![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 21.03.2007 N 87 "Об утверждении Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 2 Проверяющими оценивается влияние на качество кредитного портфеля таких факторов, как результативность работы по возврату проблемных активов (абсолютные и относительные показатели); состояние и динамика остатков на внебалансовых счетах группы 9999 (долги, списанные в убыток) с указанием причин роста остатков - например, изменение курса валют, списание с баланса за счет специальных резервов; реализация политики формирования специальных резервов и соответствие фактически сформированного резерва расчетному; частота и повторяемость неверной классификации активов (условных обязательств) по степени надежности и искажения расчета специальных резервов (сумма недосозданного резерва) и иных факторов влияния. В обязательном порядке проверяется соблюдение требований Банковского кодекса Республики Беларусь о непредоставлении льготных условий инсайдерам и работникам банка, для чего необходимо изучить состав акционеров банка (в том числе на уровне структурных подразделений банка). При этом проверяющим необходимо оценить правильность отнесения должников к инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам в соответствии с требованиями Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Если в банке со сложной организационной структурой и (или) имеющем филиальную сеть разработаны и доведены до структурных и внутренних подразделений подходы к определению лиц, относящихся к инсайдерам, и взаимосвязанных с ними лиц, это рассматривается как фактор, снижающий уровень кредитного риска. Проверяющим необходимо убедиться, что существо, цели, особенности и риск сделок, заключаемых с инсайдерами и взаимосвязанными с ними лицами и работниками банка, а также условия, на которых они заключены, подобны условиям сделок, заключаемых с другими клиентами; а также что вознаграждение и (или) плата за осуществление банковской операции взимается не в меньшем размере, чем с других клиентов банка. Проверка осуществляется методом дифференцированной выборки с использованием предоставленного банком списка кредитов, сгруппированных по кредитополучателям (с учетом остатков задолженности на всех балансовых и внебалансовых счетах). Обязательной проверке подвергаются крупные кредитные риски банка, риски по инсайдерам и взаимосвязанным с ними лицам, при этом проверка, как правило, должна охватывать не менее 60 - 70 процентов активов и внебалансовых обязательств головного офиса банка (проверяемого структурного подразделения банка). В крупных банках, а также банках, розничный портфель которых составляет не менее 10 процентов кредитного портфеля головного офиса банка (структурного подразделения банка), охват определяется индивидуально перед началом проверки руководителем рабочей группы по согласованию с начальником управления инспекции (начальником управления банковского надзора главного управления по области). Особое внимание уделяется проверке задолженности, отнесенной банком к проблемной. В тексте заключения по результатам проверки отражается общий анализ кредитного портфеля, оценка наиболее серьезных кредитных рисков и проблемы, связанные с управлением кредитным портфелем. Перечень проверенных кредитов (с указанием кредитополучателя, номера и даты кредитного договора, суммы и вида кредита) включается в рабочие материалы заключения по результатам проверки. Подходы к оценке качества кредитного портфеля идентичны для всех видов кредитов. Вместе с тем при проверке каждого направления кредитования следует учитывать некоторые особенности: 24.1. при проверке кредитования юридических лиц оцениваются характеристики и качество кредитов, выданных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Оцениваются: объем кредитов, их удельный вес в активах банка, соответствие динамики объема выданных кредитов параметрам, установленным локальными актами банка и нормативными правовыми актами Национального банка; диверсификация кредитного портфеля в разрезе направлений - например, кредитование государственных программ, малого бизнеса; сроков и видов договоров (кредитного, лизинга, факторинга); причины изменения структуры кредитного портфеля - например, рост долгосрочных кредитов; доля кредитов в иностранной валюте с указанием причин ее изменения - например, кредитование государственных программ в белорусских рублях, кредитование за счет иностранных инвестиций в иностранной валюте; отраслевые приоритеты с указанием причин - например, кредитование акционеров, собственника банка. Анализируются крупные кредитные риски (сумма, валюта выдачи и погашения кредита, доля в кредитном портфеле, классификация активов по степени надежности, достаточность и ликвидность обеспечения, мониторинг задолженности банком), оцениваются максимальные кредитные риски и концентрация риска, в том числе по связанным отраслям - например, кредиты предприятиям сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей. В случае наличия филиальной сети (особенно если на нее приходится значительная доля кредитов) кредиты анализируются в региональном разрезе с указанием крупнейших клиентов. Если банком осуществляется микрокредитование либо кредитование в рамках кредитных линий по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса - например, предоставленных Европейским банком реконструкции и развития, иных аналогичных линий, проверка таких однородных небольших кредитов осуществляется методом простой случайной выборки. Обращается внимание на соблюдение лимитов, своевременность возврата ресурсов финансирующей стороне, возможные разрывы в сроках погашения - например, предусмотрено погашение кредита кредитополучателем ежемесячно, возврат ресурсов банком финансирующей стороне - ежеквартально, что служит банку дополнительным источником ресурсов (дает возможность неоднократного использования полученных средств). Оценивается достижение банком целей программы микрокредитования - например, расширение клиентской базы, увеличение кредитного портфеля, оптимизация процедур и ускорение процесса выдачи кредитов, повышение рентабельности. Качество данной составляющей кредитного портфеля также характеризуется объемом и долей проблемной задолженности, которая анализируется в динамике в разрезе групп риска, отраслей, валют, категорий кредитополучателей. При реструктуризации задолженности оценивается ее влияние на качество кредитного портфеля, правомерность и причины реструктуризации, формирование и уменьшение специальных резервов. Оцениваются финансовое состояние и статус кредитополучателей, перспективы погашения, а также достаточность принимаемых мер по возврату задолженности - например, предъявление исков, совершение исполнительных надписей, обращение взыскания и реализация заложенного имущества, взыскание задолженности с поручителей и гарантов, работа с иными способами обеспечения исполнения обязательств, направление материалов в правоохранительные органы. Необходимые данные для оценки кредитов фиксируются проверяющими в форме анализа согласно приложению 4 к настоящим Рекомендациям, которая охватывает следующие аспекты: общая характеристика совершаемых операций с отражением совокупных рисков по каждому отдельному клиенту; обзор связей внутри группы взаимосвязанных клиентов; описание клиента и среды его деятельности; оценка достаточности документации и информации для анализа актива; порядок выдачи и погашения кредита; анализ финансового состояния кредитополучателя; способ обеспечения; правильность классификации актива (условного обязательства). Для формирования объективного мотивированного суждения об уровне рисков, связанных с кредитованием отдельных клиентов, проверяющим можно использовать информацию на основе мониторинга предприятий, осуществляемого Национальным банком. В случае проведения сравнительного анализа финансового состояния должника банка при сравнении со сложившимися среднеотраслевыми показателями целесообразно обращать внимание на тенденции по убыточным предприятиям, сокращение дебиторской задолженности, изменение доли запасов и затрат, долю денежной составляющей в расчетах и изменение реальных объемов выручки, значения коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, конъюнктуру рынка. Анализ кредитов, предоставленных индивидуальным предпринимателям, осуществляется также с учетом особенностей их кредитования; 24.2. при проверке кредитования физических лиц, в частности, анализируются: динамика развития кредитования физических лиц, рост (снижение) объемов выданных кредитов; направления кредитования (финансирование недвижимости, приобретение автомобилей, оплата учебы, оздоровления, экспресс-кредитование в банке и в точках продаж товаров, иные виды и формы потребительского кредитования), участие банка в государственных программах кредитования граждан; валюта, в которой преимущественно выдаются кредиты; средние сроки и форма выдачи (в безналичном порядке или путем выдачи наличных денежных средств); способы обеспечения обязательств по договору и его достаточность; динамика и порядок установления процентных ставок (фиксированная или плавающая), сумма платы за пользование кредитом помимо процентов (комиссионные и иные платежи). Проверка процедуры выдачи и сопровождения кредита осуществляется методом простой произвольной выборки, в первую очередь проверяются кредиты инсайдерам - физическим лицам и взаимосвязанным с ними лицам, проблемная задолженность. При проверке кредитов (особенно крупных, выданных на финансирование недвижимости), в частности, обращается внимание на порядок погашения задолженности (единовременное погашение в конце срока рассматривается как фактор, повышающий уровень кредитного риска), соответствие уровня процентных ставок средним ставкам по аналогичным кредитам, факты кредитования на льготных условиях, наличие у клиента иной кредитной задолженности. В заключении по результатам проверки отражаются факты нарушения локальных актов банка при выдаче и сопровождении кредитов - например, выдача кредитов либо установление размера выдачи без учета платежеспособности клиента, при недостатке обеспечения, в отсутствие документов, подтверждающих право собственности на имущество, передаваемое в залог, и (или) согласие супруга на залог, с нарушением полномочий и (или) лимитов. Если в локальных актах банка не предусмотрены обязательные требования к представлению кредитополучателем справки с места работы о среднемесячном доходе, сведений о задолженности по другим кредитам и размере производимых удержаний, определение платежеспособности производится на основании данных, указанных кредитополучателем в анкете и не подтвержденных документально, это рассматривается как факторы, повышающие уровень кредитного риска, поскольку такой порядок не позволяет банку реально оценить платежеспособность клиента. В случае использования моделей скоринга осуществляется выборочный анализ заполненных форм расчета платежеспособности с использованием выбранных банком шкал оценки. Факты некорректного заполнения форм либо использования содержащейся в них информации; нарушения полномочий (лимитов) выдачи; принятия положительного решения о выдаче кредита в случае, если уровень платежеспособности ниже установленного локальным актом банка минимального значения, и другие подобные факты отражаются в заключении по результатам проверки как факторы, повышающие уровень кредитного риска. Оцениваются своевременность погашения задолженности и процентов, частота и регулярность случаев несвоевременного погашения, принимаемые банком меры. Изучаются процедуры осуществления овердрафтного кредитования, методом простой выборки проверяется соблюдение лимитов по срокам и суммам, факты превышения отражаются в заключении по результатам проверки. Анализируются наличие технических возможностей предотвращения несанкционированных овердрафтов, принимаемые банком меры; 24.3. при проверке размещения средств в других банках оцениваются общий объем размещенных средств на момент проверки и в динамике за проверяемый период, их доля в составе кредитного портфеля (активов), причины изменений, структура (резиденты и нерезиденты, виды валюты, сроки), диверсификация активов по видам операций. Оцениваются сеть корреспондентских счетов ("ЛОРО" и "НОСТРО"), принятые банком меры по ее оптимизации, наличие счетов в банках, расположенных в оффшорных зонах. Выделяются наиболее активно используемые корреспондентские счета в разрезе валют, средних остатков, контрагентов; обращается внимание на тенденции к концентрации активов на отдельных корреспондентских счетах. На основании данных о движении средств по корреспондентским счетам, получаемых проверяющими из автоматизированной банковской системы "Операционный день банка" и иных локальных программ банка, осуществляется выборочный анализ межбанковских расчетов. В частности, анализируются структура, объемы и количество операций, валюта платежей, направления использования корреспондентских счетов (для проведения клиентских платежей или собственных операций банка), схемы движения денежных потоков. Необходимые данные для осуществления оценки активов, размещенных в других банках, фиксируются проверяющими в форме анализа согласно приложению 5 к настоящим Рекомендациям, которая, в частности, охватывает следующие аспекты: расшифровка остатков и оборотов по отдельным счетам баланса на отчетные даты, перечни действующих договоров (соглашений) об установлении корреспондентских отношений и открытии корреспондентских счетов, структура и динамика анализируемых активов. Проверяющими изучается: порядок ведения корреспондентских счетов; применяемые банком критерии выбора банков-корреспондентов для осуществления расчетов - например, проводит ли банк анализ корреспондентской сети банка-контрагента, сравнительный анализ его тарифов; изучает ли его акционеров, собственника; учитывает ли наличие рейтинга, присвоенного международным рейтинговым агентством; анализирует ли баланс с использованием таких показателей, как собственный капитал, обязательства до востребования, суммарные обязательства; суммарные, приносящие доход и ликвидные активы; какова частота обновления информации о финансовом состоянии банков-контрагентов (если информация обновляется реже, чем ежемесячно, это рассматривается как фактор, повышающий уровень кредитного риска). Выявляются неснижаемые остатки на корреспондентских счетах, анализируются причины их возникновения (в первую очередь рассматриваются крупные суммы, размещенные на срок более 30 дней) - например, размещение гарантийной суммы средств для подтверждения исполнения своих обязательств (покрытие по аккредитивам, страховой депозит), размещение средств в банке-учредителе, скрытый межбанковский кредит. Анализируются операции по размещению средств на определенный срок (депозиты, кредиты, займы), при этом изучаются: суммы, процентные ставки; длительность и тенденции размещения (на длительные, более полугода, или короткие, менее 30 дней, сроки; в банках-резидентах или нерезидентах; в банках стран, не входящих в группу "A", согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям; в белорусских рублях или иностранной валюте); причины размещения - например, избыток ресурсов, поддержание ликвидности банка-контрагента, консорциальное кредитование, предоставление кредита, займа акционеру, собственнику, инсайдеру. Оцениваются крупные кредитные риски, при этом суммируются все средства, размещенные в банке-контрагенте (с учетом средств на счетах по учету средств в расчетах), определяются наличие рейтинга банка-контрагента и его значение; оцениваются эффективность размещения активов в других банках, полнота принимаемых мер по ограничению кредитного риска при размещении активов в банках без рейтинга и банках, расположенных в оффшорных зонах. Изучается соблюдение банком лимитов, установленных локальными актами банка, факты несоблюдения лимитов отражаются в заключении по результатам проверки с указанием причин, периодичности, принятых банком мер по недопущению превышения установленных ограничений и рассматриваются как факторы, повышающие уровень кредитного риска. Также анализируются содержание договоров на открытие корреспондентских счетов, достаточность предусмотренных в них условий для снижения уровня кредитного риска - например, оговариваются ли способы и сроки осуществления расчетов по корреспондентским счетам, порядок возврата средств, ответственность в случае нарушения условий договора. Анализируются проблемная задолженность, причины ее возникновения - например, осуществление операций с другим банком, несмотря на имеющиеся у него проблемы с исполнением обязательств; перечисление средств банку, признанному банкротом в соответствии с законодательством Республики Беларусь, экономически несостоятельному банку; полнота и своевременность создания специальных резервов. На основании мотивированного суждения проверяющими оценивается прозрачность межбанковских операций, при этом обращается внимание на осуществление подозрительных финансовых операций, которые отражаются в заключении по результатам проверки как факторы, значительно повышающие уровень кредитного риска (а также риска потери деловой репутации); 24.4. при проверке ценных бумаг, входящих в состав кредитного портфеля банка, анализируются ценные бумаги (облигации, векселя, депозитные сертификаты, прочие ценные бумаги), приобретенные не для торговли, которые учитываются по цене приобретения на балансовых счетах групп 42 и 43 и удерживаются банком до погашения, поскольку они относятся к активам, подверженным кредитному риску. Для оценки кредитного риска по операциям с ценными бумагами проверяющими, в частности, анализируется: доля ценных бумаг, приобретенных не для торговли, в кредитном портфеле (активах) в динамике за проверяемый период; структура указанных ценных бумаг в разрезе видов, причины изменений в структуре - например, снижение активности на рынках отдельных ценных бумаг, обращение к более доходным ценным бумагам, изменения в законодательстве Республики Беларусь; объемы сделок, контрагенты, валютная составляющая, сроки - например, средний срок обращения; процентные ставки; вид операций с инсайдерами и взаимосвязанными с ними лицами - например, предоставление отсрочки оплаты по векселям, приобретение ценных бумаг, эмитированных инсайдером; объемы и структура внебалансовых обязательств по операциям с ценными бумагами. Проверка осуществляется методом простой произвольной выборки; обязательно оцениваются крупные кредитные риски, сделки с инсайдерами и взаимосвязанными с ними лицами, проблемные активы с отражением причин возникновения необходимости создания специальных резервов, полнота их создания и принятые меры по погашению задолженности. Оценивается также проводимая банком работа по мониторингу обращаемости на рынках и котировок ценных бумаг, ее отсутствие рассматривается как фактор, повышающий уровень кредитного риска. Информацию в заключении по результатам проверки можно отразить в виде таблицы. Учитывая то, что операции с ценными бумагами традиционно используются банками в различных схемах регулирования денежных потоков, подобные схемы (особенно не приносящие доход или убыточные), характеризующиеся большими объемами задействованных средств и (или) высокой частотой повторения, отражаются в заключении по результатам проверки как фактор, повышающий уровень кредитного риска. Обращается внимание на факты реклассификации ценных бумаг, классифицированных при их первоначальном признании как удерживаемые до погашения и учитываемых на счетах группы 42, в группу счетов 43 (если банк имеет намерение продать ценные бумаги до наступления сроков их погашения). Также анализируются факты прекращения признания ценных бумаг, ранее реклассифицированных в категорию бумаг, имеющихся в наличии для продажи, с их обратным переводом в группу счетов 42 (если банк имеет намерение вновь признать их как ценные бумаги, удерживаемые до погашения). При выявлении подобных случаев следует проверить, осуществляет ли банк реклассификацию ценных бумаг в соответствии с требованиями, установленными Указаниями по применению Плана счетов бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 19 сентября 2005 г. N 283 "О ведении бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 172, 8/13232). Необходимые данные для осуществления оценки операций с ценными бумагами фиксируются проверяющими в форме анализа согласно приложению 6 к настоящим Рекомендациям, которая охватывает следующие аспекты: расшифровка вложений в ценные бумаги на отчетную дату; информация об активах, размещенных в ценные бумаги; информация о внебалансовых (условных) обязательствах банка по операциям с ценными бумагами; 24.5. при проверке иных активов, подверженных кредитному риску, анализируются отдельные операции, учитываемые на счетах по учету дебиторской задолженности и счетах по учету средств в расчетах, несущие кредитный риск. Проверяющим следует проанализировать объемы, динамику, причины роста данных операций; структуру задолженности (в том числе по головному офису банка), вид задолженности (текущая или постоянная), ее качество (срочная или просроченная), использование счетов (не по назначению, в нарушение требований законодательства Республики Беларусь, не в соответствии с локальными актами банка). В случае если банки учитывают на данных счетах (особенно длительное время) суммы убытков, образовавшихся в результате операций с банковскими пластиковыми карточками, - например, хищения с карт-счетов или суммы, бесконтрольно снятые с карт-счетов в связи со сбоем программного оборудования, это рассматривается как фактор, повышающий уровень кредитного риска. Проверяющим необходимо проанализировать достаточность и результативность принятых мер по возмещению причиненного ущерба (или списания на убытки за счет резервов). Аналогичным образом анализируются иные активы, подверженные кредитному риску и учитываемые на счетах по учету средств в расчетах: оценивается достаточность работы банка по своевременному урегулированию остатков - например, ходатайства о разблокировании средств внутреннего долга СССР; результаты работы, динамика остатков в проверяемом периоде. 25. Для оценки качества управления кредитным риском необходимо проанализировать локальные акты банка по управлению и контролю за кредитными и страновыми рисками, их соответствие требованиям, установленным нормативными правовыми актами Национального банка, и их выполнение на практике. В случае если локальные акты банка не включают порядок и соответствующие процедуры выявления (идентификации), оценки (измерения), мониторинга, контроля и ограничения (снижения уровня, минимизации) кредитного риска, это рассматривается как фактор, повышающий его уровень. Изучается эффективность методов и инструментов, используемых банком для ограничения и снижения уровня кредитного риска (с учетом странового риска), соблюдение установленных лимитов; эффективность системы внутреннего контроля; разработка и проведение стресс-тестов. В ходе анализа качества управления кредитным риском при кредитовании юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей изучаются локальные акты банка о порядке предоставления кредитов, факторинга, лизинга, кредитования жилищного строительства, по погашению и обеспечению кредитов, по работе с проблемными кредитами и тому подобные. Оценивается соответствие локальных актов банка установленным требованиям законодательства Республики Беларусь - например, предусмотрены ли обязательные условия и порядок предоставления (размещения) денежных средств и их возврата, порядок определения правоспособности и платежеспособности кредитополучателя, порядок и случаи контроля за состоянием заложенного имущества, порядок формирования и хранения кредитного досье. Также изучается порядок принятия решения о предоставлении (размещении) денежных средств - например, решение принимается единолично либо коллегиальным исполнительным органом банка, установлен ли порядок обязательного предварительного рассмотрения заявки на выдачу кредита соответствующими службами, включая юридическую, осуществляется ли проверка наличия обеспечения до выдачи кредита. Анализируются критерии классификации активов по степени их надежности для формирования специальных резервов, ее адекватность и использование классификации на практике. Если классификация не позволяет реально оценить финансовое состояние кредитополучателя, она признается неадекватной и отражается в заключении по результатам проверки как фактор, повышающий уровень кредитного риска. Неправильное толкование и соответственно неправильное применение на практике нормативных правовых актов Национального банка или локальных актов банка, неправильная классификация задолженности по группам риска также признаются факторами, повышающими уровень кредитного риска. Изучаются используемые банком методы оценки платежеспособности клиентов - например, использование финансовых коэффициентов, моделей скоринга (в частности, при выдаче кредитов физическим лицам). Также изучается процедура выдачи и сопровождения кредитов, обращается внимание на факты выдачи кредитов без должного анализа факторов кредитного риска. Отмечается, используются ли банком сведения из Системы "Кредитное бюро" в форме кредитного отчета, предоставляемого Национальным банком, проверяется правомерность получения и использования кредитных отчетов. Оценивается полнота мер по ограничению кредитного риска с помощью залога, иных способов обеспечения исполнения обязательств, периодичность проверок залога и целевого использования кредита в случаях, предусмотренных локальными актами банка. Проверяется выполнение требований законодательства Республики Беларусь и локальных актов банка при оформлении залога, несоблюдение которых может повлечь недействительность сделки (недействительность договора залога), - например, нотариальное удостоверение и (или) государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом и транспортными средствами, наличие существенных условий кредитного договора. Особое внимание следует уделять правильности (реальности) оценки обеспечения исполнения обязательств и его достаточности для покрытия суммы кредита, процентов и возможных издержек банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь и локальными актами банка. В случае если оценка принятого в залог имущества (в частности, оценка недвижимости) осуществлена без привлечения уполномоченной государственной организации либо специализированной оценочной организации (экспертов) и стоимость имущества установлена соглашением сторон (в том числе в соответствии со стоимостью имущества такого рода и качества, обычно устанавливаемой на рынке), это рассматривается как фактор, повышающий уровень кредитного риска. При возникновении сомнений в правильности оценки залога проверяющим следует потребовать у банка расчет оценки, документы, подтверждающие обоснованность расчета рыночной стоимости методом сравнения с аналогичными объектами. В случае необходимости следует потребовать от банка проведения оценки залога с привлечением государственной организации. В целях правильной оценки реальности и достаточности обеспечения необходимо также оценить ликвидность залога. При этом проверяющим следует дать оценку возможности реализации такого вида обеспечения, как неустойка, залог имущественных прав, в том числе прав на участие в долевом строительстве кредитуемых объектов, прав на получение лизинговых платежей; залог интеллектуальной собственности; залог части от неделимого - например, залог части оборудования, представляющего собой единый комплекс; залог технологического оборудования, реализация которого приведет к остановке технологического процесса, прекращению деятельности и (или) ликвидации предприятия. Проверяющим также следует проанализировать правильность проведенной банком оценки обеспечения (в том числе залога) на основании фактических результатов его реализации. Выводы проверяющих о необеспеченности (недостаточной обеспеченности) кредита служат основанием для изменения его классификации и подлежат отражению в акте проверки. Если установлены случаи использования в качестве залога акций банка-кредитодателя; завышения оценки залога; принятия неликвидного залога; недостаточности обеспечения; выдачи кредита без учета отраженных в кредитном досье негативных выводов специалистов об оценке финансового состояния и наличии залога; недостаточного контроля наличия заложенного имущества и иные подобные факты, они рассматриваются как факторы, повышающие уровень кредитного риска. При оценке управления активами, размещенными в других банках, также изучаются локальные акты банка, регулирующие порядок установления и осуществления корреспондентских отношений (с учетом требований к контролю странового риска). Отсутствие таких локальных актов банка рассматривается как фактор, повышающий уровень кредитного риска. Анализируются соблюдение установленного порядка открытия (закрытия) корреспондентских счетов, условия определения основных банков-корреспондентов для осуществления расчетов в каждой стране, использование таких критериев оценки риска по корреспондентским счетам, как: объем платежей клиентов, надежность и финансовая устойчивость банка-корреспондента, оптимальное для данного банка количество основных банков для осуществления расчетов в регионе, выбор наиболее крупных банков с разветвленной филиальной сетью, приемлемые условия осуществления платежей; деловая репутация банка-контрагента, направление деятельности, спектр услуг, состав акционеров, собственник, участие банка в системе защиты вкладов (при ее наличии), достоверность балансов и других данных; достаточность капитала, диверсификация активов и пассивов, ликвидность, качество активов и структура пассивов; прибыльность и рентабельность. Оценивается периодичность контроля за финансовым состоянием банка-контрагента и состоянием его рейтинга. Если контроль осуществляется банком реже, чем ежемесячно, это рассматривается как фактор, повышающий уровень кредитного риска. Проверяющими анализируется лимитная политика банка, включая соблюдение порядка установления, изменения, закрытия лимитов кредитования, определенного локальными актами банка; виды устанавливаемых лимитов и порядок их утверждения, периодичность пересмотра. Изучается, разработаны ли банком методика оценки факторов влияния на размер лимитов, процедура изучения деятельности кредитополучателя, схема взаимодействия внутренних подразделений банка при установлении и использовании лимитов; соблюдаются ли предоставленные полномочия. Оценивается достаточность контроля соблюдения лимитов и полномочий в структурных подразделениях банка со стороны головного офиса банка - например, согласовываются ли с головным офисом банка лимиты по операциям с ценными бумагами ежедневно; соблюдение процедуры принятия мер уполномоченным органом управления банком, исполнительным органом банка в случае превышения лимитов; наличие системы предупреждения несоблюдения лимитов. Анализируются материалы проверок службы внутреннего аудита и (или) справки самопроверок по данному вопросу. Например, при проверке операций с другими банками анализируются соответствующие методики расчетов лимитов на проведение активных операций с банками-контрагентами и применяемые в них критерии установления лимитов, осуществление контроля за соблюдением лимитов. В частности, проверяется соблюдение периодичности пересмотра лимитов на банки-контрагенты (если лимиты пересматриваются реже, чем раз в квартал, это рассматривается как фактор, повышающий уровень кредитного риска); порядок осуществления сделок на сумму, превышающую лимит (наличие разрешения уполномоченного лица); достаточность полномочий лиц, утверждающих установленные лимиты. Также анализируются порядок установления и соблюдение лимитов операций, осуществляемых банком от своего имени и за свой счет, - например, операции с производными финансовыми инструментами (производными ценными бумагами); лимитов кредитования, овердрафта, андеррайтинга и иных лимитов. Изучается, устанавливает ли банк лимиты для снижения уровня кредитного риска по операциям с ценными бумагами - например, лимиты отдельно по каждому эмитенту ценных бумаг или по группе эмитентов; по объему портфеля; по каждому контрагенту. Особое внимание уделяется оценке лимитной политики в отношении инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц, фактическое соблюдение лимитов, периодичность и частота допускаемых нарушений, принимаемые меры. Анализируются материалы проверок службы внутреннего аудита на предмет оценки уровня кредитного риска, рекомендации по его снижению и принятию мер по устранению недостатков, а также несоблюдению лимитов и иных ограничений. Также особое внимание обращается на различные схемы, которые используются банком для сокрытия реального уровня кредитного риска, - например, с использованием отступного, векселей, фактической трансформации просроченной задолженности в срочную, перераспределения средств внутри банка для регулирования выдачи кредитов по объемам и срокам. Следует обращать внимание на случаи изменения условий кредитных договоров, ухудшающие положение кредитополучателя, - например, уменьшение лимита задолженности в конце месяца с последующим увеличением в начале следующего месяца. В случае если подобные схемы и изменения условий договоров используются банком для регулирования результатов собственной деятельности (прибыли или убытков), снижения уровня рисков и выполнения нормативов, они должны рассматриваться как факторы, значительно повышающие уровень кредитного риска. 26. Для оценки эффективности управления кредитным риском проверяются наличие, качество и регулярность проведения стресс-тестов, позволяющих оценить последствия ухудшения качества кредитного портфеля и его влияние на достаточность нормативного капитала. Изучается выбор факторов влияния - например, избирается ли в качестве основного фактора влияния необходимость дополнительного создания специальных резервов в случае изменения качества кредитного портфеля банка. Анализируется использование банком иных вариантов задания шока - например, ухудшение качества определенной процентной доли кредитного портфеля или абсолютный рост проблемных кредитов (так называемый "прямой шок") либо относительное увеличение проблемных активов (условных обязательств); смещение активов (условных обязательств) при классификации по группам риска (определенный процент стандартных активов переходит в разряд проблемных, а все проблемные активы смещаются вниз на одну группу риска). Отражается своевременность представления акционерам, собственнику, уполномоченному органу управления банком, исполнительному органу банка информации о текущем контроле кредитного риска и результатов стресс-тестов. 27. На основании мотивированного суждения проверяющих определяется степень кредитного риска (низкая - средняя - высокая) с учетом влияния количественных факторов. Количественные факторы влияния: нарушение нормативов ограничения кредитных рисков; превышение лимитов, ограничивающих кредитные риски; значительный объем крупных кредитных рисков (превышающий величину нормативного капитала); высокий (низкий) уровень концентрации активов; соотношение темпов роста активов и нормативного капитала; степень диверсификации активов; преобладание в кредитном портфеле долгосрочных (краткосрочных) кредитов; рост (снижение) доли вложений в ликвидные активы; рост (снижение) доли проблемных активов (условных обязательств); факты недостоверной классификации активов; наличие недосозданных специальных резервов; рост (снижение) объема созданных специальных резервов; рост стоимости имущества, полученного в погашение задолженности, что свидетельствует о финансовой неустойчивости должника, контрагента по условным обязательствам и соответственно неадекватной оценке кредитного риска при выдаче кредитов; результаты работы по возврату проблемных кредитов (суммы возврата); иные количественные факторы. На основании мотивированного суждения проверяющих определяется качество управления кредитным риском (хорошее - удовлетворительное - неудовлетворительное) с учетом влияния качественных факторов. Качественные факторы влияния: наличие локальных актов банка, регламентирующих порядок размещения средств в активы и процедуры кредитования, оценку банков-корреспондентов, управление и контроль странового риска, подходы к определению лиц, относящихся к инсайдерам; их соответствие (несоответствие) законодательству Республики Беларусь, своевременное внесение изменений и (или) дополнений в локальные акты банка; соблюдение (несоблюдение) требований локальных актов банка, нормативных правовых актов Национального банка, устанавливающих требования к управлению кредитным риском; соблюдение (несоблюдение) установленных банком процедур выдачи и сопровождения кредитов, проверки залога и целевого использования кредита; использование (неиспользование) кредитных отчетов из Системы "Кредитное бюро", предоставляемых Национальным банком; участие коллегиальных исполнительных органов банка в управлении кредитным риском; предоставление уполномоченному органу управления банком, исполнительным органам банка информации о кредитном риске на регулярной основе; установление и соблюдение (несоблюдение) лимитов и ограничений по активным операциям; внедрение новых форм кредитования; факты неадекватной оценки кредитного риска - например, выдача новых кредитов юридическим лицам с неудовлетворительной структурой баланса; непроведение классификации активов (условных обязательств); принятие в качестве обеспечения обязательств неустойки, права требования денежных средств, находящихся на текущем (расчетном) счете, права получения лизинговых платежей, реализация которых вызывает сомнение; факты неоднократного изменения сроков (в том числе промежуточных) погашения кредитов; осуществление предоплаты путем открытия покрытых (непокрытых) аккредитивов; принятие (непринятие) мер по возврату проблемных кредитов; использование различных схем для сокрытия фактического уровня кредитного риска; достоверность пруденциальной отчетности; контроль за правильностью данных, представляемых структурными подразделениями банка для включения в отчетность; регулярность и качество проверок службы внутреннего аудита по вопросам управления кредитным риском и расчета нормативов ограничения кредитных рисков; наличие методики проведения стресс-тестов, их проведение на практике; невыполнение предписаний Национального банка об устранении нарушений; иные качественные факторы. 28. На основании мотивированного суждения проверяющих с учетом степени кредитного риска и качества управления риском определяется уровень кредитного риска (низкий - средний - высокий). На низкий уровень кредитного риска указывает хорошее качество кредитного портфеля банка и методов управления кредитным риском. Нормативы ограничения кредитных рисков соблюдаются. Активы банка хорошо диверсифицированы, объем проблемной задолженности невелик. Банком полностью сформированы специальные резервы на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе. Выявленные недостатки по своему характеру незначительны и не оказывают существенного влияния на уровень риска. Локальные акты банка, регулирующие проведение активных операций, учитывают все изменения, которые произошли в законодательстве Республики Беларусь и в деятельности банка. Управление кредитным риском осуществляется эффективно, риск полностью контролируется уполномоченным органом управления банком, исполнительными органами банка. На средний уровень кредитного риска указывает удовлетворительное качество кредитного портфеля и методов управления кредитным риском. Активы банка достаточно диверсифицированы. Допускаются отдельные случаи несоблюдения нормативов ограничения кредитных рисков, неправильного формирования специальных резервов, формирования не в полном объеме. Существуют определенные проблемы, связанные с сомнительными операциями, подверженными кредитному риску, и другие недостатки, которые требуют улучшения методов управления кредитным риском. Отмечаются факты недостаточно эффективного контроля за кредитным риском со стороны уполномоченного органа управления банком, исполнительных органов банка. Однако тенденции к ухудшению не носят продолжительный (критический) характер, банком принимаются меры по снижению уровня кредитного риска. На высокий уровень кредитного риска указывают низкое качество кредитного портфеля и (или) неудовлетворительные методы управления кредитным риском. Значительная часть активов размещена в банках или предоставлена юридическим лицам с низким рейтингом (без рейтинга) либо расположенным в оффшорных зонах. Объем проблемных активов значителен, банк систематически формирует специальные резервы не в полном объеме, не соблюдает нормативы ограничения кредитных рисков. Контроль за кредитным риском осуществляется неудовлетворительно, убытки от активных операций скрываются с использованием различных схем, что фактически ставит под угрозу экономическую состоятельность банка. Глава 4 ОЦЕНКА РИСКА ЛИКВИДНОСТИ 29. При оценке ликвидности проверяющими анализируется общая структура баланса, включая внебалансовые требования и обязательства, сопоставимость сроков исполнения обязательств и возврата активов, способность банка обеспечить при влечение дополнительных ресурсов для поддержания ликвидности, дается характеристика показателей ликвидности, соблюдения нормативов ликвидности, своевременности и полноты проведения платежей, соблюдение локальных актов банка по управлению ликвидностью. Вывод об уровне риска ликвидности, принимаемого банком, и эффективности управления ликвидностью делается на основании анализа ликвидности, осуществляемого как на уровне головного офиса банка, так и на уровне структурных подразделений банка. 30. Проверяющим необходимо убедиться в соблюдении банком нормативов ликвидности, для чего проверяется достоверность расчета нормативов ликвидности, соблюдение требований при отражении активов, пассивов, внебалансовых требований и обязательств по срокам погашения, установленных Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; правильность установления процента ликвидности для активов и риска одновременного снятия для пассивов. При этом обращается внимание, руководствуется ли банк экономической сущностью операций и условиями договоров на осуществление операций, а также предполагаемыми сроками реализации активов и соблюдает ли банк принцип консервативности в случае отсутствия сроков, то есть отнесения активов к требованиям с наибольшими сроками погашения, пассивов - к обязательствам с наименьшими сроками возврата. Наибольшее внимание следует уделять правильности отражения по срокам кредитов, банковских вкладов (депозитов), прочих активов и пассивов, учитываемых на балансовых счетах групп 18 и 38, кредитного эквивалента внебалансовых обязательств. Проверка осуществляется на основании досье клиентов, данных баланса, выписок из лицевых счетов, аналитической информации для осуществления расчета нормативов ликвидности банка, подготавливаемой как в головном офисе банка, так и в структурных подразделениях банка. В случае выявления расхождений в расчетах нормативов ликвидности проверяющие составляют расчеты с корректировкой всех ошибочных строк, включая ошибки, выявленные при проверке структурных подразделений банка. Для оценки как текущего состояния ликвидности, так и ее динамики в проверяемом периоде анализируется выполнение банком нормативов ликвидности: мгновенной ликвидности, текущей ликвидности, краткосрочной ликвидности, минимального соотношения ликвидных и суммарных активов (как правило, на полугодовые даты); близость к минимальным установленным значениям значений нормативов; наличие нарушений; эффективность мер воздействия, которые применялись Национальным банком. Состояние ликвидности также анализируется в разрезе белорусских рублей и иностранной валюты. В случае ухудшения показателей (невыполнения нормативов) изучаются его причины, оценивается достаточность принятых банком мер по улучшению показателей. В случае если показатели ликвидности превышают следующие значения: мгновенная ликвидность - 100 процентов, текущая ликвидность - 100 процентов, краткосрочная ликвидность - 2,5, соотношение ликвидных и суммарных активов - 50 процентов, следует сделать вывод о наличии у банка избыточной ликвидности, что отражается в заключении по результатам проверки как фактор снижения доходности. Анализируется сложившаяся практика банка по решению проблемы "ликвидность - доходность" (предпочтение избыточной ликвидности при низкой доходности либо высокой доходности за счет высокого уровня риска ликвидности). 31. Для оценки способности банка исполнять обязательства по платежам анализируется своевременность и полнота проведения платежей по обязательствам банка и клиентов банка в проверяемом периоде. В заключении по результатам проверки обязательно отражаются факты неисполнения платежных поручений клиентов по вине банка с указанием суммы, частоты и причин неисполнения - например, отсутствие средств на корреспондентском счете, операционные ошибки, технические сбои, а также полнота и своевременность уплаты банком пени за нарушение условий договора. 32. Проверяющим необходимо оценить соответствие сформированной ресурсной базы проводимым активным операциям, для этого: 32.1. осуществляется анализ структуры, качества и изменения объемов ресурсной базы, для наглядности составляется таблица согласно приложению 7 к настоящим Рекомендациям. Выделяются основные и дополнительные источники ресурсов; анализируется рост (снижение) их объемов с указанием причин изменений - например, приостановление (отзыв) специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части привлечения денежных средств физических лиц во вклады (депозиты); сосредоточение на работе на межбанковском рынке. Оценивается соотношение собственных и привлеченных средств; изучается состав привлеченных средств; доля и состав прочих пассивов (особенно если они стабильно занимают более 20 процентов ресурсной базы); отмечается валютная составляющая ресурсной базы; динамика процентных ставок по привлеченным средствам в разрезе валют; анализируется тарифная политика банка. Оцениваются стабильность и структура банковских вкладов (депозитов), объем, диверсификация депозитной базы. Банковские вклады (депозиты) юридических лиц оцениваются в региональном (при наличии разветвленной филиальной сети анализируется, какой из регионов является поставщиком ресурсов), отраслевом и валютном разрезе. Отмечается, имеют ли вкладчики текущие (расчетные) счета в данном банке; отражаются наиболее крупные суммы банковских вкладов (депозитов), процентные ставки (в том числе в сравнении со средними ставками на рынке). Также анализируются средства на текущих (расчетных) счетах юридических лиц - максимальные суммы остатков с указанием клиентов, в том числе в структурных подразделениях банка, средние обороты по счетам, тарифы, преференции в отношении отдельных клиентов. Поскольку размер условно-постоянного остатка может оказывать существенное влияние на значение норматива мгновенной ликвидности и норматива текущей ликвидности, изучается техника определения банком условно-постоянного остатка на текущих (расчетных) счетах юридических лиц, банковских вкладах (депозитах) до востребования юридических и физических лиц. В частности, использует ли банк консервативный подход, считая условно-постоянные остатки равными нулю; рассчитывает ли среднее значение остатков на указанных счетах за последние 90 дней либо использует формулу расчета среднего остатка с учетом среднеквадратического отклонения. Следует оценить, соответствует ли выбранный банком подход фактической динамике по указанным счетам клиентов, учтен ли при выборе подхода характер обслуживаемой клиентуры и другие факторы. Оценивается концентрация риска зависимости ресурсной базы от одного (группы) клиентов, принимаемые меры по диверсификации и расширению клиентской базы, способность банка возместить соответствующие потери в ресурсной базе. Информация в разрезе клиентов может оформляться в графическом виде - например, диаграммой. Анализируются структура и динамика объемов банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Оцениваются разнообразие и привлекательность банковских вкладов (депозитов), работа банка по привлечению новых клиентов - например, использование средств массовой информации, реклама, анкетирование. В то же время, если значение показателя соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском приближается к нормативному, следует оценить работу банка по поддержанию объема банковских вкладов (депозитов) на необходимом для выполнения данного норматива уровне - например, сокращение видов банковских вкладов (депозитов) и снижение их привлекательности; а также возможную перспективу привлечения банковских вкладов (депозитов) в будущем. Для оценки правильности расчета указанного норматива проверяются полнота и правильность включения в расчет привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском в соответствии с требованиями Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Анализируется работа по освоению новых для банка источников ресурсов - например, открытие счетов "ЛОРО" нерезидентам, работа с банковскими пластиковыми карточками, выпуск облигаций; выявляются причины неиспользования существовавших ранее источников - например, прекращение работы с физическими лицами, переход крупных клиентов на обслуживание в другие банки, закрытие корреспондентских счетов. Целесообразно оценить степень обеспечения кредитов, предоставленных клиентам, постоянными и условно-постоянными ресурсами с помощью показателя, определяемого как процентное отношение кредитов, предоставленных клиентам (за исключением банков), и остатков средств на счетах клиентов (за исключением банков), в динамике в проверяемом периоде. Стабильное значение показателя 80 - 120 процентов рассматривается как фактор, снижающий уровень риска ликвидности; 32.2. оценивается способность банка обеспечивать (быстро повышать) ликвидность за счет изменения структуры активов. Анализируются структура активов банка и ее изменение в проверяемом периоде (на основании таблицы активов, составленной по расчету ликвидности); оценивается доля ликвидных активов. Обращается внимание на наличие в кредитном портфеле крупных долгосрочных кредитов, требующих сопоставимых по срокам и объемам источников финансирования. Оценивается возможность влияния на ликвидность кредитополучателей, рассматриваемых банком как крупные, - например, риск возврата кредита ранее либо позже установленного договором срока, принимаемые меры по снижению уровня риска; 32.3. особое внимание уделяется взаимосвязанным активам и пассивам - например, предоставление консорциального кредита с одновременным привлечением межбанковского депозита, привлечение межбанковского кредита для выдачи кредита клиенту банка - поставщика ресурсов, привлечение межбанковского кредита структурным подразделением банка с выдачей кредита головным офисом банка банку - поставщику ресурсов. Анализируется правильность отнесения активов и пассивов к взаимосвязанным, также уделяется внимание встречным сделкам, выявляется цель их осуществления - например, регулирование ликвидности, открытой позиции по валютному риску, доходности; 32.4. анализируются характер и объем операций, отраженных по внебалансовым счетам, в том числе требований и обязательств по предоставлению денежных средств, включая покрытие для осуществления платежа по аккредитивам; по отдельным видам гарантийных обязательств; по операциям с ценными бумагами. Если банк проявляет признаки возникновения временных проблем с ликвидностью, то целесообразно проанализировать степень его зависимости от обязательств по неисполненным объемам открытых кредитных линий кредитополучателям и другим принятым обязательствам и дать оценку такой практике принятия банком значительных обязательств в заключении по результатам проверки; 32.5. оценивается степень зависимости банка от непостоянных источников ресурсов в случае, когда банк не может создать и поддерживать депозитную базу, необходимую для обеспечения роста активов (в особенности кредитов), и не использует иные инструменты привлечения средств - например, выпуск векселей, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, а также не осуществляет сбалансированную процентную политику. Анализируются причины, размер, долговременность и частота заимствований на межбанковском рынке, дается оценка длительности зависимости от межбанковских ресурсов. Осуществляется анализ крупнейших заимствований в разрезе контрагентов (резидентов и нерезидентов), валют, сроков и процентных ставок, отслеживаются тенденции к росту или снижению объемов в проверяемом периоде, характер заимствований (постоянно или единичные случаи), концентрация риска (зависимость от одного или группы контрагентов), зависимость от банков-акционеров (особенно нерезидентов). Изучается, является ли проверяемый банк кредитором или кредитополучателем. Степень зависимости банка от привлеченных межбанковских средств целесообразно оценить с помощью показателя, определяемого как процентное отношение разницы привлеченных и размещенных межбанковских кредитов (депозитов) и привлеченных средств в динамике в проверяемом периоде. Стабильное значение показателя менее 10 процентов рассматривается как фактор, снижающий уровень риска ликвидности. Зависимость также может быть отображена графически - например, в виде диаграммы сравнительной структуры активов и пассивов в разрезе источников и направлений. 33. Проверяющими оценивается возможность банка привлекать средства в зависимости от его положения на рынке: объемы лимитов на межбанковские кредиты, открытые банками-резидентами и иностранными банками, их динамика, наличие или отсутствие поддержки со стороны контрагентов банка - например, государственная поддержка, подкрепление ресурсами со стороны взаимосвязанных с банком лиц. Анализируются характер, частота и объемы привлечения ресурсов от Национального банка. Если установлены факты длительной зависимости от таких ресурсов и привлечение значительных сумм в течение года, следует проанализировать, привлекаются ли ресурсы для регулирования ликвидности либо целевого финансирования клиентов, использует ли в последнем случае банк указанные ресурсы как дополнительный источник финансирования за счет разницы сроков погашения кредита клиентом и возврата средств Национальному банку. 34. В случае выявления недостатка (разрыва) ликвидности проверяющими анализируются характер разрыва (длительный или временный), причины его образования - например, использование средств, привлеченных на короткие сроки, для финансирования долгосрочных кредитных вложений; изменение структуры финансирования; влияние крупных кредитных рисков; наличие проблемных кредитов, погашаемых не в соответствии с установленными сроками; резкое увеличение пассивных остатков на счетах по учету средств в расчетах (балансовые счета групп 18, 38); утрата доверия к банку; системный кризис; форс-мажорные обстоятельства. Для оценки влияния на риск ликвидности анализируются ситуации, виды деятельности банка, которые привели к возникновению разрыва, например: разрыв вследствие дисбаланса сроков активов и пассивов, который может измениться только при изменении стратегии деятельности в долгосрочной перспективе. Для анализа подобной ситуации проверяющим следует сопоставить сроки исполнения обязательств и возврата активов, оценить размеры, характер (длительный, временный), структуру и динамику несоответствий сроков погашения активов и пассивов, компенсирование их положительными разницами в проверяемом периоде; целесообразно проследить ожидаемые тенденции влияния несоответствий на ликвидность; разрыв вследствие торговой деятельности на денежном рынке, и если он легко и быстро закрывается, то рассматривается как менее рискованный в сравнении с разрывом в результате дисбаланса сроков активов и пассивов; разрыв вследствие осуществления срочных сделок в иностранной валюте - например, форвардные контракты - также рассматривается как менее рискованный. Проверяющими изучаются методы измерения и контроля разрыва ликвидности, применяемые банком, - например, устанавливается ли банком лимит максимального кумулятивного оттока для контроля разрыва ликвидности по каждой валюте и по каждому сроку. Если банк в рамках своей политики не осуществляет измерение, проведение мониторинга и контроля ликвидности своих позиций по основным валютам, с которыми он работает, это рассматривается как фактор, повышающий уровень риска ликвидности. Выявленный разрыв ликвидности банка можно отразить графически - например, в виде диаграмм различных активов и пассивов по срокам погашения. 35. Одновременно оценивается достаточность принятых мер для устранения разрыва ликвидности - например, сокращает ли банк объемы активных операций; пересматривает ли сроки погашения выданных и вновь выдаваемых кредитов; ужесточает ли процедуры погашения просроченных кредитов; реструктуризирует ли кредитный и торговый портфель. При анализе проверяющим также следует принимать во внимание способность банка мобилизовать дополнительный объем банковских вкладов (депозитов) с соответствующими сроками, для чего обращается внимание на рост банковских вкладов (депозитов) в сопоставлении с ростом портфеля выданных кредитов - например, изменение отношения суммы кредитов к сумме банковских вкладов (депозитов), а также изменение состава банковских вкладов (депозитов). Данные тенденции могут отображаться графически (в виде диаграмм). 36. В ходе проверки управления ликвидностью учитывается создание банком внутренних подразделений (исполнительных органов банка) с четкими полномочиями по управлению риском ликвидности, а также наличие локальных актов банка по управлению ликвидностью - например, Стратегия управления ликвидностью, Положение об управлении рисками, в том числе риском ликвидности, Ресурсная и Лимитная политика. Даже если ликвидность на момент проведения проверки высока, отсутствие таких локальных актов, учитывающих специфику работы банка, или недостатки в разработанных локальных актах - например, отсутствие в них порядка и соответствующих процедур выявления (идентификации), оценки (измерения), мониторинга, контроля и ограничения (снижения уровня, минимизации) риска ликвидности, отражаются в заключении по результатам проверки как факторы, повышающие уровень риска ликвидности. Проверяющим следует обратить внимание: разработаны ли банком и используются ли им на практике принципы управления ликвидностью - например, дифференциация при установлении для структурных и внутренних подразделений банка абсолютных и относительных показателей по кредитному портфелю, ресурсной базе, торговому портфелю, иным показателям; осуществляется ли планирование формирования и использования ресурсной базы, а также составление прогнозов выполнения нормативов, выполняются ли планы (прогнозы) и какие принимаются меры в случае их невыполнения; разработана ли и выполняется ли программа наращивания ресурсной базы (указываются причины невыполнения). Проверяется наличие внутренних процедур поддержания ликвидности с указанием ответственных лиц, их функций и полномочий. Анализируется своевременность внесения в них изменений, связанных как с изменением законодательства Республики Беларусь, так и с изменением структуры и целей деятельности банка. Проверяющим следует дать оценку эффективности используемой модели управления ликвидностью (управление активами, управление пассивами, управление активами и пассивами); адекватности применяемой банком техники осуществления текущего контроля краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной ликвидности - например, составляется ли ежедневно расчетный платежный баланс, ведутся ли позиционные ведомости; осуществляется ли прогноз ликвидности на 20-е - 30-е число месяца, месяц, квартал; проводится ли коэффициентный анализ. Также оценивается достаточность и полнота текущего учета и контроля пределов риска ликвидности - например, снижается ли уровень риска путем перераспределения ресурсов внутри банка, ограничения полномочий работников банка; соблюдаются ли установленные лимиты и процедуры; осуществляются ли последующий контроль и самопроверки, а также контроль со стороны уполномоченного органа управления банком, исполнительных органов банка. В случае если выявлено, что банк использует различные схемы управления ликвидностью, не нарушая законодательства Республики Беларусь, манипулирует ликвидностью с целью сокрытия реального уровня риска, проверяющими на основании данных, полученных в ходе проверки, могут проводиться стресс-тесты ликвидности с отражением в заключении по результатам проверки оценки риска ее возможной утраты. 37. Необходимо уделить внимание оценке управления риском ликвидности в ходе проверок службы внутреннего аудита. Если подобные проверки в банке не проводились либо в материалах проверок содержатся лишь выявленные нарушения, отсутствуют выводы и предложения, результаты не доведены до уполномоченного органа управления банком, исполнительных органов банка или по ним не принимаются соответствующие меры, в план проверок не включались структурные подразделения банка, это отражается в заключении по результатам проверки как факторы, повышающие уровень риска ликвидности. 38. Изучается, создана ли в банке эффективная система, позволяющая рассчитать ликвидность по всем основным валютам, с которыми работает банк, как индивидуально, так и на совокупной основе, и составить своевременный отчет для уполномоченного органа управления банком, исполнительных органов банка. Наличие такой системы рассматривается как фактор, снижающий уровень риска ликвидности. Оценивается регулярность информирования уполномоченного органа управления банком, исполнительных органов банка о состоянии ликвидности - например, в виде служебных записок, аналитических отчетов и прогнозов; своевременность принимаемых мер по снижению уровня риска ликвидности - например, рассмотрение вопросов укрепления ресурсной базы, снижение лимитов на активные операции, корректировка полномочий ответственных лиц. 39. Тщательному анализу следует подвергнуть процедуру управления риском ликвидности на уровне структурных подразделений банка. Проверяется, закреплены ли документально полномочия - например, в положении о структурном подразделении банка, доверенности на его руководителя; изучается порядок установления и соблюдения лимитов в отношении структурных подразделений банка, планирования управления ликвидностью в структурных подразделениях и осуществление контроля выполнения данных планов со стороны банка. Следует также отразить в заключении по результатам проверки систему применяемых мер в случае нарушений или невыполнения планов, а также методы стимулирования - например, поощрения. 40. Для оценки процедур поддержания ликвидности не только в ходе непрерывного управления, но и в кризисных ситуациях, когда необходимо срочно использовать дополнительные источники финансирования для восстановления ликвидности, следует изучить работу банка по кризисному планированию. Анализируется достаточность плана финансирования в кризисных ситуациях для поддержания ликвидности. Например, содержатся ли в плане основные альтернативные сценарии: временное нарушение ликвидности при обычном проведении операций, когда финансирование банку требуется только на короткий срок; более долгосрочный кризис ликвидности - как системный, так и специфический для банка; сценарий, когда банк более не считается в целом экономически состоятельным. Оценивается, насколько содержание плана определено спецификой самого банка, видами деятельности и организационной структурой, а также принимаемыми рисками, устанавливаются ли индикаторы допустимого уровня потенциальных рисков. Изучается, предусмотрены ли все потребности банка в финансировании и ликвидности на основании анализа и построения количественных прогнозов всех значительных балансовых и внебалансовых потоков денежных средств, сочетания исходящих и входящих потоков денежных средств. Анализируется, каким образом в плане определена стратегия в отношении пассивов, четко ли определены, количественно измерены и ранжированы по предпочтительности все источники ресурсов: банковские вклады (депозиты) физических лиц, крупных клиентов - юридических лиц, взаимосвязанных с банком лиц; кредиты (депозиты) банков-резидентов, банков-нерезидентов, небанковских кредитно-финансовых организаций, Национального банка. Также анализируется стратегия в отношении активов, в частности, включает ли она оценку необходимости и возможности реализации избытка средств на денежном рынке, продажи ценных бумаг на условиях до погашения или обратного выкупа; реализации долгосрочных активов, основных средств. Аналогичным образом изучается стратегия привлечения средств: включает ли она установление процентной политики; определение возможности заимствований на денежном рынке, дополнительного привлечения средств клиентов банка, привлечения средств клиентов других банков, ресурсов Национального банка; совершенствование инструментов заимствования; разработку политики реагирования на запросы физических лиц о досрочном возврате банковских вкладов (депозитов); разработку специальных инструкций и установления чрезвычайного графика работы в условиях повышенного изъятия банковских вкладов (депозитов). Анализируется, какие организационные аспекты действий банка в кризисных ситуациях предусмотрены в плане - например, распределение ответственности членов исполнительных органов банка во время кризиса; имена, номера телефонов, адреса и обязанности членов кризисной команды; порядок взаимодействия с органами, осуществляющими надзор за деятельностью банков, крупными клиентами, прессой, инвесторами; координация на управленческом уровне, то есть механизм внутреннего обмена информацией между исполнительными органами банка и его ключевыми внутренними подразделениями. 41. Проверяется наличие и применение на практике системы раннего предупреждения, а также стресс-тестов подверженности риску ликвидности. При анализе сценариев, применяемых банком в стресс-тестах, проверяющими оценивается достаточность и актуальность использования в стресс-тестах факторных показателей, изменения которых влияют на риск ликвидности с учетом индивидуальных (характерных) особенностей данного банка, - например, рост проблемной задолженности, долгосрочных активов, привлеченных межбанковских кредитов, значительное сокращение (увеличение) валюты баланса, уменьшение объема или девальвация ликвидных активов. В частности, в банке, осуществляющем привлечение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, необходимо обращать внимание на наличие стресс-теста на отток вкладов населения; в банке, проводящем активную политику заимствования на межбанковском рынке, - стресс-теста на изменение установленных ему лимитов на межбанковские кредиты. В случае если при выборе сценария банком используется консервативный (пессимистический) подход, при котором допущения тяготеют к установлению более поздних дат для притоков наличности и более ранних дат для оттоков наличности, это рассматривается как фактор, снижающий уровень риска ликвидности. 42. Изучается обеспеченность банка техническими возможностями управления ликвидностью: наличие в банке собственных разработок в области математического анализа и компьютерных технологий, позволяющих максимально автоматизировать расчет нормативов ликвидности и осуществлять управление риском ликвидности в режиме реального времени; наличие разработанной и доведенной до структурных подразделений банка, внутренних подразделений головного офиса банка методики расчета нормативов безопасного функционирования (алгоритмов) и заполнения форм пруденциальной отчетности. В случае заполнения банком форм пруденциальной и управленческой отчетности вручную проверяющим устанавливаются причины отсутствия автоматизированной системы расчета и оцениваются перспективы ее внедрения. 43. На основании мотивированного суждения проверяющих определяется степень риска ликвидности (низкая - средняя - высокая) с учетом влияния количественных факторов. Количественные факторы влияния: наличие (отсутствие) фактов неисполнения платежей клиентов; соблюдение нормативов ликвидности; динамика изменений нормативов ликвидности (стабильные значения или резкие колебания значений) на различные отчетные даты; дисбаланс между значениями нормативов ликвидности на отчетную дату; наличие отрицательных несоответствий активов и пассивов по срокам погашения; недостаток (избыток) ликвидности в белорусских рублях (иностранной валюте); высокий (низкий) уровень ликвидных активов; высокая (низкая) степень обеспечения постоянными и условно-постоянными ресурсами кредитов клиентам; соответствие роста кредитной задолженности темпам роста постоянных и условно-постоянных привлеченных средств; зависимость от краткосрочных неустойчивых источников (постоянное привлечение межбанковских кредитов и ресурсов Национального банка); ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |