Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 N 180/128 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 12

Кабельные каналы в трамвайном вагоне (троллейбусе) должны исключать возможность попадания влаги и пыли во внутреннюю полость.

1303. Провода и кабели должны закрепляться и укладываться таким образом, чтобы исключать возможность повреждения (истирания) изоляции.

1304. Высоковольтная аппаратура трамваев и троллейбусов должна изолироваться от кузова и шасси и выполняться проводом с изоляцией на напряжение 2000 В.

1305. Провод, пропущенный в штанги, должен выполняться с изоляцией на напряжение 3000 В.

1306. Конец провода, выходящий из штанги токоприемника к радиореактору, должен заключаться в резиновый шланг. Сопротивление изоляции должно составлять (не менее):

провода по отношению к штанге - 5 МОм;

штанги по отношению к штангодержателю - 5 МОм;

основания к опорной раме - 10 МОм;

между кузовом и высоковольтными электрическими цепями - 5 МОм;

между высоковольтными и низковольтными цепями - 5 МОм.

1307. Троллейбусы должны укомплектовываться исправными устройствами контроля тока утечки. При включенной высоковольтной цепи ток утечки между корпусом троллейбуса и землей не должен превышать 3 мА.

Токоприемники трамвайных вагонов и троллейбусов должны иметь приспособление, позволяющее закреплять их в опущенном состоянии.

1308. При ремонте трамвайных вагонов с колесными парами на подрезиненных колесах необходимо проверить наличие и исправность шунтов на бандажах и дисках колес.

1309. Ремонт токоприемников трамвайного вагона или троллейбуса производится только после их отсоединения от контактных проводов.

1310. При проверке сопротивления изоляции не допускается прикасаться незащищенными руками к неизолированным частям оборудования.

1311. На электротранспорте с косвенной системой управления допускается производить проверку контакторов и реле, катушки которых питаются от сети напряжением 600 В, без снятия токоприемника с контактного провода.

При этом автоматический выключатель должен отключаться. Работник, производящий проверку, должен работать в диэлектрических перчатках. Во время проверки контакторов не допускается находиться в осмотровой канаве под трамвайным вагоном или троллейбусом.

1312. Не допускается включать контроллер управления для проверки работы тяговых электродвигателей или контроллера при снятых дугогасительных камерах, а также при открытом кожухе контроллера.

1313. Зачистку коллектора необходимо производить при обесточенном электродвигателе с помощью специального приспособления с удлиненной ручкой. Приспособление должно устанавливаться на коллекторе по направлению вращения якоря. После зачистки коллектора и осмотра тягового электродвигателя люк в полу должен закрываться.

1314. По окончании ремонта или осмотра аппаратуры защитные кожухи должны устанавливаться на место. Не допускается устанавливать неисправные кожухи, ненадежно удерживающиеся на месте.

1315. Замена высоковольтных плавких предохранителей на трамвайных вагонах и троллейбусах должна производиться при отключенном автоматическом выключателе и при опущенных токоприемниках.

1316. Подача низковольтного и высоковольтного напряжения при формировании поездов по системе многих единиц должна производиться только при помощи междувагонного штепсельного соединения при опущенных и закрепленных токоприемниках. Соединение должно выполняться последовательно от прицепных трамвайных вагонов к головному.

Испытательная установка для проверки изоляции электрических машин должна иметь сетчатое ограждение. Входная дверь на испытательную станцию должна блокироваться с первичной цепью трансформатора, чтобы подача напряжения была возможна только при ее закрытом положении.

Присоединять электроды следует только в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом коврике. Вход посторонних лиц на испытательную станцию не допускается.

1317. Испытательная установка должна снабжаться электрической сигнализацией. При разомкнутой первичной цепи испытательного трансформатора должна гореть зеленая лампа, а при включении этой цепи (обмотки) должна загораться красная лампа. Вход работника внутрь огражденной части установки допускается только при горящей зеленой лампе.

1318. Металлические части ограждения испытательной установки, а также один из высоковольтных электродов должен заземляться.

1319. В случае необходимости осмотра и проверки электрооборудования под напряжением 600 В работник должен пользоваться исправными средствами индивидуальной защиты: диэлектрическими перчатками, галошами, сапогами, ковриками. Выполнение работы без средств индивидуальной защиты не допускается.

1320. Основным защитным средством при работе с электрооборудованием напряжением до 1000 В являются специальные диэлектрические перчатки, длина которых должна составлять не менее 350 мм.

1321. При работе в диэлектрических перчатках не допускается подворачивать их края, а сами перчатки необходимо надевать поверх рукавов одежды.

1322. Диэлектрические перчатки, галоши, коврики и инструмент с изолированными рукоятками должны периодически подвергаться осмотрам и испытаниям.

1323. Перед началом работы средства индивидуальной защиты и инструмент должны осматриваться работающим. Диэлектрические перчатки, галоши, коврики, изолирующие рукоятки инструмента не должны иметь отверстий, трещин, разрывов и других повреждений, ухудшающих их защитные качества.

1324. Не допускается использовать диэлектрические средства защиты, не прошедшие установленного испытания на диэлектрическую прочность.



Глава 71

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ МЕХАНИЧЕСКОГО

ОБОРУДОВАНИЯ ТРАМВАЕВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ



1325. При снятии балок тележек с колесных пар трамвайных вагонов и при навешивании их на колесные пары необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

поднимаемая балка должна сохранять устойчивое горизонтальное положение без перекосов и колебаний, для чего она должна быть надежно захвачена цепями (тросами) не менее чем в четырех местах;

цепи (тросы) не должны скользить по балке рамы, должны быть одинаково (равномерно) натянуты и не иметь перехлестнутых звеньев;

если снятие или навешивание балки производится поднятием одной ее стороны, то противоположная сторона должна прочно опираться на две подставки, установленные с таким расчетом, чтобы обе они нагружались одновременно и равномерно;

при подъеме балки за одну сторону не допускается стоять с противоположной ее стороны, опирающейся на подставки.

1326. Снятая для ремонта балка тележки должна укладываться на прочные подставки или на специальную монтажную тележку с устойчивым упором в четырех основных точках. Опорные поверхности подставок должны быть деревянными для предотвращения скольжения балки.

1327. Не допускается передвигать балку тележки по подставкам без применения подъемных механизмов.

1328. Для направления шкворня в отверстие шарового пятника на балке тележки следует использовать специальный захват. При этом работник должен находиться сбоку от кузова.

1329. При перекатывании колесных пар по рельсам необходимо пользоваться рукавицами или перчатками во избежание повреждения рук.

1330. Перекатывание колесной пары следует выполнять медленно для предотвращения ее схода с рельсов и падения в осмотровую канаву. При этом необходимо наблюдать за тем, чтобы она не перекашивалась в рельсовой колее. Особую осторожность следует проявлять при перекатывании колесных пар с изношенными ребордами бандажей.

1331. При выкатывании осей (мостов) из-под троллейбуса следует поднять его подъемником, соблюдая требования настоящих Правил. При подъеме троллейбуса и до установки его на страховочные подставки запрещается производить выкатывание осей (мостов), а также находиться под поднятым кузовом, не установленным на страховочные подставки.

В процессе выкатывания моста необходимо следить за тем, чтобы не происходило его перекашивание и падение в осмотровую канаву.

1332. Перед отсоединением пневмошлангов от тормозных камер следует полностью выпустить воздух из тормозного контура.

1333. При работе внутри кузова трамвайного вагона или троллейбуса необходимо соблюдать осторожность во избежание попадания в открытый люк в полу. Не допускается сбрасывать что-либо через открытый люк.

1334. При смене подшипника скольжения наружной осевой буксы трамвайного вагона, поднятой домкратом, не допускается отыскивать задир шейки оси прощупыванием ее пальцами руки.

1335. Извлечение пружины из буферного хомута сцепного прибора следует производить с помощью приспособления, исключающего вероятность внезапного выброса пружины.

1336. Разборку тормозных цилиндров и камер с пружинными энергоаккумуляторами следует производить с помощью специального приспособления, обеспечивающего безопасное извлечение пружины и исключающего вероятность ее выброса.

1337. Проверку работоспособности и герметичности аппаратов и приборов пневмосистемы следует производить при давлении сжатого воздуха, не превышающем установленного для них предельного значения.

При опробовании работоспособности тормозов или других аппаратов пневмосистемы сжатым воздухом необходимо предварительно предупредить об этом работающих вблизи громким возгласом: "Осторожно, подача воздуха!" и только после этого приступать к проверке.

1338. Не допускается разъединять сцепные рукава, отсоединять трубопроводы и аппараты пневмосистемы, находящиеся под давлением. Необходимо предварительно снизить давление и полностью выпустить воздух из пневмосистемы.

1339. При продувке воздухопроводов пневмосистемы необходимо прикрывать выходное отверстие специальной емкостью с упорной стенкой или фартуком для улавливания и гашения энергии струи.



Раздел IX

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ ТРАМВАЕВ

И ТРОЛЛЕЙБУСОВ НА ЛИНИИ



Глава 72

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1340. К работам по ремонту электротранспорта на линии допускаются лица, имеющие соответствующую профессию и квалификацию, владеющие различными видами ремонтных работ, знающие технические требования к подвижному составу при выпуске из парка и работе на линии, а также требования безопасности при производстве линейных работ.

1341. Для качественного и безопасного выполнения ремонтных работ работник должен располагать:

комплектом необходимого инструмента;

приспособлениями для линейного ремонта;

необходимыми запасными частями, деталями и материалами;

соответствующей специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, предусмотренными типовыми нормами.

1342. Перечень инструмента, приспособлений, средств индивидуальной защиты, запасных частей и материалов, необходимых для выполнения линейного ремонта, утверждается главным инженером организации.

1343. Диэлектрические перчатки и галоши, используемые при ремонте на линии, не должны иметь повреждений и содержаться в чистоте.

1344. На конечных станциях должны устраиваться запасные пути или отведены ремонтные места, расположенные вне путей и полос движения транспорта на горизонтальных участках с уклоном не более 0,002.

1345. На эксплуатационных путях (полосах движения) допускается выполнение таких ремонтных работ, которые не связаны с пребыванием работника под трамвайным вагоном или троллейбусом.

1346. Линейный ремонт трамвайных вагонов и троллейбусов допускается при соблюдении следующих мер безопасности:

водитель должен предварительно установить трамвайный вагон на запасный путь, а троллейбус - на отведенное для его ремонта место и сдать работнику, выполняющему ремонт, книгу трамвайного вагона (троллейбуса);

место проведения ремонтных и других работ ограждается дорожными знаками и сигналами в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и инструкции по ограждению мест производства работ в условиях дорожного движения в городах с обязательным соблюдением допустимых габаритов;

токоприемники трамвайного вагона или троллейбуса должны предварительно опускаться и надежно фиксироваться;

трамвайный вагон или троллейбус должен затормаживаться ручным (стояночным) тормозом;

под колеса трамвайного вагона или троллейбуса следует подложить противооткатные упоры;

реверсивную рукоятку контроллера управления необходимо перевести в нулевое положение и на время проведения ремонта снять и передать выполняющему ремонт работнику;

на задней части трамвайного вагона или троллейбуса необходимо вывесить предупреждающую табличку "Токоприемники не ставить. Работают люди!".

1347. Не допускается проведение ремонта внутри салона трамвайного вагона или троллейбуса при наличии в нем пассажиров.

1348. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости линейный ремонт должен производиться при освещенности рабочего места переносными электрическими лампами (светильниками).

1349. При ремонте пневмосистемы электротранспорта в зимний период и необходимости предварительного отогревания ремонтируемых элементов (аппаратов) пневмосистемы следует соблюдать требования пожарной безопасности. Перед отогреванием кранов резервуаров (ресиверов) пневмосистемы следует проверить, закрыты ли они. Не допускается контакт конденсата с открытым пламенем в процессе отогревания кранов.

1350. При проверке сопротивления изоляции электрооборудования не допускается прикасаться к неизолированным металлическим частям испытываемого аппарата.

1351. Проверка контроллера под напряжением допускается после выявления неисправности и ее устранения. Не допускается включать контроллер под напряжением при снятых дугогасительных камерах или снятом кожухе контроллера.

1352. Замена аккумуляторной батареи на трамвайном вагоне или троллейбусе должна производиться с помощью водителя или другого лица. Не допускается переносить или поднимать аккумуляторную батарею большой емкости одному лицу.

1353. По окончании ремонта выполнивший его работник должен сделать отметку в книге трамвайного вагона или троллейбуса о произведенном ремонте, времени его начала и окончания и передать ее водителю.



Глава 73

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЛИНЕЙНОМ РЕМОНТЕ

ТРАМВАЙНЫХ ВАГОНОВ



1354. До начала работ у контроллера управления трамвайного вагона устанавливается табличка с надписью: "Не включать. Работают люди!".

1355. Водитель должен предварительно затормозить трамвайный вагон стояночным тормозом, установить под колесо противооткатные упоры и отключить автоматический выключатель.

1356. На трамвайных вагонах, имеющих колодку ручного тормоза, водитель, затормозив трамвайный вагон, должен заложить штырь.

1357. При отпуске тормоза не следует стоять слишком близко к маховику, чтобы не получить удара его рукояткой.

1358. Работы между трамвайными вагонами (смена и постановка междувагонных воздушных рукавов, выбивание сцепных штырей) должны выполняться в присутствии водителя.

1359. По завершении ремонта трамвайного вагона следует убедиться, что рукоятка контроллера управления находится в положении "стоп", а смотровые люки в полу трамвайного вагона надежно закрыты.

Передавая отремонтированный трамвайный вагон водителю, работник должен лично вручить ему реверсивную рукоятку контроллера.

1360. Для выполнения линейного ремонта на запасные пути могут одновременно устанавливаться два трамвайных вагона при соблюдении следующих условий:

расстояние между стоящими трамвайными вагонами должно составлять не менее 3 м;

ремонт трамвайных вагонов одним работником должен производиться в порядке очередности, то есть ремонт второго вагона должен начинаться после окончания ремонта первого;

если работник находится под первым трамвайным вагоном, то второй не должен допускаться к установке на этот путь.

1361. При выполнении ремонта на линии все необходимые маневры при сцепке трамвайных вагонов должны производиться в соответствии с требованиями инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов.



Глава 74

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЛИНЕЙНОМ РЕМОНТЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ



1362. Перед началом ремонта троллейбуса водитель должен предварительно затормозить троллейбус ручным (стояночным) тормозом, отключить все высоковольтные и низковольтные цепи, поставить рукоятку реверсора (контроллера) в нулевое положение, снять ее и взять с собой, снять токоприемники с контактных проводов, установить под колеса противооткатные упоры, на рулевом колесе и на заднем борту снаружи установить (вывесить) предупреждающие таблички с надписью: "Токоприемники не ставить. Работают люди!".

1363. Постановка на ремонт второго троллейбуса на том же участке допустима только при соблюдении расстояния между троллейбусами не менее 3 м при условии, что не производятся ремонтные работы под ранее установленным троллейбусом и нет никого у его заднего борта.

1364. Выполняющему ремонт работнику не разрешается самостоятельно передвигать (перемещать) троллейбус в процессе ремонта.

1365. Погрузка колес на автомашину (техпомощь) после их замены должна производиться двумя рабочими с применением подъемных механизмов.

1366. Проверку сопротивления изоляции троллейбуса следует производить при помощи мегаомметра.

При величине тока утечки более 3,0 мА и невозможности устранения причины повышенной утечки тока на линии троллейбус необходимо снять с эксплуатации и направить в парк на буксире для выполнения ремонта.



Глава 75

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТРАМВАЙНЫХ

ВАГОНОВ, МАНЕВРОВЫХ РАБОТАХ И ВЫПУСКЕ ТРАМВАЕВ

И ТРОЛЛЕЙБУСОВ НА ЛИНИЮ



1367. Работы по формированию трамвайных вагонов перед выпуском на линию должны обеспечивать безопасность работников, осуществляющих маневровые работы, а также прочих лиц, находящихся на территории парка.

1368. В каждом трамвайном и троллейбусном парке должен составляться схематический план расстановки транспортных средств на территории с указанием пожарных проездов, путей движения служебного транспорта и проходов для работников. План должен утверждаться руководителем организации.

1369. Движение трамваев, троллейбусов и других транспортных средств по территории парка должно регулироваться дорожными знаками и световой сигнализацией в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов.

Не допускается устанавливать нестандартные знаки для регулирования движения транспорта на территории организации.

1370. Скорость движения трамваев и троллейбусов по территории парка во всех случаях не должна превышать 5 км/ч.

1371. Руководство формированием трамвайных вагонов и маневровыми работами осуществляет специально назначенный работник, а при его отсутствии - диспетчер. Эти же лица руководят работниками, выполняющими сцепку трамвайных вагонов.

1372. Маневровые работы на территории парка и в зонах расстановки транспортных средств вне его территории должны производиться в соответствии с инструкцией о порядке производства маневровых работ на территории парка, разработанной применительно к конкретным условиям данной организации и утвержденной ее руководителем.

Маневровые работы на территории парка производятся по распоряжению диспетчера или заменяющего его лица и должны осуществляться в соответствии с утвержденным схематическим планом расстановки транспортных средств.

1373. Управление трамваем или троллейбусом при маневровых работах осуществляется непосредственно водителем, допущенным к производству маневровых работ. К управлению трамваем или троллейбусом на маневровых работах допускаются лица, имеющие категорию водителя первого или второго класса (как исключение - водителя третьего класса) со стажем работы водителем не менее двух лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

1374. В процессе производства маневровых работ не допускается управление трамваем или троллейбусом ремонтными рабочими или водителями, не допущенными к производству маневровых работ.

1375. Передвижение (перемещение) трамвайных вагонов и троллейбусов на осмотровых канавах или в ремонтных мастерских должно производиться под руководством руководителя работ, который обязан лично убедиться в отсутствии ремонтных рабочих в осмотровых канавах, на крыше транспортных средств, лестнице, перронных подножках и других выступающих частях кузова.

1376. Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного трамвайного вагона (троллейбуса) разрешаются его буксировкой на жесткой сцепке исправным трамвайным вагоном или машиной технической помощи.

1377. При маневровых передвижениях транспортных средств в местах ремонта трамвайного пути или дорожного покрытия следует проявлять повышенную внимательность, своевременно подавать необходимые сигналы и принимать все меры для исключения наезда на работающих.

1378. Работникам, участвующим в маневровых работах, а также находящимся на территории парка или в ремонтной зоне во время движения транспортных средств, не допускается:

проходить или стоять между трамвайными вагонами (троллейбусами), опорами и иными сооружениями на междупутье;

входить или выходить из трамвайного вагона (троллейбуса), находиться на крыше или стоять на подножке;

переходить через осмотровые (ремонтные) канавы, находиться в них, а также садиться на рельсы;

ходить по трамвайным путям, стрелкам, крестовинам и находиться в проеме ворот.

1379. При производстве маневровых работ на территории парка работник, осуществляющий перевод стрелок, обязан следить за движением трамвайных вагонов по соседним путям, стоять лицом к встречному движению, следить за подаваемыми сигналами, а при приближении трамвайного вагона к стрелке на расстояние менее 15 м уйти с пути на безопасное расстояние (не менее 1,5 м от наружного рельса).

1380. Перевод стрелок на территории трамвайного парка производится рабочим, занятым на очистке путей и переводе стрелок, по распоряжению руководителя маневровыми работами. В исключительных случаях приказом по организации может быть разрешен перевод стрелок водителем, допущенным к производству маневровых работ, или другим лицом, прошедшим соответствующий инструктаж.

1381. При выполнении маневровых работ в вечернее или ночное время разрешается включать фары только ближнего света.

1382. Не допускается производить маневровые работы с отрывом токоприемников от контактных проводов и движением по инерции.

1383. При подаче трамвайного вагона назад оттягивать и поддерживать дуговой токоприемник следует за канат, не наматывая его на руку.

1384. Включение и отключение междувагонного кабеля должно производиться при снятом с контактного провода и закрепленном токоприемнике.

1385. Сцепка трамвайных вагонов и троллейбусов при маневровых работах в парке должна производиться в соответствии с инструкцией по сцепке и буксировке трамвайных вагонов и троллейбусов.

1386. Все работники, связанные со сцепкой трамвайных вагонов, обязаны знать конструкцию сцепных приборов транспортных средств и правила сцепки.

1387. Сцепка трамвайных вагонов допускается сцепными приборами установленного образца.

1388. При сцепке трамвайных вагонов должны выполняться следующие требования:

буксируемый трамвайный вагон должен быть предварительно заторможен;

буксирующий трамвайный вагон должен подаваться к буксируемому трамвайному вагону медленно, толчками (на первой позиции контроллера), по сигналу лица, производящего сцепку. При сцепке водитель должен пользоваться ручным тормозом (кроме трамвайных вагонов, у которых этот тормоз не предусмотрен конструкцией);

сцепку трамвайных вагонов следует производить в рукавицах (перчатках);

при разнотипных сцепных приборах должна применяться специально изготовленная буксировочная сцепка;

движение трамвая по соседнему пути при сцепке не допускается.

1389. После постановки на осмотровую канаву или в ремонтную зону (мастерскую) водитель обязан затормозить трамвайный вагон (троллейбус), выключить все электрические цепи, снять токоприемники с контактных проводов, опустить и закрепить штанги токоприемников.

1390. Порядок снятия и подачи напряжения в контактную сеть на территории парка и в зоне ремонта определяется типовой инструкцией о порядке снятия и подачи напряжения в контактную сеть осмотровых канав трамвайных и троллейбусных парков.

1391. При опробовании электрооборудования трамваев и троллейбусов под напряжением после его ремонта подъем токоприемников производится водителем, допущенным к производству маневровых работ, в присутствии руководителя работ, который должен лично убедиться в безопасности работников.

1392. Ремонтным рабочим не разрешается самостоятельно поднимать токоприемники при наличии напряжения в контактной сети при производстве маневровых работ. Выезд с осмотровой канавы осуществляет водитель, допущенный к производству маневровых работ, после получения разрешения от руководителя работ.

1393. Перед выездом из парка водитель обязан осмотреть трамвай (троллейбус), проверить его техническое состояние и экипировку в соответствии с Правилами дорожного движения и правилами технической эксплуатации трамваев и троллейбусов.

1394. Необходимо также произвести проверку состояния изолирующего покрытия входных дверей троллейбусов, поручней в дверных проходах и нижних ступенек салона. Изолирующее покрытие не должно иметь повреждений (отслоений, сколов, истирания и тому подобного), снижающих его защитные свойства. При наличии подобных дефектов выпуск троллейбуса на линию не допускается.

1395. Перед выездом троллейбуса на линию необходимо замерить величину тока утечки. При величине тока утечки более 3,0 мА троллейбус не допускается к эксплуатации.

1396. Трамвайный вагон или троллейбус не может быть выпущен из парка, если в книге трамвайного вагона (поезда) или троллейбуса отсутствует подпись руководителя работ об исправности транспортного средства, выполнении заявок водителя и готовности к эксплуатации на линии, а также при отсутствии путевого листа, подписанного диспетчером или заменяющим его лицом.

1397. При въезде на территорию парка водитель должен поставить транспортное средство на указанное диспетчером место, затормозить трамвайный вагон (троллейбус) стояночным тормозом, выключить все основные и вспомогательные электрические цепи, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в нулевое положение и снять ручку реверсора, взяв ее с собой (ручку контроллера или ключи от замка зажигания также следует снять и взять с собой, если такая возможность предусмотрена конструкцией).

Затем водитель обязан снять токоприемники с контактных проводов, опустить штанги токоприемников и закрепить их, закрыть окна и двери кабины водителя и пассажирского салона, отключить аккумуляторную батарею.

При наличии продольного уклона в месте установки транспортного средства водитель должен установить под колесо противооткатные упоры.

1398. Расстояние между бамперами двух стоящих друг за другом трамвайных вагонов или троллейбусов на открытой площадке территории парка должно составлять не менее 1,5 м.

1399. При сдаче трамвайного вагона (поезда) или троллейбуса водитель обязан оформить заявку о неисправностях транспортного средства и внести соответствующую запись в книгу трамвайного вагона (троллейбуса), если это не было сделано в течение смены, а при наличии повторной заявки - внести запись в книгу повторных заявок.



Глава 76

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАМВАЕВ

И ТРОЛЛЕЙБУСОВ НА ЛИНИИ



1400. Не допускается выпуск на линию трамвайного вагона или троллейбуса, не отвечающего требованиям технических условий изготовителя, Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации трамвая и троллейбуса, а также настоящих Правил.

1401. При приемке троллейбуса водитель должен проверить целостность штанговых канатов и их крепление к кольцам.

1402. При протирке стекол кабины водитель должен стоять на подножках, надежно держаться за поручни и соблюдать осторожность, чтобы не повредить (раздавить) стекло и не поранить себя осколками.

1403. Если во время работы в трамвае (троллейбусе) окажется разбито стекло пассажирского салона или кабины, водитель должен надеть рукавицы (перчатки) и удалить осколки стекла из рамы. Не допускается выезд транспортного средства на линию с поврежденными (разбитыми) стеклами.

1404. При проверке крепления колес троллейбуса работник должен принять устойчивую позу, установить ключ на гайку и, поддерживая торцевую часть ключа одной рукой, другой рукой нажимать на вороток.

Не допускается наращивать вороток трубой, становиться на него ногами, пользоваться неисправным ключом с поврежденными гранями.

1405. Водителю не разрешается ремонтировать электрическую аппаратуру и заменять предохранители высоковольтных цепей при установленных на контактные провода токоприемниках.

1406. Не допускается пользоваться обогревательными устройствами при незакрепленных или неисправных предохранительных кожухах, а также при их отсутствии.

1407. При грозе водитель трамвая обязан включить не менее двух групп освещения.

1408. При работе на линии не допускается:

переключать реверсор каким-либо другим способом, кроме реверсионной рукоятки;

включать и отключать реостаты обогрева кабины водителя;

производить буксировку или маневрирование на реостатных позициях в течение длительного времени.

1409. Не допускается эксплуатировать троллейбус при величине тока утечки, превышающей максимально допустимую норму, - 3,0 мА.

1410. При обнаружении повышенного тока утечки водитель должен прекратить перевозку пассажиров и покинуть троллейбус без высадки пассажиров, предварительно запретив им выходить из машины.

1411. Во избежание поражения электрическим током водитель должен выйти через переднюю дверь, не касаясь корпуса троллейбуса (прыжком). После чего он должен снять токоприемники с контактных проводов, предварительно надев диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета. При снятии токоприемников сначала снимается левый (с плюсового провода), а затем правый (с минусового провода).

1412. Высадку пассажиров из троллейбуса при повышенном токе утечки следует производить при опущенных токоприемниках. Затем водитель обязан сообщить в парк о повышенном токе утечки. Неисправный троллейбус необходимо отправить в парк на буксире.

По прибытии в парк водитель обязан сообщить приемщику об утечке тока, вывесить на троллейбус предупреждающую табличку с надписью: "Токоутечка" и сообщить об этом дежурному ремонтному персоналу.

1413. При длительной остановке, вызванной неисправностью, ремонтом или ожиданием технической помощи (буксира), водитель должен оградить стоящее транспортное средство в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

1414. При необходимости оставить трамвайный вагон (троллейбус) даже на короткий срок водитель обязан затормозить его ручным (стояночным) тормозом, отключить все высоковольтные и низковольтные цепи, поставить рукоятку реверсора (контроллера) в нулевое положение, снять ее и взять с собой, затем закрыть кабину и, соблюдая осторожность, выйти из трамвайного вагона (троллейбуса).

1415. При остановке на уклоне необходимо установить противооткатные упоры под колеса со стороны уклона. Если после возвращения к транспортному средству необходима постановка токоприемников, то перед этим водитель обязан зайти в кабину и убедиться, что все высоковольтные и низковольтные цепи отключены, а реверсор находится в положении "стоп".

1416. При возникновении короткого замыкания, вспышки в кабине или в салоне водитель обязан остановить трамвайный вагон (троллейбус), затормозить его ручным (стояночным) тормозом, отключить все электрические цепи, открыть двери салона, предварительно предупредив пассажиров о соблюдении повышенной осторожности при выходе, отсоединить токоприемники от контактных проводов, установить противооткатные упоры под колеса и приступить к ликвидации возгорания (огня).

1417. При возникновении пожара в трамвайном вагоне (троллейбусе) тушение необходимо производить углекислотными и порошковыми огнетушителями. Если же потушить пожар собственными силами и средствами не удается, необходимо срочно вызвать пожарную службу.

1418. Прежде чем приступить к осмотру, выявлению неисправностей и ремонту трамвайного вагона (троллейбуса) необходимо предварительно затормозить его ручным (стояночным) тормозом, установить противооткатные упоры, отсоединить токоприемники от контактных проводов, опустить их и закрепить.

1419. Перед подачей трамвайного вагона (троллейбуса) назад водитель должен лично убедиться в отсутствии помехи и безопасности движения.

1420. Не допускается поручать или доверять перестановку токоприемников посторонним лицам, кроме водителей других троллейбусов и работников скорой технической помощи.

1421. При остановке трамвайного вагона на обесточенном участке контактной сети вагон должен подаваться вперед буксировкой с соблюдением соответствующих правил сцепки и буксировки.

1422. Не допускается заменять или наращивать штанговые канаты проволокой или другими токопроводящими материалами.

1423. При сходе токоприемников с контактных проводов водитель обязан затормозить и остановить троллейбус, отключить электроаппаратуру, поставить реверсор в нулевое положение, снять рукоятку реверсора и взять ее с собой, надеть сигнальный жилет оранжевого цвета и диэлектрические перчатки (в сырую погоду), а затем, соблюдая осторожность, выйти из троллейбуса. Убедившись в полной безопасности выполнения работы и отсутствии близко проезжающего транспорта, приступить к постановке токоприемников на контактные провода.

1424. При необходимости перестановки токоприемников троллейбуса на контактные провода другого направления водитель обязан принять следующие меры предосторожности:

установить троллейбус так, чтобы он не мешал потоку проходящего транспорта и в то же время находился под контактными проводами, на которые будут переставляться токоприемники;

затормозить троллейбус ручным (стояночным) тормозом;

отключить автомат, цепь управления и мотор-компрессор;

перевести реверсор в нулевое положение, снять рукоятку реверсора и взять ее с собой;

надеть сигнальный жилет оранжевого цвета;

перед выходом на проезжую часть предварительно убедиться в полной безопасности (отсутствии проходящего транспорта).

1425. В сырую погоду перестановка токоприемников разрешается только в диэлектрических перчатках.

1426. При отрыве токоприемников троллейбуса от контактных проводов и невозможности поставить токоприемники на место не допускается удлинять штанги путем их наращивания другими металлическими предметами.

1427. При повреждении (поломке) токоприемника необходимо оттянуть его от контактной сети и закрепить. Не допускается использование токопроводящих материалов для оттягивания токоприемников.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.