Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.09.2006 N 37 "Об утверждении Авиационных правил организации и выполнения полетов в гражданской авиации Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





В соответствии с требованиями статей 6, 18, глав 9 и 10 Воздушного кодекса Республики Беларусь, положениями статей 12 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год), на основании Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Авиационные правила организации и выполнения полетов в гражданской авиации Республики Беларусь.

2. Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденное приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77, Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР, утвержденное Министром гражданской авиации СССР 10 июля 1985 г., Руководство по организации летной работы в гражданской авиации, утвержденное на второй сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 21 апреля 1994 г., не применять.

3. Настоящее постановление вступает в силу через месяц со дня его принятия.



Министр В.Г.СОСНОВСКИЙ





                                          УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановление Министерства
                                          транспорта и коммуникаций
                                          Республики Беларусь
                                          19.09.2006 N 37


АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Раздел I

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Авиационные правила организации и выполнения полетов в гражданской авиации Республики Беларусь (далее - Правила) разработаны на основании:

Воздушного кодекса Республики Беларусь;

Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь, утвержденных постановлением Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь от 1 июня 2004 г. N 7/30 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 107, 8/11163);

Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО).

2. Настоящие Правила регламентируют организацию, выполнение и обеспечение полетов гражданских воздушных судов Республики Беларусь.

3. Действие настоящих Правил распространяется на:

воздушные суда (далее - ВС), выполняющие полеты в соответствии с правилами и процедурами, установленными для общего воздушного движения в воздушном пространстве Республики Беларусь;

гражданские ВС Республики Беларусь при нахождении за пределами Республики Беларусь, если их положения не противоречат национальным правилам и процедурам иностранного государства.

Порядок выполнения литерных, демонстрационных и экспериментальных полетов регламентируется соответствующими авиационными правилами.

4. Летная эксплуатация ВС осуществляется в соответствии с Руководством по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) данного типа ВС, которое является частью Руководства по производству полетов (далее - РПП).

5. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные термины и их определения:

абсолютная высота пролета препятствий (OCA) или относительная высота пролета препятствий (OCH) - минимальная абсолютная высота или минимальная относительная высота над превышением соответствующего порога взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) или в соответствующих случаях над превышением аэродрома, используемая для обеспечения соблюдения соответствующих критериев пролета препятствий;

абсолютная или относительная высота схемы захода на посадку - заданная абсолютная или относительная высота, выдерживаемая при выполнении полета на минимальной абсолютной или относительной высоте или выше, установленная для обеспечения устойчивого снижения с предписанным градиентом (углом снижения) на промежуточном или конечном участке захода на посадку;

аварийная обстановка - ситуация, характеризующаяся наличием опасения относительно безопасности ВС и находящихся на его борту лиц, или есть обоснованная уверенность в том, что ВС и находящимся на его борту лицам грозит серьезная и непосредственная опасность или требуется немедленная помощь;

аварийно-спасательные работы - система мер, направленная на своевременное оказание помощи потерпевшим бедствие;

авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность;

авиационная организация - организация, имеющая целями своей деятельности выполнение и (или) обслуживание воздушных перевозок, выполнение авиационных работ, осуществление иных видов деятельности в области авиации;

авиационные правила - обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства Республики Беларусь и деятельности в области авиации;

авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов ВС в сельском хозяйстве, строительстве, а также для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и иных целей;

авиационно-химические работы (далее - АХР) - вид авиационных работ с использованием ВС, оборудованных аппаратурой для распыления, опрыскивания или рассева сыпучих или жидких материалов, средств химизации или биологического метода защиты растений;

аспекты человеческого фактора - принципы, применяемые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, технического обслуживания и эксплуатационной деятельности в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека;

аэродром - земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания ВС;

аэродром временный - аэродром, предназначенный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания ВС в определенный в соответствии с законодательством период;

аэродром горный - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными высотами 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром с превышением 1000 м и более;

аэродром запасной - аэродром, куда может следовать ВС в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку. К запасным относятся следующие аэродромы:

аэродром запасной при взлете - запасной аэродром, на котором ВС может произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета;

аэродром запасной на маршруте - аэродром, на котором ВС может произвести посадку в том случае, если во время полета по маршруту оно оказалось в нештатной или аварийной обстановке;

аэродром запасной на маршруте при выполнении полета увеличенной дальности самолета с двумя газотурбинными силовыми установками (далее - ETOPS) - подходящий запасной аэродром, на котором самолет может произвести посадку после выключения двигателя или в случае возникновения какой-либо аварийной обстановки или попадания в особые условия при выполнении ETOPS по маршруту;

аэродром запасной пункта назначения - запасной аэродром, куда может следовать ВС в том случае, если невозможно или нецелесообразно произвести посадку на аэродроме намеченной посадки. Аэродром, с которого производится вылет ВС, также может быть запасным аэродромом на маршруте или запасным аэродромом пункта назначения для данного ВС;

аэродром пункта назначения - аэродром, на котором посадка ВС предусмотрена планом полета;

аэродромное движение - все движение на площади маневрирования аэродрома, а также полеты всех ВС в диспетчерской зоне;

аэродромное диспетчерское обслуживание - диспетчерское обслуживание аэродромного движения;

аэронавигационная информация - сведения, касающиеся характеристик и фактического состояния аэродромов, аэроузлов, элементов структуры воздушного пространства и средств радиотехнического обеспечения и связи (далее - РТОС), необходимые для организации и выполнения полетов;

аэронавигационная карта - условное изображение участка земной поверхности, его рельефа и искусственных сооружений, специально предназначенное для аэронавигации;

аэронавигационное обслуживание - обслуживание, предоставляемое воздушному движению на всех этапах полета (обслуживание воздушного движения, обеспечение электросвязью, метеорологическое обеспечение, поиск и спасание, предоставление аэронавигационной информации);

аэронавигационная обстановка - комплекс условий выполнения полета, характеризуемых временем года и суток, характером пролетаемой местности, степенью оснащенности маршрутов обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) техническими средствами, наличием расположения запасных аэродромов, наличием запретов и ограничений использования воздушного пространства и взаимным расположением ВС;

аэронавигационная ориентировка - соответствующее действительности представление летного экипажа о местоположении ВС;

аэронавигационный запас топлива (далее - АНЗ) - резерв топлива сверх расчетного для полета от аэродрома вылета до аэродрома пункта назначения, необходимый на случай изменения плана полета, вызванного направлением на запасной аэродром;

аэронавигация - реализация заданной пространственно-временной траектории движения ВС, осуществляемая летным экипажем в полете;

аэростат - ВС легче воздуха, не приводимое в движение силовой установкой. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

база аэронавигационных данных - один или несколько файлов данных, организованных таким образом, что соответствующие прикладные программы могут обращаться к файлам и обновлять их;

барометрическая высота - атмосферное давление, выраженное в величинах абсолютной высоты, соответствующей этому давлению по стандартной атмосфере;

бедствие - состояние, при котором ВС и находящимся на его борту лицам грозит серьезная и непосредственная опасность или требуется немедленная помощь;

безопасная высота полета - минимально допустимая высота полета, гарантирующая ВС от столкновения с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;

безопасность полетов ВС - комплексная характеристика деятельности в области авиации, определяющая способность выполнения полетов ВС без угрозы для жизни и (или) здоровья граждан;

болтанка - беспорядочные перемещения ВС, возникающие при полете в условиях турбулентности атмосферы (болтанка считается слабой, когда прирост перегрузки достигает не более +/-0,5 единицы; умеренной - до +/-1,0 единицы; сильной - +/-1,0 единицы и более, а в посадочной конфигурации ВС: умеренной - +/-0,3 - 0,4 единицы; сильной - более +/-0,4 единицы);

бортовая система предупреждения столкновений (далее - БСПС) - бортовая система, основанная на использовании сигналов приемоответчика вторичного обзорного радиолокатора (далее - ВОРЛ), функционирующая независимо от наземного оборудования и предоставляющая пилоту информацию о конфликтной ситуации, которую могут создать ВС, оснащенные приемоответчиками ВОРЛ;

бортовое пилотажно-навигационное оборудование - совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств на борту ВС, а также систем отображения информации, предназначенных для обеспечения решения задач ручного или автоматизированного выполнения полета от взлета до посадки и выдачи информации летному экипажу;

бортовое электронное оборудование - любое электронное устройство, включая его электрическую часть, предназначенное для использования на борту ВС, в том числе радиооборудование, система автоматического управления полетом и приборное оборудование;

боковая навигация (LNAV) - навигация в боковой плоскости;

брифинг - часть навигационной предполетной подготовки и ознакомления с фактическими и ожидаемыми условиями погоды летного экипажа ВС;

бюллетень предполетной информации - подготовленная перед полетом текущая информация (извещение) для пилотов, имеющая важное эксплуатационное значение;

вертикальная видимость в полете - вертикальное расстояние от уровня полета ВС до поверхности земли, с которого видны и распознаются объекты на земной поверхности;

вертикальная видимость на земле - измеренное техническим средством вертикальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз могут быть видны и распознаваться объекты на земной поверхности;

вертикальная навигация (VNAV) - навигация в вертикальной плоскости;

вертикальная навигация по барометрической высоте (баро-VNAV) - вертикальная навигация, основанная на непрерывной индикации отклонения текущей барометрической высоты ВС от ее расчетного значения;

вертолет - ВС тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакции воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

взлет - этап полета с момента начала ускоренного движения ВС с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленной высоты и скорости полета применительно к конкретному типу ВС;

взлетная дистанция вертолета - расстояние по горизонтали, проходимое вертолетом от точки старта, высоты зависания при вертикальном взлете или точки начала взлета с коротким разбегом, до точки, в которой несущий винт вертолета перешел на режим косой обдувки и вертолет выполнил набор высоты 10,7 м над рельефом местности по курсу взлета;

взлетная дистанция самолета - расстояние по горизонтали, проходимое самолетом от места старта до точки, в которой самолет набирает высоту 10,7 м над ВПП и скорость не менее безопасной скорости взлета;

взлетно-посадочная полоса - основная часть летной полосы аэродрома, предназначенная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки ВС;

вид воздушного судна - классификация ВС на основе установленных основных характеристик (самолет, планер, вертолет, свободный аэростат и другие);

видимость - видимость для авиационных целей, представляющая собой величину, превышающую наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне, или наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света примерно 1000 канделл на неосвещенном фоне;

видимость полетная - видимость из кабины пилота ВС в направлении полета;

видимость у земли - видимость на аэродроме, сообщаемая уполномоченным наблюдателем или автоматизированными системами;

визуальные метеорологические условия (далее - ВМУ) - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, соответствующих установленным минимумам или превышающих их;

визуальное место ожидания - точка ожидания, определяемая путем визуального наблюдения, вблизи которой остается совершающее полет ВС в соответствии с диспетчерским разрешением, в том случае, когда навигация осуществляется по визуальным наземным ориентирам;

визуальный заход на посадку (Visual Approach) - заход на посадку по правилам полетов по приборам (далее - ППП), когда схема захода на посадку по приборам частично или полностью не соблюдается и заход выполняется по визуальным наземным ориентирам;

внетрассовый маршрут - установленная траектория полета ВС, проходящая вне маршрутов ОВД;

воздушное движение - движение ВС, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;

воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение ВС и других материальных объектов в определенном районе воздушного пространства;

воздушная трасса - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора;

воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, и подлежащий государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством;

воздушное судно, потерпевшее бедствие, - ВС, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или при падении серьезное повреждение или полностью разрушившееся, а также ВС, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

воздушное судно, терпящее бедствие, - ВС, оказавшееся в условиях, когда ему или находящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями экипажа;

возможности человека - способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности;

время полета вертолета (полетное время) - общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета, до момента полной остановки вертолета после окончания полета и прекращения вращения лопастей несущих винтов;

время полета самолета (полетное время) - период времени от начала запуска первого двигателя с целью выполнения полета до момента выключения двигателей после посадки;

время полета (налет) по приборам - время, в течение которого пилот пилотирует ВС исключительно по приборам без использования внешних ориентиров;

время полета планера - общее время нахождения в полете на буксире или без буксира с момента начала движения планера при взлете и до момента его остановки по окончании полета;

второй пилот - имеющий свидетельство пилот, который выполняет любые функции пилота, кроме функций командира ВС (исключение составляет пилот, находящийся на борту ВС исключительно с целью прохождения летной подготовки);

вынужденная посадка - посадка на аэродроме или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить дальнейший полет согласно плану полета;

высота (геометрическая) - расстояние по вертикали от уровня, принятого за начало отсчета, до данной точки;

высота абсолютная - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

высота истинная - расстояние по вертикали, определяемое от точки на земной (водной) поверхности, расположенной непосредственно под объектом измерения, до этого объекта;

высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков. В случаях, когда нижнюю границу облаков определить невозможно, следует руководствоваться вертикальной видимостью;

высота относительная - расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

высота перехода - установленная высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе заданного эшелона;

высота полета - расстояние по вертикали от определенного уровня до ВС;

высота начала визуальной оценки (далее - ВНВО) - установленная высота, с которой при заходе на посадку по ППП командир ВС до пролета высоты принятия решения при точном заходе на посадку или минимальной высоты снижения (далее - МВС) при неточном заходе на посадку определяет возможность продолжения захода на посадку;

высота принятия решения (далее - ВПР) - установленная абсолютная (DA) или относительная высота (DH) <1> при точном заходе на посадку или заходе на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат маневр прерванного захода на посадку (ухода на второй круг) в случае, если до достижения этой высоты не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами <2> для продолжения захода на посадку, или положение ВС в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасность посадки;

--------------------------------

<1> Абсолютная высота принятия решения отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения - от превышения порога ВПП.

<2> Необходимый визуальный контакт с ориентирами - видимость части визуальных средств или зоны захода на посадку в течение времени, достаточного для оценки пилотом местоположения ВС и скорости его изменения по отношению к номинальной траектории полета. При полетах по категории III с использованием относительной высоты принятия решения необходимый визуальный контакт с ориентирами заключается в выполнении процедур, указанных для конкретных правил и условий полета.



главная ВПП - ВПП на аэродроме, расположенная, как правило, в направлении господствующих ветров и имеющая наибольшую длину в стандартных условиях;

главное юридическое лицо аэропорта - организация, выполняющая основные виды обеспечения полетов в аэропорту (на аэродроме), осуществляющая организацию взаимодействия всех служб и организаций по обеспечению полетов на данном аэродроме и имеющая Сертификат соответствия аэропорта;

глиссада - профиль снижения, установленный для вертикального наведения на конечном участке захода на посадку;

градиент набора (снижения) - тангенс угла наклона траектории набора (снижения), выраженный в процентах;

граница действия разрешения - рубеж (пункт), до которого действительно диспетчерское разрешение, выданное экипажу ВС на выполнение полета;

гражданская авиация (далее - ГА) - авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и организаций, а также выполнения литерных полетов;

григорианский календарь - общепринятый календарь, в котором обычные годы, насчитывающие 365 дней, и високосные годы, насчитывающие 366 дней, разделены на двенадцать последовательных месяцев;

давление атмосферное стандартное (QN E) - установленное значение давления 1013,2 гектопаскаля (760 миллиметров ртутного столба (далее - мм.рт.ст.) или 1013,2 миллибара, или 29,92 дюйма ртутного столба (далее - дм.рт.ст.);

дальность видимости на ВПП (далее - RVR) - расстояние, в пределах которого пилот ВС, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на поверхности ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию;

давление на аэродроме (QFE) - атмосферное давление на уровне превышения аэродрома или посадочного порога ВПП аэродрома;

давление на аэродроме (в пункте), приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (QN H), - атмосферное давление, при установке которого на шкале барометрического высотомера, барометрическая высота аэродрома (пункта) совпадает с его абсолютной высотой;

дельтадром (парадром) - участок земной поверхности со склоном, подготовленный и маркированный для размещения, взлета и посадки дельтапланов (парапланов);

демонстрационный полет - полет с целью показа возможностей ВС, летного мастерства (показ авиатехники, авиационный парад и другие);

дирижабль - летательный аппарат легче воздуха, приводимый в движение силовой установкой;

диспетчерская зона - контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от земной поверхности до установленной верхней границы;

диспетчерское обслуживание воздушного движения (управление воздушным движением (далее - УВД) - действия диспетчеров по управлению воздушным движением (далее - диспетчер УВД), направленные на предотвращение столкновений ВС между собой и с другими материальными объектами на земле и в воздухе, а также на ускорение и упорядочение потока ВС;

диспетчерское разрешение - разрешение, выдаваемое органом ОВД командиру ВС, действовать в соответствии с условиями, установленными органами ОВД;

диспетчерский район - контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от земной поверхности от установленной границы над земной поверхностью;

диспетчерское указание - указание диспетчера УВД, обязывающее экипаж ВС выполнять конкретные действия;

задание на полет - документ установленной формы, разрешающий командиру ВС выполнение полета;

запас высоты над препятствиями (МОС) - минимальное расстояние по вертикали от ВС до горизонтальной поверхности, проходящей через наивысшую точку препятствия, учитываемого в установленных границах;

заход на посадку по ППП - участок полета, на котором выполняется процедура захода на посадку по установленной схеме с использованием радиотехнических средств под контролем органа ОВД с соблюдением ППП;

заход на посадку по кругу (Circling Approach) - дополнение к схеме захода посадку по приборам, предусматривающее выполнение визуального полета по кругу над аэродромом перед посадкой;

заявка на полет - документ установленного образца (план полета, повторяющийся план полета и другие), содержащий необходимые данные для обеспечения и выполнения полета;

значительное отклонение - не санкционированное органом ОВД отклонение ВС за пределы маршрута;

зона визуального маневрирования - зона, в пределах которой учитывается запас высоты над препятствиями для ВС, выполняющих заход на посадку по кругу;

зона запретная - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой использования воздушного пространства без специального разрешения запрещено;

зона ограничения - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой использования воздушного пространства ограничено определенными условиями;

зона ожидания - часть воздушного пространства установленных размеров, расположенная, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома и предназначенная для ожидания ВС своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому;

зона опасная - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов ВС;

зона международная - часть воздушного пространства установленных размеров над территорией одного или двух соседних государств, использование которого осуществляется ВС договорившихся государств;

зона приземления - участок ВПП за ее порогом, предназначенный для первого касания ВПП приземляющимися ВС;

зональная навигация (далее - RNAV) - метод навигации, позволяющий ВС выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации. RNAV подразделяется на три типа:

2D-RNAV - зональная навигация в горизонтальной плоскости;

3D-RNAV - зональная навигация в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

4D-RNAV - зональная навигация в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по заданному времени;

извещение для пилотов (далее - N OTAM) - извещение, рассылаемое средствами электросвязи и содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, своевременное предупреждение о которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов;

информация о движении - информация, исходящая от органа ОВД для предупреждения пилота о других известных или наблюдаемых ВС, которые могут находиться вблизи его местоположения или намеченного маршрута полета, и помогающая пилоту предотвратить столкновение;

кабинный экипаж - лица авиационного персонала, имеющие свидетельства бортпроводника или бортоператора и выполняющие на борту ВС обязанности, определенные им эксплуатантом;

квалификационная отметка - запись, сделанная в свидетельстве авиационного специалиста или имеющая к нему отношение, являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству;

командир ВС - пилот, назначенный эксплуатантом или в случае авиации общего назначения владельцем ВС выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета;

командно-летный состав - должностные лица авиационного персонала, имеющие действующие свидетельства летного состава и занимающие командную должность;

коммерческая воздушная перевозка - полет ВС для перевозки пассажиров, грузов или почтовых отправлений за плату или по найму;

компенсационный запас топлива - составная часть резервного топлива, предназначенная для компенсирования возможной неточности расчета и заправки топлива на полет, погрешностей прогноза метеоусловий, топливоизмерительной системы, отклонения фактических характеристик расхода топлива от расчетных, а также навигационных погрешностей и возможных ограничений, налагаемых органом ОВД относительно эшелона и маршрута следования, и для обеспечения эксплуатационной гибкости в случае разгерметизации кабины или отказа одного двигателя при полете по маршруту;

контролируемое воздушное пространство - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание в соответствии с классификацией воздушного пространства;

комплексный пилотажный тренажер - любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета:

тренажер, имитирующий условия полета, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа ВС, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа ВС;

тренажер для отработки техники пилотирования, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно-технические характеристики ВС определенного класса;

тренажер для основной подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета ВС по приборам;

конечный участок захода на посадку - участок схемы захода на посадку по приборам, в пределах которого производится выход в створ ВПП и снижение для посадки;

контролируемый аэродром - аэродром, на котором предоставляется диспетчерское обслуживание аэродромного движения;

контролируемый полет - полет ВС, который обеспечивается диспетчерским ОВД;

контрольный пункт (ориентир) - характерный географический ориентир, относительно которого сообщается местоположение ВС при полетах по ПВП;

контрольная дальность видимости на ВПП - сообщенные значения RVR в одной или нескольких точках наблюдения за RVR (точка приземления, средняя точка и дальний конец ВПП), используемые в целях определения соответствия установленным эксплуатационным минимумам;

контрольная точка аэродрома (КТА) - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома и располагающаяся, как правило, в геометрическом центре главной ВПП;

контрольная точка конечного этапа захода на посадку (FAF) - контрольная точка (или точка) схемы захода на посадку по приборам, в которой начинается участок конечного этапа захода на посадку;

контрольная точка начального участка захода на посадку (IAF) - установленная процедурой захода на посадку по ППП контрольная точка, в которой начинается маневр захода на посадку;

контрольная точка ожидания - географическое место, используемое в качестве ориентира для схемы ожидания;

контрольная точка промежуточного участка захода на посадку (IF) - установленная процедурой захода на посадку по ППП контрольная точка, в которой начинается промежуточный участок захода на посадку;

конфигурация ВС - сочетание положений средств механизации крыла, шасси, внешних подвесок и других частей и агрегатов ВС, влияющее на его аэродинамические характеристики;

концевая полоса торможения (КПТ) - специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки ВС в случае прерванного взлета;

крейсерский эшелон полета - эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета;

критическая зона ILS - зона, обозначенная на площади маневрирования, в пределах которой не должны находиться транспортные средства, включая ВС, в момент захода на посадку ВС по категорированному минимуму;

круг полетов - установленный маршрут (схема) в диспетчерской зоне, по которому или по части которого выполняются набор высоты после взлета, заход на посадку, ожидание посадки, полет над аэродромом или выход ВС за пределы аэродрома;

летная полоса - часть летного поля аэродрома, включающая ВПП и концевые полосы торможения (если они предусмотрены), предназначенная для обеспечения взлета и посадки ВС и уменьшения риска повреждения ВС, выкатившихся за пределы ВПП, и обеспечения безопасности ВС, пролетающих над ней во время взлета и посадки;

летная проверка - определение уровня профессиональной подготовленности лиц летного состава в процессе выполнения ими задания на полет или на тренажере, сертифицированном для проведения летных проверок;

летная работа - деятельность, осуществляемая экипажем ВС при подготовке и выполнении полета;

летная тренировка - процесс практического обучения членов летного и кабинного экипажей с целью приобретения, восстановления или поддержания навыков, необходимых для выполнения полетов на ВС конкретного типа;

летная эксплуатация ВС - эксплуатация ВС, его систем и оборудования, осуществляемая экипажем в соответствии с РЛЭ, РПП и технологией работы членов экипажа конкретного типа ВС;

летное поле - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос со свободными зонами, рулежные дорожки, перроны, места стоянок и площадки специального назначения;

летно-инструкторский состав - лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава, допуск к инструкторской работе по специальности и занимающие должность инструктора;

летно-методическая работа - комплекс мероприятий, направленных на разработку документов, регламентирующих организацию летной работы и выполнение полетов, а также на создание эффективной системы профессиональной подготовки летного состава в целях повышения уровня безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;

летный экипаж - лица авиационного персонала, имеющие свидетельства летного состава, на которых эксплуатантом, а для авиации общего назначения - владельцем ВС, возложены обязанности связанные с управлением ВС в течение служебного полетного времени;

линия пути - проекция траектории полета ВС на поверхность земли, направление которой в любой ее точке выражается в градусах угла, отсчитываемого от северного направления истинного, магнитного или условного меридианов;

маршрут ОВД - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения ОВД;

маршрут RNAV - маршрут ОВД, установленный для полетов ВС, которые могут применять методы RNAV;

место ожидания у ВПП (предварительный старт) - определенное место, предназначенное для защиты ВПП, поверхности ограничения препятствий или критической (чувствительной) зоны радиомаячной системы (далее - РМС), в котором рулящие ВС и транспортные средства останавливаются и ожидают, если нет иного указания от аэродромного диспетчерского пункта;

местная воздушная линия (далее - МВЛ) - ограниченный по высоте и ширине коридор в воздушном пространстве, предназначенный для полетов ВС на высотах ниже эшелона перехода и обеспеченный полетно-информационным обслуживанием и аварийным оповещением;

местность горная - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с абсолютной высотой рельефа 1000 м и более;

местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа менее 200 м в радиусе 25 км;

местность холмистая - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями рельефа от 200 до 500 м в радиусе 25 км;

метеорологическая информация - сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических и прогнозируемых метеорологических условий;

метод назначения скорости по числу Маха (далее - метод числа М) - выполнение полета с числом М, назначенным органом ОВД для обеспечения установленных интервалов продольного эшелонирования между ВС для оптимального использования воздушного пространства на протяженных участках маршрутов ОВД;

минимальная высота снижения (далее - МВС) - указанная в схеме неточного захода на посадку или в схеме захода на посадку по кругу абсолютная или относительная высота, ниже которой снижение не должно производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами <1>;

--------------------------------

<1> В случае захода на посадку по кругу необходим визуальный контакт с ориентирами в районе ВПП (порог ВПП или светосигнальные средства захода на посадку или другая маркировка, относящаяся к ВПП).



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.