|
|
Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 2 Темпы роста мирового экспорта (стоимостный и физический объемы) по основным группам стран (в % к предыдущему году) -------------------+-----------------------------------------------¬ ¦ Страны ¦ годы ¦ ¦ +-----------+-----------+-----------+-----------+ ¦ ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ ¦ +-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ ¦стои-¦физи-¦стои-¦физи-¦стои-¦физи-¦стои-¦физи-¦ ¦ ¦мост-¦чес- ¦мост-¦чес- ¦мост-¦чес- ¦мост-¦чес- ¦ ¦ ¦ный ¦кий ¦ный ¦кий ¦ный ¦кий ¦ный ¦кий ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Все страны ¦19,4 ¦ 9,4 ¦ 4,3 ¦ 4,8 ¦ 2,7 ¦ 8,8 ¦ 2,5 ¦ 6,75¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Развитые страны ¦18,9 ¦ 7,3 ¦ 2,6 ¦ 4,2 ¦ 1,6 ¦ 8,9 ¦ 2,5 ¦ 6,5 ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Северная Америка ¦ 7,3 ¦ 9,1 ¦ 6,4 ¦ 6 ¦ 9,3 ¦10,9 ¦ 6 ¦ 7 ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Западная Европа ¦ - ¦ 7,6 ¦ 3 ¦ 3,8 ¦-1,5 ¦ 7,7 ¦ 2,5 ¦ 7,25¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Япония ¦ 9,1 ¦ 3,3 ¦-7,3 ¦ 0,6 ¦ 2,5 ¦10 ¦ 2,75¦ 2,25¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Страны с ¦ 7,6 ¦ - ¦ 8 ¦ - ¦ 3,3 ¦ - ¦ 8 ¦ - ¦ ¦переходной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономикой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Центральная и ¦ 3,3 ¦16,7 ¦ 5,7 ¦ 4,5 ¦ 7,4 ¦ 0,8 ¦ 9,2 ¦ - ¦ ¦Восточная Европа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Бывший Советский ¦ - ¦ - ¦10,9 ¦ - ¦-1,6 ¦ - ¦ 6 ¦ - ¦ ¦Союз / СНГ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Развивающиеся ¦16,7 ¦13,7 ¦ 7,6 ¦ 6,5 ¦ 5,2 ¦ 9,9 ¦ 2 ¦ 7,25¦ ¦страны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Латинская Америка ¦ - ¦ 9,9 ¦10,2 ¦ 9,3 ¦10,4 ¦12,8 ¦ 5,25¦12,25¦ ¦и Карибский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бассейн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Африка ¦13,7 ¦ 7,3 ¦19,7 ¦ 8,2 ¦ 2,5 ¦ 5,2 ¦-2,75¦ 6 ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Западная Азия ¦ 9,9 ¦ 6 ¦13,6 ¦ 9 ¦-5,7 ¦-0,7 ¦-5,75¦ 2,75¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Южная и Восточная ¦ 7,3 ¦16,6 ¦ 5 ¦ 5,8 ¦ 4 ¦ 9,3 ¦ 2,75¦ 6,75¦ ¦Азия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦Китай ¦ 6 ¦18,9 ¦ 1,6 ¦ 2,4 ¦20,8 ¦26,3 ¦ 5 ¦ 8,5 ¦ ¦------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------ Если еще в 1995 году соотношение стоимостного и физического объемов экспорта составляло 0,5, то в 1997 - 1998 годах - 3. Наиболее характерна эта тенденция для развивающихся стран, поставляющих сырье и сельхозпродукты, - чтобы приобрести одно и то же количество высокотехнологичных изделий из развитых стран, развивающиеся страны должны вывозить все больше сырьевой продукции. 1.1.11. Информатизация международной торговли Информационные технологии оказывают решающее воздействие на формирование мирового рынка, а сам экспортный рынок становится в значительной мере рынком информационных товаров и услуг. На сектор информационных технологий в настоящее время приходится около 20% акционерного капитала США, 18% - Британии, 14% - Швеции, 11% - Германии и 8% акционерного капитала Японии. Рыночная капитализация Microsoft составила примерно 500 млрд.дол., что превышает рыночную капитализацию металлургической отрасли (320 млрд.), и почти достигла ВВП Канады - члена большой семерки (источник: Economist). Информационно-коммуникационные технологии в корне меняют структуру товаропроводящих сетей - ядром их становятся системы электронной торговли, позволяющие посредством Интернет найти покупателя и заключить сделку. Мировой объем электронной торговли в 1999 году оценивался 170 млрд. долларов США. По прогнозам этот показатель к 2003 году может составить 3,2 трлн. долларов США (см. рис. 1.4). Мировая электронная торговля (объем продаж в млрд.дол.) *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Источник: Forester Group Рис. 1.4 Стремительный рост электронной торговли обусловлен теми выгодами, которые предприятия-экспортеры получают от ее использования, - уменьшение числа посредников позволяет, по единодушной оценке зарубежных экспертов, снизить цены изделий на 25 - 30%. *** Таковы основные тенденции развития мирового экспортного рынка, учет которых в определении параметров и направлений развития экспорта товаров и услуг в 2000 - 2005 годы - необходимое условие расширения участия Республики Беларусь в мирохозяйственных процессах и повышения эффективности экспорта. От успешной адаптации Республики Беларусь к объективным реалиям глобальной мировой экономики напрямую зависит будущее благосостояния нации. 1.2. Республика Беларусь в системе мирового рынка товаров и услуг Исторически сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. По методике Всемирного банка внешнеторговая квота (экспорт плюс импорт к ВВП по паритету покупательской способности) Республики Беларусь в 1997 году равнялась 31,8% <3>, Греции - 28%, Италии - 38,2%, Испании - 36,2%, Турции - 18,5%, Польши - 27% (см. Атлас Всемирного банка, 1999 год). ------------------------------ <3> При этом Всемирный банк с использованием паритетного курса определяет белорусский ВВП в 49,5 млрд.дол. По официальному курсу Нацбанка экспорт превышает половину ВВП: 1996 год - 48%, 1997 год - 61%, 1998 год - 62%, 1999 год - 58%. Высокая экспортная квота - результат завышения экспорта в рублевом выражении из-за заниженного курса белорусского рубля, что типично для большинства стран с переходной экономикой. В отличие от других стран СНГ с высокой долей добывающих отраслей Республика Беларусь экспортирует в основном продукцию обрабатывающих отраслей: на долю промышленной продукции приходится около половины экспорта. Экспортируется 90 - 95% произведенных тракторов и автомобилей, 70 - 75% металлообрабатывающих станков, 70 - 80% холодильников и морозильников, половина телевизоров, 80 - 90% калийных удобрений, 60 - 80% химических волокон и нитей, почти все произведенные шины и мотоциклы идут на экспорт. Динамика роста экспорта товаров, услуг и ВВП *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Источник: Министерство статистики и анализа. Национальный банк Республики Беларусь Рис. 1.5 Занимая в мировом сообществе по территории 0,15% и по численности населения 0,18%, по выпуску отдельных видов промышленной продукции удельный вес Республики Беларусь в мировом производстве значителен. Так, калийных удобрений в Беларуси производится 11% мирового объема, тракторов - 8%, холодильников - 1,3%, химических волокон и нитей - 0,6%. Общий объем внешней торговли в 1998 году составил почти 17 млрд.дол., в том числе экспорт - около 8 млрд.дол., импорт - порядка 9 млрд.дол. В структуре экспорта доля товаров составляет 89% и доля услуг - 11%. На мировом рынке соответственно товары занимают в среднем 80%, услуги - 20%. Темпы экспорта товаров и услуг до 1997 года опережали темпы роста ВВП. В 1998 году экспорт испытал рецессию (см. рис. 1.5), что является, с одной стороны, следствием финансово-экономического кризиса в России, с другой - ростом конкуренции на российском рынке, рынках стран СНГ. Динамика белорусского экспорта находилась под воздействием ряда факторов: сжатие емкости торговых рынков в странах бывшего СССР вследствие охватившего их экономического кризиса; рост конкуренции на рынках постсоциалистических стран после либерализации внешней торговли; изменение условий торговли (переход от внутренних цен СССР к мировым, резкие колебания реальных курсов по отношению к валютам основных торговых партнеров); множественность курсов, ограничения операций с валютными ресурсами, ограничения расчетов между белорусскими предприятиями и нерезидентами в белорусских рублях и т.д. Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира. Из всего внешнеторгового оборота Республики Беларусь в 1998 году на долю стран СНГ приходилось 65,7%, на долю стран дальнего зарубежья - 34,3%. В 1999 году пропорции несколько изменились: СНГ - 62,9%, дальнее зарубежье - 37,1%. Традиционно основными партнерами Республики Беларусь во внешней торговле являются Россия, Украина, Германия, Польша, Литва и Латвия. В 1998 году на эти страны приходилось 72,8% общего объема белорусского экспорта. За период 1992 - 1998 годы в регионально-страновой структуре экспорта произошли существенные сдвиги в результате выравнивания цен торговли между странами СНГ с мировыми, потери рынков сбыта отдельных групп белорусских товаров (см. рис. 1.6). 15 основных партнеров Республики Беларусь по внешней торговле *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 1.6 Вместе с тем благодаря интеграционным усилиям с 1996 года экспорт в Россию начал быстро восстанавливаться. Следствием этого являлся рост с 39,9% в 1992 году до 64,9% в 1998 году удельного веса России в экспорте из Республики Беларусь товаров и услуг. В структуре экспорта товаров доля экспорта в страны СНГ составляла в 1998 году 69,4% и в страны дальнего зарубежья - 31,6%, в 1999 году доля СНГ - 61,4%, доля стран дальнего зарубежья - 38,6%. Регионально-континентальная структура экспорта в 1998 году приведена на рисунке 1.7. Регионально-континентальная структура экспорта в 1998 году *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 1.7 Ведущими торговыми партнерами Республики Беларусь в Европе (без учета европейских стран СНГ) традиционно являются Германия (16%), Польша (15%), Латвия (14%), Литва (13%), Италия (6%), Нидерланды (6%), Венгрия (4%), Великобритания (3%), Словения (2%), Бельгия (2%). На африканском континенте основным торговым партнером Республики Беларусь является Египет (38%). Значительные поставки белорусской продукции осуществляются в Алжир (16% от общего экспорта в Африку), в Эфиопию (14%), в Марокко (11%), в ЮАР (6%). Ведущими торговыми партнерами Республики Беларусь на американском континенте являются США (46,6% от общего объема экспорта), Бразилия (26,6%), Перу (9,3%), Куба (3,2%). Объемы экспорта белорусской продукции в страны Азии характеризуются небольшими его объемами, распыленностью по многим странам. В целом основными торговыми партнерами являются Китай (всего 34,5% от общего объема экспорта в Азию), Индия и Турция. Экспорт товаров и услуг республики на рынки Австралии и Океании незначителен и составляет 765 тыс.дол. (1998 год). При этом 63% его поставлено в Австралию и Океанию и 37% - в Новую Зеландию. Во внешней торговле товарами на протяжении последних лет сохраняется отрицательное сальдо (см. табл. 1.2). По услугам динамика имеет положительную тенденцию, и профицит составил в 1996 - 1998 годы примерно 0,5 млрд.дол. С 1993 года дефицит торгового баланса товаров и услуг колеблется в интервале 0,45 - 0,93 млрд.дол. Таблица 1.2 Динамика показателей платежного баланса в 1995 - 1998 годы, млн.дол. ----------------------+-----------------------------------+--------¬ ¦ Статьи баланса ¦ Отчет ¦ Оценка ¦ ¦ +-------+---------+--------+--------+--------+ ¦ ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Текущий счет ¦ -458,3¦ -515,9¦ -787,6¦ -862,1¦ -570 ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Торговый баланс ¦ -665,7¦ -1148,5¦ -1335,4¦ -1358,5¦ -800 ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Экспорт ¦ 4803 ¦ 5790,1¦ 7382,6¦ 7123,2¦ 6122,8¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦в том числе: бартер ¦ 653,4¦ 1077,3¦ 2050,2¦ 2432,6¦ 2103,3¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Доля в % в экспорте ¦ 13,6¦ 18,6¦ 27,8¦ 34,2¦ 35,5¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Импорт ¦ 5468,7¦ 6938,6¦ 8718¦ 8481,7¦ 6982,3¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦в том числе: бартер ¦ 642,6¦ 1165,4¦ 2611,9¦ 2434,4¦ 1941,5¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Доля в % в импорте ¦ 11,8¦ 16,8¦ 30 ¦ 28,7¦ 27 ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Услуги (сальдо) ¦ 182,4¦ 572,1¦ 554 ¦ 491 ¦ 200 ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Доход (сальдо) ¦ -51 ¦ -30,8¦ -84,6¦ -90,2¦ -77,5¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Текущие трансферты ¦ 76 ¦ 91,3¦ 78,4¦ 95,6¦ 100 ¦ ¦(сальдо) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Капитальный и ¦ 211,3¦ 447,9¦ 694,1¦ 515,7¦ 400 ¦ ¦финансовый счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Ошибки и пропуски ¦ 173,1¦ -146,2¦ 156,9¦ 26,8¦ 100 ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Платежный баланс ¦ -73,9¦ -214,2¦ 63,4¦ -319,6¦ -70 ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Финансирование ¦ 73,9¦ 214,2¦ -63,4¦ 319,6¦ ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Чистые резервы ¦ -286,7¦ -78,6¦ 77¦ 53,7¦ ¦ +---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+ ¦Прочее финансирование¦ 184,3¦ 292,8¦ -140,4¦ 290,3¦ ¦ ¦---------------------+-------+---------+--------+--------+--------- Источник: Национальный банк Республики Беларусь На эффективности экспорта сказался рост бартерной торговли (см. рис. 1.8). Объем бартерных поставок в экспорте 1998 года вырос на 18,1% по сравнению с 1997 годом, и его доля в общем объеме экспорта достигла 34,2%. В 1999 году доля бартера даже несколько увеличилась - 35,5%. Структура поступлений от экспорта товаров, млн.дол. *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рис. 1.8 Таблица 1.3 Валютные поступления от экспорта товаров и услуг, млн.дол. --------------------------------------------+------+-------+-------¬ ¦ Параметры ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦Экспорт товаров и услуг с оплатой в ¦4590,8¦ 4929,6¦ 4493,7¦ ¦денежной форме ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦Поступления от экспорта ¦3950,4¦ 4031,7¦ 3493,1¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦в % к общему объему экспорта ¦ 59 ¦ 48,6¦ 43,9¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦в % экспорту с расчетами в денежной форме ¦ 86,1¦ 81,8¦ 77,7¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦за иностранную валюту ¦3860,3¦ 3482,5¦ 2768,1¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦в % к общему объему оплаты экспорта ¦ 97,7¦ 86,4¦ 79,2¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦за белорусские рубли ¦ 90,1¦ 549,2¦ 725¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦в % к общему объему оплаты экспорта ¦ 2,3¦ 13,6¦ 20,8¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦Недопоступление ¦ 640,4¦ 897,9¦ 1000,6¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦в % к общему объему экспорта ¦ 9,6¦ 10,8¦ 12,6¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦в % к оплате экспорта товаров и услуг ¦ 16,2¦ 22,5¦ 28,6¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦в % к экспорту с расчетами в денежной форме¦ 13,9¦ 18,2¦ 22,3¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦за иностранную валюту ¦-133,9¦ 412,5¦ 616,7¦ +-------------------------------------------+------+-------+-------+ ¦в % к оплате экспорта товаров и услуг ¦ ¦ 11,8¦ 22,3¦ |
Партнеры
|