![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 14.06.2001 N 5 "О введении в действие Положения по оценке стоимости авиационной техники"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 10 ¦п/¦мого ¦дол. ¦дол. ¦ ¦ресурса ¦ресурса ¦посадках/¦ского ¦ ¦п ¦самолета ¦США ¦США ¦ ¦в ¦в ¦циклах, ¦износа, ¦ ¦ ¦ИЛ-76 ¦ ¦ ¦ ¦часах, ¦годах, ¦дол.США ¦дол.США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дол. США¦дол. США¦ ¦ ¦ +--+---------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------+ ¦ 1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ +--+---------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------+ ¦1.¦Планера ¦1100000¦500000¦0,648¦316224 ¦436493 ¦ 586505 ¦ 316224 ¦ +--+---------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------+ ¦2.¦Двигателя¦230000 ¦200000¦0,648¦156842 ¦ - ¦ 176612 ¦ 156842 ¦ ¦ ¦N 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+---------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------+ ¦3.¦Двигателя¦207000 ¦200000¦0,583¦138253 ¦ - ¦ 150583 ¦ 138253 ¦ ¦ ¦N 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+---------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------+ ¦4.¦Двигателя¦225000 ¦200000¦0,518¦129953 ¦ - ¦ 144820 ¦ 129953 ¦ ¦ ¦N 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+---------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------+ ¦5.¦Двигателя¦215000 ¦200000¦0,576¦145008 ¦ - ¦ 156390 ¦ 145008 ¦ ¦ ¦N 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+---------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------+ ¦6.¦ВСУ ¦ 89000 ¦ 30000¦0,454¦ 24723 ¦ 7226 ¦ 17563 ¦ 7226 ¦ +--+---------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------+ ¦ ИТОГО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 893506 ¦ ¦------------+-------+------+-----+--------+--------+---------+---------- Расчет функционального и внешнего износа Функциональный износ, вызванный отставанием установленного на оцениваемом самолете навигационного оборудования от более современного, устанавливаемого на моделях, выпускаемых в настоящее время, рассчитывался по формуле (8), где в соответствии с исходными данными, отраженными в сроках 2 - 5 таблицы 4 настоящего приложения, сумма функционального износа составляет: О = 5000 + 35000 + 8000 - 23000 = 25000. фуи Внешний износ, вызванный общим состоянием экономики Республики Беларусь, выраженным в снижении спроса на авиаперевозки, рассчитывался как капитализированная потеря дохода. Расчет потери дохода проводился из предположения, что недозагрузка оцениваемого самолета в связи со снижением спроса составляет около 45 летных часов в год. Таким образом, используя данные, отраженные в таблице 8 настоящего приложения, недополучаемый чистый операционный доход составляет около 309 долларов США в час, что составляет в год около 13905 долларов США (45 x 309 = 13905). Общий коэффициент капитализации Ккап, рассчитанный в таблице 9 настоящего приложения, составляет 0,2287. Величина внешнего износа рассчитывается по формуле (13): О = 13905 / 0,2287 = 60800. внш Расчет рыночной стоимости самолета с использованием затратного подхода Расчет рыночной стоимости самолета ИЛ-76 с использованием затратного подхода при наличии всех видов износа и с учетом независимости протекания физического износа от внешнего и функционального износов производился по формуле (9): вс С = 893506 - 25000 - 60800 = 807706. рын Таким образом, на основании проведенных расчетов рыночная стоимость самолета ИЛ-76, определенная затратным методом, округленно составляет 808000 (восемьсот восемь тысяч) долларов США. Оценка рыночной стоимости методом сравнения продаж При анализе рынка продаж самолетов ИЛ-76 были получены данные о стоимости и основных условиях продажи трех аналогичных самолетов, которые отражены в таблице 7 настоящего приложения. Отбор аналогов проводился с учетом использования, класса воздушного судна, типа и числа двигателей, по скорости полета, а также с учетом передаваемых при продаже прав, условий финансирования сделки, условий продажи, состояния рынка и экономических характеристик. По тем из них, которые отличаются от параметров оцениваемого самолета, проводились необходимые корректировки, отраженные в таблице 7 настоящего приложения (корректировки проводятся по отношению к объекту оценки). Таблица 7 ----+-------------+-----------+-------------------------------------¬ ¦ N ¦ Вид ¦Оцениваемый¦ Объекты сравнения ¦ ¦п/п¦корректировки¦самолет +-----------+------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 1 ¦Продажная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цена ¦ ¦ 740000 ¦ 920000 ¦ 890000 ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 2 ¦Переданные ¦Эксплуати- ¦Находится ¦Эксплуати- ¦Находится в ¦ ¦ ¦имущественные¦руется у ¦в аренде у ¦руется у ¦аренде у ¦ ¦ ¦права ¦продавца ¦третьего ¦продавца ¦третьего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лица ¦ ¦лица ¦ ¦ +-------------+ +-----------+------------+------------+ ¦ ¦Корректировка¦ ¦ 120000 ¦ - ¦ -86000 ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 3 ¦Условия ¦Нормальные ¦Нормальные ¦Коммерче- ¦Нормальные ¦ ¦ ¦финансирова- ¦рыночные ¦рыночные ¦ские, кредит¦рыночные ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦покупателю ¦ ¦ ¦ +-------------+ +-----------+------------+------------+ ¦ ¦Корректировка¦ ¦ - ¦ 70000 ¦ - ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 4 ¦Условия ¦Рыночные ¦Рыночные ¦Льготные ¦Льготные ¦ ¦ ¦продажи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+ +-----------+------------+------------+ ¦ ¦Корректировка¦ ¦ - ¦ 30000 ¦ 36000 ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 5 ¦Состояние ¦Вторичный ¦Вторичный ¦Вторичный ¦Вторичный ¦ ¦ ¦рынка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+ +-----------+------------+------------+ ¦ ¦Корректировка¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 6 ¦Физические ¦Оборудован ¦Отсутствует¦Отсутствует ¦Оборудован ¦ ¦ ¦характеристи-¦специальным¦ ¦ ¦более ¦ ¦ ¦ки ¦навигацион-¦ ¦ ¦современным ¦ ¦ ¦ ¦ным ¦ ¦ ¦навигацион- ¦ ¦ ¦ ¦комплексом ¦ ¦ ¦ным комплек-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сом ¦ ¦ +-------------+ +-----------+------------+------------+ ¦ ¦Корректировка¦ ¦ 65000 ¦ 65000 ¦ -25000 ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 7 ¦Экономические¦Соответст- ¦Идентичные ¦Лучшие ¦Идентичные ¦ ¦ ¦характеристи-¦вуют ТУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+ ¦ +------------+------------+ ¦ ¦Корректировка¦ ¦ ¦ -90000 ¦ ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦ 8 ¦Использование¦Грузовые ¦Пассажир- ¦Аналогично ¦Аналогично ¦ ¦ ¦ ¦перевозки ¦ские ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+ +-----------+------------+------------+ ¦ ¦Корректировка¦ ¦ 25000 ¦ - ¦ - ¦ +---+-------------+-----------+-----------+------------+------------+ ¦Скорректированная стоимость ¦ 950000 ¦ 995000 ¦ 815000 ¦ +-----------------------------+-----------+------------+------------+ ¦Количество корректировок ¦ 3 ¦ 4 ¦ 3 ¦ +-----------------------------+-----------+------------+------------+ ¦Суммарная корректировка ¦ 210000 ¦ 75000 ¦ -75000 ¦ +-----------------------------+-----------+------------+------------+ ¦Валовая корректировка (по ¦ 210000 ¦ 255000 ¦ 147000 ¦ ¦модулю) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-----------------------------+-----------+------------+------------- Корректировки на переданные имущественные права по аналогам N 1 и N 2 (строка 2, таблица 7), на сумму 120000 долларов США и 86000 долларов США соответственно, проводились исходя из того, что полные права обременены договором аренды. Причем в отношении аналога N 1 ставка аренды ниже, чем среднерыночная (следовательно, корректировка "+"), а по аналогу N 2 ставка аренды по договору выше среднерыночной (следовательно, корректировка "-"). Поправки рассчитаны как капитализированные разницы между ставками аренды по договорам аренды и среднерыночной арендной ставкой по ИЛ-76 на протяжении всего договора аренды. Корректировка на условия финансирования (строка 3, таблица 7) на сумму 70000 долларов США по аналогу N 2 проводилась на основании предоставления кредита покупателю, сумма корректировки рассчитывалась как капитализированная на дату оценки сумма льгот за весь период кредита. Корректировка со знаком "+", т.к. льготные условия финансирования снижают действительную рыночную стоимость сравниваемого аналога. Корректировки по аналогам N 2 и N 3 на условия продажи (строка 4, таблица 7), на сумму 30000 долларов США и 36000 долларов США соответственно, проводились на основании информации, что покупатели указанных самолетов являются партнерами соответствующих продавцов и сделки проводились со скидками (корректировка со знаком "+"), на сумму которых и проводились корректировки. Состояние рынков, на которых проводились сделки по купле-продаже аналогичных самолетов, соответствуют состоянию рынка, на котором предполагается продажа оцениваемого самолета, на основании этого корректировка на состояние рынка не проводилась (строка 5, таблица 7). Отличие в физических характеристиках аналогов от оцениваемого самолета обуславливает проведение корректировок на устранение этих отличий (строка 6, таблица 7). В суммах корректировок учтены (расчет по аналогу 3 - в пункте "Расчет функционального и внешнего износа" настоящего приложения): стоимость навигационного оборудования, установленного на оцениваемом самолете; стоимость демонтажных, монтажных и вспомогательных работ; разница в стоимости навигационного оборудования оцениваемого самолета и аналога N 3. Корректировка на экономические характеристики (строка 7, таблица 7) отражает разницу в доходах, получаемых от эксплуатации оцениваемого самолета и аналога N 2, в части стоимости летного часа и затрат по эксплуатации указанных самолетов. У аналога эти показатели лучше, чем у оцениваемого, поэтому корректировка со знаком "-" (расчет аналогичен расчету в пункте "Расчет функционального и внешнего износа" настоящего приложения). Использование аналогов в пассажирских грузоперевозках снижает чистый операционный доход по сравнению с грузовыми перевозками, поэтому была проведена корректировка на капитализированную разницу между средними доходами, получаемыми от перевозки грузов и пассажиров (строка 8, таблица 7). При определении обоснованной рыночной стоимости оцениваемого самолета ИЛ-76 во внимание принимался аналог N 3. Это обусловлено следующими критериями: аналог N 3 имеет меньшее количество корректировок (3) по сравнению с аналогом N 2; аналог N 3 имеет наименьшую суммарную корректировку по сравнению с аналогом N 1; аналог N 3 имеет наименьшую валовую корректировку по сравнению с аналогами N 1 и N 2. На основании проведенных анализа и расчетов рыночная стоимость самолета ИЛ-76, определенная методом сравнения продаж, округленно составляет 815 000 (восемьсот пятнадцать тысяч) долларов США. Оценка рыночной стоимости доходным методом Прогноз доходов и расходов был выполнен на основании информации, представленной собственником оцениваемого ИЛ-76. Прогноз валовых доходов и расходов производился для периода от даты оценки до даты следующего капитального ремонта, который по расчетам при ожидаемой загрузке 50 часов в месяц и своевременном исполнении регламентных работ должен быть осуществлен в апреле 2003 года. Прогноз базировался на предпосылке о наилучшем и наиболее эффективном использовании оцениваемого самолета. Стоимость аренды ИЛ-76 составляет до 980 долларов США за один летный час, а ожидаемый налет часов в месяц - около 50 часов. Потенциальное количество часов в месяц составляет 120, соответственно в год 1440 (120 x 12 = 1440). Таким образом, за год осуществляется налет, равный 600 часам (50 x 12 = 600), что даст действительный доход в размере 588000 долларов США (980 x 600 = 588000). Потенциальный валовой доход составит около 1411200 (1440 x 980 = 1411200). Разница в 823200 долларов США является потерей дохода вследствие недозагрузки. Расходы на эксплуатацию оцениваемого самолета определялись как маржинальные (предельные), то есть как затраты на эксплуатацию еще одного самолета в авиакомпании (а не единственного). В соответствии с принципом наилучшего и наиболее эффективного использования оценку необходимо производить при его эксплуатации авиакомпанией, которая уже располагает парком самолетов. Показатели доходов и расходов, рассчитанные в соответствии с пунктом 79 настоящего Положения, сведены в реконструированный отчет о доходах (таблица 8 настоящего приложения). Таблица 8 Реконструированный отчет о доходах ------+-----------------------------------+--------------------------¬ ¦N п/п¦ Статья ¦ Сумма ¦ +-----+-----------------------------------+--------------------------+ ¦ 1. ¦Потенциальный валовой доход, в год ¦ 1411200 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------------------+ ¦ 2. ¦Действительный валовой доход, в год¦ 588000 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------------------+ ¦ 3. ¦Операционные расходы, в год ¦ 402552 ¦ +-----+-----------------------------------+--------------------------+ ¦ 4. ¦Чистый операционный доход, в год ¦ 185448 ¦ ¦-----+-----------------------------------+--------------------------- Расчет коэффициента капитализации проводился с использованием модели собственности при условии, что оцениваемый самолет инвестируется без привлечения заемного капитала, и предположения, что за время эксплуатации с даты оценки по апрель 2003 года произойдет уменьшение стоимости на 30%: R = Y - Д x SFF x (i; N), o o где Y - норма отдачи (норма возврата на собственный капитал); o Д - изменение стоимости оцениваемого самолета; SFF(i; N) - фактор фонда возмещения капитала по безрисковой ставке i в течение N лет. ------------------------------- Д - греческая буква "дельта". Расчет, результаты которого представлены в таблице 9 настоящего приложения, предполагает, что фонд возмещения будет формироваться по методу Хоскальда, т.е. по безрисковой ставке. Таблица 9 ------+--------------------------------------------+-----------------¬ ¦N п/п¦ Наименование ¦ Показатель ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 1. ¦Безрисковая ставка ¦ 11 ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 2. ¦Компенсация за риск ¦ 4 ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 3. ¦Компенсация за низкую ликвидность ¦ 5 ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 4. ¦Компенсация за управление инвестициями ¦ 2 ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 5. ¦Ставка дисконта в год ¦ 22% ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 6. ¦Изменение стоимости оцениваемого самолета за¦ -30% ¦ ¦ ¦период ¦ ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 7. ¦Период в месяцах ¦ 30 ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 8. ¦Фактор фонда возмещения капитала по ¦ 0,029111¦ ¦ ¦безрисковой ставке ¦ ¦ +-----+--------------------------------------------+-----------------+ ¦ 9. ¦Коэффициент капитализации, R ¦ 22,87% ¦ ¦ ¦ o ¦ ¦ ¦-----+--------------------------------------------+------------------ Рыночная стоимость самолета ИЛ-76 (расчет по формуле (12) составляет: С = 185448 / 22,87% = 810879. рын Таким образом, на основании проведенных расчетов рыночная стоимость самолета ИЛ-76, определенная доходным методом, округленно составляет 811000 (восемьсот одиннадцать тысяч) долларов США. Согласование результатов и заключение о рыночной стоимости Использование различных подходов к оценке самолета ИЛ-76 привело к следующим результатам: Затратный метод 808000 долларов США Метод сравнения продаж 815000 долларов США ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |