|
|
Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 8 Экспорт транспортных услуг в 1998 году (удельный вес в общем объеме экспорта Республики Беларусь - 6%) составил 495 млн.дол., или 56% от общего объема экспорта услуг. Предприятиями Минтранса экспорт транспортных услуг в 1998 году обеспечен в размере 30 млн.дол., что составляет 23% от объема экспорта услуг, осуществленных автомобильным транспортом. В 2005 году объем экспорта автотранспортных услуг по предприятиям Минтранса составит 50 млн.дол. или 167% к уровню 1998 года и 250% к уровню 2000 года. Динамика экспорта транспортных услуг предприятиями Минтранса показана на рисунке 4.22. Объемы экспорта транспортных услуг предприятиями Минтранса *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 4.22 Обеспечение прогнозных параметров планируется осуществить за счет увеличения и обновления парка автотранспортных средств, в том числе на условиях лизинга, упорядочивания системы сборов за транспортные перевозки и развития межгосударственного сотрудничества в области международных перевозок. Необходимым условием для организации международных перевозок является обмен на паритетных условиях разрешениями между Республикой Беларусь и другими государствами на проезд автотранспортных средств. В свою очередь, для этого необходимо создание для иностранных перевозчиков соответствующих условий (экологических, сервисных, пограничных, визовых и т.д.). Создание благоприятных условий для поездок по территории Республики Беларусь (взаимное освобождение от сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования, обеспечение своевременного пограничного и таможенного оформления, формирование сети сервисного обслуживания международных перевозчиков и т.д.) будет способствовать росту перевозок через территорию Республики Беларусь. Местные и экологические сборы с международных автомобильных перевозчиков не способствуют развитию международных перевозок и снижают эффективность экспорта транспортных услуг. Продолжение несистемной фискальной политики в этой области нанесет ущерб автомобильной отрасли. 4.10.2. Параметры экспорта услуг предприятиями концерна "Белнефтехим" Экспорт услуг предприятиями концерна "Белнефтехим" занимает значительный удельный вес в экспорте услуг в целом по республике. В 1998 году концерном оказано экспортных услуг на общую сумму 197,4 млн.дол., что составило 21% от общего объема экспорта услуг. Данные о структуре экспортных услуг концерна "Белнефтехим" представлены на рисунке 4.23. Значительную долю в структуре экспорта услуг концерна занимают услуги по транзиту нефти и нефтепродуктов (трубопроводный транспорт), которые в 1998 году составили 140,5 млн.дол. (71,1% экспорта услуг концерна), и услуги по переработке нефти (процессинг), которые в 1998 году составили 55,9 млн.дол. (28,3% соответственно). Экспорт услуг предприятиями концерна "Белнефтехим" прогнозируется в 2005 году в размере 238,9 млн.дол., что составит 114,3% к уровню 2000 года. Динамика экспорта услуг концерна "Белнефтехим" представлена на рис. 4.23. Прогнозные параметры экспорта услуг предприятиями концерна "Белнефтехим", млн.дол. --------+-----T------+-----------------------------------+-----T-----¬ ¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005 ¦ ¦тели +-----+------+-----+-----T-----+-----T-----+-----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Услуги ¦197,4¦ 200,4¦ 209 ¦216,2¦221,4¦227,1¦231,9¦238,9¦119,2¦114,3¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по кон-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦церну ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦в том ¦140,5¦ 143,4¦ 152 ¦159,2¦164,4¦170,1¦174,9¦181,9¦126,8¦119,7¦ ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦транзи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нефти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Услуги ¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦100 ¦100 ¦ ¦по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦перера-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ботке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нефти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Прочие ¦ 1 ¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1 ¦118,2¦118,2¦ ¦виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------ *****Диаграмма на бумажном носителе Рис. 4.23 4.10.3. Параметры экспорта услуг предприятиями Минстройархитектуры Экспорт строительных услуг в 1998 году составляет 7,4% в общем объеме экспорта услуг Республики Беларусь. Параметры и динамика экспорта услуг Минстройархитектуры представлены на рис. 4.24. Прогнозные параметры экспорта услуг предприятиями Минстройархитектуры, млн.дол. --------+-----T------+---------------------------------+-----T-----¬ ¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005 ¦ ¦тели +-----+------+----+----T-----+-----T-----+-----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000¦2001¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +-------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Услуги,¦ 51¦ 17¦16,5¦ 16¦ 16,5¦ 17¦ 17¦ 17,5¦102,9¦106,1¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+------ *****Диаграмма на бумажном носителе Рис. 4.24 Выполнение прогнозных параметров обеспечивается комплексом мероприятий, наиболее важные из которых состоят в расширении участия предприятий Минстройархитектуры в проводимых за рубежом тендерах по строительству объектов, в обеспечении долгосрочных программ с Российской Федерацией по строительству объектов в счет возмещения задолженности по газу. 4.10.4. Параметры экспорта услуг связи предприятиями Минсвязи Экспорт услуг связи занимает 4,5% (1998 год) в общем объеме экспорта услуг Республики Беларусь и осуществляется предприятиями Минсвязи. Наибольший удельный вес в структуре экспорта услуг связи занимают услуги электросвязи, составившие в 1998 году 97,6% от общего объема экспорта услуг связи. Прогнозные параметры экспорта этих услуг в 2005 году составят 57,5 млн.дол. или 127,2% к уровню 2000 года. Динамика прогнозных параметров экспорта услуг Минсвязи представлена на рисунке 4.25. Обеспечение прогнозных параметров предусматривается осуществить за счет внедрения новых прогрессивных технологий и видов связи. Прогнозные параметры экспорта услуг предприятиями Минсвязи, млн.дол. ---------+-----T------+--------------------------------+-----T-----¬ ¦Показа- ¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005 ¦ ¦тели +-----+------+-----+-----T-----+----T----+----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003¦2004¦2005¦1999 ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +--------+-----+------+-----+-----+-----+----+----+----+-----+-----+ ¦Услуги, ¦ 42,3¦ 43,1 ¦ 45,2¦ 47,5¦ 49,9¦52,3¦54,9¦57,5¦133,4¦127,2¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-----+------+-----+-----+-----+----+----+----+-----+-----+ ¦Электро-¦ 41,3¦ 42 ¦ 44,1¦ 46,4¦ 48,7¦51,1¦53,7¦56,3¦134 ¦127,7¦ ¦связь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-----+------+-----+-----+-----+----+----+----+-----+-----+ ¦Почтовая¦ 1 ¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,1¦ 1,2¦ 1,2¦ 1,2¦ 1,2¦109,1¦109,1¦ ¦связь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦--------+-----+------+-----+-----+-----+----+----+----+-----+------ *****Диаграмма на бумажном носителе Рис. 4.25 4.10.5. Параметры экспорта туристических услуг предприятиями Минспорта Экспорт туристических услуг занимает 2,4% в общем объеме экспорта услуг. Прогнозные параметры экспорта туристических услуг в 2005 году составят 49 млн.дол. или 213,0% к уровню 2000 года с удельным весом в общем объеме экспорта услуг 5,1%. Динамика параметров экспорта туристических услуг представлена на рисунке 4.26. Прогнозные параметры экспорта туристических услуг, млн.дол. ---------+-----T------+---------------------------------+-----T----¬ ¦Показа- ¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005¦ ¦тели +-----+------+----+----T-----+-----T-----+-----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000¦2001¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦ в %¦ +--------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+----+ ¦Экспорт ¦ 22,4¦ 21¦ 23¦ 26¦ 30¦ 36¦ 44¦ 49¦233,3¦213 ¦ ¦турис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тических¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦--------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+----- *****Диаграмма на бумажном носителе Рис. 4.26 Значимость туризма сегодня, его экономический потенциал и возможность активно влиять на решение проблем регионального развития, воздействовать на экономику, окружающую среду и людей свидетельствуют о приоритетности этой отрасли и необходимости концентрации усилий на ее развитие. 4.10.6. Параметры экспорта транзитных услуг ГП "Белтрансгаз" Услуги по транзиту газа являются одним из резервов роста экспорта услуг. В связи с введением в эксплуатацию газопровода "Ямал - Европа" в 1999 году предусматривается начиная с 2000 года поэтапное расширение данного вида услуг с доведением объемов услуг в 2005 году до 89,7 млн.дол. Прогнозные параметры экспорта транзитных услуг ГП "Белтрансгаз", млн.дол. ---------+-----T------+--------------------------------+-----T-----¬ ¦Показа- ¦Отчет¦Оценка¦Прогноз ¦2005 ¦2005 ¦ ¦тели +-----+------+----+----T-----+-----T-----+----+к ¦к ¦ ¦ ¦1998 ¦1999 ¦2000¦2001¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005¦1999 ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в % ¦в % ¦ +--------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+----+-----+-----+ ¦Экспорт ¦ - ¦ 1,4¦43,9¦61,7¦ 68,1¦ 75,4¦ 82,6¦89,7¦6407 ¦204,3¦ ¦тран- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦--------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+----+-----+------ *****Диаграмма на бумажном носителе Рис. 4.27 *** Решающую роль в развитии экспорта играет промышленность и в первую очередь предприятия Минпрома: МАЗ, БелАЗ, МТЗ, БМЗ, Атлант, Горизонт, мотовелозавод. Экспорт продукции Минпрома предполагается увеличить практически в 1,4 раза. Реалистичность прогноза в значительной степени будет зависеть от экономической ситуации в России и покупательского спроса российских субъектов хозяйствования. Даже небольшой подъем в российском сельском хозяйстве вызовет значительный спрос на белорусские трактора. Значительные трудности будет представлять сохранение экспортных рынков для грузовых автомобилей. В химической и нефтехимической промышленности развитие экспорта будет осуществляться за счет наращивания поставок за рубеж калийных удобрений, химических волокон и нитей, шин, полиэтилена, аммиака. Резервы экспорта будут ограничены по одним позициям ростом внутреннего спроса, по другим позициям - искусственными ограничениями на рынках дальнего зарубежья, по третьим - низкой рентабельностью экспортных производств, требующих модернизации оборудования. 5. РЕГИОНАЛЬНО-КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ И СТРАНОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ЭКСПОРТА И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 5.1. Регионально-страновые приоритеты География белорусского экспорта с учетом сложившихся рынков представлена тремя основными направлениями: Россия, остальные страны СНГ (ближнее зарубежье), страны дальнего зарубежья. В 1998 году доля этих регионов составила соответственно 64,9%, 7,8% и 27% в общем объеме экспорта товаров. В 1999 году ожидается значительное изменение структуры экспорта: Россия - 54,6%, ближнее зарубежье - 6,8% и дальнее зарубежье - 38,6%. К 2005 году в одном варианте прогнозируется стабилизация данной структуры: Россия - 57%, ближнее зарубежье - 7%, дальнее зарубежье - 36%. В другом варианте (см. ниже раздел 5.2) предполагается за счет интеграционных процессов в рамках единой модели социально-экономического развития Союзного государства быстрое восстановление экспорта в Россию и его дальнейший рост к 2005 году до 7,3 млрд.дол. В этом варианте доля России в белорусском экспорте сохранится на уровне 62 - 63%. В европейском экономическом сообществе на долю взаимных поставок между странами ЕС приходится около 60%, при этом в ЕС интегрируются различные национальные экономики; государства СНГ ранее были единым хозяйственным комплексом, поэтому возможно ожидать более интенсивных внешнеторговых потоков между отдельными странами СНГ. Другой пример интеграционного объединения с высоким уровнем торговой взаимозависимости - НАФТА. В США поступает 75 - 80% канадского экспорта и около 70% мексиканского. Для экспорта США оба рынка менее значительны: доля Канады в общем экспорте США - 25% и Мексики - 7%, т.е. в НАФТА имеет место примерно та же асимметрия, что и в Союзном государстве. Второй вариант прогноза экспорта в Россию составлен на основе так называемых локомотивных моделей, только в отличие от НАФТА в нашем случае роль "локомотивной экономики" вместо США может сыграть Россия. Регионально-страновые приоритеты Программы определены на базе сложившейся структуры белорусского экспорта с учетом принципа многовекторности и экономической целесообразности развития внешней торговли в прогнозируемом периоде. Прогнозные параметры по основным регионам приведены на рис. 5.1. Прогнозные параметры товарного экспорта по регионам и континентам, млн.дол. --------------------+-----T------+---------+-------+-------+-------¬ ¦Экспорт по регионам¦Отчет¦Оценка¦ Прогноз ¦2005 к ¦2005 к ¦уд. вес¦ ¦ и континентам +-----+------+----+----+ 1998 ¦ 2000 ¦в 2005 ¦ ¦ ¦1998 ¦ 1999 ¦2000¦2005¦ в % ¦ в % ¦ в % ¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Экспорт, всего ¦ 7070¦ 6123¦6255¦8175¦ 115,6¦ 130,7 ¦ 100 ¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Россия ¦ 4608¦ 3325¦3570¦4650¦ 100,9¦ 130,3 ¦ 56,9¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Ближнее зарубежье ¦ 552¦ 422¦ 455¦ 590¦ 106,8¦ 129,6 ¦ 7,2¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Дальнее зарубежье ¦ 1910¦ 2376¦2230¦2935¦ 153,7¦ 131,6 ¦ 35,9¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Европа ¦ 1245¦ 1456¦1359¦1780¦ 143 ¦ 131 ¦ 21,7¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Азия ¦ 288¦ 447¦ 430¦ 573¦ 198 ¦ 133,3 ¦ 7 ¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Америка ¦ 221¦ 208¦ 195¦ 250¦ 113,1¦ 131,6 ¦ 3,1¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Африка ¦ 155¦ 263¦ 250¦ 330¦ 212,9¦ 132 ¦ 4 ¦ +-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+ ¦Австралия и Океания¦ 1¦ 1¦ 1¦ 2¦ 200 ¦ 200 ¦ 0,1¦ ¦-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------- *****Диаграмма на бумажном носителе Рис. 5.1 Регионально-страновая ориентация в рамках крупнейших интеграционных торгово-экономических группировок и объединений определена с учетом необходимости закрепления завоеванных товарных рынков, тенденций развития мировой экономики и международных отношений, а также достижения национальной экономической выгоды. В области регионально-страновой ориентации экспорта определены следующие приоритеты: Россия - главный торговый партнер Республики Беларусь на 2000 - 2005 годы; основные регионы поставок белорусской продукции в Россию - Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Калининград; |
Партнеры
|