Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 14.06.2001 N 5 "О введении в действие Положения по оценке стоимости авиационной техники"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

      ост


физического износа;


      вс
     О    - обесценение  воздушного  судна   вследствие  устранимого
      фун


функционального износа;


      вс
     О    -  обесценение   воздушного   судна   вследствие  внешнего
      внш


износа.


Раздел IV. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА



Глава 11. ПОНЯТИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

СТОИМОСТИ



68. Сравнительный подход предполагает оценку стоимости воздушного судна путем сравнения недавних сделок купли-продажи воздушных судов, аналогичных оцениваемому, с выполнением соответствующих корректировок, учитывающих различия между ними.

При этом скорректированные по отличающимся элементам сравнения цены используются для определения рыночной стоимости оцениваемого воздушного судна.

69. Алгоритмом сравнительного подхода является:

69.1. выявление недавних сделок купли-продажи аналогичных (сопоставимых) воздушных судов на соответствующем рынке. Для реализации данного этапа могут быть использованы следующие источники информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

собственное досье оценщика;

авиакомпании;

электронная база данных;

нотариусы;

архивы кредитных учреждений;

страховые компании;

биржи и их агенты;

69.2. проверка информации о сделке. В целях реализации этого этапа необходимо получить подтверждение сделки одним из участников (покупателем или продавцом) или агентом, а также установить условия продаж и финансирования;

69.3. корректировка стоимости аналогичных (сопоставимых) воздушных судов и установление стоимости оцениваемого воздушного судна. В целях реализации этого этапа выполняются следующие действия:

производится подбор подходящих элементов и единиц сравнения и проведение сравнительного анализа по ним;

определяется стоимость по элементам сравнения, имеющим отличия в сопоставимых сделках;

устанавливается итоговая рыночная стоимость воздушного судна с использованием сравнительного подхода.



Глава 12. СРАВНЕНИЕ ОЦЕНИВАЕМОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА С

АНАЛОГИЧНЫМИ



70. Сравнение оцениваемого воздушного судна с аналогичными осуществляется:

по элементам сравнения;

по единицам сравнения.

Для подбора аналога учитываются страна и завод - производитель оцениваемого воздушного судна и сравниваемых с ним объектов.

71. Под элементами сравнения следует понимать основные характеристики как самих воздушных судов, так и сделок по их купле-продаже, которые вызывают изменение цен воздушных судов.

72. Для приведения воздушных судов-аналогов к оцениваемому на дату сделки купли-продажи необходимо выполнить корректировки продажной цены аналога по каждому элементу сравнения. При этом любые отличия условий продаж сравниваемого воздушного судна от типичных рыночных условий на дату оценки должны быть учтены при выполнении анализа.

73. Для подбора аналога оцениваемого воздушного судна должны учитываться следующие основные элементы сравнения с последующим установлением по ним поправок к цене, в том числе на:

73.1. переданные имущественные права, поскольку поправка по данному элементу сравнения учитывает разницу в наборе прав, передаваемых в сделке.

В отдельных случаях продажа воздушного судна может производиться при сохранении по договору купли-продажи действующих на момент сделки арендных договоров с арендатором. Учет разницы между рыночной и договорной арендной платой при определении стоимости производится корректировкой на имущественное право, которая заключается в дисконтировании по срокам действия аренды разности между рыночной и договорной платой;

73.2. условия финансирования. Поправка учитывает разницу в условиях финансирования сделки (оплата наличными, перечислением, использованием кредита и другое);

73.3. условия продажи. Поправка учитывает взаимосвязь продавца и покупателя и возможные скидки (льготы) в цене продажи;

73.4. состояние рынка. Корректировка на состояние рынка должна учитывать изменение рыночных условий, в том числе инфляцию, изменение налогового законодательства, соотношение предложения и спроса, экономические кризисы в стране;

73.5. физические характеристики аналога воздушного судна. Различные модификации воздушных судов имеют достаточно отличительные конструктивные, летно-технические и эксплуатационные характеристики, состав оборудования, показатели долговечности и другое;

73.6. экономические характеристики. Поправки по данному элементу должны учитывать отличия в величинах показателей чистого текущего дохода - стоимости летного часа, условиях и сроках лизинга;

73.7. дальнейшее использование. Поправка должна учитывать намерения покупателя внести изменения в основное предназначение воздушного судна или порядок его использования.

74. Определив поправки к продажной цене воздушного судна исходя из анализа каждого из вышеуказанных элементов сравнения, необходимо внести соответствующие изменения к продажной цене воздушного судна.

75. Поэлементные поправки вносятся к цене продажи воздушного судна-аналога, с которым сравнивается оцениваемое воздушное судно, и если сопоставимый объект превосходит в чем-то оцениваемый, то его фактическая продажная цена должна быть уменьшена на величину вклада этого превосходства и наоборот.

76. Поправки могут быть в денежных единицах или процентах. Если применяется поправка в денежных единицах, то последовательность их внесения значения не имеет. При внесении поправки в процентах следует соблюдать последовательность, в которой элементы сравнения представлены согласно приложению 11.

Каждая следующая процентная поправка применяется к скорректированной цене, за исключением поправок на физические характеристики, экономические характеристики и использование.

77. При внесении поправок необходимо учитывать различия характеристик объектов, в том числе воздушных судов, с точки зрения типичного покупателя. В этой связи поправка по какой-либо характеристике может стоить необязательно столько, сколько было затрачено на создание (улучшение) этой характеристики.



Глава 13. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПРИ СРАВНИТЕЛЬНОМ ПОДХОДЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРРЕКТИРОВОК



78. При определении величины поправок и соответственно величины стоимости воздушного судна необходимо исходить из того, что сравниваемые и оцениваемые воздушные суда имеют отличия по нескольким элементам сравнения. Пример расчета при сравнительном подходе с использованием корректировок - согласно приложению 11.

79. Для определения стоимости воздушного судна необходимо использовать алгоритм подхода, представленный в пункте 69 настоящего Положения.

80. При определении стоимости оцениваемого воздушного судна во внимание принимается тот аналог, который имеет:

меньшее количество корректировок по сравнению с другими аналогами;

наименьшую суммарную корректировку (по модулю) по сравнению с другими аналогами (суммарная корректировка рассчитывается как сумма всех корректировок с учетом знака);

наименьшую валовую корректировку по сравнению с другими аналогами (валовая корректировка рассчитывается как сумма всех корректировок без учета знака).



Глава 14. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

С ПОМОЩЬЮ ЕДИНИЦ СРАВНЕНИЯ



81. К единицам сравнения относятся единицы измерения оцениваемого и сопоставимых воздушных судов, которыми могут быть 1 килограмм, 1 километр, километр в час, килограмм на метр кубический, а также комплексные единицы - коэффициент капитализации, стоимость летного часа или пассажиро-километр и другие.

82. Расчет стоимости с использованием единиц сравнения относится к рыночным методам оценки воздушных судов и входит в состав сравнительного метода (пример расчета стоимости воздушного судна с помощью единиц сравнения - согласно приложению 12).

83. Аналогично расчет стоимости воздушного судна может быть выполнен при использовании наиболее характерной и универсальной единицы сравнения - стоимости летного часа.



Раздел V. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОХОДНОГО

ПОДХОДА



Глава 15. СУЩНОСТЬ ПОДХОДА



84. Доходный подход, используемый для оценки воздушного судна, основан на предположении, что капитализированные доходы от использования воздушного судна являются приемлемым ориентиром для определения его стоимости.

В ходе применения данного подхода используется принцип ожидания будущих доходов, которые принесет использование воздушного судна как объекта вложения капитала.

85. Доходный подход к оценке объектов, в том числе воздушных судов, включает в себя:

метод капитализации по норме отдачи;

метод прямой капитализации.



Глава 16. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ЧИСТОГО ОПЕРАЦИОННОГО ДОХОДА



86. Указанные в пункте 85 Положения методы капитализации предполагают наличие достоверных прогнозов ожидаемых чистых операционных доходов. Прогноз может выполняться с использованием:

метода среднеарифметической, при условии, что в динамике ретроспективной прибыли отсутствует явно выраженная тенденция;

метода средневзвешенной, при наличии тенденции, экстраполируемой в будущее, где необходимо придавать больший вес свежим данным по сравнению с данными предшествующего периода;

метода трендовой прямой при условии резких колебаний прибыли в последний год.

87. Для определения чистого операционного дохода составляется реконструированный отчет о доходах, получаемых от использования воздушного судна. Как правило, расчет доходов ведется с шагом в один год. Для анализа тенденций предыдущего периода чистый операционный доход необходимо очистить от инфляционной составляющей по форме реконструированного отчета о доходах согласно приложению 13.

88. Согласно реконструированному отчету о доходах:

88.1. потенциальный валовой доход определяется как общий потенциальный валовой доход, который возможно получить от эксплуатации оцениваемого объекта, при условии его полной загрузки, не нарушая установленных норм эксплуатации;

88.2. действительный валовой доход определяется как ожидаемый доход от основного вида использования объекта оценки, с учетом уровня фактической загрузки, а также с учетом дополнительных доходов, получаемых от возможных дополнительных услуг (если таковые имеются), и рассчитывается по следующей формуле



                      Д  = Д    - Д   + Д   ,                   (10)
                       д    вал    нд    доп


     где Д  - действительный доход;
          д


     Д    -  потенциальный  валовой  доход,  получаемый от основного
      вал


вида    использования  воздушного  судна  (например,  от   перевозки
пассажиров);
     Д    -  доход,  получаемый  от  возможных  дополнительных услуг
      доп


(например,    от    перевозки  почты  при  выполнении   пассажирских
перевозок);
     Д   -  доход,  не  полученный  из-за  недозагрузки оцениваемого
      нд


объекта;
     88.3. общие  расходы определяются как расходы при использовании
воздушного судна и рассчитываются по формуле


                       Р  = Р     + Р  + Р ,                    (11)
                        о    пост    р    э


     где Р  - общие расходы;
          о


     Р     - постоянные расходы;
      пост


     Р  - эксплуатационные расходы;
      э


     Р  - расходы на резервирование;
      р


88.4. постоянные расходы определяются как расходы, которые не зависят от степени использования (загруженности) воздушного судна;

88.5. эксплуатационные расходы определяются как расходы, к которым относятся издержки по эксплуатации воздушного судна и предоставлению дополнительных услуг, расходы на зарплату персонала, содержание ангара, поддержание аэродромной инфраструктуры и другие;

88.6. расходы на резервирование (к резерву относятся такие элементы воздушного судна, которые имеют ограниченные по отношению к планеру ресурсы, например, двигатели);

88.7. к чистому операционному доходу относится доход, остающийся после вычитания из действительного дохода общих расходов;

88.8. к возврату от продажи (реверсия) относится денежная сумма, которую инвестор получает при продаже инвестиций.



Глава 17. МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ПО НОРМЕ ОТДАЧИ



89. Метод капитализации по норме отдачи переводит будущие доходы в настоящую стоимость путем дисконтирования каждой будущей выгоды соответствующей нормой отдачи или путем создания общей нормы, которая должна отражать последовательность поступления доходов, изменение стоимости и норму отдачи. При этом под дисконтированием понимается процесс конвертации будущих денежных потоков в настоящую стоимость.

Расчет стоимости производится по следующей формуле (пример расчета согласно приложению 14):



                         С    = Д   x k  ,                      (12)
                          тек    чi    gi


                   1
     где k   = --------- - коэффициент  дисконтирования  (дисконтный
          gi           n
               (1 + r )
                     i


множитель), различный для каждого года;
     Д   - чистый операционный доход i-го года;
      чi


     r - ставка дохода i-го года;
     i - год (i = 1, 2, 3, ..., n);
     n - количество лет.

90. При расчетах методом капитализации по норме отдачи также можно использовать следующие модели, упрощающие процесс расчета:

модели дохода, используемые при переменном и нерегулярном потоке чистого операционного дохода, постоянном, прямолинейном и экспоненциальном аннуитете;

модели собственности, используемые при условии, что доход и реверсия изменяются известным и регулярным образом;

ипотечно-инвестиционные модели, используемые при наличии собственного и заемного капитала для приобретения оцениваемого воздушного судна.



Глава 18. МЕТОД ПРЯМОЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ



91. Метод прямой капитализации заключается в делении годового дохода на соответствующую норму дохода, при этом не делается отдельного учета возврата капитала и возврата на капитал (формула 13):



                                       1
                          С    = Д  x ----,                       (13)
                           тек    ч   К
                                       кап


     где Д  - чистый операционный доход;
          ч


     К    - общий коэффициент капитализации.
      кап

92. Для определения общего коэффициента капитализации применяются следующие методы:

анализа сравнительных продаж, то есть определение для каждой сравнимой продажи общего коэффициента капитализации как отношение чистого операционного дохода к цене продажи;

техника инвестиционной группы, при условии наличия собственного и заемного капитала;

анализа коэффициента эффективного валового дохода (применяется, когда полная информация об объектах сравнения недоступна, но есть данные об эффективном валовом доходе и операционных расходах);

анализа формулы покрытия долга.



Раздел VI. СОГЛАСОВАНИЕ РАСЧЕТОВ ПО ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ



93. Для определения окончательной стоимостной оценки, если при расчете стоимости авиационной техники по трем методам получен различный размер его стоимости, проводится процедура согласования рассчитанных стоимостей. Окончательная оценка стоимости не должна быть усредненной.

94. Для цели согласования методы оценки и полученные с их помощью результаты сравниваются по следующим критериям:

возможность отразить действительные намерения продавца и покупателя;

качество информации, на основании которой проводились анализ и расчет стоимостей по каждому из методов;

способность методов учесть конъюнктурные колебания и стоимость денег.

95. На основании проведенного анализа каждому из методов, а соответственно и стоимости авиационной техники, рассчитанной этим методом, присваиваются весовые коэффициенты. Коэффициент может выражаться как в процентах, так и числом, сумма всех присвоенных коэффициентов должна составлять соответственно 100% или 1.

96. Окончательная рыночная стоимость воздушного судна рассчитывается по следующей формуле



           С        = С     x К  + С     x К  + С     x К ,     (14)
            об.рын.    зат.    1    срав.   2    дох.    3


     где С        - обоснованная рыночная стоимость;
          об.рын.


     С    ,  С     , С     - стоимость, рассчитанная соответствующим
      зат.    срав.   дох.


методом;
     К ,  К , К  - соответствующие весовые коэффициенты, присвоенные
      1    2   3
Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.