которые в 1996 - 1997 годах закупили порядка 60% от всего экспорта штапельных волокон, в 1998 году - 45% (Турция - 28,7%, Южная Корея - 8,8%, Иран - 2,7%). Около трети экспорта волокон приходится на европейские государства, из них в Германию - 8% (от общего экспорта данного товара), в Словакию - 6,8%, Польшу - 4,5%, Литву - 3%. В Северную Америку, в частности США, поставки волокон составили 3,9%.



Динамика цен и стоимостного объема экспорта

штапельного волокна



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.9



Снижение цен и увеличение экспортных поставок штапельного волокна связано с растущим спросом на мировом рынке, а также с ростом выпуска тканей из волокон подобного типа. Экспорт штапельного волокна подвержен значительным ценовым колебаниям, ввиду чего незначительный рост цен приводит к падению экспорта в страны с невысоким доходом на душу населения.

На синтетические волокна приходится 9,5% экспорта текстиля, их поставки осуществляются преимущественно в страны СНГ (78,6% общего объема экспорта). Основными покупателями в странах дальнего зарубежья являются Германия, Словакия, Польша, Литва и Иран.

Удельный вес жгута синтетических нитей в экспорте данной товарной группы составляет 3,6%, и поставки его в страны дальнего зарубежья достигают 65% от общего его экспорта (в Польшу, Литву, Латвию и Ирландию).

Экспортные цены на химические волокна и синтетические нити постепенно снижаются, что вызвано необходимостью удержания конкурентных преимуществ и выходом на новые рынки.

Удельный вес экспорта кордной ткани составляет в общем объеме данной товарной группы 6,4%, и ее поставки осуществляются в Россию (58,5%) и Украину (41,5%). Практически полностью (97,9%) поставляются на рынки стран СНГ и ковры, удельный вес которых в общем объеме поставок текстиля составляет 2,9%.



2.6. Экспорт недрагоценных металлов и изделий из них



В последние годы растет доля экспорта недрагоценных металлов и изделий из них. В 1996 году их удельный вес в общем объеме экспорта составлял 7,1%, в 1997 году - 10,2%, а в 1998 году - 9,2%. В 1998 году по данной группе продукции было поставлено на 645,8 млн.дол.

Наибольший удельный вес экспорта данного раздела приходится на черные металлы (52,9%) и изделия из них (35,8%). Более половины экспорта черных металлов (55,7%) приходится на поставки в страны СНГ, практически полностью (94,6%) они поставляются в Российскую Федерацию. Среди государств дальнего зарубежья основными покупателями черных металлов в 1998 году выступали Египет (28,3% экспорта в страны вне СНГ), Марокко (14,3%), Гонконг (9,1%), США, Румыния и Германия.

Основными экспортными товарами, производимыми из черных металлов, являются металлокорд (12,7%) и бытовые газовые плиты (4,9%). Более 60% экспорта металлокорда осуществляется в страны СНГ (Россия - 72,4%, Украина - 25,3%). Находит покупателей данная продукция и в странах Западной Европы. Среди покупателей лидируют Австрия (34,3% экспорта в дальнее зарубежье), Франция (14,8%), Люксембург (14,2%) и Германия (13,6%). Производимые в республике газовые плиты экспортируются преимущественно в страны СНГ, их основными покупателями являются Россия, Украина и Казахстан, из государств дальнего зарубежья в незначительных количествах поставки осуществляются в прибалтийские государства.

Почти 5% экспорта раздела занимают поставки труб из черных металлов.



2.7. Экспорт минеральных продуктов



Одной из статей экспорта республики являются минеральные продукты (их доля в 1998 году 8%). Основным экспортным товаром данного товарного раздела являются продукты переработки нефти (80% данной группы), а также соль, минеральные материалы. Наиболее значительные поставки нефтепродуктов осуществляются в страны СНГ (от 65% до 79% экспорта в различные годы) (см. рис. 2.10), в основном в Россию и на Украину при постепенном снижении удельного веса Украины и росте доли России, в 1998 году это 58,1% и 7,2% соответственно.



Региональная структура экспорта

продуктов нефтепереработки, %



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.10



В незначительных количествах осуществляются поставки в Молдову (1,8%) и Казахстан.

Почти треть вывозимых нефтепродуктов поставляется в страны Центральной и Восточной Европы (28,8% экспорта). Наиболее значительная часть экспорта приходится на Латвию (16,8%), Венгрию (4%), Литву (3,6%) и Польшу (3,4%). Расширяется рынок сбыта нефтепродуктов в странах Западной Европы. Так, если в 1995 году среди покупателей была только одна западноевропейская страна, то в 1998 - семь стран, среди которых Великобритания, Германия и Нидерланды.



2.8. Экспорт пластмасс, каучука и резиновых изделий



В структуре экспорта Республики Беларусь данная товарная группа составляет 6% (1995 - 1998 годы). Экспорт товаров данной группы в 1998 году обеспечил 398 млн.дол., а в 1999 году - только 308,1 млн.дол. Основным экспортным товаром (более 50%) являются шины для транспортных средств. Снижение экспорта шин и привело к падению доли данной товарной группы до 5%. В региональной структуре экспорта преобладают поставки в страны СНГ, на которые в 1998 году приходилось 93%, из них в Российскую Федерацию - 81%, в Украину - 6%. По остальным регионам мира экспорт шин распределился: в Центральную и Восточную Европу - 3%, в страны Западной Европы - 2%, в страны Латинской Америки - 1,1%, остальные регионы мира - менее чем по 1% (см. рис. 2.11).



Динамика цен и стоимостного объема экспорта шин



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 2.11



Цены шин, поставляемых в страны дальнего зарубежья, значительно превышают цены на поставки в страны СНГ. При этом наметилась устойчивая тенденция по их сближению.

Поставки полиэтилена занимают 13% экспорта данного раздела. В 1995 году более половины поставок осуществлялось в государства дальнего зарубежья, в том числе в страны Центральной и Восточной Европы (30%) и в западноевропейские страны (19%). С 1996 года более 80% экспорта составляют поставки в страны СНГ и, прежде всего, в Российскую Федерацию. Преимущественно на российский рынок ориентированы также поставки тары из пластмасс (7,2% экспорта раздела).



2.9. Экспорт продукции АПК



Проводимая в СССР политика специализации и разделения труда в агросекторе была ориентирована на производство тех видов продукции, для которых в каждом регионе сложились благоприятные почвенно-климатические и экономические условия. Республика Беларусь специализировалась на мясомолочном производстве, основу которого составлял импорт зерна, оплачиваемый нефтедолларами. Это позволяло в отдельные годы Республике Беларусь экспортировать около 350 тыс.т мяса и мясных продуктов и 2,8 млн.т молока и молочных продуктов, 850 тыс.т картофеля.

За период с 1991 года по 1996 год экспорт продукции сельскохозяйственного производства сократился в 12 раз. Экспорт мясопродуктов из республики значительно уменьшился и составил в 1995 году 35,6 тыс.т, в 1998 году - 55,1 тыс.т. По отношению к уровню 1990 года сокращение произошло почти в 10 раз при снижении производства мяса (включая субпродукты первой категории) в 3,1 раза (см. рис. 2.12). Значительно уменьшился экспорт лошадей, КРС, свиней. Вместе с тем в целом по продукции животноводства в 1998 году сальдо было положительным и экспорт превысил импорт на 152 млн.дол. Экспорт молокопродуктов сократился более чем в 3 раза при сокращении производства в 1,5 раза. Экспорт яиц и яйцепродуктов из республики в 1998 году по сравнению с 1995 годом вырос на 420 млн.шт., или в 2,5 раза (см. рис. 2.12). Из экспортера Республика Беларусь превратилась в импортера по многим позициям данной товарной группы (см. табл. 2.1). Если в 1991 году экспорт превышал импорт в 4,4 раза, то уже в 1992 году они сравнялись по объему, и начиная с 1993 года уже импорт превысил экспорт. В 1995 году превышение импорта над экспортом составило 1,8 раза, в 1996 году - 2,2 раза, в 1998 году - 1,5 раза. Дефицит внешнеторгового баланса по агропродукции в 1998 году составил более 320 млн.дол., и по сравнению с 1995 годом он вырос на 7,5%, и это несмотря на то, что в денежном выражении экспорт за этот период увеличился на 263 млн.дол., или на 71% (выравнивание долларовых цен с мировыми).



Таблица 2.1



Внешнеторговый оборот продукции апк

в 1995 - 1998 годы, тыс.дол.



----------+-------------------------+----------------------+--------------¬
¦ Страны  ¦           1995          ¦          1998        ¦1998 к 1995, %¦
¦         +--------+--------+-------+-------+------+-------+-------+------+
¦         ¦Экспорт ¦ Импорт ¦ Сальдо¦Экспорт¦Импорт¦ Сальдо¦Экспорт¦Импорт¦
+---------+--------+--------+-------+-------+------+-------+-------+------+
¦Ближнее  ¦259359  ¦304800  ¦-45441 ¦558336 ¦448885¦ 109451¦    215¦  147 ¦
¦зарубежье¦        ¦        ¦       ¦       ¦      ¦       ¦       ¦      ¦
+---------+--------+--------+-------+-------+------+-------+-------+------+
¦Россия   ¦213662  ¦ 58133  ¦ 155529¦543321 ¦275735¦ 267586¦    254¦  474 ¦
+---------+--------+--------+-------+-------+------+-------+-------+------+
¦Дальнее  ¦111049  ¦364012  ¦-252963¦ 75147 ¦507850¦-423703¦     68¦  139 ¦
¦зарубежье¦        ¦        ¦       ¦       ¦      ¦       ¦       ¦      ¦
+---------+--------+--------+-------+-------+------+-------+-------+------+
¦Всего    ¦370408,3¦668812,3¦-298404¦633484 ¦956735¦-323251¦    171¦  143 ¦
¦---------+--------+--------+-------+-------+------+-------+-------+-------


<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.