![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 21.03.2007 N 87 "Об утверждении Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 На основании статей 26, 34 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Рекомендации о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков (далее - Рекомендации). 2. Главным управлениям центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь (главным управлениям Национального банка по областям), принимающим участие в комплексных и тематических проверках, проводимых Главным управлением банковского надзора (управлениями банковского надзора главных управлений Национального банка по областям), применять данные Рекомендации в практической деятельности при осуществлении указанных проверок по входящим в их компетенцию вопросам. 3. Признать утратившим силу постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 25 июня 2002 г. N 209 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению проверок банков". 4. Настоящее постановление вступает в силу после его принятия. Председатель Правления П.П.ПРОКОПОВИЧ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 21.03.2007 N 87 РЕКОМЕНДАЦИИ О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРОВЕРОК БАНКОВ И НЕБАНКОВСКИХ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОЦЕНКЕ УРОВНЯ РИСКОВ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Рекомендации о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии со статьями 26, 34 Банковского кодекса Республики Беларусь и предназначены для практического использования работниками центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь (далее - Национальный банк), главных управлений Национального банка по областям (далее - главные управления по областям) в целях обеспечения их взаимодействия и исключения дублирования надзорных функций при проведении проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее - банки), достижения максимальной эффективности проводимых проверок, полного использования полученной в процессе проверок надзорной информации, непрерывности и последовательности процесса надзора на всех стадиях проверочной работы: планирование проверок; подготовка к проведению проверки; проведение проверки; подготовка материалов по результатам проверки; оформление результатов проверки и принятие решений по оценке рисков; определение надзорной оценки по итогам комплексной проверки. 2. Для целей настоящих Рекомендаций нижеприведенные термины используются в следующих значениях: 2.1. концентрация риска - требование (обязательство) или группа требований (обязательств) к отдельному клиенту или группе взаимосвязанных клиентов, а также клиентам, принадлежащим к отдельным отраслям экономики либо к географическим регионам, которые могут привести к достаточно большим убыткам (относительно величины нормативного капитала банка, суммы активов или общего уровня риска) и создать угрозу финансовому состоянию банка или его способности осуществлять основную деятельность; 2.2. кредитный портфель - совокупность требований банка, возникших в результате предоставления кредитов, выдачи (продажи) векселей с отсрочкой оплаты, осуществления финансовой аренды (лизинга), финансирования под уступку денежного требования (факторинга), исполнения банками выданных обязательств за третьих лиц, осуществления иных операций, подверженных кредитному риску, включая операции по предоставлению межбанковских кредитов, размещению межбанковских депозитов, приобретению ценных бумаг, удерживаемых до погашения; 2.3. инвестиционный портфель - совокупность вложений в уставные фонды дочерних банков и других юридических лиц, долевых участий, произведенных с целью получения возможности участия в управлении объектами инвестиционной деятельности, получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата; 2.4. внебалансовые требования и обязательства - требования и обязательства, не отраженные по балансовым счетам банка; 2.5. проблемные активы (условные обязательства) - задолженность, подверженная кредитному риску, и условные обязательства, классифицированные по III, IV, V группам риска, а также ценные бумаги, классифицированные по II, III, IV группам риска в соответствии с требованиями Инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 138 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 184, 8/15214) (далее - Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе); 2.6. крупные банки - банки, активы которых составляют не менее двух процентов от суммарного значения активов всех банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь, имеющие структурные подразделения во всех областных центрах Республики Беларусь; 2.7. риск-профиль - сочетание показателей риска банка, основанных на собранной, проанализированной и классифицированной информации, которое характеризует подверженность риску направлений деятельности с учетом сложившихся приоритетов банка; 2.8. чувствительность - подверженность стоимости активов (обязательств, нормативного капитала) банка воздействию отдельных внешних или внутренних факторов деятельности банка, банковских рисков; 2.9. критическая величина нормативного капитала - величина, после приближения к которой существенно вырастет вероятность невыполнения банком установленных нормативов достаточности нормативного капитала; 2.10. стресс-тест - оценка потенциального воздействия на финансовое состояние банка ряда заданных шоков (шоковых ситуаций), то есть изменений в факторах риска, соответствующих исключительным, но вероятным событиям; 2.11. VaR (Value-at-Risk) - базирующаяся на статистических методах модель оценки группы активов (пассивов), которая устанавливает границы потенциальных потерь с указанием их вероятности; максимально возможная величина потерь за определенный период времени с заданным доверительным интервалом - например, какие максимальные потери может понести банк по имеющемуся кредитному портфелю за один день с 99 процентами вероятности; 2.12. скоринг - математическая или статистическая модель, позволяющая банку на основе данных о потенциальном кредитополучателе дать оценку его платежеспособности для принятия решения о выдаче кредита; 2.13. андеррайтинг - посредническая деятельность по первичному размещению выпуска ценных бумаг эмитента с гарантированием его полного или частичного приобретения (гарантирование размещения); 2.14. постоянные и условно-постоянные ресурсы - средства на вкладных (депозитных), текущих (расчетных) и иных счетах юридических и физических лиц; 2.15. встречные сделки - операции между двумя банками, предусматривающие одновременное встречное размещение средств в одной и той же сумме на одинаковых условиях; 2.16. разрыв ликвидности - недостаток ликвидности, возникший в результате несоответствия (разрыва) в сроках погашения требований и обязательств; 2.17. максимальный кумулятивный отток (МКО) - расчет чистого избытка или дефицита денежных средств на определенную дату погашения; 2.18. кризисное планирование - прогнозирование потока денежных средств исходя из потребности в финансировании, наличия источников финансирования, возможностей реструктуризации (в том числе реализации) активов, а также выработка комплекса действий в соответствии со сценариями кризисных ситуаций, включая быстрый рост активов или быстрое изъятие пассивов; 2.19. система раннего предупреждения - совокупность методов и процедур, позволяющих оценить вероятность и причины возникновения в будущем кризисных ситуаций в деятельности банка и выработать механизмы защиты от их негативных последствий; 2.20. валютная корзина - специально подобранный банком набор иностранных валют, курс которых рассчитывается как их средняя величина с помощью математических методов; 2.21. метод "валютной корзины" - метод хеджирования (страхования) валютного риска, заключающийся в коррекции суммы платежа по контракту пропорционально изменению среднего курса валютной корзины; 2.22. валютная сделка - сделка покупки, продажи, конверсии иностранной валюты; 2.23. акции "первого эшелона" - высоколиквидные ценные бумаги кредитоспособных стабильных эмитентов, постоянно пользующиеся повышенным спросом на фондовом рынке и дающие их владельцам гарантии надежности и рентабельности (в международной практике - так называемые "голубые фишки"); 2.24. акции "второго эшелона" - ценные бумаги, не подпадающие под определение подпункта 2.23 настоящих Рекомендаций; 2.25. контроллинг - инструмент управления, используемый для объединения данных из разных учетных систем банка, упорядочения и предоставления их исполнительным органам банка, уполномоченным органам управления банком для осуществления оперативного и стратегического планирования, анализа, контроля и принятия решений; 2.26. условные потери - убытки, которые банк мог понести, но избежал в силу благоприятных обстоятельств; 2.27. бизнес-линии - направления, по которым распределяется деятельность банка для расчета суммы требований к нормативному капиталу в рамках стандартизированного подхода к расчету операционного риска согласно рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору (далее - Базельский комитет); 2.28. бета-фактор - установленный Базельским комитетом фиксированный процент, связывающий уровень требований к нормативному капиталу с уровнем валового дохода для каждой из бизнес-линий банка; 2.29. надзорная оценка банка - совокупная оценка показателей деятельности банка и уровня рисков, рассчитываемая с использованием определенной шкалы по результатам комплексной проверки банка. 3. Термины "торговый портфель", "розничный портфель", "кредитный риск", "рыночный риск", "процентный риск", "валютный риск", "фондовый риск", "товарный риск", "операционный риск", "производные ценные бумаги", "позиция" имеют значения, определенные Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 137 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 186, 8/15213) (далее - Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций). 4. Термины "комплексная проверка", "тематическая проверка", "акт (сводный акт) проверки", "заключение (сводное заключение) по результатам проверки", "структурные подразделения банка", "куратор банка", "количественные факторы оценки риска", "качественные факторы оценки риска", "рабочая группа", "руководитель рабочей группы" имеют значения, определенные Инструкцией о порядке проведения Национальным банком проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 января 2007 г. N 35 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 79, 8/16008) (далее - Инструкция о порядке проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций). 5. Термины "активы, подверженные кредитному риску" и "условные обязательства" имеют значения, определенные Инструкцией о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями резерва на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе. 6. Термины "уполномоченный орган управления банком", "исполнительный орган банка", "внутренний контроль", "система внутреннего контроля", "информационная безопасность", "служба внутреннего аудита", "конфликт интересов", "риск ликвидности" имеют значения, определенные Инструкцией об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 139 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 179, 8/15165) (далее - Инструкция об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях). 7. Термин "раскрытие информации" имеет значение, определенное Инструкцией о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 января 2006 г. N 6 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 36, 8/13937) (далее - Инструкция о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями). 8. Термины "Система "Кредитное бюро", "кредитная сделка", "кредитный отчет" имеют значения, определенные Инструкцией о порядке получения, формирования, обработки, хранения и предоставления Национальным банком Республики Беларусь сведений о кредитных договорах, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 ноября 2006 г. N 196 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 29, 8/15614). 9. Термины "финансовый инструмент", "производный финансовый инструмент", "справедливая стоимость" имеют значения, определенные Национальным стандартом финансовой отчетности 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации" (НСФО 32) для банков, утвержденным постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 30 сентября 2005 г. N 296. 10. Термины "признание", "прекращение признания", "реклассификация" имеют значения, определенные Национальным стандартом финансовой отчетности 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка" (НСФО 39) для банков, утвержденным постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. N 422. 11. Проведение проверок осуществляется в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о порядке проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, с учетом следующих особенностей. При планировании комплексных и тематических проверок банков, структурных подразделений банков (далее - проверки) помимо факторов, указанных в вышеназванной Инструкции, также учитывается надзорная оценка банка, определенная по результатам предыдущей комплексной проверки. Перед началом проверки заполняется форма планирования проверки согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям, которая позволяет выявить основные риски и эффективно определить направления проверки, а также служит основой для формирования программы проверки и подготовки распоряжения на проверку. Форма планирования проверки банка заполняется на основании информации, предоставленной куратором банка, а также полученной руководителем рабочей группы из иных источников; подписывается руководителем рабочей группы, куратором проверяемого банка; визируется начальником управления инспекции Главного управления банковского надзора (далее - управление инспекции) и начальником управления дистанционного надзора Главного управления банковского надзора (далее - управление дистанционного надзора) либо их заместителями. В главных управлениях по областям форма планирования проверки заполняется и подписывается руководителем рабочей группы, осуществляющей проверку структурного подразделения банка, только в части, относящейся к проверяемому структурному подразделению банка, на основании информации, имеющейся в главных управлениях по областям, и визируется начальником управления банковского надзора главного управления по области либо его заместителем. 12. При проведении комплексной проверки деятельность банка рассматривается и оценивается, как правило, по следующим направлениям: оценка достаточности нормативного капитала; оценка уровня рисков, принимаемых банком, и управления ими: кредитный риск, риск ликвидности, рыночные риски (процентный риск, валютный риск, фондовый риск, товарный риск), операционный риск, прочие риски; оценка эффективности функционирования банка: прибыльность (доходность) банка, показатели рентабельности; оценка качества управления банком: система управления, организационная структура, взаимодействие уполномоченного органа управления банком и исполнительных органов банка, бизнес-планирование, управление рисками, система внутреннего контроля, внутренний аудит, взаимодействие с аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем), кадровая политика; соблюдение банком единой методики расчета нормативного капитала, активов и обязательств, размеров риска, выполнение нормативов безопасного функционирования; выполнение банком требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок проведения банками операций; организацию кредитных отношений; наличного денежного обращения, кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей; операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, банковскими пластиковыми карточками, электронными деньгами; а также соблюдение требований по валютному регулированию и валютному контролю, предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма; требований в области обеспечения безопасности и защиты информационных ресурсов; иные вопросы в соответствии с целями и программой проверки. При проведении тематической проверки банка, структурного подразделения банка оценка их деятельности осуществляется по отдельным направлениям в соответствии с целями и программой проверки. Глава 2 ОЦЕНКА ДОСТАТОЧНОСТИ НОРМАТИВНОГО КАПИТАЛА 13. Проверяющим необходимо осуществить детальный анализ достаточности нормативного капитала, так как капитал банка выполняет важные функции для текущей деятельности и для обеспечения долгосрочной жизнеспособности банка. В ходе анализа рассматриваются состояние нормативного капитала и правильность расчета нормативов достаточности нормативного капитала на момент проверки (при необходимости - на любую отчетную дату в проверяемом периоде), а также дается перспективная оценка величины нормативного капитала в соответствии с принимаемым уровнем рисков. Оценка достаточности нормативного капитала осуществляется в ходе комплексной проверки банка с учетом рекомендаций Базельского комитета. Проверяющим необходимо убедиться в том, что выбранные банком ориентиры величины нормативного капитала учитывают все факторы риска; соблюдение этих ориентиров надлежащим образом контролируется и проверяется уполномоченным органом управления банком, исполнительными органами банка; состав и величина нормативного капитала соответствует характеру, масштабу деятельности банка и уровню принимаемых рисков. Следует также оценить степень учета банком непредвиденных обстоятельств при установлении величины нормативного капитала, соизмеримость сложности сценариев и моделей, используемых для анализа достаточности нормативного капитала, с характером деятельности банка. Также необходимо оценить качество отчетности, используемой в банке для принятия управленческих решений (далее - управленческая отчетность), адекватность принимаемым рискам процесса управления рисками, включаемыми в расчет нормативов достаточности нормативного капитала, и системы внутреннего контроля. При проверке структурных подразделений банка анализируется правильность оценки степени кредитного риска активов и внебалансовых обязательств, включаемых в расчет нормативов достаточности нормативного капитала. 14. Проверку следует начинать с анализа структуры нормативного капитала банка, которую целесообразно представить в форме таблицы согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям. Структура нормативного капитала оценивается с точки зрения способности его составляющих покрывать убытки: чем выше удельный вес составляющих, относящихся к основному капиталу, тем более надежным и качественным является нормативный капитал банка. Для оценки можно использовать показатель качества капитала, который определяется как процентное отношение дополнительного капитала к основному капиталу. Значение, не превышающее 75 процентов, признается удовлетворительным. Поскольку наибольшей стабильностью и способностью покрывать убытки обладает основной капитал I уровня, для оценки надежности капитала банка анализируется динамика доли основного капитала в проверяемом периоде на отчетные даты, определенные на подготовительном этапе проверки (для наглядности можно представить в графическом виде). Изучается структура уставного фонда в разрезе акционеров (в том числе по формам собственности и признаку резидентства), соотношение акций различных видов и категорий (простые, привилегированные), их количество и номинальная стоимость. Анализируется прозрачность структуры акционеров банка, раскрытие банком информации о реальном собственнике. В заключении по результатам проверки приводится перечень основных акционеров, владеющих крупными (5 процентов уставного фонда банка и более) пакетами акций, и доля их участия. При наличии у банка права на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) проверяется отсутствие в составе нормативного капитала средств резидентов государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорных зон), определяемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также средств юридических лиц групп "D" и "C", банков групп "D" и "C", определяемых в соответствии с Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. В случае увеличения уставного фонда анализируются источники его пополнения. В случае уменьшения основного капитала в связи с выкупом банком собственных акций выявляются причины выкупа, наличие соответствующих решений уполномоченного органа управления банком, оцениваются перспективы последующей реализации акций. Во всех случаях анализируются изменения в составе акционеров - в первую очередь изменение доли, принадлежащей крупным акционерам; оценивается концентрация рисков (с учетом вкладов реального и формального собственников); проверяется соответствие законодательству Республики Беларусь и уставу банка процедуры продажи акций в закрытых акционерных обществах с учетом преимущественного права на приобретение дополнительно выпущенных акций его акционерами и обществом. В случае уменьшения основного капитала на сумму собственных акций банка, переданных ему в залог, оценивается целесообразность выдачи кредита под залог собственных акций, перспективы погашения кредита, характер взаимоотношений банка с кредитополучателем. Изучается правильность и полнота создания резервного фонда в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь; правомерность использования фонда; анализируется соответствие локальным нормативным правовым актам банка (далее - локальные акты банка) процедур формирования и использования других фондов банка - например, фонда развития. Оценивается правильность включения в расчет нормативного капитала элементов, способность покрывать риски которых ограничена: неподтвержденная прибыль прошлых лет, текущего года и сформированные за ее счет фонды, общие резервы, суммы переоценки, субординированные кредиты (дополнительный капитал II и III уровня, принимаемый в расчет в сумме, не превышающей сумму основного капитала). Анализу, в частности, подвергаются: тенденция и перспективы изменения финансового результата текущего года (динамика прибыли, выполнение планов по прибыли); правильность переоценки основных средств (целесообразно проверить при изменении доли неденежной части уставного фонда); правильность формирования фондов за счет неподтвержденной прибыли (соблюдение утвержденного порядка распределения прибыли, формирования фондов - например, за счет авансовых отчислений, в том числе структурных подразделений банка). При анализе субординированных кредитов, займов изучается: не включаются ли в расчет нормативного капитала привлеченные субординированные депозиты; каковы особенности оформления субординированного займа - например, оформление займа векселем или облигацией; не осуществляет ли банк самофинансирование - например, путем предоставления средств в виде кредита напрямую либо через третьих лиц с последующим получением субординированного кредита, другими способами. Проверяется соблюдение условий предоставления субординированных кредитов, займов; соответствие дополнений и изменений, вносимых в договор, установленным требованиям; правильность и своевременность исключения субординированного кредита, займа из расчета нормативного капитала в случае изменения условий договора; правильность включения долгосрочного субординированного кредита, займа в расчет нормативного капитала в зависимости от периода до окончания срока возврата (в полной либо остаточной сумме). Проверяется, не превышает ли капитал III уровня установленную величину - 250 процентов от величины нормативного капитала I и II уровней, имеющегося у банка для покрытия величины рыночных рисков; направлен ли капитал III уровня исключительно для покрытия рыночных рисков, а не иных - например, кредитного или операционного риска. Анализируются суммы, вычитаемые из нормативного капитала, в том числе при необходимости проверяется правильность их расчета: иммобилизация - достаточность источников собственных средств на покрытие затрат капитального характера; сумма имущества, переданного банком в доверительное управление, и выданные займы - мотивировка передачи (выдачи) средств, характер взаимоотношений с контрагентами; недосозданные специальные резервы - отраженные банком и выявленные в ходе проверки; выданный субординированный кредит (заем) - правомерность выдачи, условия. Для оценки правильности уменьшения нормативного капитала на величину превышения суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц над ее максимальным размером изучаются досье должников - инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц. Также оценивается влияние специальных резервов на величину нормативного капитала. В случае выявления фактов создания специальных резервов не в полном объеме (излишнего уменьшения) проверяющим следует произвести корректировку нормативного капитала на сумму недосозданных специальных резервов (корректировку доходов на сумму излишнего уменьшения специальных резервов). Проверяется, учитываются ли при расчете нормативного капитала резервы на возможные потери, созданные в соответствии с локальными актами банка. Оценивается влияние на структуру капитала и значения нормативов достаточности нормативного капитала, оказываемое инвестиционным портфелем банка. Изучаются тенденции инвестиционных вложений по экономическим регионам, группам клиентов, отраслям экономики. Проверяющими анализируется мотивировка осуществления инвестиций - например, получение прибыли; приобретение сельскохозяйственных организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь для эффективного управления; создание дочерних и зависимых юридических лиц для проведения определенных операций, например, страхование собственных клиентов, лизинговые операции, строительство; перевод проблемных активов клиентов для улучшения структуры кредитного портфеля. Оценивается эффективность инвестиционного портфеля для банка, его реальная стоимость, степень взаимосвязи и взаимовлияния банка и юридических лиц, в уставные фонды которых произведены вклады, а также влияние деятельности таких юридических лиц на оценку рисков и финансового состояния банка. В случае если установлены факты, свидетельствующие о создании либо использовании дочернего или зависимого юридического лица с целью переноса на него рисков банка - например, случаи продажи банком дочернему юридическому лицу собственных ранее выкупленных акций, что уменьшило нормативный капитал; передача в лизинг имущества предприятия, имеющего проблемную задолженность, с переводом задолженности на баланс лизинговой компании - это рассматривается как факторы, ухудшающие структуру нормативного капитала. Проверяющими оцениваются объемы долевых участий в уставных фондах юридических лиц и вложений в дочерние банки и иные дочерние юридические лица, процентное соотношение инвестиций к нормативному капиталу; проверяется соблюдение нормативов участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций. Анализируется каждый пакет долевых участий и вложений в дочерние и зависимые юридические лица в отдельности, в частности, рассматриваются: наличие решения соответствующего органа управления банком об участии в дочернем юридическом лице, наличие соответствующего согласия или разрешения Национального банка, краткая характеристика и основной вид деятельности объекта вложения, объемы и динамика инвестиций, факты предоставления кредитов дочернему (зависимому) юридическому лицу, финансовый результат деятельности, выплата дивидендов, возврат вложений, иные аспекты, позволяющие сделать вывод о влиянии инвестиционной деятельности банка на его нормативный капитал. Оценивается эффективность вложений, получение доходов (с указанием крупнейших источников); факты бездоходного участия, получения убытков (списания с баланса задолженности по долевому участию) с отражением причин; достаточность принимаемых банком мер по оптимизации структуры инвестиционного портфеля с точки зрения эффективности вложений (планы ликвидации дочернего юридического лица). Взаимоотношения между банком и дочерними (зависимыми) юридическими лицами целесообразно отображать в виде схемы. 15. При анализе достаточности нормативного капитала проверяющим следует учитывать динамику и структуру бухгалтерского баланса банка. В случае резкого увеличения объема (количества) операций банка рассматриваются следующие вопросы: ведет ли это к снижению показателей достаточности нормативного капитала и не представляют ли опасности нарушения установленных нормативов; адекватен ли запас нормативного капитала банка такому росту; располагает ли банк программой действий по поддержанию нормативного капитала на уровне, достаточном для обеспечения быстрого роста объема (количества) операций банка; сопровождается ли быстрый рост объема (количества) операций увеличением объема активов с более высокой степенью кредитного риска; наблюдаются ли признаки снижения качества активов (увеличение уровня проблемных активов, возрастание концентрации риска); насколько быстрый рост объема (количества) операций финансируется за счет неустойчивых пассивов, что при неблагоприятных для банка обстоятельствах может привести к кризису ликвидности. Влияние структуры активов по группам риска на достаточность нормативного капитала оценивается путем анализа уровня и динамики активов, требующих создания специальных резервов. Банки с высоким уровнем проблемных активов нуждаются в большей величине нормативного капитала для поддержки активных операций, чем банки со сравнительно низким уровнем указанных активов. Анализируются методика и практика банка в отношении распределения активов по группам кредитного риска при расчете достаточности нормативного капитала. Проверяется, разработан ли банком локальный акт, устанавливающий порядок и процедуры классификации активов по группам кредитного риска с учетом внешних рейтингов контрагентов (далее - рейтинги), присваиваемых международными рейтинговыми агентствами "Moody's Investors Service", "Fitch", "Standard and Poor's", и обеспечения; доведен ли этот локальный акт банка до работников внутренних подразделений банка, осуществляющих классификацию. Рейтинги контрагентов и распределение активов по группам риска приведены в приложении 3 к настоящим Рекомендациям. Изучается, соответствует ли порядок классификации активов по группам кредитного риска требованиям Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; соблюдает ли банк установленные требования к использованию рейтингов контрагентов (только рейтинги, публикуемые в изданиях международных рейтинговых агентств и на их интернет-сайтах), имеет ли информация о рейтингах четкий структурированный вид и с какой регулярностью она обновляется (как положительный фактор рассматривается обновление не реже одного раза в месяц); предусмотрен ли в локальном акте банка порядок отражения кредитной задолженности по соответствующим группам риска при наличии нескольких видов обеспечения по одному договору на размещение активов. Оценка правильности расчета банком уровня кредитного риска осуществляется путем проверки правильности отнесения активов к одной из семи групп в зависимости от степени кредитного риска со степенями риска от нуля процентов (I группа) до 150 процентов (VII группа) в соответствии с требованиями Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Основным критерием классификации является внешняя оценка долгосрочных рейтингов контрагентов. Особое внимание следует уделять правильности отнесения контрагента с определенным рейтингом к той или иной группе кредитного риска. Анализу в первую очередь подвергаются активы, отнесенные банком к I, II и IV группам кредитного риска. Проверяется, признает ли банк контрагента не имеющим рейтинга при классификации требований к нему, выраженных в определенной валюте, если контрагенту не установлен долгосрочный рейтинг в этой валюте. Активы, отнесенные к III и V группам кредитного риска (кредиты на строительство (приобретение) жилья и требования, включенные в розничный портфель), анализируются с учетом обеспеченности и совокупности требований к контрагенту. Проверяется правильность отнесения активов к данным группам кредитного риска исходя из соответствия условий договоров установленным требованиям, позволяющим включить актив в группу с меньшей степенью риска. Также анализируются активы, связанные с обеспечением собственных нужд банка (здания, сооружения и другие основные средства), прочие активы - например, дебиторы по хозяйственным операциям банка, отнесенные к VI группе риска, с точки зрения необходимости поддерживать большую величину нормативного капитала для покрытия кредитного риска по данным активам. В частности, оцениваются их объемы, доля в суммарных активах, динамика, причины изменения - например, приобретение зданий для открываемых структурных подразделений банка, рост задолженности по капитальным вложениям и по платежам в бюджет, соответствие целям деятельности банка и источникам собственных средств. Аналогичным образом оценивается уровень и качество принятых банком внебалансовых обязательств, подверженных кредитному риску. Данные обязательства проверяются с точки зрения правильности их отражения и классификации в зависимости от уровня кредитного риска в соответствии с требованиями Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (отнесение к одной из четырех групп со степенями риска от 1,0 (I группа) до 0 (IV группа). Отмечаются темпы роста таких обязательств, особенно если они превышают рост объема операций на балансовых счетах. Особое внимание уделяется соблюдению условий, позволяющих включить внебалансовые обязательства в IV группу, - наличие в договорах возможности банка безусловно отказаться от исполнения обязательств в любой момент времени без предварительного уведомления; наличие обеспечения в виде гарантийного депозита денежных средств в валюте исполнения обязательств либо в свободно конвертируемой валюте (далее - СКВ); предоставление приказодателем денежных средств по аккредитивам. Также проверяется правомерность исключения из расчета взаимосвязанных (балансовых и внебалансовых) требований и обязательств. Как правило, проверка правильности распределения по группам риска при расчете достаточности нормативного капитала должна охватывать не менее 60 - 70 процентов активов и внебалансовых обязательств головного офиса банка (проверяемого структурного подразделения банка). В крупных банках, а также банках, розничный портфель которых составляет не менее 10 процентов кредитного портфеля, охват определяется индивидуально перед началом проверки руководителем рабочей группы по согласованию с начальником управления инспекции (начальником управления банковского надзора главного управления по области). Проверка осуществляется на основании досье клиентов, балансовых данных и выписок из лицевых счетов, аналитической информации банка, подготавливаемой для осуществления расчета нормативов достаточности нормативного капитала. В случае выявления расхождений с банком проверяющие составляют расчеты нормативов достаточности нормативного капитала с необходимыми корректировками с учетом ошибок, выявленных при проверке структурных подразделений банка. Для наглядности по результатам анализа структуры активов и внебалансовых обязательств, взвешенных по риску, структуры кредитного, торгового и инвестиционного портфелей банка можно построить график (диаграмму) риск-профиля активов банка за проверяемый период. В случае ухудшения риск-профиля банка следует сделать вывод о необходимости дополнительного нормативного капитала для покрытия рисков. 16. Изучается практика банка по выплате дивидендов. Поскольку чистая прибыль является постоянным источником внутреннего роста нормативного капитала, проверяющим следует обращать внимание на то, что банк, который испытывает его недостаток, должен наращивать нормативный капитал, используя в качестве первоочередного источника прибыль. Проверяется наличие локального акта банка, регулирующего выплату дивидендов, соблюдение требований законодательства Республики Беларусь при их выплате. Если значения достаточности нормативного капитала приближаются к нормативным и (или) имеют тенденцию к снижению, то целесообразно проанализировать значения утвержденных банком показателей, определяющих формирование фонда дивидендов, а также фонда развития и резервного фонда; объемы чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов и на пополнение фондов, и их соотношение. Если данное соотношение увеличивается на фоне снижения значения (невыполнения) нормативов безопасного функционирования, это рассматривается как отрицательный фактор влияния на достаточность нормативного капитала. Случаи выплаты дивидендов в таких ситуациях, даже если стоимость чистых активов банка не становится меньше его уставного фонда и резервного фонда в результате выплаты дивидендов, также рассматриваются как отрицательные факторы влияния на достаточность нормативного капитала. 17. Проверяющим необходимо дать оценку качества управления капиталом, для чего изучается, использует ли банк на практике рекомендации Базельского комитета по формированию системы управления капиталом, включающие контроль со стороны уполномоченного органа управления банком, исполнительных органов банка, обоснованную оценку величины нормативного капитала, всестороннюю оценку рисков, мониторинг и отчетность, проверку системы внутреннего контроля. Для оценки качества контроля со стороны уполномоченного органа управления банком, исполнительных органов банка проверяющие анализируют, имеются ли у них понимание сущности и уровня принимаемых рисков, их соотношения с величиной нормативного капитала; фактическое соответствие процедур управления рисками их структуре и бизнес-плану; насколько четко стратегический план определяет потребности банка в капитале, ожидаемые затраты капитального характера, желательную величину нормативного капитала для покрытия рисков и внешние источники его пополнения. Проверяется, разработаны ли соответствующие локальные акты банка для осуществления обоснованной оценки достаточности нормативного капитала и всесторонней оценки рисков, которые позволяют выявлять, учитывать и измерять степень всех существенных рисков, с которыми сталкивается банк. Проверяющими изучается наличие установленных уполномоченным органом управления банком, исполнительными органами банка рамок оценки различных рисков, разработана ли система соотнесения риска с величиной нормативного капитала банка, определена ли методология мониторинга соблюдения внутренней политики банка; утверждены ли уполномоченным органом управления банком, исполнительным органом банка политика и процедура внутреннего контроля, доведены ли эти документы до всех работников банка и соблюдаются ли они на практике. Проверяющими также изучается, создана ли адекватная система мониторинга и отчетности по разным видам рисков, а также разработаны ли оценки влияния изменений характера риска на требования к нормативному капиталу. Оцениваются регулярность и достаточность информации о характере риска и потребностях банка в капитале, представляемой уполномоченному органу управления банком, исполнительным органам банка. Также изучается эффективность контроля банком процесса оценки нормативного капитала (включая проверку внутреннего и внешнего аудита). В обязательном порядке изучается процедура (система) управления рисками, присутствие в ней такого элемента, как анализ на периодичной основе адекватности осуществляемой банком оценки величины нормативного капитала его структуре, масштабу и сложности деятельности; достоверности и полноты исходных данных, используемых в процессе управления; чувствительности банка к различным видам рисков, влияющим на величину нормативного капитала; достаточности нормативного капитала банка в случае возможного негативного развития событий либо при принятии уполномоченным органом управления банком, исполнительными органами банка решений, затрагивающих величину нормативного капитала; обоснованности параметров сценариев стресс-тестов, используемых в моделировании. Оценивается взаимодействие и взаимное влияние акционеров, собственника и исполнительных органов банка, в частности: влияние основного акционера, собственника, его планы на будущее банка (расширение деятельности, сохранение существующего объема и спектра операций, продажа банка); возможные факты противостояния акционеров, собственника и исполнительных органов банка при получении доходов (дилемма риск - доходность), распределении прибыли (на пополнение уставного фонда или выплату дивидендов). Оцениваются перспективы роста объема (количества) операций банка, достаточность планов по устранению недостатка нормативного капитала (его увеличению), доступ к новым источникам капитала. Анализируются модели роста в случае проявления каких-то признаков снижения (сохранения на прежнем уровне) нормативного капитала. Если у банка имеются признаки недостаточности нормативного капитала, то устанавливается, какие планы реализуются банком с целью решения этой проблемы. Изучается, каким образом банк планирует увеличить нормативный капитал и улучшить его структуру - за счет внутренних источников (в том числе в результате изменения структуры баланса, сокращения общего объема активов, отказа от выплаты дивидендов и направления прибыли на пополнение уставного фонда) либо за счет внешних источников (за счет привлечения капитала от акционеров, собственника, новых инвесторов). Оценивается выбор подхода и потенциальные проблемы, связанные с ним; реальные перспективы (возможность банка) по наращиванию нормативного капитала, в том числе путем привлечения извне, а также фактическое выполнение плана по устранению недостатка нормативного капитала. Если у банка имеется избыток нормативного капитала, то есть значение достаточности нормативного капитала составляет 30 процентов и более, а значение достаточности основного капитала составляет 20 процентов и более, проверяющими выявляется, установлены ли локальными актами банка предельные показатели для значений достаточности нормативного и основного капитала и соблюдаются ли они на практике. Также изучаются причины возникновения избытка нормативного капитала, оценивается адекватность величины нормативного капитала проводимым активным операциям; изучаются планы по более эффективному использованию нормативного капитала банка. 18. Анализируется выполнение банком нормативов достаточности нормативного и основного капитала в проверяемом периоде (в динамике); отражаются нарушения нормативов и меры по их устранению; эффективность мер, которые применялись Национальным банком. В случае ухудшения нормативов анализируются причины ухудшения - например, рост валюты баланса при сохранении величины нормативного капитала, изменение риск-профиля; изучается наличие и оценивается качество комплекса мер и процедур управления и контроля риска потери нормативного капитала, возможности банка справиться с более высоким уровнем риска проводимых операций. Изучается, осуществляет ли банк анализ достаточности нормативного капитала, используя моделирование ситуаций на основе проведения стресс-тестов подверженности рискам. Оценивается, охватывает ли применение банком данных инструментов большинство факторов риска и возможных причин изменения величины (структуры) нормативного капитала, присущих данному банку; основывается ли банк на сценариях оценки риска потери нормативного капитала с различным уровнем вероятности возникновения риска; а также определяет ли банк критическую величину нормативного капитала. 19. На основании мотивированного суждения проверяющих определяется показатель достаточности нормативного капитала (достаточный - недостаточный) с учетом влияния количественных и качественных факторов. Количественные факторы влияния: соблюдение требований к достаточности нормативного капитала, наличие фактов невыполнения нормативов достаточности; наличие избытка нормативного и (или) основного капитала; структура нормативного капитала, высокий (низкий) показатель качества нормативного капитала; качество и объем доходов, наличие незапланированной прибыли; рост (сокращение) инвестиций в дочерние и зависимые юридические лица; полнота формирования резервного фонда; уровень и динамика проблемных активов; полнота формирования специальных резервов; объемы и уровень риска внебалансовых обязательств; положительная (отрицательная) динамика риск-профиля активов банка; рентабельность нормативного капитала и уставного фонда; величина дивидендов; иные количественные факторы. Качественные факторы влияния: наличие локальных актов банка, регламентирующих расчет достаточности нормативного капитала банка с учетом всех рисков (включая риски, возникающие в структурных подразделениях банка), а также управление нормативным капиталом (в том числе в кризисных ситуациях); соблюдение (несоблюдение) локальных актов банка и нормативных правовых актов Национального банка, устанавливающих требования к управлению нормативным капиталом; наличие (отсутствие) проблем с увеличением уставного фонда; соблюдение требований законодательства Республики Беларусь при выплате дивидендов; перспективы роста нормативного капитала банка, наличие, реальность и выполнение планов развития, привлечение новых инвесторов; наличие адекватной методики классификации активов и внебалансовых обязательств по группам в зависимости от степени кредитного риска, правильность классификации; полнота и правильность отражения операций в учете; достоверность пруденциальной отчетности, контроль за правильностью данных, представляемых структурными подразделениями банка для включения в пруденциальную отчетность; регулярность и качество проверок службой внутреннего аудита вопросов управления нормативным капиталом и расчета нормативов безопасного функционирования; наличие методики и фактическое проведение моделирования величины нормативного капитала на основании стресс-тестов подверженности рискам; невыполнение предписаний Национального банка об устранении нарушений; иные качественные факторы. На достаточность нормативного капитала указывает стабильное соблюдение нормативов достаточности нормативного капитала, а также соответствие величины нормативного капитала характеру и масштабу деятельности банка, эффективное управление капиталом. Если нормативный капитал оценивается как достаточный, следует оценить запас его надежности, позволяющий покрыть возможные риски. В случае наличия избытка нормативного капитала (значения нормативов достаточности свыше 30 процентов для нормативного капитала и свыше 20 процентов - для основного капитала) проверяющими дается оценка эффективности его использования и адекватности величины нормативного капитала структуре активов и уровню принимаемых рисков. При наличии факторов, которые позволяют сделать вывод о возможности быстрого вывода средств акционерами, собственником, - например, значительные средства на корреспондентских счетах в банке, являющемся акционером, кредитование акционеров под залог акций банка, выявление различных схем переразмещения средств акционеров с участием иностранных банков, проверяющие моделируют расчет нормативов достаточности с отражением результата в заключении по результатам проверки. На недостаточность нормативного капитала указывает недостаточно эффективное управление капиталом; необходимость его увеличения для приведения в соответствие с величиной и структурой рисков, даже если величина нормативного капитала банка и (или) значения нормативов достаточности превышают минимальные нормативные требования. В случае их невыполнения проверяющими оценивается величина нормативного капитала, которая необходима дополнительно, чтобы выполнить установленные требования к достаточности нормативного капитала, дается оценка перспектив роста нормативного капитала банка и рекомендации по его увеличению, в том числе обращение за помощью к акционерам, собственнику или привлечение других внешних источников финансовой поддержки. Глава 3 ОЦЕНКА КРЕДИТНОГО РИСКА 20. Поскольку кредитный риск является, как правило, главной причиной потерь (убытков) банка, возникающих в результате неисполнения, несвоевременного или ненадлежащего исполнения должником-клиентом (контрагентом) обязательств перед банком, следует уделять особое внимание его анализу в ходе проверки как банка, так и структурных подразделений банка. Оценка кредитного риска включает следующие основные аспекты: проверка соблюдения нормативов ограничения кредитных рисков, правильность составления пруденциальной отчетности; оценка степени кредитного риска (размер рисков); оценка качества управления риском (наличие процедур управления и их адекватная реализация). При установлении фактов искажения расчета нормативов ограничения кредитных рисков и пруденциальной отчетности проверяющими производится корректировка расчета размера кредитных рисков (с учетом нарушений, выявленных в структурных подразделениях банка), при этом оценивается степень влияния корректировок на расчет нормативов достаточности нормативного капитала. 21. Анализируется выполнение следующих установленных Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций нормативов ограничения кредитных рисков: норматив максимального кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников); норматив суммарной величины крупных кредитных рисков; норматив максимального размера кредитного риска на одного инсайдера - физическое лицо и взаимосвязанных с ним физических лиц; норматив максимального размера кредитного риска на одного инсайдера - физическое лицо и взаимосвязанных с ним юридических лиц; норматив максимального размера кредитного риска на одного инсайдера - юридическое лицо и взаимосвязанных с ним лиц; норматив суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров - юридических лиц и взаимосвязанных с ними лиц и инсайдеров - физических лиц и взаимосвязанных с ними юридических лиц; норматив суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров - физических лиц и взаимосвязанных с ними физических лиц; норматив максимального размера риска по средствам, размещенным в странах, не входящих в группу "A", согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям. В случае невыполнения этих нормативов оценивается частота нарушений, их продолжительность, предоставление преференций - например, по объемам, срокам, выполнение установленных Национальным банком графиков приведения нормативов в соответствие, принимаемые банком меры по устранению нарушений; отражается эффективность мер, которые применялись Национальным банком. Соблюдение установленных требований при отражении активов и внебалансовых обязательств на счетах бухгалтерского учета по экономической сущности, реальность наличия у банка отраженных в учете статей оценивается на основании досье клиента, документов, подтверждающих право собственности, право требования, балансовых данных и выписок из лицевых счетов, аналитической информации банка, подготавливаемой для осуществления расчета нормативов безопасного функционирования. При этом необходимо обращать внимание на правомерность исключения из расчетов взаимосвязанных требований и обязательств (наличие в договорах условий, при которых необходимость исполнения обязательств по возврату привлеченных средств наступает для банка только при условии исполнения его соответствующих требований в сумме, достаточной для исполнения обязательств). В случае наличия расхождений в расчетах нормативов ограничения кредитных рисков проверяющие составляют формы расчета с корректировкой всех ошибочных строк, включая ошибки, выявленные при проверке структурных подразделений банка. 22. Для оценки степени кредитного риска анализируется структура активов, проверяется правильность классификации активов (условных обязательств) по степени надежности и оценивается достаточность сформированных специальных резервов; оценивается качество кредитного портфеля. Кроме того, анализируется эффективность политики банка в области активных операций, в том числе кредитования, операций с ценными бумагами; процедур управления кредитным портфелем. Структура активов анализируется в зависимости от специфики банка - например, в разрезе портфелей активов (кредитный, торговый, инвестиционный); контрагентов (банки, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, органы государственного управления); по признаку резидентства; по видам активных операций (межбанковские кредиты, кредиты юридическим и физическим лицам, инвестиции, вложения в ценные бумаги); по направлениям размещения активов по страновому, отраслевому и другим признакам; по степени ликвидности и кредитного риска. Далее подробно анализируются активы, подверженные кредитному риску, - их доля в составе активов банка, структура, основные направления размещения. Как правило, структура активов, подверженных кредитному риску, в заключении по результатам проверки представляется в виде таблицы в динамике за проверяемый период, с комментариями причин изменения величины активов по каждой статье - например, рост (снижение) объема кредитного портфеля, вложений в ценные бумаги, увеличение объемов кредитования физических лиц, лизинговых операций; оценкой общего состояния и динамики проблемных активов (условных обязательств). В ходе анализа приоритет отдается проверке активов, составляющих наибольший процент от всех активов банка, подверженных кредитному риску; обязательно оцениваются и проверяются все крупные кредитные риски, далее проверка осуществляется выборочно по принципу убывания объемов активов. Как правило, проверка должна охватывать не менее 60 - 70 процентов активов и внебалансовых обязательств головного офиса банка (проверяемого структурного подразделения банка). В крупных банках, а также банках, розничный портфель которых составляет не менее 10 процентов кредитного портфеля, охват определяется руководителем рабочей группы по согласованию с начальником управления инспекции (начальником управления банковского надзора главного управления по области) индивидуально перед началом проверки. Анализ осуществляется на основании кредитных досье клиентов, договоров, балансовых данных, выписок из лицевых счетов, аналитической информации банка и иных данных. При этом проверяющими заполняются формы анализа активов, отражающие специфические особенности различных групп, - например, кредиты юридическим и физическим лицам, банкам, операции с ценными бумагами, которые служат основой для формирования соответствующего раздела заключения по результатам проверки и включаются в рабочие материалы указанного заключения. 23. При анализе всех групп активов в обязательном порядке оценивается правильность классификации активов (условных обязательств) по степени их надежности, соответствие классификации локальным актам банка, утвержденным уполномоченным органом управления банка, исполнительными органами банка и не противоречащим законодательству Республики Беларусь. Проверяется выполнение требований Инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе. Анализируются подходы банка к оценке финансового состояния должника, гаранта (поручителя), эмитента ценных бумаг, контрагента по условным обязательствам - руководствуется ли банк критериями, установленными законодательством Республики Беларусь, либо формирует собственную систему оценки с применением подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике. При оценке адекватности классификации активов (условных обязательств) по степени их надежности проверяющими анализируется правильность отнесения задолженности, подверженной кредитному риску, не только к III - V группам риска (ценных бумаг и условных обязательств - ко II - IV группам), но также к I - II группам риска (ценных бумаг и условных обязательств - к I группе), поскольку среди таких активов (условных обязательств) могут скрываться проблемные. Проверке подлежат в первую очередь крупные для банка суммы. Если по отдельным категориям активов (условных обязательств) специальные резервы банком не сформированы, поскольку сами активы не классифицированы, следует проверить, правомерно ли отнесены данные активы (условные обязательства) к тем группам, по которым не осуществляется классификация по степени надежности в зависимости от уровня кредитного риска и соответственно не формируются специальные резервы, - например, активы, взаимосвязанные с обязательствами; займы; активы, связанные с деятельностью по обеспечению собственных нужд банка; активы, по которым резервы формируются в соответствии с другими нормативными правовыми актами. Следует оценить соблюдение единообразного подхода к формированию резервов - не использует ли банк различные подходы к формированию специальных резервов по однотипным активам (условным обязательствам) в аналогичных случаях в целях регулирования показателей прибыли или выполнения нормативов безопасного функционирования. Оценивается практика использования установленных признаков финансовой неустойчивости должника и дополнительных критериев при классификации активов (условных обязательств). Проверяется, учитывает ли банк при классификации наличие просроченных кредитов в других банках (имеется ли в банке такая информация), наличие неуплаченных процентов - в случае если в локальном акте банка такие признаки отражены. Если банк не принимает во внимание подобные признаки при классификации, а также использует различные схемы с целью ухода от формирования специальных резервов, это рассматривается как факторы, повышающие уровень кредитного риска. По итогам указанной оценки также делается вывод об эффективности используемых банком признаков и правильности подходов к их использованию. Анализируется порядок формирования специальных резервов, при этом: оценивается полнота формирования - например, при наличии признаков финансовой неустойчивости должника создаются ли специальные резервы на всю сумму задолженности по долгосрочным кредитам и лизингу или на ее часть; обращается внимание на правильность их формирования - например, не создает ли банк специальные резервы на штрафы, пени, неустойку; рассматривается процедура уменьшения специальных резервов (причины, соблюдение очередности). 24. При анализе кредитного портфеля оцениваются его качество, обеспеченность, покрытие кредитных рисков специальными резервами, стоимость портфеля, скорректированная на сформированные специальные резервы. Качество кредитного портфеля оценивается, в частности, по: срокам, направлениям кредитования, динамике проблемных активов; уровню и степени проблемности просроченной задолженности, по которой приостановлено начисление процентов; доле реструктуризированных проблемных активов; достаточности специальных резервов банка на покрытие проблемных активов (условных обязательств). При этом анализируются внутренние и внешние причины образования просроченной задолженности - например, нарушения законодательства Республики Беларусь, локальных актов банка при предоставлении и погашении кредитов, формальный подход к анализу бизнес-планов, а также ухудшение финансового состояния должника, изменение конъюнктуры рынка, возникновение новых требований законодательства Республики Беларусь. ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |