Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 8



Экспорт транспортных услуг в 1998 году (удельный вес в общем объеме экспорта Республики Беларусь - 6%) составил 495 млн.дол., или 56% от общего объема экспорта услуг. Предприятиями Минтранса экспорт транспортных услуг в 1998 году обеспечен в размере 30 млн.дол., что составляет 23% от объема экспорта услуг, осуществленных автомобильным транспортом. В 2005 году объем экспорта автотранспортных услуг по предприятиям Минтранса составит 50 млн.дол. или 167% к уровню 1998 года и 250% к уровню 2000 года. Динамика экспорта транспортных услуг предприятиями Минтранса показана на рисунке 4.22.



Объемы экспорта транспортных услуг

предприятиями Минтранса



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 4.22



Обеспечение прогнозных параметров планируется осуществить за счет увеличения и обновления парка автотранспортных средств, в том числе на условиях лизинга, упорядочивания системы сборов за транспортные перевозки и развития межгосударственного сотрудничества в области международных перевозок.

Необходимым условием для организации международных перевозок является обмен на паритетных условиях разрешениями между Республикой Беларусь и другими государствами на проезд автотранспортных средств. В свою очередь, для этого необходимо создание для иностранных перевозчиков соответствующих условий (экологических, сервисных, пограничных, визовых и т.д.). Создание благоприятных условий для поездок по территории Республики Беларусь (взаимное освобождение от сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования, обеспечение своевременного пограничного и таможенного оформления, формирование сети сервисного обслуживания международных перевозчиков и т.д.) будет способствовать росту перевозок через территорию Республики Беларусь.

Местные и экологические сборы с международных автомобильных перевозчиков не способствуют развитию международных перевозок и снижают эффективность экспорта транспортных услуг. Продолжение несистемной фискальной политики в этой области нанесет ущерб автомобильной отрасли.



4.10.2. Параметры экспорта услуг предприятиями

концерна "Белнефтехим"



Экспорт услуг предприятиями концерна "Белнефтехим" занимает значительный удельный вес в экспорте услуг в целом по республике. В 1998 году концерном оказано экспортных услуг на общую сумму 197,4 млн.дол., что составило 21% от общего объема экспорта услуг.

Данные о структуре экспортных услуг концерна "Белнефтехим" представлены на рисунке 4.23. Значительную долю в структуре экспорта услуг концерна занимают услуги по транзиту нефти и нефтепродуктов (трубопроводный транспорт), которые в 1998 году составили 140,5 млн.дол. (71,1% экспорта услуг концерна), и услуги по переработке нефти (процессинг), которые в 1998 году составили 55,9 млн.дол. (28,3% соответственно).

Экспорт услуг предприятиями концерна "Белнефтехим" прогнозируется в 2005 году в размере 238,9 млн.дол., что составит 114,3% к уровню 2000 года. Динамика экспорта услуг концерна "Белнефтехим" представлена на рис. 4.23.



Прогнозные параметры экспорта услуг

предприятиями концерна "Белнефтехим", млн.дол.



--------+-----T------+-----------------------------------+-----T-----¬
¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                            ¦2005 ¦2005 ¦
¦тели   +-----+------+-----+-----T-----+-----T-----+-----+к    ¦к    ¦
¦       ¦1998 ¦1999  ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000 ¦
¦       ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦в %  ¦в %  ¦
+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Услуги ¦197,4¦ 200,4¦ 209 ¦216,2¦221,4¦227,1¦231,9¦238,9¦119,2¦114,3¦
¦всего  ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦по кон-¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦церну  ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦       ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦в том  ¦140,5¦ 143,4¦ 152 ¦159,2¦164,4¦170,1¦174,9¦181,9¦126,8¦119,7¦
¦числе: ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦услуги ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦по     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦транзи-¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦ту     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦нефти  ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Услуги ¦ 55,9¦  55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦ 55,9¦100  ¦100  ¦
¦по     ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦перера-¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦ботке  ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦нефти  ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Прочие ¦  1  ¦   1,1¦  1,1¦  1,1¦  1,1¦  1,1¦  1,1¦ 1,1 ¦118,2¦118,2¦
¦виды   ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦услуг  ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦-------+-----+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------


*****Диаграмма на бумажном носителе



Рис. 4.23



4.10.3. Параметры экспорта услуг

предприятиями Минстройархитектуры



Экспорт строительных услуг в 1998 году составляет 7,4% в общем объеме экспорта услуг Республики Беларусь. Параметры и динамика экспорта услуг Минстройархитектуры представлены на рис. 4.24.



Прогнозные параметры экспорта услуг предприятиями

Минстройархитектуры, млн.дол.



--------+-----T------+---------------------------------+-----T-----¬
¦Показа-¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                          ¦2005 ¦2005 ¦
¦тели   +-----+------+----+----T-----+-----T-----+-----+к    ¦к    ¦
¦       ¦1998 ¦1999  ¦2000¦2001¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000 ¦
¦       ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦в %  ¦в %  ¦
+-------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Услуги,¦   51¦    17¦16,5¦  16¦ 16,5¦   17¦   17¦ 17,5¦102,9¦106,1¦
¦всего  ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦-------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+------


*****Диаграмма на бумажном носителе



Рис. 4.24



Выполнение прогнозных параметров обеспечивается комплексом мероприятий, наиболее важные из которых состоят в расширении участия предприятий Минстройархитектуры в проводимых за рубежом тендерах по строительству объектов, в обеспечении долгосрочных программ с Российской Федерацией по строительству объектов в счет возмещения задолженности по газу.



4.10.4. Параметры экспорта услуг связи

предприятиями Минсвязи



Экспорт услуг связи занимает 4,5% (1998 год) в общем объеме экспорта услуг Республики Беларусь и осуществляется предприятиями Минсвязи.

Наибольший удельный вес в структуре экспорта услуг связи занимают услуги электросвязи, составившие в 1998 году 97,6% от общего объема экспорта услуг связи. Прогнозные параметры экспорта этих услуг в 2005 году составят 57,5 млн.дол. или 127,2% к уровню 2000 года. Динамика прогнозных параметров экспорта услуг Минсвязи представлена на рисунке 4.25.

Обеспечение прогнозных параметров предусматривается осуществить за счет внедрения новых прогрессивных технологий и видов связи.



Прогнозные параметры экспорта услуг предприятиями

Минсвязи, млн.дол.



---------+-----T------+--------------------------------+-----T-----¬
¦Показа- ¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                         ¦2005 ¦2005 ¦
¦тели    +-----+------+-----+-----T-----+----T----+----+к    ¦к    ¦
¦        ¦1998 ¦1999  ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003¦2004¦2005¦1999 ¦2000 ¦
¦        ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦в %  ¦в %  ¦
+--------+-----+------+-----+-----+-----+----+----+----+-----+-----+
¦Услуги, ¦ 42,3¦ 43,1 ¦ 45,2¦ 47,5¦ 49,9¦52,3¦54,9¦57,5¦133,4¦127,2¦
¦всего   ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦
+--------+-----+------+-----+-----+-----+----+----+----+-----+-----+
¦Электро-¦ 41,3¦  42  ¦ 44,1¦ 46,4¦ 48,7¦51,1¦53,7¦56,3¦134  ¦127,7¦
¦связь   ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦
¦        ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦
+--------+-----+------+-----+-----+-----+----+----+----+-----+-----+
¦Почтовая¦  1  ¦   1,1¦  1,1¦  1,1¦  1,2¦ 1,2¦ 1,2¦ 1,2¦109,1¦109,1¦
¦связь   ¦     ¦      ¦     ¦     ¦     ¦    ¦    ¦    ¦     ¦     ¦
¦--------+-----+------+-----+-----+-----+----+----+----+-----+------


*****Диаграмма на бумажном носителе



Рис. 4.25



4.10.5. Параметры экспорта туристических услуг

предприятиями Минспорта



Экспорт туристических услуг занимает 2,4% в общем объеме экспорта услуг. Прогнозные параметры экспорта туристических услуг в 2005 году составят 49 млн.дол. или 213,0% к уровню 2000 года с удельным весом в общем объеме экспорта услуг 5,1%. Динамика параметров экспорта туристических услуг представлена на рисунке 4.26.



Прогнозные параметры экспорта туристических услуг, млн.дол.



---------+-----T------+---------------------------------+-----T----¬
¦Показа- ¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                          ¦2005 ¦2005¦
¦тели    +-----+------+----+----T-----+-----T-----+-----+к    ¦к   ¦
¦        ¦1998 ¦1999  ¦2000¦2001¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦1999 ¦2000¦
¦        ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦в %  ¦ в %¦
+--------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+----+
¦Экспорт ¦ 22,4¦    21¦  23¦  26¦   30¦   36¦   44¦   49¦233,3¦213 ¦
¦турис-  ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦тических¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦услуг   ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦
¦--------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----


*****Диаграмма на бумажном носителе



Рис. 4.26



Значимость туризма сегодня, его экономический потенциал и возможность активно влиять на решение проблем регионального развития, воздействовать на экономику, окружающую среду и людей свидетельствуют о приоритетности этой отрасли и необходимости концентрации усилий на ее развитие.



4.10.6. Параметры экспорта транзитных услуг

ГП "Белтрансгаз"



Услуги по транзиту газа являются одним из резервов роста экспорта услуг.

В связи с введением в эксплуатацию газопровода "Ямал - Европа" в 1999 году предусматривается начиная с 2000 года поэтапное расширение данного вида услуг с доведением объемов услуг в 2005 году до 89,7 млн.дол.



Прогнозные параметры экспорта транзитных услуг

ГП "Белтрансгаз", млн.дол.



---------+-----T------+--------------------------------+-----T-----¬
¦Показа- ¦Отчет¦Оценка¦Прогноз                         ¦2005 ¦2005 ¦
¦тели    +-----+------+----+----T-----+-----T-----+----+к    ¦к    ¦
¦        ¦1998 ¦1999  ¦2000¦2001¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005¦1999 ¦2000 ¦
¦        ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦    ¦в %  ¦в %  ¦
+--------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+----+-----+-----+
¦Экспорт ¦  -  ¦   1,4¦43,9¦61,7¦ 68,1¦ 75,4¦ 82,6¦89,7¦6407 ¦204,3¦
¦тран-   ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦зитных  ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦услуг   ¦     ¦      ¦    ¦    ¦     ¦     ¦     ¦    ¦     ¦     ¦
¦--------+-----+------+----+----+-----+-----+-----+----+-----+------


*****Диаграмма на бумажном носителе



Рис. 4.27



***



Решающую роль в развитии экспорта играет промышленность и в первую очередь предприятия Минпрома: МАЗ, БелАЗ, МТЗ, БМЗ, Атлант, Горизонт, мотовелозавод. Экспорт продукции Минпрома предполагается увеличить практически в 1,4 раза. Реалистичность прогноза в значительной степени будет зависеть от экономической ситуации в России и покупательского спроса российских субъектов хозяйствования. Даже небольшой подъем в российском сельском хозяйстве вызовет значительный спрос на белорусские трактора. Значительные трудности будет представлять сохранение экспортных рынков для грузовых автомобилей.

В химической и нефтехимической промышленности развитие экспорта будет осуществляться за счет наращивания поставок за рубеж калийных удобрений, химических волокон и нитей, шин, полиэтилена, аммиака. Резервы экспорта будут ограничены по одним позициям ростом внутреннего спроса, по другим позициям - искусственными ограничениями на рынках дальнего зарубежья, по третьим - низкой рентабельностью экспортных производств, требующих модернизации оборудования.



5. РЕГИОНАЛЬНО-КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ И СТРАНОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

ЭКСПОРТА И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ



5.1. Регионально-страновые приоритеты



География белорусского экспорта с учетом сложившихся рынков представлена тремя основными направлениями: Россия, остальные страны СНГ (ближнее зарубежье), страны дальнего зарубежья. В 1998 году доля этих регионов составила соответственно 64,9%, 7,8% и 27% в общем объеме экспорта товаров. В 1999 году ожидается значительное изменение структуры экспорта: Россия - 54,6%, ближнее зарубежье - 6,8% и дальнее зарубежье - 38,6%. К 2005 году в одном варианте прогнозируется стабилизация данной структуры: Россия - 57%, ближнее зарубежье - 7%, дальнее зарубежье - 36%. В другом варианте (см. ниже раздел 5.2) предполагается за счет интеграционных процессов в рамках единой модели социально-экономического развития Союзного государства быстрое восстановление экспорта в Россию и его дальнейший рост к 2005 году до 7,3 млрд.дол. В этом варианте доля России в белорусском экспорте сохранится на уровне 62 - 63%.

В европейском экономическом сообществе на долю взаимных поставок между странами ЕС приходится около 60%, при этом в ЕС интегрируются различные национальные экономики; государства СНГ ранее были единым хозяйственным комплексом, поэтому возможно ожидать более интенсивных внешнеторговых потоков между отдельными странами СНГ.

Другой пример интеграционного объединения с высоким уровнем торговой взаимозависимости - НАФТА. В США поступает 75 - 80% канадского экспорта и около 70% мексиканского. Для экспорта США оба рынка менее значительны: доля Канады в общем экспорте США - 25% и Мексики - 7%, т.е. в НАФТА имеет место примерно та же асимметрия, что и в Союзном государстве. Второй вариант прогноза экспорта в Россию составлен на основе так называемых локомотивных моделей, только в отличие от НАФТА в нашем случае роль "локомотивной экономики" вместо США может сыграть Россия.

Регионально-страновые приоритеты Программы определены на базе сложившейся структуры белорусского экспорта с учетом принципа многовекторности и экономической целесообразности развития внешней торговли в прогнозируемом периоде. Прогнозные параметры по основным регионам приведены на рис. 5.1.



Прогнозные параметры товарного экспорта

по регионам и континентам, млн.дол.



--------------------+-----T------+---------+-------+-------+-------¬
¦Экспорт по регионам¦Отчет¦Оценка¦ Прогноз ¦2005 к ¦2005 к ¦уд. вес¦
¦   и континентам   +-----+------+----+----+  1998 ¦  2000 ¦в 2005 ¦
¦                   ¦1998 ¦ 1999 ¦2000¦2005¦  в %  ¦  в %  ¦  в %  ¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Экспорт, всего     ¦ 7070¦  6123¦6255¦8175¦  115,6¦ 130,7 ¦  100  ¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Россия             ¦ 4608¦  3325¦3570¦4650¦  100,9¦ 130,3 ¦   56,9¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Ближнее зарубежье  ¦  552¦   422¦ 455¦ 590¦  106,8¦ 129,6 ¦    7,2¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Дальнее зарубежье  ¦ 1910¦  2376¦2230¦2935¦  153,7¦ 131,6 ¦   35,9¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Европа             ¦ 1245¦  1456¦1359¦1780¦  143  ¦ 131   ¦   21,7¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Азия               ¦  288¦   447¦ 430¦ 573¦  198  ¦ 133,3 ¦    7  ¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Америка            ¦  221¦   208¦ 195¦ 250¦  113,1¦ 131,6 ¦    3,1¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Африка             ¦  155¦   263¦ 250¦ 330¦  212,9¦ 132   ¦    4  ¦
+-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+-------+
¦Австралия и Океания¦    1¦     1¦   1¦   2¦  200  ¦ 200   ¦    0,1¦
¦-------------------+-----+------+----+----+-------+-------+--------


*****Диаграмма на бумажном носителе



Рис. 5.1



Регионально-страновая ориентация в рамках крупнейших интеграционных торгово-экономических группировок и объединений определена с учетом необходимости закрепления завоеванных товарных рынков, тенденций развития мировой экономики и международных отношений, а также достижения национальной экономической выгоды.

В области регионально-страновой ориентации экспорта определены следующие приоритеты:

Россия - главный торговый партнер Республики Беларусь на 2000 - 2005 годы;

основные регионы поставок белорусской продукции в Россию - Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Калининград;

<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.