|
|
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.05.2002 N 10 "Об утверждении Руководящих документов по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. "Об охране атмосферного воздуха" (Ведамасцi Нацыянальнага Сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г. N 14, ст. 260) и Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г. N 1586 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 106, 5/9342), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые: 1.1. Руководящий документ "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при горячей обработке металлов"; 1.2. Руководящий документ "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников автотранспортных предприятий"; 1.3. Руководящий документ "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников выделения пыли на зерноперерабатывающих предприятиях и элеваторах". 2. Признать утратившим силу приказ Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 3 декабря 1997 г. N 326 "Об утверждении Методики определения валовых газовыделений при изготовлении литейных песчаных стержней в нагреваемой оснастке". 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 октября 2002 г. Первый заместитель Министра В.М.ПОДОЛЯКО УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 28.05.2002 N 10 РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛIК ВЫКIДАЎ ЗАБРУДЖВАЛЬНЫХ РЭЧЫВАЎ У АТМАСФЕРНАЕ ПАВЕТРА АД СТАЦЫЯНАРНЫХ КРЫНIЦ АЎТАТРАНСПАРТНЫХ ПРАДПРЫЕМСТВАЎ (РД 0212.2-2002) -------------------------------------------------------------------- УДК 504.3.054.001.24:656.13.07 Ключевые слова: выбросы в атмосферу, расчет, предприятия автотранспортные, источники стационарные, источники передвижные -------------------------------------------------------------------- 1. Разработан Республиканским унитарным предприятием "Белорусский научно-исследовательский институт транспорта "Транстехника" 2. Внесен Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 3. Утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 мая 2002 г. N 10 4. Введен взамен приложения 6 "Охрана окружающей среды" Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-90 Минавтотранса РСФСР, утвержденных Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 10 ноября 1990 г. N 09-2-8/1365 "Об утверждении приложения 6 "Охрана окружающей среды" Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-90" -------------------------------------------------------------------- Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников автотранспортных предприятий РД РБ 0212.29-2002 Разлiк выкiдаў забруджвальных рэчываў у атмасфернае паветра ад стацыянарных крынiц аўтатранспартных прадпрыемстваў -------------------------------------------------------------------- Дата введения 2002-10-01 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Руководящий документ "Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников автотранспортных предприятий" (далее - РД) предназначен для расчета выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения атмосферного воздуха на территории автотранспортных предприятий, а также грузовых станций и терминалов, гаражей и стоянок автомобилей и других организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Полученные по РД величины выбросов загрязняющих веществ используются при: оценке воздействия на окружающую среду; разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов; инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; установлении объемов разрешенных (лимитируемых) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; контроле за соблюдением установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ведении первичного учета воздействия на атмосферный воздух; ведении отчетности о выбросах загрязняющих веществ; исчислении и уплате экологического налога; при выполнении иных мероприятий по охране атмосферного воздуха. Положения настоящего РД обязательны для применения всеми юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Беларусь. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем РД использованы ссылки на следующие нормативные документы: Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. N 29-З "Об охране атмосферного воздуха" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., N 14, ст. 290); Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. N 1335-XII "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 7, ст. 89); СТБ 1.5-96. Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов; ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Метеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы; ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ. 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящий РД предназначен для выполнения расчета валовых и максимальных разовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории автотранспортных предприятий. Расчеты валовых и максимальных разовых выбросов загрязняющих веществ проводятся с использованием удельных показателей, то есть количества выделяемых загрязняющих веществ, приведенных к единицам использованного оборудования, времени работ автотранспортных средств или оборудования, пробега автотранспортных средств, массы расходуемых материалов. Удельные показатели выделений (выбросов) загрязняющих веществ от производственных участков приведены на основании результатов исследований и наблюдений, проведенных различными научно-исследовательскими и проектными институтами. 4. РАСЧЕТ ВЫБРОСА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ В настоящем РД под стоянкой автомобилей понимается территория или помещение, предназначенные для хранения автомобилей в течение определенного периода времени. Автомобили могут размещаться: на обособленных открытых стоянках или в отдельно стоящих зданиях и сооружениях (закрытые стоянки), имеющих непосредственный въезд и выезд на дороги общего пользования (расчетная схема 1, рисунок Б.1); на открытых стоянках или в зданиях и сооружениях, не имеющих непосредственного въезда и выезда на дороги общего пользования и расположенных в границах объекта, для которого выполняется расчет (расчетная схема 2, рисунок Б.2). Валовый и максимальный разовый выброс загрязняющих веществ при выбранной расчетной схеме 1 определяются только для территории или помещения стоянки, а при схеме 2 - определяются для каждой стоянки автомобилей и для каждого внутреннего проезда. Расчет выброса загрязняющих веществ от многоэтажных стоянок изложен в расчетной схеме 3. Расчет выбросов загрязняющих веществ выполняется для шести загрязняющих веществ: оксида углерода - СО, углеводородов - СН, оксидов азота - NOx, в пересчете на диоксид азота NO2, твердых частиц - С, соединений серы, в пересчете на диоксид серы SO2 и соединений свинца - Рb. Для автомобилей с карбюраторными двигателями на бензине рассчитывается выброс СО, СН, NOx, SO2 и Рb (Рb - только при использовании этилированного бензина); на сжатом и сжиженном газах - СО, СН, NOx, SO2; с дизелями - СО, СН, NOx, С, SO2. Расчетная схема 1. Выбросы i-го вещества в граммах одним автомобилем к-й группы в сутки при выезде с территории или помещения стоянки (М ) и 1ik возврате (М ) рассчитываются по формулам (1) и (2): 2ik М = m x t + m x L + m x t , (1) 1ik npik пр Lik 1 xxik xx1 М = m x L + m x t , (2) 2ik Lik 2 xxik xx2 где m - удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя npik автомобиля к-й группы, г/мин; m - пробеговый выброс i-го вещества, автомобилем к-й группы Lik при движении со скоростью 10 - 20 км/час, г/км; m - удельный выброс i-го вещества при работе двигателя xxik автомобиля к-й группы на холостом ходу, г/мин; t - время прогрева двигателя, мин; np L , L - пробег автомобиля по территории стоянки, км; 1 2 t , t - время работы двигателя на холостом ходу при выезде xx1 xx2 с территории стоянки и возврате на нее (мин). Значения удельных выбросов загрязняющих веществ m , m , npik Lik m для различных типов автомобилей представлены в таблицах xxik А.1 - А.18. В таблицах применяются следующие обозначения: тип двигателя: 1) Б - бензиновый, Д - дизель, Г - газовый (сжатый природный газ); при использовании сжиженного нефтяного газа удельные выбросы загрязняющих веществ равны выбросам при использовании бензина, выброс Рb отсутствует; период года: Т - теплый, X - холодный; условия хранения автомобилей: БП - открытая или закрытая неотапливаемая стоянка без средств подогрева; СП - открытая стоянка, оборудованная средствами подогрева. Для теплых закрытых стоянок удельные выбросы загрязняющих веществ в холодный и переходный период года принимаются равными удельным выбросам в теплый период. При установке на автомобилях каталитических нейтрализаторов к данным удельных выбросов, приведенных в таблицах А.4 - А.6, А.14 - А.15, применяются понижающие коэффициенты, указанные в примечаниях к таблицам. Введение понижающих коэффициентов к удельным выбросам, представленных в таблицах А.1 - А.3, А.7 - А.13 и А.16 - А.18 при использовании каталитических нейтрализаторов, а также в таблицах А.1 - А.18, при использовании любых других устройств, предназначенных для снижения выбросов загрязняющих веществ, может осуществляться только по согласованию с региональными органами Минприроды. При этом обязательным условием является наличие официального заключения независимой экспертизы, подтверждающего эффективность применения этих устройств на соответствующих моделях автомобилей в условиях, характерных для движения по территории стоянок. При использовании на автотранспортных средствах двигателей, работающих по газодизельному циклу удельные выбросы принимаются равными выбросам при работе на дизельном топливе. Приведенные в таблицах (А.3, А.6, А.9, А.10, А.12, А.13, А.15, А.16, А.18) удельные выбросы загрязняющих веществ, при прогреве и работе двигателя на холостом ходу соответствуют ситуации, когда не осуществляется регулярный контроль и регулирование двигателей в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03-87 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности" и ГОСТ 21393-75 "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности". При проведении экологического контроля удельные выбросы загрязняющих веществ в граммах в минуту автомобилями снижаются, следовательно (m ) и (m ) должны рассчитываться по формулам npik xxik (3) и (4): m' = m x k , (3) npik npik i m'' = m x k , (4) xxik xxik i где к - коэффициент, учитывающий снижение выброса i-го i загрязняющего вещества при проведении экологического контроля (таблица 1). Таблица 1. Значения коэффициентов снижения удельных выбросов ----------+--------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Значения к ¦ ¦Тип ¦ i ¦ ¦двигателя+--------+--------+---------+---------+---------+--------+ ¦ ¦ СО ¦ СН ¦ NOx ¦ С ¦ SO2 ¦ Pb ¦ +---------+--------+--------+---------+---------+---------+--------+ ¦ Б ¦ 0,80 ¦ 0,90 ¦ 1,00 ¦ ¦ 0,95 ¦ 0,95 ¦ +---------+--------+--------+---------+---------+---------+--------+ ¦ Д ¦ 0,90 ¦ 0,90 ¦ 1,00 ¦ 0,80 ¦ 0,95 ¦ - ¦ ¦---------+--------+--------+---------+---------+---------+--------- Периоды года (холодный, теплый, переходный) условно определяются по величине среднемесячной температуры. Месяцы, в которых среднемесячная температура ниже -5 град. С, относятся к холодному периоду, месяцы со среднемесячной температурой выше +5 град. С - к теплому периоду и с температурой от -5 град. С до +5 град. С - к переходному. Длительность расчетных периодов и среднемесячные температуры определяются по Справочнику по климату. Время прогрева двигателя t в минутах зависит от температуры пр воздуха (таблица 2). Таблица 2. Время прогрева двигателя в зависимости от температуры воздуха (открытые и закрытые неотапливаемые |
Партнеры
|