Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2000 N 93 "Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 - 2005 годы"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 2

Темпы роста мирового экспорта (стоимостный и физический

объемы) по основным группам стран (в % к предыдущему году)



-------------------+-----------------------------------------------¬
¦      Страны      ¦                      годы                     ¦
¦                  +-----------+-----------+-----------+-----------+
¦                  ¦   1995    ¦    1996   ¦   1997    ¦    1998   ¦
¦                  +-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦                  ¦стои-¦физи-¦стои-¦физи-¦стои-¦физи-¦стои-¦физи-¦
¦                  ¦мост-¦чес- ¦мост-¦чес- ¦мост-¦чес- ¦мост-¦чес- ¦
¦                  ¦ный  ¦кий  ¦ный  ¦кий  ¦ный  ¦кий  ¦ный  ¦кий  ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Все страны        ¦19,4 ¦ 9,4 ¦ 4,3 ¦ 4,8 ¦ 2,7 ¦ 8,8 ¦ 2,5 ¦ 6,75¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Развитые страны   ¦18,9 ¦ 7,3 ¦ 2,6 ¦ 4,2 ¦ 1,6 ¦ 8,9 ¦ 2,5 ¦ 6,5 ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Северная Америка  ¦ 7,3 ¦ 9,1 ¦ 6,4 ¦ 6   ¦ 9,3 ¦10,9 ¦ 6   ¦ 7   ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Западная Европа   ¦  -  ¦ 7,6 ¦ 3   ¦ 3,8 ¦-1,5 ¦ 7,7 ¦ 2,5 ¦ 7,25¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Япония            ¦ 9,1 ¦ 3,3 ¦-7,3 ¦ 0,6 ¦ 2,5 ¦10   ¦ 2,75¦ 2,25¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Страны с          ¦ 7,6 ¦  -  ¦ 8   ¦  -  ¦ 3,3 ¦  -  ¦ 8   ¦  -  ¦
¦переходной        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦экономикой        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Центральная и     ¦ 3,3 ¦16,7 ¦ 5,7 ¦ 4,5 ¦ 7,4 ¦ 0,8 ¦ 9,2 ¦  -  ¦
¦Восточная Европа  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Бывший Советский  ¦  -  ¦  -  ¦10,9 ¦  -  ¦-1,6 ¦  -  ¦ 6   ¦  -  ¦
¦Союз / СНГ        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Развивающиеся     ¦16,7 ¦13,7 ¦ 7,6 ¦ 6,5 ¦ 5,2 ¦ 9,9 ¦ 2   ¦ 7,25¦
¦страны            ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Латинская Америка ¦  -  ¦ 9,9 ¦10,2 ¦ 9,3 ¦10,4 ¦12,8 ¦ 5,25¦12,25¦
¦и Карибский       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦бассейн           ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Африка            ¦13,7 ¦ 7,3 ¦19,7 ¦ 8,2 ¦ 2,5 ¦ 5,2 ¦-2,75¦ 6   ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Западная Азия     ¦ 9,9 ¦ 6   ¦13,6 ¦ 9   ¦-5,7 ¦-0,7 ¦-5,75¦ 2,75¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Южная и Восточная ¦ 7,3 ¦16,6 ¦ 5   ¦ 5,8 ¦ 4   ¦ 9,3 ¦ 2,75¦ 6,75¦
¦Азия              ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Китай             ¦ 6   ¦18,9 ¦ 1,6 ¦ 2,4 ¦20,8 ¦26,3 ¦ 5   ¦ 8,5 ¦
¦------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------


Если еще в 1995 году соотношение стоимостного и физического объемов экспорта составляло 0,5, то в 1997 - 1998 годах - 3. Наиболее характерна эта тенденция для развивающихся стран, поставляющих сырье и сельхозпродукты, - чтобы приобрести одно и то же количество высокотехнологичных изделий из развитых стран, развивающиеся страны должны вывозить все больше сырьевой продукции.



1.1.11. Информатизация международной торговли



Информационные технологии оказывают решающее воздействие на формирование мирового рынка, а сам экспортный рынок становится в значительной мере рынком информационных товаров и услуг. На сектор информационных технологий в настоящее время приходится около 20% акционерного капитала США, 18% - Британии, 14% - Швеции, 11% - Германии и 8% акционерного капитала Японии. Рыночная капитализация Microsoft составила примерно 500 млрд.дол., что превышает рыночную капитализацию металлургической отрасли (320 млрд.), и почти достигла ВВП Канады - члена большой семерки (источник: Economist). Информационно-коммуникационные технологии в корне меняют структуру товаропроводящих сетей - ядром их становятся системы электронной торговли, позволяющие посредством Интернет найти покупателя и заключить сделку.

Мировой объем электронной торговли в 1999 году оценивался 170 млрд. долларов США. По прогнозам этот показатель к 2003 году может составить 3,2 трлн. долларов США (см. рис. 1.4).



Мировая электронная торговля (объем продаж в млрд.дол.)



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Источник: Forester Group



Рис. 1.4



Стремительный рост электронной торговли обусловлен теми выгодами, которые предприятия-экспортеры получают от ее использования, - уменьшение числа посредников позволяет, по единодушной оценке зарубежных экспертов, снизить цены изделий на 25 - 30%.



***



Таковы основные тенденции развития мирового экспортного рынка, учет которых в определении параметров и направлений развития экспорта товаров и услуг в 2000 - 2005 годы - необходимое условие расширения участия Республики Беларусь в мирохозяйственных процессах и повышения эффективности экспорта. От успешной адаптации Республики Беларусь к объективным реалиям глобальной мировой экономики напрямую зависит будущее благосостояния нации.



1.2. Республика Беларусь в системе мирового рынка

товаров и услуг



Исторически сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. По методике Всемирного банка внешнеторговая квота (экспорт плюс импорт к ВВП по паритету покупательской способности) Республики Беларусь в 1997 году равнялась 31,8% <3>, Греции - 28%, Италии - 38,2%, Испании - 36,2%, Турции - 18,5%, Польши - 27% (см. Атлас Всемирного банка, 1999 год).

------------------------------

<3> При этом Всемирный банк с использованием паритетного курса определяет белорусский ВВП в 49,5 млрд.дол. По официальному курсу Нацбанка экспорт превышает половину ВВП: 1996 год - 48%, 1997 год - 61%, 1998 год - 62%, 1999 год - 58%. Высокая экспортная квота - результат завышения экспорта в рублевом выражении из-за заниженного курса белорусского рубля, что типично для большинства стран с переходной экономикой.



В отличие от других стран СНГ с высокой долей добывающих отраслей Республика Беларусь экспортирует в основном продукцию обрабатывающих отраслей: на долю промышленной продукции приходится около половины экспорта. Экспортируется 90 - 95% произведенных тракторов и автомобилей, 70 - 75% металлообрабатывающих станков, 70 - 80% холодильников и морозильников, половина телевизоров, 80 - 90% калийных удобрений, 60 - 80% химических волокон и нитей, почти все произведенные шины и мотоциклы идут на экспорт.



Динамика роста экспорта товаров, услуг и ВВП



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Источник: Министерство статистики и анализа. Национальный банк Республики Беларусь



Рис. 1.5



Занимая в мировом сообществе по территории 0,15% и по численности населения 0,18%, по выпуску отдельных видов промышленной продукции удельный вес Республики Беларусь в мировом производстве значителен. Так, калийных удобрений в Беларуси производится 11% мирового объема, тракторов - 8%, холодильников - 1,3%, химических волокон и нитей - 0,6%.

Общий объем внешней торговли в 1998 году составил почти 17 млрд.дол., в том числе экспорт - около 8 млрд.дол., импорт - порядка 9 млрд.дол. В структуре экспорта доля товаров составляет 89% и доля услуг - 11%. На мировом рынке соответственно товары занимают в среднем 80%, услуги - 20%.

Темпы экспорта товаров и услуг до 1997 года опережали темпы роста ВВП. В 1998 году экспорт испытал рецессию (см. рис. 1.5), что является, с одной стороны, следствием финансово-экономического кризиса в России, с другой - ростом конкуренции на российском рынке, рынках стран СНГ.

Динамика белорусского экспорта находилась под воздействием ряда факторов:

сжатие емкости торговых рынков в странах бывшего СССР вследствие охватившего их экономического кризиса;

рост конкуренции на рынках постсоциалистических стран после либерализации внешней торговли;

изменение условий торговли (переход от внутренних цен СССР к мировым, резкие колебания реальных курсов по отношению к валютам основных торговых партнеров);

множественность курсов, ограничения операций с валютными ресурсами, ограничения расчетов между белорусскими предприятиями и нерезидентами в белорусских рублях и т.д.

Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.

Из всего внешнеторгового оборота Республики Беларусь в 1998 году на долю стран СНГ приходилось 65,7%, на долю стран дальнего зарубежья - 34,3%. В 1999 году пропорции несколько изменились: СНГ - 62,9%, дальнее зарубежье - 37,1%.

Традиционно основными партнерами Республики Беларусь во внешней торговле являются Россия, Украина, Германия, Польша, Литва и Латвия. В 1998 году на эти страны приходилось 72,8% общего объема белорусского экспорта. За период 1992 - 1998 годы в регионально-страновой структуре экспорта произошли существенные сдвиги в результате выравнивания цен торговли между странами СНГ с мировыми, потери рынков сбыта отдельных групп белорусских товаров (см. рис. 1.6).



15 основных партнеров Республики Беларусь

по внешней торговле



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 1.6



Вместе с тем благодаря интеграционным усилиям с 1996 года экспорт в Россию начал быстро восстанавливаться. Следствием этого являлся рост с 39,9% в 1992 году до 64,9% в 1998 году удельного веса России в экспорте из Республики Беларусь товаров и услуг. В структуре экспорта товаров доля экспорта в страны СНГ составляла в 1998 году 69,4% и в страны дальнего зарубежья - 31,6%, в 1999 году доля СНГ - 61,4%, доля стран дальнего зарубежья - 38,6%.

Регионально-континентальная структура экспорта в 1998 году приведена на рисунке 1.7.



Регионально-континентальная структура экспорта в 1998 году



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 1.7



Ведущими торговыми партнерами Республики Беларусь в Европе (без учета европейских стран СНГ) традиционно являются Германия (16%), Польша (15%), Латвия (14%), Литва (13%), Италия (6%), Нидерланды (6%), Венгрия (4%), Великобритания (3%), Словения (2%), Бельгия (2%).

На африканском континенте основным торговым партнером Республики Беларусь является Египет (38%). Значительные поставки белорусской продукции осуществляются в Алжир (16% от общего экспорта в Африку), в Эфиопию (14%), в Марокко (11%), в ЮАР (6%).

Ведущими торговыми партнерами Республики Беларусь на американском континенте являются США (46,6% от общего объема экспорта), Бразилия (26,6%), Перу (9,3%), Куба (3,2%).

Объемы экспорта белорусской продукции в страны Азии характеризуются небольшими его объемами, распыленностью по многим странам. В целом основными торговыми партнерами являются Китай (всего 34,5% от общего объема экспорта в Азию), Индия и Турция.

Экспорт товаров и услуг республики на рынки Австралии и Океании незначителен и составляет 765 тыс.дол. (1998 год). При этом 63% его поставлено в Австралию и Океанию и 37% - в Новую Зеландию.

Во внешней торговле товарами на протяжении последних лет сохраняется отрицательное сальдо (см. табл. 1.2). По услугам динамика имеет положительную тенденцию, и профицит составил в 1996 - 1998 годы примерно 0,5 млрд.дол. С 1993 года дефицит торгового баланса товаров и услуг колеблется в интервале 0,45 - 0,93 млрд.дол.



Таблица 1.2



Динамика показателей платежного баланса

в 1995 - 1998 годы, млн.дол.



----------------------+-----------------------------------+--------¬
¦   Статьи баланса    ¦                 Отчет             ¦ Оценка ¦
¦                     +-------+---------+--------+--------+--------+
¦                     ¦ 1995  ¦   1996  ¦  1997  ¦  1998  ¦  1999  ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Текущий счет         ¦ -458,3¦   -515,9¦  -787,6¦  -862,1¦  -570  ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Торговый баланс      ¦ -665,7¦  -1148,5¦ -1335,4¦ -1358,5¦  -800  ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Экспорт              ¦ 4803  ¦   5790,1¦  7382,6¦  7123,2¦  6122,8¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦в том числе: бартер  ¦  653,4¦   1077,3¦  2050,2¦  2432,6¦  2103,3¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Доля в % в экспорте  ¦   13,6¦     18,6¦    27,8¦    34,2¦    35,5¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Импорт               ¦ 5468,7¦   6938,6¦    8718¦  8481,7¦  6982,3¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦в том числе: бартер  ¦  642,6¦   1165,4¦  2611,9¦  2434,4¦  1941,5¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Доля в % в импорте   ¦   11,8¦     16,8¦    30  ¦    28,7¦    27  ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Услуги (сальдо)      ¦  182,4¦    572,1¦   554  ¦   491  ¦   200  ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Доход (сальдо)       ¦  -51  ¦    -30,8¦   -84,6¦   -90,2¦   -77,5¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Текущие трансферты   ¦   76  ¦     91,3¦    78,4¦    95,6¦   100  ¦
¦(сальдо)             ¦       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Капитальный и        ¦  211,3¦    447,9¦   694,1¦   515,7¦   400  ¦
¦финансовый счет      ¦       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Ошибки и пропуски    ¦  173,1¦   -146,2¦   156,9¦    26,8¦   100  ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Платежный баланс     ¦  -73,9¦   -214,2¦    63,4¦  -319,6¦   -70  ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Финансирование       ¦   73,9¦    214,2¦   -63,4¦   319,6¦        ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Чистые резервы       ¦ -286,7¦    -78,6¦      77¦    53,7¦        ¦
+---------------------+-------+---------+--------+--------+--------+
¦Прочее финансирование¦  184,3¦    292,8¦  -140,4¦   290,3¦        ¦
¦---------------------+-------+---------+--------+--------+---------


Источник: Национальный банк Республики Беларусь



На эффективности экспорта сказался рост бартерной торговли (см. рис. 1.8). Объем бартерных поставок в экспорте 1998 года вырос на 18,1% по сравнению с 1997 годом, и его доля в общем объеме экспорта достигла 34,2%. В 1999 году доля бартера даже несколько увеличилась - 35,5%.



Структура поступлений от экспорта товаров, млн.дол.



*****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ



Рис. 1.8



Таблица 1.3



Валютные поступления от экспорта товаров и услуг, млн.дол.



--------------------------------------------+------+-------+-------¬
¦               Параметры                   ¦ 1996 ¦  1997 ¦  1998 ¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Экспорт товаров и услуг с оплатой в        ¦4590,8¦ 4929,6¦ 4493,7¦
¦денежной форме                             ¦      ¦       ¦       ¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Поступления от экспорта                    ¦3950,4¦ 4031,7¦ 3493,1¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в % к общему объему экспорта               ¦  59  ¦   48,6¦   43,9¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в % экспорту с расчетами в денежной форме  ¦  86,1¦   81,8¦   77,7¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦за иностранную валюту                      ¦3860,3¦ 3482,5¦ 2768,1¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в % к общему объему оплаты экспорта        ¦  97,7¦   86,4¦   79,2¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦за белорусские рубли                       ¦  90,1¦  549,2¦    725¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в % к общему объему оплаты экспорта        ¦   2,3¦   13,6¦   20,8¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Недопоступление                            ¦ 640,4¦  897,9¦ 1000,6¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в % к общему объему экспорта               ¦   9,6¦   10,8¦   12,6¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в % к оплате экспорта товаров и услуг      ¦  16,2¦   22,5¦   28,6¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в % к экспорту с расчетами в денежной форме¦  13,9¦   18,2¦   22,3¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦за иностранную валюту                      ¦-133,9¦  412,5¦  616,7¦
+-------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в % к оплате экспорта товаров и услуг      ¦      ¦   11,8¦   22,3¦
<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.