Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 21.03.2007 N 87 "Об утверждении Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 6

выполнение (невыполнение) рекомендаций внешнего аудита по результатам проверок;

реализация разумной кадровой политики, направленной на подбор работников, имеющих необходимую квалификацию для исполнения своих должностных обязанностей, наличие (отсутствие) проблем при подборе работников;

создание резерва кадров на замещение руководящих должностей, профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации работников банка (включая структурные подразделения банка);

принятие мер, направленных на укрепление надежности, безопасности и деловой репутации банка:

осуществление внутреннего контроля по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

иные качественные факторы.

94. На хорошее качество управления указывает эффективность системы общего и текущего руководства деятельностью банка, ее оперативность и способность успешно справляться с существующими и предполагаемыми проблемами. Выявленные незначительные упущения поддаются исправлению в ходе нормального ведения дел. Структура акционеров, собственник достаточно прозрачны. Уровень большинства рисков низкий, средний уровень отдельных рисков не оказывает существенного влияния на эффективность деятельности банка, его деловую репутацию, показатель достаточности нормативного капитала - достаточный, показатель прибыльности (доходности) - высокий. Отклонения от политики банка, нарушения законодательства Республики Беларусь и локальных актов банка не носят чрезмерного и (или) преднамеренного характера. Организационная структура адекватна характеру и масштабам осуществляемой деятельности. В банке реализуются все основные направления внутреннего контроля, работа службы

внутреннего аудита эффективна. Уполномоченный орган управления банком, исполнительные органы банка принимают меры по своевременному выполнению рекомендаций внешних и внутренних аудиторов, Национального банка. Кадровая политика позволяет решать поставленные руководством задачи. Нормативы безопасного функционирования выполняются. Банк имеет хорошую деловую репутацию.

На удовлетворительное качество управления указывает то, что система общего и текущего руководства деятельностью банка характеризуется недостаточной эффективностью. Структура акционеров, собственник недостаточно прозрачны. Уровень большинства рисков - средний, высокий уровень отдельных рисков оказывает негативное влияние на финансовое состояние банка, показатель достаточности нормативного капитала - достаточный, прибыльности (доходности) - средний. Функции отдельных структурных подразделений банка дублируют друг друга, структура может не соответствовать характеру и масштабам осуществляемой деятельности. Система внутреннего контроля имеет отдельные недостатки, которые могут привести к потерям. Работа службы внутреннего аудита недостаточно эффективна, оценка качества управления отдельными рисками носит несистемный характер либо не проводилась. Принимаемые меры по устранению недостатков, выявленных внешним и внутренним аудитом банка, Национальным банком, недостаточны и (или) неэффективны. Выявлены отдельные недостатки в реализации кадровой политики. Допускаются отдельные случаи невыполнения нормативов безопасного функционирования. Банк уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации, существуют определенные проблемы с репутацией - например, появление отдельных негативных публикаций в средствах массовой информации, снижение объема банковских вкладов.

На неудовлетворительное качество управления указывает то, что существуют серьезные недостатки в системе общего и текущего руководства деятельностью банка. Структура акционеров, собственник непрозрачны. Уполномоченный орган управления банком, исполнительные органы банка находятся под влиянием акционеров, собственника, либо имеет место конфликт интересов между ними, свидетельствующий о том, что исполнительные органы банка не выполняют надлежащим образом свои основанные на доверии обязанности (что ведет к повышению уровня рисков и оказывает негативное влияние на деловую репутацию). Уровень большинства рисков высокий, отдельные нормативы безопасного функционирования систематически не выполняются. Система внутреннего контроля работает с серьезными сбоями либо имеются лишь ее отдельные элементы, работа службы внутреннего аудита неэффективна либо формальна. Меры по рекомендациям Национального банка, внешнего и внутреннего аудита не принимаются. Финансовые результаты отрицательные. Банк приобрел плохую репутацию - например, систематические негативные публикации в средствах массовой информации, руководители банка привлечены к уголовной ответственности, отток банковских вкладов (депозитов) носит массовый характер.



Глава 9

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ.

НАДЗОРНАЯ ОЦЕНКА БАНКА НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ



95. Акт (сводный акт) и заключение (сводное заключение) по результатам проверки банка, структурного подразделения банка составляется в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о порядке проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, с учетом следующих особенностей.

Структура акта (сводного акта) проверки определяется в зависимости от вида проверки (комплексная, тематическая) и перечня проверяемых вопросов. Сводный акт комплексной проверки составляется по примерной форме согласно приложению 11 к настоящим Рекомендациям.

Заключение (сводное заключение) по результатам проверки составляется по примерной форме согласно приложению 12 к настоящим Рекомендациям.

В первой части заключения по результатам проверки содержится краткая информация об итогах проверки, уровень рисков, основные проблемы банка и выводы проверяющих, рассчитанная надзорная оценка банка по результатам проверки (в случае проведения комплексной проверки). Данная часть служит основой для подготовки информации и предложений по вынесению предписаний и (или) применению мер воздействия к банку, привлечению к административной ответственности его должностных лиц, которые выносятся на рассмотрение Комитата по обеспечению стабильности банковской системы Национального банка Республики Беларусь для принятия решения о применении к банку мер надзорного реагирования. Как правило, объем первой части заключения по результатам проверки не должен превышать 15 - 20 страниц.

Вторая часть заключения по результатам проверки включает оценку достаточности нормативного капитала, оценку кредитного риска, риска ликвидности, рыночных рисков, операционного риска, оценку прибыльности (доходности) деятельности банка и оценку качества управления банком. Структура второй части заключения по результатам тематической проверки зависит от состава проверяемых направлений деятельности банка, структурного подразделения банка. Информация во второй части заключения по результатам проверки - например, структура нормативного капитала, кредитного портфеля, активов, ресурсной базы, доходов и расходов, риск-профиля, перечень крупных кредитных рисков и иных значительных операций, организационная структура банка, состав акционеров, сведения о собственнике - представляется в виде сводных таблиц, диаграмм, графиков, сопровождаемых текстовыми комментариями (пояснениями), в которых отражаются проблемные аспекты и оценка степени влияния риска на нормативный капитал и финансовое состояние банка. Как правило, объем второй части не должен превышать 80 - 100 страниц.

Третья часть заключения по результатам проверки включает в себя все рабочие материалы, послужившие основанием для подготовки первой и второй части заключения по результатам проверки, - например, расчет надзорной оценки по результатам комплексной проверки, формы пруденциальной отчетности с корректировками, заполненные формы анализа различных групп активов, перечень локальных актов банка, материалы внесистемного учета отдельных операций.

Суждения и оценки проверяющих, приведенные в заключении по результатам проверки, должны быть мотивированными. Комментарии должны быть максимально краткими, но их смысл должен быть четко выражен. Наиболее эффективны короткие предложения и доступная форма изложения. В письменных комментариях следует использовать лишь небольшое количество показателей (коэффициентов, соотношений). Комментарии относительно конкретных нарушений законодательства Республики Беларусь должны быть краткими и общими по характеру, поскольку нарушения подробно описываются в акте проверки. Целесообразно приводить ссылки на конкретные страницы акта проверки для дополнительного обоснования выводов и рекомендаций. Не следует придавать значения несущественным вопросам.

96. По результатам комплексной проверки банка с учетом дополнительной информации, полученной при осуществлении дистанционного надзора, руководителем рабочей группы, осуществлявшей комплексную проверку банка, совместно с куратором банка рассчитывается надзорная оценка банка.

97. Расчет надзорной оценки банка базируется на совокупной оценке показателей деятельности банка с использованием следующей шкалы:

а) показатель достаточности нормативного капитала, определяющий запас надежности, позволяющий покрыть возможные риски:

достаточный - 2 балла,

недостаточный - 1 балл;

б) уровень риска:

низкий - 5 - 6 баллов,

средний - 3 - 4 балла,

высокий - 2 балла.

Агрегированный показатель рассчитывается по каждому из следующих семи рисков: кредитному, ликвидности, валютному, процентному, фондовому, товарному, операционному. Показатель представляет собой сумму оценок степени риска и качества управления им, которая рассчитывается по следующей шкале.

Степень риска, демонстрирующая состояние риска в банке:

низкая - 3 балла,

средняя - 2 балла,

высокая - 1 балл.

Качество управления риском, демонстрирующее адекватность реагирования руководства банка на состояние риска:

хорошее - 3 балла,

удовлетворительное - 2 балла,

неудовлетворительное - 1 балл;

в) показатель прибыльности (доходности) деятельности банка, определяющий уровень доходов, достаточных для поддержки операций банка и оптимального уровня нормативного капитала, их качество и стабильность, а также качество управления прибыльностью:

высокий - 3 балла,

средний - 2 балла,

низкий - 1 балл;

г) качество управления банком, демонстрирующее оценку системы общего и текущего руководства деятельностью банка, его способность обеспечивать надежную и устойчивую работу банка в сочетании с прибыльностью:

хорошее - 3 балла,

удовлетворительное - 2 балла,

неудовлетворительное - 1 балл.

98. Надзорная оценка банка рассчитывается путем суммирования данных показателей согласно приложению 13 к настоящим Рекомендациям.

Максимальная возможная надзорная оценка банка - 50 баллов, средняя - 34 балла, минимальная - 17 баллов.

Оценка 39 - 50 баллов - положение банка устойчивое, обнаружены лишь незначительные недостатки, поддающиеся исправлению, надзорное вмешательство не требуется либо требуются предупредительные меры воздействия - устранение выявленных нарушений.

Оценка 28 - 38 баллов - имеется целый ряд недостатков, которые, будучи оставлены без последствий, могут приобрести серьезный характер. Необходимы более серьезные меры воздействия - требование принять меры по улучшению финансового состояния банка, в том числе по изменению структуры активов; предложения о замене руководителя банка либо о проведении повторной оценки соответствия руководителя, главного бухгалтера квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Оценка 17 - 27 баллов - выявлены недопустимые недостатки, которые, если не исправить положение, поставят под угрозу будущее банка. Высокая степень вероятности экономической несостоятельности (банкротства). Выявленные недостатки могут быть настолько опасны, что требуется срочная поддержка со стороны акционеров, собственника или из других финансовых источников. Необходимы строгие надзорные меры воздействия - требование отстранения руководителя банка от занимаемой должности; предложения акционерам, собственнику предпринять действия, направленные на увеличение нормативного капитала до величины, обеспечивающей соблюдение нормативов безопасного функционирования; изменение нормативов безопасного функционирования, введение запрета на открытие филиалов (отделений) и (или) создание структурных подразделений банка на срок до одного года либо до устранения нарушений; изменение видов банковских операций, указанных в лицензии на осуществление банковской деятельности; передача банка во временное управление Национального банка либо назначение временной администрации.

99. Решение о присвоении надзорной оценки банка по результатам комплексной проверки выносится начальником Главного управления банковского надзора по предложению руководителя проверки и начальника управления дистанционного надзора, согласовывается с заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность Главного управления банковского надзора, и утверждается Комитетом по обеспечению стабильности банковской системы Национального банка.

100. Акционеры, собственник банка, уполномоченный орган управления банком и исполнительные органы банка не ставятся в известность о присвоенной надзорной оценке.

101. В зависимости от присвоенной надзорной оценки для банков могут устанавливаться сроки проведения плановых комплексных проверок банков:

один раз в течение 12 месяцев - банки, которые получили надзорную оценку от 17 до 27 баллов;

один раз в течение 24 месяцев - банки, которые получили надзорную оценку от 28 до 38 баллов;

один раз в течение 36 месяцев - банки, которые получили надзорную оценку от 39 до 50 баллов.







Приложение 1

к Рекомендациям о методике

проведения Национальным

банком Республики Беларусь

проверок банков и небанковских

кредитно-финансовых организаций

и оценке уровня рисков



               Примерная форма планирования проверки
      ________________________________________________________
       (наименование банка, структурного подразделения банка)


-------------------------------------------------------------------¬
¦Раздел I. Краткая информация (заполняется куратором банка)        ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Дочерние, зависимые     ¦Указывается наименование организации,    ¦
¦организации             ¦доля участия банка в ее уставном фонде.  ¦
¦                        ¦Отражаются изменения, произошедшие       ¦
¦                        ¦после предыдущей проверки                ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Надзорная оценка банка  ¦Указывается последняя надзорная оценка   ¦
¦по результатам          ¦банка и дата ее установления             ¦
¦предыдущей комплексной  ¦                                         ¦
¦проверки Национального  ¦                                         ¦
¦банка                   ¦                                         ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Раздел II. Предыдущая проверка (заполняется руководителем рабочей ¦
¦группы совместно с куратором банка)                               ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Вид и сроки проведения  ¦Указывается вид предыдущей проверки -    ¦
¦предыдущей проверки     ¦комплексная или тематическая (в этом     ¦
¦                        ¦случае также указываются сроки           ¦
¦                        ¦проведения последней комплексной         ¦
¦                        ¦проверки), плановая или внеплановая (в   ¦
¦                        ¦этом случае указываются причины          ¦
¦                        ¦проведения проверки)                     ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Руководитель рабочей    ¦Указывается Ф.И.О. и должность           ¦
¦группы, проводившей     ¦руководителя рабочей группы на момент    ¦
¦предыдущую проверку     ¦проверки                                 ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Изучение материалов     ¦Указывается, какие материалы изучены -   ¦
¦предыдущей проверки     ¦например, сводный акт проверки,          ¦
¦                        ¦сводное заключение по результатам        ¦
¦                        ¦проверки, возражения банка,              ¦
¦                        ¦предписание Национального банка и т.д.   ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Вопросы, которые не были¦Указываются вопросы, которые не были     ¦
¦рассмотрены в ходе      ¦включены в программу последней проверки  ¦
¦предыдущей проверки     ¦или не были проверены (недостаточно полно¦
¦                        ¦освещены) в  соответствии с программой   ¦
¦                        ¦проверки                                 ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Выявленные нарушения    ¦Указываются основные выявленные          ¦
¦                        ¦нарушения законодательства Республики    ¦
¦                        ¦Беларусь, нормативов безопасного         ¦
¦                        ¦функционирования                         ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Обсуждение с            ¦Указывается, проводилось ли обсуждение   ¦
¦руководителем рабочей   ¦(в этом случае указывается дата          ¦
¦группы, проводившей     ¦проведения) или нет (в этом случае       ¦
¦предыдущую проверку     ¦указывается причина непроведения)        ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Раздел III. Анализ баланса и пруденциальной отчетности            ¦
¦(заполняется куратором банка)                                     ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Показатели (заполняется ¦Даты годовые, на последнюю отчетную дату ¦
¦на основании данных,    ¦(по согласованию с руководителем         ¦
¦полученных в Управлении ¦рабочей группы)                          ¦
¦анализа устойчивости    ¦                                         ¦
¦банковской системы)     ¦                                         ¦
+------------------------+-------+-----T------+-----T------+-------+
¦Рентабельность капитала ¦       ¦     ¦      ¦     ¦      ¦       ¦
+------------------------+-------+-----+------+-----+------+-------+
¦Рентабельность активов  ¦       ¦     ¦      ¦     ¦      ¦       ¦
+------------------------+-------+-----+------+-----+------+-------+
¦Чистая процентная маржа ¦       ¦     ¦      ¦     ¦      ¦       ¦
+------------------------+-------+-----+------+-----+------+-------+
¦Созданные специальные   ¦       ¦     ¦      ¦     ¦      ¦       ¦
¦резервы                 ¦       ¦     ¦      ¦     ¦      ¦       ¦
+------------------------+-------+-----+------+-----+------+-------+
¦Рост объема активов     ¦       ¦     ¦      ¦     ¦      ¦       ¦
+------------------------+-------+-----+------+-----+------+-------+
¦Рост ресурсной базы     ¦       ¦     ¦      ¦     ¦      ¦       ¦
+------------------------+-------+-----+------+-----+------+-------+
¦...                     ¦       ¦     ¦      ¦     ¦      ¦       ¦
+------------------------+-------+-----+------+-----+------+-------+
¦      Соблюдение нормативов безопасного функционирования          ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦     Нормативы    ¦Значение на ¦ Значение ¦ Нарушения нормативов  ¦
¦    безопасного   ¦дату начала ¦    на    ¦       безопасного     ¦
¦функционирования: ¦планируемого¦последнюю ¦  функционирования в   ¦
¦                  ¦  периода   ¦отчетную  ¦ течение планируемого  ¦
¦                  ¦  проверки  ¦   дату   ¦   периода проверки,   ¦
¦                  ¦            ¦          ¦ решения Национального ¦
¦                  ¦            ¦          ¦ банка о неприменении  ¦
¦                  ¦            ¦          ¦ мер воздействия и др. ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦Нормативы         ¦            ¦          ¦                       ¦
¦минимального      ¦            ¦          ¦                       ¦
¦размера уставного ¦            ¦          ¦                       ¦
¦фонда             ¦            ¦          ¦                       ¦
¦...               ¦            ¦          ¦                       ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦Нормативы         ¦            ¦          ¦                       ¦
¦достаточности     ¦            ¦          ¦                       ¦
¦нормативного      ¦            ¦          ¦                       ¦
¦капитала          ¦            ¦          ¦                       ¦
¦...               ¦            ¦          ¦                       ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦Нормативы         ¦            ¦          ¦                       ¦
¦ликвидности       ¦            ¦          ¦                       ¦
¦...               ¦            ¦          ¦                       ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦Нормативы         ¦            ¦          ¦                       ¦
¦ограничения       ¦            ¦          ¦                       ¦
¦кредитных рисков  ¦            ¦          ¦                       ¦
¦...               ¦            ¦          ¦                       ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦Нормативы         ¦            ¦          ¦                       ¦
¦ограничения       ¦            ¦          ¦                       ¦
¦валютного риска   ¦            ¦          ¦                       ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦Нормативы участия ¦            ¦          ¦                       ¦
¦в уставных фондах ¦            ¦          ¦                       ¦
¦других            ¦            ¦          ¦                       ¦
¦коммерческих      ¦            ¦          ¦                       ¦
¦организаций       ¦            ¦          ¦                       ¦
¦...               ¦            ¦          ¦                       ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦Максимальный      ¦            ¦          ¦                       ¦
¦размер            ¦            ¦          ¦                       ¦
¦привлеченных      ¦            ¦          ¦                       ¦
¦средств физических¦            ¦          ¦                       ¦
¦лиц               ¦            ¦          ¦                       ¦
+------------------+------------+----------+-----------------------+
¦                        Иные обстоятельства                       ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
¦Изменения в составе     ¦Указываются существенные изменения,      ¦
¦акционеров банка,       ¦произошедшие после предыдущей проверки   ¦
¦владеющих более 5% акций¦                                         ¦
¦(смена собственника), в ¦                                         ¦
¦организационной         ¦                                         ¦
¦структуре, составе      ¦                                         ¦
¦уполномоченного органа  ¦                                         ¦
¦управления банком,      ¦                                         ¦
¦исполнительных органов  ¦                                         ¦
¦банка                   ¦                                         ¦
+------------------------+-----------------------------------------+
Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.