Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.11.2004 N 134 "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению норм и нормативов для нормирования труда рабочих"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 11

Трудоемкость определяется в человеко-годах или человеко-сменах, что дает возможность за основу разработки нормативов численности брать соответствующую трудоемкости явочную численность рабочих, необходимую для выполнения определенного объема работ.

Для этого в каждой организации (цехе) устанавливается явочная численность рабочих, выполняющих данный вид (группу) работы. Затем изучается состояние организации труда, выявляются ее недостатки, проводятся фотографии рабочего дня с целью определения потерь и нерационального использования рабочего времени из-за недостатков в организации труда.

С целью учета различий в загрузке и темпах работы фотографии рабочего дня проводят: одну - в начале месяца, одну - в середине и одну - в конце месяца. В основном рекомендуется проводить моментные наблюдения, но в зависимости от характера работы могут проводиться и другие виды наблюдений.

     Затем  по каждой организации (цеху) устанавливается коэффициент
занятости  (K ).  При  его определении исключаются как прямые потери
             з


рабочего  времени, так и нерациональные затраты труда. Для отдельных
групп рабочих в число потерь не включаются технологические перерывы,
вызываемые  ожиданием обслуживания, при условиях, что в сумме они не
превышают  10% рабочего времени. При наличии больших технологических
перерывов   необходимо   предусмотреть  совмещение  рабочими  других
функций, которые могут выполняться во время перерывов.

Умножением коэффициента занятости на фактическую явочную численность определяется явочная численность (Ч), соответствующая трудоемкости работ при рациональной организации труда. Эта численность называется скорректированной и берется за основу разработки нормативов.

Одновременно в тех же организациях (цехах) определяется по каждой группе (виду) объем работ, выполняемых в течение года (смены). Выражается он через характеризующие его прямые или косвенные количественные факторы.

Предварительно факторы выбираются при изучении и анализе содержания работ, выполняемых каждой группой рабочих, измерителей и показателей, применяемых для учета этих работ в организации.

Из общего числа количественных факторов выбираются только те, которые оказывают значительное влияние на численность рабочих и для определения величин которых не требуется проведения сложной и трудоемкой работы.

Для оценки правильности выбора факторов, характеризующих объем работы и влияние его на численность рабочих, рекомендуется проводить графический анализ. При этом устанавливается характер зависимости (линейная, степенная) между численностью и факторами.

В тех случаях, когда графическим способом проверить правильность выбранных факторов не удается, оценка влияния предварительно выбранных факторов может быть проведена путем определения и анализа коэффициентов корреляции.

Однако ограничиваться анализом коэффициентов корреляции не рекомендуется, так как они характеризуют только тесноту связи точек с нормативной линией (регрессии) без учета их отклонений от оси абсцисс. Поэтому коэффициенты корреляции не дают полного представления о величине отклонений скорректированной численности от рассчитанной по выведенному уравнению.

Правильность окончательно выбранных факторов, после их проверки любым способом, может быть установлена только после сравнения рассчитанной численности по полученному уравнению регрессии со скорректированной численностью по организациям (цехам), по данным которых выводилось уравнение.

Если результаты расчета дадут отклонения в пределах +/-15%, то выбор факторов проведен правильно. При больших отклонениях следует изучить их причины и выявить новые (ранее не учтенные) факторы или же пересмотреть деление организаций и работ на группы.

После проверки правильности выбора факторов производится вывод окончательных уравнений регрессии, на основе которых разрабатываются нормативы явочной численности рабочих, формируется проект сборника нормативов и после апробации его в производственных условиях утверждается в установленном порядке.

По нормам обслуживания определяется количество единиц оборудования, рабочих мест и других обслуживаемых объектов, которые необходимо закрепить за одним рабочим или их группой.

Норма обслуживания (Н ) определяется по формуле:
                     о


                                 Т   · Ч
                                  см
                            Н  = -------,
                             о     н
                                    во


     где Т   - фонд рабочего времени за смену (час, мин);
          см


     Ч   -   численность  рабочих  в  группе,  бригаде  (если  норма
обслуживания устанавливается для одного рабочего, то Ч = 1);
     н    -  норматив времени обслуживания одного объекта (чел.-час,
      во


чел.-мин).

Норматив времени обслуживания, как и норматив численности, зависит от нескольких факторов, влияющих на трудоемкость работ.

Норматив времени обслуживания устанавливается путем вывода уравнений регрессии в зависимости от прямых и косвенных факторов, влияющих на трудоемкость основных функций с учетом объема работ по обслуживанию объекта за определенное время (год, смена). Порядок выбора факторов, проверки правильности их выбора и вывода уравнений регрессии такой же, как и при разработке нормативов численности.



13. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ СБОРНИКОВ



Совершенствование нормативных сборников представляет собой систематическую работу по повышению технической обоснованности норм в целях точного выражения в них меры необходимого труда.

В понятие "совершенствование нормативных сборников" входит:

пересмотр отдельных норм;

уточнение отдельных карт (параграфов) норм и сборника в целом;

дополнение отдельных карт (параграфов) норм и действующих сборников.

К пересмотру отдельных норм относится обоснованное изменение величины норм или коэффициентов к ним в соответствии с изменившимися организационно-техническими условиями производства.

Уточнение отдельных карт (параграфов) норм включает уточнение как структуры карты, так и ее содержания. При этом проводится уточнение построения таблиц и указаний по производству работ и применению норм, содержащихся в карте, а также текста имеющихся примечаний к нормам, уточнение состава работ и состава звеньев, укрупнение норм, замена коэффициентов к нормам на часто встречающиеся работы прямыми нормами.

Уточнение сборников норм предусматривает уточнение номенклатуры работ, охваченных сборниками, его структуры и текста общей и технических частей сборников, разделов и глав.

Дополнение отдельных карт (параграфов) норм предусматривает включение в их состав норм на новые разновидности работ, нормируемых данными картами (параграфами), соответствующее расширение имеющихся в карте технических характеристик, включение в карту указаний по производству работ и применению норм, а также примечаний к нормам.

Дополнение сборников норм предполагает включение в их состав отдельных карт на новые виды работ, пополнение сборников новыми разделами или главами, включение необходимых технических частей и иллюстративных материалов (схем, чертежей, фотографий и др.).

Основанием для совершенствования нормативных сборников являются технический прогресс (прогрессивные изменения техники, технологии, организации труда и производства) и практика применения действующих норм (недостаточная обоснованность норм, неудобное построение карт (параграфов) и сборников норм и др.).

Совершенствование норм осуществляется в полном соответствии с основами нормирования труда при соблюдении приведенных ниже условий.

В процессе совершенствования норм используются следующие методические основы:

критическое использование практических данных;

единство организационно-технических условий и нормы;

использование взаимосвязей;

апробация норм в производственных условиях.

Критическое использование практических данных применительно к совершенствованию норм заключается в том, что отбор накопленных нормативных, статистических и оперативных данных, характеризующих уровень выполнения действующих норм, их обоснованность, доходчивость и удобство пользования ими производится на основе анализа их обоснованности.

Этот отбор должен быть произведен таким образом, чтобы отобранные материалы в полной мере обосновывали выводы о необходимости пересмотра норм, направлении пересмотра (ужесточение или смягчение норм, укрупнение или разукрупнение и др.), о размерах необходимого изменения величины норм, необходимости уточнения или дополнения карт (параграфов) и сборников норм.

Единство организационно-технических условий и нормы в данном случае означает, что всякое принципиальное изменение организационно-технических условий требует замены соответствующей нормы новой, установленной на изменившиеся условия. Если первоначальные организационно-технические условия соответствуют современному уровню, то соответствующая им норма должна сохраниться в составе карты (параграфа) или сборника. С другой стороны, величина нормы не может изменяться при отсутствии изменений условий. Исключением является случай исправления ошибки в величине нормы.

Использование взаимосвязей осуществляется путем логической проверки пересматриваемых норм в их взаимосвязи. После установления взаимосвязи производится исправление величины норм на основе данных графического анализа или минимального количества дополнительно полученных нормативно-исследовательских материалов. При этом изменение всех взаимосвязанных норм производится в одном и том же размере.

Апробация в производственных условиях предусматривает обязательную проверку совершенствуемых норм в производственных условиях с привлечением работников предприятий и организаций.

Помимо использования приведенных выше методических основ при анализе нормативно-исследовательских материалов, являющихся базой совершенствования норм, необходимо проверить применение в них таких методических основ, как организованный выбор объекта исследования, выборочный характер исследований, элементное нормирование, правильный выбор средних величин при обработке результатов исследования.

Кроме того, в процессе совершенствования норм должны быть соблюдены следующие обязательные условия:

выявление технической обоснованности норм;

определение уровня выполнения норм;

оптимальное построение карт (параграфов) и сборников норм;

увязка между собой норм на аналогичные работы.



14. АПРОБАЦИЯ (ПРОВЕРКА) СБОРНИКОВ НОРМ И НОРМАТИВОВ

В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ



Апробация разработанных проектов (первых редакций) сборников норм и нормативов в производственных условиях организуется ведущей организацией, возглавляющей их разработку или апробацию.

Цель апробации - изучение практического использования в организациях конкретного нормативного сборника.

Для этого необходимо установить:

соответствие организационно-технических условий, принятых в сборнике, тому уровню технического оснащения, технологии, организации труда и производства, который имеется или может быть обеспечен в организации;

правильность выбора факторов влияния, принятых для расчета норм и нормативов;

полноту охвата нормами и нормативами распространенных и характерных разновидностей работ, функций, организационно-технических условий работы, технологических процессов, уровней технической оснащенности и механизации труда рабочих;

степень простоты и удобства пользования нормативами в производственных условиях при расчете технически обоснованных норм трудовых затрат;

соответствие норм, рассчитанных по нормативам, фактическим затратам труда рабочих;

величину снижения трудоемкости в результате наиболее рационального проектирования трудового процесса и внедрения прогрессивных приемов и методов труда, предусмотренных в нормативах.

Апробация разработанного проекта сборника норм и нормативов выполняется в три этапа:

первый этап - подготовка к проведению апробации нормативного сборника в производственных условиях;

второй этап - проведение апробации нормативного сборника в организациях;

третий этап - обобщение результатов проверки апробации нормативного сборника и подготовка окончательного его варианта.

В подготовительный период, предшествующий проверке проекта сборника норм и нормативов в производственных условиях, ведущая организация по апробации нормативов при содействии соответствующих отраслевых органов управления выполняет следующие работы:

определяет количество и намечает конкретные организации, в которых следует проводить апробацию нормативного сборника;

организует размножение необходимого количества экземпляров проверяемого нормативного сборника;

подготавливает конкретные инструктивные материалы, содержащие указания о порядке и методике проведения всех работ по проверяемому сборнику;

осуществляет рассылку организациям, участвующим в апробации сборника, комплекта материалов - проект проверяемого нормативного сборника, инструктивные материалы по проведению его апробации в производственных условиях.

Количество организаций, в которых будет проводиться апробация сборника, рекомендуется определять по таблице 12.



Таблица 12



Количество организаций, в которых будет

проводиться апробация нормативного сборника



-------------------------------------------------------------------¬
¦ Количество организаций, для которых предназначен данный сборник  ¦
+-------+------+------+-----T-----+-----T-----+------+------+------+
¦  10   ¦  15  ¦  20  ¦ 30  ¦ 40  ¦ 50  ¦ 75  ¦ 100  ¦ 150  ¦ 250  ¦
+-------+------+------+-----+-----+-----+-----+------+------+------+
¦  Количество организаций, в которых будет проводиться апробация   ¦
¦                     нормативного сборника                        ¦
+-------+------+------+-----T-----+-----T-----+------+------+------+
¦   7   ¦  10  ¦  12  ¦ 14  ¦ 16  ¦ 18  ¦ 20  ¦ 22   ¦ 23   ¦  25  ¦
¦-------+------+------+-----+-----+-----+-----+------+------+-------


Конкретные организации для проведения апробации нормативных сборников намечаются отраслевыми органами управления или ведущей организацией, возглавляющей апробацию данных сборников, исходя из реальных возможностей тех или иных организаций качественно и своевременно провести эту работу. Желательно, чтобы в их число вошли организации, на базе которых проводилась их разработка.

В некоторых случаях для каждой организации подготавливается задание, в котором должно быть указано, по каким разделам или видам работ проекта сборника нужно проводить их апробацию.

Задания организациям о порядке и методике проведения работ по апробации сборника должны определять:

виды работ, которые необходимо выполнить в организации при проведении апробации сборника;

последовательность выполнения работ;

порядок установления ответственных исполнителей за выполнение каждого вида работы;

формы таблиц для заполнения и образцы или описания содержания других материалов, которые необходимо представить ведущей организации в результате проведения работ, и пояснения к этим материалам.

На первом этапе проведения апробации проекта сборника должны быть определены сроки ее проведения и предоставления результатов работы ведущей организации.

После получения организацией материалов на проведение апробации сборника рекомендуется провести совещание руководителей и ведущих специалистов структурных подразделений с целью общего ознакомления с проектом нормативного сборника и инструктивных материалов по его апробации. На этом совещании необходимо:

определить состав рабочей группы;

назначить руководителя рабочей группы и ответственных исполнителей работ;

распределить обязанности между членами рабочей группы;

наметить общий порядок работы и сроки подготовки материалов по результатам апробации проекта сборника.

При осуществлении проверки проекта сборника нормативов на предприятии или в организации необходимо выполнить следующие работы:

провести анализ содержания нормативного сборника и уточнить запроектированный состав работ в нормативных картах (параграфах);

пронормировать по разработанным нормам и нормативам наиболее массовые работы, выполняющиеся в организации в течение месяца, предшествующего проверке, либо за больший период времени, если это связано с необходимостью охватить больше видов работ, либо диктуется длительностью изготовления продукции или выполняемой работы, которые могут быть пронормированы по проверяемым нормативам. При этом сопоставляются фактические организационно-технические условия выполнения работ с запроектированными в нормативном сборнике, анализируется полнота охвата факторов продолжительности и вариантов выполнения работ;

уточнить степень диапазонов факторов, влияющих на затраты времени по видам работ;

провести исследования на рабочих местах по тем видам работ, по которым обнаружены несоответствия между условиями, предусмотренными в проекте нормативного сборника и существующими в данной организации, а также по тем работам, по которым выявлены значительные расхождения при сравнительном анализе;

проанализировать правильность указанных в проекте нормативного сборника разрядов работ и профессий рабочих, соответствие принятых единиц измерения, а также степень укрупнения, точность и другие характеристики нормативных материалов и предъявляемых к ним требований;

обсудить проект сборника нормативов со специалистами по труду с привлечением специалистов технических и экономических подразделений и работников нормативно-исследовательских служб организации;

подготовить заключение о результатах апробации нормативного сборника.

Второй этап работы завершается отправлением в адрес ведущей организации по разработке или апробации нормативного сборника материалов, содержащих результаты апробации проекта нормативного сборника в производственных условиях. При этом должны быть подготовлены и отправлены следующие материалы:

краткий отзыв о сборнике норм и нормативов в целом и о возможности его использования в организации;

общие замечания и предложения по проекту (1-й редакции) сборника в целом (форма 6). В общих замечаниях и предложениях могут быть изложены пожелания по дополнению сборника необходимыми нормативными материалами, а также по разработке нормативных карт (параграфов) на работы, выполняемые в организации, но отсутствующие в сборнике;



Форма 6



                    Общие замечания и предложения
                 по проекту (1-й редакции) сборника
             __________________________________________
                      (наименование сборника)
             __________________________________________
                     (наименование организации)


-----+---------------+--------------+------------+-----------------¬
¦ N  ¦ Наименование  ¦  Сущность    ¦Предложения ¦  Обоснование    ¦
¦п/п ¦   раздела     ¦  замечания   ¦    по      ¦целесообразности ¦
¦    ¦   сборника    ¦(недостатка), ¦устранению  ¦  предложения,   ¦
¦    ¦  нормативов   ¦ предложения  ¦ замечания  ¦   ссылка на     ¦
¦    ¦               ¦              ¦(недостатка)¦ обосновывающие  ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦  материалы и    ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦   конкретные    ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦    данные,      ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦необходимые для  ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦ его реализации  ¦
+----+---------------+--------------+------------+-----------------+
¦ 1  ¦       2       ¦      3       ¦     4      ¦        5        ¦
+----+---------------+--------------+------------+-----------------+
¦    ¦               ¦              ¦            ¦                 ¦
+----+---------------+--------------+------------+-----------------+
¦    ¦               ¦              ¦            ¦                 ¦
¦----+---------------+--------------+------------+------------------


замечания и предложения по нормативным картам (параграфам) проекта (1-й редакции) сборника и предложения по их совершенствованию (форма 7). В форму заносятся только номера карт (параграфов), по которым имеются замечания и предложения, а также номера карт (параграфов), работы по которым в организации не выполняются, с пометкой "Работы не выполняются". При проверке каждой карты (параграфа) следует обратить особое внимание на то, все ли факторы, влияющие на продолжительность, учтены в них, и на условие выполнения работ, влияющих на величину затрат труда, а также на полноту охвата вариантов выполнения данной работы;



Форма 7



            Замечания и предложения по нормативным картам
             (таблицам) проекта (1-й редакции) сборника
             __________________________________________
                      (наименование сборника)
             __________________________________________
                     (наименование организации)


-----+---------------+--------------+------------+-----------------¬
¦ N  ¦    N карты    ¦  Сущность    ¦Предложения ¦  Обоснование    ¦
¦п/п ¦   (таблицы)   ¦  замечания   ¦    по      ¦целесообразности ¦
¦    ¦               ¦(недостатка), ¦устранению  ¦  предложения,   ¦
¦    ¦               ¦ предложения  ¦ замечания  ¦   ссылка на     ¦
¦    ¦               ¦              ¦(недостатка)¦ обосновывающие  ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦  материалы и    ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦   конкретные    ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦    данные,      ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦необходимые для  ¦
¦    ¦               ¦              ¦            ¦ его реализации  ¦
+----+---------------+--------------+------------+-----------------+
¦ 1  ¦       2       ¦      3       ¦     4      ¦        5        ¦
+----+---------------+--------------+------------+-----------------+
¦    ¦               ¦              ¦            ¦                 ¦
+----+---------------+--------------+------------+-----------------+
¦    ¦               ¦              ¦            ¦                 ¦
¦----+---------------+--------------+------------+------------------


сравнительная таблица нормативных и фактических затрат времени на выполнение отдельных элементов работ (форма 8) и карты систематизации результатов обследования режимов работы оборудования и ряд других сведений, которые необходимы для выполнения последующего (третьего) этапа проверки разработанных нормативов;

сравнительная таблица нормативных и фактических норм обслуживания (форма 9);

сравнительная таблица нормативов численности плановой (штатной) с фактической численностью (форма 10);

краткая пояснительная записка к материалам апробации проекта нормативного сборника, в которой необходимо отразить:

общее состояние и характерные особенности применения проекта нормативного сборника в организации;

несоответствие принятых в нормах и нормативах организационных и технических условий выполнения работ фактическому уровню техники, организации производства и труда;

неправильный выбор факторов, влияющих на уровень выполнения норм и нормативов;

несоответствие принятой степени укрупнения нормативов фактическим условиям;

неполнота запроектированного состава работ по отдельным нормативам;

конкретные причины невозможности применения в организации разработанных норм и нормативов на отдельные виды работ.

Обобщение результатов апробации проекта нормативного сборника выполняется организацией, возглавляющей разработку нормативного сборника.

При обобщении материалов апробации нормативного сборника необходимо определить:

полноту охвата видов работ и запроектированного состава по элементам трудовых процессов;

правильность выбора и учета факторов, влияющих на величину затрат труда;

правильность указанных в проекте нормативного сборника видов разрядов работ и профессий работников;

соответствие принятых единиц измерения, а также степени укрупнения, точности и других характеристик нормативных материалов предъявляемым к ним требованиям;

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.